Научная статья на тему 'Роль литературного краеведения в сохранении национальной идентичности: опыт севастопольских учителей-словесников'

Роль литературного краеведения в сохранении национальной идентичности: опыт севастопольских учителей-словесников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ-ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LITERARY-HISTORICAL LOCAL LORE / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / REGIONAL COMPONENT OF SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адонина Лариса Валерьевна

В статье описывается опыт севастопольских учителей по использованию литературного краеведения в формировании исторического сознания и сохранении национальной идентичности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адонина Лариса Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LITERARY LOCAL LORE IN PRESERVING THE NATIONAL IDENTITY: THE EXPERIENCE OF SEVASTOPOL TEACHERS

The article describes the experience of Sevastopol teachers in using literary local lore in the formation of historical consciousness and preserving the national identity of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Роль литературного краеведения в сохранении национальной идентичности: опыт севастопольских учителей-словесников»

УДК 811.111

Адонина Лариса Валерьевна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык и русская литература», Гуманитарно-педагогический институт, ФГОУ ВО «Севастопольский государственный университет»;

Российская Федерация, Севастополь, e-mail: [email protected]

РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОПЫТ СЕВАСТОПОЛЬСКИХ

УЧИТЕЛЕЙ-СЛОВЕСНИКОВ

В статье описывается опыт севастопольских учителей по использованию литературного краеведения в формировании исторического сознания и сохранении национальной идентичности школьников.

Ключевые слова: литературное-историческое краеведение, гражданско-патриотическое воспитание, региональный компонент школьного образования.

Larisa V. Adonina

PhD of Philology, Associate Professor, Humanities and Pedagogical Institute, Sevastopol National University; Russian Federation, Sevastopol

THE ROLE OF LITERARY LOCAL LORE IN PRESERVING THE NATIONAL IDENTITY: THE EXPERIENCE OF SEVASTOPOL TEACHERS

Abstract. The article describes the experience of Sevastopol teachers in using literary local lore in the formation of historical consciousness and preserving the national identity of schoolchildren.

Keywords: literary-historical local lore, civil-patriotic education, regional component of school education.

Для цитирования:

Адонина Л. В. Роль литературного краеведения в сохранении национальной идентичности: опыт севастопольских учителей-словесников // Гуманитарная парадигма. 2018. № 1 (4). С. 34—39-

Изучение истории и культуры родного края играет особую роль в патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения, формировании его исторического сознания и исторической памяти,

способствует сохранению русского языка и более осмысленному постижению русской литературы — в целом, национальной самоидентификации. Поэтому краеведение, в частности, литературное краеведение давно стало неотъемлемой частью регионального компонента школьного образования. В г. Севастополе постсоветского периода краеведческие дисциплины сохраняли свою значимость в курсе школьного краеведения, в Севастополе периода независимой Украины давние традиции школьного краеведения получили новый виток развития как элемент литературного образования.

Применение регионального подхода в системе образования, актуальность включения местного краеведческого материала в процесс обучения нашло отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого Я. А. Коменского, А. Дистервега, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо; в России особая воспитательная роль литературы и культуры родного края отмечалась в работах Н. И. Новикова, В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, К. Д. Ушинского, В. И. Водовозова, Л. Н. Толстого, В. П. Острогорского, В. Я. Стоюнина, Я. А. Ротковича, В. Г. Маранцмана и многих других учёных, педагогов, философов, писателей, общественных деятелей. На Украине краеведческий компонент в рамках научного интереса активно освещался представителями филологической школы Крыма — И. М. Богоявленской, Г. А. Зябревой, В. П. Казариным, Н. А. Кобзевым, Е. И. Нечепоруком, М. А. Новиковой, Л. А. Ореховой и др., а также в России [1; 6] и Крыму после воссоединения [2; 7], и в не меньшей степени в трудах исследователей-методистов И. Н. Волынец, Е. А. Исаевой, Ж. В. Клименко, Ю. И. Ковбасенко, Л. Ф. Мирошниченко, Г. А. Островской, Л. Н. Удовиченко, В. Е. Храбровой и других известных специалистов в области методики преподавания зарубежной литературы в школах Украины. С целью описать опыт историко-литературной работы севастопольских учителей-словесников, методистов, преподавателей вузов по сохранению национальной идентичности, языка, культуры, истории, традиций в условиях украинизации образования и предпринято данное исследование.

