УДК 37.018
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ НА ОСНОВЕ
КРАЕВЕДЕНИЯ
© И. В. Горностаева
Северо-Восточный государственный университет Россия, 685017 г. Магадан, ул. Портовая 13.
Тел.: +7 (41322) 63 07 53.
E-mail: [email protected]
На сегодняшний день особую актуальность приобретает проблема выбора адекватных форм гражданского воспитания младших школьников на основе краеведения. В статье выделены и структурированы основные формы организации работы с младшими школьниками, в рамках которых осуществляется реализация гражданского воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: гражданское воспитание, гражданственность, формы гражданского воспитания, краеведение, гражданские компетентности (качества) младших школьников.
Общеизвестно, что обучение в начальной школе служит основой формирования фундаментальной грамотности и моральных качеств граждан страны, обеспечивает в дальнейшем усвоение основных общечеловеческих норм жизни. Одним из средств выполнения этих задач является краеведение. Принимая во внимание, что под «краеведением» понимается совокупность знаний об отдельных местностях страны, изучение их природы, истории, экономики и быта [1, с. 294; 2, с. 31], при разработке федеральных и региональных программ целесообразно рассматривать краеведческий компонент как эффективное средство гражданского воспитания школьников.
Н. А. Савотина, взяв за основу определение воспитания как «процесса управления развитием человека посредством создания условий для развития», определяет гражданское воспитание в широком смысле как «создание условий для формирования гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего ей осознавать себя духовно, социально, юридически и политически дееспособной» [3, с. 75]. Гражданское воспитание понимается как вид целенаправленной духовнопрактической деятельности по формированию гражданской сознательности, активности, ответственности, других социально значимых качеств личности, ее готовности и способности к созидательному преобразованию действительности.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выбора адекватных форм гражданского воспитания младших школьников на основе краеведения. Мы разделяем точку зрения Е. Петровой и Т. Чистяковой, что решать эту проблему необходимо «посредством использования активных методов и форм проведения занятий, обеспечивающих реализацию субъектной позиции воспитанников, без которой в конечном счете невозможно становление активной гражданской позиции» [4, с. 51].
Анализ литературы по проблеме исследования, Концепции регионального содержания образования в Магаданской области [5], Программы по истории родного края для учащихся начальных
классов школ Магаданской области [6], а также практики преподавания региональной истории в начальной школе позволяет нам сделать вывод о том, что процесс гражданского воспитания учащихся 6-10 лет может осуществляться как в учебном процессе, так и во внеклассной деятельности. Вместе с тем, в современных условиях осуществление гражданского воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможно, т. к. в этом случае, по нашему мнению, появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданского воспитания. Таким образом, только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в данном направлении.
Проведенный нами анализ учебных программ для начальной школы позволяет отметить, что в ходе их изучения создаются условия для повышения воспитательного потенциала учебного процесса на основе регионального материала, в том числе гражданского воспитания младших школьников. Однако наибольшие возможности для гражданского воспитания на основе краеведческих материалов формируются лишь на уроках пропедевтического краеведческого курса. Необходимо подчеркнуть, что гражданская направленность урока во многом зависит от личностных качеств педагога, его желания и умения систематически проводить работу по формированию гражданских компетентностей школьника.
Одной из форм гражданского воспитания младших школьников с использованием краеведческого материала является использование игровых форм - от более простых во втором классе (крестословицы, кроссворды, чайнворды и др.) к более сложным («Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Знатоки истории» и др.) в третьем и четвертом классах. Характерной чертой учебного процесса в начальных классах является использование развивающей технологии обучения, учитывающей уровень потребностей, интересов, склонностей, способностей и возможностей личности. По нашему мнению, организация игр по истории родного края создает условия для таких личностных новообразований
как активность, самостоятельность и общение, благодаря которым ученик из объекта переходит в состояние субъекта учебной деятельности.
