Научная статья на тему 'Формирование научных школ в методике преподавания литературы в условиях регионализации образования'

Формирование научных школ в методике преподавания литературы в условиях регионализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беньковская Т. Е.

В статье поднимаются проблемы включения краеведения в литературное образование школьников в условиях регионализации российского образования и формирования региональных научно-методических школ на примере деятельности научной школы А.Г. Прокофьевой (ОГПУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование научных школ в методике преподавания литературы в условиях регионализации образования»

Беньковская Т.Е.

Оренбургский государственный педагогический университет

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье поднимаются проблемы включения краеведения в литературное образование школьников в условиях регионализации российского образования и формирования региональных научно-методических школ на примере деятельности научной школы А.Г. Прокофьевой (ОГПУ).

В русле перемен, переживаемых сегодня российским обществом, культурой, образованием, явилось своевременным введение в содержание образования национально-регионального компонента.

Россия - уникальное, единственное в мире евроазиатское государство, где проживает более ста этнических единиц, принадлежащих к 20 группам четырех крупнейших языковых семей, с численностью от 30 человек до 130 миллионов.

Неслучайно в соответствии с Федеральной программой развития образования одним из основных направлений определено следующее: «Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» [1, с. 39].

В фундамент российской школы XXI века, по убеждению авторов программы, должен лечь принцип диалектического единства трех начал - национального, федерального и общемирового, позволяющий человеку глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время осознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации.

Содержательно-целевая линия региональной направленности образования в целом опирается на краеведческий характер учебного материала, который предполагает географические, исторические, экономические и социокультурные знания о регионе. Однако в плоскости культурно ориентированного образования краеведческие знания, традиционно носившие прикладной аспект, приобретают новый ценностный смысл, который заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю, хра-

нителем и созидателем природы и культуры которого он является; в формировании функционально грамотной личности, способной к оптимальной ориентации и продуктивной деятельности как в изменчивом социокультурном пространстве региона, так и страны, мира.

Вместе с тем целью национально-региональной направленности российского образования должно явиться «вхождение человека в поликультурное пространство Российской Федерации и его самоидентификация как носителя той или иной национальной культуры и традиций в многонациональной общности страны и шире - мирового сообщества и одновременно как личности, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющей жить в мире и согласии с представителями других национальностей, рас и верований» [2, с. 182-183].

Литературное краеведение как составная часть методики преподавания литературы в школе заявило о себе еще в XIX - начале XX века. О важности «памятников литературных» разных мест России писал Ф.И. Буслаев. На необходимость создания учебников краеведческого характера неоднократно указывал К.Д. Ушинский. В связи с вопросами внеклассного чтения школьников В.И. Водовозов предложил идею подготовки сборников, включающих произведения не только писателей общенациональной значимости, но и «местных» авторов, отразивших в своих творениях родную природу, своеобразие быта тех мест, где родились.

Уже в 1920-е годы краеведение занимает прочное место в литературном образовании преимущественно как одна из форм внеклассной работы по литературе с учащимися, отвечающая их пытливости и любознательности, стимулирующая интерес к литературе

родного края, активизирующая самостоятельную поисковую и творческую деятельность школьников.

Об экскурсиях в природу, фольклорных экспедициях учащихся по сбору пословиц и поговорок, народных загадок и сказок, о собственном литературном творчестве, инсценировании народных игр, песен, обычаев неоднократно писали М.А. Рыбникова, К. Спасская, B.C. Габо, И. Плотников, А.М. Лебедев и другие известные методисты.

B 1950-1970-е годы получает развитие кружковая работа по литературному краеведению, используются элементы краеведения на уроках, где это считается уместным, создаются первые факультативные курсы. Значительным событием в осмыслении целей и задач использования литературного краеведения в учебном процессе, в разработке основ организации занятий краеведением на уроках литературы и во внеклассное время учащихся средних и старших классов явилась книга М.Д. Янко «Литературное краеведение в школе» (1965).

