Научная статья на тему 'Формирование у будущих учителей начальных классов компетентности к эколого-краеведческому образованию обучающихся'

Формирование у будущих учителей начальных классов компетентности к эколого-краеведческому образованию обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК / ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ECOLOGICAL AND LOCAL HISTORY EDUCATION STUDENTS / STUDENTS'' COMPETENCE TO ECOLOGICAL AND LOCAL EDUCATION OF STUDENTS / STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE / DIAGNOSTICS OF LEVEL OF ECOLOGICAL AND LOCAL HISTORY EDUCATION STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косаренкова Маргарита Михайловна

В статье раскрываются цели, содержание и средства формирования у студентов компетентности к проведению эколого-краеведческой работы с обучающимися средствами научного кружка. Представлены этапы работы студенческого научного кружка по освоению и разработке учебно-методических материалов по краеведению и экологии для учащихся начальных классов общеобразовательных школ Вологодской области. Проанализированы результаты диагностики уровня эколого-краеведческого образования младших школьников и выделены критерии сформированности уровня компетентности студентов к эколого-краеведческому образованию обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косаренкова Маргарита Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETENCE TO TEACHING ECOLOGY AND LOCAL HISTORY IN FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The article describes the objectives, content and means of formation of students' competence to conduct ecological and local history work with the students of scientific circle. The stages of the work of student scientific circle to develop teaching and learning aids on local history and ecology for students of the Vologda region primary schools are provided. The results of diagnostics of level of ecological and local history education of younger pupils are analyzed and the criteria of formation of students' level of competency to ecological and local lore education students are defined.

Текст научной работы на тему «Формирование у будущих учителей начальных классов компетентности к эколого-краеведческому образованию обучающихся»

DOI 10.23859/1994-0637-2017-3-78-18 УДК 37.018.2

Косаренкова Маргарита Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: m.kosarenkova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ К ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье раскрываются цели, содержание и средства формирования у студентов компетентности к проведению эколо-го-краеведческой работы с обучающимися средствами научного кружка. Представлены этапы работы студенческого научного кружка по освоению и разработке учебно-методических материалов по краеведению и экологии для учащихся начальных классов общеобразовательных школ Вологодской области. Проанализированы результаты диагностики уровня эколого-краеведческого образования младших школьников и выделены критерии сформированности уровня компетентности студентов к эколого-краеведческому образованию обучающихся.

Ключевые слова: эколого-краеведческое образование обучающихся, компетентность студентов к эколого-краеведческому образованию обучающихся, студенческий научный кружок, диагностика уровня эколого-краеведческого образования обучающихся

© Косаренкова М.М., 2017

Kosarenkova Margarita Mihailovna

PhD, associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) Е-mail: m.kosarenkova@mail.ru

FORMATION OF COMPETENCE TO TEACHING ECOLOGY AND LOCAL HISTORY IN FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Abstract. The article describes the objectives, content and means of formation of students' competence to conduct ecological and local history work with the students of scientific circle. The stages of the work of student scientific circle to develop teaching and learning aids on local history and ecology for students of the Vologda region primary schools are provided. The results of diagnostics of level of ecological and local history education of younger pupils are analyzed and the criteria of formation of students' level of competency to ecological and local lore education students are defined.

Keywords: ecological and local history education students, students' competence to ecological and local education of students, student scientific circle, diagnostics of level of ecological and local history education students

Введение

Обострение экологических проблем постоянно вызывает необходимость обращения общества к вопросам взаимодействия человека с природой. Причину экологических катастроф большинство ученых видят в нашей культуре, в общественной системе ценностей (В.И. Данилов-Данильян, Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, В.В. Манта-тов, Н.Н. Моисеев и др.). Решение экологических проблем видится в специальной системе экологического образования, начиная с дошкольного возраста и включая взрослых (С.В. Алексеев, И.Т. Гайсин, Н.С. Дежникова, А.Н. Захлебный, Б.Т. Лихачев, С.Н. Николаева, Т.А. Соловьева и др.). Как отмечают ученые, важно начинать экологическое образование с изучения родного края, определения экологического состояния природных и природно-антропогенных объектов, оценки воздействия че-

ловека на природу своей местности и предвидения неблагоприятных последствий такого воздействия (Л.И. Бурова, Л.А. Коробейникова, М.М. Косаренкова, Е.Ю. Ногтева, Г. А. Сухова, Е.В. Яковлева и др.).

