Научная статья на тему 'Формирование системных представлений о писателе в 5 - 8 классах'

Формирование системных представлений о писателе в 5 - 8 классах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5775
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ / BIOGRAPHICAL INFORMATION / БИОГРАФИЯ / BIOGRAPHY / ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА / CREATIVITY STAGES / ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / HISTORICAL AND LITERARY CONTEXT / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / HISTORICAL AND CULTURAL CONTEXT / ЛИЧНОСТЬ АВТОРА / ОБРАЗ АВТОРА / IMAGE OF THE AUTHOR / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / SOCIAL AND POLITICAL POSITION OF THE MINISTRY / СЛУЖЕНИЕ / ОТЕЧЕСТВО / FATHERLAND / ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПИСАТЕЛЕ / THE EVOLUTION OF IDEAS ABOUT THE WRITER / AUTHOR''S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Меркин Борис Геннадьевич

В статье показана эволюция изучения биографических сведений о писателе в 5 8 классах, начиная с последней трети XVIII века и до настоящего времени. Выявлены и тезисно сформулированы условия реализации формирования системного представления о биографии писателей в основной школе. Предложен путь логического освоения материала: от восприятия учащимися образа писателя (5 класс), его личности (6 класс), творчества, как на примере одного, так и нескольких произведений изучаемого автора (7 класс) и представлений о миропонимании, мировоззрении автора, его гражданской позиции, реализации в творчестве тем служения Отечеству, основных составляющих граней в создании образа Родины (8 класс). Установлено, что одним из оптимальных способов в изучении биографии писателя является структурно-композиционный подход, при котором ключевой элемент, намечаемый в процессе изучения материала в предыдущем классе, становится одним из основных в классе последующем. Идея такого построения материала исходит из открытого А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» композиционного приема, в основе которого лежит последовательное движение мотивов. На это обратил внимание и описал в своем комментарии к «Евгению Онегину» В.В. Набоков. Биографию писателя предложено изучать в контексте культур, привлекая, где это уместно, автобиографические материалы, воспоминания современников, высказывания писателей о писателе, сведения из историко-биографических и историко-литературоведческих трудов. Таким образом, образ и личность автора, его творчество уже на ранней стадии обучения в 5 8 классах вписываются в историко-культурный процесс, что позволяет подготовить школьников в старшей школе воспринимать фигуру изучаемого автора в историко-литературном процессе и в контексте развития культуры как отдельных эстетических периодов, так и в контексте развития литературы в процессе эволюции от одного историко-эстетического этапа к следующему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системных представлений о писателе в 5 - 8 классах»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПИСАТЕЛЕ В 5 - 8 КЛАССАХ Меркин Б.Г. Email: Merkin17118@scientifictext.ru

Меркин Борис Геннадьевич - кандидат филологических наук, доцент, кафедра методики преподавания дисциплин гуманитарного цикла, Смоленский институт развития образования, г. Смоленск

Аннотация: в статье показана эволюция изучения биографических сведений о писателе в 5 - 8 классах, начиная с последней трети XVIII века и до настоящего времени. Выявлены и тезисно сформулированы условия реализации формирования системного представления о биографии писателей в основной школе. Предложен путь логического освоения материала: от восприятия учащимися образа писателя (5 класс), его личности (6 класс), творчества, как на примере одного, так и нескольких произведений изучаемого автора (7 класс) и представлений о миропонимании, мировоззрении автора, его гражданской позиции, реализации в творчестве тем служения Отечеству, основных составляющих граней в создании образа Родины (8 класс).

Установлено, что одним из оптимальных способов в изучении биографии писателя является структурно-композиционный подход, при котором ключевой элемент, намечаемый в процессе изучения материала в предыдущем классе, становится одним из основных в классе последующем. Идея такого построения материала исходит из открытого А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» композиционного приема, в основе которого лежит последовательное движение мотивов. На это обратил внимание и описал в своем комментарии к «Евгению Онегину» В.В. Набоков. Биографию писателя предложено изучать в контексте культур, привлекая, где это уместно, автобиографические материалы, воспоминания современников, высказывания писателей о писателе, сведения из историко-биографических и историко-литературоведческих трудов. Таким образом, образ и личность автора, его творчество уже на ранней стадии обучения - в 5 - 8 классах - вписываются в историко-культурный процесс, что позволяет подготовить школьников в старшей школе воспринимать фигуру изучаемого автора в историко-литературном процессе и в контексте развития культуры как отдельных эстетических периодов, так и в контексте развития литературы в процессе эволюции от одного историко-эстетического этапа к следующему.

