существует значительное количество психологических тестов, позволяющих установить такие способности. Но лучшим способом это можно сделать путем вовлечения детей и подростков в туристскую деятельность уже в школьные годы.
УДК 351.858; 379.85; 908
А. А. Гучетль
КРАЕВЕДЕНИЕ И ТУРИЗМ -ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
На современном этапе перед учреждениями образования стоит задача сохранения здоровья детей, внедрение в образовательную деятельность здо-ровьеформирующих технологий. В этом направлении работает и коллектив Горячеключевского муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества. Для 1407 воспитанников созданы условия для эффективного обучения, творческого развития и активного досуга.
Особое внимание здоровьеформирующим и здоровьесберегающим технологиям уделяется в объединениях туристско-краеведческой направленности. Цель образовательной деятельности данных объединений - пропаганда туризма как средства укрепления здоровья и приобщения к здоровому образу жизни, ознакомление с историей своего края, привитие навыков экологической культуры.
At the present stage in front of education the challenge of preservation the health of children introduction in the educational activities of health forming technologies. Our collective of Goryachiy Klyuch municipal budgetary educational institution of additional education of children the centre of children s creativity are working now in this direction. For 1407 students are created conditions for effective teaching, creative development and active leisure.
Special attention on health formative and health save technologies are given in the associations of local history orientation. The aim of the educational activities of these associations to promote tourism as means of strengthening health and introduction to a healthy lifestyle, examination with the history of their region, inculcate the skills of environmental culture.
Ключевые слова: туризм, краеведение, здоровьесберегающие технологии, воспитание личности.
Keywords: tourism, local history, health save technologies, the education of the personality.
Счастье - это быть с природой, Видеть ее, говорить с ней.
Л. Н. Толстой
В последние годы Горячий Ключ предоставляет всё больше возможностей для спортивного туризма. Экономика города-курорта ориентирована главным образом на индустрию гостеприимства и активного отдыха. Общественность и администрация города пропагандируют создание в горных лесных массивах Горячего Ключа заповедной территории природного парка, сохранение этой жемчужины кубанской природы для нынешних и будущих поколений.
На современном этапе перед учреждением дополнительного образования, как и перед любым образовательным учреждением, стоит задача сохранения здоровья детей, внедрение в образовательную деятельность здоровьеформирующих технологий.
Под понятием «здоровьесбережение» мы подразумеваем качественную характеристику образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса: воспитанников и педагогов. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому образовательный процесс в учреждении дополнительного образования направлен на сохранение физического, психического, социального и духовного здоровья.
Сегодня Центр детского творчества муниципального образования город Горячий Ключ создает для своих 1407 воспитанников условия для эффективного обучения, творческого развития и активного досуга, исходя из социального запроса. Если еще несколько лет назад родители приводили своих детей в кружки для получения конкретных знаний (английского языка, информатики и проч.), то сегодняшние родители хотят, чтобы их дети «росли здоровыми», «развивались творчески», «находили занятия для души», «умели адаптироваться в современном мире», «учились общаться с другими», т. е. идет ориентация на коллективы с развивающе--творческой и оздоровительной направленностью. Таким образом, социальный запрос общества в лице родителей делает поправку на человеческие ценности в дополнительном образовании.
Наша задача - отвлечь подростков от вредных привычек: наркомании, курения, алкоголизма и бродяжничества. С этой целью регулярно проводятся мероприятия по профилактике табакокурения среди детей и молодежи и пресечению оборота курительных смесей в образовательной среде. Мероприятия разнообразны по форме: круглый стол, беседа, лекторий, конкурс, день здоровья, тренинг, профилактическая акция и т. д. Все мероприятия проходят с участием подполковника полиции Наркоконтроля РУФСКН О. Г. Савченко. Проводимые мероприятия формируют благоприятное социальное окружение детей, духовно-нравственное благополучие, отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотических веществ), положительные эмоции.
Особое внимание здоровьеформирующим и здоровьесбере-гающим технологиям уделяется в объединениях туристско-краевед-ческой направленности. Цель образовательной деятельности данных объединений - пропаганда туризма как средства укрепления здоровья и приобщения к здоровому образу жизни, ознакомление с историей своего края, привитие навыков экологической культуры.
Туристско-краеведческая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, формированию толерантных отношений, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного и физического развития воспитанников.
Горячий Ключ - не только популярный курорт, но и место, привлекательное для различных видов туризма. Благодаря обилию достопримечательностей и расположению вблизи южной столицы и крупных автомагистралей, туристов в Горячем Ключе можно встретить круглый год.
Эффективный маркетинг и продвижение санаторно-курортного и туристского продукта края, дальнейшее развитие и укрепление бренда «Курорты Кубани» рассматривает туристско-рекреационный комплекс Горячего Ключа как важнейшее средство привлечения туристов. Ранжирование местных достопримечательностей помогает определить, где необходимо сфокусировать усилия по развитию туризма в этой уникальной туристско-рекреационной зоне.
