ности построения качественных моделей педагогического образования и в готовности успешно решать самые сложные проблемы, возникающие на этом пути.
Список литературы
1. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2005. 208 с.
2. Гусейнов А. З. Педагогический потенциал и перспективы двухуровневой системы образования в вузе // Изв. Саратов. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12, вып. 4. С. 105-108.
3. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении. М., 2012. 73 с.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 89 с.
5. Гальперин П. Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965. 68с.
Characteristics of the Didactics of Pedagogical Education
A. Z. Guseynov
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410002, Russia E-mail: guseynovaz@mail. ru
The article discusses modern problems of education, key characteristics of didactic features of realization of the new educational paradigm in the context of activity and competence-based approaches, what allows distinguishing the axiological and cognitive aspects of
this process. Methodological analysis allows to consider students personality, to be familiar with his needs, to differentiate the level of the organization of educational process in the zone of its proximal development, what, undoubtedly, will lead to the improvement of universal abilities of a personality, such as cognitive, creative, communicative and reflexive abilities as the basis of professionalism. The study of fundamental positions of education helps didactically to determine correctly the axiological and cognitive goals of education, the results of the professional activity, and to mark the appropriate criteria which must be accepted as the basis of the complex monitoring of modern education.
Key words: education, didactics of higher school, paradigm of education, activity and competence-based approaches.
References
1. Zagvyazinskiy V. I. Metodologiya i metodypsikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya (Methodology and methods of psychological and pedagogical research). Moscow, 2005. 208 p.
2. Guseynov A. Z. Pedagogicheskiy potentsial i perspe-ktivy dvukhurovnevoy sistemy obrazovaniya v vuze (Pedagogical potential and perspectives of the two level system of education at institutions of higher education). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2012, vol. 12, iss. 4, pp.105-08.
3. Khutorskoy A. V. Metapredmetnyy podkhod v obuchenii (Mеtasubject approach in learning). Мoscow, 2012. 73 p.
4. Leontev А. N. Deyatelnost, soznanie, lichnost (Activity, consciousness, personality). Мoscow, 1975. 89 p.
5. Galperin P. Ya. Osnovnye rezultaty issledovaniya po probleme «Formirovanie umstvennykh deystviy i ponyatiy» (Major results of research on the problem «Formation of cognitive activities and notions»). Мoscow, 1965. 68 p.
УДК [37.016:502] (470.44)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА САРАТОВСКОГО РЕГИОНА
Морозова Елена Евгеньевна -
доктор биологических наук, доцент, заведующая кафедрой начального естественно-математического образования, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В Саратовском регионе разработана «Концепция непрерывного экологического образования населения области на 2009— 2019 гг.». Поставлена задача - развивать систему общественного содействия решению экологических проблем региона. В 20052014 гг. в образовательных учреждениях области реализованы проекты: «Растем вместе», «Школа добрых дел», «Мой зеленый друг», «Мир комнатных растений», «Зеленая аллея памяти», «Птицы в нашем городе», «Сохраним природу родного края», «Сохра-
ним природный парк "Кумысная поляна"», «Зеленая красавица». Отмечена положительная динамика в овладении учащимися способов непрагматического взаимодействия с объектами природы. Выявлены затруднения педагогов при организации диагностических процедур результативности экологической деятельности школьников, отмечено преобладание рациональных форм учебного взаимодействия в ходе развития эмоционально-ценностного отношения к природе, обозначены трудности в организации
© Марозова Е. Е, 2014
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 4
партнерства педагогов, учащихся, общественности, что не позволяет в полной мере развивать групповую стратегию взаимодействия для решения региональных экологических проблем. Возникает теоретическая и практическая задача по определению путей совершенствования экологообразовательной деятельности в системе образовательного пространства Саратовского региона.
Ключевые слова: экологообразовательная деятельность, проектные задачи, образовательное пространство.
