Научная статья на тему 'Экологическое образование молодежи средствами туристско-краеведческой деятельности'

Экологическое образование молодежи средствами туристско-краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / СУБЪЕКТЫ ТУРИСТСКОГО РЫНКА / NVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL CULTURE / ENVIRONMENTAL LITERACY / TOURISM AND LOCAL HISTORY / MEANS OF TOURISM AND LOCAL HISTORY / HARMONIZATION OF PERSONALITY / YOUTH / ENVIRONMENTAL TOURISM / THE SUBJECTS OF THE TOURIST MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гомилевская Галина Александровна, Ден Валерия Гихоевна

В статье исследованы теоретические основы использования современных методов туристско-краеведческой деятельности в экологическом просвещении и образовании молодежи, направленных на формирование экологоцентричного самосознания. Цель статьи на основе исторического анализа формирования системы экологического образования и оценки современного уровня экологической грамотности молодежи предложить механизм совершенствования и комплексный подход, направленный на повышение экологического образования средствами туристско-краеведческой деятельности. В теоретическом аспекте авторами уточнена классификация компонентов системы туристско-краеведческой деятельности, формирующей экологическое самосознание молодежи и предложено авторское определение экологического образования средствами туристско-краеведческой деятельности. В ходе исследования проведен мониторинг уровня экологической грамотности молодежи в Приморском крае, что позволило выявить факторы влияния, в том числе необходимость тесного взаимодействия различных субъектов, участвующих в образовательном процессе. Авторами предложен системный подход к развитию экологического образования молодежи на региональном уровне на примере Приморского края с использованием средств туристско-краеведческой деятельности на основе цикловой модели «вуз-школа-турбизнес». Комплексный практико-ориентированный подход позволит привлечь научные и профессиональные ресурсы к повышению туристской и экологической активности школьников, обеспечит выстраивание непрерывной системы экологического образования и просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гомилевская Галина Александровна, Ден Валерия Гихоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF YOUTH BY MEANS OF TOURIST AND LOCAL HISTORY ACTIVITIES

The article investigates the theoretical basis of the use of modern methods of tourism and local history in environmental education and education of young people, aimed at the formation of ecological consciousness. The purpose of the article on the basis of historical analysis of the formation of the system of environmental education and assessment of the current level of environmental literacy of young people to offer a mechanism of improvement and an integrated approach aimed at improving environmental education by means of tourism and local history. In the theoretical aspect, the authors specify the classification of the components of the system of tourism and local lore activities that form the ecological consciousness of young people and propose the author's definition of environmental education by means of tourism and local lore activities. The study monitored the level of environmental literacy of young people in the Primorsky territory, which allowed to identify the factors of influence, including the need for close interaction of various actors involved in the educational process. The authors propose a systematic approach to the development of environmental education of young people at the regional level on the example of Primorsky Krai with the use of means of tourism and local lore activities on the basis of the cyclic model "University-school-tourist business". A comprehensive practice-oriented approach will attract scientific and professional resources to increase the tourist and environmental activity of schoolchildren, will ensure the building of a continuous system of environmental education and enlightenment.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование молодежи средствами туристско-краеведческой деятельности»

Gomilevskaya Galina Aleksandrovna, Dan Valerya Gihoevna ENVIRONMENTAL EDUCATION OF YOUTH BY MEANS ..

pedagogical sciences

УДК 37.013

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2018

Гомилевская Галина Александровна, кандидат экономических наук, директор Международного института туризма и гостеприимства Ден Валерия Гихоевна, магистрант кафедры туризма и экологии Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: denlero4ka96@mail.ru)