Ключевые слова: биографические сведения, биография, этапы творчества, историко-литературный контекст, историко-культурный контекст, образ автора, личность автора, творчество, общественно-политическая позиция, служение, Отечество, эволюция представлений о писателе.

FORMATION OF THE SYSTEM OF REPRESENTATIONS ABOUT THE WRITER IN 5 - 8 CLASSES Merkin B.G.

Merkin Boris Gennadievich - PhD of Philology, Assistant Professor, DEPARTMENT OF TEACHING OF THE HUMANITIES, SMOLENSK REGIONAL INSTITUTE OF EDUCATION DEVELOPMENT, SMOLENSK

Abstract: the article highlights the evolution of studies of biographic information on writers in Grade 5 through to Grade 8 of the general school beginning with the last three decades of the 18th century and into the present. It singles out and formulates in summary the conditions for shaping up systemic notions about writers' biographies in the middle school

course. The author offers a pattern of logical assimilation of the study content that ranges from the students' perception of the image of a writer (Grade 5) to his personality (Grade 6) to oeuvre demonstrated through one or several works (Grade 7) to perceptions of the writer's worldview and world outlooks to civic stance to implementation of the themes of service to homeland in the writer's works to the instruments for building the image of Fatherland (Grade 8).

The article states that a structural/compositional approach, which turns the elements outlined in the study course of the previous Grade into the key elements of studies in the current Grade, offers the optimal possible instruction technique. The main idea behind it proceeds from the compositional approach revealed by Alexander Pushkin in his novel 'Eugene Onegin'. Vladimir Nabokov spotlighted and described it in his commentary to the novel. A writer's biography is to be studied in the cultural context with inclusions of autobiographic materials, recollections of the writer's contemporaries, comments by other writers on him or her, and information from historical/biographic sources and historical/biographic studies where appropriate. In this manner, the image and personality of a writer fits into the historical and cultural process already at the early stages of education - in Grades 5 to 8. This helps train the students to perceive the personality of the writer in the historical/literary process and in the context of cultural development both at different aesthetic phases and in the course of evolution from one historic/aesthetic period to another when they get down to studies of literature in high school.

Keywords: Biographical information, biography, creativity stages, historical and literary context, historical and cultural context, the image of the author, the author's personality, creativity, social and political position of the ministry, the Fatherland, the evolution of ideas about the writer.

УДК. 372882

DOI: 10.20861/2304-2338-2017-118-002

Вопрос о том, зачем школьнику изучать биографию писателя в методике, казалось бы, решен. Он рассмотрен и изучен досконально: в общих представлениях, в деталях, по возрастным группам и классам, в основной и старшей школах. Но вспоминаются слова одной старой учительницы, которая говорила старшеклассникам: «Вы не знаете Толстого, но Толстой знал вас!» В этом контексте изучение биографии писателя и его творчества - это путь к постижению его личности. А через постижение личности писателя ученик может прийти к постижению собственного «я»; он может ставить задачу формирования качеств личности в себе самом. Ведь при выборе той или иной модели поведения перед молодым человеком, «думающим, делать жизнь с кого», всегда стоит какой-нибудь образ-идеал. И, наверное, неплохо, если таким идеалом станет личность талантливого русского писателя. И тогда на второй план отходит, безусловно, важнейший вопрос о том, какое произведение, например, Толстого и в каком объеме прочитает школьник в процессе обучения. Если ему интересна личность писателя, он обязательно вернется к его произведениям в течение жизни.

Ну и, конечно, хрестоматийное: знание фактов из жизни писателя помогает глубже понять его художественные произведения.

Знакомство с фактами из жизни писателя нужно начинать уже с начальной школы. Так, например, перед тем, как читать на уроке детские произведения Толстого в начальной школе, учитель должен рассказать школьникам, что рассказы эти написаны первоначально для учеников открытой писателем для крестьянских детей Яснополянской школы. Иначе трудно объяснить детям обилие в рассказах, былях, баснях, сказках писателя «крестьянских» слов, предметов и деталей крестьянского быта.

