Научная статья на тему 'Сущностные характеристики дидактики педагогического образования'

Сущностные характеристики дидактики педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ / DIDACTICS OF HIGHER SCHOOL / PARADIGM OF EDUCATION / ACTIVITY AND COMPETENCE-BASED APPROACHES / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнов Али Зульфигарович

В статье раскрываются современные проблемы педагогического образования, дается сущностная характеристика дидактических особенностей реализации новой образовательной парадигмы в контексте деятельностного и компетентностного подходов, что позволяет различить аксиологические и когнитивные аспекты данного процесса. В свою очередь, методологический анализ позволяет целостно взглянуть на личность студента, ориентироваться на его потребности, дифференцировать уровень построения образовательного процесса в зоне его ближайшего развития, что, несомненно, приведет к совершенствованию универсальных способностей личности, прежде всего мыслительных, творческих, коммуникативных, рефлексивных как фундамента профессионализма. Исследование фундаментальных позиций педагогического образования помогает дидактически верно определить аксиологические и когнитивные цели образования, результаты профессиональной деятельности и наметить соответствующие критерии, которые должны быть положены в основу комплексного мониторинга современного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусейнов Али Зульфигарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of the Didactics of Pedagogical Education

The article discusses modern problems of education, key characteristics of didactic features of realization of the new educational paradigm in the context of activity and competence-based approaches, what allows distinguishing the axiological and cognitive aspects of this process. Methodological analysis allows to consider students personality, to be familiar with his needs, to differentiate the level of the organization of educational process in the zone of its proximal development, what, undoubtedly, will lead to the improvement of universal abilities of a personality, such as cognitive, creative, communicative and reflexive abilities as the basis of professionalism. The study of fundamental positions of education helps didactically to determine correctly the axiological and cognitive goals of education, the results of the professional activity, and to mark the appropriate criteria which must be accepted as the basis of the complex monitoring of modern education.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики дидактики педагогического образования»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 4

УДК 378:811.111

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гусейнов Али Зульфигарович -

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Саратовский государственный университет E-mail: guseynovaz@mail. ru

В статье раскрываются современные проблемы педагогического образования, дается сущностная характеристика дидактических особенностей реализации новой образовательной парадигмы в контексте деятельностного и компетентностного подходов, что позволяет различить аксиологические и когнитивные аспекты данного процесса. В свою очередь, методологический анализ позволяет целостно взглянуть на личность студента, ориентироваться на его потребности, дифференцировать уровень построения образовательного процесса в зоне его ближайшего развития, что, несомненно, приведет к совершенствованию универсальных способностей личности, прежде всего мыслительных, творческих, коммуникативных, рефлексивных как фундамента профессионализма. Исследование фундаментальных позиций педагогического образования помогает дидактически верно определить аксиологические и когнитивные цели образования, результаты профессиональной деятельности и наметить соответствующие критерии, которые должны быть положены в основу комплексного мониторинга современного педагогического образования.

Ключевые слова: педагогическое образование, дидактика высшей школы, парадигма образования, деятельностный и ком-петентностный подходы.

Перемены, происходящие в настоящее время в системе педагогического образования, предопределяют создание адекватных этим процессам дидактических условий и тем самым обусловливают необходимость осмысленного реформирования, творческого проектирования и внедрения новых моделей, основанных на дея-тельностном и компетентностном подходах. Для этого необходимо определить фундаментальные основы дидактического процесса, современные цели и задачи педагогического образования. Важнейшим на этом пути является внедрение новых принципов организации учебного процесса, образовательных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию инновационных моделей образования. С другой стороны, решение проблем педагогического образования невозможно без повышения интеллектуальной культуры педагога, без активного преодоления устоявшихся стереотипов, консервативных установок в педагогической науке и практике.

