Научная статья на тему 'О культурологической составляющей литературного образования старшеклассников'

О культурологической составляющей литературного образования старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
434
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОНТЕКСТ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЕ ПРОСТРАНСТВО УРОКА / ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ / КОГНИТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СULTUROLOGICAL APPROACH / CONTEXT / CULTURE-BASED SPACE LESSONS / PRINCIPLE OF CLARITY / THE COGNITIVE-EMOTIONAL IMPACT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Медведева Виолетта Вениаминовна

В статье рассматривается проблема реализации культурологического компонента школьного литературного образования, механизмов конструирования на уроке и во внеурочной деятельности культуросообразного пространства. Проанализирована роль культурологического контекста при изучении биографии писателя в использовании таких форм работы, как лекция учителя, заочная экскурсия, урок-концерт, литературная гостиная с привлечением авторского исполнения произведений, описания портретов автора и его героев, иллюстраций и музыкальных отрывков, экранизации изучаемых произведений. Опираясь на анализ научно-педагогических источников, автор обосновывает необходимость создания культурологического пространства урока на основе синтеза литературных произведений с другими видами искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CULTUROLOGICAL COMPONENT IN LITERARY EDUCATION OF HIGH SCHOOL PUPILS

The article considers the problem of realization of the culturological component of the school literary education, mechanisms to create a cultural environment at the classes and extracurricular activities. It analyzes the role of cultural context in the study of the writer’s biography; using such forms of work, as a delivered lecture, parttime tour, a lesson-concert, a literary lounge including writer’s original performed works, portraits descriptions of the writer and his characters, illustrations and pieces of music, film adaptations of the studied works. The author grounds on the analysis of scientific pedagogical sources the necessity of creating a lesson cultural environment on the basis of literary works with and other forms of art synthesis.

Текст научной работы на тему «О культурологической составляющей литературного образования старшеклассников»

политическая литература, 1975.

4.Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 томах /К.Д. Ушинский. Том 10.-1950.

5. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого/ В.Ф.Шаталов // Педагогический поиск, Москва, издательство Педагогика,1988.

Медведева В.В.

о культурологической составляющей

литературного образования старшеклассников

Еще в далеком 1995 году Д.С. Лихачевым был разработан проект «Декларации прав культуры», в одном из положений которой утверждается: «Право на культуру равно праву на жизнь». Говоря о необходимости сохранения и развития культуры как достояния человечества, автор подчеркивал, что вне культуры существование лишается смысла, поскольку она ориентирована на развитие созидательных начал, обеспечивает духовную основу и возможность развития, совершенствования человека и общества. Эти процессы характеризуются в первую очередь преемственностью, пополнением, аккумуляцией духовных и материальных феноменов культуры.

Учебный план современной школы ограничен набором обязательных для изучения дисциплин и предметов, необходимых учащимся для успешной сдачи ЕГЭ, в который не входят вопросы русской и зарубежной культуры. Стремясь сделать уроки максимально полезными для учащихся в ближнесрочной перспективе, учитель подчас обходит вопросы культурологического содержания. Как не вспомнить фразу героини известного российского фильма: «Ошибки учителей менее заметны (чем ошибки врачей - контекст фильма), но, в конечном счете, они обходятся людям не менее дорого»... Увы, как говорил Л. Леонов, «младому поколению существенно полезно знать, что Наполеон не только пирожное, а Галифе - не только штаны с кавалерийским раструбом!..». При этом значи-

тельно снижается общий уровень развития личности. По данным, полученным в результате исследования, проведенного РАО, число людей, которые в детстве посещали художественные музеи, театры, выставки, музыкальные концерты, на рубеже 2000-х гг. составляло 54%, сейчас их всего лишь 35%.

