Научная статья на тему 'Дополнительная образовательная программа по историко-литературному краеведению «Моя малая Родина»'

Дополнительная образовательная программа по историко-литературному краеведению «Моя малая Родина» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
823
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеснакова Евгения Алексеевна, Горлова Лариса Анатольевна

Представленная программа предназначена для реализации педагогами дополнительного образования и руководителей творческих объединений образовательных учреждений среди учащихся 11-16 лет в течение трех лет. Содержание программы направлено на формирование духовно-нравственной личности и гражданской активности воспитанников средствами историко-литературной краеведческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительная образовательная программа по историко-литературному краеведению «Моя малая Родина»»

Методические разработки и рекомендации

Образовательные программы

Дополнительная образовательная программа по историко-литературному краеведению «Моя малая Родина»

Чеснакова

Евгения Алексеевна,

педагог дополнительного образования

Горлова

Лариса Анатольевна,

методист отдела «Истоки»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, г. Оренбург

Представленная программа предназначена для реализации педагогами дополнительного образования и руководителей творческих объединений образовательных учреждений среди учащихся 11-16 лет в течение трех лет. Содержание программы направлено на формирование духовно-нравственной личности и гражданской активности воспитанников средствами историко-литературной краеведческой деятельности.

Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле...

Д.С. Лихачев

В настоящее время в России идет процесс создания новой системы образования молодежи, огромное внимание уделяется формированию активной гражданской позиции и патриотическому воспитанию. Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека.

Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая деятельность. Историко-литературное краеведение является областью социально-гуманитарных знаний, которые оказывают действенное влияние на формирование мировоззрения, чувств, убеждений подростков. Оно раскрывает воспитанникам связи родного города, села со всей страной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Написание исследовательской работы, подготовка экскурсии дает детям возможность научиться самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, истории, учиться прогнозировать результат, устанавливать причинно-следственные связи. Участие в викторинах и играх является формой социальной практики (совместная творческая работа, взаимоотношения в команде).

Программа «Моя малая Родина» направлена на включение воспитанников в самостоятельную исследовательскую деятель-

Чеснакова Е.А., Горлова Л.А.

ность. Она основана на системном комбинировании теоретических и эмпирических знаний из области истории, культуры, литературы Оренбургского края и основам пешеходного туризма. Это эффективное средство формирования духовно-нравственной личности и самоидентификации подростков как граждан России.

Историко-литературное краеведение способствует познанию окружающего мира, развитию интеллектуальной деятельности, обучает подрастающее поколение основам духовности и нравственности, патриотизму, уважению к истории собственного народа. У подростков формируются чувство любви к малой родине, эмоционально положительное отношение к тем местам, где они родились и живут; развивается умение видеть и понимать красоту мира, желание узнать больше об особенностях своего края, его культуры, истории.

Поисково-исследовательский принцип в организации краеведческой работы предполагает вооружение воспитанников элементарными приемами научного исследования, привитие им умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, повышение познавательной активности и развития творческих способностей.

Историко-литературное краеведение способствует социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Цель программы: формирование духовно-нравственной личности и гражданской активности воспитанников средствами историко-литературной краеведческой деятельности. Задачи:

1) обучающие:

• дать знания об Оренбуржье в древности, истории основания города Оренбурга и губернии, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева;

• рассказать о писателях и поэтах прошлого и современности, чьи имена связаны с Оренбургским краем;

• обучить основам пешеходного туризма;

2) развивающие:

• сформировать навыки научно-исследовательской работы посредством организации и проведения поисково-исследовательской деятельности;

• способствовать развитию духовного и интеллектуального потенциала детей на основе включенности их в историко-литературную краеведческую деятельность;

• повысить познавательную активность и интеллектуальный уровень воспитанников;

3) воспитательные:

• воспитать нравственное отношение к окружающему миру, уважение и бережное отношение к историческому наследию;

• воспитать чувства гражданственности и патриотизма.

Отличительная особенность дополнительной образовательной программы «Моя малая Родина» состоит в более глубоком изучении личностей и значимых исторических событий, связанных с Оренбургским краем, посредством практической и самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников. Роль педагога заключается во включении подростков в инновационную воспитательную среду.

