Научная статья на тему 'К вопросу о социализации личности средствами патриотического воспитания в гуманистическом образовательном пространстве'

К вопросу о социализации личности средствами патриотического воспитания в гуманистическом образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ / ЦЕННОСТЬ РАСТЕНИЙ / ШКОЛЬНИКИ / PERSONALITY SOCIALIZATION / PATRIOTIC EDUCATION / HUMANISTIC EDUCATION SPACE / SOCIAL MEMORY OF THE WAR / PLANT VALUE / SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Елена Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников средствами передачи социальной памяти о войне. Описана учебно-воспитательная работа образовательных учреждений Саратовской области, связанная с тематикой Великой Отечественной войны, в рамках реализации проекта «Зеленая аллея памяти». Перед учащимися и творческими коллективами образовательных учреждений была поставлена задача передать образ войны посредством растений, их художественно-эстетической, экологической, символической ценности. Показано, что результативность процесса духовно-нравственного развития личности и общества, процесса патриотического воспитания школьников обеспечивается взаимодействием индивидуальных и социальных механизмов передачи социальной памяти о войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Question of the Personality Socialization by Means Patriotic Education in the Humanistic Educational Space

The article considers the questions of patriotic education of schoolchildren by means of transmission of social memory about the war. Described educational work of schools of the Saratov region, related to the theme of the war within the framework of the project “Green Memory Alley”. To schoolchildren and creative teams of schools was given the task to convey the image of war through artistic-aesthetic, ecological, symbolic value of plants. It is shown that the performance of the process of spiritual and moral development of the individual and society is provided by the interaction of individual and social mechanisms of transmission of social memory about the war.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социализации личности средствами патриотического воспитания в гуманистическом образовательном пространстве»

УДК 316.6+37.0

Морозова Елена Евгеньевна

Доктор биологических наук, зав. кафедрой начального естественно-математического образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected], Саратов

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников средствами передачи социальной памяти о войне. Описана учебно-воспитательная работа образовательных учреждений Саратовской области, связанная с тематикой Великой Отечественной войны, в рамках реализации проекта «Зеленая аллея памяти». Перед учащимися и творческими коллективами образовательных учреждений была поставлена задача - передать образ войны посредством растений, их художественно-эстетической, экологической, символической ценности. Показано, что результативность процесса духовно-нравственного развития личности и общества, процесса патриотического воспитания школьников обеспечивается взаимодействием индивидуальных и социальных механизмов передачи социальной памяти о войне.

Ключевые слова: социализация личности, патриотическое воспитание, гуманистическое образовательное пространство, социальная память о войне, ценность растений, школьники.

Введение в проблему. Модернизация современного образования - реальность гуманитарного порядка, затрагивающая все уровни общества: от личностного до социального. Патриотическое воспитание обучающихся представляет собой важный компонент социального заказа общества и относится к первостепенной задаче современной образовательной системы [1; 2; 5-7]. Одним из вопросов патриотического воспитания является вопрос о смысле жизни. Очевидно, что социальная память о войне позволяет понять истинный смысл жизни целого поколения. Однако в образовательных системах (при выявлении позиций школьников по отношению к Великой Отечественной войне) в качестве главного критерия в большинстве случаев рассматривается только наличие конкретных знаний о войне, что актуализирует проблему оценки эффективности конструирования исторической памяти в рамках различных образовательных проектов и программ.

Как известно, память понимается нами как действие, опосредованное инструментами, предоставляемыми культурой того или иного общества в ту или иную эпоху. Изучение социальной памяти о войне сопряжено с необходимостью рассматривать процессы памяти как на индивидуальном, так и на социальном уровне. При анализе взаимосвязи идентичности и коллективной памяти

необходимо учитывать, что образы памяти имеют не только когнитивный и поведенчески-нормативный, но и эмоциональный аспекты. Тем самым перед педагогами встают вопросы развития и изучения механизмов передачи социальной памяти о войне. Поиск ответов привел нас к необходимости организации в школах г. Саратова и Саратовской области социального проекта «Зеленая аллея памяти».

Исследовательская часть. В работе по реализации проекта в 2005-2016 гг. приняли участие более 50 творческих коллективов учащихся 2-7-х классов образовательных учреждений нашего региона. Содержание проекта «Зеленая аллея памяти» предусматривало выполнение 40 заданий на протяжении нескольких внеурочных занятий [3; 4]. В ходе реализации проекта использована технология решения проектных задач, включающая следующие этапы:

- постановка проблемы (как обустроить Зеленую аллею памяти в честь воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны?);

- индивидуальные предложения решения проблемы учащимися;

- выявление затруднений решения проблемы;

- открытие нового способа действия (экологически целесообразного размещения растений на пришкольной территории в память о воинах, погибших в годы войны)

в ходе выполнения заданий (познавательного, эмоционально-ценностного и практиче-ски-деятельностного характера);

- индивидуальное и коллективное решение проблемы (моделирование и обустройство Зеленой аллеи памяти и Зеленого уголка памяти на пришкольной территории);

- контроль овладения новым способом действия в ходе решения частных задач.

