Key words: poetic and prosaic speech, rhythm, rhyme, poetic text,
stihovedchesky analysis.
References
1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya: tekst s izmeneniy-ami i dopolneniyami na 2011 g. (Federal state educational standard of primary general education: text with changes and additions on 2011). Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Ministry of Education and Science of the Russian Federation). Moscow, 2011. 33 p. (in Russian).
2. Maratsman V. G. Metody i priemy analiza literatury v shkole (Methods and techniques of analysis of literature at school). Metodika prepodavaniya literatury: uchebnik dlyaped. vuzov (Methods of teaching of literature: the study guide for pedagogical high school). Ed. by O. Yu. Bogdano-va, V. G. Marantsman: In 2 parts. Moscow, 1994. Part 1, pp. 133-203 (in Russian).
3. Metodika obucheniya literature v nachal'noy shkole: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy (Methods of teaching of literature in primary school: the study guide for students of universities). Ed. by M. P. Voyushina. Moscow. 2010. 288 p. (in Russian).
4. Chukovskiy K. Ot dvukh dopyati (Since two until five). Sobr. soch.: v 151. (Collected editions: in 15 vol.). Vol. 2. 640 pp. Available at: http://www.chukfamily.ru/Kornei/ Prosa/Ot2do5/Ot2do5.htm (accessed 06 July 2014) (in Russian).
5. Kuznetsova N. A. Metodika izucheniya osnov stikhovedeni-ya v nachal'noy shkole (Methods of studying elements of prosody at primary school). Nachal'naya shkola (Primary school). 2003, no. 10, pp. 16-26 (in Russian).
6. Sviridova V. Yu. Literaturnoe chtenie. 1 klass (Literary reading. 1st year). 6th ed. Samara, 2011. 144 p. (in Russian).
7. Sviridova V. Yu. Literaturnoe chtenie: Uchebnik dlya 2 klassa: V2 ch. (Literary reading. The study guide for 2nd year: In 2 parts). 2nd ed. Samara, 2012. Part 1. 160 p. (in Russian).
УДК 378.14
МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. Е. Морозова, Е. Г. Евдокимова
Морозова Елена Евгеньевна - доктор биологических наук, доцент, кафедра начального естественно-математического образования, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: moroz@san.ru
Евдокимова Елена Гершечевна - кандатат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: a1-ero@yandex.ru
Изменение целевых установок современного образования в начальной школе приводит к необходимости развивать опыт эмоционально- ценностного отношения ребенка к окружающему миру и его способности регулировать собственную деятельность, что актуализирует вопросы развития смысловой сферы учащихся начальной школы. В статье представлено содержание проектной задачи «Зеленая аллея памяти» и показана работа по актуализации личностных смыслов учащихся начальной школы в ходе экологообразовательной деятельности. Специфика данной проектной задачи состоит в ориентации на ценностное освоение материала и открытие нового способа экологического действия - проектирование экологически, символически и эстетически целесообразного размещения растений на пришкольной территории. Показано, что в ходе реализации проекта коллективы образовательных учреждений создали аллеи и уголки памяти, мини-музеи, культурно-исторические центры. Определены трудности реализации проектов, ориентированных на осознанный и осмысленный выбор участниками способа действия. Авторами описаны направления работы, способствующие актуализации
личностных смыслов учащихся начальной школы в ходе экологообразовательной деятельности.
Ключевые слова: личностные универсальные учебные действия, личностные смыслы, экологообразовательная деятельность, проектные задачи.
К постановке проблемы
За последние десятилетия в современном обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В образовательной практике активно обсуждаются новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) [1]. В соответствии с этими стандартами основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникативная, информационная и т. п., чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.
Главной целью начального общего образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, при котором не только предметные знания, умения и навыки предусмотрены в качестве результатов обучения, но делается упор на опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему
© Морозова Е. Е., Евдокимова Е. Г., 2014
Е. Е. Морозова, Е. Г. Евдокимова. Механизмы достижения личностных результатов
миру и развитие его способности регулировать (в сотрудничестве и самостоятельно) собственную деятельность.
Большинство школ г. Саратова и Саратовской области уже руководствуется в своей работе государственными стандартами. Это требует от педагогов ознакомления с новыми документами, организации экспериментальной деятельности, принятия коллективных и индивидуальных решений.