Чтобы не перегружать программу изучения литературы в старшей школе, изучаемые биографические и творческие сведения о том или ином авторе могут быть дополнены знакомством с культурологическим материалом об эпохе изучаемого произведения, ознакомлением с культурологическим контекстом его создания, теоретическими сведениями и практическими заданиями, которые помогут учителю раздвинуть границы литературы, обогатив учащихся знаниями живописи, музыки, архитектуры, активизировать процесс, названный Л.С. Выготским «врастанием ребенка в культуру».

В данной публикации приведем примеры подобного расширения литературного образования школьников за счет культурологического компонента.

Богатый материал постижения культурологического аспекта изучаемой эпохи предоставляет знакомство с биографией изучаемого автора.

Традиционно изучение биографии писателя на уроке литературы рассматривается как средство воспитания и развития личности учащегося. Основателями данного подхода можно считать ученых-методистов 60-80-х годов XIX века В.И. Водовозова, В.П. Острогорского, В.Я. Стоюнина. В наше время последователями этой идеи являются В.Г. Маранцман, Т.В. Чирковская и др. Изучение биографии писателя с целью более глубокого восприятия текста анализируемого произведения обосновывают Г.И. Беленький, Г.К. Бочаров, В.В. Голубков, Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, З.Я. Рез и др. При этом знакомство с биографией писателя предоставляет учителю широкие возможности для включения в урок сведений культурологического содержания - «культурных кодов» эпохи, по выражению Ю.М. Лотмана.

Включение культурологического компонента в процесс изучения биографии писателя способствует конструированию на уроке и во внеурочной деятельности культуросообразного пространства - совокупности идеальных образовательных сред, несущих конкретное ценностное и акмеологическое содержание [3]. Вхождение в культуросообразное пространство определяет культурную идентификацию личности, осознание человеком принадлежности к национальной культуре, интернализацию (принятие в качестве своих) её ценностей [1].

Рассмотрим некоторые приемы включения культурологического компонента в процесс изучения биографии писателя, отталкиваясь от различных форм изучения темы.

Лекция учителя может представлять краткую справку о жизни и творчестве писателя, очерк, новеллу - повествование с напряжённым сюжетом, рассказ на тему «Один день (месяц, год...) из жизни писателя», «Последний год жизни», эмоциональное слово о писателе и т. д.

В ходе лекции культурологическую ауру изучаемой эпохи, своеобразную историко-временную стилизацию, погружающую ученика в определённый куль-

турный контекст, помогают создать музыкальные и художественные страницы урока. Принцип наглядности, значимость которого отмечали еще Я.А. Комен-ский, И.Г. Песталоцци, Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский и др., а именно сочетание трех её видов - зрительной, слуховой и словесной наглядности, - применение на уроке музыки, живописи, демонстрация художественных и документальных фильмов - способствует эмоциональному воздействию на обучающихся.

Примером использования слуховой наглядности при изучении биографии писателя может стать авторское исполнение художественных произведений. Современные фонотеки дают возможность познакомить учащихся с подлинными голосами писателей и поэтов: приятным грудным голосом А.А. Ахматовой, гремящим голосом трибуна В.В. Маяковского, мелодичностью исполнения своих стихотворений С.А. Есенина.

Музыкальное сопровождение слова преподавателя, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни писателя, слушание любимых писателем музыкальных произведений и объяснение его музыкальных вкусов, художественное чтение отрывков из его произведений - все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным. Выстроить межпредметные связи можно, опираясь на факты биографии автора: например, А.П. Чехов тесно общался с Н.А. Римским-Корсаковым, С.В. Рахманиновым, Ф.И. Шаляпиным; может, поэтому музыка звучит как в названиях его произведений («Скрипка Ротшильда», «Контрабас и флейта», «Певчие»), так и внутри художественного текста: романс П.И. Чайковского «Ночь» звучит в повести «Моя жизнь», фортепьянная музыка из цикла «Времена года» - в «Рассказе неизвестного человека». Об удивительной музыкальности прозы и драматургии А.П. Чехова свидетельствуют также балеты «Чайка» и «Дама с собачкой», созданные Р. Щедриным. Значительно обогащают урок сочетание музыкального и изобразительного рядов. Например, в урок «Болдинская осень» А.С. Пушкина целесообразно включить исполнение романсов на стихи А.С. Пушкина «Для берегов отчизны дальней» (музыка А.П. Бородина), «Я здесь, Инезилья» (музыка М.И. Глинки), чтение отрывков из «Евгения Онегина» под фортепьянный цикл П.И. Чайковского «Времена года». Художественный ряд урока можно построить как знакомство со следующими произведениями живописи: А.А. Пластов «А.С. Пушкин в Болдино» (1949 г.), Е.В. Муковнин «Пушкин в Болдино» (2007 г.), В.П. Иванов «Пушкин в Болдино» (1991 - 2005 гг.) и др.

