2. От ГТО к рекордам и здоровью // Яшкинская районная газета «Яшкинский вестник». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yash-vestnik.com/article/63432/ (дата обращения: 12.05.2018).
3. Модель организационно-методических и спортивно-оздоровительных мероприятий для обучающихся по внедрению комплекса «ГТО» // nsportal [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2016/11/23/statya-model-organizatsionno-metodicheskih-i-sportivno/ (дата обращения: 12.05.2018).
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 2 Синебрюхова В.Л. , Васянович П.С.
Email: Sinebryukhova642@scientifictext.ru
1Синебрюхова Вера Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Васянович Полина Сергеевна - магистрант, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Аннотация: становление полноценного гражданского общества России и построение правового демократического государства начинаются на этапе начального общего образования, так как существует потребность в воспитании нового поколения социально-ориентированных граждан, обладающих активной позицией, любящих свой народ, свою страну. Обосновывается необходимость формирования гражданской позиции у детей младшего школьного возраста. Раскрываются понятие, сущность и структура гражданской позиции. Ключевые слова: патриотизм, гражданская позиция, гражданское воспитание.
FORMATION OF CIVILIAN POSITION IN CHILDREN OF YOUNG
SCHOOL AGE
12 Sinebryukhova V.L.1, Vasynovich P.S.2
1Sinebryukhova Vera Leonidovna - PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor; 2Vasynovich Polina Sergeevna - Undergraduate, DEPARTMENT OF THEORY AND METHODS OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION, SURGUT TEACHER'S TRAINING UNIVERSITY, SURGUT
Abstract: the formation of a full-fledged civil society in Russia and the construction of a legal democratic state begins at the stage of primary general education, as there is a need to educate a new generation of socially-oriented citizens who have an active position, who love their people and their country. The necessity of forming a civic position in children of primary school age is substantiated. The concept, essence and structure of a civil position is revealed.
Keywords: patriotism, civic position, civic education.
УДК 37.0
В рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения реализуется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России. В Концепции отмечается: «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Из этого следует, что перед образованием стоит задача воспитания личности, которая будет отображать современный национальный воспитательный идеал [9, с. 5].
Важность воспитания гражданской позиции нового поколения россиян отражена в нормативно-правовых документах: «Национальная доктрина образования до 2025 года», ФГОСы второго поколения и др.
В документе «Национальная доктрина образования до 2025 года» указаны основные цели и задачи образования. Одной из задач является:
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Стандарт направлен на обеспечение: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что становление полноценного гражданского общества России и построение правового демократического государства начинается на этапе начального общего образования, так как существует потребность в воспитании нового поколения социально-ориентированных граждан, обладающих активной позицией, любящих свой народ, свою страну.
В таком нормативном документе, как концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выделяется определение «патриотизм», которое обозначает чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству [6, с. 6].
Из данного определения мы видим, что патриотизм включает в себя такое понятие, как «гражданская позиция».
Понятие гражданской позиции в современной науке исследуется философами, психологами, педагогами, социологами. Архангельский Л.М. и Михалина О.А. раскрывают содержание понятия «гражданская позиция», выделяя его ценностные аспекты с точки зрения проблемы социальной активности и ее роли в процессе гражданского становления личности [2].
С точки зрения социологии, Ю.В. Березутский определяет гражданскую позицию как совокупность внутренних общечеловеческих ценностей, приобретенных в процессе социализации личности и помогающих ей: во -первых, самостоятельно принимать решения в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активного участия в общественной жизни, прогнозируя возможные последствия таких решений; во -вторых, нести личную и социальную ответственность за эти принятые решения. Основными ценностными ориентирами в этом случае должны стать патриотизм и гражданственность личности [3, с. 154].
В исследовании Т.В. Абрамян мы видим, что гражданская позиция - это важнейшая составная структура личности, по сути, она представляет совокупность действий, способов поведения, осознание и принятие на себя личной ответственности [1, с. 69.].
Мнение Т.В. Абрамян несколько схоже с определением, которое дает нам Березутский. Оба они говорят о том, что человек должен принимать на себя ответственность за свои поступки.
В педагогике «гражданскую позицию» изучают Н.Н. Волобоева, А.М. Андресюк, Н.Ф. Крицкая, Т.Н. Балобанова, Д.В. Кириллов, Н.Н. Перепеча, Э.П. Стрельникова, Т.И. Кобелева и др.
Проанализировав разные точки зрения, в рамках нашего исследования мы остановимся на положениях, выделенных Н.Н. Волобоевой. Под «гражданской позицией» будем понимать совокупность познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности, сформированной под влиянием внешних факторов и воздействий, собственных усилий и специально сконструированных социально-педагогических условий [4, с. 265].
Сергеева Б.В., Марченко О.В. выделяют основные задачи формирования гражданской позиции учащихся в процессе воспитания:
• Духовно-нравственное - формирование основных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, стремления следовать нормам морали, нетерпимости к их нарушению, ответственности.
