НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 371.84; 371.233.2; 379.81; 796.5
Л. В. Алиева
СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А. А. ОСТАПЦА
Система научно-методического обеспечения (далее - НМО) рассмотрена как важное условие эффективной реализации Концепции и программы туристско-краеведческой деятельности «Школа жизни - окружающий мир», разработанных А. А. Остапцом, доктором педагогических наук, профессором и апробированных в опыте руководимого им инновационного учреждения дополнительного образования Экспериментальный центр детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина». Представлены цель, задачи, основное содержание научно-методического обеспечения туристско-краевед-ческой деятельности, значение результатов авторского педагогического исследования проблемы детского туризма в повышении качества и эффективности образовательной деятельности учреждений дополнительного образования.
The system of scientific and methodological support (abbr. NMO) is considered as an important condition for effective implementation of Concepts and programmes for regional tourist activities "the School of life - the world around" developed by A. A. Ostapets, doctor of pedagogical Sciences, Professor and proven experience in directing innovative institutions of additional education Experimental Center for children and youth tourism and excursions "homeland". The goal, objectives, main content of scientific-methodical provision of tourist and local history activity are presented. The value of the results of the author's pedagogical research of the problem of child tourism in improving the quality and efficiency of educational activity of institutions of additional education.
Ключевые слова: детский туризм, туристско-краеведческая деятельность, дополнительное образование детей, методика, диагностика, образовательная программа, профессиональная подготовка педагога-организатора детского туризма, детское туристско-краеведческое объединение.
Keywords: tourism, tourist and local activities, additional education of children, methodology, diagnosis, educational program, cycles, training teacher-organizer of children tourism, personal growth of students, children's Regional Tourist Association, the subject of education.
Актуальность проблемы реализации современных научных подходов к качественному совершенствованию системы отечественного образования ориентирует педагогическое сообщество на осмысление накопленного позитивного опыта и его творческого использования в сочетании с социально-педагогическими, культурологическими инновациями, позитивными тенденциями в развитии непрерывного образования детей и взрослых.
Обоснование современной системы научно-методического обеспечения эффективного функционирования образовательных организаций - важное условие решения данной проблемы.
Научно-методическое обеспечение - это коллективная и индивидуальная деятельность по созданию комплекса условий эффективного функционирования образовательного учреждения, нацеленная, прежде всего, на активизацию всех его субъектов, оптимизацию результатов за счет минимизации человеческих затрат. Это деятельность не контролирующая, количественно оценивающая результаты, а рефлексирующая, выявляющая условия, причины, содержание деятельности учреждения, обеспечивающая те или иные социально-педагогические результаты, творческая, инновационная, проекционная, ориентированная на позитивные перспективы, обновление образовательной деятельности учреждения.
В подходах к характеристике системы научно-методического обеспечения туристско-краеведческой деятельности учреждения дополнительного образования представляем научные и практические результаты педагогического наследия Александра Александровича Остапца-Свешникова.
ОСТАПЕЦ-СВЕШНИКОВ Александр Александрович (19282002), доктор педагогических наук, профессор, основатель и первый президент Московской Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения, мастер спорта по туризму, отличник народного просвещения. Все 50 лет его педагогической и научной деятельности связаны с детским туризмом, а ее результаты содержат основы педагогики детского туризма.
Педагогическое наследие А. А. Остапца-Свешникова представлено комплексом взаимосвязанных проблем обучения, воспитания детей в специфической туристско-краеведческой деятельности (далее - ТКД) - природосообразной, культурной, социальной среде - зоне ближайшего развития подростка.
Осмысление наследия А. А. Остапца в разработке основ педагогики детского туризма позволяет выделить научно-методическое обеспечение как теоретико-методологическую основу реализации разработанной им Концепции детского туризма; комплексное условие реализации специфического образовательного, воспитательного и культурного потенциала туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей [1].
Научно обоснованная и реализованная практически система методического обеспечения образовательной ТКД представлена в комплексе научных трудов: докторское педагогическое исследование, монография, пособия, научные статьи (более 220 работ), прикладных программах: «Ребенок и окружающий мир» для дошкольников; «Примерная программа ТКД учащихся начальной школы»; «Типовая программа для учащихся 5-8-х классов», «Программа подготовки педагогов-организаторов ТКД» для учителей, студентов.