Сегодня появились объективные предпосылки и возможность решить многие сущностные

проблемы, определить стратегические ориентиры, чтобы кардинально улучшить качество подготовки педагогов. Со стороны руководителей образования, тех, кто готовит госстандарты, составляет образовательные программы, пишет учебники, есть понимание ситуации и понимание того, что не все утрачено. Многие традиции, огромный гуманистический потенциал педагогического образования жив, его можно активизировать, умножить и выйти из кризиса, чтобы этот кризис не стал кризисом разрушения, а стал кризисом обновления и созидания [1]. Прежде всего, необходимо осознать цели современного педагогического образования, главной из которых является подготовка квалифицированного, творчески мыслящего педагога соответствующего уровня и профиля, с высоким уровнем культуры и активной гражданской позицией, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Методологическая сущность педагогического образования состоит в том, чтобы, опираясь на потребности, интересы, ориентации будущих педагогов, на их представления о педагогике, педагогической деятельности, на представление о себе как развивающейся личности, самоопределяющемся профессионале, на опыт изучения дисциплин психолого-педагогического и общекультурного блоков, развить готовность будущего педагога к осуществлению профессиональной педагогической деятельности в сфере образования, сформировать общекультурные и профессиональные компетенции в области образования, социальной сферы и культуры для успешного решения профессиональных задач. Успешное достижение поставленной цели возможно при: опоре на деятельностный, лич-ностно-ориентированный и компетентностный подходы, предполагающие целостный взгляд на студента как на личность; ориентации на по-

© Гусейнов А. З., 2014

Л. З. Г/сейнов. Сущностные характеристики дидактики педагогического образования

требности, личный опыт и уровень построения образовательного процесса в зоне ближайшего развития обучающегося; совершенствовании универсальных способностей личности, прежде всего, мыслительных, творческих, коммуникативных, рефлексивных как фундамента профессионализма; цикличности организации обучения, включающей проблемность и анализ ситуации, постановку проблемы, ее решение, рефлексию способов решения и самоизменений.

Очень важно осознать опорные точки роста, сильные стороны отечественного педагогического образования, наш потенциал, гуманистические традиции, внимание к студенту, умение работать с ним. Необходимо наметить программу конструктивных преобразований и определить практические действия, чтобы ликвидировать разрыв между стратегией педагогического образования и тактикой, которая не реализует эти стратегические установки. Очень важно спроектировать модель будущего профессионального образования, чтобы представить, куда мы идем, и прогнозировать результаты, которые мы должны получить для того, чтобы успешно решить поставленные задачи. Уровневая система позволяет реализовать цели образования, так как она отличается целостностью и иерархичностью, представляет собой комплекс взаимосвязанных приемов, методов и форм обучения; в ней находятся в оптимальном соотношении аудиторные и внеаудиторные формы организации учебного процесса; система строится с учетом последовательной конкретизации задач обучения и формирования у студентов навыков учебной и научной деятельности [2].

Движущие силы процесса обучения -противоречия между выдвигаемыми ходом изучения того или иного учебного предмета более сложными дидактико-методическими задачами и достигнутым обучаемыми уровнем знаний, умений и навыков, уровнем их научного, профессионального и системного мышления. Имеет глубокий смысл и перспективы постоянная коррекция методической стратегии преподавателя в связи с совершенствованием навыков учебной деятельности студентов и последовательным усложнением задач изучения учебной дисциплины. Преподавателю необходимо постоянно диагностировать уровень обученности студентов, т. е. внимательно присматриваться к тому, какие качественные преобразования происходят в их учебной деятельности, работе ума за семестр, год, от года к году. Это позволит ему своевременно корректировать учебный процесс, делать его более динамичным и живым. Основное методическое средство корректировки учебного процес-

са - систематическое и планомерное (от занятия к занятию, от этапа к этапу, на одном и том же занятии) повышение уровня самостоятельной работы студентов, предоставление им большей самостоятельности при организации обучения.

Обновление учебного процесса опирается на дидактические основы развивающего обучения, на его принципы. Ведущий из них - обучение на высоком уровне интеллектуальной трудности. Студенты работают на занятиях активно и с интересом, если задания превышают так называемую «среднюю норму». Причем затруднения испытываются в процессе познания сущности явлений, связей, зависимостей между ними. В таком случае у обучаемых возникают интеллектуальные чувства (радость, удивление, сомнение и т.д.), способствующие формированию положительного отношения к учению и, в конечном счете, более глубокому усвоению знаний, формированию умений и навыков профессиональной деятельности. Важно дидактически сбалансировать традиционное и инновационное, инициативу «сверху» и «снизу», не забывая, что педагогическая деятельность многогранная, творческая. Для методологического анализа необходимо понять, каковы личностные, социальные, экономические, профессиональные критерии педагогического образования. При решении стратегических задач педагогического образования особое значение имеют культурологические результаты. Педагог - носитель культуры, субъект прогрессивного развития, сеятель разумного, доброго, вечного. Его созидательную роль в обществе трудно переоценить. Осознание фундаментальных позиций педагогического образования помогает дидактически верно определить аксиологические и когнитивные цели образования, результаты профессиональной деятельности и наметить соответствующие критерии, которые должны быть положены в основу комплексного мониторинга современного педагогического образования.

