ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS
УДК 371.4:613/614 ББК 74.200.55 E 63
C.C. Енокаева
Старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры и туризма факультета физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета имени УД. Алиева; E-mail: Sabiraenokaeva @mail.ru
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ школьников
( Рецензирована )
Аннотация. В статье раскрываются педагогические возможности интегра-тивного подхода к формированию у школьников целостного представления о культуре здоровья посредством реализации авторской программы «Культура здоровья школьника». В её содержании показаны виды, формы интеграции учебных предметов и способы осуществления межпредметных связей. Выявленный валеологический потенциал содержания учебных предметов общеобразовательной школы позволил обозначить основные направления совместной деятельности педагогов, родителей и школьников как субъектов процесса здоровьесбере-жения. Экспериментально проверенные педагогические условия использования интегративного подхода к формированию у школьников целостного представления о культуре здоровья посредством реализации межпредметных связей являются ориентиром для совершенствования учебно-воспитательной деятельности современной школы.
Ключевые слова: образовательное пространство школы, интегративный подход, межпредметные связи, валеологический потенциал, здоровый образ жизни, культура здоровья школьника, педагогические условия.
S.S. Enokaeva
Senior Lecturer of the Department of Theoretical Fundamentals of Physical Culture and Tourism of Faculty of Physical Culture, the Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliev; E-mail: Sabira_enokaeva@mail.ru
INTEGRATIVE APPROACH TO FORMATION OF CULTURE OF HEALTH IN SCHOOL STUDENTS
Abstract. The paper discloses the pedagogical opportunities of integrative approach to formation at school students of complete idea of culture of health by means of implementation of the author's program "Culture of Health of the
School Student". Its contents comprise the types and forms of integration of subjects and ways of implementation of intersubject relationships. The revealed valeological potential of the contents of subjects at comprehensive school made it possible to designate the main directions of joint activity of teachers, parents and school students as subjects of a process of health protection. Experimentally checked pedagogical conditions of use of integrative approach to formation at school students of complete idea of culture of health by means of realization of intersubject relationships are a guide for perfecting teaching and educational activity of the modern school.
Keywords: educational space of school, integrative approach, intersubject relationships, valeological potential, healthy lifestyle, culture of health of the school student, pedagogical conditions.
Акцентируя важность проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, следует отметить, что традиционно доминирующая в обществе система его медицинского обеспечения, ориентированная на работу с контингентом уже больных детей, не только требует значительных финансовых, материальных и кадровых затрат, но и не может принципиально изменить ситуацию [5]. В условиях, когда здоровье человека в значительной степени зависит от его образа жизни, требуется поиск новых подходов к обеспечению здоровья. Необходимо интегрировать усилия региональных и муниципальных органов власти, медицинских учреждений, различных воспитательных и спортивно-оздоровительных центров с усилиями образовательного учреждения в единую систему, способную стимулировать развитие здорового образа жизни молодого поколения, находящегося в его пределах. Речь идет о создании своеобразного здоро-вьесберегающего, здоровьеформи-рующего пространства. Именно эта идея должна, на наш взгляд, стать центральной при реализации задач формирования культуры здоровья учащихся [2; 3].
Отечественная система образования имеет достаточный потенциал для сохранения и укрепления здоровья, формирования у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью и культуры здоровья [7].
Культура здоровья, являясь составной частью общей культуры человека, имея видовые отличия, несет в своем содержании и общие черты: знания, гуманистическую направленность усвоения и развития знаний, их применение в ходе деятельности, умелое использование в практической деятельности [10].
Формирование у учащихся культуры здоровья предполагает решение комплекса специфических воспитательных задач, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Речь идет о формировании не только определенной системы знаний, но и определенной системы целей, интересов, потребностей, установок, ценностных ориентаций и т.д., системы чувств и эмоциональных реакций, системы качеств и способностей (умений и навыков), а главное, такого поведения, образа жизни, которые обеспечивают сохранение и улучшение всех составляющих здоровья как целостного феномена [8; 9].
Эффективное формирование у учащихся целостного представления о культуре здоровья возможно на основе реализации межпредметных связей, которые обеспечиваются посредством интегративного подхода. Интегративный подход заключается в поиске и реализации содержания и методов, учебных предметов и форм обучения, законов и принципов, целей и типов обучения. Понимание интеграции как объединения единой целью всех элементов педагогической
системы лежит в основе и процесса формирования культуры здоровья. В практике работы в школе могут осуществляться различные виды интеграции: объективная, понятийная, концептуальная, методологическая. Организация занятий на интегративной основе даёт ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о здоровье человека как ценности, об образе жизни, позволяет развивать познавательную активность, творческие силы и способности, необходимые для формирования культуры здоровья [6].