Тот факт, что Толстой был офицером-артиллеристом, помогает лучше понять особенности рассказа «Акула», который читается в начальной школе. Ведь для их понимания очень важна информация о том, что автор знал устройство корабельных

пушек и отдавал себе отчет в том, что попасть с первого выстрела в акулу (быстро движущуюся мишень) даже опытному артиллеристу невозможно. Однако в рассказе герой, нарушая все законы, поражает акулу первым же выстрелом, приводя сюжет рассказа к счастливой развязке [13]. Конечно, для «детского рассказа все эти военные тонкости не имеют никакого значения, и Толстой-артиллерист, Толстой-реалист, ценивший достоверность всех своих описаний, уступает место Толстому - детскому писателю, для которого в детском произведении занимательность драматического сюжета, стремительность развивающегося действия - вещи важнейшие» [13, 36]. Но совершенно очевидно, что знание фактов из жизни Толстого многое добавляет к пониманию его рассказа.

Этот путь: от фактов биографии писателя к постижению его произведений - в отечественной педагогике и методике выработан давно. Представление русскому читателю сведений о биографиях отечественных писателей началось с Н. Новикова, который опубликовал в 1772 году «Опыт исторического словаря русских писателей» [17]. В словаре Новикова более трехсот имен литераторов. Среди них и церковные деятели - духовные писатели, в том числе те, кто в определенной степени стали причастны к элитарному российскому образованию и воспитанию в качестве наставников царских детей династии Романовых [6]: Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Семен Порошин.

Издание Новикова было замечательно тем, что в словарных статьях сообщались не только основные биографические сведения о писателе, но в достаточно сжатом и в то же время емком описании характеризовалось литературное творчество наиболее известных литераторов. Имена многих из них не канули в историко-литературную лету и до сих пор присутствуют в системе школьного литературного образования: А. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, Д.И. Фонвизин, И.И. Хемницер, М.М. Херасков.

Следующим шагом, позволяющим расширить представления читателей, прежде всего, читателей-школьников о жизненном пути писателя, была книга Н.И. Греча «Опыт краткой истории русской литературы» [5]. В.Г. Белинский, невысоко оценивая книгу Греча, отмечал, тем не менее, что она «имеет по крайней мере достоинство литературного адрес-календаря и справочной книги о времени рождения, смерти, о служебном поприще, чинах, орденах и времени появления в свет сочинений значительной части наших писателей. Как справочная книга, она очень полезна для современников и будет полезна даже для отдаленнейшего потомства, которое узнает из нее, что старинные литераторы и поэты были вместе и чиновники» [2].

Первыми в России, кто ввел в систематический курс русской словесности изучение биографий русских писателей, были А.Д. Галахов и Ф.И. Буслаев. В «Программе русского языка и словесности», составленной в декабре 1848 года для военных учебных заведений и утвержденной в 1852 году [4], предусматривалось знакомство с биографиями Ломоносова, Державина, Фонвизина, Карамзина, Крылова, Жуковского, Пушкина. При этом выявление и характеристика периодов поэтической деятельности Пушкина было положено в основу изучения его творчества.

Практически реализовать идеи программы учителя-словесники могли при работе с учебниками-хрестоматиями «История русской словесности, древней и новой», составленными А.Д. Галаховым, которые выдержали десятки переизданий. В монографических главах хрестоматий учащиеся знакомились с основными этапами творческого пути (курсив мой. - Б.Г.) писателей, биографии которых не включались в основной текст книг, а были помещены в приложениях [3].

Образцы текстов биографий для учащихся были созданы В.П. Острогорским и опубликованы в 1890 году [18]. Книга была предназначена для «русского юношества лет с шестнадцати, - по преимуществу, такого, которое уже несколько умственно развилось и получило охоту читать со смыслом» [18, I]. Важнейшее замечание педагога. В нем подчеркнуто, во-первых, что «Двадцать биографий»

адресованы учащимся старших классов и, во -вторых, предполагается, что молодые люди приучены к систематическому чтению и имеют стремление проникнуть в глубинные смыслы текста.

Всплеск научно-методического интереса к изучению вопроса о биографии писателя в школе приходится на вторую половину ХХ века и не прекращается до настоящего времени. Если бы мы задумали цитирование хотя бы основных положений из диссертаций, учебников, книг, статей, учебно-методических пособий, только библиографический аппарат занял бы больше места, чем собственно статья. И каждый год появляются новые работы, которые многое добавляют к уже освоенному и принятому учителями и методистами материалу. И это естественно: меняются условия, появляются новые возможности, новая информация, ставятся новые задачи, которые необходимо решать. И самое главное: меняется школьник и характер его общения с книгой.