Аннотация. В статье исследованы теоретические основы использования современных методов туристско-кра-еведческой деятельности в экологическом просвещении и образовании молодежи, направленных на формирование экологоцентричного самосознания. Цель статьи - на основе исторического анализа формирования системы экологического образования и оценки современного уровня экологической грамотности молодежи предложить механизм совершенствования и комплексный подход, направленный на повышение экологического образования средствами туристско-краеведческой деятельности. В теоретическом аспекте авторами уточнена классификация компонентов системы туристско-краеведческой деятельности, формирующей экологическое самосознание молодежи и предложено авторское определение экологического образования средствами туристско-краеведческой деятельности. В ходе исследования проведен мониторинг уровня экологической грамотности молодежи в Приморском крае, что позволило выявить факторы влияния, в том числе необходимость тесного взаимодействия различных субъектов, участвующих в образовательном процессе. Авторами предложен системный подход к развитию экологического образования молодежи на региональном уровне на примере Приморского края с использованием средств турист-ско-краеведческой деятельности на основе цикловой модели «вуз-школа-турбизнес». Комплексный практико-ори-ентированный подход позволит привлечь научные и профессиональные ресурсы к повышению туристской и экологической активности школьников, обеспечит выстраивание непрерывной системы экологического образования и просвещения.

Ключевые слова: экологическое просвещение, экологическое образование, экологическая культура, экологическая грамотность, туристско-краеведческая деятельность, средства туристско-краеведческой деятельности, гармонизация личности, молодежь, экологический туризм, субъекты туристского рынка.

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF YOUTH BY MEANS OF TOURIST

AND LOCAL HISTORY ACTIVITIES Gomilevskaya Galina Aleksandrovna, candidate of economics sciences, director of International institute of tourism and hospitality Dan Valerya Gihoevna, undergraduate of the chair of tourism and ecology Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail denlero4ka96@mail.ru)

Abstract. The article investigates the theoretical basis of the use of modern methods of tourism and local history in environmental education and education of young people, aimed at the formation of ecological consciousness. The purpose of the article - on the basis of historical analysis of the formation of the system of environmental education and assessment of the current level of environmental literacy of young people to offer a mechanism of improvement and an integrated approach aimed at improving environmental education by means of tourism and local history. In the theoretical aspect, the authors specify the classification of the components of the system of tourism and local lore activities that form the ecological consciousness of young people and propose the author's definition of environmental education by means of tourism and local lore activities. The study monitored the level of environmental literacy of young people in the Primorsky territory, which allowed to identify the factors of influence, including the need for close interaction of various actors involved in the educational process. The authors propose a systematic approach to the development of environmental education of young people at the regional level on the example of Primorsky Krai with the use of means of tourism and local lore activities on the basis of the cyclic model "University-school-tourist business". A comprehensive practice-oriented approach will attract scientific and professional resources to increase the tourist and environmental activity of schoolchildren, will ensure the building of a continuous system of environmental education and enlightenment.

Keywords: environmental education, environmental education, environmental culture, environmental literacy, tourism and local history, means of tourism and local history, harmonization of personality, youth, environmental tourism, the subjects of the tourist market.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Современная экологическая обстановка требует пристального внимания со стороны общества в целом, а основой экологической устойчивости, помимо решения сегодня задач ресурсосберегающего характера, в качестве превентивных мер является формирование экологического мировоззрения молодежи. Современное мироустройство ориентировано на модель устойчивого развития на основе баланса между сохранением окружающей среды и интересами общества. На наш взгляд, данная модель является принципиальной основой экологического просвещения, позволяя при этом сбалансированно распределять имеющиеся ресурсы. В качестве целевой аудитории в рамках исследования выбрана молодежь в силу ее гибкого восприятия окружающего мира, а также высокой эффективности воздействия при прочих равных условиях по сравнению с взрослым контингентом. Дополнительным фактором является возможность встраивания экологического образования и просвеще-

ния в систему основного и дополнительного образования студентов и школьников.

Анализ научной разработанности проблемы показал взаимосвязь ряда характеристик, связанных с экологическим образованием и просвещением, в том числе интересами школьников и студентов, направленными на изучение естественных наук, окружающей среды, знакомства с родным краем, сопричастности к экологическим проблемам и так далее.

В последнее время наблюдается активизация личного интереса молодежи к данной деятельности при возрастающей системного подхода на основе централизованной организации процесса экологического образования и просвещения. Развиваются действующие и создаются новые особо-охраняемые природные территории, как центры экологического просвещения, растет предложение туристских продуктов на рынке экологического туризма, все большую привлекательность получает такое направление как «живые уроки», в том числе экологические экскурсии.

педагогические науки

Гомилевская Галина Александровна, Ден Валерия Гихоевна ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ ...

