Научная статья на тему 'Формирование экологической компетентности младших школьников'

Формирование экологической компетентности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5458
596
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THE ECOLOGICAL COMPETENCE / ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Людмила Владимировна, Никитина Юлия Геннадьевна

Рассматривается понятие экологической компетентности учащихся начальных классов. Предлагается технология формирования экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «окружающий мир» и во внеурочной время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the ecological competence of primary pupils

In article considers the concept of the ecological competence of primary school pupils. The technology of formation of the ecological competence of younger schoolchildren in the lessons «Surrounding World» and in free time is offered.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической компетентности младших школьников»

УДК 37.033 ББК Ч421.350.7

Л. В. Моисеева, Ю. Г. Никитина Екатеринбург

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГСНТИ 14.25.09; 87.01.45 Код ВАК 13.00.02

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экологическая компетентность; экологическое образование.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается понятие экологической компетентности учащихся начальных классов. Предлагается технология формирования экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «окружающий мир» и во внеурочной время.

L. V. Moiseyevа, Ju. G. Nikitina

Ekaterinburg

FORMATION OF THE ECOLOGICAL COMPETENCE OF PRIMARY PUPILS

KEY WORDS: the ecological competence; ecological education.

ABSTRACT. In article considers the concept of the ecological competence of primary school pupils. The technology of formation of the ecological competence of younger schoolchildren in the lessons «Surrounding World» and in free time is offered.

Во многих странах мира приоритетной становится проблема выживания. Вопросы устойчивого развития общества, сохранения природных ресурсов и окружающей среды поднимались на Всемирном саммите 2002 г. в Йоханнесбурге, на пятой конференции «Окружающая среда для Европы» в 2003 г., на саммите Большой восьмерки на о. Хоккайдо в Японии (2008 г.), на саммите ШОС в Екатеринбурге (2009 г.) и др.

В России, напротив, экономические, политические, социальные, межэтниче-

© Моисеева Л. В., Никитина Ю. Г., 2011

ские проблемы оттеснили экологические на задний план, хотя без их решения невозможна экономическая, а значит, и социально-политическая стабильность и целостность государства. Экологическая безопасность является важнейшей составляющей государственной безопасности, и могла бы стать национальной идеей, объединяющей народы России. Понять масштабность происходящих в окружающей среде изменений может только экологически грамотный, т. е. компетентный человек. Учитывая контекст

европейских тенденций глобализации, Совет культурной кооперации среднего образования в Европе определил основные, ключевые компетентности, которые в ходе образования должны освоить молодые европейцы. Соответственно и цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.).

Президент России Д. А. Медведев заявил о необходимости бороться с экологической безграмотностью в стране и отметил, что сформировать у людей экологическое сознание невозможно без изучения курса экологии в школе. Вышедшие в последние годы нормативноправовые и научно-методические документы отмечают приоритетность данного направления. Так, одной из ведущих идей модернизации естественно-научного образования является формирование экологически компетентной личности. В связи с этим особую значимость приобретает деятельность общеобразовательных учреждений по формированию экологически компетентной личности, которая имеет экологические знания об окружающем мире, мотивирована на выбор экологически целесообразной линии социального поведения, обладает опытом самовыражения в поведенческо-волевой, эмоционально-чувственной и интеллектуальной сферах, осознает универсальную ценность природы, соблюдает правила поведения и деятельности в природе, оценивает и предупреждает потенциальные последствия своих поступков.

Младший школьный возраст является сенситивным периодом для начала формирования многих базовых качеств личности, в том числе и для развития экологической компетентности ребенка. В настоящий момент отсутствует единое мнение относительно цели и результата экологического образования детей, адекватного возрасту и соотносимого с эко-

логической компетентностью как личной характеристикой и показателем качества образования. Эффективное формирование экологической компетентности возможно в рамках курса «окружающий мир», так как данный курс предоставляет широкие возможности для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетенций — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Следовательно, приобретает актуальность поиск технологий, средств, методов обучения и диагностики экологического образования, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, умения оценивать свое поведение и поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетентности у выпускника начальной школы. Учеными ведется активная разработка технологий по реализации Государственного стандарта начального образования (2010 г.), в котором немалое место отводится «формированию ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач» [5].

