Вестник Томского государственного университета. 2018. № 429. С. 132-142. Б01: 10.17223/15617793/429/16
УДК 3073.3.016:908
Т.Б. Кропочева, Т.А. Налимова, М.В. Синева
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЕНИЯ
Рассматриваются этапы становления исторического образования учащихся начальных классов в отечественной педагогике, а также особенности его организации в начальной школе XXI в. В аспекте совершенствования методики исторического образования младших школьников охарактеризованы возможные методы и формы использования краеведения. Содержание исторического краеведения показано на примере одного из регионов России - Кемеровской области.
Ключевые слова: историческое образование младших школьников; этапы становления начального исторического образования; историческое краеведение.
Историческое образование подрастающего поколения является одной из главных проблем современной школы. Но если в старших классах главным вопросом для ученых и учителей является содержание исторического образования, то в начальных классах к слабо разработанным аспектам относится проблема методики обучения младшего школьника истории.
Как известно, предмет «Окружающий мир», введенный образовательным стандартом 2004 г. в 1-4-м классах школы, соединил две образовательные области - «Естествознание» и «Обществознание», а последняя область строится на единении вопросов истории, культурологии, правоведения и социологии. Такие ученые, как Н.И. Ворожейкина, В.И. Добролюбова, Е.Е. Саплина, О.Ю. Стрелова, М.Т. Студеникин, Н.Я. Чутко, предприняли попытку разработать методику преподавания начального исторического образования, но в их трудах мы видим лишь некоторые методические рекомендации, отдельные конспекты уроков и дополнительный исторический материал к ним. Однако для качественного исторического образования младшего школьника недостаточны только практические рекомендации, необходимо методологическое, теоретическое и методическое обоснование преподавания начального курса истории. Кроме того, учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным, соединяющим знания из таких разных по методам исследования наук, как география, биология, экология, краеведение, обществознание и история. Сказанное позволяет предположить, что естественно-географические, эколого-краеведческие и общественно-исторические понятия должны формироваться в единении (интеграции), а на сегодняшний день в начальной школе по-прежнему существуют две отдельные, слабо связанные образовательные области «Естествознание» и «Обществознание». Кроме того, мы не встретили научно-методической литературы по проблеме использования краеведения в историческом образовании учащихся.
Следует отметить и еще одну проблему: начальная школа уже более десятка лет самостоятельно занимается разработкой содержания и методики преподавания начального курса истории, поскольку подготовка учителя для этой деятельности отсутствует в педагогических вузах. Так, для вузовского курса «Методика обучения дисциплине "Окружающий мир" изданы учебники под названием «Методика преподавания естествознания» (Е.В. Григорьева, З.А. Клепинина,
Е.Ф. Козина и др.), а единственный учебник для педагогических вузов «Методика изучения окружающего мира в начальных классах» А. В. Миронова был издан в 2002 г. и сегодня является редкостью. Таким образом, в педагогических вузах до сих пор не читается курс «Методика преподавания истории и общество-знания в начальных классах», а учителям приходится вести уроки общественно-исторического содержания чисто интуитивно. На практике мы видим, что такие уроки проводятся с помощью метода объяснительного чтения и просмотра презентаций.
Сказанное определяет необходимость: 1) введения в педагогическом вузе курса (факультатива) «Методика обучения младшего школьника истории и обще-ствознанию»; 2) разработки системы методов, приемов и организационных форм преподавания истории и обществознания в начальных классах школы; 3) определения теории формирования общественно-исторических представлений у младшего школьника.
В данной статье затронуты некоторые аспекты исторического образования младшего школьника: определение задач исторического образования младшего школьника; конкретизация основных этапов решения проблемы исторического образования детей младшего школьного возраста в истории отечественной педагогики; определение требований к методике организации данного процесса в современной начальной школе на основе использования краеведения.
Проблема исторического образования волновала педагогов многие века. С давних времен учителя и ученые осознают, что низкое качество исторического образования влечет за собой непонимание человеком прошлого и настоящего своей страны, собственной роли в истории общества и, как следствие, отсутствие чувств патриотизма и гражданственности.
В начальной школе задачами исторического образования можно определить: нравственное воспитание и общее развитие младшего школьника, формирование исторических представлений как пропедевтики освоения истории в старших классах, развитие основ исторического сознания.
В процессе анализа научной литературы мы установили ряд этапов становления исторического образования младших школьников в России.
1-й этап. Рукописные книги и лубочные картинки как первый источник исторического образования детей (ХУП-ХУШ в.). Начиная с XVII в. историю стали преподавать для детей царской семьи и их прибли-
женных по специальным рукописным азбуковникам. Содержание этих книг было посвящено наиболее ярким эпизодам прошлого, представленным в виде картинок, изображающих исторические события, бытовые эпизоды, занятия жителей разных стран [1].
В этот же период из Западной Европы в Россию приходит традиция изготовления «потешных книг». Вначале их называли «фряжскими картинками», затем «потешными листами», а позже «лубочными картинками» или «лубком». Потешные листы содержали картинки из географии, истории, быта различных стран. Именно эти книги стали началом исторического и обществоведческого просвещения русских детей различных сословий.
2-й этап. Пропедевтический курс «История» в начальной школе России (ХУ111-Х1Х в.). В XVIII в. благодаря выходу в 1786 г. Устава народных училищ история как отдельный предмет была введена в младших классах народных училищ, гимназий и частных пансионатов для дворянских детей 9-12 лет. Пропедевтический характер предмета «История» был основан на идеях Я. А. Коменского, а учителям было рекомендовано использование иностранных учебников и следующих методов обучения: чтение текстов и пересказ прочитанного, зазубривание вопросов и ответов по тексту, составление синхронических таблиц учителем и детьми, рассказ учителя [2. С. 4-5].
После Отечественной войны 1812 г. и восстания декабристов 1825 г. царское правительство провозгласило историю вредным предметом и исключило ее из программы начальных классов вплоть до в 60-х гг. XIX в. Однако в учебниках литературного чтения начали печатать обширные тексты по истории классической древности, а также детям предлагались многочисленные факты из жизни святых, царей, полководцев.
Методика преподавания начального курса истории появляется позже, чем сам предмет «История», -во второй половине XIX в. Методисты-историки обосновали понятие исторической пропедевтики в начальных классах, определили ее место в школьном курсе истории, разработали основные компоненты методической системы: содержание, методы, формы и средства исторического образования младших школьников. Основоположниками методики пропедевтического курса истории можно назвать трех российских педагогов - Н.Ф. Бунакова, К.Д. Ушинского и С.И. Гессена.
Н.Ф. Бунаков и К.Д. Ушинский создали методику объяснительного чтения, согласно которой дети должны были читать и пересказывать тексты исторического содержания. Оба педагога не считали необходимым введение отдельного предмета «История», но отмечали важность пропедевтики исторического образования. Н.Ф. Бунаков называл важнейшей целью обучения воспитание школьника гражданином своей страны и призывал учителей поддерживать в ребенке чувство народности [3].
