УДК 373.5S i.5
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТА «МИР КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»
© Елена Евгеньевна МОРОЗОВА
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Российская Федерация, доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой начального естественно-математического образования, e-mail: moroz@san.ru
© Ольга Анатольевна ФЕДОРОВА Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Российская Федерация, ассистент кафедры начального естественно-математического образования, e-mail: ShtenbergOA@yandex.ru © Ольга Александровна ЗОЛОТУХИНА Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Саратов, Российская Федерация, методист экспертно-аналитического отдела,
e-mail: olga.zolotuhina@mail.ru
В статье обсуждены вопросы педагогической актуализации процесса субъектификации личностью природных объектов в ходе организации проекта «Мир комнатных растений». Намечены пути развития образовательного потенциала проекта «Мир комнатных растений».
Ключевые слова: экологическое образование; проектная деятельность; непрагматическое взаимодействие с объектами природы.
Современное экологическое образование проходит противоречивый этап своего развития, характеризующийся недостаточной разработанностью научных и теоретических основ. В течение нескольких десятилетий в сфере экологического образования детей на первый план выдвигалось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления в рамках информативного образования учащихся. В настоящее время экологическое образование определяется многими исследователями как непрерывный процесс обучения, воспитания, развития, самообразования, накопления опыта, становления нравственной позиции личности, направленный на формирование экологических знаний, ценностного отношения
к природе, экологически целесообразного поведения [1-3]. Становится очевидным, что кардинальные решения в сфере экологического образования лежат в принципиальном изменении характера отношений человека и природы [1]. Особое значение приобретает развитие механизмов и средств формирования субъектно-непрагматического отношения к природе. Без принятия личностью субъективной сущности природы любая система экологического образования не дает полноценного педагогического эффекта [4, с. 4-15]. Предлагаем рассмотреть сложные вопросы педагогической актуализации процесса субъектификации личностью природных объектов в ходе организации проектной деятельности экологической направленности.
В 2008-2010 гг. педагоги Пединститута СГУ им. Н.Г. Чернышевского совместно с педагогами образовательных учреждений Саратовской области предприняли попытку реализовать экологообразовательный проект «Мир комнатных растений» в практике работы школ. Участие в реализации проекта приняли более 30 образовательных учреждений (1200 учащихся 4-6 классов).
Образовательный потенциал проекта заключался в возможности формирования у школьников адекватных представлений о взаимосвязях в природных и социокультурных системах, становления субъектно-непрагматического отношения к объектам природы (растениям) в контексте значимых общечеловеческих ценностей и приобретения опыта экологически грамотного поведения в природе и социуме.
Перед началом работы мы спросили у ребят, участников проекта, нравятся ли им комнатные растения, участвуют ли они в работе по уходу за комнатными растениями, общаются ли они с растениями? В большинстве случаев можно было услышать утвердительный ответ. Но так ли обстоит дело на самом деле? С нашей точки зрения, субъектно-непрагматическое отношение к растениям формируется у школьников на основе понимания и принятия многообразной ценности объектов природы. Выделяют экологическую, познавательную, натуралистическую, здоровьесберегающую, эстетическую, гуманистическую, моралистическую ценность объектов природы [5]. Важно развивать у школьников понятия о растениях не только как о материальном ресурсе, используемом человеком в практической деятельности, но и как источнике красоты, познания, общения, здоровья и др. В связи с этим эффективность реализации данного проекта должна определяться не только уровнем усвоения школьниками знаний о растениях своего ближайшего природного и социального окружения, но и уровнем сформированности у них субъектнонепрагматического отношения к растениям, развитием навыков взаимодействия с ними.