Проведенный нами на базе начальных школ Магаданской области эксперимент, доказал целесообразность использования на уроках краеведения сказочных героев (сюжетно-ролевые игры), что, несомненно, привлекает внимание учащихся к изучаемому, делает урок нетрадиционным, а главное -способствует развитию познавательного интереса к истории родного края. Практика использования на уроках по истории родного края сказочных героев характерна и для школ Магаданской области. Так, во 11-м «Б» классе (МОУ «Гимназия №30», учитель М. Б. Истомина) после изучения раздела «Занятия населения Северо-Востока Азии» было организовано повторение, в ходе которого дети встретились с Незнайкой, который после своего путешествия на Луну, решил посмотреть, как живут жители Севера. В ходе урока младшие школьники отвечали на все вопросы, подготовленные Незнайкой, решали кроссворды, головоломки, исправляли ошибки в дневниковых записях героя о его пребывании на Северо-Востоке.
Иной вариант был использован на вводном уроке в 111-м «А» классе (МОУ СОШ пос. Дукат Магаданской области, учитель Е. А. Штанг). Повторение изученного во 11-м классе было организовано в игровой форме: учитель сообщил школьникам, что в тундре случилась беда - от стада отбился и потерялся маленький олененок, у которого пока даже нет имени. Наша задача не только приютить и обогреть его, дать имя, но и рассказать ему все то, что мы с вами уже знаем о жизни животных в тундре, об опасностях, с которыми он может столкнуться, подготовить его к суровым условиям жизни на Северо-Востоке. Применение подобной игровой формы не только способствует «оживлению» истории края, но и развивает у младших школьников такие необходимые качества, как сопереживание, стремление прийти на помощь, выручить в беде, что является важным компонентом гражданского воспитания в начальной школе.
Актуальным представляется и использование на уроках по истории родного края отрицательных сказочных героев. В этом плане интересен опыт включения в учебный процесс такого отрицательного героя как ворон Куркыль (МОУ «Гимназия №30», учитель Е. А. Яковлева), который при первой же возможности дает детям неправильные советы, настраивает их на совершение плохих поступков. Так, при изучении традиций народов Севера, в частности проведения праздника первой рыбы, он предлагает учащимся выловить всю рыбу, чтобы она не досталась больше никому. Наряду с отрицательным героем на уроках присутствует и положительный герой - бабушка Митика, которая своими мудрыми советами помогает выйти из трудных ситуаций, учит, как надо общаться с животными и растениями, делится своим житейским
опытом. Создание подобных ситуаций на уроке имеет большое значение, так как в ходе их разрешения школьниками не только уясняются значение понятий «добро» и «зло», но и формируются «качества хозяина своей земли» - бережное отношение к природным ресурсам, забота об их сохранении, правило брать у природы ровно столько, сколько необходимо для собственного пропитания.
Проведенный эксперимент показал, что одной из действенных форм гражданского воспитания учащихся начальной школы является работа с историческими источниками (семейными реликвиями, архивом семейных фотографий, письмами и др.), которая, с одной стороны, расширяет, дополняет и конкретизирует представления школьников об истории родного города, о месте и роли в ней отдельного человека, а с другой - направляет их на осмысление ценности семьи, предоставляя возможность вместе с родственниками старших поколений восстановить историю своего рода. Примером может служить работа по составлению родословной своей семьи в рамках личностно ориентированной программы «История моей семьи», разработанной
Н. Ю. Львовой, воспитывающая уважение к своей родословной, позволяющая учащимся осознать и почувствовать свою сопричастность к ней.
В 2008 г. в рамках проведения в Российской Федерации «Года семьи» в МОУ «Гимназия № 30» г. Магадана учащиеся вторых-третьих классов совместно с родителями принимали активное участие в подготовке школьной выставки «Моя семья и город Магадан». Приобщение младших школьников к такой работе способствует формированию уважительного отношения к истории и традициям школы, создает благоприятные условия для развития чувства сопричастности к окружающим людям. Вместе с тем учащиеся получают более конкретные и образные представления об истории родного края, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей страны, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие родного города, поселка, села.
Действенной формой гражданского воспитания школьников 6-10 лет является организация учебных прогулок. На значимость данной формы в своих исследованиях указывает Л. К. Ермолаева [7], считающая, что основополагающей категорией системного подхода, позволяющего активно использовать краеведческий материал с целью гражданского воспитания младших школьников, является понятие «наследие», включающее в себя совокупность памятников природы, истории и культуры, расположенных в пределах данной территории, местные традиции.