К. Д. Ушинский с целью организации исторического просвещения создает для младших классов гимназий и народных училищ учебник под названием «Детский мир и Хрестоматия», который интегрирует род-
ной язык, математику, литературу, географию, естествознание и историю как предварительные курсы научных дисциплин, рассматриваемых в старших классах гимназий. Содержание исторического раздела учебника «Детский мир и Хрестоматия» было представлено следующими разделами: «Первое знакомство с Родиной» (переложение русских летописей); «Из русской истории» в виде отрывков из исторических сочинений (например, «Повесть временных лет» летописца Нестора) и художественных произведений (например, «История государства Российского» Н.М. Карамзина). Педагог отмечает большую воспитательную роль исторических статей учебника, что делает его книгу весьма актуальной и для нашего времени, когда национальной доктриной России провозглашено патриотическое воспитание подрастающего поколения [4. С. 14].
Обучение младших школьников К. Д. Ушинский предлагает строить на основе деятельной интуиции и поясняет, что каждый элемент интегрированного курса должен быть вначале понят учеником, затем на основе наблюдений найден в окружающей действительности, связан с жизнью самого ребенка или его ближайшего окружения, а затем на основе взаимосвязей соединен с другим изучаемым элементом. К. Д. Ушинский отмечал, что младший школьник, обладая конкретным образным мышлением, не способен к усвоению исторической последовательности, которая формируется у взрослого человека благодаря обобщенности мышления и умению абстрагировать. При работе с детьми ученый предлагал вводить школьников в науку через близкие, знакомые им образы действительности, при этом используя следующие методы обучения истории: рассказ учителя, эвристическая беседа, непрерывное повторение [5. С. 140-143].
Большое внимание К.Д. Ушинский уделяет стилю изложения учебного материала. Он использует не сухие формулировки, а словесные зарисовки, создающие в сознании детей яркие исторические образы и впечатления. Жанр, в котором написаны параграфы его учебника, ученый называет «деловыми статейками» и обозначает требования к их устройству: упражнения для наблюдения, сравнения, формулирования выводов и умозаключений; тексты, позволяющие развить последовательное мышление, укрепить логические связи, владеть умением изъясняться последовательно, несбивчиво, используя накопленный словарный запас и усвоенные обороты речи [Там же. С. 177-178].
Другой ученый, С.И. Гессен (конец XIX в.), историю начальных классов называл «эпизодическим курсом», поскольку предлагал показывать малышам только основные (яркие) эпизоды развития общества, строить между ними элементарные причинно-следственные связи, а научную систему истории изучать только в старших классах. Педагог предлагал проводить с детьми наблюдения памятников старины, а также изучать исторические произведения живописи и литературы, отмечая благоприятное влияние интеграции истории с искусством, этнографией и религией на развитие, воспитание и обучение младшего школьника. С.И. Гессен разработал следующие методы обучения истории, называя их «проблематически-
ми»: работа с историческими источниками, «живой диалог», элементарное исследование [6].
И К.Д. Ушинский, и С.И. Гессен называли обязательным принципом обучения истории принцип наглядности и предлагали использовать карты, картины, иллюстрации учебника, макеты, схемы, благодаря которым дети смогут почувствовать исторический факт, научатся сопереживать героям отечественной истории. Кроме того, ученые были едины во мнении, что содержание элементарного курса истории должно быть посвящено отечественной истории, поскольку родная история ближе и доступнее ребенку для понимания, чем всемирная. Для нашего исследования ценным является утверждение дореволюционных методистов о том, что в начальное обучение должна быть включена история родного края, которая будет способствовать качественному усвоению событий истории всей России [5, 7].
Основной организационной формой пропедевтического обучения истории оба педагога называли урок. Но К. Д. Ушинский отмечал необязательность включения урока истории в жесткое расписание занятий, а также не ограничивал время его проведения. Педагог предлагал учителю чередовать рассказ, чтение и беседу с рисованием, пением и ролевой игрой учащихся, что позволяло при периодической смене деятельности проводить урок в течение полутора часов. Ученый допускал возможность организации дифференцированного обучения, когда одна группа детей занимается самостоятельно по учебнику, с другой группой учитель проводит беседу, а третья группа рисует или готовит сценку.
Таким образом, Н.Ф. Бунаковым, К.Д. Ушинским и С.И. Гессеном были выдвинуты идеи, положенные в основу формирования методической системы исторического образования учащихся младших классов и обоснованные Я.Г. Гуревичем. Первое в России методическое пособие по истории, написанное Я. Г. Гуре-вичем, было опубликовано в журнале «Педагогический сборник» в 1877 г. (№ 4-8) и называлось «Опыт методики истории», что позволяет назвать автора основоположником методики преподавания элементарного курса истории как научной дисциплины [8].
Я.Г. Гуревич в своем пособии разделяет смысловое значение истории как науки и как учебного предмета и отмечает, что история как наука исследует законы общественного развития, а для учебного предмета основной целью является усвоение обучающимися главных исторических фактов, а также их нравственное и умственное развитие.
Ученый способствовал введению элементарного курса русской истории как обязательного предмета в 1-х и 2-х классах гимназии взамен интегрированного, соединяющего географию, литературу и историю. Главным методом обучения детей Я.Г. Гуревич называет концентрический, он критикует популярные в то время за границей хронологический и культурно-исторический методы. Смысл концентрического метода заключается в усвоении младшими школьниками конкретных исторических фактов и имен, а не в изучении логической последовательности исторических явлений и периодов, что доступно только учащимся старших классах [9].
Содержание элементарного курса истории Я.Г. Гуревич раскрывает на основе включения следующих разделов: а) народные предания, песни, мифы, которые вызывают большой интерес у детей благодаря их сказочности и непосредственности; б) биографии выдающихся людей в истории России (Владимир Мономах, Александр Невский, Петр I и др.); в) описание отдельных выдающихся явлений России (верования славян, монголо-татарское иго и т.п.).
Автор методического пособия разрабатывает следующую структуру урока элементарной истории:
1. Рассказ учителя об историческом факте или чтение им исторического рассказа с использованием исторических карт, картин, портретов, памятников.
2. Вопросы учителя к детям на уяснение смысла усвоенных фактов.
3. Повторение последовательности усвоенных исторических фактов.
Таким образом, Я.Г. Гуревич критикует преобладающие в тот период методы чтения, заучивания и пересказа текста учебника и рекомендует использование живой беседы учителя с детьми, что поддерживает внимание школьников, вносит оживление в урок, способствует нравственному взаимодействию педагога и обучающихся. Кроме того, ученый рекомендовал включение в начальный курс истории местного материала, что способствует более легкому усвоению и пониманию истории всей страны [Там же].
3-й этап. Идеологически направленные общественно-исторические предметы начальной школы (1920-1990-е гг.).
После Октябрьской революции Народный комиссариат просвещения в 1920 г. вводит программы школы первой ступени (с пятилетним сроком обучения), по которым вместо элементарной истории вводится цикл общественно-исторических предметов «Родино-ведение», «Обществоведение и история» с увеличением учебного времени на их изучение. В программе предлагалось в 1-3-х классах начальной школы проводить беседы по родиноведению с привлечением исторических сведений, а в 4-5-х классах изучать историю русской культуры.
Задачами обществоведческого образования назывались следующие: создать представление об истории развития социалистического государства, показать закономерности советского строя и свободной жизни трудящихся. При этом история развития княжеской, а затем царской России подменялась историей борьбы народа за лучшую жизнь, за свободу трудящихся. Методика преподавания истории также изменилась, учителя стали больше рассказывать, проводили экскурсии к историческим местам, на фабрики и заводы, дети изготавливали простейшие наглядные пособия по истории.