Создание в Горячем Ключе особой туристско-рекреационной зоны в рамках законодательства будет способствовать дальнейшему развитию санитарно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края и повышению его конкурентоспособности. Развитие новых видов туризма и дополнительных услуг, создание
новых предприятий индустрии развлечений, разработка новых интересных туристских маршрутов - основные задачи дальнейшего развития туризма в регионе.
Детско-юношеский туризм пережил свое новое рождение. Сегодня он выступает в виде особого уникального социального института, обладающего мощным образовательным потенциалом. Детско-юношеский туризм социально востребован и рассматривается как уникально-универсальная педагогическая система, органично сочетающая в себе одновременный процесс воспитания, обучения и развития личности подростка. Он практико-ориентирован, что придаёт ему значимую ценность, имеет особые технологии, особенные образовательные методики, но прежде всего он способен быстро и мобильно реагировать на изменения в социальной среде, на разнообразие потребностей и мотивов социума, а также на способности и возможности детей, подростков и молодёжи.
Сегодня детско-юношеский туризм в системе образования стал массовым движением подрастающего поколения с целью познания окружающего мира и самих себя средствами туризма и краеведения. Многообразие форм делает детско-юношеский туризм более привлекательным и доступным для детей разного возраста и с разной физической подготовкой.
Одним из направлений воспитательной работы в Центре детского творчества является туристско-краеведческая деятельность. Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не нова. Она получила педагогическое обоснование в трудах великого чешского педагога Я. А. Коменского. Большой интерес к школьному краеведению проявлял основоположник научной педагогики К. Д. Ушинский.
Досуг воспитанников - важная сфера развития личности, это деятельность в свободное время, благодаря которой человек удовлетворяет свои физические и духовные потребности. Однако далеко не всегда и не все подростки умеют разумно распоряжаться своим свободным временем, использовать его для своего полноценного развития. Между тем количество свободного времени у детей и воспитанников сегодня значительно превышает объем учебной и трудовой деятельности. Поэтому общество не должно быть пассивным в отношении того, чем заполняется жизнь детей и подростков.
Подростковый возраст является наиболее благоприятным в становлении характера человека. Этот период характеризуется за-
остренной эмоциональностью, открытием морально-духовного «я», поиском своего места в мире, возможностью оценивать мотивы собственных решений и поступков.
Роль краеведческой работы в общей системе воспитания, её место в теории образования и в практике учебно-воспитательной работы в Центре детского творчества позволяет рассматривать краеведение как систему. В чём же воспитательное значение турист-ско-краеведческой деятельности? Как и всякий вид спорта, туризм решает следующие задачи: пропаганду здорового образа жизни, знакомство с основами валеологии, укрепление здоровья.
Важнейшая миссия педагога - воспитание у детей патриотизма, т. е. уважения к предкам, любви к своему народу, привязанности к месту своего рождения, воспитание их в духе дружбы и братства народов, воспитание мужества и храбрости, готовности выполнять свой гражданский долг по защите Родины. Туристские походы и путешествия стали школой бережного отношения к природе. В походе юные туристы приобретают практические навыки в охране природы. Воспитанники, которые занимаются туризмом, как правило, не наносят вреда природе, всегда помнят, что она очень ранима.
Человек - часть природы, может быть, поэтому, общаясь с природой, мы испытываем эмоциональное удовлетворение. Красота природы способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции. О большом воспитывающем влиянии общения с природой в эстетическом воспитании говорит тот факт, что ребята, увлекающиеся туризмом, любят песни у костра, многие играют на гитаре, пишут стихи, песни, красиво рисуют. Природа - великая сила, которая помогает педагогу широко использовать личностный подход в воспитании.
В условиях туристско-краеведческой работы у воспитанников появляется потребность и возможность для самовоспитания и самоопределения. Именно самовоспитание делает человека хозяином обстоятельств. Но вместе с тем поход - дело коллективное. Походы и экскурсии, совместная поисковая деятельность способствуют развитию чувства товарищества и дружбы между воспитанниками. Круглосуточное пребывание на воздухе, ночлег в палатках способствуют закаливанию организма. Как правило, люди, систематически занимающиеся туризмом, практически не болеют простудными заболеваниями. Туризм приучает к зрительному образу жизни и
способствует формированию прикладных умений и навыков: ориентироваться на местности, преодолевать естественные препятствия, организовывать быт в любом природном окружении. Все это формируется только в походах. Движение с рюкзаком способствует развитию выносливости, силы, координации, ловкости и т. п. Именно туризм способствует снижению усталости и повышению работоспособности учащихся. Образовательный потенциал детско-юношеского туризма многогранен, безграничен и при правильной педагогической инструментовке неисчерпаем.
Ценность детско-юношеского туризма заключается в его универсальности, когда одновременно решаются образовательные и воспитательные задачи через познание своей Родины. Основная цель детско-юношеского туризма - вырастить гражданина, воспитать патриота!