Большой вклад в решение проблем экологического образования и воспитания, в развитие экологической культуры в современной педагогической теории внесли А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Гайсин, Э. В. Гирусов, И. П. Лаптев, Н. М. Мамедов, А. В. Миронов, Л. В. Моисеева, Н. Ф. Реймерс, И. Т. Суравегина, М. Я. Якунчев и др. [см. 4]. Они обосновали принципы, цели, задачи, формы организации и методы экологического образования, разработали основы его содержания, рекомендации по формиро-

ванию экологических знаний, умений и навыков поведения в природе, определили условия реализации идей экологического образования в разных аспектах.

Компетентность как научная категория образования рассматривалась в работах И. А. Виноградовой, З. З. Кирсановой, И. Ю. Клименко, О. В. Колобовой, Н. В. Кузьминой, Н. А. Лупатовой, А. М. Новикова, Н. А. Рототаевой, В. А. Сласте-нина, Ю. А. Тюменевой, О. Н. Шахматовой, А. Шелтона, С. Е. Шишова, Е. А. Шу-льпиной и др. [см. 4]. Впрочем, все они в основном посвящены определению требований к подготовке специалиста в профессиональной школе. Компетентность трактуется как сформировавшееся интегративное качество личности, определяющее ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности, на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей [2. С. 20]. Компетенции понимаются как комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение определенной деятельности.

В исследованиях Д. С. Ермакова компетенция рассматривается как заданное требование (норма) к образовательной подготовке человека. В соответствии с этим экологическую компетенцию можно определить как систему нормативных требований к уровню подготовки учащихся в области решения экологических проблем, сохранения и устойчивого воспроизводства жизни [Там же]. По мнению А. Н. Захлебного, экологическая компетенция предусматривает умение учащегося проектировать и организовывать свою учебную деятельность с учетом следующих факторов: пространственнопредметные и временные условия; отношения между объектами образования; требования Государственного стандарта и учебной программы; индивидуальные

ресурсы обучаемого; учебные нагрузки и их влияние на здоровье и экологическую безопасность [3]. Экологическая компетенция — это результат экологического образования.

Экологическая компетентность — интегративное качество личности, определяющее ее способность действовать в системе «человек — общество — природа» в соответствии с усвоенными экологическими знаниями, умениями, навыками, с убеждениями, мотивами, ценностными представлениями, экологически значимыми личными качествами и практическим опытом экологической деятельности. Компетентность характеризуется способностью решать разного уровня проблемы и задачи, возникающие в жизненных ситуациях, на основе сформированных ценностей и мотивов, знаний, учебного и жизненного опыта, индивидуальных особенностей, наклонностей, потребностей [1]. На основе этого определения, данного В. А. Алексеевым, можно сформулировать определение экологической компетентности применительно к младшим школьникам: экологическая компетентность младших школьников — это готовность выбрать экологически целесообразную линию социального поведения, прогнозировать последствия своего поведения, опираясь на полученные в начальной школе экологические знания и опыт.

В педагогической литературе структура экологической компетентности включает следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностно-практический. Развитие экологической компетентности у младших школьников в образовательном процессе осуществляется в рамках освоения учебного предмета «окружающий мир», который предоставляет возможности для формирования всех компонентов экологической компетентности. В связи с этим возникает необходимость разработки такой технологии

формирования экологической компетентности младших школьников, в которой достаточное внимание уделялось бы мотивационно-ценностному и поведенческому компонентам экологической воспитанности, а также делался акцент на региональный компонент — изучение местности, в которой живут дети.

В научном употреблении термина «педагогическая технология» не наблюдается единства. Мы считаем целесообразным определить педагогическую технологию через организационно-методический инструментарий рассматриваемого процесса (Б. Т. Лихачев). С этой позиции под технологией понимается совокупность психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и компоновку форм, методов и средств обучения, благодаря чему вырабатывается стратегия, координирующая действия индивидов при организации и выполнении совместной деятельности.