Введение в работу педагогов понятия «универсальные учебные действия» (УУД) вызывает вопросы о его преемственности с имеющимися, такими как «общеучебные умения», «способы деятельности», «социальный опыт», используемыми ранее в педагогической практике. Специалисты трактуют понятие «универсальные учебные действия» как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения [2]. Данное понятие в большей мере отражает психологический подход к пониманию сущности деятельности, акцентируя внимание на внутренних, психологических механизмах развития деятельности ребенка и формировании способов действий.
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообусловленные виды действий: коммуникативные - обеспечивающие социальную компетентность, познавательные (общеучебные, логические), связанные с решением проблемы, личностные - определяющие мотивационную ориентацию, регулятивные - обеспечивающие организацию собственной деятельности. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Однако механизмы развития таких действий в рамках урочной и внеурочной деятельности не разработаны в полной мере.
Остановимся на проблеме формирования личностных УУД. В начальной школе они (самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация) обеспечивают знание детьми моральных, конвенциональных, персональных норм, умение следовать им, соотносить свои поступки с этическими чувствами, умение видеть нравственный аспект собственных поступков. Учащиеся соотносят собственные интересы и желания с целями уроков, способами выполнения поставленных задач, что способствует динамике их смысловой сферы.
Реализация учебного процесса на личност-но-смысловом уровне, т. е. ориентация на «пристрастность», интересы и увлечения каждого конкретного ребенка, обретает характер «подлинного учения» [3]. Возникает вопрос, каким образом обеспечивается подобное введение
смыслообразования в педагогический процесс. Обратимся к понятию личностного смысла (по А. Н. Леонтьеву). Знания, наполненные личностным смыслом, преодолевают ту разобщенность, которая зачастую существует между изучаемым и постигнутым. Именно наполненность знаний личностным и социальным смыслом позволяет сделать их стимулами развития личностной сферы в целом; создается предпосылка для активизации самопознания и самопонимания человека, что закономерно приводит его к всестороннему развитию.
Субъективный опыт учащихся, замкнувшись на объективных значениях (или объективированных смыслах), характеризуется смысловым приращением, динамика которого и может быть названа смыслообразованием. Единицей содержания образования становится отношение «субъектный опыт - объективная ценность», т. е. личностный смысл. Если это отношение не возникло, то, разумеется, мы не вправе говорить о смыслобра-зовании у учащихся в образовательном процессе. В лучшем случае, оно может быть квалифицировано как процесс, потенциально располагающий к смыслообразованию. Возникнув же, указанное отношение проявляется как движение эмоций, чувств, переживаний, как «поток сознания», а также как последовательность реальных действий, поступков, отношений с другими людьми.
Переход на личностно-смысловую парадигму образования создает реальные условия для реализации учебного процесса как группового смыслообразующего контекста. В педагогической психологии термин «контекст» используется довольно широко. Л. С. Выготский объяснял понятие «контекст» как соотношение смысла и значения: «слово приобретает смысл в контексте абзаца, абзац - в контексте книги, книга - в контексте всего творчества автора» [4, с. 323].
В этом отношении сущностные характеристики понятий образуют их значения, которые не сразу могут быть открыты и осмыслены учащимися, так как слова зачастую не имеют однозначной интерпретации, поэтому вне общего контекста толкования каждый человек может обнаружить свое их понимание. В свою очередь, понимание слов находится в зависимости от личностной системы мотивов человека. Для взаимопонимания и выявления общего смысла изучаемых понятий (их значений) педагог организует обращение учащихся к осознанию связи сущности изучаемого понятия с определенным контекстом.
На современном этапе развития науки понятие «контекст» все больше выходит за рамки традиционно лингвистической трактовки, откуда заимствован соответствующий термин и выделяются внутренний и внешний контексты. Первый - это система уникальных для каждого человека психофизиологических, психологических и личностных особенностей и состояний, его установок, отношений, знаний и опыта. Второй - система
предметных, социальных, социокультурных, пространственно-временных и иных характеристик ситуации действия и поступка личности.
Учебный смыслообразующий контекст понимается как система направленной трансляции смысла, которая инициирует смыслообразование у учащихся и, таким образом, развивает их смысловую сферу (стимулируя личностное развитие в целом) и выводит знание на уровень жизненных и профессиональных ценностей.
Однако возникает вопрос: как совместить индивидуально-смысловой и социально-смысловой подходы к образованию; иными словами, как обеспечить соотношение социокультурных значений, представленных в виде содержания образования, и личностных смыслов, возникающих у учащихся. Проблема заключается в том, что учащимся предстоит выстроить личностностные смыслы тех значений, которые отдалены от них, выявлены без их участия, или отчуждены. Отчужденность от образовательного знания проявляется в низком уровне познавательной активности учащихся, в нежелании проявлять инициативу при его осмыслении и применении.