Своеобразным камертоном, эпиграфом урока при изучении биографии писателя может стать цитата известного художника или музыканта, позволяющая раскрыть связь между произведениями различных видов искусства, например: «Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует человека» (Н.Н. Ге).

Цитата позволит начать обстоятельный разговор о портретах автора изучаемого произведения. Можно остановиться на описании одного портрета, сопроводив знакомство комментариями, цитатами из воспоминаний, мемуаров современников автора. Однако более полно раскрыть эволюцию личности писателя

поможет знакомство с портретной галереей. Так, при изучении творческого пути Л.Н. Толстого уместно рассмотреть портреты кисти И.Н. Крамского «Портрет Л.Н. Толстого» (1873), Н.Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого» (1884), И.Е. Репина «Портрет Льва Николаевича Толстого» (1887). Интересно наблюдать эволюцию писателя, запечатленную одним художником. Так, И.Е. Репин обращался к изображению Л.Н. Толстого в разные годы, и, работу с портретами «Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне» (1887), «Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу» (1891), «Лев Николаевич Толстой босой» (1901) можно сопроводить чтением отрывков из воспоминаний живописца [5].

Аналогичную работу можно провести с портретами любого автора. При этом портреты фиксируют внешние изменения, поэтому их демонстрация на уроке должна сопровождаться чтением отрывков из дневников, раскрывающих эволюцию взглядов писателя, «внутреннюю историю» (Ю.М. Лотман), или произведений современников, оставивших мемуары о разных периодах жизни автора изучаемого произведения.

Творческую эволюцию писателя можно наблюдать и работая с авторской живописью. Так, при изучении биографии А.С. Пушкина, конечно, необходимо обратиться к его портретам кисти В.А. Тропинина «Портрет Пушкина» (1827) и О.А. Кипренского «Портрет Пушкина» (1827), оценку которого оставил сам поэт: «Себя как в зеркале я вижу, / Но это зеркало мне льстит». Однако многое могут рассказать читателю и автопортреты А.С. Пушкина - «надёжные свидетельства примет и особенностей пушкинского облика» [6].

О характере писателя многое могут рассказать его живописные произведения. При изучении биографии М.Ю. Лермонтова целесообразно обратиться к его картинам и акварелям - своеобразной летописи жизни писателя: «Морской вид с парусной лодкой» (1828 - 1831), «Кавказский вид с саклей» (1837 - 1838), «Воспоминание о Кавказе» (1838) и др. Рассматривая пейзажи, глубже постигаешь лермонтовский романтизм, философское ощущение поэтом широты и свободы, многогранность его личности.

Не менее захватывающе и знакомство с рисунками авторов изучаемых произведений, оставляемых ими на полях рукописей. Общеизвестен факт о наличии на полях пушкинских рукописей нескольких сотен портретов. Своеобразной «расшифровкой» внутренней жизни поэта может стать предложенная учащимся исследовательская деятельность по изучению рисунков А.С. Пушкина на полях «Евгения Онегина», ведь по признанию самого поэта: «Среди бессвязного маранья / Мелькали мысли, замечанья, / Портреты, числа, имена / Да буквы, тайны, письмена...» (А.С. Пушкин «Альбом Онегина»).