Сфера экологического образования имеет многостороннее содержание и сложную структуру; она включает в себя процесс образования, различные формы обеспечения этого процесса, а также все образовательные предпосылки гармонизации отношений человека с обществом и природой. В течение нескольких десятилетий в сфере экологического образования школьников на первый план выдвигалось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления в рамках информативного образования учащихся. В дальнейшем появилась тенденция рассмотрения экологического образования как одного из важнейших аспектов социализации личности, активного приспособления к среде обитания, принятия и выполнения законов существования человека в природе и обществе.
Сегодня в образовательных системах России актуализируются вопросы развития субъектно-непрагматического отношения личности к природе [1, 2]. Проведен интердисциплинарный анализ психологической науки в контексте ее методологических возможностей при решении современных экологических проблем; разработан психодиагностический комплекс измерения субъективного отношения к природе на основе диагностики более пятидесяти параметров; получена динамика возрастных особенностей развития субъективного отношения к природе от дошкольного до юношеского возраста; предлагаются системная модель процесса формирования субъективного отношения к природе и системная модель функционирования развивающей образовательной среды, использование которых в совокупности с ориентацией на экопсихологические принципы и методы формирования субъективного отношения к природе позволяет проектировать эффективные эколого-образовательные комплексы [2].
Ставится задача формирования экологической компетентности школьников: разработана педагогическая концепция её формирования, ориентированная на онтологический подход, при котором система «человек - природа» выступает как целостный, совместный субъект, реализующий в своем становлении общеприродные
принципы развития и тем самым способный к саморазвитию [3]. В представлении Д. С. Ермакова [3], экологическая компетентность включает осмысленную способность, потенциал и опыт личности в осуществлении экологосообразных видов деятельности; для обоснования экологической компетенции выбран проблемно-ориентированный подход; реализована трехкомпонентная модель формирования такой экологической компетентности, объединяющая мотивацион-но-ценностный, когнитивный и практико-дея-тельностный компоненты. Для формирования экологической компетентности разработана технология - обучение решению экологических проблем, направленная на подготовку выпускников к самостоятельному принятию решений в проблемных ситуациях, применение усвоенного учебного материала в повседневной жизни. Содержание обучения решению экологических проблем наряду с познавательными, традиционными для проблемного обучения, дополнено проблемами моделирования и практического преобразования; предложена уровневая дифференциация экологической компетентности по степени её осознанности субъектом и отражения компонентов экологического сознания в субъектном опыте: неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность [3].
А. И. Субетто обосновывает развитие духовно-нравственной системы ноосферного человека, ноосферного образования в «образовательном обществе», в котором соблюдается важнейший закон ноосферного устойчивого развития - опережающего развития качеств человека, общественного интеллекта и образовательных систем в обществе [4].
Несмотря на имеющийся опыт совершенствования экологообразовательной деятельности ориентация детей и подростков на прагматическую модель взаимодействия с объектами природы остается преобладающей. Это связано с проблемой рассогласованности системы ценностей и сложностью определения путей и условий, способствующих формированию нужной обществу направленности ценностного и деятельностного отношения личности к объектам окружающего мира.
В современной образовательной практике России активно обсуждаются новые образовательные стандарты. Большинство школ г. Саратова и Саратовской области уже приступили к их реализации. Решаются задачи различного уровня: внедрение индивидуальных образовательных программ и профильного обучения, формирование социальных компетентностей
и универсальных учебных действий, развитие ребенка как субъекта образовательной деятельности. Для решения образовательных задач необходимы профессиональная коммуникация педагогов, анализ их совместной деятельности, обмен опытом работы. В этой ситуации эколо-гообразовательная деятельность может являться системообразующим элементом, способствующим развитию общей идеи образования, осмыслению нового содержания работы, определению стратегии развития, поиска средств обеспечения образовательного движения.