Кроме того, при всем обилии публикаций методическая наука не разработала строгой и последовательной системы понятий, которая бы достаточно точно определяла возможности и пути обращения к биографии писателя, не допускала бы неоднозначных толкования термина.

Не представлена, как правило, понятная ученику и педагогу эволюция изучения биографических сведений от класса к классу. Эволюция, основанная на классических принципах дидактики: логичности, последовательности, доступности, учета возрастных особенностей ученика.

Из многочисленных научно-методических источников нами составлен ряд ключевых слов-понятий, которые определяют специфику и содержание биографического материала в школьном изучении: биографические сведения, образ писателя, биография, личность писателя, творчество автора, творческий путь, этапы творчества, жизнь и творчество в контексте творчества писателя, жизнь и творчество автора в историко-литературном процессе. Наверное, это не все ключевые слова, но их достаточно, чтобы понять: различия между ними весьма существенные. При этом не менее важно выявить, что стоит за каждым понятием-термином, при каких возможностях он уместен для одних и тех же возрастных групп учащихся.

Очевидно, что сведения информационного характера, материалы, создающие эмоциональное восприятие автора, поступки писателя, его разнообразную деятельность, в том числе и как читателя, могут стать основой для формирования представлений об отдельных явлениях из жизни автора, его образе, его личности. Для учащихся основной школы вряд ли доступны вопросы и проблемы, относящиеся к этапам творчества, творческому пути, связи произведения писателя с контекстом его творчества, а всего творчества - с историко-литературным процессом. Они могут изучаться в старших классах общеобразовательных учреждений. При этом и здесь должна быть проявлена сдержанность и осторожность, иначе поставленная задача, которая определяется тем или иным понятием, вряд ли сможет корректно реализоваться в практической деятельности ученика и педагога. Например, в научно -методических материалах нередко ставится вопрос о творческом пути или творческой биографии того или иного автора: Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.А. Блока и других русских писателей. Но о творческом пути А.С. Пушкина или его творческой биографии при изучении курса литературы в 9 классе с определенной долей уверенности в успехе говорить можно. Ведь произведения поэта, многочисленные факты и явления из его биографии становятся предметом ознакомления и изучения в течение ряда школьных лет. А вот об этом же применительно к Ф.М. Достоевскому в школе говорить вряд ли целесообразно: за все годы изучения ученик в лучшем случае прочитает одно-два произведения писателя. И даже информация о фактах его

жизни и судьбы здесь не поможет. Понятия «творческий путь» и «жизненный путь» близки, но не тождественны.

Поэтому нам представляется, что, определяя тему, цель урока и задачи, которые следует решать, учитель просто обязан на этапе подготовки четко представить себе, каким объемом биографической информации ученики смогут овладеть: что-то получить на эмпирическом уровне, что-то - на уровне информации, данной учителем, а что-то - самостоятельно путем поиска и ученического исследования. И тогда немаловажным станет вопрос, где он эту информацию сможет добыть.

Мы не можем вследствие дефицита объема журнальной статьи более подробно останавливаться на изучении различных типов и видов биографии писателя в старшей школе. Остановимся лишь на работе с биографическими материалами в 5 - 8 классах основной школы.

Научно-методических публикаций по освещению теории и практики изучения биографий в 5 - 8 классах в разы меньше, чем аналогичных работ в старшей школе. И дело даже не в количестве. Проблема заключается в том, что большинство из этих материалов решительно устарело: написанные в ХХ столетии, они практически все политизированы и мощно идеологически зашорены. Особенно это сказалось на характеристике личности авторов, их миропонимания и мировоззрения, отношений с властью. Исключение составляли работы Т.Ф. Курдюмовой [8], В.Г. Маранцмана [9], а также те, в которых рассматривались частные вопросы методики, например, формы и методы использования на уроках и во внеурочной деятельности литературного краеведения [19]. Существенное влияние на углубление проблематики, связанной с изучением биографии авторов, оказали работы Ю.М. Лотмана. И не только классическая биография Пушкина [10], но и глубокие размышления о необходимости знакомства с биографией писателя для нравственного роста читателя [11], о литературной биографии в историко-культурном контексте [12].