Преодоление отчуждения учащихся начальных классов от личных и социальных образовательных ценностей связывается с проектной деятельностью (решением проектных задач), организуемой учителями начальной школы по экологической тематике. Разработаны проектные задачи «Растем вместе», «Школа добрых дел», «Мой зеленый друг», «Мир комнатных растений», «Зеленая аллея памяти», «Птицы в нашем городе», «Сохраним природу родного края», «Сохраним природный парк "Кумысная поляна"», «Зеленая красавица» [5-9]. В этих проектах учащиеся привлечены к осмыслению образовательного знания, содержащего культурные смыслы, им предоставлена возможность выбора собственного направления работы, прояснения целей деятельности, определения способов их достижения. Ученики осваивают новые способы действия, учатся согласовывать собственные представления с представлениями других участников группы и мнениями других субъектов образования, анализировать полученные результаты и выстраивать новые планы.
В качестве примера приведем работу с учащимися 4-го класса по решению проектной задачи «Зеленая аллея памяти» в рамках 28 занятий внеурочной деятельности (МОУ СОШ № 60 г. Саратова; педагог Т. В. Никешина). Отметим этапы задачи и их содержание: 1) постановка проблемы: обустроить на территории экологического центра аллею в честь воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны; 2) индивидуальное решение проблемы: фиксируются индивидуальные реакции и предложения детей по решению проблемы; 3) выявление затруднений: дети не знают, какую экологическую роль играют растения в природе, какое значение они оказывают
на жизнь людей, не имеют практического опыта взаимодействия с растениями, испытывают трудности в организации учебного сотрудничества; 4) открытие нового способа действия (организация экологически целесообразного размещения растений на пришкольной территории в ходе выполнения заданий познавательного, эмоционально-ценностного и практически-деятельностного характера) и определение ценностно-смыслового участия в работе; 5) коллективное решение проблемы: коллективная работа по разработке проекта Зеленой аллеи памяти; 6) контроль овладения новым способом действия в ходе решения частных задач: дискуссия, обустройство Зеленого уголка памяти в классной комнате.
Проектная задача «Зеленая аллея памяти» [5, 8] направлена на осмысление ценности растений в контексте значимых общечеловеческих ценностей, своего личного участия в работе по обустройству аллеи и приобретения опыта экологически грамотного размещения растений на пришкольной территории. Таким образом, учащимся необходимо было решить смысловую задачу: зачем и как сажать растения на пришкольной территории. Оказалось сложным в реальной практике обустроить «аллею», где выбор объектов был бы осознанным, обусловленным практической, экологической, эстетической, культурологической и символической ценностями растений, учитывались условия их произрастания и жизненные потребности в конкретной местности. Как же управлять поцессом смыслообразования?
Выделяя факторы смыслообразования, мы обратились к историческому контексту, связанному с Великой Отечественной войной, и экологическому контексту значимости растений для жизни человека и природы. Дети получили письмо от директора экологического центра, в котором им предлагалось принять участие в разработке и обустройстве на территории Областного экологического центра «Зеленой аллеи памяти» в память о воинах, погибших в годы Великой Отечественной войны. Для дальнейшего решения задачи учащиеся обсудили, какой след оставила война в жизни человека, выяснили, какую роль играют растения в природе и жизни человека, распределились для работы в группы, оценили возможности территории для посадки растений, определили последовательность действий по обустройству аллеи; заработал экологический театр, были организованы творческие конкурсы и др.
На первых этапах работы наблюдалась высокая творческая активность детей, однако затем интерес к проблеме стал угасать. Мы считаем, что важным механизмом, обеспечивающим динамику смысловой сферы учащихся, является принятие решений. С этой целью младшим школьникам предлагалось разработать индивидуальный план аллеи. При выборе деревьев для аллеи важно было учесть не только красоту дерева, его роль в при-
382 Научный отдел
Е. Е. Морозова, Е. Г. Евдокимова. Механизмы достижения личностных результатов
роде и жизни человека, посмотреть, какое дерево будет лучше расти в условиях нашей местности, выбрать дерево, являющееся символом России, но при этом не забыть жизненные потребности самого растения, а не только человека.
