Научная статья на тему 'Пути и приемы включения краеведческого материала в процесс изучения биографии писателя в средних классах'

Пути и приемы включения краеведческого материала в процесс изучения биографии писателя в средних классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1105
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова О. А.

В статье анализируется состояние проблемы изучения биографии писателя на уроках в средней школе, приводятся экспериментальные данные, предлагается новая технология включения краеведческого материала в процесс изучения биографии писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути и приемы включения краеведческого материала в процесс изучения биографии писателя в средних классах»

Родионова О.А.

Оренбургский государственный педагогический университет

ПУТИ И ПРИЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ В СРЕДНИХ КЛАССАХ

В статье анализируется состояние проблемы изучения биографии писателя на уроках в средней школе, приводятся экспериментальные данные, предлагается новая технология включения краеведческого материала в процесс изучения биографии писателя.

В методической науке, в практике школы сложились определенные традиции изучения биографии и творческого пути писателя. Однако в условиях модернизации образования и решения самой актуальной задачи — возвращения интереса к предмету и чтению вообще, — необходимо совершенствование современных подходов к решению проблем этого, казалось бы, традиционного блока литературного образования.

Биография писателя - это один из самых живых и волнующих разделов курса литературы. Изучая биографию, учащиеся постигают связь писателя с жизнью, условия его становления и формирования как прозаика или поэта, его ошибки и достижения в борьбе за общественный идеал. В то же время через биографию учащимся легче понять исторический процесс развития литературы, так как он предстает перед ними в живых, конкретных лицах, в столкновении их мировоззрений, в чередовании произведений. Без биографий писателей литературный процесс был бы обезличен, как был бы обезличен и исторический процесс, если бы мы стали изучать историю нашей Родины вне ее общественно-политических деятелей.

«Внимание к человеку, к проявлению его возможностей свойственно нашему времени. В литературоведении, критике, среди читателей растет интерес к личности писателей. Жизнь требует полноценного изучения биографий писателей в школе. Помимо познавательного и воспитательного значений они являются ключом к пониманию произведений, созданных писателем». [1, с. 3]

При изучении биографии следует отказаться не только от потока излишней информации, массива фактов, дат и подробностей, но и вычленить, акцентировать внимание на таких моментах в биографии великого чело-

века, как детство, семья, чтение, учеба и жизненные «университеты», подвижнический труд, мучительные поиски истины, эволюция мировоззрения и творчества, дружба и любовь, самовоспитание и самоусовершенствование, ошибки и заблуждения, «взлеты» и «падения» души.

Однако практика современной школы свидетельствует о часто встречающемся однообразии проведения уроков изучения биографии писателя.

В учебниках и хрестоматиях по литературе, как правило, освещаются лишь основные вехи жизни и творчества великих русских писателей. Внимание учащихся фиксируется лишь на важнейших деталях и фактах: когда родился писатель, кто были его родители, где он получил образование, в каком году началась его литературная деятельность, как назывались его первые произведения, о чем в них говорилось и т.д. Такая однообразная схема биографии, если она к тому же излагается преподавателем сухо и бесстрастно, может оставить учащихся равнодушными даже к самым волнующим страницам жизни писателя.

Изучение биографии писателя кажется легкой задачей лишь на первый взгляд. Учитель встречает много трудностей в этой работе. Словесник, подходящий творчески к этой проблеме, ищет новые подходы к изучению биографии писателя. Одним из таких подходов, который может оживить урок, передать колорит эпохи, показать живой облик писателя, заинтересовать его творчеством, обратить внимание на его связи с местным краем, с жизнью родного народа является привлечение литературно-краеведческого материала о жизненных и творческих связях изучаемого писателя с родным для учащихся краем.

Литературное краеведение как основа новой технологии может помочь учителю-

словеснику в изучении биографии писателя, но редко используется в современной школе.