И все же до недавнего времени литературное краеведение в школе в основном оставалось уделом отдельных учителей-энтузиастов, трепетно относящихся ко всему, что связано с культурой родного края, и пробуждающих в школьниках радость приобщения к истории, быту, традициям прошлых поколений, сохранившихся в архитектуре старого города, названиях улиц, в газетах и журналах прошлых лет, хранящихся в архиве, воплотившихся в художественной литературе, где нашли отражение дорогие с детства места...

Однако о необходимости системного подхода к этой работе писали известные ученые, деятели культуры. B частности, Ю.М. Лотман неоднократно говорил о необходимости возрождения «культурных очагов» в каждом регионе России. «Краеведение как раз и воспитывает живую любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах», - писал Д.С. Лихачев, предлагая ввести краеведение в школьные учебные программы [3, с. 494].

О благородной роли литературного краеведения в формировании «человека культу-

ры» в школе писал и В.Г. Маранцман: «Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высокую культурную тенденцию... Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают повседневно, не может себя вести как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме» [4, с. 106].

1990-е годы отмечены созданием региональных программ литературного образования, сопровождаемых учебно-методическим комплексом для учащихся и учителей Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Вологды, Архангельска, Костромы, Саратова, Оренбурга, Уфы, Пензы и других городов России, публикациями из опыта работы учителей в этом направлении.

Изучение учащимися литературы и культуры родного края ведется параллельно с основным курсом литературы. Такой подход к изучению литературы не только расширяет представление о ней благодаря новым именам, новым художественным произведениям, но и позволяет школьнику почувствовать себя звеном в цепи литературных и исторических событий, связующих прошлое с настоящим и будущим.

Спроецированные на местные условия жизни история и культура «опредмечиваются», активизируя в учащихся чувство сопереживания, создавая благоприятные условия для развития личности ученика, в душе которого пробуждаются те состояния, те впечатления, которые когда-то вызвала к жизни через художественные произведения пи-сателей-классиков и местных авторов родная ему земля. При этом литература рассматривается как часть пласта культуры региона, неотрывная от истории, науки, искусства.

Возникла острая необходимость пересмотра традиционно сложившихся подходов к школьному литературному краеведению и разработки концептуального, системного подхода к включению краеведения в литературное образование учащихся.

В 1990-е годы предлагаются различные варианты наполнения регионального компонента по литературе. Так, ученые Орловско-

го госуниверситета включают в региональный компонент изучение основ церковнославянского языка и древнерусской литературы [5]. Самарская городская программа «Возрождение» опирается на концепцию, основанную на этнопедагогических принципах [6]. В региональной программе по литературе, созданной учеными Костромского государственного университета, знакомство с литературой родного края ведется в контексте изучения основного курса литературы, в рамках структуры общеобразовательной федеральной программы. «Не совершая в этой программе каких-либо радикальных изменений, - отмечает Ю.В. Лебедев, - мы придаем ей органичный для культуры Костромского края и созвучный с всероссийским региональный поворот, доводя до контакта с местным литературным материалом то содержание, те воспитательные и образовательные цели, которые в ней заложены» [7, с. 9].

Государственная программа регионализации образования дала мощный импульс для создания региональных научно-методических школ, научно-исследовательских краеведческих лабораторий. В последние годы наметилась тенденция к их сближению, разработке совместных межрегиональных проектов. Примером может служить разработка межрегионального проекта изучения истории литературы и культуры народов Поволжья и Урала на базе научно-исследовательских лабораторий педагогических вузов Самары, Оренбурга, Челябинска, Екатеринбурга, что, несомненно, будет способствовать развитию межрегиональных методических связей.

В 1997 году А.Г. Прокофьевой была защищена докторская диссертация «Краеведение как основной и региональный компонент литературного образования», в которой впервые была выдвинута, научно обоснована и экспериментально подтверждена концепция краеведения как регионального компонента литературного образования; определены пути соотношения основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении, раскрывающие новые технологические подходы к изучению творчества писателей и художе-

ственных произведений. А.Г. Прокофьевой создана региональная программа по литературному краеведению «Оренбургский край в русской литературе», подкрепленная учебнометодическим комплексом, включающим в себя учебники, хрестоматии, рабочие тетради для 5-11 классов средней школы, подготовленным ею в соавторстве с С.М. Скиби-ным и В.Ю. Прокофьевой по проекту «Региональный компонент литературного образования для учебных заведений Оренбургской области», выигравшему грант РГНФ и администрации Оренбуржья.