Согласно компетентностному подходу, являющемуся методологической основой госстандарта высшего педагогического образования третьего поколения, результат образования определяют определенные компетенции, которыми должны овладеть выпускники к моменту окончания вуза. При этом под компетентностным подходом понимают совокупность общих принципов определения целей образования, отбора его содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. А. В. Хуторской определяет следующие отличительные особенности компетентностного подхода: 1) ориентированность на практическую составляющую содержания образования, обе-

Педагогика 101

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 4

спечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции); 2) основная формула - «знаю, как»; 3) продуктивный характер образовательного процесса; 4) ведущая роль практики и самостоятельной работы в учебном процессе; 5) комплексная оценка учебных достижений (портфолио - продукты творческого обучения) [3].

Как известно, одна из важнейших целей образования - это передача последующим поколениям бесценного опыта, а не только знаний. Этот опыт воплощен в предметах материальной и духовной культуры и особенно в способах выполнения действий с ними. Способы действий должны быть освоены студентами в процессе обучения, и в этом заключается его цель. Реализация этих способов и есть деятельность. Разработанный А. Н. Леонтьевым [4], С. Л. Рубинштейном, П. Я. Гальпериным и др. деятельностный подход должен стать дидактическим основанием педагогического образования не на словах, а на деле (пока он остается скорее академической, чем прикладной теорией). Он основан на принципиальном положении, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею же обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих развитие человека.

На теорию деятельности должны опираться разработчики образовательных программ, организаторы учебного процесса, все те, кто хочет успеха, кто по роду своей профессиональной деятельности должен обеспечивать прогрессивное развитие общества. Выпускники высшей школы должны уметь проектировать и организовывать деятельность не только свою, но и других людей, управлять ею. На это ориентированы и новые стандарты высшего педагогического образования (компетентностный, деятельностный подходы). Для реализации данного методологического положения очень важно, чтобы в процессе обучения студенты сами совершали деятельность, при этом педагог должен организовать учебную деятельность таким образом, чтобы студент мог сам «взять» (совершить акт учебной деятельности), т. е. правильно действовать: мыслить, предсказывать результаты деятельности, сопоставлять их с полученными, делать выводы. Одна из задач профессиональной школы - подготовить студентов к осуществлению будущей профессиональной деятельности. Процесс обучения будет деятельностным только в том случае, если его структура и организация будут специально нацелены на решение данной задачи, причем с

учетом всех вытекающих из теории деятельности требований. А знания являются всего лишь средством обучения действиям, на что впервые указал основоположник деятельностного подхода в обучении П. Я. Гальперин [5].

Учебная деятельность в вузе характеризуется как научно-исследовательская, самостоятельная, творческая. Поэтому для реализации деятельностного подхода педагог должен принять следующие дидактические положения:

1) необходимо рассматривать процесс обучения как передачу опыта общественно-исторической практики предыдущих поколений, а передать опыт можно только в деятельности (переход от заниевой парадигмы к деятельностной);

2) при проектировании и организации процесса обучения первичным должна быть заданная характером будущей профессии деятельность;

3) конечной целью педагогического образования должно стать формирование компетенций, обеспечивающих осуществление будущей профессиональной деятельности; 4) содержание педагогического образования должно включать заданную характером будущей профессии систему действий и только те знания, которые обеспечивают их выполнение; 5) знания являются всего лишь средством обучения, а не его целью; 6) механизмом осуществления учебной деятельности является решение теоретических и практических задач, и если студент не решает учебные задачи, то это значит, что процесс обучения не организован; 7) в современном понимании знать - значит с помощью знаний осуществлять учебную деятельность, усваивать знания можно только оперируя ими, а не просто запоминая их; 8) деятельность педагога заключается в проектировании, организации и управлении учебным процессом (ученик не сосуд, который необходимо наполнить знаниями, а факел, который необходимо зажечь); 9) процесс обучения представляет собой совокупность двух взаимосвязанных, но самостоятельных деятельностей - деятельности обучающего (преподавание) и деятельности обучаемого (учение), поэтому субъект-субъектные отношения должны стать психолого-педагогическим базисом и важнейшим фактором эффективности дидактического процесса.