Технология формирования экологической компетентности у младших школьников в начальной школе учитывает взаимодействие принципов организации педагогического процесса (единства познания, переживания и действия, природосообразности, культуросообраз -ности, интеграции, междисциплинарности, экологизации) и включает в себя следующие этапы: адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический, промежуточно-диагностический, содержательно-деятельностный, итогово-диагностический.

Разработанная нами технология рассчитана на четыре года и включает в себя три направления: первое нацелено на создание методологической базы и на определение круга проблем, возникающих в деятельности учителя в процессе формирования экологически грамотной личности учащегося; цель второго — обеспечить формирование единых установок, педагогических позиций, требо-

ваний образовательного учреждения и семьи в воспитании экологической компетентности младших школьников; третье направление состоит в совместном с детьми проектировании экологической деятельности. Таким образом, формирование компетенций, по Е. Я. Коган, представляет собой не смену содержания, а смену технологии обучения.

Согласно обозначенным требованиям нами был разработан учебный экологический курс «ЭкоПланета XXI века». Он состоит из четырех разделов (выделяются по содержательным линиям): «ЭкоШкола», «ЭкоРайон», «ЭкоГород», «ЭкоМир». Процесс познания природы начинается с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира, расширяется и углубляется до выяснения причинно-следственных связей и зависимостей во взаимоотношениях людей с социо-природной средой. Данный курс направлен на формирование у учащихся следующих качеств:

- умения получать, искать и обрабатывать информацию;

- умения самостоятельно выявлять экологическую проблему;

- природоохранные умения и навыки;

- умение использовать теоретические и практические знания, полученные в ходе естественнонаучного образования;

- умение сотрудничать и работать в группе;

- включение в экологические проекты и умение находить новые решения;

- умение сообщать результаты проектов;

- умение и готовность общаться с другими людьми.

Процесс обучения по нашей программе соответствовал психовозрастным особенностям детей и предполагал использование новых и уже апробированных отечественными и зарубежными специалистами педагогических методов и приемов, которые в совокупности дают высокие результаты.

При разработке диагностического инструментария мы учитывали состав экологической компетентности, ее структуру, а также принципы точности, обоснованности и устойчивости. Это позволило определить критерии и показатели уровня развития экологической компетентности, сформировать для их выявления соответствующие методики и разработать поэтапный мониторинг уровня развития экологической компетентности младших школьников. Для определения уровня сформированности экологической компетентности детей необходимо определить критерии и показатели развития данного качества [см. 4]. В соответствии со структурой экологической компетентности, ее основными показателями являются:

- экологические знания и умения;

- освоение способов познания природной и социальной среды;

- умение искать, получать и обрабатывать информацию;

- наличие природоохранных умений и навыков;

- умение сотрудничать и работать в группе;

- участие в проектной деятельности;

- умение находить новые решения проблемных ситуаций;

- проявление личностного, эмоционального отношения.

По каждому критерию экологической компетентности она относится к одному из пяти уровней (он низкого до высокого). С учетом положений математической статистики, используемой при расчете оценочных шкал, нами была определена значимость каждого показателя в баллах от 1 до 5.

Иерархия уровней экологической компетентности младших школьников выглядит следующим образом.

Низкий (6—10 баллов) — критический уровень развития экологической компетентности. Характеризуется фрагментарностью знаний или ошибочными

представлениями о природе, отсутствием мотивов и желания охранять природу. У детей не сформировано ценностное отношение к природе, к своему здоровью, навыки и умения природоохранной деятельности и работы в группе. Нет представлений о том, как на практике реализовать экологический проект.

Ниже среднего (11—15 баллов) — ориентировочный уровень развития экологической компетентности. Характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений о природе, слабостью ценностных ориентаций, отсутствием интереса к окружающему миру и желания его охранять. Дети низко оценивают себя и свои действия. Чаще всего их природоохранная и проектная деятельность направляется взрослыми. Учащийся не испытывает удовлетворения от реализации экологического проекта.