Ученым была разработана модель региональной системы подготовки студентов и учителей-словесников к литературно-краеведческой деятельности, которая успешно осуществляется на филологическом факультете Оренбургского госпедуниверситета, на ФППК ОНО, деканом которого А.Г. Прокофьева проработала 13 лет, на курсах повышения квалификации в ООИПКРО, методических семинарах и совещаниях учителей-словесников школ города и области.

А.Г. Прокофьева впервые в методике преподавания литературы подходит к проблеме анализа художественного произведения с краеведческих позиций. Литературное краеведение в школьном преподавании рассматривается ею в пространственном аспекте - культурном, художественном, что открывает перед учителем и учащимися возможность «уйти от линейного изучения писателей и их творчества, обратиться к историкофункциональному подходу в освоении литературы, понимая ее не только как совокупность текстов, а как коммуникативный процесс, в котором активная роль принадлежит читателю, его умению видеть произведения, литературные образы в разных социокультурных контекстах, в различных прочтениях и сопоставлениях» [8, с. 27].

Предложенное автором соотношение основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении через сопоставительный, контекстовый пути и путь использования сквозных тем, мотивов, образов, получившее убедительное подтверждение в экспериментальной и практической деятельности, несомненно, откры-

вает перед учителем и методикой преподавания литературы новые технологические подходы к изучению творчества писателей, к анализу художественных текстов. Это позволит учащимся, опираясь на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, видеть произведения разного художественного уровня, соотносить общенациональные и региональные проблемы культуры, рассматривать литературные образы в разных культурных контекстах, различать географическое, культурное и художественное пространство.

В 1990-е годы на базе кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы формируется научнометодическая школа под руководством профессора А.Г. Прокофьевой.

Идеи, выдвинутые ученым, получили развитие в дипломных работах студентов, диссертационных исследованиях аспирантов, в практической деятельности учителей-словесников Оренбургской области.

В 2003 году под ее научным руководством А.Г. Абдулхаликовой защищена кандидатская диссертация на тему «Сопоставительное изучение произведений русской и татарской литературы в средней школе с русским (неродным) языком обучения (этнологический аспект)», в которой автор на обширном теоретическом и экспериментальном материале показывает методические пути и способы решения проблемы взаимосвязи в преподавании русской и родной литературы как в общей системе учебно-воспитательной работы в школе, так и в условиях регионализации образования. Среди них сопоставление фактов из жизни русских и татарских писателей; образов героев произведений обеих литератур; сопоставление отрывков русских писателей в оригинале и переводе и др.

А.Г. Абдулхаликова вслед за А.Г. Прокофьевой активно использует метод сопоставления на материале произведений русских и татарских писателей, поднимающих одну тему, проблему. Так, при работе над текстом «Капитанской дочки» А.С. Пушкина учитель может обратить внимание учащихся на произведения из родной литературы о пугачевском восстании, предложить составить карту

путешествия поэта в Оренбургский край, начавшегося в августе 1833 года и следовавшего через Казань, привлекая картину татарского художника X. Якупова «А.С. Пушкин на пути в Казань».

В результате проведенного исследования А.Г. Абдулхаликова приходит к выводу, что такого рода сопоставления помогают, с одной стороны, выявлению национальной специфики в раскрытии общей темы, с другой -«выявлению типологически общих черт, сходных идейно-художественных элементов в произведениях двух национальных литератур, посредством которых возможно переключение в другую образную систему» [9, с. 12].

Метод сопоставительного анализа, активно включенный в программу регионального компонента литературного образования, составленную А.Г. Прокофьевой, получивший преломление в исследовании А.Г. Абдулхаликовой, активизирует интерес учащихся к русской и родной литературе, способствует формированию навыков самостоятельной работы, развивает их творческие способности.