При постановке проблемы, связанной с изучением в школе биографии писателей, как-то за пределами рассмотрения оказывался понятийный аппарат. Получив еще со времен программы А.И. Галахова и Ф.И. Буслаева общее название «биография», учителя стали прочно использовать этот термин в школьной практике. При этом практически не обращалось внимание, что понятие «биография» лишь условно может быть введено в сознание школьников на первом этапе литературного образования (5 - 6 классы), так как для создания представлений о биографии необходимо иметь достаточно значимый и объемный круг фактов, а не только сведений о датах жизни и смерти писателя. «<...> биография, как отмечено в «Краткой литературной энциклопедии», дает на основе фактического материала картину жизни человека, развития его личности в связи с общественной действительностью эпохи. Биография помогает понять формирование личности, направление, характер и процесс творческой и общественной деятельности человека» [7]. Н.С. Ашукин отмечал: «Если из биографии выбираются только некоторые черты из жизни и деятельности данного лица, тогда получается характеристика» [1]. Сумма характеристик, т.е. представления, полученные учащимися в 5 - 7 классах, позволят к восьмому классу воссоздать мировоззренческую основу личности писателя, его отношение к социально значимым темам, прежде всего таким, как служение, Родина, история Отечества. Это относится к тем авторам, чья жизнь и произведения изучаются от класса к классу. Вместе с этим от класса к классу меняются и задачи постижения жизненного пути и творчества писателя. Важно, чтобы эта последовательность была логически выверена и подкреплена биографическими фактами, сведениями об истории создания изучаемого произведения, краеведческими материалами, сведениями из мемуарных источников, высказываниями писателей, ученых-литературоведов, других деятелей культуры и искусства.

Эволюционная последовательность представлений об авторе, по нашему мнению, может быть следующей: 5 класс - образ писателя; 6 класс - личность писателя; 7 класс - служение, Отечество, мировосприятие; 8 класс - творчество писателя, мировоззрение.

Материалы, которые вводятся в поле внимания школьников, строятся таким образом, что позволяют, с одной стороны, всякий раз по-новому увидеть жизнь и работу писателя над произведением, а, с другой стороны, они предшествуют будущему структурно-композиционному мотиву, который в следующем классе станет ведущим. Идея такого построения материала исходит из открытого А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» композиционного приема, в основе которого лежит последовательное движение мотивов. На это обратил внимание в своем комментарии к «Евгению Онегину» В.В. Набоков: ««Классическая" строгость пропорций прекрасно выявляется таким «романтическим» приемом, как продолжение или повторное проигрывание какой-нибудь структурной темы в главе, следующей за той, что эту тему ввела. Прием этот используется для раскрытия темы деревни в главах первой и второй; темы романтической любви - во второй и третьей; темы встречи в аллее - в третьей и четвертой; темы зимы - в четвертой и пятой, темы именин - в пятой и шестой; темы могилы поэта - в шестой и седьмой; темы вихря света - в седьмой и восьмой, которая замыкает круг, поскольку эта последняя тема вновь возникает (если начать перечитывать роман) в первой главе» [16].

Особенно значимым на каждом уроке - и не только при воссоздании биографии писателя - является введение учащихся в общекультурный контекст, постепенное приобщение к знакомству с разнообразными литературными и литературоведческими источниками: мемуарной литературой, фрагментами из историко-литературоведческих и историко-биографических исследований, высказываниями современников и других писателей об изучаемом авторе. Все это, накапливаясь постепенно, создает базу, опираясь на которую учитель сможет реализовать идею, высказанную М.М. Бахтиным о диалоге культур. Никакого диалога культур в деятельности ученика не может произойти, если представлений о культуре в различных ее гранях и проявлениях не создано.

В процессе воссоздания образа писателя основными материалами может стать, помимо сведений о детстве и семье писателя, информация о годах учения, различном для каждого автора круге детского чтения, мире увлечений писателя в годы его детства, информация о начале творчества, краеведческие материалы, сведения из историко-литературоведческих источников, в том числе и о творческой истории изучаемого произведения. Уже из этого примерного перечня очевидно, что образ писателя создается в процессе совместной деятельности ученика и учителя не на одном только вводном уроке, а в процессе всей работы над изучаемым произведением. В качестве иллюстрации системы работы над биографией писателя на уроках литературы мы выбираем УМК Г.С. Меркина [14].