В Концепции непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года проанализировано состояние экологического образования в регионе и намечены проблемы и перспективы его совершенствования [2]. Ежегодно во многих школах Вологодской области проводится мониторинг экологической культуры детей и подростков [3], [4]. На базе школ г. Череповца реализуется концепция воспитания экологической культуры учащихся, учителей и родителей «Школа - центр воспитания экологической культуры», реализуется комплексный инновационный проект «Наш общий дом» [1].

Во ФГОС НОО особое внимание уделяется процессу формирования ценностных отношений младших школьников к России, своему народу, своему краю, природе своего края и т.д. Данный процесс рекомендуется осуществлять через изучение основных и вариативных учебных дисциплин, просмотр кинофильмов, экскурсий по историческим и памятным местам, через организацию сюжетно-ролевых игр краеведческого и экологического содержания, экологическую практику. Для этого 20 % основной образовательной программы отводится на часть, формируемую участниками образовательного процесса.

В соответствии с ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование») у студентов-бакалавров должны быть сформированы такие компетенции, как: готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) и т.д.

У студентов-магистров, обучающихся по профилю «Управление качеством начального образования», формируются следующие компетенции: способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления деятельности в различных сферах (ОК-4); готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2); способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1); готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10) и др.

Формирование у будущих учителей начальных классов данных компетенций, в содержание которых включаются и способности ведения эколого-краеведческого образования младших школьников, осуществляется через ряд методических дисциплин, изучаемых на ступени бакалавриата: «Методика изучения курса «Окружающий мир» в начальных классах», «Методика начального литературного образования», «Методика музыкального образования младших школьников», «Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе», «Методика изучения курса «Истоки» в начальных классах» и др. На ступени магистратуры студенты осваивают дисциплины: «Проектирование основной образовательной программы начального общего образования», «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников», «Контроль и оценка качества результатов в начальном образовании», «Управление качеством естественнонаучного и общество-

ведческого образования в начальной школе» и др. К сожалению, в настоящее время в учебных планах вуза отсутствуют такие дисциплины, как «Краеведение» и «Экология».

Таким образом, экологическая ситуация в мире, а также требования Федеральных государственных стандартов начального общего образования и высшего образования в РФ актуализируют необходимость организации эколого-краеведческого образования обучающихся и подготовки будущих учителей начальных классов в этом направлении. Данная проблема решается нами через организацию студенческого научного кружка.

Основная часть

Согласно федеральным и региональным требованиям к результатам освоения основной образовательной программы у учащихся начальных классов необходимо сформировать гордость за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира, любовь к малой родине и родной природе. Данные ценностные ориентиры являются основополагающими для определения содержания эколого-краеведческого образования младших школьников, под которым мы понимаем формирование знаний (о природе, истории, хозяйстве, населении, культуре и быте родного края), умений, ценностных ориентаций, опыта творческой деятельности и поведения обучающихся, соответствующих эколого-культурному уровню нашего региона, области, города.

С 2015-2016 учебного года на кафедре начального образования, общей и социальной педагогики (Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета) ведется работа студенческого научного кружка «Проектирование эколого-краеведческого образования обучающихся» под руководством автора статьи.

Цель работы студенческого научного кружка - формирование у студентов компетентности к эколого-краеведческому образованию обучающихся.