Учитывая, что познание окружающего микромира для ребенка начинается с реального объекта, то, по нашему мнению, для учащихся начальной школы ими являются памятники природы (сады,
парки, скверы и т.п.) и недвижимые памятники истории и культуры («мой дом», «моя улица», «предприятие, где работает отец» и т. п.). При этом важным компонентом краеведческих знаний является оценка значимости этого наследия для современных жителей края, места родного края в культуре России (мира). В данном случае понятие «край» сужается до понятия «город, в котором я живу». Реализации этого подхода способствует организация учебных прогулок, общение с «живыми» объектами. Подобная работа имеет место во многих регионах страны, в том числе и в школах Магаданской области. Так, во время подготовки к празднованию 65-летия города Магадана учащимся Ш-го «А» класса МОУ «Гимназия №30» было предложено рассмотреть, нарисовать герб г. Магадана и объяснить, почему на нем изображены именно эти символы и как они связаны с историей развития города.
Значимость данной работы, на наш взгляд, заключается в том, что в ходе ее осуществления в детской душе ярко запечатлеется символ малой Родины, который, куда бы ни забрасывала человека судьба, всегда будет пробуждать в его душе прекрасные ностальгические воспоминания о детстве, семье, школе и городе, в котором он родился и вырос. Универсальность данного подхода состоит в том, что его можно использовать в любом населенном пункте нашей страны.
Действенной формой гражданского воспитания является непосредственное приобщение школьников 6-10 лет к обычаям и традициям жителей, издавна населяющих территорию того населенного пункта, в котором они проживают, как одного из этапов поликультурного воспитания младших школьников. Так, в рамках Программы возрождения традиций жителей Северо-Востока России, реализуемой на территории Магаданской области, с 2003 года был организован и проводится конкурс «Мисс Дюран», в котором принимают участие молодые представительницы северных национальностей в трех возрастных категориях (в том числе и 6-10 лет). Его основная цель заключается в привлечении внимания подрастающего поколения к необходимости изучения и владения практически утраченного сегодня родного языка, знания и соблюдения традиций, накопленных предшествующими поколениями, использовании их в современной жизни. Данное мероприятие оказывает огромное воспитательное воздействие как на самих участниц конкурса, которые в ходе подготовки к участию в нем встречаются с носителями языка того или иного народа, шьют национальные костюмы, разучивают песни и танцы народов Севера, но и на всех присутствующих школьников, многие из которых впервые смогли соприкоснуться с элементами традиционной культуры коренного населения родного края.
Мы присоединяемся к мнению А. Ф. Родина, Ю. Е. Соколовского, Т. М. Сергеевой, Т. М. Толка-
чевой и др., считающих, что важное место в системе изучения региональной истории в начальной школе принадлежит экскурсионной работе в музее, способствующей конкретизации и усилению предметности преподавания истории, развитию познавательной деятельности, творческих и эстетических навыков учащихся, активизации интереса к изучению истории края. Следует отметить, что в музее у учеников появляется возможность наглядно увидеть то, о чем учитель рассказывал на уроке, получая одновременно дополнительные сведения по изучаемой теме. Музейный материал учит младших школьников слушать глазами, что, несомненно, повышает уровень восприятия информации. Тематические выставки, посвященные различным событиям, связанным с определенными периодами из жизни нашего края, способствуют патриотическому воспитанию школьников и формируют их гражданскую позицию.
Одной из форм гражданского воспитания младших школьников во внешкольной работе может быть приобщение учащихся к элементам поисково-исследовательской деятельности по изучению местной истории с учетом их возрастных особенностей. Такая работа обеспечивает движение вперед не по пути запоминания все больших объемов сведений, а по пути добывания новых знаний при решении задач, возникающих в ходе обучения. Акцент в данном случае переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Определяя поисково-исследовательские задачи, учитель стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно-историческим. Он обращается к личности школьника и его способности работать со своим опытом. В такой ситуации ученик перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания, выходя за границы личного опыта, наделяет их личностным смыслом. Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует гражданское сознание.
