Научная статья на тему 'Проблемы формирования гражданской позиции младших школьников'

Проблемы формирования гражданской позиции младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
876
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / POSITION / CIVIL POSITION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / CIVIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоюк Юлия Игоревна

В статье рассматривается сущность, компоненты и проблемы формирования гражданской позиции младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности, представлен анализ трудов зарубежных и отечественных ученых по проблеме формирования и развития гражданской позиции младших школьников. Рассматриваются философские, психологические и педагогические аспекты данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования гражданской позиции младших школьников»

проводимость-откоргучтук, прочность-бекемдуулук, плотность-тыгыздык, плоскость-тегиздик и.т.п. [1, с.77; 2, с. 48].

Мы считаем, что в настоящее время учебный словарь как учебное или справочное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, должен соответствовать учебной программе и официально утверждаться в качестве данного вида издания [6, с. 158]. Согласно этому определению, один из типологических признаков учебного словаря -систематичность в изложении учебного материала, целью которой является, прежде всего, последовательность и полнота полученных студентами знаний. В сфере термин употребления это означает, что усвоение знаний начинается с их первичного восприятия в виде овладения новыми терминами, которые должны быть введены в текст так, чтобы студентам стали понятны взаимосвязи понятий и их системные отношения, т.е. сформировалось целостное представление о предмете и его связях [3, с. 55]. Эта система строится как по вертикали (преемственность связей внутри одной учебной дисциплины в течение всех лет ее изучения), так и по горизонтали (взаимосвязь понятий в смежных учебных дисциплинах).

При употреблении терминов в любом учебном издании необходимо учитывать, что передаваемая с помощью терминов информация должна относиться к основному фонду данной науки, помогать студентам осмысливать явления, свойства и признаки предметов или деталей, механизмов или машин, быть доступной.

Учебный словарь, предназначенный студентам технического вуза, дает знания основ науки, поэтому задача учебного словаря здесь - сообщить сведения общего характера, выраженные обобщенными терминами, и в то же время привести их в систему, последовательно вводя новые и таким образом раскрывая студентам основные звенья системы понятий [4, с. 128].

Поэтому учебная лексикография требует глубокого изучения, обновления и существенного дополнения уже существующих правил и методик.

Литература

1. Абдраимов С. А., Монолдорова Т. А. Машина таануу терминде-ринин орусча-кыргызча минимум-создугу. - Бишкек, 2012. - 178 с.

2. Акаева М. Д., Абдраимов С. Машина таануу терминдеринин орусча кыргызча создугу. - Бишкек, 1996. - 201 с.

3. Грабис Р. Я. Разработка научной терминологии и составление терминологических словарей / Вопросы по разработке научно-технической терминологии. - Рига, «Зинатне», 1998. - 279 с.

4. Квасов П. П. Методика работы над составлением отраслевого терминологического словаря / Вопросы разработки научно-технической терминологии. - Рига: «Зинатне», 2008. - 188 с.

5. Крайнев А. Ф. Словарь-справочник по механизмам. - М.: «Машиностроение», 2001. - 267 с.

6. Нуракунов М. Методика улучшения качества учебников физики и унификация физической терминологии. - Каракол: 1997. - 335 с.

7. Усубалиев Ж. К. Курманалиев. Русско-кыргызский терминологический словарь по механике машин. - Бишкек: 2009. -169 с.

Проблемы формирования гражданской позиции младших школьников Лоюк Ю. И.

Лоюк Юлия Игоревна /Lojuk Julia Igorevna - социальный педагог, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 15, г. Челябинск

Аннотация: в статье рассматривается сущность, компоненты и проблемы формирования гражданской позиции младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности, представлен анализ трудов зарубежных и отечественных ученых по проблеме формирования и развития гражданской позиции младших школьников. Рассматриваются философские, психологические и педагогические аспекты данного вопроса.

Abstract: in article considered essence, components and problems formation Civil position younger school in process training and extracurricular activities, presented analysis works foreign and domestic scientists on problem formation and development civil position younger students. Considered philosophical, psychological and pedagogical aspects this issue.

Ключевые слова: позиция, гражданская позиция, внеучебная деятельность, гражданское воспитание.

Keywords: position, civil position, extracurricular activities, civic education.

В условиях возрастания роли личности как носителя национальной культуры важнейшей задачей является повышение эффективности работы педагогов по реализации целей гражданского воспитания.

Различные аспекты гражданского воспитания освещаются в работах современных философов, психологов, педагогов (А. Г. Асмолов, В.А. Караковский, Я.В. Соколов, Е. А. Ямбург и др.). Они подчеркивают значимость гуманных отношений между учителем и учащимися и считают, что ребенок должен быть активным участником учебного процесса. По мнению Ш. А. Амонашвили, учение становится смыслом жизни для школьника, если оно управляется с его же позиций, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, нравственному становлению [4, 138].