Дополнительное туристско-краеведческое образование детей, как и туристско-краеведческая деятельность, сочетают в себе принципы коллективизма и личной самостоятельности и ответственности, когда осуществляется самообслуживание, самовыражение, самоактуализация, самообучение, саморазвитие, самоопределение, самореализация личности, а успех общего дела складывается из достижений каждого, что в совокупности в значительной степени повышает социальную значимость детско-юношеского туризма как педагогической системы.
Благодаря работе туристских объединений Центра детского творчества воспитанники смогли себя самореализовать, повысить самооценку, стать более целеустремленными. Очень часто именно в туристские кружки приходят дети, которые не смогли себя проявить в других видах деятельности, имеющие проблемы в обучении и в дисциплине. Именно в туризме они могут себя проявить, так как во время походов, соревнований на каждого участника возлагается большая ответственность. Дети это понимают, поэтому при таких обстоятельствах чувствуют себя нужными и важными для окружающих. В походе проверяется весь комплекс моральных, волевых и физических качеств. Юные путешественники закаляются во время преодоления трудностей, неожиданных препятствий, когда нужно быстро принять решение, проявить смекалку, выдержку.
Для многих воспитанников туристские тропы познания широко раздвигают рамки окружающего мира. Наблюдается рост активной воспитательной роли туризма.
Хочется отметить, что в 2015 году исполняется 60 лет нашему учреждению дополнительного образования. Год стал особенно успешным для юных туристов Центра детского творчества города Горячий Ключ. Высоких результатов достигли педагоги и воспитанники Центра в 2014-2015 учебном году на Всероссийских и краевых соревнованиях:
- краевых соревнованиях по спортивному ориентированию в п. Гуамка Апшеронского района (3-е место в личном зачете, три командных первых места по группе М, Ж 18);
- открытом чемпионате и первенстве города Краснодара по спортивному туризму в г. Горячий Ключ (3 первых места, 2 - вторых и 2 - третьих) и др.
С 2012 года при МБОУ ДОД ЦДТ работает маршрутно-квали-фикационная комиссия, которая выпускает и контролирует на маршрутах все туристские группы. По завершении походов всем участникам вручаются справки МКК с рекомендациями к участию в более сложных походах.
В 2014 году благодаря конкурсу «Внедрение инновационных программ и проектов» Центр детского творчества выиграл миллион рублей, из которых более 200 тысяч рублей было выделено на развитие туризма. В результате мы приобрели электронную систему для проведения соревнований по спортивному ориентированию, а также необходимое туристское снаряжение.
2015-й - знаменательный год 70-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне. К этой дате наш педагог разработал проект «Памятники», поэтому в разработках новых маршрутов присутствует военно-историческая и патриотическая тематика. Вот некоторые из них:
- к памятникам Героев Советского Союза Е. Г. Кучерявому, «Бронзовому солдату», в урочище Березка;
- село Хребтовое - Каверзинские водопады - пещера Университетская;
- Горячий Ключ - с. Фанагорийское - г. Фонарь - Горячий Ключ;
- Горячий Ключ - Заречье - Золотая гора - памятник (Кириченко) - Горячий Ключ;
- Горячий Ключ - Богатырские пещеры - г. Лысая (памятник защитникам Кавказа) - «Межгорье» - Горячий Ключ.
Есть также маршруты в мир первозданной природы к Фанаго-рийской пещере, Аюкским водопадам, скале Зеркало или по реке
Чепси, чистой как слеза, к дольменному комплексу Чёртов палец, Медвежьим скалам.
Популярен маршрут «Гора Щётка - Каверзинские водопады -пещеры Кошачья, Университетская».
А недавно мы открыли для себя интересный и несложный маршрут для начинающих туристов: ж/д Горячий Ключ - пл. Пчелка - вдп. Задубнова Караулка - д. р. Псекупс - пл. Пчелка - ж/д Горячий Ключ. Его отличительными особенностями являются живописный водопад и наличие грота.
Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что хорошо и правильно организованная туристско-краеведческая работа способствует всестороннему воспитанию личности, укреплению здоровья детей и подростков, становлению их гражданственности.
УДК 378.4; 351.858
Ю. Р. Иванова, Н. В. Скок
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье обсуждаются изменения, происходящие в системе подготовки специалистов туристско-краеведческой работы. Подчеркивается важность туристско-краеведческой работы со школьниками в свете утверждения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.
The article discusses the changes taking place in the system of training specialists of tourist and regional studies. Development the importance of tourist and regional studies with students in light of the approval of the Strategy for development of education in the Russian Federation for the period up to 2025.
Ключевые слова: обучающиеся, степень бакалавра, степень магистра, туристско-краеведческая работа со школьниками, патриотическое воспитание, популяризация туризма.
Keywords: students, a bachelor's degree, undergraduate, tourist and regional studies with students, patriotic upbringing, development of tourism.