Задачи работы научного кружка:

1) формирование гносеологического критерия компетентности, который включает следующие знания:

- Концепции непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года;

- теоретических основ эколого-краеведческого образования обучающихся;

- содержания учебного материала эколого-краеведческой направленности для учащихся общеобразовательных школ Вологодской области;

- методики реализации регионального и этнокультурного компонента предметной области «Окружающий мир» в начальных классах общеобразовательных организаций Вологодской области;

2) формирование технологического критерия компетентности, включающей умения:

- реализовывать образовательные программы по учебным предметам «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка» и «Изобразительное искусство» в соответствии с требованиями образовательных стандартов и дополнять содержание этих дисциплин региональным и этнокультурным материалом;

- использовать современные методики и технологии организации эколого-краеведческого образования обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

- проводить исследовательскую работу по изучению природы, истории, экономики и традиций своего края и организовывать деятельность обучающихся в этом направлении;

- проектировать содержание уроков, внеурочных занятий и учебных материалов для младших школьников, используя имеющиеся учебники и рабочие тетради, а также создавать ресурсно-информационные базы по краеведению и экологии совместно с обучающимися;

- разрабатывать и реализовывать программу внеурочной деятельности по эко-лого-краеведческому образованию обучающихся;

- применять современные методики диагностики и оценивания качества эколо-го-краеведческого образования обучающихся;

3) формирование рефлексивного критерия компетентности, заключающейся в:

- умении анализировать уровень эколого-краеведческого образования обучающихся;

- способности осознавать и планировать эффективные способы повышения эколого-краеведческого образования младших школьников;

- самооценке сформированности компетентности к проведению эколого-краеведческой работы с обучающимися.

Гносеологический, технологический и рефлексивный критерии являются основными для выявления сформированности у студентов компетентности к эколого-краеведческому образованию младших школьников.

Формирование данной компетентности с участниками научного студенческого кружка осуществлялось нами поэтапно.

1 этап. Анализ документов, теоретических основ, учебно-методических материалов и содержания педагогической практики общеобразовательных школ Вологодской области по эколого-краеведческому образованию обучающихся.

Вологодская область - регион с сохраненным культурным наследием и зарождающимися новыми традициями. С 2014 года в Вологодской области внедряется бренд «Вологодская область - душа Русского Севера», с 1999 года реализуется проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза». В 2014 году Департаментом образования Вологодской области, АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» представлены методические материалы и рекомендации по интеграции бренда «Вологодская область - душа Русского Севера» в систему образования Вологодской области (М. А. Углицкая и др.). Данные материалы предлагаются для внедрения в такие курсы и учебные предметы, как: «Истоки», «История Вологодского края», «Литература Вологодского края», «География Вологодской области», «Экология Вологодской области», изучаемые в общеобразовательных школах области. Е.С. Ульяновой разработаны рекомендации для курса «Истоки», которые в настоящее время реализуются во внеурочной деятельности.

В регионе накоплен большой опыт работы по экологическому образованию обучающихся (Л.И. Бурова, Л.А. Коробейникова, М.М. Косаренкова, Е.Ю. Ногтева, Г.А. Сухова, Е.В. Яковлева и др.). В общеобразовательных организациях Вологодской области активно используются учебник «Родной край» и тетради «Юный эколог» для младших школьников, разработанных под руководством Л.И. Буровой. Для учителей начальных классов подготовлено методическое пособие Л.И. Буровой и З.А. Кокаревой по реализации регионального и этнокультурного компонента предметной области «Окружающий мир» в общеобразовательных организациях Вологодской области. В нем рассматриваются особенности образовательной деятельности в начальной школе на основе программ «Родной край - Вологодская область» и «Экологическая практика».

2 этап. Сбор материала и разработка студентами рабочей тетради по краеведению для младших школьников «Районы Вологодской области».

В рабочей тетради представлены символика, топонимика, история, природа, хозяйство, культура и искусство 26 районов Вологодской области. (Каждому району посвящен один разворот рабочей тетради). В тетради предложены дифференцированные задания для младших школьников, которые позволяют закрепить и углубить полученные знания по эколого-краеведческому содержанию. К данному материалу прилагаются конспекты занятий и презентации, которые помогут студентам и учителям эффективнее проводить эколого-краеведческую работу в начальных классах.

Кроме того, в настоящее время разрабатывается учебник-тетрадь по краеведению для учащихся 1-4 классов «Родной край - Вологодская область», который включает следующие разделы:

1 класс. Мы живем в Вологодской области. Растения Вологодской области. Лекарственные растения. Великий Устюг - Родина Деда Мороза. Виртуальное путешествие по родному краю и сохранение его природы и др.