Таким образом, гражданское воспитание, как отмечает А. Ф. Никитин, выступает в качестве ценностно-деятельностного процесса и обеспечивает активизацию социального функционирования личности. Главная задача гражданского воспитания, определяющая доминанту практической деятельности, заключается в формировании готовности личности к полноценной самореализации в обществе. В целом, на наш взгляд, под понятием гражданского воспитания следует понимать целенаправленную духовно практическую деятельность по формированию гражданской сознательности, активности, ответственности личности, ее готовности к преобразованию действительности [7, 44].

Данная трактовка гражданского воспитания идентична взглядам таких отечественных мыслителей, как В. Г. Белинский, А.И.Герцен, Н. А. Добролюбов. Н. Г. Чернышевский, которые понимали его как формирование привычки к участию в гражданских делах. И. А. Ильин и В. П. Острогорский связывали гражданское воспитание с развитием у человека любви к своей Родине, осознанием им своего национального достоинства и духовного своеобразия [4, 140].

В качестве доминирующей основы гражданского воспитания важно обозначить гражданскую позицию, которая в середине 1970-х гг. рассматривалась с точки зрения активности личности и была связана с гражданской ответственностью, долгом, участием в социальной практике. Являясь приоритетным направлением

общественного воспитания, воспитание гражданина ориентировано на непосредственное приобщение юношей и девушек к жизни в обществе через формирование их гражданской позиции. Учитывая междисциплинарный статус проблемы личности, следует отметить, что понятие «гражданская позиция» находится в поле внимания общественных наук, психологии, педагогики и духовной культуры. Главная причина ее перемещения в поле зрения самых разных дисциплин заключается в объективно возросшем влиянии человека на исторический процесс и той колоссальной ответственности за него перед человечеством. Содержание термина существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой, а гражданский облик человека зависит от условий, в которых происходит процесс воспитания, уровня развития социальных отношений и их отражения в идеологической сфере жизни общества.

Как отмечает В. М. Обухов, гражданская позиция есть формирование в рамках общей позиции, которая характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с определенной действительностью, сознательное, ответственное отношение личности к стране, государству и обществу. Это понятие отражает политические, юридические, нравственные права и обязанности граждан по отношению к своему государству и предполагает сознательное, ответственное отношение людей к обществу [8, 64].

К середине 90-х годов XX в. вопросы формирования гражданской позиции поднимаются вновь, однако акценты делаются на национальное самосознание и менталитет.

Психологические аспекты формирования гражданской позиции личности освещаются в трудах А. Н.Леонтьева, А. В. Петровского, Д. Н. Узнадзе и др. Так, А. Г. Ковалев соотносил позицию с отношением человека к действительности. С. Н. Иконникова определяла грани становления гражданской позиции через систему отношений к жизни, событиям, людям, самому себе. Таким образом, гражданская позиция изучается как сложное психологическое образование самодостаточной в развитии личности.

В научной литературе существуют различные характеристики компонентов структуры гражданской позиции: культура нравственного сознания и нравственного поведения (В. Бакштановский); знания, убеждения, совокупность действий и устойчивость поведения (А. В. Петров). Ряд авторов раскрывает процесс формирования гражданской позиции: А. Т. Ефимов, М. С. Косолапов, Г. Н. Филонов и др. В педагогической науке формирование гражданской позиции рассматривается в процессе нравственного становления и развития личности, ее национального самосознания.

На связь позиции личности и ее ценностных ориентаций указывали Б. Г. Ананьев, Т. Н. Мальковская и др. Проявление гражданской позиции детерминируют те ориентации младшего школьника, которые адекватны требованиям общества. Ценностными ориентациями являются идеологические, моральные, политические основания оценок действительности. С другой стороны, в качестве объектов ценностных ориентации выступают различные виды деятельности: трудовая, учебно-познавательная, общественно-политическая.

Социологические исследования показывают, что в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, долг, патриотизм, честь, верность героическим традициям своего народа, знание истории страны, уважение к национальным святыням, в том числе и русскому языку [9, 14].

Таким образом, формирование гражданского сознания, чувств и поведения как основная задача гражданского воспитания приобретают несомненную важность.

Основой гражданской позиции является гражданственность как личностное интегрированное качество, формирующееся в процессе социализации, воспитания и

образования. В понятие гражданской позиции личности входят следующие составляющие: качества (патриотизм, ответственность, достоинство и др.), направленность (социально значимые идеалы, ценности, интересы, потребности и пр.), знания (истории и культуры отечества, нравственно-юридических основ), активное участие в социальной практике, система отношений.

В. М. Обухова определяет гражданскую позицию как личностное образование, выражающееся в отношении личности к «гражданскому обществу» как к ценности [8, 34].