Средний (16—20 баллов) — допустимый уровень развития экологической компетенции. Характеризуется тем, что ребенок обладает определенным объемом знаний и представлений о природе, но не всегда эти знания являются мотивами его деятельности, так же как и декларируемые ребенком ценности не всегда определяют его реальное поведение. Отсутствует активная позиция, недостаточно развита эмоциональность. При работе в группе определяющими являются личный интерес и выгода.

Выше среднего (21—25 баллов) — продвинутый уровень развития экологической компетентности. Характеризуется достаточным объемом знаний и представлений о мире природы. Ребенок может контролировать и оценивать свою деятельность, имеет достаточно развитые мотивы природоохранной деятельности, среди которых преобладают эстетический и гигиенический. Ребенок способен под руководством старших к активной природоохранной и проектной деятельности, у него существует развитая система ценностей, хотя еще и не полная.

Высокий (26—30 баллов) — оптимальный уровень экологической компетентности. Характеризуется достаточно полными и конкретными знаниями и представлениями о природе и месте в ней человека. Ребенок уверен в своих силах, имеет достаточно устойчивую нравственную позицию, стремится к природоохранной деятельности, осознает свою ответственность за жизнь планеты, обладает ярко выраженными положительными эмоциями по отношению к объектам живой природы и сформированной системой экологических ценностей, готов к труду, умеет применять свои знания в практической деятельности, обладает опытом, позволяющим заниматься проектной деятельностью.

Предложенная педагогическая технология реализовалась в екатеринбургском МОУ СОШ № 43 в соответствии с разработанной нами программой курса «ЭкоПланета XXI века». Этот курс подводит младших школьников к пониманию того, что от состояния окружающей среды зависит физическое и духовное здоровье человека, а потому ценить эстетические, экологические и гигиенические качества окружающей среды — значит заботиться о духовном и физическом здоровье человека, о его нормальной жизнедеятельности.

Познанию природы и самих себя помогают социализирующие игры, игровые задания, опыты. Эффективным средством формирования нравственных аспектов экологической культуры является созданный младшими школьниками «Кодекс юного эколога». Важно, чтобы он разрабатывался вместе с детьми, использующими собственный опыт взаимодействия с окружающим миром и друг с другом.

В качестве диагностических процедур нами применялись такие методы, как наблюдение за учащимися в новой ситуации, беседа, анализ творческих и проверочных работ, проектная деятельность

школьников и составление ими портфолио своих достижений.

Внедрение педагогической технологии, включающей диагностическую методику оценивания сформированности экологической компетентности, оказало положительное влияние на динамику становления названной компетентности у детей экспериментальной группы, о чем свидетельствуют соответствующие положительные изменения в показателях всех исследуемых характеристик, а также анализ достоверности результатов эксперимента.

В то же самое время у детей контрольной группы не наблюдалось значительных изменений в исследуемых показателях развития экологической компетентности.

Когнитивный компонент оценивался по участию в районной олимпиаде «Юный эрудит», мотивационно-ценностный компонент — по участию в областной интеллектуально-творческой игре для детей младшего школьного возраста «ЭкоКолобок», также учитывалась защита исследовательских проектов с экологической тематикой на школьном, районном и городском конкурсе «Хочу стать академиком». Применялась методика диагностики мотивации взаимодействия с природой «Альтернатива» В. А. Ясвина.

Деятельностно-практический компонент оценивался по результатам интерактивной игры-экскурсии «Я — экскурсовод»: учащиеся в полевых условиях проводили экскурсии по городу Сы-серти, на горе Волчихе, проводили поход на озеро Шарташ, на реку Чусовую. Общая оценка сформированности экологической компетентности складывалась из совокупности результатов частных диагностических методов. Процентное распределение учащихся с точки зрения уровня сформированности компонентов экологической компетентности представлено в табл. 1.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ 209

Таблица 1

Распределение младших школьников по уровням в зависимости от сформированности компонентов экологической компетентности, %