В 1921 г. в стране был введен новый предмет «Обществоведение», объединивший все общественные науки, изучаемые в школе: историю культуры, политэкономию, историю социализма. Но к содержанию начального курса обществоведения учителя начальных классов предъявляли большие претензии из-за его сложности. Например, учащиеся 2-3-х классов должны были изучать вопросы о происхождении
человека, о первобытном коммунизме, о развитии семьи. В результате многие учителя, вопреки программе, стали изучать с детьми историю, культуру, быт людей родного края, села и города. Все это создавало пестроту и хаотичность в обучении элементарной истории.
Окончательная ликвидация дореволюционной системы преподавания истории в начальной школе произошла в связи с появлением комплексных программ, введенных Государственным ученым советом, созданным при Наркомпросе [10]. Все предметы в комплексной программе были объединены в три группы (колонки) знаний: природа-труд-общество. Каждая учебная неделя посвящалась определенной колонке, а дети в течение этой недели изучали какой-то один объект (одну тему) на всех уроках. Например, темы могли быть такими: «Черная металлургия», «Садоводство», «Крупный рогатый скот». Дети писали сочинения, изучали историю возникновения, решали задачи, рассматривали карту и т. д., и все это по одной теме в течение недели. Комплексные программы отвергли предметное преподавание, считая его пережитком старой школы. Учебников почти не было, дети работали в основном самостоятельно в бригадах, выполняли проекты, ходили на экскурсии [11. С. 3135]. Цель комплексных систем заключалась в развитии у школьников самостоятельности, активности, трудолюбия, в формировании у них единой картины мира, но из-за слабой методической разработанности она не была реализована. Сложившаяся ситуация отрицательно повлияла на качество знаний учащихся по всем предметам, по истории в том числе.
В 1930-1931 гг. комплексные программы отменили, а в школу были возвращены систематические научные курсы. В 1934 г. в начальных классах был введен элементарный курс «История СССР». Для создания учебника по истории был проведен конкурс, в котором приняли участие ведущие ученые-историки. В августе 1937 г. в качестве стабильного учебника был утвержден краткий курс истории СССР под редакцией А.В. Шестакова. Это был первый советский учебник элементарного курса истории для начальной школы, охватывающий историю нашей страны от первобытного общества до 30-х гг. XX в. [4].
Этот учебник был прочитан и поправлен лично генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным. В результате по его совету академическая историческая наука (научная школа М.Н. Покровского) была заменена на периодизацию исторического развития социалистического государства. А. В. Шестаков и его коллектив впервые в учебной исторической литературе выдвинули новую схему этапов исторического процесса: учебник начинается с изложения истории первобытно-общинного строя на территории СССР. Далее следует характеристика феодальной и капиталистической формаций, и заканчивается учебник изложением истории советского периода до 1936 г.
Впервые в учебной литературе рассматриваются такие темы, как Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война, НЭП, коллективизация, культурная революция. В дальнейшем такое деление истории вошло во все советские учебные пособия по
отечественной истории. Большую роль в становлении государства отводят авторы Ивану Грозному и Петру I, а также различным народным бунтам и революциям, что не было свойственно классической истории. Такая интерпретация исторического развития России была главенствующей в учебниках истории до 1990-х гг.
К новому учебнику истории были созданы методические рекомендации, конспекты уроков, а в 1940 г. И. В. Гиттис пишет обстоятельное исследование по методике начального курса истории, где характеризует методы и приемы обучения младшего школьника истории, раскрывает содержание многих исторических фактов на основе формирования у детей живых образных представлений. Основным методом обучения младших школьников истории И. В. Гиттис называет метод объяснительного чтения [12].
Поскольку учителя того времени отмечали сложность учебного материала, особенно для учащихся 3-го класса, то в 1945 г. была пересмотрена система начального общего образования и сделан вывод о ее перегруженности и многопредметности. В результате отдельный предмет «История» исчезает в 1-3-х классах (остается только в 4-м классе), и возвращается метод объяснительного чтения, согласно которому общественно-исторический материал дети изучают при чтении литературных произведений в виде исторической пропедевтики (по К. Д. Ушинскому). С этой целью с 1945 г. в начальных классах начинает действовать новый учебный предмет «Родная речь».
Продолжая идею К. Д. Ушинского о наглядности обучения истории, в 1948-1950 гг. А.Г. Карцов и Д. Н. Никифоров впервые создают серию настенных картин и карт по истории для начальной школы. Картины отражали исторические события в России и СССР от древности до победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
В 1951 г. Г. А. Глудман создает методическое пособие «Уроки объяснительного чтения исторических статей в 3-м классе», где предлагает учителю конспекты уроков истории, словарь исторических терминов, перечень детской литературы по истории для внеклассного чтения.
Следует отметить, что начальный курс истории оставался в тот период достаточно сложным, объем учебника с каждым годом возрастал, например в издании 1955 г. объем учебника истории для 4-го класса достигал 288 страниц. Учителя и ученые увидели необходимость в замене элементарного курса истории (по А.И. Гессену) на эпизодический (по К. Д. Ушин-скому), чтобы дети могли рассматривать только самые яркие периоды истории страны, а не изучать пока недоступную для их понимания последовательность исторических событий развития российского общества [13].
В 1956 г. была издана новая книга «История СССР. Учебная книга для 4 класса» (авторы С.П. Алексеев, В.Г. Карцов), которая представляла эпизодический курс истории в виде описания в занимательной форме самых ярких картин истории страны. Объем учебного материала резко уменьшился, учебник был иллюстрирован, система знаний и представлений школьников по истории была логично вы-
строена, а задания к тексту хорошо продуманы. К учебнику было создано методическое пособие для учителя [14].
В 1961 г. в начальной школе действует учебник-хрестоматия Т. С. Голубевой и Л. С. Геллерштейна «Рассказы по истории СССР для 4 классов», а в 1965 г. к этому учебнику создается методическое пособие в виде конспектов уроков к курсу эпизодических рассказов.
С 1966-1969 гг. начальная школа постепенно становится трехлетней, а история как учебный предмет в 1-3-х классах исчезает [15]. Четвертый класс более не относится к начальной школе, поэтому в нем работают учителя-предметники, в результате историю стали преподавать учителя-историки, которые слабо разбирались в возрастных особенностях младших школьников и работали с ними, как со взрослыми школьниками. В помощь учителям-предметникам Г. Г. Герасимовой было создано методическое пособие «Обучение истории в 4-м классе», где автор обобщает опыт преподавания истории в начальных классах, формулирует образовательно-воспитательные задачи курса, требования к уроку истории в 4-м классе, условия успешного усвоения курса школьниками, организацию их самостоятельной познавательной деятельности на уроках.
Такое положение с начальным историческим образованием просуществовало до 90-х гг. XX в.
4-й этап. История и обществознание как составляющие части курса «Окружающий мир» (конец XX - начало XXI в.). В 90-е гг. XX в. начальная школа вновь становится четырехлетней. Постепенно вводится новый учебный предмет «Окружающий мир», на основе которого после 20-летнего перерыва вновь осуществляется историческая пропедевтика.
«Окружающий мир» как интегрированный курс начальной школы объединяет естественнонаучное, обществоведческое и историческое содержание. Некоторое время (около 20 лет) в отдельных школах параллельно с «Окружающим миром» изучался предмет «История», но из-за многопредметности начального образования этот опыт не прижился.