К краеведению на сегодняшний момент обратились авторы школьных программ по литературе. Так, в программах, созданных под руководством Г. И. Беленького, В. Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой, В. Г. Маран-цмана, А.Г. Кутузова, краеведение присутствует, но в различных объемах и видах. В программе, разработанной под руководством Т.Ф. Курдюмовой, встречаются подзаголовки краеведческого характера: «Детство в Спасском-Лутовинове», «Детство поэта», «Родное гнездо Тарханы», «Болдинская осень 1833 года». В разделах «Для чтения и изучения» предложены произведения, общекраеведческой значимости, отражающие природные, исторические, этнические, культурные особенности края, которые должен знать любой русский человек, любящий культуру своей Родины. Например, такие имена, как С.Т. Аксаков, А.С. Пушкин, Г.Р. Державин, В. Маканин, оренбуржцу важны и в региональном плане.

В программе В.Г. Маранцмана элементы краеведения проявляются в тематических циклах: «Времена года», «Эпохи жизни», «Человек на дорогах разных времен». В методических рекомендациях к курсу В.Г. Ма-ранцмана встречаются формулировки краеведческого характера, такие как «пространство времени - пространство памяти», «писатель и время», подзаголовки: «Захарово и Москва колыбель патриотизма и широты культуры А.С. Пушкина», «Впечатления детства и память о них в первые годы жизни в Петербурге Н.В. Гоголя», «Спасское-Луто-виново - родина Тургенева», «Л.Н. Толстой на Кавказе», «Новгородская земля - родина Р. Погодина», «Чехов в Таганроге», «Встречи Лермонтова с Кавказом», «А.Н. Островский как художник купеческого Замоскворечья», «Петербург Ахматовой».

Таким образом, краеведение в той или иной мере присутствует в теории школьного литературного образования, в методике литературы, в то же время отдельных работ, посвященных изучению биографии писателя на краеведческой основе, кроме работы С.Г. Паршиной, нет.

Несмотря на то, что учеными доказана образовательная и воспитательная значимость краеведческого материала, современное состояние школы показывает, что в большинстве случаев словесники не используют материал краеведческого характера в процессе изучения биографии писателя. Об этом свидетельствует проведенное нами анкетирование учителей (муниципального общеобразовательного учреждения (МОУ) «Гимназия № 1», МОУ Новоуспеновской, Шкуновской школ Акбулакского района Оренбургской области, школы № 2 п. Ак-булак Оренбургской области, МОУ школы № 1 г. Бузулука Оренбургской области), которое показало:

1. В основном использование краеведения на уроках носит эпизодический характер (50% опрошенных). 25% словесников вообще не привлекают материал такого характера.

2. Анализ конкретного опыта словесни-ков-краеведов показал, что литературно-краеведческие занятия проводятся в трех взаимосвязанных формах организации учебного процесса: на уроке, во внешкольной работе (экскурсии, походы) и при выполнении самостоятельных домашних работ.

3. 90% учителей включают краеведческий материал в уроки обзорных и монографических тем, внеклассного чтения, но, судя по односложным ответам и отсутствию примеров, можно предположить, что коллеги не до конца понимают, какой материал и при изучении жизни и творчества какого писателя нужно использовать.

4. 80% словесников не осознают важности использования на уроках изучения биографии писателя автобиографических произведений, мемуарного и эпистолярного материала.

5. 45 % учителей вводят краеведческий материал в уроки изучения биографии писателя только с помощью традиционного приема - слова учителя.

6. 30% словесников считают недостаточной свою подготовку и в силу этого они сами не могут организовывать эту работу.

7. (70%) учителей понимают необходимость использования краеведческого материала на уроках изучения биографии писателя.

Ответы учителей показали, что:

1. словесники испытывают методические трудности.

2. Необходимо усиление внимания к факультативу краеведческого характера для школ оренбургского региона.

3. Требуются курсы повышения квалификации, на которых была бы показана методика использования краеведения при изучении биографии писателя и других тем.

4. Нужна подготовка методических рекомендаций.

Как видим, проблема реализации краеведения на уроках изучения биографии писателя требует определенных знаний словесника, методических рекомендаций для него, системы в организации такой работы. Рассматривая возможные пути, подходы к этой проблеме, мы выделяем следующие ее стороны.

^ Обращение к краеведению на уроках изучения биографии писателя должно быть постоянное и целенаправленное, только тогда оно будет способствовать углубленному изучению школьниками литературы, повысит интерес к писателю и его творческой лаборатории, позволит учащимся почувствовать себя частичкой культуры своего края и России, а учителю реализовать те дополнительные педагогические возможности, которые имеются в краеведении.