Уровни экологической компетентности Компоненты экологической компетентности

когнитивный мотивационно- ценностный деятельностно- практический

Низкий — 17 4

Ниже среднего — 13 17

Средний 30 22 21

Выше среднего 35 13 35

Высокий 35 35 22

У младших школьников прослеживается неравномерное развитие разных компонентов экологической компетентности. Высокий уровень сформирован-ности когнитивного и мотивационноценностного компонентов экологической компетентности связан с высоким уровнем экологических знаний и умений школьников, а также с их эмоциональной отзывчивостью, и меньшей степенью практической активности и волевой регуляции деятельности. Это можно объяснить, с одной стороны, важностью экологических знаний для детей данного возраста, а с другой — спецификой традиционного «знаниевого» подхода к оценке результатов обучения. Низкий уровень сформированности деятельностно-практического компонента объяс-

няется тем, что экологическая компетентность формируется в ходе экологической деятельности, которая обычно проводится в недостаточном объеме.

Сравнительный анализ данных исходно-диагностического, промежуточных и итогово-диагностического этапов четырехлетнего педагогического эксперимента демонстрирует успешность примененной педагогической технологии и значительные изменения сформи-рованности экологической компетентности детей экспериментальной группы (табл. 2). Если на момент начала эксперимента в экспериментальной группе не было детей с высоким уровнем экологической компетентности (т. е. их было 0%), то к концу четвертого класса таких учащихся стало 40%.

Таблица 2

Распределение младших школьников экспериментальной и контрольной групп по уровням экологической компетентности на всех этапах применения технологии, %

Уровень экологической компетентности Экспериментальная группа (п = 23 человека) Контрольная группа (п = 45 человек)

Начально- диагности- ческий этап Промежуточно- диагностический этап Итогово- диагно- стический этап Начально- диагности- ческий этап Промежуточно- диагностический этап Итогово- диагности- ческий этап

1 класс 2 класс 3 класс 1 класс 2 класс 3 класс

Низкий 21,4 15,8 10,0 4,0 0 17,7 10,8 10,0 9,3 4,4

Ниже среднего 61,0 24,1 21,4 13,1 4,2 57,2 49,3 44,9 43,0 28,4

Средний 15,6 43,0 38,8 24,4 10,0 22,0 24,9 27,1 28,3 40,4

Выше среднего 2,0 10,6 20,2 35,0 45,8 3,1 15,0 16,0 17,4 20,1

Высокий 0 6,5 9,6 23,5 40,0 0 0 2,0 2,0 6,7

За четыре года большая часть учащихся с уровнем экологических компетенций ниже среднего перешла на уровень выше среднего и максимально приблизилась к высокому уровню сформи-рованности экологической компетентности. К концу четвертого класса количество младших школьников с низким уровнем сформированности экологической компетентности снизилось с 21,4 % до 0 %. Значительно выросло количество учащихся с уровнем экологической компетентности выше среднего — до 45,8 % (до проведения эксперимента их было 2 %). Эти результаты доказывают, что применяемая нами педагогическая технология ускоряет процесс формирова-

ния экологической компетентности у младших школьников.

Как показали наши исследования, формирование экологической компетентности у младших школьников возможно с использованием разработанной нами педагогической технологии, однако необходимо усилить акцент на воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за экологическое благополучие планеты, на развитие эстетического отношения к объектам природной среды, на расширение опыта практической, экологически значимой деятельности во внеурочное время.

ЛИТЕРАТУРА

1. АЛЕКСЕЕВ С. В. Экологическое образование в базовой школе. СПб. : Специальная литература, 1999.

2. ЕРМАКОВ Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся : моногр. М. : РУДН, 2008.

3. ЗАХЛЕБНЫЙ А. Н., ДЗЯТКОВСКАЯ Е. Н. Экологическая компетенция — новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы. 2007. № 3.

4. МОИСЕЕВА Л. В. Экологическая педагогика / Л. В. Моисеева ; УрГПУ. Екатеринбург, 2006.

5. СТАНДАРТЫ второго поколения. Примерные программы начального общего образования : в 2 ч. 2-е изд. М. : Просвещение, 2009. Ч. 1.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. Н. Поздняк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.