Важнейшими элементами для развития общекультурных компетенций школьников является дозированное и постепенное приобщение их к именам деятелей литературы, искусства, культуры. С творчеством некоторых из них учащиеся познакомятся более подробно в будущем. Учитель имеет возможность вводить в материал сведения из мемуарных источников, отзывов современников писателя и деятелей последующих эпох, создавать и накапливать материал в рубрике «Писатели о писателе» и т.д. Приобщением к исследовательской деятельности уже с 5 класса могут стать добытые учениками биографические сведения о писателях, оформленные в словарные статьи самостоятельно выполненных биографических справочников. Тогда полученные ранее сведения о персоналиях могут послужить точкой отсчета для разговора о контексте культуры, в котором всегда существуют ассоциативные связи между темами, мотивами, проблематикой произведений разных авторов и разных видов искусства.

Опираясь на содержательные элементы из системы работы над образом автора в 5 классе (детство, учение, мир увлечений, начало творчества, писатель о писателе, краеведение, мемуары), учитель углубляет представление о характере и личности писателя в процессе работы над биографическими материалами в 6 классе. Помимо названных выше, в 6 классе вводятся и новые сведения о фактах и явлениях, определяющих жизненный круг изучаемого автора.

Принципиальное отличие между 5 и 6 классом заключается в том, что, создавая образ автора в 6 классе, учитель опирается, прежде всего, на слово: самого писателя, современников, исследователей, деятелей культуры и искусства и т.д. При этом образ автора, как и любой образ, связан с эмоциональным восприятием, и слово при этом -основной строительный материал. При создании представлений о личности писателя, не игнорируя слово, упор все же делается на дело, поступок, принятое и реализованное решение. Именно эти детали дают возможность представить себе своеобразие и масштаб личности любого человека, в том числе и писателя. Это тем более важно, что, начиная разговор о процессе формирования личности известного человека, мы постепенно имеем возможности привести ребенка к мысли о формировании качеств личности в самом себе (самопознанию и самопониманию). Поэтому на данном этапе необходимо при первой же возможности обращаться к словесно оформленной биографической информации:

- к автобиографической прозе, хотя бы в отдельных фрагментах;

- высказываниям писателей о писателе (Жуковский и Гете: Жуковский и Пушкин, Державин и Пушкин, Герцен о Лермонтове, Одоевский и Лермонтов, Катаев о Короленко, Куприн и Бунин о Чехове, Паустовский о Бунине и пр.);

- информации из историко-биографических исследований (И.Л. Андроников о Лермонтове; И. Золотусский о «Тарасе Бульбе»; Ю.М. Лотман о «Записках охотника»,

A.В. Чичерин о Л.Н. Толстом; К.И. Чуковский об А.П. Чехове, А.А. Козловский о С. Есенине, В.Г. Лидин о М.М. Пришвине, Т.М. Вахитова о В.П. Астафьеве);

- характеристике мира увлечений писателя (Лермонтов - художник, Гоголь и театр).

Особое внимание обращать на общественно значимые и новые для литературы

факты и явления, даже если такая возможность имеется в единичных проявлениях (новая героиня - русская женщина - в поэзии Некрасова, например).

В центре содержательного ядра в процессе освоения биографии писателей в 7 классе - служение, Отечество, мировосприятие. Эта грани - основные в писательской биографии. Готовятся они для усвоения уже с 5 класса.

В 7 классе учащиеся вряд ли смогут усвоить и оценить такие явления, как этап творчества и итог творчества. Для этого у школьников нет необходимой базы, и первые подступы к пониманию этих явлений - тот минимум, который возможен на данной ступени обучения.

Остальные явления учащиеся осваивают в процессе деятельности по расширению представлений о биографии автора. Главное - во время работы над произведением это можно делать достаточно успешно: необходимые первичные представления получены в 5 - 6 классах, а вводимый новый материал -содержательно и информационно - доступен при работе практически над любым произведением, введенным в программу курса.

В качестве примера сошлемся на исследовательский проект по изучению послания «К Чаадаеву» А.С. Пушкина («Любви, надежды, тихой славы...»), который подробно описан в учебнике 7 класса [15]. Завершающую стадию этого проекта предлагается проводить в форме урока-семинара. Это, по сути, первый урок подобного типа в ученической деятельности. Во время подготовки и на самом уроке школьники активно овладевают материалами, представляющими творческий характер А.С. Пушкина через многие факты его жизни, в том числе и через отношения поэта с его старшими наставниками: К.Н. Батюшковым,

B.А. Жуковским, Ф.Н. Глинкой, Н.И. Тургеневым; его сверстником-лицеистом

А.А. Дельвигом, его «старшим братом», участником войны с Наполеоном П.Я. Чаадаевым. Семиклассники выясняют, насколько мощно способствуют пониманию творческого начала в Пушкине адресованная ученикам книга Ю.М. Лотмана «А.С. Пушкин. Биография. Пособие для учащихся» и взгляд на Пушкина писателя и ученого Ю.Н. Тынянова в его романе «Пушкин». Итогом этой работы становится попытка развенчания отраженного в научной литературе мифа об идейном содержании этого хрестоматийного стихотворения.