Еще в 2002 году в Российской Федерации принята Экологическая доктрина, определяющая основополагающие принципы конституционных положений об охране окружающей среды в условиях системного кризиса [1]. Одним из аспектов экологизации общества является экологическое образование, основными задачами которого являются не только включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса, но и формирование экологической культуры в целом. За последние 15 лет в области экологии государством предпринят ряд мер, в том числе принят Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ [2], «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденные Президентом РФ 30.04.2012 [3], в 12 регионах действуют законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры, в 60 субъектах РФ приняты постановления администраций или правительств субъектов РФ, касающиеся вопросов экологического образования [4]. В то же время наблюдается ряд проблем экологического образования, связанных с содержанием федеральных образовательных стандартов в области школьного образования (ФГОС) [5], ограничениями в новых санитарных нормах и правилах (СанПиН) в контактах дошкольников с живой природой, закрытием в дошкольных и школьных учебных заведениях специализированных демонстрационных и экспериментальных экологических площадок. Одной из альтернатив знакомства с природой, методами охраны окружающей среды является туристско-краеведческая деятельность школьников, охватывающая широкий круг вопросов экологического образования и просвещения.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам становления экологического образования посвящены труды авторов Ш.Ф. Фарахутдинова, Е.А. Звягинцева, С.И Григорьева, Е.Н. Дзятковской и др. [6-14]. Общие аспекты использования технологии экологического обучения по различным направлениям рассмотрены в работах Е.Б. Осей, К.А. Романовой, М.В. Бородько, С.В. Алексеева, Ю.П. Пивоварова, В.И. Панова и др. [15-24]. В свете исследуемых проблем большой интерес вызвали исследования А.В. Кириллова, М.А. Иконникова, А.В. Назаренко, О.В. Золотаревой, Е.Ю. Ароновой, З.Ф. Аксеновой и др. [25-27], отражающие современные подходы к организации экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как правило, в традиционной системе экологического образования основной акцент делается на формировании общих вопросов экологического мировоззрения, при этом не уделяется должное внимание практическим вопросам, демонстрирующим связь рассматриваемых теоретических аспектов с реальными ситуациями.

Авторы, развивающие и применяющие в своих работах методы активного воздействия на восприятие молодого поколения, обращаются к включению в образовательный процесс таких методов, как: занятия на природе, наблюдение, опыты и эксперименты на основе полевых и лабораторных исследований, игровые формы, визуализация текста, использование технических средств и др. Среди прочих специфическим средством активного экологического познания является туристско-краеведческая деятельность, что отражено в работах авторов П.В. Иванова, Т.А. Нечаевой, Л.Н. Постниковой, В.П. Чижовой [28-33]. Большинство авторов отмечает, что именно туризм сочетает элементы компетентност-ного развития путем наглядных и практических методов. А воспитательная функция туризма в контексте экологического образования направлена на формирование чувства любви к окружающему миру.

Несмотря на широкий массив исследований, наблюдается недостаток работ, связанных с вопросами взаи-

модействия субъектов туристского и образовательного рынков по вопросам экологического образования и просвещения.

Формирование целей статьи. Цель статьи - на основе исторического анализа формирования системы экологического образования и оценки современного уровня экологической грамотности молодежи предложить механизм совершенствования и комплексный подход, направленный на повышение экологического образования средствами туристско-краеведческой деятельности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов.

В рамках исследования были проанализированы подходы к толкованию ключевых педагогических терминов, в том числе спорных для современной науки: образование, просвещение и воспитание. Путем исторического экскурса выявлена взаимосвязь между заменой понятия «просвещение» термином «образование», которое в свою очередь подразделяется на обучение и воспитательную работу.

В ходе исследования на основе детального изучения понятия «экологическое образование средствами туристско-краеведческой деятельности» представлено авторское определение данной дефиниции как процесса освоения идей, концептов, знаний, знаковых систем, понятий, образов, которые отражают путь достижения экологического сохранения в процессе туристской социальной и исследовательской деятельности, а также обуславливает дальнейшее развитие экологического самосознания будущих поколений.