На основе авторского научного исследования и личного опыта педагога-организатора детского туризма А. А. Остапцом была разработана инновационная Концепция и образовательная программа туристско-краеведческой деятельности «Школа жизни -окружающий мир», в которых были заложены новые подходы к образованию, воспитанию детей в специфической туристско-крае-ведческой деятельности.
Особая ценность системы НМО образовательной деятельности - в ее становлении, творческом развитии, апробации непосредственно в личной практической туристско-краеведческой образовательной деятельности А. А. Остапца (руководителя туристских кружков, клубов во внешкольной работе с трудными подростками; организатора и участника походов, экспедиций взрослых и молодежи). В 1992 г. А. А. Остапец при поддержке руководителя московского образования Л. П. Кезиной, зав. отделом дополнительного образования В. П. Голованова создает уникальное инновационное образовательное учреждение - Экспериментальный центр детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» (далее -
ЭЦДЮТЭ «Родина), одно из первых учреждений дополнительного образования, в деятельности которого он как директор в течение 10 лет апробировал, реализовывал и развивал авторскую концепцию, программу туристско-краеведческой деятельности, активно включая в ее реализацию общеобразовательные учреждения (школы, средние, высшие профессиональные учреждения). Это экспериментальное учреждение родилось на базе межшкольного самодеятельного туристского клуба Первомайского района Москвы, которым на протяжении многих лет руководил Александр Александрович Остапец. Уже с первых шагов деятельности Центра А. А. Ос-тапец поставил цель сделать это учреждение инновационной образовательной и оздоровительной базой, ценностным образовательным и воспитательным содержанием которого стал отечественный детский туризм как социально-педагогическая государственно-общественная система [2].
Именно на базе данного учреждения, в творческом использовании и развитии педагогических идей А. А. Остапца оформилась система научно-методического обеспечения туристско-краеведчес-кой деятельности как органичный блок образовательной деятельности учреждения. (Учреждение было позже переименовано в Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» - ДДЮТЭ; реформировано в 2015 г. в структуру окружного УДО Перовский Дворец творчества детей и молодежи.)
Социально-педагогическая характеристика системы НМО представлена как результат изучения научных трудов А. А. Остапца, совместной с ним работы автора статьи в образовательных учреждениях, в частности в ЭЦДЮТЭ «Родина (заместителем по научной работе, зав. методическим отделом, методистом, научным руководителем опытно-экспериментальной работы (с 1993 по 2015 г.).
Систему научно-методического обеспечения представляем комплексом основных взаимосвязанных блоков.
Теоретико-методологическая основа содержания НМО - авторская Концепция детского туризма и инновационная комплексная образовательная программа «Школа жизни - окружающий мир». Концептуальная основа научных трудов, инновационной авторской программы «Школа жизни - окружающий мир» представлена следующими основными положениями:
- «всестороннее развитие личности, здоровый образ жизни;
- единство туризма и краеведения, т. е. туристско-краеведчес-кая деятельность; приоритетность комплексного краеведения (изучение природы, истории, культуры, экономики района путешествия), на котором строится профильное обучение; связь со школой через предметное краеведение;
- освоение окружающего мира по спирали: расширительно -от родного гнезда (дома, улицы, микрорайона) до дальних окраин своего отечества и зарубежных стран; и углубительное - от созерцания-ознакомления к изучению и исследованию:
- нравственно-этической основой ТКД является "Кодекс чести юного туриста-краеведа", содержащий общечеловеческие ценности (Родина, Земля, Семья, Труд, Образование, Культура, Личность, Народ) и законы, правила, нормы, заповеди и традиции, необходимые как в походах, так и в обычной общественной жизни; люби Родину, крепи мир, будь настоящим патриотом-интернационалистом» [3].
Система научно-методического обеспечения учреждения создавалась в повседневной практической работе, инновационной деятельности педагогов дополнительного образования, опытно-экспериментальной работы на базе инновационной авторской Концепции и Программы.