В 7 классе при изучении ряда произведений русской классики и русской литературы ХХ века намечаются темы, которые станут ведущими в 8 классе. Это тема России, Отечество, понятие мировоззрение. Фактический материал учащиеся почерпнут из автобиографий или их фрагментов, высказываний писателей о писателе, краеведческих источников и источников, дающих представление о раздумьях автора о судьбе страны, фрагментов из литературоведческих, историко-биографических исследований, свидетельств об общественно-политических взглядах писателя, творческой истории произведения и его судьбе в литературе, на сцене, в других видах искусства.

При всей семантической близости ключевые слова, составляющие обобщающее значение термина «творчество» (творческий человек, творческое достижение; творческая цель, этап творчества, итог творчества), имеют не всегда очевидные для учащихся оттенки смысла. Важно, чтобы в процессе активной деятельности при изучении произведения ученик выяснил словарное значение каждого понятия и, сопоставив их, понимал, какие смыслы имеют отношение к биографии автора и почему они значимы.

В сознание учащихся должны войти следующие представления о каждом из указанных ключевых понятий:

- Творчество: процесс деятельности, создающей качественно новые ценности и представления о человеке, природе, мире.

- Творческий человек - изобретательный, поэтический, созидательный, созидающий, способный, творящий.

- Творческая цель - желаемый результат, итог творческой деятельности.

- Творческое достижение - реализация творческого замысла.

- Этап творчества - определенный период в творческой деятельности.

- Итог творчества - результат творческой деятельности.

При определенных условиях возможно усвоение другого важного понятия -творческий процесс. Некоторые УМК помогают учащимся подготовиться к введению этого понятия, размещая в учебнике такие рубрики, как «Творческая история произведения» и «В художественном мире произведения» [14].

В одних случаях есть возможность говорить о служении писателя («Служебные скитания» Державина и его борьба с казнокрадством и злоупотреблениями чиновников); в других - о размышлениях писателя о роли России в мире (Н.М. Карамзин об историческом опыте Европы и усвоении его в России); участие в судьбоносных для Отечества событиях (В.А. Жуковский в составе московского ополчения в войне с Наполеоном); в идеологии и движении декабризма (К.Ф. Рылеев: творчество как политическая угроза власти; на Сенатской площади: в час восстания, приговор и смерть); поэтические размышления о нравственном долге поэта (А.С. Пушкин и декабристы; поэт о судьбе опальных «друзей, товарищей, братьев»); изображение «народного бунта» и отношение к нему («Капитанская дочка»); мотивы свободы и необходимости активного действия в поэзии (М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»); «осмеяние всего дурного в России» (Н.В. Гоголь. «Ревизор»)

Не менее насыщены фактами, событиями, явлениями биографии писателей второй половины XIX века: позиция И.С. Тургенева по крестьянскому вопросу; гражданская позиция Н.А. Некрасова и ее проявления в поэтическом творчестве и

журналистской деятельности; позиция Л.Н. Толстого в отношении системы наказаний в русской армии.

Активная деятельность и гражданская позиция писателей ХХ века - на слуху многих поколений, но она постепенно утрачивается в XXI столетии. Напомнить о ней, привлечь к ней внимание современного молодого читателя - одна из важнейших задач учителя литературы. Биографических материалов для этого сверхдостаточно: при рассмотрении биографии М. Горького (постижение Руси и мотивы бунтарства и свободы в рассказах писателя); В.В. Маяковского (раздумья о времени и о себе - по страницам автобиографии «Я сам»); новая Россия в поэзии М. Исаковского и А. Твардовского; жизнь и судьба писателя в жизни и судьбе страны (В.П. Астафьев) и др.