^ Необходим правильный подбор краеведческих фактов, влияющих на эмоциональное восприятие школьниками изучаемого произведения, на развитие духовного роста учащихся, помогающий понять мировоззрение и взгляды писателя, отраженные в его творчестве, приближающий личность художника слова к читателю.

^ В деятельности учителя важное место должна занимать работа по выявлению биографических и творческих связей великих русских писателей с данным краем. Писатели - это люди большого жизненного подвига, выдающихся личных качеств. Жизнь большинства из них - образец самоотверженного служения Родине и народу. Вполне естественно поэтому, что школьники проявляют особый интерес к тем страницам биографии писателя, которые повествуют о жизни и работе или хотя бы о кратковременном

пребывании его в родных для учащихся местах. Учитель, собирая материал о связи писателя с родными местами, должен включить в эту работу учащихся. В результате таких изысканий и чтения краеведческой литературы учащиеся узнают немало нового о творческой и общественной деятельности писателей, об их взаимоотношениях с народом. Это делает изучаемого писателя не только более близким, оставляет яркое впечатление о его личности, о времени и условиях жизни, но и заставляет самих учащихся быть внимательными, задуматься о том, что было.

^ Чаще всего наиболее существенные факты из жизни писателя в данном крае учитель может успешно использовать при изучении биографии писателя. Несомненно, содержание таких биографических уроков должно быть конкретным, образным, близким интересам учащихся. Бесспорно, ведущая роль на таких уроках принадлежит учителю. Прежде чем начать эту работу, словесник должен изучить основной краеведческий материал, связи писателя с тем или иным краем, а если есть региональные сведения, то должен продумать их, определить содержание и характер работы по включению краеведения в уроки изучения биографии писателя, ведь элементы краеведения, подобранные с педагогическим чутьем и тактом, умело включенные в содержание урока придают изложению нужную теплоту и эмоциональность, как бы роднят писателя с читателем.

^ Насыщая урок краеведческими данными, учитель-словесник касается следующих вопросов: время и обстоятельства пребывания писателя в том или ином крае; его творческая и общественная деятельность, образ жизни; его взаимоотношения с населением; его интерес к местному фольклору, языку и быту народа, театру, очень важно выяснение влияния печати, литературных объединений и кружков на литературную деятельность автора и самого писателя на развитие культуры края.

Учитывая необходимость для учителей методических рекомендаций по использованию краеведения, трудности в работе, мы разработали систему привлечения краеведческого материала на уроках изучения био-

графии писателя в средних классах, в которой нами выделены три пути включения материала краеведческого характера в приемы изучения биографии писателя:

1. Включение краеведческого материала в известные приемы изучения биографии писателя (во вступительное слово учителя; в обращение к воспоминаниям современников о писателе; в подбор эпиграфа; в предварительную и обобщающую беседы и т.п.).

2. Обращение к известному опыту мето-дистов-краеведов (включение в увлекательное и эмоциональное начало краеведческого характера, в слово учителя; эпизодов из детства писателя, жизни в родном крае, показ отражения воспоминаний писателя о крае в произведениях; игровой технологии (заочной экскурсии); в монтаж из отрывков писем и воспоминаний современников автора и т. п.).

3. Включение современных технологий использования краеведения при изучении биографии писателя. Нами предлагаются следующие приемы: беседа, включающая вопросы краеведческого характера; обращение к художественному краеведению; включение фоновых знаний в обзорные и тематические уроки; использование контекстного материала; проектная технология и другие.

Рассмотрим отдельные приемы включения литературно-краеведческого материала в уроки изучения биографии писателя в 5 - 8 классах в соответствии с этими тремя путями.

В средних классах краеведческий материал на уроках изучения биографии писателя может быть дан как справка, элемент беседы или пример, важный для понимания текста.

В 5 - 8 классах на уроках изучения биографии писателя включаются лишь элементы краеведческого материала.

В этих классах в уроки вводятся краеведческие сведения, которые имеют высокую воспитательно-познавательную ценность и необходимы для наилучшего усвоения изучаемого в классе художественного произведения. Это могут быть факты связи Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, С.Т. Аксакова и других писателей с Оренбургским краем.