Диагностика уровня сформированное™ культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста в школах Республики Дагестан и Карачаево-Черкесской республики выявила низкий уровень сформированное™ (47,5%) у них знаний по вопросам здоровья и оздоровительной деятельности. Вместе с тем одно из наиболее перспективных направлений в решении задачи повышения уровня этих знаний - интегративный подход, предполагающий создание и внедрение в практику школьного образования комплексных занятий, спроектированных на межпредметной основе. Исходя из этого, существенное внимание при разработке и реализации программы по формированию культуры здоровья подростка было уделено разработке такого подхода, направленного на повышение уровня их знаний по вопросам здоровья и оздоровления.
Реализация интегративного подхода в авторской программе «Культура здоровья школьника» осуществлялась в разнообразных формах интеграции учебных предметов: физическая культура, биология, основы безопасности жизнедеятельности, география [4].
Содержание программы было нацелено на получение следующих результатов внедрения программы:
1. Укрепление здоровья школьников через овладение знаниями,
умениями и навыками заботы о своем здоровье.
2. Осознанное и ценностное отношение детей и их родителей к здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
3. Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха учащихся.
4. Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.
5. Повышение уровня лечебной и профилактической работы.
6. Налаживание эффективного межведомственного сотрудничества.
7. Изменение восприятия проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе.
8. Повышение уровня сформированное™ культуры здоровья подростков.
В рамках реализации программы предполагалось осуществление педагогическим коллективом школы следующих видов учебно-воспитательной деятельности:
- рациональная организация жизнедеятельности школьников (оптимальная организация своей учебной деятельности, рациональный режим жизнедеятельности);
- решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
- организация работы спортивных секций в ОУ и вне школы (ДЮСШ);
- приобщение к научно-исследовательской работе по вопросам здоровьесбережения;
- массовые оздоровительные мероприятия: спортивно -оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии, народные праздники «Сабантой» и «Навруз»;
- организация дополнительного образования;
- компенсация недостаточной двигательной активности учащихся
за счет гимнастики, физкультминуток и на уроках, использование специальных тренажеров в классных комнатах (для профилактики плоскостопия, укрепления мышц ног и улучшения кровообращения, дидактические лесенки для дополнительных двигательных элементов), организации динамических пауз, активных перемен, спортивных часов в группах продленного дня (ГПД);
- тематические педагогические советы, психолого-педагогические чтения, семинары по изучению передового педагогического, социального опыта по оздоровлению школьников;
- обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры на классных часах, в ГПД, внеклассных мероприятиях;
- создание родительской «Школы здоровья» для родителей (медико-психолого-педагогическое, валеоло-гическое просвещение родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей).
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьес-берегающих образовательных технологий является приоритетным направлением деятельности школ сельского социума.
Выявление валеологического потенциала содержания учебных предметов позволило акцентировать внимание педагогов, родителей и школьников на формирование основ здоровьесбережения. Педагогическими механизмами реализации межпредметных связей в обучении явились: перенос эмоционально привлекательных элементов уроков физкультуры в систему общеобразовательных дисциплин путем освоения на этих уроках комплексов физкультминуток, гимнастики, разминок, релаксаций и т.д.; проведение совместно с классным руководителем классных часов на темы, посвященные здоровью, режиму дня школьника, охране безопасности
своей жизни и жизни окружающих людей, заботе об окружающих людях, развитию социально значимых черт характера, которые помогают установлению доброжелательного, позитивного взаимодействия и т.д.
В учебную деятельность включены также знания о гигиене питания, сна, отдыха, физических нагрузках, о профилактике заболеваний средствами физической культуры и укреплении здоровья, о приемах первой медицинской помощи, безопасности и питании. Проведены интегрированные уроки: урок-встреча «Причины заболеваний подростков» (интеграция биологии, ОБЖ), урок-практикум «Движение - это жизнь» (интеграция физической культуры и биологии), «Гигиена сердечно-сосудистой системы» (интеграция биологии и физической культуры); урок-конференция «Генно-модифицированные продукты в условиях развития современного мирового сельского хозяйства» (интеграция географии, биологии и ОБЖ); «Предупреждение заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников» (интеграция биологии и физической культуры). Учащиеся с интересом обсуждали темы урока, свободно высказывали свою точку зрения по той или иной проблеме. Содержание уроков было направлено на расширение кругозора, формирование комплексного мышления, что в совокупности привело к положительным результатам.
Слово учителя играет ведущую роль при обучении детей здоро-вьесбережению. С целью более эффективной реализации словесного метода обучения учителя ОБЖ и физкультуры, биологии, географии ориентировались на более широкое применение таких методических приёмов, как сравнение, сопоставление, иллюстрируя их примерами, сопровождая демонстрацией компьютерных презентаций, кинофильмов, схем и рисунков. Данная работа была направлена на активизацию мыслительной деятельности
учащихся посредством творческого решения проблемных ситуаций.