Возраст детей: дополнительная образовательная программа «Моя малая Родина» рассчитана на подростков 11-16 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Дополнительная образовательная программа «Моя малая Родина» рассчитана на три года обучения и построена с учетом интеграции в нее трех модульных блоков: «Историческое краеведение», «Литературное краеведение», «Туризм». Первый год обучения - 144 часа, второй год - 216 часов, третий год - 216 часов. Всего - 576 часов. Виды занятий:

• практико-ориентированное обучение в малых группах: работа с архивными материалами, обработка поискового материала, проведение соревнований по основам пешеходного туризма; лекции; беседы; викторины; конференции; тематические экскурсии. Формы работы: групповая; микрогрупповая; индивидуальные. Режим занятий:

1-й год обучения - два раза в неделю по два часа;

2-й год обучения - два раза в неделю по три часа;

3-й год обучения - два раза в неделю по три часа. Ожидаемые результаты:

владение знаниями об истории Оренбуржья от древности до наших дней;

знакомство с писателями и поэтами прошлого и современности, чьи имена связаны с Оренбургским краем; овладение основами пешеходного туризма; приобретение навыков ведения исследовательской деятельности и в работе со справочной литературой, СМИ, архивными материалами;

повышение потребности в дальнейшем изучении истории, культуры, литературы родного края, его проблем; развитие гуманного и бережного отношения к историческому наследию;

формирование гражданской позиции и патриотизма. Способы определения результативности программы:

Чеснакова Е.А., Горлова Л.А.

• педагогическое наблюдение;

• зачеты на знание теоретических вопросов (работа по карточкам, краеведческий и топографический диктанты);

• самостоятельные работы за полугодие;

• анализ творческих работ: рефератов, сочинений, исследовательской деятельности;

• итоговый контроль в виде игр, викторин, соревнований. Формой подведения итогов реализации программы является участие в следующих мероприятиях:

1. Городское краеведческое ориентирование «Оренбургские дворики».

2. Городское соревнование по спортивному ориентированию «Золото осени».

3. Городское соревнование по спортивному ориентированию для младших школьников «Старты надежд».

4. Городская краеведческая игра «Ларец знаний».

5. Городское соревнование по топографии.

6. Городское соревнование по технике пешеходного туризма «Медицина».

7. Городская научно-практическая туристско-краеведческая конференция «Отечество».

8. Городское соревнование по спортивному ориентированию «Весенняя капель».

9. Городской конкурс «Интеллектуалы XXI века».

10. Областном конкурс исследовательских работ «Растим патриотов» в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество».

11. Областной конкурс детского литературного творчества «Рукописная книга».

12. Областной конкурс «Река весны - река жизни», посвященный памяти В.П. Поляничко.

13. Областной конкурсе творческих работ по изучению родного края «Узнай Россию».

14. Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.

15. Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ «Человек в истории. XX век».

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Моя малая Родина» (1-й год обучения)

№ п/п Наименование темы Количество часов

1 Модульный блок «Историческое краеведение» теория практика практика индивид. всего

1.1 Наш край вдревности. Савроматы и сарматы 4 8 12

1.2 Основание Оренбурга и образование губернии 6 10 16

1.3 Моя родословная 2 10 8 20

Всего: 12 28 8 48

2 Модульный блок «Литературное краеведение»

2.1 Музей-заповедникС.Т. Аксакова -жемчужина Оренбуржья 2 4 6

2.2 Детство и юность С.Т. Аксакова 4 6 10 20

2.3 Творческая зрелость писателя 4 6 10

2.4 Домлитераторовим. С.Т. Аксакова 2 4 6

2.5 Писатели и поэты Оренбургского края - наши современники 6 6 8 20

Всего: 18 26 18 62

3 Модульный блок «Туризм»

3.1 История пешеходного туризма 2 2

3.2 Основы топографии и ориентирования 4 8 12

3.3 Основы туристической техники 4 8 12

3.4 Оказание первой медицинской помощи 2 6 8

Всего: 12 22 34

Итого: 42 76 26 144

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Моя малая Родина» (2-й год обучения)

№ п/п Наименование темы Количество часов

1. Модульный блок «Историческое краеведение» теория практика практика индивид. всего

1.1 Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Е. Пугачева 6 6 12

1.2 История Оренбургского казачества 6 6 9 21

1.3 Исследователи Оренбургского края 6 6 9 21

1.4 Церкви и храмы Оренбурга 6 9 6 21

1.5 Оренбуржье многонациональное 3 6 9

Всего: 27 33 24 84

2 Модульный блок «Литературное краеведение»

2.1 Фольклор народов Оренбургского края 3 6 9

2.2 A.C. Пушкин в Оренбуржье 6 6 12

2.3 Жизнь и творчество русского поэта, этнографа, фольклориста А.П. Кузнецова 6 9 9 24

2.4 Жизнь и творчество поэта и публициста М.Л. Михайлова 6 9 9 24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.5 Писатели и поэты Оренбургского края - наши современники 6 9 15

Всего: 27 39 18 84

I Чеснакова Е.А., Горлова Л.А.