Именно инновации во взаимодействии с творческим использованием традиций детского туризма стали основой создания научно-методической базы.
Инновационной проблемой реализации Концепции и Программы стала проблема подготовки нового типа педагога дополнительного образования - организатора детского туризма. И в содержании НМО ведущим определился блок туристско-краеведческой многофункциональной подготовки педагогов и руководителей подразделений (методиста, ПДО, педагога-организатора детского туризма, инструктора, судьи) непосредственно в деятельности учреждения с учетом его специфики, требований к основным педагогическим кадрам.
Подготовка собственными силами педагогических кадров по «системе А. А. Остапца» включала:
1. Профессиональную и специальную подготовку на основе разработанной авторской Концепции детского туризма и общей программы «Школа жизни - окружающий мир» (по программе ав-
торского учебного семинара с выдачей аттестационного Удостоверения - документа учреждения).
2. Проведение теоретико-практических семинаров начальной туристско-краеведческой подготовки педагогов и руководителей.
3. Освоение азов педагогики детского туризма в системе учебных практических занятий (учебные походы, выездные комплексные экскурсии с разработкой авторской методики их подготовки, проведения и подведения итогов). А. А. Остапец организовывал обучающие туристско-краеведческие экскурсии для педагогов учреждения, школ-партнеров, их руководителей по инновационным авторским программам с активным включением (теоретическим, практическим) каждого обучающегося в их реализацию. Каждый взрослый-обучающийся - участник учебного похода - получал домашнее задание, определенную должность (краеведческую, туристическую); во время экскурсии представлял результаты подготовки и выполнения задания (данные об объектах, маршрут); полученные новые знания, умения оформлял в творческом отчете [4].
4. Проведение тематических конференций, на которых шла неформальная передача опыта, ценностей детского туризма, секретов его организации молодому поколению педагогов дополнительного образования; ставились и обсуждались насущные проблемы (роль туристско-краеведческой деятельности как инновационной образовательной; специфика содержания ТКД в работе с дошкольниками, младшими школьниками, старшеклассниками; взаимодействие ТКД и основной образовательной деятельности и др.). Участники делились новым опытом организации детского туризма на местах (тематика некоторых конференций: «Программа краеве-до-туристской работы с дошкольниками», «Туристско-краеведчес-кая работа с младшими школьниками», «Развитие личности ребенка в системе туристско-краеведческой деятельности», «Туризм и краеведение как важный элемент базового образования») [5].
Базой творческого роста опытных педагогов стала «Школа педагогического мастерства» (были разработаны 3-летняя программа, годовые планы, тематика индивидуальных проектов).
В первые годы инновационной деятельности Центра авторские инновационные программы Остапца по подготовке педагога-организатора детского туризма позволили создать научно-практическое сообщество опытных и молодых педагогов; включить на-
чинающих педагогов в творческую индивидуальную деятельность (разработка инновационных программ ТКД, новых комбинированных туристско-краеведческих маршрутов походов, экспедиций, освоение новых объектов детского туризма и т. д.). Активно использовались все традиционные и инновационные формы ТКД для совершенствования педагогического мастерства всех категорий работников учреждения (методист, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, руководители подразделений): совместные походы опытных и начинающих педагогов, «мастер-классы», фестивали педагогического творчества, тематические педагогические советы на природе, турслеты.
В ходе ОЭР были разработаны и апробированы «Программа личностно-профессиональной подготовки педагога дополнительного образования туристско-краеведческого профиля», система мониторинга личностно-профессионального роста педагога - содержательный блок научно-методического обеспечения.
Таким образом, была подготовлена профессиональная кадровая база для становления и развития системы НМО ТКД учреждения.
Именно А. А. Остапцу принадлежат идея и создание на базе ЭЦДЮТЭ «Родина» «Академии детского туризма» на общественных началах. А. А. Остапец стал первым Президентом этой Академии. Цель и одна из задач Академии - активнее привлекать молодежь в свои ряды, готовить научную смену кадров педагогов-туристов, краеведов. Первые премии («Компас», грамоты, значки) вручались по решению жюри «на равных» членам Академии за лучшие работы (по нескольким номинациям: пособие, статья, рекомендации, новые методические находки и др.) и являлись показателями творческого роста педагогов, их профессиональный подготовки.
