concessions. Also covers basic model connection state and private capital, their features, and capabilities of the modern mixed economy. To understand the essence of the modern economic system identifies the main functions of the state in the connection state and private capital are the main aspects of the transformation of these functions. Keywords: connection state and private capital, concession, the functions of the state.
УДК 371.4
Морозова Е.Е., Литвинова О.А.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлена модель формирования экологической компетентности младших школьников. Особенностями модели является реализация ее во внеурочной деятельности; обеспечение включения учащихся начальной школы в экологическую деятельность в ходе решения проектных задач «Школа добрых дел», «Зеленая аллея памяти», «Сохраним природный парк»; применение моделирования, которое является значимым способом обучения решению экологических проблем.
Модель состоит из целевого, содержательного, процессуального и результативного блоков. Модель направлена на освоение социально-экологических знаний, формирование ценностного отношения к природе и экологической деятельности, овладение экологическими действиями. Содержательной основой процесса формирования экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности выступают ее компоненты: когнитивный (объем, прочность и осознанность социально-экологических знаний о природе и способах экологической деятельности); мотивационно-ценностный (наличие социально и личностно значимых мотивов экологической деятельности; оценочные суждения о природе и экологической деятельности); практически-деятельностый (активность и самостоятельность в преобразовании окружающей среды; овладение моделированием образа школы и пришкольной территории как объектов экологического, социального и эстетического значения; моделированием экологически, символически и эстетически целесообразного размещения растений на пришкольной территории; моделированием мероприятий по охране природного парка. Реализация механизма формирования экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности осуществляется за счет времени, отводимого на внеурочную деятельность в образовательном процессе начальной школы 1—4 годов обучения (42 занятия, 84 часа). Результативность процесса формирования экологической компетентности младших школьников в ходе реализации модели обеспечивается комплексом социально-педагогических условий в ходе развития экологообразовательной среды образовательного учреждения.
Ключевые слова: экологическая компетентность, экологическое образование, проектные задачи, внеурочная деятельность.
Современная экологическая ситуация требует изменения отношения общества и человека к экологическим проблемам. Решение отмеченных проблем возможно не только средствами специальных научных служб и специалистов, но и усилиями учащихся. В связи с этим, формирование экологической составляющей образования, культуры здорового и безопасного образа жизни выступает одним из условий реализации образовательной программы, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования [5].
Современное экологическое образование претерпевает преобразования: происходит его становление в интересах устойчивого развития общества и природы. Значительная роль в экологическом образовании отводится компетентностному подходу, который связывается с важностью формирования у учащихся функциональной грамотности, способности применять полученные знания и умения в условиях реальной жизни при решении экологических проблем. Перспектива развития компетентностно-
го подхода в экологическом образовании связывается со становлением нового планируемого результата - экологической компетентности.
На сегодня сущностная характеристика экологической компетентности включает в себя категориальные (содержание понятия); функциональные (функции экологической компетентности); структурно-содержательные (состав и содержание основных компонентов экологической компетентности) и типологические (уровни, критерии, показатели) аспекты. Авторами [3,4,8]. Отмечается обязательное наличие когнитивного, мотивационно-ценностного, а также практически-деятельностного компонентов экологической компетентности; актуализируется значимость интегрального дискриминанта (осмысленность, субъектная значимость экологической деятельности), способствующего развитию и становлению диагностического аппарата экологической компетентности [3]. Труды, посвященные вопросам реализации моделей формирования экологической компетентности обучаемых в практике образовательных организаций немногочисленны. В рамках
© Морозова Е.Е., Литвинова О.А., 2015
Экономика образования ♦ № 1, 2015
115
педагогической Концепции формирования экологической компетентности учащихся раскрываются практические возможности формирования экологической компетентности школьников на уроках и во внеклассной работе через систему учебных экологических ситуаций, интерактивных упражнений, проектов; актуализируется значимость формирования осознанности экологической деятельности, позволяющей показать зависимость и взаимосвязи компонентов экологической компетентности [3]. Опыт внедрения модели экологической компетентности младших школьников в практику образовательного учреждения представлен в работе Л.В. Моисеевой и Ю.Г. Никитиной [8]. Отмечается неравномерное развитие компонентов экологической компетентности, в связи с чем, обосновывается необходимость формирования у младших школьников ценностного отношения к природе и расширения опыта учебной и экологической деятельности.
Формирование экологической компетентности младших школьников затрагивает вопросы развития учащихся начальной школы как субъектов учебной деятельности. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2], предусматривает добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных экологических проблем. Внедряются в образовательную практику начальной школы проекты экологической направленности, представлены разработки и методика обучению решению проектных задач в начальной школе [1]. Имеющиеся теоретико-методологические основы формирования экологической компетентности личности позволяют детализировать и актуализировать вопросы формирования экологической компетентности младших школьников в рамках современных тенденций модернизации образования.