3. Модульный блок «Туризм»

3.1 Топография и ориентирование 6 9 15

3.2 Туристическая техника 6 12 18

3.3 Оказание первой медицинской помощи 6 9 15

Всего: 18 30 48

Итого: 72 102 42 216

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Моя малая Родина» (3-й год обучения)

№ п/п Наименование темы Количество часов

1 Модульный блок «Историческое краеведение» теория практика практика индивид. всего

1.1 Топонимика 9 3 12 24

1.2 Оренбургское купечество 9 6 12 27

1.3 Дворянские усадьбы 9 12 12 33

Всего: 27 21 36 84

2 Модульный блок «Литературное краеведение»

2.1 Жизнь и творчество баснописца, драматурга, прозаика И.А. Крылова 9 9 6 24

2.2 Жизнь и творчество русского прозаика, поэта, драматурга С.И. Гусева-Оренбургского 9 12 12 33

2.3 Писатели и поэты Оренбургского края - наши современники 9 15 24

Всего: 27 36 18 81

3 Модульный блок «Туризм»

3.1 Нормативные документы по туризму 3 3

3.2 Инструкторская подготовка судейства по туристической технике 9 18 27

3.3 Инструкторская подготовка по экскурсионному ориентированию 6 15 21

Всего: 18 33 51

Итого: 72 90 54 216

Содержание программы дополнительного образования «Моя малая Родина»

(1-й год обучения)

1. Модульный блок «Историческое краеведение»

1.1. Наш край в древности. Савроматы и сарматы. Первые жители нашего края, поселения родовых общин каменного и бронзового

веков. Древние скотоводы, земледельцы и металлурги. Кочевники раннего железного века. Распад родовой общины. Савроматы и сарматы.

Посещение Областного краеведческого музея, посещение музея археологии ОГПУ

Викторина «Наш край в древности». Посещение Института степи УрО РАН.

1.2. Основание Оренбурга и образование губернии. История основания Оренбурга и Оренбургской губернии. Имя моего города. Первые улицы и районы Оренбурга. Оренбург как межнациональный и единый торговый центр на границе Европы и Азии. Первый губернатор города И.И. Неплюев.

Работа с картами, схемами, путеводителями по Оренбургу и Оренбургской области, краеведческой литературой. Посещение Музея истории Оренбурга. Краеведческое ориентирование по улицам старого города - «Оренбургские дворики». Самостоятельная работа с краеведческой литературой. Сбор и оформление краеведческого материала в виде выставок, сочинений, рефератов, докладов. Викторина «Знаешь ли ты историю Оренбурга?»

1.3. Моя родословная. Что такое родословная. История генеалогии. История семьи в истории страны. Основные родственные связи: сестра-брат, бабушка-дедушка, тесть-теща, свекр-свекровь, невестка, шурин. История семьи в истории страны.

«Родословная роща» - составление генеалогического древа. Работа с домашними архивами. Работа в архиве города.

2. Модульный блок «Литературное краеведение»

2.1. Музей-заповедник С.Т. Аксакова - жемчужина Оренбуржья.

Знакомство с историей музея-заповедника С.Т. Аксакова Бугурус-ланского района.

Просмотр видеофильмов об усадьбе С.Т. Аксакова «Живи, родник», «В поисках Аленького цветочка», «Лето Багровых внуков». Творческая мастерская (рисунки, сочинения, эссе, стихи).

2.2. Детство и юность С.Т. Аксакова. Знакомство с малоизвестными фактами биографии писателя.

Работа в архиве по сбору материала. Конкурс рисунков «Аленький цветочек». Оформление фотовыставки, написание творческих работ (сочинения, эссе, реферативные работы).

2.3. Творческая зрелость писателя. Природа Оренбургского края глазами С.Т. Аксакова («Записки ружейного охотника»). Знакомство с малоизвестными произведениями писателя.

Аксаковские чтения («Детские годы Багрова-внука», «Плач духа березы», «Очерк зимнего дня»). Посещение презентации творческих работ участников литературно-художественной экспедиции «Аленький цветочек» (ОДТДМ им. В.П. Поляничко).

2.4. Дом литераторов им. С.Т. Аксакова. Изучение истории Дома литераторов им. С.Т. Аксакова.

Чеснакова Е.А., Горлова Л.А.

Посещение Дома литераторов им. С.Т. Аксакова. Творческая мастерская «Моя малая Родина» (рисунки, сочинения, эссе, стихи).

2.5. Писатели и поэты Оренбургского края - наши современники. Знакомство с биографией и литературным творчеством оренбургских поэтов: Н.А. Емельяновой, П.Н. Краснова, И.А. Бехтерева, В.И. Одноралова, Н.Ю. Кожевниковой, А.Г. Филиппова.