«Отбирая литературно - краеведческие данные, учитель не должен пройти мимо цен-

ных в воспитательном отношении бытовых черточек биографии, живо рисующих писателя как человека высоких моральных качеств, смелой и благородной души, или образно воссоздающих обстановку, природу, занятия и нравы людей, среди которых он рос, учился и работал». [2, с. 177]

Обращение к краеведческому материалу может быть неполным (учитывается возраст учащихся).

Рассмотрим более полно приемы включения краеведческого материала.

Началом урока могут служить слова учителя о значении и основных особенностях творчества писателя в том или ином крае. Можно и даже иногда лучше сказать об этом словами великих современников писателя. Словесник может начать урок с эпиграфа.

Одним из часто используемых приемов при проведении урока изучения биографии писателя является предварительная беседа, в ходе которой выясняется, что знают ученики о писателе, какие произведения его читали, если они знакомы с его творчеством, то каково их отношение к нему.

Предметом беседы является личность писателя, факты его жизни и творчества в том или ином крае, название произведений, в основу которых положены впечатления о пребывании в крае.

Известно, что одним из эффективных приемов привлечения литературно-краеведческих данных на уроке изучения биографии писателя в средних классах является рассказ учителя, который должен быть содержательным, логичным, конкретным и доступным.

Включение элементов краеведения в живое слово учителя обеспечит усвоение основных фактов и сведений о литературной жизни писателя в данном крае, интересах и взглядах писателя.

События жизни писателя учителю следует излагать в хронологической последовательности. Изложение биографии можно начать и с описания какого-либо характерного эпизода из детства писателя, если это 5 или 6 классы. Т акой прием вызовет у учащихся образные представления о жизни писателя, интерес к ней и направит внимание на важные моменты биографии.

Между отдельными периодами жизни писателя там, где это возможно, должны быть четкие грани, так как это дает возможность учащимся легче усваивать излагаемый материал, а учителю — ставить контрольные вопросы.

В 5 - 8 классах конкретный краеведческий материал должен использоваться учителем в живом устном рассказе как иллюстрация к биографии, как средство возбуждения любви и уважения к изучаемому писателю. Отступая от обычной хронологической схемы учебника, словесник более доходчиво и интересно представит личность художника, его творческие искания, его связи с общественной и народной жизнью.

Научно проверенный факт, характерный эпизод из взаимоотношений писателя, например, с Оренбургским краем, изложенный образным, красочным языком, сопровождаемый иллюстрациями, чтением документа, письма, воспоминания делает биографический рассказ учителя оригинальным и запоминающимся, а изучаемого писателя близким и родным.

В последнее время методистами при введении концентрического подхода к изучению тем выделен такой прием, как эпизод из жизни писателя. Такой прием используется в 5 -7 классах. С каждым годом учитель дополняет характеристики отдельных сторон жизни писателя, который изучается во многих классах, но если творчество какого-то автора не будет изучаться в последующих классах, то биография такого писателя дается более обширно в соответствующем классе (например, С.Т. Аксакова, В.Г. Короленко).

В 7 - 8 классах можно пробовать говорить о тех людях, которые воспитывали писателя в детские и юношеские годы, о круге чтения писателя, о том учебном заведении, в котором он учился, и, наконец, о тех друзьях и той среде, которые оказали особое влияние на формирование его убеждений, о тех исторических событиях, современником которых был писатель.

Если же по программе не требуется изучения биографии писателя, то для создания эмоциональной атмосферы, для выработки интереса к фигуре писателя учитель может

сообщить учащимся некоторые биографические факты (Г.Р. Державин учился в г. Оренбурге в школе немца Розе, В.А. Жуковский был в Оренбуржье спустя четыре года после А.С. Пушкина и оставил об этой поездке записи в дневнике).

В 5 - 6 классах биография и жизненный путь писателя не раскрывается подробно, и учитель сам отбирает материал для таких уроков. Обычно в этих классах методисты рекомендуют приводить 1 - 2 эпизода из жизни писателя, связанных с изучаемым произведением.