Заботой педагога-ученого была подготовка профессиональных кадров педагогов-организаторов детского туризма. Многолетний опыт работы в педагогических вузах столицы, научные и методические наработки позволили ему разработать авторский учебный курс «Педагогика детского туризма». Многие педагоги ДДЮТЭ «Родина» прошли эту подготовку в вузе.
Главный итог: была создана инновационная научно-практическая внутренняя система подготовки педагогических кадров воспи-
тателей, методистов, организаторов детского туризма для данного учреждения - важнейший определяющий, содержательный блок НМО, получившая распространение в массовой практике.
Инновационный опыт подготовки педагогов нового типа в ДДЮТЭ «Родина» под научным руководством А. А. Остапца обобщен в пособии «Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирования педагога нового типа» [6].
Разработка современных подходов к программированию образовательной и общественно значимой деятельности учреждения туристско-краеведческого профиля, детских объединений как учебных групп - особо значимый блок НМО, так как программы дополнительного образования не разрабатывались на государственном уровне, а существовавшие программы детского туризма требовали серьезной адаптации к деятельности учреждения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности основной деятельности. Требовалась разработка программ, реализующих Концепцию и основную программу учреждения «Школа жизни - окружающий мир».
В опыте ЭЦДЮТЭ «Родина» были разработаны основные подходы к программам ТКД по реализации Концепции и Комплексной экспериментальной Программы «Школа жизни - окружающий мир»: представление специфического потенциала ТКД как образовательной, воспитательной, оздоровительной, социально и личностно ориентированной; определение частной цели, задач, содержания, форм, методов организации ТКД, показателей результативности, адекватных образовательной специфике и потенциалу ТКД учреждения и его образовательных структур (отделов, детских ТК объединений); подготовка «пакета прикладных программ», дополняющих и развивающих основную, отражающих специфику основных форм ТКД (походы, экспедиции, смотры, комплексные экскурсии, игра и т. д.) и особенности туристско-кра-еведческой работы с детьми разного возраста (дошкольного, начальной, средней, основной школы); «цикловое - поэтапное» программирование образовательной деятельности с корректировкой программы деятельности туристической группы по личностным результатам воспитанников; педагогическая рефлексия образовательной результативности программы, цикла [7].
Опыт творческого подхода к разработке и реализации образовательных программ представлен в методической базе ДДЮТЭ «Родина» многообразием типов инновационных программ: прикладные программы к программе «Школа жизни - окружающий мира» (например, программа Школы духовного и физического развития дошкольников в ТКД «Ребенок и окружающий мир», программ «Школа юного туриста»); авторские и адаптированные программы ТКД детских объединений (учебных групп) разного возраста, разной основной направленности (туристской, краеведческой, экологической; например, программы «Юный турист-краевед-эколог», «Школа судей», «Юный водник», «Юные велотурис-ты», «В мире книг», «С любовью в мир прекрасный» и др.); программы деятельности городского туристско-оздоровительного лагеря на базе учреждения. А. А. Остапец был активным пропагандистом детского туризма: разрабатывал совместно с коллегами-педагогами, методистами программы массовых форм турист-ско-краеведческой работы с детьми и лично участвовал в их проведении (осенние и весенние туристско-краеведческие слеты, которые посвящались знаменательным событиям, краеведческие игры «Гвардия России», «Колыбель российского флота»).
Методистами совместно с педагогами дополнительного образования были подготовлены «Рекомендации по разработке авторских образовательных программ»; Памятки, Положения об авторской программе, критериях результативности программы; велась систематическая рефлексия программ педагогов на советах методистов, педсоветах, подготовка к участию в конкурсах программ дополнительного образования и т. д.
Опыт программирования ТКД проанализирован и опубликован: сборник программно-методических материалов «Школа жизни - окружающий мир» (Из опыта программирования образовательной деятельности учреждения) [8]; «Дополнительные образовательные программы. Туристско-краеведческая образовательная и культурологическая деятельность в системе внешкольной работы с детьми» (Приложение к журналу «Внешкольник». 2012. № 3).