Научной общественностью Саратовского региона разработана «Концепция непрерывного экологического образования населения области на 2009-2019 гг.». Теоретические положения этого документа ориентируют педагогов и общественность на выбор активных форм и методов работы с населением. В связи с этим итоговая оценка эффективности системы непрерывного экологического образования основывается на показателях, связанных с решением конкретных экологических проблем региона. Сегодня экологическое состояние Саратовской области во многом зависит от динамики показателей, связанных с индустриальным развитием региона. Во многих городах области особенно остро встает проблема сокращения площади озелененных и рекреационных территорий (3-17 кв. м зеленых насаждений на человека). Необходимо развитие единой государственной и общественной системы содействия решению экологических проблем области. В образовательном пространстве саратовского социума активно работают около 20 экологических общественных организаций («Союз охраны птиц России», «Фонд помощи животным», «Всероссийское общество охраны природы», «Эколого-медицинское научно-практическое общество» и др.); функционируют государственные учреждения («Областной экологический центр учащихся», «Клуб туристов», «Союз юных экологов» и др.); активизируются группы гражданских инициатив и молодежные добровольческие отряды (скаутский отряд «Роза ветров», «Центр содействия экологическим инициативам» и др.). В центре при реализации задач экологического образования, несомненно, должны находиться образовательные учреждения Саратовской области, связанные с другими государственными и общественными структурами единой системой экологообразовательной деятельности.
В 2005-2014 гг. на базе образовательных учреждений г. Саратова и Саратовской области (в рамках внеурочной деятельности школьников) реализованы социальные проекты: «Растем
вместе», «Школа добрых дел», «Мой зеленый друг», «Мир комнатных растений», «Птицы в нашем городе», «Зеленая аллея памяти»; «Зеленая красавица», «Сохраним природу родного края»; «Сохраним природный парк "Кумысная поляна"» [5-7], которые направлены на коллективное решение региональных экологических проблем. В реализации проектов приняли участие более 5 000 учащихся (1-8-х классов) из 100 образовательных учреждений. В основе построения проектов использована технология решения проектных задач. В ходе решения такой задачи через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта) и происходит качественное самоизменение группы детей [8]. Проектные задачи включают схему построения: 1) постановка задачи; 2) открытие нового способа действия, фиксируемого с помощью модели; 3) контроль овладения новом способом действия в ходе решение частных задач. Значимым становится открытие ребенком нового способа действия, усвоение которого позволит школьнику использовать его в других ситуациях. При решении проектной задачи прослеживается развитие позиции обучающегося, акцентируется его включенность в совместную деятельность, что является важным для нашего исследования.
В ходе решения проектной задачи «Растем вместе» младшие школьники открывают новый способ экологического действия - проектирование образа растений (как источника познания, красоты, здоровья, жизнедеятельности и охраны). Решение проблемных экологических ситуаций совместно со сказочными героями, включение в проектную задачу объектов природы ближайшего окружения актуализируют действие комплекса естественных и социальных релизеров, способствующих развитию эмоциональной сферы ребенка, и активизируют его контакты с растениями. Решение частных эколо-гообразовательных задач («Защитите растения!», «Волшебная планета», «Лесенка») позволило учащимся начальной школы проявить свои оценочные суждения и позицию по отношению к растениям, защитить их в проблемном диалоге со сказочными героями.
Участие младших школьников и подростков в решении проектной задачи «Школа добрых дел» направлено на проектирование такого действия, как образ школы и пришкольной территории как объектов экологического, социального и эстетического значения, что позволило учащимся высказать свое мнение о школьных правилах и традициях, подумать о будущем школы, выявить
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 4
свое отношение к образовательной и экологической деятельности; оценить экологическое состояние территории около школы и определить мероприятия по развитию экологообразователь-ной среды учебного заведения.
Образовательный потенциал проектных задач «Мой зеленый друг» и «Мир комнатных растений» вовлек учащихся в проектирование взаимодействия с комнатными растениями и экологически целесообразное размещение комнатных растений в школе. Включение детей в экспериментирование, диалог с комнатными растениями, изучение условий их жизнедеятельности, творческая деятельность позволили признать субъектность растений, провести многокритериальную оценку их значимости в жизни ребенка, овладеть навыками содержания и ухода за комнатными растениями и осуществить озеленение классной комнаты с учетом их жизненных потребностей.