Анализ государственного регулирования в сфере формирования экологической культуры населения показал, что в нормативно-правовых актах отсутствует системный подход к развитию экологического образования. Особую неопределенность вносит отраслевая разрозненность используемых методов и приемов. Так, образовательные стандарты высшего и среднего образования содержат отдельные положения, направленные на экологическое образование молодежи. Реализуются различного рода экологические программы на федеральном и региональном уровнях, в последнее время активизировалась деятельность международных и национальных грантодателей в области экологического просвещения. При этом основная проблема заключается в отсутствии взаимосвязанной системы участия государственных и общественных структур, субъектов образования и туристского рынка. Взаимодействие этих компонентов сделает экологическое образование средствами турист-ско-краеведческой деятельности актуальным трендом.

Зарубежный опыт внедрения экологического образования в общую образовательную систему свидетельствует о принципиальном отличии от российских подходов. Прежде всего это связано с включением в экологические программы зарубежных стран методов обучения, направленных на предотвращение загрязнения природной среды, в российских программах основной акцент сделан на природоохранной деятельности [34-36]. Так, в Австрии широкое развитие получили природоохранные акции с привлечением широкого круга населения, помимо проведения эколого-образовательных программ в стране создан государственный банк данных по вопросам экологического образования. В образовательных стандартах Дании закреплена обязательность экологического образования, широко развито самообразование, обеспечивается всесторонняя доступность учебных материалов. В Ирландии напрямую реализуется Концепция устойчивого развития через формирование у молодежи компетенций по взаимодействию в области политического, экономического, социального и экологического развития территорий.

Для понимания состояния и тенденций развития экологической культуры в Приморском крае в 2017 году был проведен мониторинг среди учеников 9 и 11 классов, в результате которого выявлено преобладание в обе-

Gomilevskaya Galina Aleksandrovna, Dan Valerya Gihoevna ENVIRONMENTAL EDUCATION OF YOUTH BY MEANS ..

pedagogical sciences

их группах учащихся со средним уровнем развития экологической культуры: в 9-х классах (экспериментальная группа) 73%, в 11-х классах (контрольная группа) 78%. Исследование также выявило, что в процессе получения экологических знаний среди учащихся растет интерес к туристско-краеведческим мероприятиям (рис.1).

фраструктуры объектов туристского показа на примере Приморского края, в том числе на маршрутах:

- «Безмолвный мир пещер» - благоустройство защитных троп для посетителей пещеры, оборудование защитных ограничителей;

- «Спящая красавица» - благоустройство защитных троп для посетителей пещеры, оборудование защитных ограничителей;

- «Гора Брат + Екатерининское городище» - установка ограничительного шлагбаума у подножия;

- «Парк Драконов» - установка муляжей камер наблюдения, оборудование площадок утилизации отходов;

- «Прогулка к Священному Лотосу» - введение запрета на купания;

- «Кравцовские водопады» - оборудование защитных троп, лестниц для подъема на возвышенности.

Рисунок 1 - Участие членов экспериментальной и контрольной групп в мероприятиях туристско-краевед-ческой

Для повышения уровня экологической культуры молодежи необходима реализация системного подхода к развитию экологического образования молодежи на региональном уровне, в рамках которого предложена авторская модель экологического образования молодежи средствами туристско-краеведческой деятельности (рис.2).

Основным преимуществом предложенной модели является слаженное взаимодействие субъектов системы экологического воспитания, включающих предприятия туристской сферы, образовательные учреждения среднего образования, а также общественные организации и объединения.

Однако, одним из факторов, препятствующих реализации предложенной модели в полной мере, является отсутствие соответствующего инфраструктурного обеспечения туристских маршрутов. Авторами предложен план мероприятий по совершенствованию инфраструктуры объектов туристского показа на примере Приморского края, в том числе на маршрутах:

- «Безмолвный мир пещер» - благоустройство защитных троп для посетителей пещеры, оборудование защитных ограничителей;

- «Спящая красавица» - благоустройство защитных троп для посетителей пещеры, оборудование защитных ограничителей;

- «Гора Брат + Екатерининское городище» - установка ограничительного шлагбаума у подножия;

- «Парк Драконов» - установка муляжей камер наблюдения, оборудование площадок утилизации отходов;

- «Прогулка к Священному Лотосу» - введение запрета на купания;

- «Кравцовские водопады» - оборудование защитных троп, лестниц для подъема на возвышенности.

