РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА
УДК 379.83/.84:374.1:796.51:37.018.58
А. В. Хоменко
ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье описана роль работы педагогов дополнительного образования по организации туристической и краеведческой деятельности детей с целью развития психологической готовности к вступлению в социум, профориентации личности и подготовки воспитанников к последующей активной трудовой деятельности. Автор подчеркивает значение туристско-краеведческой деятельности для углубления знаний по учебным дисциплинам, преподаваемым в общеобразовательном учреждении, для воспитания у обучающихся трудовых навыков, дисциплины и морально-волевых качеств.
The role of teachers' work of additional education on the organization of tourist and local history activity of children for the purpose of development of psychological readiness for the introduction in society, career guidance of the personality and preparation of pupils for the follow-up vigorous labor activity is described. The author emphasizes the importance of tourist and local history activity for increasing knowledge on the subject matters taught in educational institution, for education at being trained labor skills, discipline and moral and strong-willed qualities.
Ключевые слова: школа, детский туризм, школьный туризм, краеведение, профессиональная ориентация, социальная активность, инструктор туризма.
Keywords: school, children's tourism, school tourism, study of local history, vocational guidance, social activity, instructor of tourism.
В современном образовательном учреждении сохраняется и развивается традиция организации туристско-краеведческой деятельности воспитанников (обучающихся). И это не случайно, ведь детский туризм - активный способ всестороннего изучения культурно-природного наследия своего района, города, России во взаи-
модействии с обучающими, воспитательными и развивающими задачами образовательного учреждения.
Формирование интереса обучающихся к будущей профессиональной деятельности средствами туризма, краеведения и спорта позволяет им включиться в разнообразные социальные ситуации, в которых они выступают в качестве субъекта социальных отношений, поэтому профессиональную ориентацию воспитанников необходимо целенаправленно осуществлять с младшего школьного возраста (10-12 лет), так как этот возраст, по мнению ряда ученых (В. Ф. Витиньш, А. К. Макарова, В. Ф. Сахаров и др.), является наиболее благоприятным периодом восприятия учебного материала.
Особую роль играет деятельность педагогов дополнительного образования, которая в период становления туристско-краеведчес-кого мастерства воспитанников способствует развитию психологической готовности к периоду вступления в социум, профориенти-руя личность и готовя воспитанников к последующей активной трудовой деятельности.
«Наряду с решением задач физического, морально-волевого воспитания и совершенствования человека, туризм открывает исключительно благоприятные возможности для воспитания гражданственности и патриотизма, образования и развития трудовых навыков, развития самостоятельности детей и молодежи» [1; 2].
Особенно важным в воспитательно-образовательном процессе является неразрывная связь туризма и краеведения, позволяющая активно исследовать и познавать окружающий мир, а через него и самого себя.
Детско-юношеский туризм занимает важнейшее место в туризме. Идея использования прогулок, путешествий, походов с целью активного отдыха в учебном процессе школьников не является новой, на это в своих трудах обращали внимание П. Ф. Лесгафт, К. Л. Студитский, Н. К. Крупская и др. Наиболее точное определение детско-юношеского туризма выработано научным коллективом, возглавляемым А. А. Остапцом-Свешниковым: «Детско-юношеский туризм - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным структурным компонентом которого является поход, путешествие, экскурсия».
Сочетание разнообразных видов деятельности в турист-ско-краеведческой деятельности позволяет воспитывать личность
обучающихся не «по частям», а комплексно, формировать социальную активность юношей и девушек. Таким образом, туризм позволяет комплексно решать образовательно-воспитательные и оздоровительные задачи.
Доступность, популярность, высокая оздоровительная и познавательная значимость детско-юношеского туризма и краеведения выдвигает изучение их влияния на личность в воспитательно-образовательном процессе в ряд актуальных задач педагогической науки и практики.
Туристско-краеведческая деятельность является коллективной, так как ее цель осознается как единая, требующая объединения усилий всего коллектива; происходит разделение труда в процессе деятельности; образуются, как отмечал А. С. Макаренко, «отношения ответственной зависимости» [3], осуществляется контроль над деятельностью со стороны самих членов коллектива.