Проектная задача «Зеленая аллея памяти» направлена на выявление ценности растений в контексте значимых общечеловеческих ценностей и проектирование экологически, символически и эстетически целесообразного размещения растений на пришкольной территории. В ходе реализации проекта коллективы образовательных учреждений создали аллеи и уголки памяти, мини-музеи, культурно-исторические центры. Оказалось сложным в реальной практике обустроить аллею, где выбор объектов был бы осознанным, обусловленным практической, экологической, эстетической, культурологической и символической ценностью растений, учитывались условия их произрастания в конкретной местности.
Проектная задача «Зеленая красавица» связана с проектированием экологически целесообразного новогоднего праздника. Работа учащихся в группах «зкологи», «дизайнеры», «режиссеры» в атмосфере праздника позволила осмыслить свое отношение к другим людям, научиться откликаться на переживания природных объектов, соотносить свои потребности с их жизненными проявлениями.
Проектная задача «Птицы в нашем городе» заключается в проектировании и организации мероприятий по охране птиц ближайшего природного окружения. Включение ребенка в оценку среды обитания (пришкольной территории, микрорайона, парка и др.) с учетом жизненных потребностей объектов природы (птиц), анализ своих действий и поступков с точки зрения их экологической целесообразности, оценка своего отношения к природе побуждали школьников к оказанию помощи птицам в сложных экологических ситуациях.
Проектная задача «Сохраним природу родного края» позволила произвести комплексный анализ географического положения, геологического строения, рельефа местности, водных, геологических и биологических ресурсов Саратовской области, выявить основные экологические проблемы региона и оценить свои возможности в их разрешении. Учащиеся открыли новый способ экологического действия - проектирование и организация мероприятий по оказанию помощи объектам природы родного края.
Проектная задача «Сохраним природный парк "Кумысная поляна"» ориентирована на выявление экологического и рекреационного потенциала природного парка как важнейшего элемента экологической инфраструктуры города, обсуждение нежелательного процесса остепне-ния лесных территорий парка и оценку режима его охраны. Разработана программа по сохранению и восстановлению природного потенциала парка, включающая научно-познавательные, охранительно-восстановительные и культурно-массовые мероприятия.
В ходе решения проектных задач выявлена положительная динамика в овладении учащимися новыми способами экологического действия. В начале образовательного процесса на экологической позиции находились от 7 до 26% учащихся класса, в ходе освоения новых способов действия - 17-45% учащихся. Экологическая позиция учащихся проявилась в обретении новых смыслов, связанных с учебной и экологической деятельностью и новой системой школьных взаимоотношений. Выявлены затруднения педагогов при организации диагностических процедур результативности экологической деятельности школьников, отмечено преобладание рациональных форм учебного взаимодействия в ходе развития эмоционально-ценностного отношения к природе. Определены формы социально-экологического взаимодействия участников проектов: внутренние взаимодействия в рамках одной образовательной организации; неструктурированные взаимодействия в едином образовательном пространстве; системное взаимодействие в едином образовательном пространстве, в рамках которого эффективно решались экологические проблемы: его смогли организовать педагогические коллективы только пяти учебных заведений.
Возникшие трудности в организации работы педагогов, в развитии партнерства педагогов, учащихся, родителей, общественности, спонсоров не позволяют в полной мере развивать групповую стратегию взаимодействия для решения региональных экологических проблем. В связи с этим встает задача - определить дальнейшие
пути совершенствования экологообразовательной деятельности в системе экологообразова-тельного пространства региона: необходимо проанализировать влияние образовательной среды учебного заведения на социальную активность субъектов экологообразовательной деятельности, определить условия эффективного развития сетевых экологических проектов.
Список литературы
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996. 480 с.
2. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М., 2000. 456 с.
3. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся : теория и практика. М., 2009. 145 с.
4. Субетто А. И. Доктрина духовно-нравственной системы ноосферного человека и ноосферного образования. СПб. ; Кострома, 2008. 100 с.