В конце XX - начале XXI в., как и в 60-е гг. XIX в., одной из основных проблем преподавания истории в начальных классах является соотнесение объема и сложности учебного материала с возрастными психологическими возможностями младшего школьника. И хотя К. Д. Ушинский уже предлагал вариант решения этой проблемы через смену деятельности школьников на уроке, дифференциацию обучения и регулирование длительности урока, но в современной школе проблема снижения учебной нагрузки решается другим способом. Педагоги предлагают уменьшение плотности учебного процесса и доступность учебного материала [6].
В начальной школе нашего времени действует одновременно несколько учебно-методических комплектов (УМК), и каждый из них решает проблему общественно-исторического образования младших школьников по-разному.
В УМК «Школа России» единый курс «Окружающий мир» создан А. А. Плешаковым (естествознание)
и Е.А. Крючковой (обществознание и история). Учебник состоит из двух частей. Как правило, в первой части дается характеристика естественной природы, а во второй - социализированной, т.е. обществознание и естествознание изучаются отдельно. Например, 4-й класс: 1-я часть - Земля и человечество, Природа России, Родной край - часть общей страны; 2-я часть -Страницы всемирной истории, Страницы истории России, Современная Россия.
В УМК «Начальная школа XXI века» авторами курса «Окружающий мир» являются Н.Ф. Виноградова и Г. С. Калинова. Образовательные области «Обществознание» и «Естествознание» изучаются во взаимосвязях и взаимообусловленностях. И хотя учебник состоит из двух частей, но разделы все переплетены. Например, 4-й класс: 1-я часть - Человек - живое существо (организм), Твое здоровье, Человек - часть природы, человек среди людей; 2-я часть - Родная страна: от края до края, Человек - творец культурных ценностей, Человек - защитник своего Отечества. Гражданин и государство.
В УМК «Перспективная начальная школа» курс «Окружающий мир» создан группой авторов: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л. А. Царева. Учебник состоит из двух частей и хрестоматии, где авторами предпринимается попытка выстраивания взаимосвязей естественной и социализированной природы. Например, 4-й класс: 1-я часть -История отечества, Земля - планета солнечной системы, Путешествие по природным зонам, Родной край -часть великой России; 2-я часть - Человеческий организм, Изучаем органы чувств, Путешествие по странам мира, Москва как летопись истории России, Мы -граждане России.
В УМК «Школа 2100» действует единый курс «Окружающий мир. Мир и человек», но в каждом классе названия предметов разные. Общество и природа изучаются по двум разным учебникам.
Например, 3-й класс:
Учебник 1: «Обитатели земли» (1-я часть - Вещество и энергия, Живая оболочка планеты, Экологическая система - ячейка живой оболочки Земли. 2-я часть - Живые участники круговорота веществ). Авторы: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан.
Учебник 2: «Мое отечество. Вводный курс истории и обществознания» (1-я часть - Твои «корабли» на «реке времени», Времена Древней Руси. IX-XII в. 2-я часть - Времена Московского государства. XIV-XVII века, Времена Российской империи. 3-я часть -Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы. 4-я часть - Современная Россия). Авторы: Д. Д. Данилов, С.В. Тырин.
В УМК «Система Л.В. Занкова» авторы курса «Окружающий мир» (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) раскрывают природные и социальные системы во взаимосвязях. Например, 3-й класс: 1-я часть - Природные условия Земли, Человек в далеком прошлом, Земли восточных славян. 2-я часть - Московское государство, Путь от Руси к России, Краеведение.
Итак, как мы видим, проблема интеграции решается авторами учебно-методических комплектов по-разному, но уже половина из них сумели объединить,
взаимодополнить три таких разных по содержанию раздела, как история, естествознание, обществознание.
Таким образом, современный предмет истории для начальных классов характеризуется внутрикурсовой интеграцией содержания обучения: от эпизодической отечественной истории до всеобщей истории. Что касается методов обучения, то современные педагоги предлагают развивающие личностно ориентированные методы сочетать с репродуктивными: проблемный диалог, исследование, рассказ учителя и доклад ученика, демонстрация слайдов и картин. Многие авторы интегрированного курса «Окружающий мир» при изучении общественно-исторических тем предлагают использовать игры, инсценировки, коллективную и групповую проектную деятельность, а также историческое краеведение.
Общественно-историческое краеведение - один из путей патриотического и гражданского воспитания школьников, так как оно помогает увидеть и оценить культурно-исторические, этнографические, историко-региональные явления и факты в развитии общественной жизни России и родного края.
Главными целями исторического краеведения можно назвать следующие: 1) познакомить младших школьников с наиболее значительными событиями русской истории, истории малой родины; 2) заложить первоначальную хронологическую структуру исторических знаний; 3) обеспечить неразрывность учебных гуманитарных курсов истории, русского языка и литературы.
Как известно, история страны базируется на материале истории ее городов и сельских поселений. По данным Росстата, на 1 января 2016 г. в Кемеровской области насчитывалось 20 городов, 22 поселка городского типа и 165 сельских поселений [16]. К сожалению, далеко не все города, не говоря о поселках, имеют свою написанную историю. Одна из важнейших задач краеведения заключается в том, чтобы не только раскрыть разнообразие городов и сел региона, но и показать в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие. Раскрывая через населенный пункт единство общего и местного в историческом развитии страны и края, показать в каждом из них свое историческое, природоведческое, экологическое, экономическое и культурное лицо.
Интересен опыт краеведческой работы в с. Тара-даново Крапивинского района Кемеровской области, где создан музей села, при котором работает кружок краеведов-историков, реализующий следующие этапы работы:
1. Создание краеведческого кружка, который обобщил уже имеющую информацию и приступил к поисковой работе.
2. Летний лагерь - этап интенсивной поисковой работы, давший материал для краеведческого уголка.
3. Работа с архивным материалом.
4. Обобщение собранного материала. Подготовка и выступление кружковцев с докладами на конференциях.
А.В. Разинкин - преподаватель школы с. Ягуново Кемеровской области - предлагает краеведам Кузбасса подумать о создании учебного пособия, доступного
школьникам, поскольку, испытывая дефицит литературы, «мы в своей работе большое внимание уделяем практической деятельности, одним из видов которой является экспедиция. В экспедициях главной целью ставится частичное решение проблем. Вся работа строится совместно с кафедрой археологии КемГУ» [17. С. 34].
В целях конкретизации теоретического материала по краеведению ведется активная издательская деятельность по выпуску материалов и работ специалистов-краеведов. Изданы работа Д.В. Кацюбы и Р.В. Николаева «Этнография народов Сибири» [18], топонимический словарь «Тайны имен земли Кузнецкой», подготовленный учителем из Прокопьевского района В.М. Шабалиным [19]; большой интерес представляет книга Л.И. Соловьева «Живи, Кузнецкая земля» [20]. В начальной школе Кемеровской области учителя активно используют учебник «Родной край», созданный Т. Б. Кропочевой [21].