После распада Советского Союза и обретения независимости Украина в начале 90-х годов ХХ столетия вступила в стадию создания собственного образовательного пространства. Это был период пересмотра устоявшихся представлений, трансформации методологических основ, поиск новых концепций. В школьную программу были введены новые для севастопольских школьников учебные предметы «Украинский язык», «Украинская литература», «История Украины», не изучавшиеся ими ранее, поскольку г. Севастополь до 1991 года не входил в состав Украинской ССР. В системе образования Украины пересмотру подверглось также место русской литературы и русской культуры. Предмет «Русская литература», занимавший ранее доминирующее положение в украинской школе, был исключен из

программ общеобразовательных учреждений. В школах Украины наряду с родной литературой начала изучаться литература мировая. В городе Севастополе, как и в других русскоязычных регионах, был введён интегрированный курс «Литература» (русская и мировая), являвшийся вариантом курса «Мировая литература» для школ с русским языком обучения.

Образовательная система Украины была ориентирована на украинизацию образования, в таких условиях перед севастопольскими учителями-словесниками встала непростая задача гармоничного развития и воспитания гражданина Украины, настоящего патриота не только своей новой страны, но и своей малой родины — Севастополя, города русской славы.

Регионализация образовательных систем - общая тенденция постсоветского периода развития стран бывшего Советского Союза и обязательная составляющая образовательной системы полицентричной Украины. Вариативность программ, возможность реализации в рамках литературного курса регионального краеведческого компонента — пример неконфронтационного бикультурного образования в регионах с государственным неродным языком, позволяющего сохранить и поддержать языковую и культурную идентичность жителей региона при достаточно позитивном восприятии и продуктивном усвоении украинского языка и украинской культуры. Благодаря региональному и школьному компонентам образования литературно-историческое краеведение стало неотъемлемой частью гуманитарного образования г. Севастополя. Новый школьный предмет, уникален по своей сути, поскольку произведения, которые в Украине входят в школьную программу (особенно старших классов), во всем мире изучаются студентами филологических специальностей в высших учебных заведениях, давал неограниченные возможности для творчества педагогов, позволяя изучать «мировой литературный процесс в тесной взаимосвязи с историей и культурой родного края» [4, с. 5].

Расцвету школьного краеведения в г. Севастополе способствовал и целый ряд факторов: воспитательные возможности нового литературного курса, уникальная система научно-методического сопровождения педагогов, хорошая профессиональная подготовка и патриотизм севастопольских учителей-словесников, поддержка городских властей, общественных организаций и меценатов и, конечно же, богатая история города. «Город-легенда, где в каждом клочке земли, каждом камне живет история» [ 3, с. 40] является не только участником и свидетелем великих исторических событий. Город, «достойный поклонения», стал своеобразной литературной Меккой: В. В. Капнист, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Л. Н. Толстой, М. Л. Кропивницкий, К. М. Станюкович, Леся Украинка, А. П. Чехов, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, А. М. Горький, А. С. Грин,

С. Н. Сергеев-Ценский, И. Я. Сельвинский, Б. А. Лавренев, В. В. Маяковский, В. С. Кучер, О. Т. Гончар, П. Г. Тычина, В. Н. Сосюра, О. Вишня, А. В. Головко и многие другие — далеко не полный список русских и украинских писателей, в разные годы побывавших в Севастополе [5].

Богатейший литературно-краеведческий материал тщательно и кропотливо собирался, обрабатывался и активно использовался севастопольскими учителями-словесниками не только на уроках интегрированного курса «Литература» (русская и мировая) и уроках внеклассного чтения, «способствуя воспитанию у учащихся высоких национальных, морально-этических качеств, чувства гордости за страну, приобщению к духовным богатствам родного края, формированию познавательной активности, самостоятельности, умения творчески решать учебные и практические задачи» [4, с. 5], а также во внеурочных занятиях — факультативах, кружках, спецкурсах, а также интеллектуально-творческих мероприятиях — конкурсах, турнирах, играх, литературно-музыкальных композициях.

В деле воспитания гармоничной поликультурной толерантной личности, одинаково уважающей историю и культуру Украины, родного города и края, владеющей в равной степени как родным, так и государственным языком севастопольские учителя делали практически невозможное. Однако постепенная интеграция русского Севастополя в украинскую образовательную систему неизбежно приводила к постепенной ассимиляции молодого поколения в титульную национальную культуру. Проблема сохранения этнокультурного образовательного пространства, национальной самоидентификации, культурно-исторического наследия, поддержка развития и функционирования русского языка в условиях тотальной украинизации стала насущной необходимостью не только для учителей, но и методистов, преподавателей, ученых города и региона уже в начале двухтысячных годов. Тщательная кропотливая работа по сохранению русского языка, русской литературы, русской культуры велась при их непосредственном участии. Оказание своевременной методической помощи учителям-словесникам города, их научно-методическое сопровождение все эти годы осуществлялось усилиями научно-методического центра методики преподавания языков и литературы Института последипломного образования и кафедры русского языка и зарубежной литературы Севастопольского городского гуманитарного университета (СГГУ). В 2003 году в учебных заведениях города вводятся литературно-исторический краеведческий курс для учащихся средней школы «Севастополь в судьбах поэтов и прозаиков XIX-XX веков» и уникальнейший курс «Севастополеведение» (автор -Е. Б. Алтабаева).