Вне рассмотрения в данной статье остались многие конкретные вопросы, связанные с изучением биографии писателя. Это, прежде всего, специфика методических решений при изучении произведений писателя, встречающегося в программе школьного курса единично и тех, что представлены системно. Детализации требует рассмотрение вопроса о способах, формах и методических приемах введения в процесс обучения различных историко-литературных и историко-биографических материалов. Конкретизировать нужно и формы работы с комментариями о вкладе в культуру отдельных деятелях литературы и искусства, имена которых вводятся в учебный процесс в связи с изучением творчества (или отдельных произведений) того или иного писателя. Мы говорим здесь об этом бегло. По ряду других позиций имеется достаточно богатая и содержательная научно -методическая литература.

В данной статье мы стремились поставить вопрос о необходимости системного, последовательного и логически завершенного методического пути для знакомства с биографией писателя: от асссоциативно-эмоционального восприятия его личности в момент первого знакомства до итогового (пусть и промежуточного) результата. Эта работа станет затем основой качественно нового подхода многогранного изучения биографии писателя в контексте историко-литературного процесса; места изучаемого произведения в творчестве автора; творчества автора в литературе определенного периода и в литературном процессе в целом. Так, например, для уже подготовленных к восприятию культурно-биографических фактов старшеклассников будет очень полезно при изучении драмы Горького «На дне» осмысление записи в дневнике Л.Н. Толстого: «Мы все знаем, что босяки - люди и братья, но знаем это теоретически; он же показал нам их во весь рост, любя их, и заразил нас этой любовью» [20, 98].

Задача изучения биографии писателя как факта культуры может быть поставлена в 9-11 классах школы и продолжена на новом уровне литературного образования, каким может стать высшее филологическое образование и самообразование учителя.

Особо подчеркнем, что системное и последовательное введение в сознание ученика разнообразных фактов и явлений, оценок и сведений о писателе позволит не только демифологизировать его образ, не только глубже и тоньше понять творчество изучаемого писателя, но и подтолкнуть ученика к познанию своей собственной личности путем вольных или невольных сопоставлений с личностью выдающегося писателя.

Список литературы /References

1. Ашукин Н. Биография // Литературная энциклопедия: Словарь литературных

терминов: В 2-х т. М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. Стб. 105-107.

2. Белинский В.Г. Опыт истории русской литературы. «Public Domain», 1845. С. 8.

3. Галахов А.Д. История русской словесности, древней и новой, 1863.

4. Галахов А.Д., Буслаев Ф.И. Программа русского языка и словесности, 1852.

5. Греч Н.И. Опыт краткой истории русской литературы. СПб., 1822.

6. Дудникова О.Г. Домашние воспитатели и учителя при дворе Романовых: справочно-библиографические материалы. М.: Русское слово, 2013.

7. Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия. Т. 1, 1962. Стб. 620.

8. Курдюмова Т.Ф. Изучение биографии Лермонтова в У-УШ классах. В кн.: М.Ю. Лермонтов в школе. М.: «Просвещение», 1976. С. 141-154; Маранцман. В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников. М.; Л.: «Просвещение», 1965.

9. Маранцман. В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников. М.; Л.: «Просвещение», 1965.

10. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. Л.: «Просвещение», 1982.

11. Лотман Ю.М. Биография живое лицо // Новый мир, 1985. № 2. С. 228-236.

12. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте (К типологическому соотношению текста и личности автора) / Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб.: Искусство-СПб, 1997. С. 804-816.

13. Меркин Б.Г. Сюжетные особенности рассказов Л.Н. Толстого для детей // Известия Смоленского государственного университета, 2013, № 2. С. 31-38.

14.Меркин Г.С. Литература: учебник для 5-8 классов общеобразовательных организаций / автор-составитель Г.С. Меркин. М.: Русское слово, 2016.

15.Меркин Г.С. [раздел «А.С. Пушкин»] // Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / автор-составитель Г.С. Меркин. М.: Русское слово, 2016. С. 160-171.

16. Набоков В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» / пер. с англ. Санкт-Петербург: Искусство СПБ, «Набоковский фонд», 1998. С. 42.

17. Новиков Н. Опыт исторического словаря о российских писателях: Из разных печатных и рукописных книг, сообщенных известий и словесных преданий собрал Николай Новиков, 1772. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rvb.ru/18vek/novikov/01text/02criticism/ 17.htm/ (дата обращения 20.06.2017).

18. Острогорский В.П. Двадцать биографий образцовых русских писателей с портретами для чтения юношества. С.-Петербург: Типография Ю.Н. Эрлих, 1890.

19. Родионова О.А. Изучение биографии писателей в 5 - 11 классах с привлечением краеведческого материала: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2006.

20. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 тт. М.: «Художественная литература», 1935. Т. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.