С учетом отмеченных работ, экологическая компетентность младших школьников может рассматриваться как способность и готовность учащихся проектировать и организовывать экологическую деятельность на основе применения социально-экологических знаний, проявления оценочных суждений о природе и экологической деятельности, овладения экологическими действиями и умениями экологического характера. Основой экологической компетентности младших школьников выступает экологическая деятельность, ориентированная на экологически целе-сообразное преобразование окружающей действительности, развитие личности учащегося, изменение его отношения к себе, природе и окружающему миру. Нами разработана модель формирования экологической компетентности младших школьников, состоящая из целевого, содержательного, процессуального и результативного блоков [6,7]. Модель акцентирует внимание на решении проектных задач во внеурочной деятельности и
значимости овладения младшими школьниками экологических действий (моделирование образа школы и пришкольной территории как объектов экологического, социального и эстетического значения; моделирование экологически, символически и эстетически целесообразного размещения растений на пришкольной территории; моделирование мероприятий по охране природного парка).
Целевой блок. Целью является сформировать экологическую компетентность младших школьников во внеурочной деятельности средствами решения проектных задач. Задачи: освоить социально-экологические знания, сформировать ценностное отношение к природе и экологической деятельности, овладеть экологическими действиями и умениями экологи-ческого характера.
Содержательный блок. Определяет содержание процесса формирования экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности и условия, способствующие формированию экологической компетентности младших школьников. Содержательной основой процесса формирования экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности выступают ее компоненты: когнитивный (объем, прочность и осознанность социально-экологических знаний о природе и способах экологической деятельности); мотивационно-ценностный (наличие социально и личностно значимых мотивов экологической деятельности; оценочные суждения о природе как источнике красоты, познания, пользы и охраны; оценочные суждения об экологической деятельности, как деятельности, ориентированной на экологически целесообразное преобразование окружающей действительности, развитие личности учащегося, изменение его отношения к себе, природе и окружающему миру); практически-деятельностый (активность и самостоятельность в преобразовании окружающей среды человека, овладение моделированием образа школы и пришкольной территории как объектов экологического, социального и эстетического значения; моделированием экологически, символически и эстетически целесообразного размещения растений на пришкольной территории; моделирование мероприятий по охране природного парка).
Результативность процесса формирования экологической компетентности младших школьников в ходе реализации модели обеспечивается комплексом социально-педагогических условий в ходе развития экологообразовательной среды образовательного учреждения.
Процессуальный блок. Включает применяемый дидактический инструментарий: последовательность и целесообразность подбора форм и методов для реализации механизма формирования экологической компетентности младших школьников во вне-
урочной деятельности за счет времени, отводимого на внеурочную деятельность в образовательном процессе начальной школы 1- 4 годов обучения (42 занятия, охватывающие 84 часов).
Процесс формирования экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности средствами решения проектных задач выстраивается с учетом схемы Д.С. Ермаков [3], соответствующей этапам усвоения учебного материала в процессе включения учащихся в экологическую деятельность: этап восприятия объектов живой природы, экосистем, процессов, формирования представлений об экологических взаимосвязях, противоречиях; этап означивания-понимания экологических знаний, способов действий в структуре экологической деятельности; этап оценивания-осмыс-ление, обобщение усвоенного в процессе экологического образования материала; этап практического выбора - выбор ценностей, которые приобретают личный смысл; этап личностного осмысления -присвоения субъектом ценностей экологической деятельности; самореализация учащихся в практическом преобразовании действительности.
Представленная модель предполагает последовательное решение проектных задач «Школа добрых дел» [10,11], «Зеленая аллея памяти» [9,11,13], «Сохраним природный парк» [11,13]. Каждая проектная задача, включает множественный набор заданий, имеющих свою функциональную направленность. Так, решение проектной задачи «Школа добрых дел» способствует активному восприятию процессов социума и природы, формированию экологических знаний, раскрывает перед учениками многообразную ценность объектов природы в их жизни и значимость экологической деятельности; Задача направлена на развитие и усиление мотивации младших школьников к общеучебным и экологическим действиям (научно-познавательного и практико-ориентированного характера) в ходе моделирования образа школы (как объекта экологического, социального и эстетического значения) и организации мероприятий по обустройству пришкольной территории. Решение проектной задачи «Зеленая аллея памяти» способствует углублению экологических знаний; фиксирует ценность объектов природы и значимость экологических действий (экологов, озеленителей и дизайнеров); активизирует субъектную позицию учащихся; выявляет критерии оценки окружающей действительности (с приоритетом экологических ценностей) в ходе моделирования и обустройства «Зеленой аллеи памяти» (или Зеленого уголка памяти); формирует оценочные умения младших школьников. Решение проектной задачи «Сохраним природный парк» способствует обобщению и анализу усвоенного материала в процессе экологической деятельности (активистов, экспериментаторов, теоретиков, социологов); стимулирует
личностное осмысление младшими школьниками ценностей природы и значимости экологической деятельности в ходе моделирования и организации мероприятий (охранительно-восстановительного, познавательного и преобразовательного характера) по обустройству природного парка; позволяет школьникам реализовать свои собственные познавательные, этические, эстетические и экологические потребности в ходе организации социально значимой экологической деятельности.