Мы обратили внимание, что выбор растений некоторыми учащимися определялся личной выгодой, удобством использования растений, престижностью и др. Другие школьники сделали выбор на основе экологической значимости растений (так как растения выделяют фитонциды, кислород для дыхания, укрепляют почву, задерживают вредные примеси и др.), некоторые учащиеся отметили красоту растений и их символическое значение. К сожалению, не удалось зафиксировать внутреннюю устремленность учащихся на создание продукта, обеспечивающего благо самим растениям (комфортное освещение, полив, наличие биогенных веществ в почве, общение с человеком и др.).
При этом мы понимали, что в решении задачи смыслового определения многое зависит от того, захочет ли ученик задуматься над смыслом своих действий или нет, как именно направляют его к этому события жизни, друзья, воспитатели, учителя, семья. Общие смысловые образования (а в случае их осознания - личностные ценности), являющиеся, на наш взгляд, основными конституирующими (образующими) единицами сознания личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни - миру, другим людям, к самому себе.
Как только мы переходим к смысловому полю, нравственным смыслам, мы говорим о поступках, деяниях, которые бывают низкими (т. е. определяемыми эгоцентризмом, связанными с прагматическими смыслами) и высокими (т. е. устремленными к общечеловеческим идеалам). С этой целью нами была проведена дискуссия «Оцени, какую роль окажут растения аллеи на окружающую природу и мир людей?», выбраны лучшие проекты. Ученики овладевали искусством дискуссии: как высказываться самому и слышать другие точки зрения. Внимание детей было обращено и на то, как важно учитывать потребности самих растений: ведь посадить аллею только для того, чтобы это было красиво и полезно для человека, - безнравственно, важно, чтобы наша деятельность была полезна и для самих растений. В ходе дискуссии мы обращали особое внимание на проявление личностной позиции учащихся, так как совокупность основных отношений к миру, к людям и себе, задаваемых динамическими смысловыми системами, образует в своем единстве и сущности свойственную человеку нравственную позицию. Такая позиция особенно прочна, когда она становится сознательной, т. е. появляются личностные ценности, рассматриваемые нами как осознанные общие смысловые образования.
Оценить эффективность организуемой эко-логообразовательной деятельности помогла коллективная работа по обустройству Зеленого уголка памяти в условиях классной комнаты. Ребята кропотливо вели работу по выращиванию растений. Уголок сделали в форме горки из пять ступенек: на заднем плане разместили сансевье-ру (её стойкие, высокие листья обозначают мощь и силу советских солдат); центральное место в уголке занял колеус (его зелено-красные листья символизируют горечь утраты человеческих жизней); на переднем плане разместили молодые ростки березы как символа России; оформили угол патриотической символикой. Регулярно выпускались фотогазеты, в которых освещалась коллективная работа учащихся, и работал поэтический клуб. Открытие Зеленого уголка памяти состоялось на уроке мужества, были приглашены ветераны и участники Великой Отечественной войны микрорайона.
Заключение
Таким образом, проведенное нами исследование подтверждает, что для смысловой динамики учащихся важна определенным (педагогическим) образом организованная работа по актуализации смыслового потенциала, прояснению личностных смыслов учащихся, касающихся содержания экологических проектов. В данном случае важным оказались действия, направленные на опредмечивание и распредмечивание социокультурных и экологических образов взаимодействия в мире природы и людей. Личностные результаты учащихся актуализировались в виде новых инициатив и способов действия.
Библиографический список
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. 2-е изд. М., 2009. 39 с.
2. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М., 2010. 152 с.
3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию // Становление человека. М., 1994. С. 153-171.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М.,
1999. 352 с.
5. Морозова Е. Е., Горина Л. В. Эколого-гражданский проект «Зеленая Аллея Памяти» // Начальная школа. М., 2006. № 1. С. 56-62.
6. Морозова Е. Е., Шляхтин Г. В. Совершенствование экологического образования школьников в системе общеобразовательных учреждений Саратовской области // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып. 4. С. 99-103.
7. Морозова Е. Е., Федорова О. А., Золотухина О. А. Образовательный потенциал проекта «Мир комнатных
растений» // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Вып. 12 (104). С. 168-172.
8. Морозова Е. Е., Тимофеева А. Г., Буланая М. В., Ларионов О. И., Федорова О. А. Реализация проекта «Зеленая Аллея Памяти» // Начальная школа. 2012. № 5. С. 52-56.