С точки зрения И. М. Дуранова, гражданская позиция личности это интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность интеллектуальных, эмоционально-нравственных характеристик, проявляющихся в конкретных делах и поступках [6, 11].

А. Беляевский определяет гражданскую позицию как рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с системой гражданских ценностей [5, 88].

Как интегративную систему отношений личности к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как к гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности, определяет гражданскую позицию и В. В. Андреева [3, 138].

На основе вышеизложенного сделаем вывод: можно выделить два подхода в определении данного понятия. Первый подход связан с определением гражданской позиции как интегративного качества личности, включающего в себя патриотизм, политическую культуру, законопослушность, нравственность, трудолюбие, социальную активность и др., второй подход определяет данное понятие как различные аспекты отношений нравственных, правовых, духовных и др.

Таким образом, гражданская позиция как целостное общественно-личностное образование включает в себя систему идейно-нравственных качеств и реализуется главным образом в труде, общественной деятельности, нравственном поведении, проявляясь в каждой из сфер как некий специфический феномен [9, 16]. Структуру гражданской позиции младшего школьника составляют познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий компоненты. Познавательный компонент включает в себя формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение человека к социальной действительности. Они определяют смысл жизни человека, что для него особенно важно, значимо. Мотивационно-ориентировочный компонент раскрывает отношение человека к событиям, обществу, людям, самому себе, которое опосредовано системой нравственных норм, выступающих в виде установок, требований, общественных предписаний, а также системой законов, принятых государством. Поведенческий компонент гражданской позиции характеризуется реальным поведением человека, его умением соблюдать важнейшие правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности. Развитие всех трех компонентов гражданской позиции личности тесно связано между собой, поскольку в ее характеристике они рассматриваются как единое целое [9, 17].

Анализируя научную литературу по проблеме «гражданская позиция», мы пришли к выводу: гражданская позиция личности - развивающаяся категория, она формируется в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Изменения в реальной жизни находят отражение в позиции личности как в отношении к происходящим изменениям, так и в изменении характера этих отношений.

Именно поэтому воспитание гражданственности определяется Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одного из принципов образовательной политики [1]. Содержательные аспекты гражданского воспитания включены в ряд школьных дисциплин, в частности, гуманитарного цикла. Так, программа курсов отечественной

и всеобщей истории предполагает возможность обсуждать вопросы о статусе личности, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности и гражданского самосознания; курс литературы дает дополнительные возможности для конкретизации важнейших понятий: «ответственность», «достоинство», «честь» и др. Внимание учащихся привлекается к вопросам этико-философского характера: о добре и зле, жизни и смерти, человеке и нации, чести и долге, нравственном выборе.

В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» среди основных целей и задач образования записано, что воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, позициям и культуре других народов [2]. Российская школа как государственная система воспитания молодого поколения в меру своих педагогических сил и возможностей решает поставленные государством задачи воспитания гражданина Российской Федерации с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Проблема воспитания школьников в данном случае предстает в таком виде, что у нее не очерчены границы, не представлен состав входящих в нее проблемных вопросов. Ясно одно, что исследование ее необходимо начинать с методологии, то есть нужно определить, к какой научной дисциплине эта проблема относится, отграничить ее от методологических проблем собственно педагогических и других наук. С возрастанием приоритета воспитания, его возвышением над обучением и образованием, проблема приобретает свою остроту уже в начальной школе, где закладываются основы общего воспитания, и все больше приобретает социально-педагогический характер, так как в ее решение включаются все социальные институты, а не только школа.

Итак, воспитание гражданской позиции младших школьников, понимающих и принимающих на себя все права и обязанности, очерченные в Конституции Российской Федерации, протекает противоречиво и осуществляется без должного научного обеспечения.

Исследования показывают, что в научном обиходе название этой части воспитания не устоялось до сих пор, не разграничены понятия «гражданское воспитание» и «воспитание гражданина». Это существенным образом влияет на формулирование цели воспитания. Воспитание гражданина и воспитание гражданственности как цели, которыми сейчас оперирует практика, неоднозначны по своему содержанию.

Для того чтобы приблизиться к пониманию истинной цели воспитания гражданской позиции, необходимо скрупулезно исследовать слово «гражданин». Мы установили, что слово «гражданин» в педагогических трудах не является термином, а поэтому допускаются различные толкования его сущности. Как термин оно употребляется в различных науках: политических, социологических, юридических. В этих же науках даются его сущностные характеристики. Мы пришли к выводу, что понятие «гражданин» необходимо рассмотреть через педагогическую характеристику его гражданских черт, которые воспитывает школа. Поскольку школьное воспитание формирует положительные черты, а не отрицательные, то необходимо сосредоточить внимание на положительных качествах, а не на пороках.

Обнаружено, что определения гражданской позиции как такового не имеется. Без точного его знания воспитание гражданина осуществлять чрезвычайно сложно, практически невозможно. Воспитание любой гражданской позиции необходимо начинать и осуществлять с учетом нравственных качеств личности.