Для младших школьников формами поисковоисследовательской деятельности могут быть встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, почетными гражданами города, переписка с интересными людьми, организация походов по местам боевой и трудовой славы и др. Так, в МОУ «Гимназия №30» г. Магадана ученики третьих классов в рамках празднования 55-летия Магаданской области встречались с людьми, принимавшими активное участие в строительстве первых объектов города, собирали информацию о жизни и деятельности первостроителей Магадана, фотографии, на которых запечатлен процесс строительства первых улиц города. Результатом данной работы стало оформление тематической выставки, в подготовке которой принимали участие и школьники, и их родители.
Значение поисково-исследовательской деятельности состоит и в том, что учащиеся получают возможность на деле показать свою любовь к ближним, сопричастность к делам народа своей страны. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия, присущие исследовательскому методу, способствуют воспитанию творческой инициативы школьников, их самостоятельности.
В разных регионах страны учителями (Н. М. Мичеевой, Т. М. Толкачевой, Н. Н. Овечкиной, Л. Б. Голишевой и др.) активно используется и такая форма гражданского воспитания младших школьников, как создание и работа школьных музеев. Активная работа в этом направлении ведется в ряде районных школ Магаданской области. Так, в рамках проводимого нами эксперимента учащимися начальных классов средней школы №1 пос. Дукат (учитель - Е. А. Штанг) на протяжении нескольких лет в соответствии с общешкольной тематикой «История нашей школы» велась исследовательская работа по сбору и систематизации материалов о своих родителях, являющихся выпускниками родной школы.
В соответствии с планом нашего эксперимента на базе школьного музея МОУ СОШ №1 пос. Ягодное собираются материалы, фотографии, воспоминания участников тех или иных событий о возникновении, становлении и развитии поселков, входивших в состав Ягоднинского района. Важность этой работы обуславливается тем, что большая часть этих поселков (пос. Верхний Ат-Урях, Штурмовой, Одинокий, Хатынгнах и др.) согласно Федеральной программе переселения из неперспективных поселков области в период 1995-2008 гг. была ликвидирована. Определенный вклад в эту работу внесли третьеклассники, которые вместе с родителями в течение 2005-2006 учебных годов собирали и систематизировали материалы о проис-
хождении названий ликвидированных поселков. Важность этой работы заключается в формировании навыков совместной работы, интеллектуального содружества семьи, получения результатов коллективного труда взрослых и детей.
На основе данных нашего эксперимента по оптимизации форм гражданского воспитания детей 6-10 лет на базе регионального краеведения, мы имеем возможность выделить и структурировать следующие формы организации работы с младшими школьниками, в рамках которых осуществляется реализация гражданского воспитания подрастающего поколения, а именно организация учебной и воспитательной работы с учащимися первых-четвертых классов посредством:
1. знаниевого компонента, основанного на предметном начале;
2. регионального компонента базисного плана с рассмотрением гражданской тематики;
3. системы внеклассных воспитательных мероприятий;
4. музейной и поисково-исследовательской работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Гос. изд-во иност-х и нац-х словарей, 1963. -900 с.
2. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение: учеб. пособие для студентов педагогических вузов по специальности № 2108 «История». М., 1987. -207 с.
3. Лутовников В. И. // Молодежь и общество. 2007. №3. С. 70-79.
4. Петрова Е., Чистякова Т. // Педагогическая техника. 2006. №2. С. 51-61.
5. Национально-региональный компонент в содержании и структуре образования Магаданской области. Нормативно-правовые документы / Ред. колл. Н. С. Цепляева, Р. П. Корсун, В. В. Кара-нова, Э. Д. Шантина. Магадан: изд-во СМУ, 2006. -98 с.
6. Программа по истории родного края для учащихся начальных классов школ Магаданской области / Сост. Н. С. Цепляева. Магадан: Магаданский областной ИПКПК, 1995. -48 с.
7. Ермолаева Л. К. // Преподавание истории и обществозна-ния в школе. 2002. №3. С. 40-47.
Поступила в редакцию 21.12.2008 г.