Творческая мастерская «Вдохновение» (чтение стихов оренбургских поэтов). «Литературная гостиная» - встреча с оренбургскими писателями и поэтами в Доме литераторов им. С.Т. Аксакова. Фотовыставка «Оренбург литературный. Написание творческих работ (сочинения, эссе, реферативные работы).

3. Модульный блок «Туризм»

3.1. История пешеходного туризма. История развития туризма. Виды и форма туризма.

3.2. Основы топографии и ориентирования. Значение топографических карт в народном хозяйстве, обороне государства, для туристов. Условные топографические знаки. Масштаб карты (линейный, числовой). Умение определять расстояние по карте. Форма, цвет и размеры топографических знаков. Компас и его устройство. Что такое азимут. Движение по азимуту.

Определение и вычерчивание топознаков, чтение карты, измерение расстояний по карте. Ориентирование на местности по карте и компасу на территории школьного двора, парка Зауральной рощи. Определение азимута на ориентир. Топографический диктант.

3.3. Основы туристической техники. Техника бивачных работ. Обеспечение безопасности. Разведение костров. Виды узлов.

Установка палатки. Вязка узлов. Разработка маршрута. Поход выходного дня.

3.4. Оказание первой медицинской помощи. Личная гигиена туриста-исследователя. Состав аптечки. Первая помощь при травмах. Зеленая аптека.

Комплектование аптечки. Определение лекарственных и ядовитых растений. Зачет по оказанию первой помощи. Соревнования по оказанию первой медицинской помощи.

Содержание программы дополнительного образования «Моя малая Родина»

(2-й год обучения)

1. Модульный блок «Историческое краеведение»

1.1. Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Еме-льяна Пугачева. Оренбург в период крестьянской войны 1773-1775 гг. Личность Е. Пугачева. Анализ поражения повстанцев во главе.

Посещение Музея истории города Оренбурга; мест, связанных с крестьянской войной 1773-1775 гг.: Форштадт, Георгиевский собор, поселок Берды. Просмотр спектакля «Капитанская дочка» в Оренбургском государственном областном драматическом театре им. М. Горького.

1.2. История Оренбургского казачества. Образование Оренбургского казачьего войска. Казачьи символы и знаки. Казаки - Георгиевские кавалеры. Казачьи праздники. Георгиевский собор - памятник войсковой старины.

Посещение Оренбургского областного историко-краевед-ческого музея. Посещение Музея оренбургского казачества. Работа в архиве.

1.3. Исследователи Оренбургского края. Исследователи нашего края: от Геродота до П.И. Рычкова. По следам академических экспедиций под руководством П.С. Палласа, И.И. Лепехина, П. Фалька, Э. Эверсманна. Историк-краевед С.А. Попов.

Посещение Музея истории города Оренбурга. Встреча с научным сотрудником музея Л.Н. Сорокиной. Работа в архиве. Викторина «Связь времен».

1.4. Церкви и храмы Оренбурга. История Оренбургской Епархии. Исчезнувшие церкви и храмы Оренбурга. «Небесное с земным соединяя» - возрождение храмов нашего города. Церковные праздники.

Посещение Никольского Кафедрального собора, Георгиевского храма, Покровской церкви, церкви во имя Иоанна Богослова. Оформление фотовыставки «Храмы нашего города».

1.5. Оренбуржье многонациональное. Многонациональный состав населения Оренбургского края. Основные национальности оренбургской области.

Посещение Культурного комплекса «Национальная деревня». Оформление фотовыставки.

2. Модульный блок «Литературное краеведение»

2.1. Фольклор народов Оренбургского края. Богатство устного народного творчества многонационального населения Оренбуржья.

Изучение народных песни и преданий о крестьянских и казачьих восстаниях, о народных заступниках - Степане Разине, Кон-дратии Булавине, Емельяне Пугачеве.

Посещение Института культуры им. Л. Ростроповича, концертного зала Оренбургской областной филармонии.

2.2. А.С. Пушкин в Оренбуржье. Знакомство с историей путешествия А.С. Пушкина в Оренбургский край. Оренбуржье в произведениях поэта. Пушкинские места в Оренбурге.

Экскурсия по пушкинским местам в городе Оренбурге. Конкурс сочинений на тему «И с каждой осенью я расцветаю вновь».

2.3. Жизнь и творчество русского поэта, этнографа, фольклориста А.П. Кузнецова. Жизнь и творчество А.П. Кузнецова. Личность А.П. Кузнецова глазами наших современников.

Чеснакова Е.А., Горлова Л.А.

Встреча с внуком А.П. Кузнецова Г.Ф. Хомутовым Работа в архиве. Литературные чтения («Этнографические очерки»). Работа в архиве. Оформление фотовыставки, написание творческих работ (сочинения, эссе, реферативные работы).