Решение каждой проектной задачи осуществляется в три этапа: постановка задачи, открытие нового способа действия, осуществляемого через выполнение творческих заданий когнитивного, практичес-ки-деятельностного и мотивационно-ценностного характера и решение частных задач, позволяющих осуществить контроль овладения новым способом действия. Результативный блок. Результативная часть предполагает определение эффективности процесса формирования экологической компетентности и ее оценки по уровням: низкий, допустимый, оптимальный (таблица 1).
Эффективность реализации модели проявляется в росте уровня экологической компетентности младших школьников (с низкого на допустимый и оптимальный уровни), в ходе чего углубляются и расширяются представления о социально-экологических знаниях (знания о многообразии объектов природы, об экологических ценностях и нормах, об устройстве экосистемы, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в природе, о видах и значимости экологической деятельности); развиваются социальные мотивы экологической деятельности (санитарно-гигиенические, социальные, эстетические, гуманистические, познавательные, гражданские, природоохранные), отмечается наличие личностной мотивации (похвала взрослых, общение, дружба, лидерство, отдых, творчество и др.) в ходе участия в экологической деятельности; осмысливается непрагматическая значимость и ценность природы (как источника охраны, познания, красоты и пользы), повышается активность и самостоятельность в ходе практического преобразования среды обитания человека, происходит освоение экологических действий (моделирование образа школы и пришкольной территории как объектов экологического, социального и эстетического значения; моделирование символически и экологически целесообразного размещения растений на пришкольной территории; моделирование мероприятий по охране природного парка).
Таким образом, особенностями представленной модели формирования экологической компетентности младших школьников является реализация ее за счет внеурочной деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе; обеспечение включения учащих-
Экономика образования ♦ № 1, 2015
117
Таблица1
Уровни экологической компетентности младших школьников
Уро вень Показатель
Познавательный Мотивационно-ценностный Практически-деятельностный
Низкий Имеются фрагментарные представления об объектах природы и способах экологической деятельности Оценивает природу как источник пользы; оценочные суждения об экологической деятельности не проявляются; отсутствует мотивация к экологической деятельности Участвует в практическом преобразовании среды обитания человека по инициативе учителя
Допустимый Имеются отдельные представления и понятия об объектах природы и способах экологической деятельности Оценивает природу как источник пользы, красоты, познания; проявляются санитарно-гигиенические и социальные мотивы экологической деятельности Активен в ходе практического преобразования среды обитания человека; моделирует объекты (школа, аллея, парк) с учетом их социального и эстетического значений
Оптимальный Имеются системные представления и понятия об объектах природы и способах экологической деятельности Оценивает природу как источник пользы, красоты, познания и охраны, проявляет санитарно-гигиенические, социальные, эстетические, гуманистические, гражданские и личные мотивы экологической деятельности Активен и самостоятелен в ходе практического преобразования среды обитания человека; моделирует объекты (школа, аллея, парк) с учетом их экологического, социального и эстетического значений
ся в экологическую деятельность в ходе решения проектных задач «Школа добрых дел», «Зеленая аллея памяти», «Сохраним природный парк»; применение моделирования, которое является значимым способом обучения решению экологических проблем локального и регионального характера.
Библиографический список
1. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егор-кина. - Москва: Просвещение, 2010. - 175 с.
2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2009. - 18 с.
3. Ермаков, Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика / Д.С. Ермаков. - Москва: МИОО, 2009. - 145 с.
4. Захлебный, А.Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - №> 3. - С. 3-8.
5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - 2-е изд. -Москва : Просвещение, 2009. - 39 с.
6. Литвинова, О.А. Формирование экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.А. Литвинова. - Саратов, 2014. - 18 с.
7. Литвинова, О.А. Формирование основ экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности / О.А. Литвинова, Е.Е. Морозова. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2014. - 256 с.
8. Моисеева, Л.В. Формирование экологической компетентности младших школьников / Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 2. - С. 203-210.
9. Морозова, Е.Е. Эколого-гражданский проект «Зеленая Аллея Памяти» / Е.Е. Морозова, Л.В. Горина // Начальная школа. - 2006. - № 1. - С. 56-61.