Благодаря поддержке городских властей и активному участию учителей-словесников в рамках реализации «Программы развития регионального русского языка, русской культуры в Севастополе на 2007-2011 гг.» в сборниках «Литературно-историческое краеведение» (2007), «Некоторые формы внеклассной работы по литературно-историческому краеведению в школе» (2008), «Литературно-историческое краеведение в школе» (2010), «Материалы к урокам литературно-исторического краеведения» (2012) творческая группа учителей русского языка и мировой литературы публикует учебно-методические материалы, научно и методически обеспечивающие курс литературно-исторического краеведения в общеобразовательной школе. Именно в Севастополе возрождаются Конкурс «Учитель года» в номинации «Русский язык и литература» и Всеукраинская олимпиада по русскому языку и литературе. В рамках программы проходят Международная научно -практическая конференция «Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения» и «Летняя филологическая научная школа», печатаются научно -методические пособия для учителей, организуются встречи с известными украинскими методистами, дающие удивительную возможность овладевать новыми технологиями, получать передовые и оригинальные авторские методики «из первых рук», осваивать учебные материалы на практике в формате интерактивного взаимодействия с авторами учебных программ, школьных учебников, позволяющие принимать непосредственное участие в Круглых столах по обсуждению Концепции литературного образования, Государственных стандартов, новых программ по литературе, новых учебников.

Помощь учителям-словесникам оказывали и продолжают оказывать Россотрудничество и Всеукраинская общественная организация «Русская школа» (руководитель - А. Н. Кондряков). Совместно с Севастопольским городским гуманитарным университетом ими на протяжении многих лет проводились Всеукраинский форум студентов и молодых учителей русского и украинского языков «Слово — это дело великое», Международные научно -практические конференции «Осень в Балаклаве» и «Язык и личность в поликультурном пространстве».

Таким образом, обобщая, отметим, что социально взвешенный подход к гуманитарному образованию в русскоязычных регионах со стороны государства, уникальность историко-литературного прошлого города, сложившаяся в СГГУ (ныне преобразованного в Гуманитарно-педагогический институт) система подготовки, переподготовки и повышения квалификации севастопольских учителей-словесников, региональные программы, помощь общественных организаций способствовали реализации регионального краеведческого компонента интегрированного курса «Литература» (русская и зарубежная), сохранению национальной самоидентификации, культурно-

исторического наследия, русского языка и русской литературы в г. Севастополе.

Литература

1. Виролайнен М. Н. Северо-Юг России // Крымский текст в русской культуре: Материалы междунар. науч. конф. (4—6 сентября 2006 г., Санкт-Петербург.) / Под ред. Н. Букс, М. Виролайнен. СПб., 2008. С. 235-248.

2. Икитян Л. Н. Ароматы и мозоли «крымской весны» Леонида Андреева // Перекоп — ворота в Крым: материалы II Международ. науч.-практич. конф. (25-26 ноября 2015 г., Армянск). Армянск, 2015. С. 17-21.

3. Кухникова Т. К. Историческое краеведение на лекциях и семинарах по истории Украины: методический аспект // Вюник СевНТУ. Вип. 104: Педагогжа. Севастополь : Вид-во СевНТУ, 2010. С. 40-44

4. Литературно-историческое краеведение (из опыта работы учителей-словесников г. Севастополя): методическое пособие / Под общ. ред. Е. Алтабаевой, О. Масловой. Севастополь : Рибэст, 2007. 156 с.

5. Литературный Крым [Электронный ресурс]. URL: http://lyrica.crimea.edu/index.html

6. Люсый А. П. Крымский текст в русской литературе. СПб. : Алетейя, 2003. 314 с. (Серия «Крымский текст»).

7. Хоменко Е. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся посредством текстов краеведческого характера на уроках русского языка // Перекоп — ворота в Крым: материалы II Международ. науч.-практич. конф. (25-26 ноября 2015 г., Армянск). Армянск, 2015. С. 130-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.