2.4. Жизнь и творчество поэта, критика и публициста М.Л. Михайлова. Жизненный и творческий путь М.Л. Михайлова, революционная деятельность.

Литературные чтения (повесть «Адам Адамыч»). Творческая мастерская («Пятеро», «Памяти Добролюбова», «Крепко, дружно вас в объятья...» и др.). «Писатель о писателе» - круглый стол в Доме литераторов. Работа в архиве.

2.5. Писатели и поэты Оренбургского края - наши современники. Знакомство с биографией и литературным творчеством - Т.В. Басковой, Н.Ф. Корсунова, Ю.М. Орябинского, С.И. Ждановым.

Творческая встреча с Т.В. Басковой. Творческая мастерская «Вдохновение» (чтение стихов оренбургских поэтов). Посещение фотовыставки Оренбургского Дома художников. Оформление фотовыставки, написание творческих работ (сочинения, эссе, реферативные работы).

3. Модульный блок «Туризм»

3.1. Топография и ориентирование. Маршрутная лента. Ориентирование на местности по местным предметам. Азимут истинный и магнитный. Определение азимута на ориентир по карте, движение по азимуту. Глазомерная съемка. Нанесение на карту местных предметов, объектов природы.

Зарисовка топографических знаков. Топографический диктант. Составление маршрутной ленты. Соревнования по спортивному ориентированию и топографии.

3.2. Туристическая техника. Спасательные работы. Узлы и их назначение. Подъем и спуск спортивным способом. Переправа по бревну. Преодоление условного «болота». Подъем по склону с альпенштоком. Параллельная переправа.

Вязка узлов. Преодоление препятствий. Соревнование по технике пешеходного туризма. Занятия на местности по отработке навыков по преодолению условных препятствий.

3.3. Оказание первой медицинской помощи. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль. Признаки заболеваний и травм. Первая доврачебная помощь в походе. Наложение повязок. Искусственное дыхание. Транспортировка пострадавшего. Виды кровотечений, способы их остановки. Правила наложения жгута.

Специальные упражнения для развития силы ног и для расслабления мышц ног, рук, спины. Упражнения для координации движения и равновесия. Комплектование аптечки. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи. Транспортировка пострадавшего. Вязка носилок.

Содержание программы дополнительного образования «Моя малая Родина»

(3-й год обучения)

1. Модульный блок «Историческое краеведение»

1.1. Топонимика. Понятие «топонимика» и «микротопонимика». Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов Оренбуржья. Легенды и предания о происхождении различных географических объектов Оренбургского края.

Викторина «Топонимы Оренбурга». Работа в архиве, библиотеке. Написание исследовательских работ.

1.2. Оренбургское купечество. Вклад купечества в экономическое развитие Оренбургского края. Меценатская деятельность купцов 1-й гильдии Н.А. Дюкова, А.А. Белова, И.А. Зарывнова, М. Г. Хусаинова, Н.Н. Андреева.

Краеведческий диктант «Оренбургское купечество». Экскурсия в медресе Хусаиния. Работа в архиве, библиотеке. Написание исследовательских работ.

1.3. Дворянские усадьбы. Понятие «усадьба». Дворянские родовые усадьбы Карамзиных, Крашенинниковых-Циолковских, Ти-машевых, Державиных, Рычковых, Шотт, Стобеуса в Оренбуржье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Краеведческие баталии «Дворянские гнезда». Тематическая экскурсия в усадьбу Крашенинниковых-Циалковских (село Андре-евка Саракташского района). Работа в архиве, библиотеке. Написание исследовательских работ.

2. Модульный блок «Литературное краеведение»

2.1. Жизнь и творчество баснописца, драматурга, прозаика И.А. Крылова. Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова. Личность И.А. Крылова (воспоминания Петра Ивановича Рычкова).

Литературные чтения («Рассказы Крылова о пугачевщине»). Творческая мастерская (чтение и анализ басен «Безбожники», «Конь и всадник», написание сочинений, эссе). Работа в архиве. Написание исследовательских работ.

2.2. Жизнь и творчество русского прозаика, поэта, драматурга С.И. Гусева-Оренбургского. Жизнь и творчество С.И. Гусева-Оренбургского. Личность С.И. Гусева-Оренбургского глазами наших современников.

Литературные чтения («Страна отцов», «Где ветлы стояли», «Мгла», «Кошмар», «Нужда»). Творческая мастерская (написание сочинений, эссе, реферативные работы). Работа в архиве. Написание исследовательских работ.

2.3. Писатели и поэты Оренбургского края - наши современники. Знакомство с биографией и литературным творчеством И.А. Бехтерева, Г.П. Шиндяева, А.В. Мелешко.