Тем самым перед учащимися и творческими коллективами была поставлена задача - передать образ войны посредством растений, их художественно-эстетической, экологической, символической ценности.

В процессе решения задачи важно было определить, каким образом понятие «память о войне» и понятие «растения» взаимодействуют друг с другом, трансформируются в ходе образовательно-воспитательного процесса, каким образом моделируемые символы влияют на поведение учащихся.

На первом этапе проекта дети получили письмо от директора экологического центра, в котором им предлагалось принять участие в разработке и обустройстве на территории Областного экологического центра Зеленой аллеи памяти.

Поставленную задачу - посадить аллею памяти - учащиеся воспринимали по-разному. Приведем позитивные высказывания ребят: «Великая Отечественная война коснулась нашей семьи. Мы знаем, что наша прабабушка была в оккупации на Украине»; «наш прадед во время войны работал на заводе. Ему тогда было всего 14 лет»; «мой прадедушка защищал блокадный Ленинград, а прабабушка служила на Черноморском флоте»; «моя прабабушка работала на полях Заволжья, помогая собирать урожай для фронта»; «брат нашего прадеда совершил героический подвиг и был награжден за это звездой Героя Советского Союза»; «а у нас в семье была особенно печальная история: когда прадеда угоняли в плен, он сказал товарищам, что не будет в плену и прыгнул в воду. Фашисты расстреляли его, и он утонул, а через 15 минут наши партизаны освободили пленных, но было уже поздно».

В целом можно отметить: учащиеся испытывают трудности в организации учебного и социального сотрудничества; по-разному понимают значимость социальной памяти о Великой Отечественной войне; не знают,

какую экологическую роль играют растения в природе, и какое значение они оказывают на жизнь природы и людей; испытывают трудности общения со сверстниками, отсутствует опыт взаимодействия с ветеранами войны. Для того чтобы управлять процессом моделирования социальной памяти о войне, мы обратились к историческому контексту, связанному с Великой Отечественной войной, и экологическому контексту, выявляющему значимость растений для жизни человека и природы.

Для дальнейшей реализации проекта ребята объединились в творческие группы «экологов» и «историков». Они оценивали значение социальной памяти о войне в жизни нашего народа, выявляли роль растений в природе и жизни человека, знакомились с характеристиками растений своей местности, с правилами посадки растений, оценили возможности пришкольной территории для посадки растений, обоснованно выбирали растения для моделирования аллеи [3; 4].

В ходе выполнения заданий было важно, чтобы школьники осмыслили ценность и значимость жизни человека и созданий природы. С этой целью им предлагались вопросы на осмысление своих ощущений и чувств в ходе моделирования аллеи: определите, какую информацию о Великой Отечественной войне можно запечатлеть в Зеленой аллее памяти; подумайте, как память о войне можно передать средствами художественно-эстетической, экологической и духовно-нравственной ценности растений; предложите, как мы будем взаимодействовать с ветеранами войны.

Результатом работы над проектом стали индивидуальные модели (аллеи и уголки) социокультурных объектов в память о Великой Победе. Отметим, что моделирование Зеленой аллеи памяти (или Зеленого уголка памяти) - это трудоемкий вид деятельности для школьников. При выборе деревьев для аллеи важно было учесть не только красоту дерева, его роль в природе и жизни человека, но и посмотреть, какое дерево будет лучше расти в условиях нашей местности, выбрать дерево, являющееся символом России, при этом осмыслить символическую значимость растений и не забыть про их жизненные потребности.

Анализ индивидуальных моделей уча-

щихся показал, что часто выбор растений ребятами определялся личной или экологической выгодой, эстетическими предпочтениями, эмоциональным состоянием и др. Многие учащиеся отметили красоту растений аллеи. Другие школьники обосновывали свой выбор деревьев для аллеи на основе экологической ценности растений (растения выделяют фитонциды, кислород для дыхания, укрепляют почву, задерживают вредные примеси, увлажняют воздух и др.). Нечасто удавалось зафиксировать внутреннюю устремленность учащихся на создание модели продукта, обеспечивающего благо самим растениям (комфортное освещение, полив, наличие биогенных веществ в почве, общение с человеком и др.).