В 7 - 8 классах можно осветить творчество писателя несколько шире, чем в предыдущих, включая в рассказ несколько краеведческих эпизодов из жизни автора, особенно детально следует останавливаться учителю на тех фактах биографии, которые связаны с программными произведениями. Краеведческие сведения должны помочь учащимся увидеть историю возникновения замысла писателя, процесс работы над произведением и способствовать более глубокому пониманию идейной сущности произведения, его общественного резонанса. Например, учащимся будет интересно узнать, что создание пьесы «Ревизор» Н.В. Гоголем связано с Оренбургским краем (оренбургская версия возникновения сюжета комедии).

В 7 - 8 классах в значительно большей степени учитель должен освещать общественные, социальные события, затрагивать вопросы формирования мировоззрения писателя, шире и несколько в ином плане рассматривать его творческий путь.

Знакомя с биографией и творчеством писателя, учитель-словесник может давать фоновые знания об эпохе, культуре края [3] (иллюстрации, документы о крае, воспоминания старожилов и современников автора об эпохе, о роли и влиянии писателя и его произведения на современников автора). Так, сообщая о поездке Пушкина по Оренбургскому краю, преподаватель может сообщить учащимся о В.А. Перовском, В.И. Дале, всячески помогавшем писателю в сборе материала.

Мы рассмотрели основные приемы включения краеведения в процесс изучения биографии писателя, которые способствуют

пробуждению интереса учащихся к жизни и творчеству художника слова, расширению кругозора школьников, углублению и расширению знаний и эстетических вкусов учеников, решению воспитательных задач; помогают полнее представить определенную историческую эпоху, в которую жил писатель и его герои, понять личность писателя, его творческие искания, писательское окружение (биографическое пространство), познакомиться с историей литературной жизни, культуры родного края, соотнести ее с культурой страны; позволяют увидеть специфику не только исторического времени, но и географического и культурного пространства; дают возможность учащимся разобраться в своих культурных потребностях.

Использование краеведческого материала на уроках изучения биографии писателя дает учителю материал для организации исследовательской, творческой, самостоятельной деятельности учащихся; представляет возможность использовать различные учебные приемы, средства и виды заданий на уроке, обеспечить активное внимание учащихся и интерес к теме урока; помогает словеснику создать оптимальные условия для знакомства с жизнью и деятельностью писателя и восприятия его творчества, наглядно раскрыть перед школьниками органическую связь литературы с жизнью.

Мы определили следующие требования к включению материала краеведческого характера в уроки изучения биографии писателя:

^ содержание и характер работы по использованию краеведения на уроках изучения биографии писателя должны отвечать поставленным учителем учебным целям и задачам по усвоению учащимися биографических сведений, пониманию мировоззрения и взглядов писателя, по созданию эмоцио-

нального настроя на восприятие творчества художника слова;

включение краеведческого материала в урок изучения биографии писателя должно быть согласовано с программным материалом по литературе.

При использовании материала краеведческого характера учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся, определяющие интерес к тому или иному писателю, тщательно отбирать сведения, документального, художественно-документального и наглядного материала т.п., обладающих способностью вызывать у ребят эмоциональное восприятие фактов, приближающих личность писателя к читателю, влияющих на развитие духовного роста школьников;

^ в процессе изучения биографии писателя важное место должна занимать исследовательская работа учащихся по выявлению биографических и творческих связей писателей с данным краем, влияния края на литературную деятельность автора, под руководством учителя;

обращение к краеведению на уроках изучения биографии писателя должно быть постоянным и целенаправленно- систематическим.

Таким образом, предложенная нами система включения краеведческих сведений в уроки изучения биографии писателя становится средством понимания авторской позиции, постижения произведений, творчества писателя в контексте определенной территории, эпохи и культуры при условии обращения к трем вышеуказанным путям, применения разнообразных видов деятельности учащихся в соответствии с их возрастными особенностями, учета воспитательных образовательных возможностей краеведения.

Список использованной литературы:

1. Паршина С.Г. Изучение биографии писателя с привлечением литературного краеведения (на материале биографий Радищева, Лермонтова, Белинского). - М., 1966. - С. 3.

2. Беккер Э.М. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательной работе учителя литературы средней школы. - М., 1962. - С. 177.

3. Прокофьева А.Г., Прокофьева В.Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик: Монография. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.