Чеснакова Е.А., Горлова Л.А.

Творческая мастерская «Вдохновение» (чтение и анализ стихов оренбургских поэтов). «Литературная гостиная» -встреча с поэтом-песенником Г.П. Шиндяевым и оренбургской поэтессой А.В. Мелешко в Доме литераторов им. С.Т. Аксакова. Оформление фотовыставки «Оренбург литературный». Написание творческих работ (сочинений, эссе, реферативные работы).

3. Модульный блок «Туризм»

3.1. Нормативные документы. Инструкция по организации и проведению туристических походов, экспедиций, экскурсий. Правила организации и проведения туристских соревнований.

Разрядные требования по пешеходному туризму. Положение об инструкторе детско-юношеского туризма.

3.2. Инструкторская подготовка судейства по туристической технике. Основные этапы полосы препятствий: «установка палатки», «навесная переправа», «спуск-подъем по склону», «переноска пострадавшего», «преодоление водной преграды», «вязка узлов». Права и обязанности судей. Порядок работы судей на этапах. Таблицы штрафного времени за ошибки и нарушения. Порядок определения результатов соревнований.

Планирование дистанции. Подготовка судейской документации. Участие в работе службы секретариата во время соревнований. Выбор района соревнований, расстановка и оборудование этапов. Судейство соревнований по туристической технике.

3.3. Инструкторская подготовка по экскурсионному ориентированию. Экскурсионное ориентирование по старым улицам г. Оренбурга. Изучение места Салмышского боя (с. Архиповка) по документальным источникам. История, памятные события.

Самостоятельная разработка и проведение экскурсии. Тематическая экскурсия на место Салмышского боя (с. Архиповка Сак-марского района).

Методическое обеспечение программы дополнительной образовательной программы Моя малая Родина» (1-й год обучения)

№ п/п Название темы Литература

1 Модульный блок «Историческое краеведение»

1.1 Наш край вдревности. Савроматы и сарматы История родного края: учеб. пособие. -Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1976.- 160 с. с ил.

1.2 Основание Оренбурга и образование губернии Футорянский Л.И История Оренбуржья: учеб. пособие. - Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 1996. - 351 с.

1.3 Моя родословная Миронов Ю.Ф. Пишем родословную книгу: метод, пособие - СПб.: Родословная книга Отечества, 2003. - 60 е., илл.

2. Модульный блок «Литературное краеведение»

2.1 Музей-заповедник С.Т.Аксакова - жемчужина Оренбуржья Солоухин В.А. Время собирать камни: Очерки. - М.: Мол. Гвардия, 1990.

2.2 Детство и юность С.Т.Аксакова С.Т.Аксаков // Прокофьева А.Г. Оренбургский край в произведениях русских писателей. - Оренбург, 1991.

2.3 Творческая зрелость писателя С.Т.Аксаков // Прокофьева А.Г. Оренбургский край в произведениях русских писателей. - Оренбург, 1991.

2.4 Домлитераторов им. С.Т.Аксакова Прокофьева А.Г.Литературное Оренбуржье: биобиблиографический словарь/ А.Г. Прокофьева, В.Ю. Прокофьева, О.В. Федосова, Г.Ф. Хомутов; Редкол.: Н.Ф. Корсунов [и др.]. - Оренбург: Изд-во «Оренбургская книга», 2006. - 272 с.

2.5 Писатели и поэты Оренбургского края -наши современники Прокофьева АОитературное Оренбуржье: биобиблиографический словарь/А! Прокофьева, В.Ю. Прокофьева, О.В. Федосова, ТФ. Хомутов; Редкол.: Н.Ф. Корсунов [и др.]. - Оренбург: Изд-во «Оренбургская книга», 2006. - 272 с. Санникова И.Н. Методическое пособие из опыта внешкольной работы по литературе. Часть 2. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. -284 с.

3 Модульный блок «Туризм»

3.1 История пешеходного туризма ЛогиновЛ.М. Организация и содержание работы туристской секции коллектива физкультуры: Методические рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1976. - 38 с.

3.2 Основы топографии и ориентирования Туризм и краеведение: программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 1982.- 352 с. Курилова В.И.Туризм: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1988.

3.3 Основы туристической техники Курилова В.И.Туризм: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1988.

3.4 Оказание первой медицинской помощи Курилова В.И.Туризм: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1988.

Методическое обеспечение программы дополнительной образовательной программы «Моя малая Родина» (2-й год обучения)

№ п/п Название темы Литература

1 Модульный блок «Историческое краеведение»

1.1 Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Е. Пугачева Футорянский Л.И История Оренбуржья: учеб. пособие. - Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 1996. - 351 с.