В диссертационных исследованиях аспирантов получила разработку и выдвинутая А.Г. Прокофьевой концепция школьного литературного краеведения, опирающаяся на пространственно-временные категории. Так, Ю.Г. Пыхтина занимается теоретическим осмыслением проблемы школьного анализа художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик, актуальной в современной методике; С.Л. Вашки-нель - проблемой изучения пейзажной лирики с опорой на местный литературный материал. Т.Б. Будникова работает над темой, связанной с литературным развитием школьников в процессе творческих работ на литературно-краеведческом материале. Е.К. Дуб-цова обратилась к проблеме использования на уроках литературы межпредметных связей краеведческого характера; С. Каширина - к изучению городской прозы на материале творчества В. Маканина, уроженца Оренбургской области, и Ю. Трифонова. Н.В. Уйма-нова и С.А. Леонтьева занимаются исследованием проблемы литературного развития школьников на уроках внеклассного чтения

произведений краеведческого характера. О.А. Родионова обратилась еще к одной актуальной проблеме методики преподавания литературы - изучению биографии писателей в 5-11 классах с привлечением краеведческого материала, что поможет учащимся полнее представить определенное культурное пространство, историческую эпоху, в которую жил писатель и его герои; понять личность писателя, его творческие искания, окружение, литературный быт; «погрузиться» в историю культуры родного края через документы эпохи, частную переписку, мемуарные источники.

Преломляясь в локальных исследованиях, научные идеи А.Г. Прокофьевой получают подтверждение, углубление, проходят апробацию, что способствует успешной реализации программы регионального компонента литературного образования в школах Оренбургской области.

Созданная А.Г. Прокофьевой научная школа объединила не только методистов, но и историков, краеведов, фольклористов, этнографов, лингвистов, литературоведов, учи-телей-словесников Оренбуржья, увлеченных изучением истории и культуры родного края. Это ученые В.В. Дорофеев, Г.П. Матвиевс-кая, С.М. Скибин, О.М. Мысенко, Л.С. Панина, Г.М. Кулаева, В.Ю. Прокофьева, И.К. Зубова; краеведы Е.Г. Вертоусова, Н.В. Ша-вель, Т.В. Судоргина, Т.А. Камскова; учителя И.Н. Санникова, Т.П. Дикун, А.В. Долгова, Т.М. Драпоенко, В.В. Дубинина, О.В. Котова, Л.В. Пашинина, Т.М. Тищенко, О.А. Скурыдина и другие, краеведение для которых стало неотъемлемой частью их научных и профессиональных интересов. Об этом свидетельствуют материалы научно-практических конференций ОГПУ, заседания краеведческой секции, сборники, основанные на архивных документах и исследованиях участников научно-исследовательской лаборатории ОГПУ, созданной и возглавляемой А.Г. Прокофьевой.

Многие из них являются авторами публикаций в литературно-художественном альманахе «Гостиный двор», в газетах «Южный Урал», «Оренбуржье», «Оренбургская неделя».

Все это, несомненно, результат целенаправленной литературоведческой и методической работы А.Г. Прокофьевой в области литературного краеведения, которому посвящена вся ее научная деятельность.

Уже после окончания историко-филологического факультета Оренбургского пединститута, работая учителем русского языка и литературы, она увлеклась литературным краеведением. С 1970 года А.Г. Прокофьева начинает преподавать на кафедре русского языка и литературы ОГПИ. В 1977 году ею была защищена кандидатская диссертация по использованию краеведения на уроках литературы на материале Оренбургского региона. Тогда же среди студентов появились первые ученики, которые, посещая спецкурсы и спецсеминары по литературному краеведению, приобщались к поисковой, исследовательской работе в областном государственном архиве, находясь рядом с учителем, испытывая радость первых открытий. Уже тогда начал формироваться особый стиль научного мышления, характерный для будущей научной школы, создателем и руководителем которой станет А.Г. Прокофьева.

Крупным событием в научной и культурной жизни не только Оренбурга, но и России явились Всероссийская конференция «Два века с Пушкиным», посвященная 200-летию со дня рождения поэта (1999), Международные Измайловские чтения в честь 200-летия В.И. Даля (2001) и 170-летия приезда А.С. Пушкина в Оренбург (2003), на которых литературное краеведение заявило о себе как научное направление, далеко перешагнувшее региональные рамки и приобретшее общенациональный характер.