Таким образом, теоретическое осмысление проблемы (в том числе понятия «гражданская позиция школьников») позволило выстроить концепцию исследования, которая представляет собой единство следующих компонентов: сущность

гражданской позиции школьников (интегративное качество личности, отражающее ценностное отношение к Человеку, Отечеству, Знанию (ценностям, одинаково значимым для гражданина города - страны - мира), субъектная, личностно-переживаемая связь человека с окружающей действительностью), компоненты структуры гражданской позиции (ценностно -ориентационный, оперативно-действенный, эмоциональный), цель ее развития (познавательная, социальная и социально-педагогическая активность личности, рассматриваемая как минимально-необходимый воспитательный эффект образовательной деятельности школы), ведущая идея (степень развития гражданской позиции школьников детерминирована их активностью), теоретический подход (личностно-деятельностный), ведущее условие (воспитательная система школы).

Итак, гражданская позиция младшего школьника - это интегративное качество учащегося, включающее в себя комплекс знаний, ценности, нравственные качества личности, отражающее социально обусловленное отношение человека к своей стране, гражданскому обществу и самому себе и предполагающее сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане. Формирование гражданской позиции младшего школьника понимается нами как процесс освоения и закрепления норм, ценностей и актуальных стереотипов гражданского поведения, которые позволят ученику занимать активную жизненную позицию в гражданском обществе и эффективно формировать свое гражданское самосознание. Структуру гражданской позиции младшего школьника составляют познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий компоненты. Познавательный компонент включает в себя формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение человека к социальной действительности. Они определяют смысл жизни человека, что для него особенно важно, значимо. Мотивационно-ориентировочный компонент раскрывает отношение человека к событиям, обществу, людям, самому себе, которое опосредовано системой нравственных норм, выступающих в виде установок, требований, общественных предписаний, а также системой законов, принятых государством. Поведенческий компонент гражданской позиции характеризуется реальным поведением человека, его умением соблюдать важнейшие правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности. Развитие всех трех компонентов гражданской позиции личности тесно связано между собой, поскольку в ее характеристике они рассматриваются как единое целое.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163992/.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.

3. Андреева В. В. Воспитание нравственных добродетелей у младших школьников. Пермь: Энциклопедия, 2011. 311 с.

4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX века-начала XX века / сост. И. А. Соловкова.М.: Педагогика, 1990. - 678 с.

5. Беляевский А., Сизов С. Гражданское образование в начальной школе // Приложение к «Учительской газете». 1996. № 5. С. 87-99.

6. Дуранов И. М. Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1992. 19 с.

7. Никитин А. Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Педагогика. 1995. № 5. С. 44-49.

8. Обухов В. М. Как воспитывать гражданскую активность: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1986. 110 с.

9. Царев К. П. Формирование гражданской позиции у школьников // Начальная школа. 2007. № 1. С. 14-25.

О трудностях обучения диалогической речи учащихся младших классов на уроках английского языка Малюкина А. И.

Малюкина Анастасия Игоревна /Malyukina Anastasiia Igorevna - магистрант, направление: Педагогическое образование, профиль подготовки: Современные средства оценивания качества иноязычного образования, Московский городской педагогический университет Институт иностранных языков, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются различные подходы, представленные в современной методической науке к обучению диалогической речи младших школьников иностранному языку, и рассматриваются основные трудности практикующих учителей.

Abstract: the article deals with different approaches to develop speaking skills of young learners in English and various difficulties of teaching process are analyzed.

Ключевые слова: трудности в обучении, диалогическая речь, младшие классы, английский язык.

Keywords: difficulties in teaching, dialogue speech, young learners, speaking English.

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных на протяжении многих десятилетий. Поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения, то организация обучения должна предусматривать и развитие навыков общения на иностранном языке, таким образом, овладение связной диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития школьников. Ученые и исследователи постоянно занимаются этой проблемой и совершенствуют методику обучения диалогической речи, пытаясь найти наиболее эффективные формы и методы обучения диалогу. Наша статья посвящена именно этой теме.

Рассмотрим понятие «диалогическая речь» подробнее. В. Л. Скалкин определял диалогическую речь как «объединенное ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения» [10, с. 6].

И. Л. Бим, рассматривая актуальные проблемы обучения диалогической речи, подчеркивала, что «диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного общения, который характеризуется поочередно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами двух или более лиц. Продуктом данной формы речевого высказывания является диалог разной степени развернутости [1, с. 176].

В. А. Бухбиндер указывал на то, что «необходимость постоянного переключения, а также совмещение продуктивных и рецептивных функций позволяют рассматривать диалог как особый, самостоятельный, функционально разнонаправленный, совмещенный вид устно-речевой деятельности, в которой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.