В. М. Шабалин отмечает, что одним из источников краеведческой работы школьников является местная топонимика. Поскольку русские первооткрыватели, исследовавшие Сибирь, предпочитали оставлять туземные названия географических объектов, то для получения топонимических знаний и научной интерпретации педагог должен уметь пользоваться архивными материалами, которыми располагают местные краеведческие музеи. Краеведческая работа требует от педагога готовности к такой деятельности. Учитель не сможет вызвать у детей интерес к знанию своего края и краеведческой деятельности, если сам не умеет видеть и понимать цель изучения историко-географических объектов и явлений. Педагог должен иметь суждение о сущности, причинах и следствиях местных явлений, пользоваться различными источниками краеведческой информации. В доступном объеме можно использовать живые источники краеведческой информации: беседовать с местными жителями-старожилами, специалистами-краеведами, краеведами-любителями.
Учитель школы № 10 г. Белово Кемеровской области В. В. Зинченко вместе с учениками 2-го класса проводит значимую работу по историческому краеведению. Педагог выступила инициатором и создателем школьного музея, а в 2005 г., к 60-летию Великой Победы, основным материалом в музее стали экспонаты, посвященные этой теме. В. В. Зинченко на встречу со школьниками пригласила ветеранов, среди которых был и прадедушка ученика ее класса Ивана Колотова. Эта встреча носила очень эмоциональный характер, так как одноклассники узнали прадедушку Ивана и как героя Великой Отечественной войны.
Воспитатель Л. Л. Зубова совместно с учениками 3-го класса школы г. Прокопьевска ведет исследовательскую работу краеведческого характера по теме «Памятники города Прокопьевска». Учащиеся занимаются исследованием памятников, проводят посильную работу по их сохранению. По мере возможностей школьники ухаживают за памятниками, совместно с коммунальными службами города высаживают цветы, занимаются прополкой газонов в парках. Кроме того, для детей 1-4-х классов проводятся массовые меро-
приятия, где юные туристы-краеведы могут показать друг другу свои лучшие работы, посоревноваться в играх-соревнованиях.
После изучения требований Государственного образовательного стандарта к отбору содержания исторической составляющей предмета «Окружающий мир» можно научно обосновать краеведческое историческое содержание в данной образовательной области, способствующее формированию общественно-исторических знаний, умений и ценностей у младших школьников. Прежде всего, необходимо отобрать когнитивный опыт личности. С этой целью мы воспользовались учебным пособием «Родной край» [21].
В названном учебном пособии можно увидеть деление на разделы, соответствующие требованиям образовательного стандарта: естественнонаучное краеведение - раздел «Природа Кемеровской области»; историческое краеведение - «История родного края»; обществоведческое краеведение - разделы «Люди земли Кузнецкой» и «Чем занимаются люди земли Кузнецкой».
Приведем для иллюстрации некоторые выдержки общественно-исторического содержания из данного учебника.
«Первобытный человек появился на территории Кемеровской области около 100-150 тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют открытые учеными древнекаменные поселения на берегу реки Кии. Первобытный человек занимался собирательством съедобных растений и охотой на мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей и других животных. Свои стоянки люди устраивали на высоких берегах рек, жили группами в пещерах...
Недалеко от города Кемерово на берегу реки Томь сохранились рисунки древнего человека. Сейчас здесь находится заповедник "Томская писаница", где можно увидеть рисунки лосей, сов, журавлей, сцены охоты и рыбной ловли, образы духов (древних богов).» [Там же. С. 20].
Учебное пособие «Родной край» можно использовать при работе по любой системе и образовательной программе по «Окружающему миру», поскольку оно написано для реализации национально-регионального компонента образовательного стандарта, предусматривающего при шестидневной рабочей неделе со 2-го по 4-й классы наличие трех часов в неделю, посвященных краеведению, а при пятидневной неделе на уроке по окружающему миру предусматривается 25% содержания отводить на краеведение.
Опыт практической деятельности и опыт отношений личности также представлены в рассматриваемом пособии в аппарате организации усвоения. Рассмотрим данные компоненты краеведческого содержания, основанного на общественно-исторических связях.
Опыт практической деятельности широко представлен в учебном пособии «Родной край». Такие сигналы-символы, как «Работа с картой и атласом», «Выполни задания», развивают у детей познавательные, практические и организационные умения. Приведем примеры некоторых заданий.
1. По Атласу Кемеровской области для школьников [22. С. 6] проследи маршрут исследователя Д.Г. Мессершмидта [21. С. 100].
2. На контурную карту Кемеровской области нанеси административный район, его центр и город (село), где ты живешь [Там же. С. 119].
Опыт творчества представлен в учебном пособии «Родной край» разнообразными проблемными вопросами и заданиями. Например:
1. Вспомни названия улиц своего города (села). Вместе со взрослыми узнай, в честь каких известных людей или событий они были названы [Там же. С. 25].
2. Подумай вместе с одноклассниками, почему в Кемеровской области лучше развита промышленность, а не сельское хозяйство? [Там же. С. 117].
Опыт отношений личности представлен заданиями, формирующими у школьников оценочное отношение к миру, деятельности и людям. Например: «Если кто-то из твоих родственников добывает каменный уголь или железную руду, то расспроси его об этой профессии, составь доклад-сообщение и выступи перед классом» [Там же. С. 39]; «Узнайте историю своего города (села). Составьте альбом или "книжку-малышку" о своем городе (селе) по плану: история, положение на карте, промышленность (сельское хозяйство), население, культура и наука» [Там же. С. 18].
Названные виды вопросов и заданий использовались в процессе организации экспериментальных исследований в школе, и мы отметили, что для третьеклассников подобные задания интересны, вызывают у них активную учебную деятельность, эмоциональный подъем.
Рассмотренное содержание исторического краеведческого образования в начальной школе позволило разработать методы и формы краеведческого образования в аспекте исторического образования младших школьников. На первых этапах работы мы использовали методы, способствующие корректировке сложившихся у школьников ценностных ориентаций, интересов и потребностей. Затем на основе наблюдательного опыта и краеведческой деятельности школьников в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывали эмоциональные реакции учащихся.
В процессе подготовки к занятиям по «Окружающему миру» мы выбирали методы, способствующие формированию исторических знаний школьников, развитию их познавательных способностей, формированию краеведческой культурыа. Мы старались привлечь к историко-краеведческой работе всех учащихся класса, учитывая местные условия нашего города. Так, были намечены конкретные памятники истории и культуры г. Новокузнецка для проведения экскурсий с учащимися, подобрана специальная литература исторического характера, приглашены интересные люди, проживающие в Новокузнецке. Поскольку работа по краеведению должна быть тесно связана с программой по «Окружающему миру», то мы старались все результаты краеведческой деятельности детей использовать на уроках исторического содержания.
Одной из задач начального курса истории является подведение учащихся к пониманию истории как жизни человечества, протяженной во времени. На учебном материале предмета «Окружающий мир» у школьников впервые начинают складываться временные и пространственные представления в историческом контексте. По-
нимание исторической хронологии и картографии помогает формированию пространственно-временных образов истории, развитию исторического мышления.
Экспериментальные исследования мы проводили в 1-м классе, обучение ребят проходит по программе Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» учебно-методи-ческого комплекта «Начальная школа XXI века». Сложный исторический материал в первом классе не преподается, но изучаются такие пропедевтические темы, как «Родной край», «Дом, в котором ты живешь», «Наша страна Россия», «Мы - россияне», «День защитника Отечества» и другие. При изучении таких тем и в первом классе возможно использование краеведческого материала.