Соблюдение данных мероприятий будет способствовать росту интереса к активным видам туристско-крае-ведческой деятельности, а также содействовать сохранению экологии мест туристского показа. На большинстве объектов важно предусмотреть оборудование экотроп, которые являются одним из самых распространенных способов защиты почвы объектов показа от вытаптывания.

Основным преимуществом предложенной модели является слаженное взаимодействие субъектов системы экологического воспитания, включающих предприятия туристской сферы, образовательные учреждения среднего образования, а также общественные организации и объединения.

Однако, одним из факторов, препятствующих реализации предложенной модели в полной мере, является отсутствие соответствующего инфраструктурного обеспечения туристских маршрутов. Авторами предложен план мероприятий по совершенствованию ин-

Рисунок 2 - Модель экологического образования молодежи средствами туристско-краеведческой деятельности на региональном уровне

Соблюдение данных мероприятий будет способствовать росту интереса к активным видам туристско-крае-ведческой деятельности, а также содействовать сохранению экологии мест туристского показа. На большинстве объектов важно предусмотреть оборудование экотроп, которые являются одним из самых распространенных способов защиты почвы объектов показа от вытаптывания.

В ходе комплексного исследования авторами была апробирована образовательная программа на базе обще-бразовательной школы .№63 Владивостока, подготовленная и реализованная совместно с турфирмой «Гавань» в период ноябрь 2017 года - февраль 2018 года. В 20162017 гг. «Гавань-турцентр» являлся организатором 22 мероприятий в сфере экологической направленности с участием 3290 человек, среди которых учащиеся школ, гимназий и лицеев г. Владивостока, студенты высших учебных заведений. Основные мероприятия программы:

- профессиональная переподготовка учителей школы по курсу «Организация туристско-краеведческой деятельности»;

- занятий в области экологии и туризма, в том числе в условиях реальной среды, для учащихся 5-х и 10-х классов в рамках деятельности Малой академии туризма и экологии, созданной на базе Международного института туризма и гостеприимства Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

В итоге проект позволил не только сформировать экопедагогические компетенции в преподавательской среде школы, но и привлечь внимание школьников к вопросам познания мира через туристско-экскурсионные методы, проблемам экологической направленности, возможностям их решения.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий.

Исследования, представленные в работе, подтверждают тезис о высокой степени актуальности экологического образования. При этом эффективность освоения

педагогические науки

Гомилевская Галина Александровна, Ден Валерия Гихоевна ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ ...

экологическими знаниями и рост уровня экологической культуры напрямую зависят от используемых в процессе экологического обучения методов. Доказано, что использование методов туристско-краеведческой деятельности при формировании экологического самосознания молодежи является наиболее востребованными в образовательной среде. В ходе исследования были достигнуты следующие результаты:

- уточнена классификация компонентов системы туристско-краеведческой деятельности, формирующей экологическое самосознание молодежи;

- предложено авторское определение дефиниции «экологическое образование средствами туристско-кра-еведческой деятельности»;

- предложена модель экологического образования молодежи средствами туристско-краеведческой деятельности на региональном уровне;

- представлены результаты мониторинга уровня экологической грамотности молодежи в Приморском крае;

- внедрена инновационная технология взаимодействия в системе «вуз-общеобразовательное учреждение-предприятие туризма» в рамках повышения экологической грамотности молодежи Приморского края.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об одобрении Экологической доктрины РФ: распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р [Электронный ресурс]//Информационно-правовое обеспечение Гарант. - Режим доступа: http:// base.garant.ru

2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняяредакция) [Электронный ресурс]//СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

3. Утверждены основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года [Электронный ресурс] // kremlin.ru. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/presi-dent/news/15177

4. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/

5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от от 07.03.2018) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru

6. Фарахутдинов Ш. Ф. Институционные основы формирования экологической грамотности: дис. канд. социол. наук: / Ш. Ф. Фарахутдинов. - Тюмень: 2006. - 185 с.

7. Звягинцев Е. А. К вопросу о преподавании истории и географии /Е.А.Звягинцев //Вестник воспитания. - М., 1986, № 1.