Туризм и краеведение, удовлетворяя потребности детей и молодежи в приложении физических и духовных сил, оказывают комплексное воздействие на их развитие, на обеспечение практической подготовки к труду, к общественно полезной деятельности. «Формирование социальной активности юношей и девушек в туризме связано с организацией, во-первых, их интенсивной духовной жизни, творческой познавательной работы; во-вторых, сознательного участия в общественно полезном и производительном труде во имя правильной социальной ориентации, выбора жизненного пути; в-третьих, участия старшеклассников в общественно-политической деятельности, т. е. в конечном счете, активного выполнения социальных обязанностей. Причем активность в одном виде деятельности помогает в овладении другими ее видами» [4].
В работах, посвященных исследованию содержания и определения нормативно правовой базы организации туристско-краевед-ческой деятельности детей, отмечается, что «туризм является одним из наиболее рациональных видов профессиональной прикладной подготовки, проведения свободного времени» [5; 6; 7; 8; 9].
Важное государственное значение имеет и социальная направленность туристско-краеведческого и спортивно-оздоровительного движения. Ее социальная задача заключается в том, что, во-первых, она привлекает наиболее социально не защищенные слои населения, так как является наиболее дешевой и доступной формой отдыха и деятельности; во-вторых, является школой соци-
альной адаптации населения к стрессовым ситуациям в жизни современного общества; в-третьих, участвует в решении большого числа прикладных вопросов, например в проведении допрофессио-нальной подготовки молодежи, связанной со службой в армии.
Значение туристско-краеведческой деятельности в углублении знаний по учебным дисциплинам, получаемым в общеобразовательном учреждении, воспитания у обучающихся трудовых навыков, дисциплины и морально-волевых качеств, раскрывается во многих научных и методических источниках [10; 11; 12; 13].
В данных источниках подтверждается развитие и воспитание личности средствами туристско-краеведческой деятельности как результат взаимодействия личности обучающегося, целенаправленно организованной воспитательной среды (образовательное учреждение, учреждение дополнительного образования детей, включая структурные подразделения школы, объединение или клуб, педагогический коллектив и деятельность педагога, их дидактическая и технологическая системы, некоторые семейные условия и воздействие школы и условия вне ее) и стихийно воздействующей окружающей среды.
Итак, цель развития интереса и воспитания личности воспитанников в туристско-краеведческой деятельности - содействовать индивиду в разностороннем его развитии и воспитании, обеспечении сознательного выбора профессии, соответствующего профиля вуза для продолжения образования и определения в жизни.
Содержание развития и воспитания личности обучающегося средствами туристско-краеведческой и туристско-спортивной работы - это интегральная часть образовательных программ дополнительного образования детей и программ воспитательной работы клуба, где определено, конкретизировано содержание развития и воспитания воспитанника по отдельным дисциплинам и годовым циклам (годам обучения).
В связи с этим подготовка юных туристов-краеведов при реализации образовательных программам дополнительного образования детей должна способствовать выработке у воспитанников потребности к постоянному получению знаний, расширению кругозора. Поскольку детско-юношеский туризм и краеведение обеспечивают в полном объеме развитие и воспитание занимающегося только при целенаправленном включении его в предметную (практическую, исследовательскую и познавательную) деятельность,
обеспечивающую формирование интеллектуальной активности, и в деятельность по усвоению норм и развитию взаимоотношений с людьми, формирующую социальную активность, то по завершении каждого года занятий за рамками учебных часов, предусмотренных программой, предполагается организация и проведение многодневного туристско-экскурсионного мероприятия - экскурсионные многодневные поездки, экспедиции, походы, слеты и пр.
Организация и выполнение подготовительных работ в турист-ско-краеведческой деятельности подростков нашей школы № 79 Невского района г. Санкт-Петербурга начинается ещё учителями и воспитателями ГПД в начальной школе. Роль организатора выполняет туристский сектор Отделения дополнительного образования детей «Прометей», в состав которого входят воспитанники разных возрастных групп и выпускники школы под руководством педагога туристско-краеведческой направленности. Их обязанностями являются: умение разработать план похода, путешествия, прогулки, экскурсии или экспедиции; наметить маршруты, объекты, распределить обязанности среди воспитанников; продумать многие технические вопросы, показать самые редкие, неповторимые и наиболее типичные памятники природы и культуры нашего района, города и пригородов.
Педагогический коллектив начальной школы уделяет большое внимание организации туристско-краеведческой работы с младшими школьниками. Проводятся прогулки, походы, экскурсии, беседы, праздники, конкурсы, уроки, викторины, игры как в помещении, так и на местности. В данной работе широко используется накопленный еще в 90-е годы прошлого века краеведческий, экологический и правовой материал школьной лаборатории юного петербуржца (ШЛЮП). На протяжении 15 лет ШЛЮП была экспериментальной площадкой сначала (с 1995 года) экспериментального центра (ЭЦКЭ), затем Центра развития системы дополнительного образования детей Министерства образования РФ и ФГУ «ФИРО» Минобрнауки РФ.