1.2 История Оренбургского казачества История родного края:учеб.пособие для 8-10-х классов средней школы. -Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1988. - 176 с. с ил.

Чеснакова Е.А., Горлова Л.А.

1.3 Исследователи Оренбургского края Чибилев A.A. В глубь степей: учеб. пособие при изучении географии и истории родного края в средней школе. - Екатеринбург: УИФ «Наука», 1993.

1.4 Церкви и храмы Оренбурга Футорянский Л.И История Оренбуржья: учеб. пособие. - Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 1996. - 351 с.

1.5 Оренбуржье многонациональное Футорянский Л.И История Оренбуржья: учеб. пособие. - Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 1996. - 351 с.

2 Модульный блок «Литературное краеведение»

2.1 Фольклор народов Оренбургского края Футорянский Л.И. История родного края: учеб. пособие для 8-10-х классов средней школы. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1988. - 176 с. с ил.

2.2 А.С.Пушкин в Оренбуржье Прокофьева А.Г. Пушкин и Оренбургский край: документы, записи, письма, воспоминания, исследования. - Оренбург: ОГПУ, 2000.- 239 е.: ил. Санникова И.Н. Путь к книге: Методическое пособие из опыта внешкольной работы политературе. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 2002.-396с.

2.3 Жизнь итворчество русского поэта,этнографа, фольклориста А.П. Кузнецова Прокофьева А.Г. Литературное Оренбуржье: биобиблиографический словарь/А! Прокофьева, В.Ю. Прокофьева, О.В. Федосова, Г.Ф. Хомутов; Редкол.: Н.Ф. Корсунов [и др.]. - Оренбург: Изд-во «Оренбургская книга», 2006. - 272 с.

2.4 Жизнь итворчество поэта и публициста М.Л. Михайлова Прокофьева А.Г. Оренбургский край в русской литературе: Хрестоматия по литературному краеведению. - Оренбург: «Орлит-А», 2003.

2.5 Писатели и поэты Оренбургского края -наши современники Прокофьева А.Г. Литературное Оренбуржье: биобиблиографический словарь/А.Г Прокофьева, В.Ю. Прокофьева, О.В. Федосова, Г.Ф. Хомутов; Редкол.: Н.Ф. Корсунов [и др.]. - Оренбург: Изд-во «Оренбургская книга», 2006. - 272 с. Санникова И.Н. Метод, пособие из опыта внешкольной работы политературе.Часть 2. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. - 284 с.

3 Модульный блок «Туризм»

3.1 Топография и ориентирование Курилова В.И. Туризм: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1988.

3.2 Туристической техника Курилова В.И. Туризм: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1988.

3.3 Оказание первой медицинской помощи Курилова В.И. Туризм: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1988.

Методическое обеспечение программы дополнительной образовательной программы «Моя малая Родина» (3-й год обучения)

№ п/п Название темы Литература

1 Модульный блок «Историческое краеведение»

1.1 Топонимика Стрельников С.М. Географические названия Оренбургской области.Топонимический словарь. - Кувандык: изд-во Стрельникова, 2002. Алеврас H.H. История Урала (XI - XVIII вв.): Метод, пособие для учащихся старших классов. - Челябинск: Юж-Урал. книж изд., 2000. Личман Б.В. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: учеб. пособие для старших кл. основной шк- Екатеринбург: Изд. «СВ-96», 1998.

1.2 Оренбургское купечество Кротова Г.А. Купцы и предприниматели Уральского региона: XVII - нач. XX вв.: (крат, библиогр.слов.-справ.). - Екатеринбург, 2001. - 47 с.

1.3 Дворянские усадьбы Сорокина О.Н.Усадьба на фоне истории. Хроника рода Тимашевых: учеб. пособие. -Оренбург, 2006. Злочевский Г.С. Памятники отечества. Мир русской усадьбы: Учебное пособие. - М.: Образование, 1995.

2 Модульный блок «Литературное краеведение»

2.1 Жизнь и творчество баснописца, драматурга, прозаика И.А. Крылова Прянишников Н.Е. Иван Андреевич Крылов // Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае: учеб. пособие. - Челябинск: ЮУКИ, 1977.

2.2 Жизнь и творчество русского прозаика, поэта,драматурга С.И. Гусева-Оренбургского Прокофьева А.Г Оренбургский край в жизни и творчестве С. И. Гусева-Оренбургского // Русская литература. -1996. - № 1. -С. 201-202.

2.3 Писатели и поэты Оренбургского края -наши современники Прокофьева А.Г. Литературное Оренбуржье: биобиблиографический словарь/ А.Г. Прокофьева, В.Ю. Прокофьева, О.В. Федосова, Г.Ф. Хомутов; Редкол.: Н.Ф. Корсунов [и др.]. - Оренбург: Изд-во «Оренбургская книга», 2006. - 272 с.