В ходе экспериментальной работы, организованной на базе общеобразовательных школ № 1 и 3 г. Ка-рачаевска в 2011-2016 годах, нами установлено, что успешность формирования культуры здоровья школьников возможна при условии интеграции в учебно-воспитательной деятельности школы следующих направлений:
- создание здоровьесберегающе-го педагогического режима обучения, организация здорового образа жизни;
- систематический анализ здоровья детей с целью последующей медико-психолого-педагогической коррекции;
- профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний;
- решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
- ориентация инновационной деятельности школы на важнейший критерий эффективности учебного процесса - улучшение физического и психического здоровья детей;
- разработка педагогических технологий, методик, отбор учебного материала, способствующего сохранению здоровья детей;
- формирование валеологиче-ского мышления у всех участников педагогического процесса;
- изучение передового педагогического, медицинского, социального опыта по оздоровлению подрастающего поколения;
- повышение квалификации педагогических кадров;
- организация спортивно-массовых мероприятий, традиционных народных праздников с целью сохранения здоровья и формирования культуры здоровья.
Каждое из перечисленных направлений предполагает включение таких мероприятий, как:
- психологическое и логопедическое сопровождение учебного процесса;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с медперсоналом;
- сотрудничество с органами местного самоуправления для содействия и реализации программы;
- привлечение домов культуры, клубов и библиотек в организации спортивно-массовых, здоровьесбере-гающих мероприятий.
Выявленные и экспериментально проверенные педагогические основания использования интегра-тивного подхода к формированию у школьников целостного представления о культуре здоровья посредством реализации межпредметных связей являются ориентиром для совершенствования учебно-воспитательной деятельности современной школы.
Примечания:
1. Демкина Е.В. Подход как методологическая стратегия исследования проблемы профессионального воспитания будущего специалиста // Общественные науки: всероссийский научный журнал. М., 2011. № 9. С. 132-136.
2. Джаубаев Ю.А., Саркисова Н.Г., Петьков В.А. Физическая рекреация как средство развития социокультурной компетентности студентов вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2015. Вып. 4 (169). С. 138-142.
3. Технология проектирования рекреационно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении / Ю.А. Джаубаев, Р.В. Бальба, Г.А. Лундина [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2015. Вып. 4 (169). С. 94-99.
4. Енокаева С.С. Формирование культуры здоровья подростков в условиях сельского социума: на материале Карачаево-Черкесской республики и Республики Дагестан: дис ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2015. 218 с.
5. Курганская Т.В., Петьков В.А. Формирование основ здорового образа жизни учащихся начальных классов сельской школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2014. Вып. 3 (143). С. 53-58.
6. Петьков В.А. Педагогическая поддержка личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности//Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2013. Вып. 4 (129). С. 179-183.
7. Петьков В.А. Проектирование физкультурно-оздоровительной деятельности общеобразовательной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. Вып. 4. С. 146-151.
8. Проблема цели в физическом воспитании студентов: методологический аспект / В.А. Петьков, Ю.А. Джаубаев, А.А. Эльгайтаров [и др.] // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 183-187.
9. Петьков В.А., Кобцева О.Н. Проектирование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Культура физическая и здоровье. 2009. № 6. С. 67-70.
10. Соловьёв Г.М., Резенькова О.В. Некоторые теоретико-методологические аспекты здоровья и культуры здорового образа жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 2. С. 68-73.
References:
1. Demkina E.V. Approach as a methodological research strategy of the problem of vocational education of the future specialist // Social sciences: All-Russian scientific journal. M., 2011. No. 9. P. 132-136.
2. Dzhaubaev Yu.A., Sarkisova N.G., Petkov V.A. Physical recreation as the development tool of students' sociocultural competence at higher education institutions // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 4 (169). P. 138-142.
3. Technology of design of the recreational and health improving activity in educational institution / Yu.A. Dzhaubaev, R.V. Balba, G.A. Lundina [et al.] // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 4 (169). P. 94-99.
4. Enokaeva S.S. Formation of teenagers' health culture in the conditions of a rural society: based on Karachay-Cherkessia and the Republic of Dagestan: Diss, for the Cand. of Pedagogy degree. Karachaevsk, 2015. 218 pp.
5. Kurganskaya T.V., Petkov V.A. Formation of bases of the healthy lifestyle of pupils of elementary classes of the rural school // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 3 (143). P. 53-58.
6. Petkov V.A. Pedagogical support of development of professional competence of the teacher of physical culture at higher education institution // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2013. Iss. 4 (129). P. 179-183.
7. Petkov V.A. Designing physical training and health improving activity at comprehensive school // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 4, P. 146-151.
8. The problem of purpose in the physical training of students: a methodological aspect / V.A. Petkov, Yu.A. Dzhaubaev, A.A. Elgaytarov [et al.] // Theory and practice of social development. 2015. No. 7. P. 183-187.
9. Petkov V., Kobtseva O.N. Projecting of health-keeping activity of the educational institution // Physical culture and health. 2009. No. 6. P. 67-70.
10. Solovyev G.M., Rezenkova O.V. Some theoretical and methodological aspects of health and culture of a healthy lifestyle // Physical culture: upbrining, education and training. 2010. No. 2. P. 68-73.