А.Г. Прокофьева является автором свыше ста публикаций, из них 12 отдельных изданий по литературному краеведению как научного, так и учебно-методического характера: «Оренбургский край в произведениях русских писателей», «Пушкин и Оренбургский край», «Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик», учебно-методического комплекса для школ Оренбуржья «Оренбургский край в русской литературе», включающего в себя программу регионального компонента

литературного образования учащихся V-XI классов, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради по литературному краеведению и др.

Под редакцией А.Г. Прокофьевой вышел целый ряд сборников научных статей по проблемам изучения художественного произведения в школе и вузе, в том числе по проблемам пространства [10; 11], три выпуска сборников работ научно-исследовательской краеведческой лаборатории ОГПУ «Оренбургский край: Архивные документы. Материалы. Исследования» (2001-2006).

Поистине титанический труд был проделан А.Г. Прокофьевой в соавторстве с Г.П. Матвиевской, В.Ю. Прокофьевой и И.К. Зубовой, подготовивших к 200-летию В.И. Даля два тома: в первый вошли его художественные произведения, созданные преимущественно на оренбургском материале и об оренбургском крае; во второй том «Неизвестный Даль» включены работы его как ученого по этнографии, медицине, языкознанию, в большинстве своем не вошедшие в

полное собрание сочинений и публиковавшиеся в XIX веке в русской периодической печати («Литературной газете», «Москвитянине», «Современнике» и других изданиях), сохранившиеся в архивах Санкт-Петербурга, Москвы, Оренбурга. Публикуемые материалы сопровождаются примечаниями и комментариями. Третий том, посвященный жизни и деятельности В.И. Даля оренбургского периода и основанный на записках, письмах, мемуарах как самого Даля, так и его современников, на оренбургских архивных документах, готовится к изданию.

Литературно-краеведческая деятельность доктора педагогических наук, профессора А.Г. Прокофьевой, ее талант учителя, организатора, способного объединить людей разных профессий, научных интересов идеей сохранения многовековых нравственных и культурных ценностей России, приобщения к ним новых поколений россиян, вызывают надежду на преодоление происходящего сегодня отчуждения людей от родной земли, добра и красоты.

Список использованной литературы:

1. Федеральная программа развития образования // Нар.образование. - 1999. - №3.

2. Штец A.A. Национально-региональный компонент в культурно ориентированном образовании // Школа 2100. Приоритетные направления развития образовательной программы / Под ред. A.A. Леонтьева. Вып. 4. - М.: Баллас, 2000.-С.174 - 202.

3. Лихачев Д.С. Избранные работы в 3х томах. Т. 2. - М.,1987.

4. Маранцман В.Г. Школьный факультатив как процесс общения учеников с искусством // Поиск новых путей. - М.,1990.

5. Антонова М.В. О перспективе развития регионального компонента по литературе // Стандарты и Мониторинг в образовании. - 1999. - №6. - С. 47-49.

6. Этнокультурные традиции. Духовно-нравственные проблемы: Материалы Всерос. научно-практич. конференции / Отв. ред. Т.И. Руднева. - Самара, 1999.

7. Лебедев Ю.В. Проблемы регионального содержания литературного образования на примере центральной России // Дидакт. - 1999. - №3. - С. 7-13.

8. Прокофьева А.Г. Краеведение как основной и региональный компонент литературного образования: Автореф. дисс... докт. пед. наук.- СПб., 1997.

9. Абдулхаликова А.Г. Сопоставительное изучение произведений русской и татарской литературы в средней школе с русским (неродным) языком обучения (этнологический аспект): Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Самара, 2003.

10. Проблемы изучения художественного произведения в школе и вузе: Сб. науч. ст. / Отв. ред. А.Г. Прокофьева. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001.

11. Пространство и время в художественном произведении: Сб. науч. ст. / Сост. и науч. ред. А.Г. Прокофьева, С.М. Скибин, В.Ю. Прокофьева. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.