3 Модульный блок «Туризм»

3.1 Нормативные документы по туризму Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000: учеб. пособие. Вып.2.-М, 1998. Константинов Ю.С. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей: учеб. пособие. - М., 1995.

3.2 Инструкторская подготовка судейства по туристической технике Тыкул В.И.Спортивное ориентирование. Учебное пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. -М.: Просвещение, 1990.

Чеснакова Е.А., Горлова Л.А.

3.3 Инструкторская подготовка Курилова В.И. Туризм: учеб. пособие. -

по экскурсионному ориентированию М.: Просвещение, 1988.

Туризм и спортивное ориентирование:

учебное пособие для институтов и техни-

кумов физической культуры /Сост.

В.И. Ганопольский. - М.: Физкультура

и спорт, 1987/

Литература для педагогов

1. Алексеева Л.А. Изучение умственного утомления учащихся 5-8 классов и обоснование его устранения физическими упражнениями: Автореф. канд. дис. - М., 1981.

2. Бардин К.В. Азбука туризма. - М., 1981.

3. Берман А.Е. Юный турист. М., 1977.

4. Бринк И.Ю. Ателье туриста. М., 1990.

5. Веденин Ю.А. Русские дворянские усадьбы и их роль в возрождении культурного ландшафта России // Русская усадьба. - Вып. 1(17). - М., 1994.

5. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. -М., 1987.

6. Герд А.Я. Об естественноисторических экскурсиях. - М., 1966.

7. Гориневская В.В., Лейсаков Н.К. Пешеходный туризм. - М., 1960.

8. Гужова Л.Г. Развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования: Автореф. канд. дис. - М., 2000.

9. Детский туризм в России. Очерки истории: 1918-1998гг. / Сост. Ю.С. Константинов. - М., 1999.

10. Зимина Т.А. Профессионально- педагогические функции школьных музеев в системе дополнительного образования детей: Авторефер. канд. дис. - М., 2000.

11. Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения. -Петрозаводск, 1966.

12. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1955.

13. Ковалев А.Г. Психология личности. - М., 1970.

14. Кодаш Э.Н. Соревнования туристов. - М., 1990.

15. Константинов Ю.С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля: Авто-реф. канд. дис. - М., 1999.

16. Коростин В.А. Туристские маршруты Оренбуржья. - Челябинск, 1871.

17. Курилова В.И. Туризм: Уч. пособие. - М., 1988.

18. Липинак В.Г. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе краеведческой работы: Канд. дис. - Л., 1967.

19. Макаренко А.С. Сочинения. - М., 1957.

20. Нарацевич В.А. Участнику туристского похода. - М., 1964.

21. Никитин Б.Н. Физическая культура и спорт - источник силы, здоровья и долголетия. - М., 1958.

22. Остапец А.А. На маршруте туристы - следопыты. - М., 1987.

23. Остапец А.А. Могучее средство развития личности. - М., 1994.

24. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. - М., 1966.

25. Сергеев Б.П. Туристские биваки. - М., 1967.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1970.

27. Туризм в школе. Книга руководителя путешествия. - М., 1983.

28. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. -М., 1968.

29. Шкляев В.С. Формирование личностных качеств средствами туризма и краеведения: Автореф. канд. дис. - М., 2000.

30. Штюрмер Ю.А. Карманный справочник туриста. - М., 1970.

31. Шабанов А.А. Карманная энциклопедия туриста. - М., 2000.

Литература для учащихся

1. Добкович В.В. Турист СССР. - М., 1957.

2. Дорофеев В.В. Над Уралом рекой. - Челябинск, 1988.

3. Десятков Г.М. Легенды старого Оренбурга. - Калуга, 1994.

4. Кошель П.А. Любовь и Восток. - М., 1994.

5. Курилова В.И. Туризм: Уч. пособие. - М., 1988.

6. Ландшафты Оренбуржья. - Оренбург, 1994.

7. Семенов В.Г. Губернаторы Оренбургского края. - Оренбург, 1999.

8. Трипольский Л.Г. Спутник туриста. - М., 1963.

9. Условные знаки, образцы шрифтов и сокращений топографических карт. - М., 1951.

10. Футорянский Л.И. Оренбург. - Челябинск, 1993.

11. Футорянский Л.И. История Оренбуржья. - Оренбург, 1996.

12. Чибилев А.А. Зеленая книга степного края. - Челябинск, 1983.

13. Чибилев А.А. Лик степи. - Л., 1990.

14. Чибилев А.А. В глубь степей. - Екатеринбург, 1993.

15. Шабанов А.А. Карманная энциклопедия туриста. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.