К сожалению, проекты, в которых передавался образ войны средствами символической ценности растений, были не многочисленны. Приведем примеры таких проектов: «Сирень Победы», «Одинокая береза», «Тополь Победы», «Рябиновые звезды», «Георгиевская лента», «Дубы - защитники» и др. Отметим обоснование проекта «Георгиевская лента» учеником: «Георгиевская лента - это двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали. Цвета ленты (желто-оранжевый, черный) означают огонь и дым. Это символ личной доблести солдата на поле битвы. Георгиевская лента - символ праздника, символ Победы, символ нашего уважения к людям, победившим в этой ужасной войне, уважения к памяти павших! Наши чувства к защитникам Отечества, цвета георгиевской ленты можно передать красотой желто-оранжевых бархатцев и петуний темного цвета. Такая клумба "Георгиевская лента" будет цвести с мая до осенних заморозков. Здесь можно проводить патриотические конкурсы стихов о войне как известных поэтов (Р. Рождественского, А. Твардовского, К. Симонова и др.), так и собственного сочинения. Проводя ежегодно данное мероприятие, ученики могут получить необычный личный опыта общения с героями войны».

С нашей точки зрения, именно такой индивидуальный проект фиксирует то, что создаваемый образ памяти о войне представляет для школьника значимую ценность.

На завершающем этапе оценить эффективность организуемой эколого-образова-

тельной деятельности помогала коллективная работа класса по обустройству Зеленой аллеи памяти или Зеленого уголка памяти в условиях классной комнаты или на пришкольной территории.

Практическая значимость исследования. В условиях образовательного пространства социальное функционирование коллективной памяти рассматривается как комплексный процесс культурного производства и потребления. Становится ясно, что социальная память о войне возникает как следствие социального взаимодействия относительно значений прошлого, закрепленных в жизненных представлениях индивидов. Тем самым важным критерием эффективности организуемой эколого-образовательной деятельности становится активность индивидов, которые принимают или отвергают то, что предлагают им культурные традиции. Поэтому мы сосредоточили наше внимание на изучении опыта работы коллективов школ г. Саратова и Саратовской области.

На экологическом форуме «Зеленый уголок памяти - Зеленая аллея памяти - Зеленая роща памяти» педагоги и учащиеся имели возможность ознакомиться с опытом реализации проекта «Зеленая аллея памяти» и оценить возможности участия школьных коллективов в социально-экологическом взаимодействии в рамках региональной общности.

Приведем пример работы коллектива школы с. Ягодная Поляна в рамках проекта «Зеленая аллея памяти». В 2007-2016 гг. учащиеся школы, педагоги, родители провели историко-розыскную работу «Найти солдата» по формированию базы данных Бессмертного полка (сайты «Мемориал», «Подвиг народа»). Ребята рассказали о подвигах своих дедов в спектакле «А память жива....», организовали помощь ветеранам войны и труженикам тыла, подготовили концертную программу для поздравления ветеранов Великой Отечественной войны. Состоялся митинг (18 апреля 2015 г.), на котором минутой молчания почтили память погибших в годы войны. Провели акции: «Помним всех поименно!» - высадили на аллее 77 хвойных деревьев как символ вечности защитников Отечества, ушедших на фронт и не вернувшихся в родное село; «Они ковали Победу!» - посадили возле

каждого дома, где жили и живут ветераны войны и труженики тыла, рябину; «Солдаты Великой войны» - посадили 136 дубков, выращенных в школьном питомнике, в честь участников боевых действий Великой Отечественной войны. В день 70-летия Победы жители села Ягодная Поляна сформировали «Бессмертный полк». По центральной улице села, с гордостью исполняя песни военных лет, пронесли фотографии героев, транспаранты и красные знамена Победы. Ветераны обнимали ребят, плакали и говорили «спасибо», это были самые запоминающиеся минуты для ребят.

Вывод. Наиболее эффективной оказалась работа тех коллективов образовательных учреждений, в которых, в ходе реализации проекта «Зеленая аллея памяти», обязательно учитывались особенности нравственного развития учащихся (доминирование нравственных мотивов в поведении, сфор-мированность нравственной самооценки и навыков самостоятельной организации

экологической деятельности); создавались условия для поддержки школьников и педагогов (для развития учащихся, профессионального творчества педагогов); активизировалась способность образовательного учреждения выстроить партнерские отношения с другими субъектами образовательного пространства; обеспечивалось взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников и представителями общественности (интерес родителей и общественности к проекту, вовлеченность родителей в эколого-образовательный процесс; психолого-педагогическая поддержка и просвещение родителей).