Туристско-краеведческая деятельность - особая образовательная система (обучающая, воспитывающая, оздоровляющая физически и духовно ребенка и взрослого, социализирующая, развивающая), органичное содержание основного и дополнительного образо-
вания (общего) детей, интегрирующая важные направления и виды человеческой деятельности. Ее специфичность требует и специфического методического арсенала средств, методов, форм, приемов организации этой деятельности с целью максимального и эффективного использования уникального потенциала ТКД, прежде всего, в позитивном развитии ребенка как человека, личности, гражданина.
Определяющим ядром научно-методической системы в целом, всех ее уровней и блоков является методика как новое научное знание, позволяющее довести теорию, методологию образования, воспитания детского туризма до уровня практики. Методика определяет основные способы реализации специфических возможностей ТКД в реальном процессе, обосновывает инструментовку, взаимосвязь, взаимодействие элементов, блоков, уровней системы (на уровне взрослых и детей). Методика - подвижное научное знание о секретах эффективности образовательного средства; нет универсальных на все случаи методов и средств «эффективных»; эффект достигается при продумывании комплекса приемов, методов, средств, который в разных ситуациях будет разным.
Методика детского туризма создавалась А. А. Остапцом как психолого-педагогическая реальность, опираясь на данные возрастной и социальной психологии, теорию и практику воспитания детей как ключ к пониманию сущности детского туризма, использованию его опыта, традиций в современных условиях. Суть методики А. А. Остапец определяет не набором стандартных методов, средств, а спецификой объекта ее главного внимания - туристс-ко-краеведческой деятельностью, реализуемой в комплексной программе «Школа жизни - окружающий мир».
Методика как способ реализации потенциала ТКД включает следующие важные компоненты: трансформацию общих целей Программы в конкретные задачи деятельности детского объединения, общего дела, традиционных форм работы; обоснование возможностей конкретных форм детского туризма и прогнозирования многозначности их воспитательных воздействий, определение способов эффективной реализации этих возможностей с учетом опыта, возраста детей, реальных условий, уровня развития объединения-коллектива; целесообразную инструментовку организации деятельности (способы, средства, методы включения каждого в активную деятельность, продумывание системы стимулов творческого,
положительного отношения к деятельности, раскрытие привлекательности, значимости результатов общественных и личных, продумывание «ступеней роста» воспитанника в овладении новыми знаниями, умениями, освоении новой позиции); обеспечение развития первичного детского коллектива и каждого его члена в коллективной ТКД деятельности [9].
Инновационный методический подход к организации процесса познания ребенком окружающего мира, природы, людей - в добровольной досуговой туристско-краеведческой деятельности, ее традиционно-специфических формах обучения и воспитания (поход, экспедиция, экскурсия, прогулка, путешествие и др.) позволил в реальном опыте, педагогическом поиске обосновать, проверить и внедрить комплекс методических находок, которые стали инновациями и внесли новизну, действенность в основную Программу.
С целью эффективного использования образовательного потенциала туристско-краеведческой деятельности А. А. Остапцом тщательно отработана методика, в основе которой усложняющаяся спираль освоения школьниками окружающего мира в походах, экскурсиях, путешествиях, экспедициях, туристских играх («от родного гнезда» до Большой Родины, Мира); система турист-ско-краеведческих должностей, овладение которыми - индивидуальная траектория личностного развития подростка; цикловая организация деятельности объединения; самоуправленческие начала в сочетании с педагогическим руководством взрослого.
Детское туристско-краеведческое объединение определено как особый объект педагогической методики, субъект личностного роста воспитанника в ближайшей среде жизнедеятельности. Методическая подсистема НМО именно направлена на максимальное и эффективное использование потенциала туристско-краеведческой ТКД, осуществляемой в детском объединении дополнительного образования через разработку и реализацию программ-циклов коллективной деятельности; систему туристско-краеведческих должностей, «защит» программ походов на общественном совете методистов и педагогов (мастеров, инструкторов по видам туризма) и творческих отчетов (коллективных на клубных днях Дома и индивидуальных в письменных отчетах группы) [10].