Нельзя забывать и о значении иллюстраций к литературным произведениям, знакомство с которыми поможет учителю ярче высветить те черты героев, на которых актуализировал внимание тот или иной иллюстратор. Школьникам привычны, например, иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» П.М. Боклевского, которого интересовали не сцены из произведения, а портреты, выражающие характер. Не случайно по его рисункам много лет работают театраль-

ные гримеры. Те же герои в изображении М. Шагала гротескны, предстают в фантастических и уродливо-комических обликах.

Расширение культурологического пространства урока возможно за счет обращения учителя к просмотру отрывков из документальных или художественных фильмов по биографии писателя или по его художественным произведениям с последующим обсуждением того, что нового о жизни и творчестве писателя учащиеся узнали из фильма, какие эпизоды показались им наиболее выразительными, удачно ли отобраны отрывки из произведений писателя, передает ли используемая в фильме музыка атмосферу изображаемой эпохи и др. Сопоставляя или противопоставляя свое восприятие книги и фильма-экранизации, учащиеся открывают для себя иные смыслы, знакомятся с различным видением героев и автора книги режиссером, актерами, учителем, одноклассниками.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся предоставляет возможность расширить границы урока за счет выполнения и последующей презентации проектов культурологической направленности. Например, при изучении поэзии начала XX века можно предложить учащимся следующие темы проектной деятельности: «Маяковский в РОСТа», «М.А. Волошин в Коктебеле», «Многогранность творчества футуристов», «Симфонии М.А. Кузьмина в поэзии и музыке» и др.

Расширению культурологических рамок урока также способствует словарная работа, работа с культурологическими понятиями. К обязательным для освоения учащимися понятиям можно отнести следующие: жанр, композиция, деталь, контекст; направления искусства (классицизм, романтизм, реализм, модернизм и др.) и т.д. Например, работая с понятием «этюд», можно обратиться к его литературоведческой трактовке: «этюд - небольшое по объему произведение, посвященное какому-то отдельному явлению. Как правило, оно лишено сюжетной основы. См. этюды - пейзажные зарисовки М. Пришвина «Рождение звука», «Голубые тени», «Первые ручьи» и др. В живописи этюд - это «рисунок, картина, выполненные с натуры, обычно часть будущего большого произведения» (С.И. Ожегов). Учащихся можно познакомить с знаменитыми этюдами И.Е. Репина к картине «Государственный совет» или этюды к картине «Явление Христа народу» А.А. Иванова. Своя трактовка этюда и в музыке - «музыкальное произведение виртуозного характера», и учащимся могут быть предложены для прослушивания этюды Рахманинова, Скрябина, Шопена.

Заочная экскурсия. В ходе подготовки к заочной экскурсии можно активно использовать проектную деятельность учащихся: предложить школьникам найти материал о жизни и творчестве писателя, культурологические сведения об эпохе, в которую жил и творил автор, рисунки, топографические карты и планы, фотографии, предоставив информацию об источниках (сайты сети Интернет, названия книг и т.д.), которые помогут учащимся совершить увлекательное путешествие в пространстве и времени.

Погружению в особенности творчества писателя, его восприятия жизни могут способствовать заочные (а по возможности, и очные) экскурсии по ар-

хитектурным местам, связанным с жизнью или творчеством изучаемого автора. Так, «Петербург А.А. Блока» - это дом, в котором родился будущий поэт (Университетская набережная, 9; бывший ректорский дом); знаменитый дом - «Башня» Вячеслава Иванова (Таврическая улица, 35), где часто собирались композиторы, философы, писатели и поэты; дом, в котором находился салон писателя Д.С. Мережковского и его жены З.Н. Гиппиус, широко известный в Петербурге начала XX века как «дом Мурузи» (Литейный проспект, 24) и др. Заочная экскурсия по блоковскому Петербургу - это путешествие по поэтическим местам серебряного века русской поэзии, в ходе которого будут звучать знаменитые стихотворения А.А. Блока «Петр», «Город в красные пределы...», «В кабаках, в переулках, в извивах.», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека.» и др. Иной Петербург Ф.М. Достоевского - это улицы, площади и дома, послужившие прообразами мест, где разворачивалось действие его произведений. Мир нищих и обездоленных, униженнных и оскорбленных учащимся можно раскрыть, сопровождая чтение романа «Преступление и наказание» знакомством с домами, в которых предположительно проживали его герои: «Домом старухи-процентщицы» (Канал Грибоедова, 104), «Домом Раскольникова» (Гражданская ул., 19), «Домом Сони Мармеладовой» (Канал Грибоедова, 73) - так называемым «домом с тупым углом».