• Историческое воспитание подразумевает знание главных событий истории Отечества и героического прошлого, представление о месте страны в мировой истории; представление о исторической связи своей семьи, рода с историей России.
• Патриотическое воспитание - формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своей стране, уважение национальных символов, знание государственных праздников, готовность участвовать в общественных мероприятиях.
• Политико-правовое воспитание - формирование представлений обучающихся о государственно-политическом устройстве своей страны; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина России; правах и обязанностях обучающегося.
• Экологическое воспитание. Связь задачи экологического воспитания обучающихся с формированием гражданской позиции личности определена тем, что природа является эмоционально-чувственной основополагающей в формировании образа Отечества и любви к нему. А также, взаимодействие обучающегося младшего школьного возраста с природой выступает как деятельность, выражающая, в активной форме, личностную позицию в отношении России и природного достояния страны [7, с.810].
Гаврилычева Г.Ф. отмечает, что «выстраивание» гражданской позиции у школьников проходит постепенно и требует внимательного, педагогически грамотного подхода с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их малого социально-нравственного опыт, а иногда противоречивых и негативных впечатлений и влияний, с которыми им приходится сталкиваться в жизни. Гражданская позиция личности, прежде чем достигнуть зрелости, проходит ряд ступеней социального развития».
- Первая ступень предусматривает умение выделить себя из окружающей социальной среды, осознать себя как «Я - концепция» и составить представление о себе как индивиде. Этот процесс начинается еще в начальной школе. Работающие в школе психологи и преподаватели, проводят среди учащихся различные тренинги, анкетирование и тесты в процессе которых участники образовательного процесса узнают об особенностях своего характера, наиболее подходящих для них видах деятельности и о том, как вести себя в коллективе. Учащиеся узнают много нового и интересного о своих одноклассниках и стараются выстраивать свое общение с особой
аккуратностью. Благодаря психологам и педагогам ученики уже могут сформулировать полное представление о себе и о своих ровесниках.
- На второй ступени социального развития обучающийся уже должен понимать, что у каждого человека есть свои права и обязанности. Учащийся уже должен уметь ограничивать себя в определенных поступках, которые мешают образовательному процессу. Обучающийся понимает, что нельзя выкрикивать с места, бегать по кабинету в течение урока, отвлекать товарищей и перебивать учителей. В учащемся уже развиты усидчивость и умение слушать. Только после этого ученик сможет перейти к следующей ступени своего развития.
- Вступая на третью ступень развития, учащийся начинает осознавать себя частью общества. Чем больше людей, с которыми он общается, тем в большей степени учащийся состоится как личность.
- Перейдя на четвертую ступень, участник образовательного процесса начинает стремиться к совершенствованию, самореализации и самовоспитанию [5, с. 4-5].
Преодолев четыре ступени развития, личность обретает свою гражданскую зрелость. Обучающемуся важно не растерять гражданскую позицию, а всячески ее развивать и поддерживать.
Формирование гражданской позиции - это одна из важных задач педагогической науки и практики, которая решается с раннего детства. Особенно это актуально в младшем школьном возрасте. Учащиеся младшего школьного возраста еще многого не знают, не умеют, их социально-нравственный опыт недостаточен. Но, несмотря на это, у них есть особенности, которые заставляют убедиться, что необходимо заниматься гражданским воспитанием уже в этом возрастном периоде. У обучающихся младшего школьного возраста есть отличительные особенности: желание узнавать окружающий мир, получать новые впечатления, поэтому у детей данного возраста возникает интерес к общественной жизни. В жизнедеятельности детей младшего школьного возраста ведущее место принадлежат эмоциям, но укрепляется тенденция освобождения от импульсивности. По мнению психологов, эмоции способствуют переходу от внешнего воздействия к личностному смыслу [8, с. 16].
Список литературы /References
1. Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: дис. ... канд. пед. наук. М., 1991. 185 с.
2. Михалина О.А. Гражданское образование как проблема социальной философии: дис...канд. филос. наук. Новосибирск, 2004. 172 с.
3. Березутский Ю.В., Щепочкин Н.С. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализу // Власть и управление на Востоке Росии, 2011. № 1. С. 151-159.
4. Волобоева Н.Н. Особенности программы развития активно гражданской позиции подростков // Известия российскгого государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, 2008. № 39. С. 264-267.
5. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г.Ф. Гаврилычева //Воспитание школьников, 2010. № 3. С. 3-7.
6. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
7. Сергеева Б.В., Марченко О.В. Педагогические условия становления гражданской позиции младших школьников // Молодой ученый, 2016. № 6. С. 809-812.
8. Толкачева Т.М.Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания. Оренбург: ГОУОГУ, 2003. С. 16.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. М.: Просвещение, 2011. 31 с.