Особую эффективность образовательному процессу придало введение в традиционную туристско-краеведческую деятельность
учреждения инновационной методики «цикловой системы», которая охватывает ограниченный отрезок времени - цикл жизнедеятельности туристско-краеведческого объединения с четкими и ясными для взрослого и ребенка целью, задачей, объектами деятельности, достижимыми индивидуальными и общественно значимыми результатами [11]. Цикловой метод планирования позволял вести систематическую диагностику и прогнозирование личностного роста обучающегося («Система туристско-краеведческих должностей», «Паспорт юного туриста-краеведа», «Индивидуальная карта педагогических наблюдений», комплекс частных методик «Ходили мы походами», Портфолио воспитанника, Положение о смотре «Ключ к успеху»).
Цикловое планирование стало процессом инновационным, творческим, учитывающим специфику туристско-краеведческой деятельности, включающей такие виды: познавательную, трудовую, спортивную, игровую, общественно полезную, самоуправленческую, участие в которых позволяет ребенку развивать личностные индивидуальные качества через активное познание окружающего мира, людей и самого себя. «Вершиной» цикла является коллективное творческое дело: путешествие, тематическая прогулка, экскурсия, поход, экспедиция, слет [12]. Это активные практические традиционные формы туристско-краеведческой деятельности, при проведении которых воспитательные задачи решаются комплексно, а соответственно, оказывают наиболее результативное влияние на личность ребенка и взрослого. («Туристско-краеведчес-кая деятельность детского объединения. Методика планирования». ЭЦДЮТЭ «Родина». 1996 г.)
Именно через складывающийся научно обоснованный комплекс методов, средств, приемов организации и оценивания ТКД обеспечивается эффективная реализация Концепции детского туризма и программы «Школа жизни - окружающий мир», главным результатом которой является творческий личностный рост педагога и воспитанника.
Многозначность и действенность методики, разрабатываемой в ЭЦДЮТЭ «Родина», заключается в широком социальном адресе. Она ориентирована на взрослых организаторов-руководителей самой разной социальной и профессиональной принадлежности, взрослых - методистов, педагогов, психологов, социальных работ-
ников, взаимодействующих с УДО туристской направленности (учитель, классный руководитель), обращена к самым разным организационным структурам (ОУ, его подразделениям, партнерам по взаимодействию, детским объединениям).
Но она по-своему, специфично адресуется детям - членам ту-ристско-краеведческих объединений - субъектам УДО. Методика складывалась как педагогическая целостность-реальность на базе теории, реальной практики, взаимодействия со школами, детскими общественными организациями и объединениями.
В опыте ДДЮТЭ «Родина» субъектами становящейся системы НМО становились практически все педагогические работники с учетом их основного профиля, содержания деятельности в различных формах участия (разработка и анализ проведенных походов, экспедиций, подготовка методических рекомендаций, авторских программ и т. д.) [13]. Это была принципиальная позиция А. А. Ос-тапца. Основная база - структурные подразделения (научно-методический краеведческий, туристско-организационный отделы, ШДФР), на базе которых создавались сетевые творческие объединения педагогов, руководителей, методистов (совет методистов, рабочие группы по разработке программ массовых форм туристско-крае-ведческой работы с детьми, инновационных программ дополнительного художественного, экологического образования и т. д.).
Такая творческая коллективная работа по созданию современной системы НМО ТКД учреждения позволила сформировать «собственную» научно-методическую библиотеку, основной фонд которой составили труды А. А. Остапца и педагогов учреждения в многообразии жанров (пособия, авторские программы, методические рекомендации, творческие отчеты групп, статьи из опыта работы, карты маршрутов и т. д.). Эта библиотека стала доступной, реальной базой подготовки молодых, начинающих организаторов детского туризма и совершенствования профессионального мастерства педагогов, становления их личностно профессиональной позиции.