На первых этапах организации проектной деятельности учащиеся начальной школы работали с пособием «Мир комнатных растений» [6], учащиеся средней школы - с пособием «Мой зеленый друг» [7], что предполагало выполнение ими ряда посильных
занимательных заданий. Привлечение к работе в качестве информационной основы данных пособий, наряду с другими методическими и диагностическими материалами, позволяло учителю курировать разноплановую деятельность детей, оценивать их индивидуальные и коллективные достижения на каждом этапе работы, отслеживать изменения в личностной сфере ребенка. Ребята выполняли задания и отвечали на вопросы: назови растения ближайшего природного окружения; сделай вывод, чем растения отличаются от животных; дай определение, кто такие растения; нарисуй растение, которое тебе запомнилось. Учащиеся привели названия 2-6 растений ближайшего природного окружения, отметили, что растения, в отличие от животных, обычно лишены подвижности (ведут прикрепленный образ жизни), имеют зеленую окраску, надземные и подземные части, но затруднились выделить отличия растений от животных по способу питания (уточним, что растения питаются питательными веществами, которые создают сами в процессе фотосинтеза, поглощая воду, соли, углекислый газ и солнечный свет). Вместе с учителем школьники сделали важный вывод: растения - это живые организмы, которые, как и другие организмы (вирусы, бактерии, грибы, животные), населяют нашу планету. Богат и разнообразен мир растений, их насчитывается более 330 тыс. видов. Они были одними из первых форм жизни, заселившими нашу планету. Самая многочисленная группа растений - лиственные (цветковые), включающая большое разнообразие форм: деревьев, кустарников, трав.
При ответе на вопрос - какую роль играют растения в природе и жизни человека? -ребята привели примеры:
- Каждое утро я начинаю с вкусного напитка, какао;
- Мы с бабушкой любим пить чай;
- Я знаю комнатное лекарственное растение, алоэ;
- Из растений строят дома, корабли, производят мебель, предметы быта, спортивный инвентарь;
- У нас в саду много вкусных и полезных растений. Это яблони, груши, клубника, смородина. Они содержат много витаминов;
- Мы с дедушкой любим гулять и любоваться растениями;
- Растения высаживают на улицах города, в парках и скверах, около исторических памятников (например, парк Победы на Соколовой горе в г. Саратове);
- На нашей улице растут три тополя, четыре липы и две березы. Они улавливают шум, поглощают пыль, углекислый газ, дружат с насекомыми и птицами;
- Есть рекордсмены в мире растений. Самое высокое травянистое растение - бамбук. Его высота - тридцать, а то и сорок метров;
- Роза, тюльпан, нарцисс - это декоративные растения, люди сделали их разнообразными по форме и цвету для того, чтобы украшать сады, парки, скверы. Растения приносят людям радость и поднимают настроение;
- В природе встречаются ядовитые растения;
- К празднику мужчины дарят женщинам цветы;
- Много полезных растений можно встретить в лесу;
- Очень полезно дышать лесным воздухом;
- Хлеб, фрукты, овощи и многое другое. без чего человек не может обойтись, получают из растений;
- Я знаю сказочное растение! Моя любимая книжка - «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова;
- Мы с мамой всегда переживаем, когда проходим мимо людей, которые продают раннецветущие растения (ландыши, ветреницы и др.).
Мы видим, что школьники проявляют интерес к растениям, однако представления о практическом использовании растений человеком все же являются преобладающими. В связи с этим необходимо обратить внимание ребят на то, что ценнейшими свойствами обладают растения, которые растут вокруг нас. В течение многих лет люди считали, что основная ценность растений состоит в том, какое количество продуктов из них можно получить. Сейчас люди начинают осознавать, что растения нужно ценить и за другие функции, которые они выполняют. Каждое растение играет свою роль в природе. Практически не поддается определению значимость растений как живых организмов, которые производят кислород для дыхания, поглощают углекислый газ, очищают и выде-
ляют воду, насыщают почву питательными веществами, обеспечивают животных пищей и убежищем, поддерживают природное равновесие на планете.
Мы попросили ребят оценить свое отношение к растениям и описать свой опыт взаимодействия с растениями (например: я помог посадить дерево; я ухаживаю за своими комнатными растениями; я читаю книги о растениях и животных; летом моя семья и я работаем в саду; если я собираю цветы весной и летом, я рву только те цветы, которых очень много и которые не охраняются законом; мне нравится любоваться растениями осеннего леса; я знаю много песен, стихов и загадок о растениях; я могу многое рассказать о том, какую роль растения играют в природе). Теперь оценка ребят своего отношения к комнатным растениям была более критичной. Многие отметили, что им нравятся растения, но взаимодействовать с растениями в повседневной жизни им приходится не так часто, как хотелось бы.