Одним из распространенных методов обучения истории является беседа, которая использовалась нами в том случае, когда общественно-исторический материал немного знаком учащимся. Например, при изучении темы «Родной край» учащимся были заданы вопросы по тексту [21]: 1. В какой области ты живешь? 2. Почему Кемеровская область часто называется «Кузнецкой землей»? 3. Как называется твой город? 4. Когда был образован Новокузнецк? 5. Чем занимаются жители нашего города?
Вопросы беседы, построенные на краеведении, требуют от учащихся не простого пересказа текста учебника истории, а решения проблемных вопросов, т.е. использования имеющихся знаний в нестандартных ситуациях.
Довольно часто на уроках истории мы использовали рассказ как метод обучения. Учащиеся выборочно читали печатный текст учебника по окружающему миру и обогащали свои знания сообщениями учителя или одноклассников по истории родного края. Например, при изучении темы учебника «Окружающий мир» (с. 77-79) [23] мы использовали отрывки из учебника «Родной край»:
«Наша небольшая по площади область отличается разнообразием, красотой и богатством природы. В нашем крае можно увидеть высокие горы и плоские равнины, темнохвойную тайгу и безлесные степи, бурные реки и глубокие озера. По всей России известны месторождения полезных ископаемых Кузбасса: каменный и бурый уголь, железная руда и цветные металлы, золото и мрамор» [21. С. 5].
Экспериментальные исследования позволили сделать некоторые выводы в виде методических рекомендаций по использованию словесных методов обучения младших школьников истории вообще и истории родного края в частности. Во-первых, психологической особенностью младших школьников является преобладание наглядно-образного мышления. У ребенка этого возраста неустойчивое внимание и незначительная способность произвольного запоминания. Поэтому слушание рассказа учителя или чтение текста учебника требует от ребенка большого напряжения ума, из-за чего им упускаются многие важные детали повествования и быстро наступает утомление.
Во-вторых, поскольку история является устным предметом, то для эффективного обучения младших школьников важно использовать различные типы его анализаторов:
- слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи);
- зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, диапозитивы, видеофильмы, презентации и др.);
- тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры).
В-третьих, при формировании исторических представлений учителю часто приходится упоминать различные страны, части света, города, поэтому любое историческое событие желательно сопровождать показом настенных карт или работой учащихся с глобусом и атласом.
По поводу картографического метода следует отметить, что, к сожалению, исторические настенные карты для начальной школы не выпущены, но в Кемеровской области учителя начальных классов успешно работают по атласу Кемеровской области [22], в котором кроме физической, экологической, климатической и природоведческих карт помещены экономическая, историческая и карта освоения территории Кузбасса. Поэтому работа с атласом и контурными картами области способствует формированию общественно-исторической образованности младших школьников.
По мнению С.А. Жуковой, формирование умения работать с исторической картой является одной из важнейших задач учителя истории, которая продолжает решаться в период всего обучения в школе. Но карты для младших школьников должны быть несколько иными: максимально лаконичными, содержащими основные сведения, затрагиваемые при изучении темы, периода. Карты должны быть красочными, с крупными условными обозначениями и шрифтом. Очень хорошо в начальной школе использовать при работе с картой аппликации, когда плоские изображения (стрелки, фигуры, условные обозначения) могут перемещаться по карте (с помощью магнита, липучки и др.). Это позволяет как бы «оживить» карту, «разыграть» на ней исторические события, выделить места сражений, центры культурных связей, показать пути и направления взаимодействия народов. Использование фигур-аппликаций способствует установлению логических взаимосвязей, лучшему запоминанию «сухой» информации, помогает перейти к восприятию абстрагированных символов стандартной исторической карты [24]. Мы не могли часто использовать карту на уроках, поскольку для первоклассников этот материал сложен.
Важную роль в обучении истории играет метод демонстрации картин исторического содержания, как созданных выдающимися художниками (изображающих исторические события, батальные и бытовые сцены, портреты исторических деятелей), так и специально написанных для целей образования и способствующих раскрытию учебной темы. Исторические картины несут в себе массу детализированной информации, умение видеть которую способствует формированию целостного образа эпохи, эмоциональному восприятию события, формированию личностного отношения к событию или личности. Частично такие картины включены в содержание базовых учебников по окружающему миру [23], а также
они помещены в краеведческий учебник [21]. Например, при изучении истории жизни древних людей на территории Кузбасса учитель вместе с детьми рассматривает в учебнике наскальные рисунки древнего человека, охраняемые в заповеднике «Томская писаница» [Там же. С. 15].
Работа с коллекциями предметов материальной культуры позволяет учащимся «прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или изображенные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили эти предметы и как их использовали. Предметы таких коллекций можно подержать в руках, попробовать действовать с ними так, как действовали люди прошедшей эпохи (например, предметы детских игр, быта, изделия народных промыслов и др.).
Модели представляют собой условное воспроизведение натуральных объектов (предметов быта, одежды, орудий труда, памятников архитектуры и т. д.), обычно в уменьшенном, несколько стилизованном виде. Опираясь на наглядно-действенное мышление школьников, модели и коллекции дают общее и конкретное представление об объектах материальной культуры. Работу с коллекциями материальной культуры жителей Кемеровской области можно провести в краеведческих музеях городов и некоторых поселков Кемеровской области. В процессе эксперимента мы с первоклассниками посетили исторический музей «Кузнецкая крепость», где для них была проведена экскурсия по материальным свидетельствам развития Кузнецкой крепости и города Кузнецка.
Демонстрация диапозитивов и диафильмов по истории России и родного края представляет собой проектирование на экран ряда изображений. В начальной школе предпочтительнее использовать цветные кадры, так как они вызывают больше эмоций у младших школьников, способствуют созданию более ярких впечатлений от просмотра.
В современной начальной школе довольно популярным становится метод мультимедийных презентаций. Особенностью этих средств обучения является то, что каждый кадр соответственно заложенной в нем программе может выводить на экран содержащуюся в нем информацию одномоментно или послойно (например, изображение, стрелки-указатели, текст-пояснение, что в определенной степени напоминает работу с транспарантами для кодоскопа).
Кадры мультимедийной презентации могут демонстрироваться последовательным рядом или выборочно. Благодаря системе гиперссылок один кадр может указывать на другой, связанный с ним информацией, к которому можно моментально обратиться, если требуется пояснение. Иллюстративно-текстовая организация мультимедийных презентаций может также содержать в себе карты, картосхемы, таблицы, иметь аудиосопровождение (музыкальное, фонозапись). В отличие от диафильмов, при работе с мультимедийными презентациями не требуется затемнять помещение. При этом сохраняются обычная обстановка класса, возможность производить записи в тетради.
Мультимедийные презентации историко-краевед-ческого содержания разрабатывает сам учитель, для чего
использует разнообразную краеведческую литературу (научную, периодическую, учебную).
Большое значение в развитии общественно-исторической образованности младших школьников имеет игра (дидактическая или ролевая). Игровая деятельность младших школьников включает различные виды деятельности и поэтому является универсальной. При участии в играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления об исторических фактах, у них развиваются активность, креативность мышления. Творческие игры младших школьников отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни.
Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников. В то же время хотелось бы предостеречь педагогов от чрезмерного увлечения массовыми играми в ущерб другим формам работы. Важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению родного края, сохранению его истории и культуры. Если есть возможность, желательно практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умения ориентироваться. Приведем примеры некоторых игр, которые мы провели в процессе педагогического эксперимента.
«Игра-путешествие». Старт игры был проведен в театрализованной форме, пришел «Хозяин Кузнецкой земли», который пригласил ребят в гости в сказочный край, где ребята встретили различные препятствия (станции), которые надо преодолеть (на каждой станции ребята показывали свои знания по истории Кузбасса). Каждый последующий игровой пункт принимает только тех участников, которые выполнили предыдущие задания. Всех ребят, прошедших испытание, Хозяин Кузнецкой земли встречал чаем с пирогами.
В процессе организации сюжетно-ролевой игры «Фестиваль рисованных фильмов о нашем городе» дети были разделены на группы-киностудии по созданию рисованных фильмов на различные темы, например: «Слава людям нашего города», «Улицы родного города», «Наша школа». В ходе подготовки игры ребятам предлагаются готовые фотографии и рисунки, которые они должны смонтировать (склеить) в виде «пленки» фильма (бумажная лента). При показе фильма ребята каждой группы демонстрируют свою «пленку», рассказывают (озвучивают) по фотографиям подобранный материал.
Среди традиционных массовых форм историко-краеведческой работы особо можно выделить праздники. Например: «Папа, мама, я - дружная семья», «Моя Родина - Кузбасс» и т.д.
Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период коллективной подготовительной работы к любому празднику. В ходе подготовки необходимо стимулировать творческую инициативу, находчивость, выдумку школьников. Желательно избрать совет дела, который уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения мероприятия, разрабатывает задания и поручения как отдельным ученикам, так и группам. Каждый коллектив готовит свой добрый сюрприз. Желательно в краеведческие праздники вво-
дить театрализованные представления, аукционы, ярмарки поделок из природного материала, выставки, шествия карнавального типа, чтобы поддерживать импровизированное самодеятельное творчество младших школьников.
Проведенное исследование позволило определить, что в процессе историко-краеведческого образования можно использовать разнообразные методы обучения (рассказ, беседа, картографический метод, демонстрация картин, таблиц и схем исторического содержания, демонстрация ТСО и работа с коллекциями
материальной культуры, ролевые и дидактические игры) и формы организации образовательного процесса по истории (праздники, экскурсии, нетрадиционные уроки).
Можно сделать вывод, что методическая система современной исторической пропедевтики строится на основе реализации принципов занимательности, наглядности, а также краеведческого принципа отбора содержания, способствующих развитию позитивной учебной мотивации, навыков учебной деятельности, исторической образованности младших школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лыжина О. А. Формирование исторических представлений младших школьников на уроках исторической пропедевтики : дис. ... канд.
пед. наук. Екатеринбург, 2004. 279 с.
2. Чеботарев Х.А. Слово о способах и путях, ведущих к просвещению: на высокоторжественный день рождения ея величества государыни
императрицы и самодержицы всероссийския Екатерины Вторыя, премудрыя законодательницы и истинныя матери Отечества, в публичном собрании Императорскаго Московскаго университета, апреля 22 дня 1779 года / говоренное Харитоном Чеботаревым, истории, умословия и нравоучения профессором публичным ординарным, университетским библиотекарем и конференц-секретарем, и Московскаго Российскаго собрания членом. М. : Печатано в Университетской типографии, 1779. 28 с.
3. Бунаков Н.Ф. Школьное дело: учебный материал, проработанный на учительских съездах и курсах за 30 лет (1872-1902 г.). 3-е изд., зна-
чит. перераб. СПб. : Гутзац, 1906. 231 с.
4. Методика начального обучения истории / под ред. М.С. Васильевой. М. : Просвещение, 1964. 271 с.
5. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М. : Педагогика, 1974. 270 с.
6. Гессен С.И. Глобальная «метода», или глобальное обучение грамоте / под ред. А. Павлова, С.И. Гессена, Н.А. Ганца и др. // Русская шко-
ла. Прага : Земгора, 1935. № 2-3. С. 19-41.
7. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М. : Школа-Пресс, 1995. 448 с.
8. Гуревич Я.Г. Опыт методики истории // Педагогический сборник. СПб, 1877. Кн. VII. 88 с.
9. Гуревич Я.Г. Историческая хрестоматия по новой и новейшей истории. СПб. : Типография МПС, 1885. 742 с.
10. Новые программы единой трудовой школы I ступени. I, II, III, IV годы обучения. М. ; Л. : Госиздат, 1926. 132 с.
11. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М. : Педагогика, 1974. 224 с.
12. Гиттис И.В. Методика начального обучения истории : учебник для пед. училищ. М. : Учпедгиз, 1945. 118 с.
13. Вагин А. А. Методика преподавания истории. М. : Просвещение, 1968. 434 с.
14. Карцов В.Г. Методика преподавания истории в начальной школе : учебник для пед. училищ. М. : Учпедгиз, 1956. 176 с.
15. Чутко Н.Я. О преподавании истории в начальной школе. Система Л.В. Занкова // Начальная школа. 2003. № 11. С. 73-76.
16. Население Кемеровской области на 2016 год // Сайт о странах, городах, статистике населения. ИЯЬ: statdata.ru>naselenie/kemerovskoj-оЬкйй (дата обращения: 20.06.2017).
17. Разинкин А.В. Некоторые проблемы школьного краеведения в Кузбассе : историческое краеведение в Кузбассе. Кемерово : ОблИУУ,
1999. 89 с.
18. Кацюба Д.В. Николаев Р.В. Этнография народов Сибири. Кемерово : ОблИУУ, 2004. 202 с.
19. Шабалин В.М. Тайны имен Земли Кузнецкой : краткий топонимический словарь Кемеровской области. Кемерово : Обл ИУУ, 1994. 223 с.
20. Соловьев Л.И. Живи, Кузнецкая земля. Кемерово : Кемеровский полиграфический комбинат, 2007. 251 с.
21. Кропочева Т.Б. Родной край : учеб. пособие для учащихся начальных классов. Новокузнецк : КузГПА, 2006. 136 с.
22. Кемеровская область : атлас для школьников / под ред. В.Н. Гнатишина и др. Новосибирск : Просвещение-регион, 2009. 31 с.
23. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : 1-й класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. М. : Вентана-Граф, 2014. Ч. 1. 96 с.; Ч. 2. 96 с.
24. Жукова С.А. Средства обучения истории в начальной школе // Начальная школа. 2013. № 4. С. 35-40.
Статья представлена научной редакцией «История» 26 января 2018 г.
LOCAL LORE-BASED HISTORY EDUCATION FOR PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2018, 429, 132-142. DOI: 10.17223/15617793/429/16
Tatyana B. Kropocheva, Novokuznetsk Institute (Branch) of Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Tatiana A. Nalimova, Novokuznetsk Institute (Branch) of Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Marya V. Sineva, Novokuznetsk Institute (Branch) of Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: methodology of primary history education; stages of formation of history education; historical local lore.