Накопленный опыт работы в таком режиме создал условия для развития социальной активности и адаптации ребенка в современном социуме и решению исследовательских задач:
- в 1-х классах - создание единого коллектива;
- во 2-х классах - развитие творческой и социальной активности как школьников, так и их семей;
- в 3-х классах - воспитание навыков самостоятельности, творческой, социальной инициативы и культуры поведения.
Изучая историю и культуру своего родного края, дети включаются в активную общественно полезную деятельность, что, несомненно, служит воспитанию патриотизма юного петербуржца.
В нашей школе выстроена целостная система туристской деятельности. В начальной школе реализуется образовательная программа «Турист-краевед». В базовой школе внедрены Государственные программы «Отечество» и разработанные туристским сектором программы «Основы туризма», «Игротурград», «Спортивный туризм» и др. В средней школе учащиеся привлекаются к международным туристским программам социального проектирования, например международной программе «Прозрачные воды Невы»; социальной программе «Содружество». На этом этапе с учащимися ведется предпрофессиональная подготовка на базе Городского центра детского и юношеского туризма по специальностям «Турист-инструктор», «Экскурсовод».
Указанная система развивается на основе педагогики, психологии, валеологии с учетом интегрированного подхода с краеведением, правоведением и экологией.
Результатами работы туристского сектора можно считать научно-исследовательскую деятельность с практической направленностью; участие в походах, слетах, лагерях, экспедициях школьного, районного, городского, Российского и международного масштабов.
Интеграции туристско-краеведческой деятельности с образовательным процессом по физической культуре уделяется особое место. Разработанная программа по основам здорового образа жизни с учетом гармонизирующих упражнений фрагментарно внедряется на уроках физической культуры в 1-11-х классах. В базовых классах туристские знания интегрируются с предметами гуманитарного и естественно-математических циклов.
Реализуемые обновлённые экспериментальные образовательные программы «Юные туристы» и «Младшие инструкторы туризма» разработаны на основе специфики спортивного туризма для решения проблемы активной адаптации молодых людей к жизни, повышения обучаемости, развития исследовательских и творческих способностей.
Основной целью Программы «Юный турист-краевед» является интеллектуальное, нравственное и физическое воспитание школьников.
Реализация Программы «Игротурград» оказывает помощь в организации досуга осенних, зимних, весенних и летних каникул на базе городских лагерей при школах Калининского района Санкт-Петербурга для младших и юных петербуржцев, где старшие школьники получают психолого-педагогическую подготовку и дидактические задания, незаметно приобщаясь к социально-культурной деятельности.
В рамках празднования 310-летнего юбилея Санкт-Петербурга туристским сектором разработана программа «310 км пройденного пути - 310-летию Санкт-Петербурга», которая реализуется на турбазах Карельского перешейка; пригородов и окрестностей Санкт-Петербурга; Ленинградской области и бывших царских резиденций.
Это позволило отметить в своё время юбилейные даты Зеле-ногорска (455 лет), Петрокрепости (300 лет), Пскова (1100 лет), Старой Ладоги (1250 лет) других городов и стать традицией в формировании празднично-игровой культуры обучающихся и педагогов средствами туристско-краеведческой деятельности.
Традиционно в школе организована культурно-досуговая деятельность с детьми, родителями и ветеранами. Это обусловило наш выбор по созданию клуба выходного дня для объединения позитивных интересов разных групп петербуржцев с целью их духовного, социального и физического оздоровления; знакомства с неизвестными или малоизвестными культурно-историческими и природными объектами малой родины; участия в акциях по охране, реставрации и благоустройству памятников Отечества; посильного участия в проведении школьных, районных, городских, российских и международных семинаров, конкурсов, конференций, связанных с тематикой клубных встреч. На этом этапе мы объединили детей, родителей и учителей с творческой интеллигенцией города и Ленинградской области с целью изучения истории, культуры и природного наследия Северо-Западного региона России и наметили пути следования туристско-экскурсионного клуба выходного дня «Гармония». Подобная работа с детьми и молодёжью помогает нам в их физическом, духовном и социальном оздоровлении.
Туризм в школе развивается в непосредственной связи с решением общих учебно-воспитательных задач, реализация которых направлена на всестороннее развитие и воспитание школьников. Под туризмом мы понимаем всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе.