Систему научно-методического обеспечения ТКД, разработанную А. А. Остапцом, апробированную и творчески развиваемую в опыте ДДЮТЭ «Родина» (1992-2015 гг.), можно рассматривать как образец, важное условие качественного совершенствования деятельности современных учреждений дополнительного образования детей.
Система научно-методического обеспечения туристско-крае-ведческой деятельности в учреждении дополнительного образования детей, представленная в педагогическом научно-практическом наследии А. А. Остапца, - это органичный сплав научных данных (теории) и реальной педагогической практики; образец совершенствования научного обеспечения деятельности образовательных организаций, структур различной направленности образовательной деятельности, преодоления «догматизма», формального использования «на все случаи жизни» методов, средств диагностирования результатов без учета специфического содержания основной деятельности, ее субъектов, внутренних и внешних ресурсов. Существенная ценность педагогического наследия - его представленность в многообразии публикаций, в которых идеи воплощены в жизнь. По этой системе успешно работают коллективы школ, учреждений дополнительного образования Москвы, России, Украины, Казахстана, Белоруссии.
Педагогический коллектива ДДЮТЭ «Родина» (директор О. В. Озерская) подготовил и издал серию пособий, сборников, в которых обобщен опыт работы по системе и программам А. А. Ос-тапца. Издана «Книга памяти. А. А. Остапец-Свешников» под редакцией Е. В. Маркотенко, зав. научно-методическим отделом ДДЮТЭ «Родина» (Москва, 2005 г.), в которой дана полная библиография трудов А. А. Остапца (210 наименований).
Ценность педагогического наследия А. А. Остапца - в его теоретико-методологической, методической и практической востребованности «сегодня и сейчас», в развитии качественной системы образования детей и молодежи.
Примечания
1. Актуальность педагогического наследия А. А. Остапца-Свешникова в условиях развития современного образования: материалы педагогических чтений / ред. Группа: О. В. Озерская, Е. В. Маркотенко. М., 2012. 89 с.
2. Педагогика массовых туристско-краеведческих форм работы с детьми: пособие для педагогов школ и учреждений дополнительного образования / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой. М., 1999. 77 с.
3. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001. С. 54-55.
4. Алиева Л. В. Система педагогической диагностики личностного роста члена туристско-краеведческого объединения // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 2. С. 97-110.
5. Развитие личности ребенка в туристско-краеведческой деятельности / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой. М., 1994. 124 с.
6. Алиева Л. В., Озерская О. В., Трубачева М. Е. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирования педагога нового типа: сб. из опыта работы. М.: Изд. ООО «Ритм», 2008. 124 с.
7. Остапец А. А. Школа жизни - окружающий мир. Из опыта программирования образовательной деятельности учреждения: сб. программно-методических материалов / под общ. ред. Л. В. Алиевой. М., 2004. 152 с.
8. Там же.
9. Детское туристско-краеведческое объединение - среда жизнедеятельности ребенка: учеб.-метод. пособие / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой. М., 2001. 144 с.
10. Там же.
11. Остапец А. А. Школа жизни - окружающий мир. С. 3-7.
12. Система диагностики качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования: сб. метод. рекомендаций / под науч. ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. М.: ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, ГБОУ «ДДЮТЭ» Родина» им. А. А. Остапца-Свеш-никова, 2013. 71 с.
13. Остапец А. А. От кружка школы до экспериментального Центра Москвы и России. 20 лет клуба и Центра «Родина». М., 1997. 100 с.
УДК 371.485; 379.8.091.4; 379.835; 122; 159.9.072.533
С. Г. Молчанов
ИННОВАЦИОННАЯ МЕНЕДЖМЕНТ-ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Представлена инновационная социализационно-образовательная менеджмент-технология управления образовательными объектами: «социализация», «воспитание», «гражданское образование», «обучение». Технология охарактеризована процедурно и инструментально: а) отбор содержания социализации (ОСС), б) измерение социализованности (ОС) членов социальной группы и в) оценивание эффективности социализационного (воспитательного) воздействия (ОЭСВ).
The innovative socialization-educational management technology management educational facilities: "socialization", "education", "civic education", "training" is presented. The technology is characterized by procedural and