2 класс. Вода в природе. Водоемы области. Животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Вологодская область - частица России, душа Русского Севера. Охрана природы края и др.

3 класс. Географическое положение Вологодской области. Формы поверхности Вологодской области. Полезные ископаемые края. Заповедные места Вологодской области. Дарвинский заповедник и др.

4 класс. Наш край на глобусе, карте полушарий и карте России. Водоемы края. Крупные реки и озера края. Проект «Красная книга Вологодской области». Особенности заселения территории Вологодской области. Памятники природы, истории и культуры Вологодской области. Старинные и молодые города нашего края. Экскурсия на предприятие родного города, поселения и др.

Задания для учащихся носят как алгоритмический, так и учебно-исследовательский, творческий характер. В дальнейшем эти материалы планируется взять за основу электронного учебника по краеведению для младших школьников. На наш взгляд, эти материалы позволят повысить уровень эколого-краеведческого образования учащихся начальных классов и уровень подготовки студентов педагогических направлений по реализации регионального и этнокультурного компонента содержания образования.

3 этап. Разработка и апробация студентами методик диагностики уровня эколого-краеведческого образования учащихся с 1-го по 4-й класс.

Диагностика уровня эколого-краеведческого образования младших школьников осуществлялась по трем критериям: информационно-познавательному, эмоционально-ценностному и действенно-практическому. Диагностика проводилась членами кружка (бакалаврами и магистрами) в 1-х классах МБОУ НОШ № 41 и 43 и в 3-х классах МБОУ СОШ № 2 и 33 (132 ученика). Исследование показало, что более высокие результаты, как в 1-х, так и в 3-х классах получены по эмоционально-ценностному критерию (38-40 % учащихся с высоким уровнем). Второе место занимает информационно-познавательный критерий (20-25 % учащихся) и менее 20 % учащихся с высоким уровней действенно-практического компонента эколого-краеведческого образования.

После одного учебного года работы студентов и учителей по проблемам эколого-краеведческого образования обучающихся, когда частично апробировалась учебная тетрадь «Районы Вологодской области», была проведена повторная диагностика, которая включала методы анкетирования и педагогического наблюдения. Обобщив результаты по трем 1-м классам и двум 3-м классам, мы получили следующие дан-

ные: учащихся с высоким уровнем в 1-х классах - 27 %, в 3-х классах - 34 %; со средним уровнем - 57 и 60 % соответственно, с низким - 16 и 6 % соответственно, что свидетельствует о некоторой положительной динамике уровня эколого-краеведческого образования младших школьников.

Для качественного анализа результатов в сентябре 2016 г. нами был проведен конкурс сочинений для учащихся 1-11-х классов на тему «Тихая моя родина...», в котором приняли участие 67 учащихся, из которых 44 школьника начальных классов. Анализ сочинений показал, что для большинства младших школьников родина - это семья и родной город, для учащихся средних и старших классов родина, в основном, ассоциируется с любимым местом Вологодской области, где они проводят летние каникулы. Приведем примеры сочинений учащихся начальных классов. «У каждого человека есть своя малая Родина. Для меня Родина - это дом, в котором я родился, мои родители, мои друзья, моя школа, мой город» (Роман Е.). «Родина начинается для меня с моего дома. Мой дом - это моя семья, мои самые близкие люди, которые меня любят, берегут, защищают. Именно здесь, рядом с родными людьми, мне тепло, уютно и спокойно» (Вероника К.). «Когда я слышу слово «родина», я вспоминаю бабушку и деревню, где она живет» (Артем В.). «Я родилась и живу в Череповце. Мой город красивый. По нему интересно гулять. В Череповце есть парки, в которых я люблю играть с мамой и папой, кататься на роликах, кормить голубей. Еще в моем городе есть «Музей природы», из которого очень долго не хочется уходить. Рассматриваю каждое животное и удивляюсь, как их много, какие они необычные и все разные» (Виктория Б.). «Я считаю, что Родина начинается с города, где я родился и живу. Череповец - это и есть моя Родина!» (Семен Б.).