10. Экологообразовательный проект «Школа добрых дел» : учебное пособие для учащихся начальной школы / Е.Е. Морозова [и др.]. - Саратов: Научная книга, 2009. - 34 с.
11. Морозова, Е.Е. Совершенствование экологического образования школьников в системе общеобразовательных учреждений Саратовской области / Е.Е. Морозова, Г.В. Шляхтин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - Том 11, вып. 4. - С. 99-103.
12. Реализация проекта «Зеленая Аллея Памяти» / Е.Е. Морозова [и др.] // Начальная школа. - 2012. -№ 5. - С. 52-57.
13. Экологообразовательный проект «Сохраним природный парк «Кумысная поляна»: учебное пособие для учащихся / Е.Е. Морозова [и др.] ; под ред. Е.Е. Морозовой. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. - 64 с. - (Начальное естественно-математическое образование; кн. 7).
Профессионально важные и личностно значимые качества специалистов различных типов профессий
Morozova E., Litvinova O.
THE MODEL OF THE FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE OF THE YOUNGER PUPILS IN THE EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
The article presents the model of theformation of the ecological competence of the younger pupils. Features of the presented model is an implementation of it at the expense of extracurricular activities; providing a switch ofprimary school students in environmental activities in the course of solving a pro-planned tasks «School of good deeds», «Green memory lane», «Save the park»; the use of imitational modeling, which is an important way of learning to the solution of environmental problems.
The model consists of the target, substantive, procedural and used to assesstion blocks. The model is focused on the development of socio-ecological knowledge, the formation of value attitude to nature and environmental activities, the acquisition of environmental action. The basis of the content of the process offormation of ecological competence of younger students in extracurricular activities are its components: cognitive (volume, strength and awareness of socio-ecological knowledge about the nature and methods of environmental activities); motivational and value (the presence of a socially and personally significant reasons of environmental activities; value judgments about the nature and environmental activities); practically activities (active and independent in the transformation of the environment of the person; modeling mastering of the school and the school site as objects of ecological, social and aesthetic values; modeling environmentally symbolically and aesthetically suitable host plants on the school site; modeling activities for the protection of the natural park. Implementation of the mechanism of formation of ecological competence of younger students in extracurricular activities at the expense of time spent on extracurricular activities in the educational process primary school 1 to 4 years of study (42 classes, 84 hours). The effectiveness of the process of formation of ecological competence younger students during the implementation of the model is ensured by a complex socio-pedagogical conditions during the development of the educational environment.
Keywords: ecological expertise, environmental education, project tasks; extracurricular activities.
УДК 159.923
Филатова О.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ И ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ
В статье описаны результаты эмпирического исследования психологических структур личности сотрудников профессий типов «человек-человек», «человек-знаковая система» и «человек-техника». Представлены результаты сравнительного анализа профессионально важных и личностно значимых качеств специалистов различных типов профессий. В ходе эмпирического исследования у специалистов профессий типа «человек-человек» выявлен широкий диапазон личностно значимых качеств: эгоистические установки в поведение и деятельности, заинтересованность в увеличении своего благосостояния, направленность на достижение положительного результата в деятельности, а также способность к саморефлексии. Из профессионально важных качеств доминирует коммуникативная рефлексия, которая прямо взаимосвязана с эффективностью деятельности. Представителей профессий «человек-знаковая система» характеризуют следующие личностно значимые качества: ситуативность установок на альтруизм и эгоизм в деятельности и коллективе, направленность на процесс и достижение определенного результата, стремление к увеличению своего благосостояния; способность мыслить образами и постоянное совершенствование, развитие себя; способность правильно выстраивать дружеские отношения в коллективе. Из профессионально важных качеств — это способность к подчинению, приносить в жертву свои интересы, способность к саморефлексии и коммуникативной рефлексии, умеренный уровень личностной тревожности. Личностно значимыми качествами специалистов профессий «человек-техника» являются умеренный уровень личностной и реактивной тревожности; установка на альтруизм в общении; способность мыслить логично, последовательно и принимать управленческие решения в экстремальных ситуациях. Из профессионально важных качеств доминирующими являются способность к рефлексии и мыслить абстрактно.
Ключевые слова: тип профессий, профессионально важные качества, личностно значимые качества.
Проблема изучения профессионально важных качеств личности специалистов различных типов профессий в современной психологической науке особенно актуальна. Рассмотрением проблемы профессионально-важных качеств занимались А.А. Дер-кач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, В.Л. Марищук, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др. Профессиональ-
но-важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. [1] Иными словами, развитие профессионально-важных качеств является непременным условием успешной реализации профессиональных функций. Согласно А. В. Карпову, профессиональ-
© Филатова О.В., 2015
Экономика образования ♦ № 1, 2015
119