This article discusses some aspects of history education for primary school children, namely, determining the objectives of history education; identifying the major stages of solving the problem of history education for primary school children in the history of Russian pedagogy; and defining the requirements to the methods of the organization of this process in modern school based on the use of local lore. The objectives of history education include the moral upbringing and general education of primary school children, the formation of historical conceptions as the propaedeutics of learning history in the secondary school, and the development of the basics of historical consciousness. The analysis of scientific literature determined the stages of the formation of history education for primary school children in Russia. The first stage was represented by manuscripts and cheap popular prints as the first source of history education for children (17th and 18th centuries), the second by the propaedeutic course "History" in Russia's primary school
(18th and 19th centuries), the third by the ideologically oriented social and historical subjects in primary school (the 1920s to the 1990s), and the fourth by history and social science as components of the course "The Surrounding World" (late 20th century and early 21st century). The modern history subject for primary school children is characterized by integration with regard to the content of education, which includes episodic Russian history and world history. When teaching history in primary school it is expedient to use the potential of historical local lore. The main objectives of historical local lore are as follows: (1) to inform primary school children about the most significant events in the history of Russia and the small homeland, (2) to provide the original chronological structure of historical knowledge, and (3) to provide the continuity of history, the Russian language and Russian literature courses. The content of historical local lore is shown using the example of a region of Russia, namely, Kemerovo Oblast. The methodological system of modern history propaedeutics is based on the use of visual methods and entertaining material, as well as the local lore-based principle of content selection, which promotes the development of the positive motivation, learning skills and historical erudition of primary school children.
REFERENCES
1. Lyzhina, O.A. (2004) Formirovanie istoricheskikh predstavleniy mladshikh shkol'nikov na urokakh istoricheskoy propedevtiki [Formation of his-
torical representations of younger schoolchildren in the lessons of historical propaedeutics]. Pedagogy Cand. Diss. Ekaterinburg.
2. Chebotarev, Kh.A. (1779) Slovo o sposobakh iputyakh, vedushchikh kprosveshcheniyu: na vysokotorzhestvennyy den' rozhdeniya eya velichestva
gosudaryni imperatritsy i samoderzhitsy vserossiyskiya Ekateriny Vtoryya, premudryya zakonodatel 'nitsy i istinnyya materi Otechestva, v pub-lichnom sobranii Imperatorskago Moskovskago universiteta, aprelya 22 dnya 1779 goda [A word about the means and ways leading to enlightenment: on the highly solemn birthday of her Majesty the Empress and the autocrat of all Russia Catherine the Second, the wise legislator and the true mother of the Fatherland, in the public meeting of the Imperial Moscow University, April 22, 1779]. Moscow: Pechatano v Universitetskoy tipografii.
3. Bunakov, N.F. (1906) Shkol'noe delo: uchebnyy material, prorabotannyy na uchitel'skikh s"ezdakh i kursakh za 30 let (1872—1902 g.) [School-
work: educational material, developed at the teachers' congresses and courses for 30 years (1872-1902)]. 3rd ed. St. Petersburg: Gutzats.
4. Vasil'eva, M.S. (ed.) (1964)Metodika nachal'nogo obucheniya istorii [Methods of primary teaching of history]. Moscow: Prosveshchenie.
5. Goncharov, N.K. (1974) Pedagogicheskaya sistemaK.D. Ushinskogo [Pedagogical system of K.D. Ushinsky]. Moscow: Pedagogika.
6. Gessen, S.I. (1935) Global'naya "metoda", ili global'noe obuchenie gramote [Global "method", or global literacy training]. Russkaya shkola. 2-3.
pp. 19-41.
7. Gessen, S.I. (1995) Osnovy pedagogiki. Vvedenie vprikladnuyu filosofiyu [Fundamentals of pedagogy. Introduction to Applied Philosophy]. Mos-
cow: Shkola-Press.
8. Gurevich, Ya.G. (1877) Opyt metodiki istorii [Experience of the methodology of history]. Pedagogicheskiy sbornik. VII.
9. Gurevich, Ya.G. (1885) Istoricheskaya khrestomatiya po novoy i noveyshey istorii [Historical anthology on new and modern history]. St. Peters-
burg: Tipografiya MPS.
10. State Academic Council. (1926) Novye programmy edinoy trudovoy shkoly I stupeni. I, II, III, IVgody obucheniya [New programs of a unified labor school of the I level. I, II, III, IV years of study]. Moscow; Leningrad: Gosizdat,.
11. Verzilin, N.M. (1974) Problemy metodikiprepodavaniya biologii [Problems in the methodology of teaching biology]. Moscow: Pedagogika.
12. Gittis, I. V. (1945) Metodika nachal 'nogo obucheniya istorii: uchebnik dlya ped. uchilishch [The technique of initial teaching of history: a textbook for pedagogical schools]. Moscow: Uchpedgiz.
13. Vagin, A.A. (1968) Metodika prepodavaniya istorii [Methods ofteaching history]. Moscow: Prosveshchenie.
14. Kartsov, V.G. (1956) Metodika prepodavaniya istorii v nachal 'noy shkole: uchebnik dlya ped. uchilishch [Methods of teaching history in primary school: a textbook for pedagogical schools]. Moscow: Uchpedgiz.
15. Chutko, N.Ya. (2003) O prepodavanii istorii v nachal'noy shkole. Sistema L.V. Zankova [About teaching history in primary school. The system of L.V. Zankov]. Nachal'naya shkola. 11. pp. 73-76.
16. Statdata.ru. (2016) Naselenie Kemerovskoy oblasti na 2016 god [Population of Kemerovo Oblast for 2016]. [Online] Available from: http://www.statdata.ru/naselenie/kemerovskoj-oblasti. (Accessed: 20.06.2017).
17. Razinkin, A.V. (1999) Nekotorye problemy shkol'nogo kraevedeniya v Kuzbasse: istoricheskoe kraevedenie v Kuzbasse [Some Problems of School Local Studies in Kuzbass: Historical Local Studies in Kuzbass]. Kemerovo: OblIUU.
18. Katsyuba, D.V. & Nikolaev, R.V. (2004) Etnografiya narodov Sibiri [Ethnography of the peoples of Siberia]. Kemerovo: OblIUU.
19. Shabalin, V.M. (1994) Tayny imen Zemli Kuznetskoy: kratkiy toponimicheskiy slovar' Kemerovskoy oblasti [Secrets of the Kuznetsk land: a short toponymic dictionary of Kemerovo Oblast]. Kemerovo: Obl IUU.
20. Solov'ev, L.I. (2007) Zhivi, Kuznetskaya zemlya [Live, Kuznetsk land]. Kemerovo: Kemerovskiy poligraficheskiy kombinat.
21. Kropocheva, T.B. (2006) Rodnoy kray: ucheb. posobie dlya uchashchikhsya nachal'nykh klassov [Native Land: Textbook for primary school students]. Novokuznetsk: KuzGPA.
22. Gnatishin, V.N. et al. (eds) (2009) Kemerovskaya oblast': atlas dlya shkol'nikov [Kemerovo Oblast: atlas for schoolchildren]. Novosibirsk: Pros-veshchenie-region.
23. Vinogradova, N.F. (2014) Okruzhayushchiy mir: 1-y klass: uchebnik dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy: v 2 ch. [World around: 1st grade: textbook for pupils of general educational institutions: in 2 parts]. Moscow: Ventana-Graf.
24. Zhukova, S.A. (2013) Sredstva obucheniya istorii v nachal'noy shkole [Means of teaching history in primary school]. Nachal'naya shkola. 4. pp. 35-40.
Received: 26 January 2018