Объектом изучения являются социально-экологическое, историческое и культурное развитие микрорайона, города, района, об-
ласти; природные условия и т. д. В своих исследованиях туристы используют данные многих наук - истории, археологии, этнографии, географии, геологии и др.
Школьный туризм имеет определенную предметную направленность - историческую, географическую, литературную, естествоведческую и др. Весьма существенная его сторона - неразрывная связь изучения основ наук с практикой, жизнью, окружающей действительностью.
С учетом вышесказанного нами была разработана «Модель туриста», целевой установкой которой является: помощь подростку найти смысл жизни; нахождение и укрепление собственной личности; смещение оценки собственной личности с высшей оценки на самооценку; построение собственной «сердцевины» жизни и собственно жизни по ней. Самоопределение своей жизни вместо попадания под чужое влияние, целевая ориентация вместо дезориентации, способность отличать существенное от несущественного, а также высвобождать психическую энергию для осуществления главной цели.
В условиях туристского похода наиболее безболезненно и естественно вводятся высокие нормы и ценности человеческого поведения: товарищество; забота о других; интеллектуальная и деловая активность, поскольку они необходимы для выживания и благополучия группы. Следование этим нормам подкрепляется за счет всего комплекса факторов, воздействующих на душу в «путешествии»: новизна и необычность обстановки; обилие информации; чувство безопасности; дружеское общение; реальная возможность самоутверждения в преодолении трудностей; тонизация коры головного мозга за счет физических нагрузок и т. д.
Психический комфорт и чувство защищенности, возникающие как результат таких переживаний, приводят к снятию внутреннего напряжения, тревоги, повышению обучаемости, снижению уровня беспомощности, уменьшению агрессивности. Новый личный опыт делает актуальной проблему его осмысления, сопоставление с прежним опытом, открывает возможность выбора, которого раньше не было.
Все это способствует социальной активности и адаптации ребенка в современном социуме и решению следующих задач на разных этапах: 1-й этап - создание единого коллектива; 2-й этап -развитие творческой и социальной активности школьников; 3-й этап - воспитание навыков самостоятельности, творческой, социальной инициативы и культуры поведения (рис. 1).
Турист-краевед
Рис. 1
Поэтому работа по подготовке младших инструкторов туризма имеет несколько направлений, это подготовка: туриста-эколога; туриста-краеведа; туриста-правоведа.
Каждое из этих направлений кроме общей цели - эффективной адаптации молодых людей к жизни - имеет свою специфику, свои цели, методы, формы, средства организации обучения (см. рис. 2).
Цель Формирование социально-активной личности школьника Интеллектуальное, нравственное, физическое воспитание, воспитание чувства любви к Родине Формирование правового сознании школьников, усиление правового компонента в поведении учащихся
Блок знаний Экологическое состояние своего р-на, города, России, формирование эк. представлений, знакомство с разными объектами природы Изучение культурно-природного наследия района, юрода, России Знание о главных положениях юриспруденции относительно местного самоуправления, служб безопасности (Федеральный закон «Об основах тур. деятельности в РФ», положения о дополнительных мерах по развитию туризма)
Елок умений Охрана окружающей среды, умения взаимодействовать, с природой, навыки исследовательского труда Исследование исторических мест пригородов, области, района, города; разработка планов похода, прогулки, экскурсии, наметить маршруты, объекты Навыки написания рефератов, проведения экскурсий, организация культурно-массовых мероприятий, чтение лекций на местные правовые темы
Психолого-педагогический блок Основы психологических знаний: ввод в технику общения, общения и взаимодействия в группе, закономерности группового развития
Методы, формы, средства организации обучения Полевые экспедиции, мониторинга, тематические акции, дни Чтения, слсты, конференции, походы, конкурсы, викторины Работа на местности, лекции, беседы, экскурсии, занятия по законодательным актам туристской деятельности, написание рефератов
Рис. 2
Цель - формирование социально активной личности школьника с экоцентрическим типом экологического сознания, нравственного самоопределения человека. Интеллектуальное, нравственное, физическое воспитание, воспитание чувства любви к Родине. Формирование правового сознания школьников, усиление правового компонента в поведении учащихся.
Блок знаний: экологическое состояние своего района, города, России, формирование экологических представлений, знакомство с разными объектами природы.