Указанные выше положения по своей сути являются методологически сформулированными дидактическими (а не технологическими) принципами обучения, определяющими стратегическую сущность педагогического образования. Анализ реальных проблем и потенциальных перспектив педагогического образования, изучение их методологических и дидактических основ позволяет быть уверенным в эффектив-

102

Научный отдел

Е. Е. Морозова. Совершенствование экологообразовательной деятельности в системе

ности построения качественных моделей педагогического образования и в готовности успешно решать самые сложные проблемы, возникающие на этом пути.

Список литературы

1. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2005. 208 с.

2. Гусейнов А. З. Педагогический потенциал и перспективы двухуровневой системы образования в вузе // Изв. Саратов. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12, вып. 4. С. 105-108.

3. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении. М., 2012. 73 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 89 с.

5. Гальперин П. Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965. 68с.

Characteristics of the Didactics of Pedagogical Education

A. Z. Guseynov

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410002, Russia E-mail: guseynovaz@mail. ru

The article discusses modern problems of education, key characteristics of didactic features of realization of the new educational paradigm in the context of activity and competence-based approaches, what allows distinguishing the axiological and cognitive aspects of

this process. Methodological analysis allows to consider students personality, to be familiar with his needs, to differentiate the level of the organization of educational process in the zone of its proximal development, what, undoubtedly, will lead to the improvement of universal abilities of a personality, such as cognitive, creative, communicative and reflexive abilities as the basis of professionalism. The study of fundamental positions of education helps didactically to determine correctly the axiological and cognitive goals of education, the results of the professional activity, and to mark the appropriate criteria which must be accepted as the basis of the complex monitoring of modern education.

Key words: education, didactics of higher school, paradigm of education, activity and competence-based approaches.

References

1. Zagvyazinskiy V. I. Metodologiya i metodypsikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya (Methodology and methods of psychological and pedagogical research). Moscow, 2005. 208 p.

2. Guseynov A. Z. Pedagogicheskiy potentsial i perspe-ktivy dvukhurovnevoy sistemy obrazovaniya v vuze (Pedagogical potential and perspectives of the two level system of education at institutions of higher education). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2012, vol. 12, iss. 4, pp.105-08.

3. Khutorskoy A. V. Metapredmetnyy podkhod v obuchenii (Mеtasubject approach in learning). Мoscow, 2012. 73 p.

4. Leontev А. N. Deyatelnost, soznanie, lichnost (Activity, consciousness, personality). Мoscow, 1975. 89 p.

5. Galperin P. Ya. Osnovnye rezultaty issledovaniya po probleme «Formirovanie umstvennykh deystviy i ponyatiy» (Major results of research on the problem «Formation of cognitive activities and notions»). Мoscow, 1965. 68 p.

УДК [37.016:502] (470.44)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА САРАТОВСКОГО РЕГИОНА

Морозова Елена Евгеньевна -

доктор биологических наук, доцент, заведующая кафедрой начального естественно-математического образования, Саратовский государственный университет E-mail: moroz@san.ru

В Саратовском регионе разработана «Концепция непрерывного экологического образования населения области на 2009— 2019 гг.». Поставлена задача - развивать систему общественного содействия решению экологических проблем региона. В 20052014 гг. в образовательных учреждениях области реализованы проекты: «Растем вместе», «Школа добрых дел», «Мой зеленый друг», «Мир комнатных растений», «Зеленая аллея памяти», «Птицы в нашем городе», «Сохраним природу родного края», «Сохра-

ним природный парк "Кумысная поляна"», «Зеленая красавица». Отмечена положительная динамика в овладении учащимися способов непрагматического взаимодействия с объектами природы. Выявлены затруднения педагогов при организации диагностических процедур результативности экологической деятельности школьников, отмечено преобладание рациональных форм учебного взаимодействия в ходе развития эмоционально-ценностного отношения к природе, обозначены трудности в организации

© Марозова Е. Е, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.