Таким образом, перед российской образовательной политикой стоит актуальная задача согласования и определенной интеграции индивидуальных вариантов социальной памяти о Великой Отечественной войне в общенациональную картину средствами патриотического воспитания в гуманистическом образовательном пространстве.

Библиографический список

1. Александрова Е. А. Формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2012. - Т. 1, № 2. - С. 41-44.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М, Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2009. - 29 с.

3. Морозова Е. Е. Зеленый Уголок Памяти -Зеленая Аллея Памяти - Зеленая Роща Памяти. Эколого-гражданский проект: учебное пособие. - Книга 10. - Саратов: Наука, 2016. - 60 с.

4. Морозова Е. Е., Шляхтин Г. В. Совершенствование экологического образования школьников

в системе общеобразовательных учреждений Саратовской области // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - Т. 11, Вып. 4. - С. 99-103.

5. Хаджимурадова Т. Х. Социализация как неотъемлемая часть формирования личности // Новая наука: Стратегии и векторы развития. -2016. - № 118-3. - С. 251-254.

6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 58-64.

7. Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции) // Мир психологии. - 2012. - № 2. -С. 143-148.

Поступила в редакцию18.11.2016

Morozova Elena Evgen'evna

Dr. Sci. (Biolog.), Head of the chair of Elementary Mathematics and Science Education, Saratov State University N. G. Chernyshevskij, [email protected], Saratov

THE QUESTION OF THE PERSONALITY SOCIALIZATION BY MEANS PATRIOTIC EDUCATION IN THE HUMANISTIC EDUCATIONAL SPACE

Abstract. The article considers the questions of patriotic education of schoolchildren by means of transmission of social memory about the war. Described educational work of schools of the Saratov region, related to the theme of the war within the framework of the project "Green Memory Alley".

_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ_

To schoolchildren and creative teams of schools was given the task - to convey the image of war through artistic-aesthetic, ecological, symbolic value of plants. It is shown that the performance of the process of spiritual and moral development of the individual and society is provided by the interaction of individual and social mechanisms of transmission of social memory about the war.

Keywords: personality socialization, patriotic education, humanistic education space, social memory of the war, plant value, schoolchildren.

References

1. Aleksandrova, E. A., 2012. Formirovanie kartiny mira rebenka i ego pedagogicheskoe so-provozh-denie [The formation of the world picture of the child and his educational support ]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akme-ologiya obrazovaniya. Psixologiya razvitiya [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series Educational Acmeology. Developmental Psychology], 1 (2), pp. 41-44 (In Russ.).

2. Danilyuk, A. Ya., Kondakov, A. M., Tishk-ov, B. A., 2009. Koncepciya duxovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshhego obrazovaniya [The concept of spiritually-moral development and education of the person citizen of Russia in the sphere of education]. Moscow: Education Publ., pp. 29 (In Russ.).

3. Morozova, E. E., 2016. Zelenyj Ugolok Pamyati - Zelenaya Alleya Pamyati - Zelenaya Ro-shha Pamyati. E'kologo-grazhdanskij proekt [Green Area Memory - Green Memory Lane - The Green Memory Groves. Ecological and civil project], 10, Saratov: Science Publ., 60 p. (In Russ.).

4. Morozova, E. E., Shlyakhtin, G. V., 2011. Sovershenstvovanie e'kologicheskogo obrazovani-

ya shkol'nikov v sisteme obshheobrazovatel'nyx uchrezhdenij Saratovskoj oblasti [Perfection of schoolchildren' ecological education in general education system of Saratov region]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Filosofiya. Psixologiya. Pedagogika [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy], 11 (4), pp. 99-103 (In Russ.).

5. Khadzhimuradova, T. Kh., 2016. Socializaciya kak neot"emlemaya chast' formirovaniya lichnosti [Socialization as an integral part of identity formation]. Novaya nauka: Strategii i vektory razvitiya [New science: strategies and vectors of development], 118 (3), pp. 251-254 (In Russ.).

6. Khutorskoi, A. V., 2003. Klyuchevye kompe-tencii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Key competences as a component of a student-centered education]. Narodnoe obrazovanie [Education], 2, pp. 58-64 (In Russ., abstr. in Eng.).

7. Shamionov, P. M., 2012. Psixologiya sub"ek-tivnogo blagopoluchiya (k razrabotke integrativnoj koncepcii) [Psychology of subjective well-being: to working out of integrative conception]. Mir psixologii [The World of psychology], 2, pp. 143-148 (In Russ.).

Submitted 18.11.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.