Изучение культурно-природного наследия семьи, района, города, России. Знание о главных положениях юриспруденции относительно местного самоуправления, служб безопасности (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», положения о дополнительных мерах по развитию туризма).
Блок умений: охрана окружающей среды, умения взаимодействовать с природой, навыки исследовательского труда. Исследование исторических мест пригородов, области, района, города; разработка планов похода, прогулки, экскурсии, наметить маршруты, объекты. Навыки написания рефератов, проведения экскурсий, организация культурно-массовых мероприятий, чтение лекций на местные правовые темы.
Психолого-педагогический блок: основы психологических знаний, ввод в технику общения, общения и взаимодействия в группе, закономерности группового развития.
Методы, формы, средства организации обучения: полевые экспедиции, мониторинги, тематические акции, дни. Чтения, слеты, конференции, походы, конкурсы, викторины. Работа на местности, лекции, беседы, экскурсии, занятия по законодательным актам туристской деятельности, написание рефератов.
О результатах познавательной и практической деятельности можно судить по следующим критериям:
• развитие эмоциональной сферы;
• развитие навыков общения;
• повышение интереса к учебе;
• рост усвоения материала;
• экоцентрический тип экономического сознания личности школьника; правовое сознание школьников, усиление правового компонента в поведении учащихся; готовность осуществлять предметно-практическую, мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность;
• понимание и проявление человеческих чувств, гуманизм;
• готовность к самореализации в соответствии с нравственными нормами и нормами здорового образа жизни (см. рис. 3).
Ожндаемые результаты работы но подготовке юного туриста с учетом особенностей личности школьника
Рис. 3
В оценку результативности и эффективности работы входят: измерение мотивации достижения - тест-опросник А. Мехрайиана, М. М. Магомед-Элинова, Модификация; изучение системы социальных отношений - тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; исследование индивидуально-психологических особенностей - опросник «Структура темперамента» (социальная предметная направленность, эмоциональность); изучение свойств личности - личностный опросник Кеттелла; исследование отношения школьников к миру природы: методики экологической психодиагностики (методики «Доминанта», «ЭЗОП», «Альтернатива»).
Примечания
1. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Сер.: Психол. наука - школе. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
2. Валгаева И. А. Становление и развитие взаимоотношений взрослых и детей в общественных объединениях (на примере деятельности Российских скаутов) // Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. 18 с.
3. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для институтов и техникумов физической культуры / Сост. В. И. Ганопольский. М.: Физическая культура и спорт, 1987. 240 с.
4. Шилина З.М. Формирование общественной направленности личности школьника. В помощь классному руководителю. М.: Просвещение, 1977. 224 с.
5. Константинов Ю. С. Подготовка судей соревнований по туризму: Примерные учебные планы и программы семинаров судей туристских соревнований // Примерные учебные планы и программы туристского объединения «Юные судьи туристских соревнований». М.: ЦДЮТур РФ, 1998. 96 с.
6. Маркин О. В. Развитие интереса школьников к туризму // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н. К. Крупской и 70-летию детско-юношеского туризма в СССР. М., 1990. С. 15-16;
7. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
308 с.
8. Супруненко А. С. Концепция деятельности туристско-краеведческо-го клуба подростков // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н. К. Крупской и 70-летию детско-юношеского туризма в СССР. М., 1990. С. 49-53.
9. Успенский В. Б. О профессиональном аспекте работы педагога дополнительного образования // Доклады научно-практической конференции «Проблема результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей». Ярославль, 1997. С. 49-50.
10. Балабин М. А. Порядок организации туристского клуба и планирование его работы: Методические рекомендации. ЦРИБ «Турист», 1978. 51 с.;
11. Бальсевич В. К. Воспитать активную личность // Тезисы докладов 2-й Московской городской научно-практической конференции «Развитие личности. Опыт. Проблемы. Поиски: Актуальные проблемы воспитания и дополнительного образования детей и подростков». М., 1994. С. 134-136.
12. Бирюков А. П. Проектирование программ дополнительного образования на основе их классификации // Внешкольник. 1999. № 1. С. 30-32.
13. Бруднов А. К. Проблема качества как основная задача становления и развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации // Доклады научно-практической конференции «Проблема результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей». Ярославль, 1997. С. 5-7.
14. Гордеева З. И. Цели, задачи и перспективы участия педвузов в подготовке кадров для туристско-краеведческой деятельности (КТД) школьников // Проблемы детско-юношеского туризма: Научно-методический журнал МАДЮТК. М., 1998. № 1. С. 42-46.