9. МорозоваЕ. Е., ЕвдокимоваЕ. Г., Исаева О. А. Реализация проекта «Растем вместе» в практике дошкольного образования // Междунар. журн. экспериментального образования. 2014. № 1. С. 119-120
Mechanisms for Achieving Personal Progress of Schoolchildren in Environmental Education Process
Elena E. Morozov3
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia Е-mail: moroz@san.ru
Elena G. Evdokimova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia Е-mail: a1-ero@yandex.ru
Changes in overall goals of modern education in primary school leads to the need to develop experience emotional and value of the child's relationship to the world and its ability to regulate their own activity that actualizes the issues of development of the semantic sphere of the elementary school students. The article presents the content of the project objective of «Green memory lane» and shows the work on updating the personal meanings of elementary school students during ecologiasemarnat activities. The specifics of this project task is to focus on values-based learning and the opening of a new method of environmental action - designing environmentally symbolically and aesthetically suitable host plants on the school site. It is shown that in the course of the project teams of educational institutions has created alleys and corners of memory, mini-museums, cultural and historical centers. Identified difficulties in implementing projects aimed at an informed and intelligent choices participants mode of action. The authors described the working direction, contributing Shown working on updating the personal meanings of elementary school students during ecologiasemarnat activities.
Key words: personality universal learning activities, personal meanings, environmental educational, project tasks.
УДК 159.9
References
1. Koncepciya Federal'nykh gosudarstvennykh obra-zovatel'nykh standartov obshchego obrazovaniya proekt / pod red. A. M. Kondakova, A. A. Kuznecova. 2-e izd. (The concept of the Federal state educational standard for general education : proekt teachers guide / Ed. by A. M. Kondakova, A. A. Kuznecova. 2-e izd.) Moscow. 2009. 39 p. (in Russian).
2. Kakproektirovat'uchebnye deystviya v nachal 'noy shkole. Ot deystviya k mysli (How to project training actions at elementary school. From action to idea) Ed. by A. G. As-molov. Moscow. 2010. 152 p. (in Russian).
3. Rodzhers K. Vzgljad na psihoterapiju (Perspective on psychoterapy). Stanovlenie cheloveka (Becoming human) Moscow. 1994, pp. 153-171 (in Russian).
4. Vygotskiy L. S. Myshlenie i rech'(linking and speaking). (Izd. 5, ispr.). Moscow. 1999. 352 p. (in Russian).
5. Morozova E. E., Gorina L. V. Ekologo-grazhdanskiy proekt «Zelenaya Alleya Pamyati» (Ecological and civil project «Memory green avenue»). Nachal'naya shkola (Primary school). 2006, no. 1, pp. 56-62 (in Russian).
6. Morozova E. E., Shlyakhtin G. V. Sovershenstvovanie ekologicheskogo obrazovaniya shkol'nikov v sisteme obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy Saratovskoy oblasti (Perfection of schoolchildren' ecological education in general education system of Saratov region). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2011, vol. 11, iss. 4, pp. 99-103 (in Russian).
7. Morozova E. E., Fedorova O. A., Zolotukhina O. A. Obrazovatel'nyy potentsial proekta «Mir komnatnykh rasteniy» (Educational potential of project «Houseplants World»). Vestn. Tamb. un-ta. Ser. Gumanitarnye nauki (Tambov University Reports. Ser. Humanities). 2011, iss. 12 (104), pp. 168-172 (in Russian).
8. Morozova E. E., Timofeeva A. G., Bulanaya M. V., Lari-onov O. I., Fedorova O. A. Realizatsiyaproekta «Zelenaya Alleya Pamyati» (Realization of project «Memory Green Avenue»). Nachal'naya shkola (Primary school). 2012, no. 5, pp. 52-56 (in Russian).
9. Morozova E. E., Evdokimova E. G., Isaeva O. A. Reali-zatsiya proekta «Rastem vmeste» v praktike doshkol'nogo obrazovaniya (Realization of project «Grow together» in practice of preschool education). Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. Pedagogicheskie nauki (International journal of experimental education. Pedagogical sciences). 2014, no. 1, pp. 119-120 (in Russian).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТАПНОГО РАЗВИТИЯ САМОПОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
О. А. Карпушова
Карпушова Ольга Александровна - старший преподаватель кафедры педагогики психологии начального образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия
E-mail: okarpushova@yandex.ru
Анализируется проблема развития самопознания младших школьников на основе сравнения их личностных особенностей с особенностями личности сверстников. Показана роль образа сверстника в формировании у детей представлений о себе и возможностях своего развития. Описаны особенности организа-
© Карпушова О. А, 2014