Дальнейшая деятельность в рамках проекта предполагала следующие этапы работы: поиск информации и подготовка сообщений об условиях жизни комнатных растений; знакомство с историей возникновения и многообразием комнатных растений (представителями групп красивоцветущих, декоративно-лиственных, вьющихся, лазящих и свисающих (ампельные), папоротников, суккулентов, плодовых деревьев); путешествие в пустыню и жаркий тропический лес - на родину комнатных растений; организация опытов с целью ознакомления с основными физиологическими процессами жизни растений; игровые и сюрпризные задания; участие в спектакле, в научной конференции; конкурс загадок; подготовка стенгазеты «Кактус» и др.
Ребята узнали, почему комнатные растения, несмотря на наступление зимы, по-прежнему остаются зелеными и даже цветут (родина этих растений - жаркие страны, и если человек для них создает такие же условия, то они остаются зелеными круглый год), почему мы называем: бальзамин - «огоньком», аспидистру - «дружной семейкой арум», монстеру - «плаксами», зефирантес -«выскочками», плющ восковой - «восковым деревом», фикус - «резиновым деревом», какие комнатные растения выделяют фитонциды и мн. др.
Значимой в работе учителя и учащихся являлась трансляция ценностного значения комнатных растений в жизни человека. Особенно хотелось подчеркнуть, что современный городской человек оторван от природы. Все то, чем окружил себя современный человек, выделяет вреднейшие химические вещества. Необходимо искать помощи у природы. Растения увлажняют и очищают воздух в помещениях, вырабатывают кислород, приносят приятные ощущения, наполняют дом различными ароматами, повышают защитные силы нашего организма, восполняют наш дефицит общения с природой, который неизбежно возникает среди однообразия домов, раздражающего шума машин, не гаснущего часами экрана телевизора и др.
В дальнейшем, объединившись в творческие группы экспертов, менеджеров, статистов, экологов, географов, фитодизайнеров, литераторов, школьники ознакомились с условиями, необходимыми для жизнедеятельности растений, способами размещения комнатных растений в классе. Затем провели исследование комнатных растений в учебной комнате: подсчитали количество растений, описали состояние, ухоженность, размещение растений; дали оценку эмоционального восприятия обследуемого помещения и определили уровень его экологической комфортности; сделали вывод, в каких классах ученики наиболее защищены от простудных заболеваний. Проделанная работа позволила разработать рекомендации по оформлению классной комнаты с учетом традиционных требований к содержанию комнатных растений. Это - количество растений в коллекции; потребности каждого вида растений в освещенности, влажности, температуре и др.; неприхотливость растений; их декоративность; гипоаллергенность; неядовитость; учет полезных свойств комнатных растений; наличие растений, необходимых для организации исследовательской работы; правила гармоничного сочетания растений с обстановкой комнаты, с ее архитектурой, размещением мебели и т. п.
На завершающем этапе проектной деятельности многие педагоги, родители и учащиеся дали положительную оценку нашей совместной работе. По мнению педагогов, деятельность в рамках проекта «Мир комнатных растений» стала социально-значимой
(многие ученики получили моральное удовлетворение от своей сопричастности к важному общественному практическому делу) и личностно-значимой для учащихся, т. к. предполагался выбор растений и моделирование своего проекта озеленения классной комнаты каждым участником проекта. Однако мы не торопились с итоговыми выводами и попытались определить, обоснованным ли является выбор учащимися растений для озеленения классной комнаты.
К сожалению, пришлось констатировать, что планируя размещение растений в классе, ребята редко учитывали собственные потребности растений в освещенности, влажности, температуре, их жизнеспособность в условиях классной комнаты и в большей мере обращали внимание на красоту, декоративность, полезные свойства растений. Тем не менее, нам известно, что, когда происходит субъектификация объекта природы, за объектом признается право существовать «просто так, без пользы», только потому, что он субъект. В нашем случае этого не произошло. В чем же причина?