5. Морозова Е. Е., Горина Л. В. Эколого-гражданский проект «Зеленая аллея памяти» // Начальная школа. М., 2006. № 1. С. 56-61.
6. Морозова Е. Е., Шляхтин Г. В. Совершенствование экологического образования школьников в системе общеобразовательных учреждений Саратовской области // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып. 4. С. 99-103.
7. Морозова Е. Е., Тимофеева А. Г., Буланая М. В., Ларионов О. И., Федорова О. А. Реализация проекта «Зеленая аллея памяти» // Начальная школа. 2012. № 5. С. 52-57.
8. Воронцов А. Б., Заславский С. В., Егоркина С. В. [и др.]. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя. М., 2011. 176 с.
Improvement of Environmental Educational Activity within the System of Educational Environment in Saratov Region
E. E. Morozova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410002, Russia E-mail: [email protected]
In Saratov region a Concept of continuous environmental education (2009-2019) for the population of the region were developed. In the years 2005-2014 regional educational institutions carried out such projects as: «Growing Up Together», «School of Good Deeds», «My Green Friend», «The world of house plants», «Green Avenue of Memory», «Birds in Our Town», «Preserve our Region's Nature»,
«Preserve the Nature Park "Kumysnaya Polyana"», «The Green Beauty». We were able to trace positive dynamics in acquisition of methods of nonprogmatic interaction with nature objects. The study uncovered educators' difficulties in organizing diagnostic procedures linked to effectiveness of environmental activity of schoolchildren. It also showed prevalence of rational forms of academic interaction in the course of development of emotional and axiological attitude to nature; specified difficulties in organizing partnership between educators, students, and the society, which does not allow to develop group strategy of interaction for solving regional environmental problems to the full extent. Theoretical and practical problem, which is identification of ways for improvement of environmental educational activity within the system of educational environment in Saratov region, arises. Key words: environmental educational activity, project tasks, educational space.
References
1. Deryabo S. D., Yasvin V. A. Ekologicheskaya pedagogika i psihologiya (Ecological pedagogy and psychology). Rostov-on-Don, 1996. 480 р.
2. Yasvin V. A. Psikhologiya otnosheniya kprirode (Psychology of attitude to nature). Moscow, 2000. 456 p.
3. Ermakov D. S. Formirovanie ekologicheskoy kompe-tentnosti uchashchikhsya: teoriya i praktika (Formation of ecological competence of schoolchildren: theory and practice). Moscow, 2009. 145 р.
4. Subetto A. I. Doktrina dukhovno-nravstvennoy sistemy noosfernogo cheloveka i noosfernogo obrazovaniya (Doctrine of spiritual and moral system of the noo-spheric person and noospheric education). St.-Petersburg; Kostroma, 2008. 100 p.
5. Morozova E. E., Gorina L. V. Ekologo-grazhdanskiy proekt «Zelenaya alleya pamyati» (Ecological civil project «Green avenue of memory»). Nachalnaya shkola (Primary school), 2006, no. 1, pp. 56-61.
6. Morozova E. E., Shlyakhtin G. V. Sovershenstvovanie ekologicheskogo obrazovaniya shkolnikov v sisteme obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniy Saratovskoy oblasti (The perfection of the ecological education of the schoolboys in the system educational establishments of the Saratov region). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2011, vol. 11, iss. 4, pp. 99-103.
7. Morozova E. E., Timofeeva A. G., Bulanaya M. V., Larionov O. I., Fedorova O. A. Realizatsiya proekta «Zelenaya alleya pamyati» (Implementation of the project «Green avenue of memory»). Nachalnaya shkola (Primary school), 2012, no. 5, pp. 52-57.
8. Voroncov A. B., Zaslavskiy S. V., Egorkina S. V. [et al]. Proektnye zadachi v nachalnoy shkole: posobie dlya uchitelya (Project tasks in an elementary school: a book for teachers). Moscow, 2011. 176 р.