Для всех сочинений, как учащихся младших, так и средних и старших классов, характерно ощущение родины как теплого и радостного места, где тебе спокойно, где тебя любят и ждут. Федор З. в своем сочинении приводит слова К. Паустовского, которому удалось выразить эту мысль очень точно. «Родина - это все. Это - ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, ее лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от ее легкого неба, ее ветров, ее людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим ее городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это - ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим».

Выводы

На протяжении двух лет мы диагностируем студентов, входящих в состав научного кружка. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года по гносеологическому, технологическому и рефлексивному критериям компетентности к эколо-го-краеведческому образованию обучающихся. В качестве основных методов мы используем анализ исследовательских, творческих работ студентов и экспертную оценку администрацией школ результатов педагогической практики в школе. Анализ показал, что если в начале учебного года 20 % студентов показывают высокий уровень компетентности к осуществлению эколого-краеведческого образования обучающихся и 80 % средний, то к концу года количество студентов с высоким уровнем составляет 60 и 40 % со средним.

Таким образом, работа в научном кружке позволяет повысить уровень подготовки студентов педагогического направления по реализации эколого-краеведческого образования обучающихся.

Анализируя работу студенческого научного кружка, мы считаем, что на повышение уровня компетентности студентов повлияли следующие педагогические условия:

1) интеграция содержания естественнонаучных, гуманитарных и методических дисциплин при усвоении студентами краеведческих знаний и особенностей изучения родного края в начальных классах общеобразовательной школы;

2) включение студентов в проектирование содержания учебных дисциплин и разработку учебно-методических материалов для начальной школы;

3) совместная работа бакалавров и магистров, входящих в состав студенческого научного кружка, по разработке и апробации методик диагностики уровня эколого-краеведческого образования младших школьников.

Дальнейшая работа научного кружка, возможно, позволит выделить и другие педагогические условия, а также определить методику оценки сформированности компетентности студентов к эколого-краеведческому образованию учащихся начальной школы.

Литература

1. Бурова Л.И., Яковлева Е.В. Школа - центр воспитания экологической культуры в условиях промышленного города. Череповец, 2007. 176 с.

2. Концепция непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года. Вологда, 2011. 20 с.

3. Мониторинг экологической культуры детей и подростков в образовательных учреждениях. Череповец, 2003. 174 с.

4. Ногтева Е.Ю. Мониторинг экологической культуры учащихся начальной школы: Методические рекомендации. Череповец, 2013. 32 с.

References

1. Burova L.I., Yakovleva E.V. Shkola - tsentr vospitaniia ekologicheskoi kul'tury v usloviiakh promyshlennogo goroda [School-education Centre of ecological culture of an industrial city]. Cherepovets, 2007. 176 p.

2. Kontseptsiia nepreryvnogo ekologicheskogo obrazovaniia, vospitaniia i prosveshcheniia na-seleniia Vologodskoi oblasti v interesakh ustoichivogo razvitiia regiona do 2020 goda [The concept of continuous environmental education, upbringing and education of the population of the Vologda region for sustainable development in the region until 2020]. Vologda, 2011. 20 p.

3. Monitoring ekologicheskoi kul'tury detei i podrostkov v obrazovatel'nykh uchrezhdeniiakh [Monitoring of ecological culture of children and adolescents in educational establishments]. Cherepovets, 2003. 174 p.

4. Nogteva E.J. Monitoring ekologicheskoi kul'tury uchashchikhsia nachal'noi shkoly: Metodi-cheskie rekomendatsii [Monitoring of ecological culture of elementary school students: Method. Recommendations]. Cherepovets, 2013. 32 p.

Косаренкова М.М. Формирование у будущих учителей начальных классов компетентности к эколого-краеведческому образованию обучающихся // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №3(78). С. 130-136.

For citation: Kosarenkova M.M. Formation of competence to teaching ecology and local history in future primary school teachers. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 3 (78), pp. 130-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.