Теперь перед педагогами возникла задача по определению путей качественных изменений в отношении учащихся к комнатным растениям. Все отмеченное показало необходимость включить в педагогический процесс как можно больше разнообразных факторов и механизмов, способствующих развитию субъектно-непрагматического отношения к природе [4, с. 14-15]. Важным результатом дальнейшей деятельности стал музей комнатных растений. Ребята создали фонд музея комнатных растений, регулярно наблюдали и ухаживали за растениями, составили правила ухода за растениями. Они определили отношение каждого растения к свету, теплу и влажности и организовали экскурсию по музею комнатных растений для учеников своей школы. Из молодых растений создали подарочный фонд для ветеранов Великой Отечественной войны и к ним приложили памятки о том, как использовать растения с оздоровительной целью.
Также мы обратились к каждому участнику проекта: «Посмотри на комнатное растение, которое растет в нашем музее! Этому растению хочется иметь друга - человека, лучше школьника. Ему хочется получить от него письмо. Может быть, ты окажешься тем
другом, которого оно ждет? Подумай, о чем растению хотелось бы прочитать в твоем письме, на какие вопросы ответить. Напиши письмо «Зеленому другу»! Отметь, как растение называется, к какой группе комнатных растений принадлежит, откуда родом, какой предпочитает полив, свет и т. п. Подумай, каким является твой друг (активный, пассивный; живой, неживой; разумный, неразумный; имеет душу, не имеет душу; похож на тебя, не похож на тебя; полезный, бесполезный; может быть, для тебя он подчиненный)? Что бы ты хотел получить от общения со своим другом: вырастить цветок и любоваться им; получить вкусные плоды; дышать чистым воздухом; узнать интересную информацию о жизни растений; научиться поливать и ухаживать за растениями; испытать приятные чувства от общения с растением; узнать о полезных свойствах растения и его вкладе в сохранение жизни на Земле? Придумай подарок на день рождения растению, представь те эмоции, которые растение могло бы испытать, получив твой подарок».
Анализ стихов, рисунков и писем школьников позволяет предположить, что ребята, участники проекта, поняли: для гармоничной атмосферы музея комнатных растений требуется любовь к растениям, осознание ценностной роли растений в нашей жизни, усвоение основных знаний о них, желание трудиться и общаться с растениями.
Таким образом, работа в рамках проекта «Мир комнатных растений» позволила привнести в содержание экологического образования (предполагающего формирование
субъектно-непрагматического отношения к природе) учащихся эмоционально-ценностный компонент через организацию занимательных заданий, игр, опытов, конференций, спектаклей, экскурсий, но в большей степени через мотивацию школьников к непрагматическому взаимодействию с растениями на основе анализа собственного поведения и формирования опыта оценки своего отношения к объектам природы.
1. Дерябо С.Д, Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996.
2. Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. М., 2000.
3. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. М., 2008.
4. Морозова Е.Е. Ориентиры реализации Концепции непрерывного экологического образования населения Саратовской области (на 2009-2019 гг.) // Совершенство экологообразовательной деятельности в Саратовской области: межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2010. Вып. 6.
5. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000.
6. Морозова Е.Е., Исаева О.А. Экологообразовательный проект «Мир комнатных растений». Саратов, 2010. Кн. 1.
7. Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О. А. Экологообразовательный проект «Мой зеленый друг». Саратов, 2010. Кн. 2.
Поступила в редакцию i^^Qii г.
UDC 373.581.5
EDUCATION POTENTIAL OF PROJECT “WORLD OF HOME PLANTS”
Elena Yevgenyevna MOROZOVA, Saratov State University named after N.G. Chemyshevsky, Saratov, Russian Federation, Doctor of Biology, Associate Professor, Professor, Head of Initial Natural and Mathematical Education Department, email: moroz@san.ru
Olga Anatolyevna FEDOROVA, Saratov State University named after N.G. Chemyshevsky, Saratov, Russian Federation, Assistant of Initial Natural and Mathematical Education Department, e-mail: ShtenbergOA@yandex.ru
Olga Aleksandrovna ZOLOTUKHINA, Saratov Institute of Qualification Rise and Re-preparedness of Education Workers, Saratov, Russian Federation, Specialist of Expert and Analytical Department, e-mail: olga.zolotuhina@mail.ru
In the given article the questions of pedagogical actualization of the process of the subjectification by the person of natural objects during the project organization “World of indoor plants” are discussed. Ways of development educational of the project “World of indoor plants” are planned.
Key words: ecological formation; design activity; non-pragmatical interaction with objects of nature.