8. Григорьев С.И. Социология образования как отраслевая теория социологического витализма и методологическая основа анализа проблем модернизации современного российского общества // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2008. - №1 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru

9. Дзятковская Е.Н. Стратегические задачи современного экологического образования // Е.Н. Дзятковская. - Вестник экологического образования в России. - 2017. - Т. 2. - С. 13-18.

10. Соловьева В.В. Роль учебной практики по ботанике в экологическом образовании бакалавров //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 406-409.

11. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.

12. Левина С.В., Лисачкина В.Н., Павловский В.А. Теория и методика экологического образования: поиск новых подходов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 327-330.

13. Искендерова С.М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 89-95.

14. Розенберг А.Г., Кудинова Г.Э. Обзор моделей экологического образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 176-180.

15. Осей Е. Б. Экологическое образование старшеклассников в условиях модернизации российского образования [Текст]/ Е. Б. Осей: дис. ... канд. пед. наук. - М.: РГБ, 2003. - 168 с.

16. Романова К. А. Роль экологического образования в современной жизни человека / К. А. Романова. - Образование и наука. - 2001. - № 3 (9). - С. 90 - 98.

17. Бородько, М. В. Каким быть экологическому образованию в 12-летней школе? /М. В. Бородько // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 40-56.

18. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека. М. ГОУ. ВУНМЦМЗРФ. - 2001. - 639 с.

19. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИИ Школьных технологий. -2006. -184 с.

20. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов //

Карельский научный журнал. 2014. № 3 (8). С. 26-29.

21. Бусыгин А.Г., Макеева Е.Д., Павловский В.А. Роль дисциплины «Экологические организации и движения» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов-экологов второго уровня подготовки (магистров) // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 99-101.

22. Иванова Т.Н. Инновационные тенденции и изменения социо-эколого-экономической системы как условие оптимизации экосоциа-лизации населения в контексте устойчивого развития транспортного машиностроения //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 152-154.

23. Гордеева Д.С. Сетевое взаимодействие в области эколого-эко-номического образования //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 99-102.

24. Иванова Т.Н., Иванов М.Н. Теоретические подходы к изучению экологической культуры в современной социологии // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-133.

25. Кириллов А.В., Иконникова М.А., Назаренко А.В. Факторы, определяющие эффективность экологического воспитания // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. №4 (37). - С. 102-110.

26. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера. - 2011. - 128 с.

27. Золотарева Оксана Валерьевна, Аронова Елена Юрьевна Экологическое воспитание дошкольников в совместной с педагогом креативно-исследовательской деятельности // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5.

- С.625-626.

28. Иванов П.В. Основы школьного краеведения. Учебное пособие. Петрозаводск: ПГУ. - 1997. - 106 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Нечаева Т.А. Потребность в геоэкологических знаниях для успешной профессиональной деятельности специалиста по туризму // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2012. - С. 61-71.

30. Постникова Л. Н. Метод проектов как средство формирования экологической культуры старшеклассников. - ОНТИ ПНЦ РАН.

- 2013. - 49 с.

31. Чижова В.П. Экологические тропы - от идеи до проекта. Экологический центр «Экосистема». [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.ecosystema.ru

32. Старостина М.Е. Аксиологическая модель использования краеведческих материалов в процессе изучения загадки в средних классах //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 158-160.

33. Дьячковская М.Д., Мерлина Н.И. Этноматематика коренных малочисленных народов севера - юкагиров // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 23-27.

34. Хуррамов И. А. Проблемы экологического образования и воспитания на примере мирового сообщества //Молодой ученый. - 2012.

- №11. - С. 493-496.

35. Тайлакова Е.А. Воспитание экологической культуры детей и молодежи в Финляндии и Швеции. Вестник Башкирского университета. - 2012. - №3 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// bulletin-bsu.com

36. Тихоцкая И.С. Экологическое образование в Японии. Труды ИВКА (Серия «Orientalia et Classica») Вып. LII. История и культура традиционной Японии. 7 - М.: РГГУ. - 2014. - [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://japanstudies.ru

Статья поступила в редакцию 20.09.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.