Интересным может стать в ходе заочной экскурсии путешествие-знакомство с памятниками писателей и историей их создания. Например, В России и разных странах мира существует более 190 памятников А.С. Пушкину, знакомство с которыми поможет учащимся представить разные грани личности и проследить географический охват преклонения перед талантом великого русского поэта. Так, задумчивым, словно размышляющим над новым произведением, предстает поэт в памятнике А.М. Опекушина в Москве на Тверском бульваре; вдохновенный и прекрасный, словно исполняющий свои стихи - таков А.С. Пушкин в скульптуре М.К. Аникушина в Санкт-Петербурге на площади Искусств перед зданием Русского музея; влюбленным и восхищенным красавицей женой видится Пушкин в фонтане-ротонде «Наталья и Александр», построенном в Москве в память о его венчании с Н.Н. Гончаровой, проживавшей неподалеку, в деревянном особняке на углу Большой Никитской улицы и Скарятинского переулка. Можно включить учащихся в проектную деятельность, предложив изучить скульптурную географию пушкинских монументов, тогда на уроке прозвучат рассказы о памятниках А.С. Пушкину в Барнауле и Брянске, Вологде и Калининграде, в Михайловском и Болдино..., а также за пределами нашей Родины: в Австрии, Венгрии, Италии, на Кубе. Памятники, установленные в разные времена и на разных континентах, - свидетельство глубокого уважения поклонников творчества поэта, преклонения перед его талантом.

Культурологические сведения об авторе изучаемого произведения можно ввести через использование урока-концерта, в ходе которого могут звучать произведения писателя, отрывки из его писем, мемуаров, автобиографических произведений, дневников современников, а также вокальные и хореографические

номера, которые помогут учащимся ближе познакомиться с эпохой, в которую жил писатель. Живое исполнение литературных и музыкальных произведений в ходе урока-концерта может сопровождаться презентационным видеорядом, включающим репродукции картин, иллюстрации, фотографии, сцены из спектаклей и кинофильмов, поставленных или снятых по изучаемым произведениям. При этом звучащее слово, выразительное чтение прозаического или поэтического текста дает возможность учащимся эмоционально и нравственно погрузиться в изучаемую эпоху. Чтение текста учащимися в ходе урока-концерта может сопровождаться также авторским или актерским исполнением, что позволит рассмотреть изучаемое явление под разным углом зрения. Общеизвестно, например, что чтение стихотворений С.А. Есенина великими актерами Качаловым и Яхонтовым несло переливы есенинских настроений, оттенки переживаний лирического героя. Между тем сам поэт читал свои произведения энергично, подчиняя смысл ритму, отчего поэзия становилась драматичной, динамичной, эмоционально насыщенной.

Подготовка урока-концерта погружает учащихся в продуктивную деятельность, обучение становится мотивированным, активизируется, творческое воображение, развитие ученика, формируются его коммуникативные, познавательные и регулятивные способности, объединяются логическое и образно-эмоциональное постижение культурного явления, поскольку концепты культуры не только мыслятся, но и переживаются.

Уроку-концерту по способу подготовки учебного материала, формам подачи и когнитивно-эмоциональному воздействию на учащегося близки такие формы проведения занятий, расширяющие культурологическое пространство урока, как литературная гостиная и театральная постановка. Эти формы предоставляют учителю возможность раскрыть учащимся творческие особенности личности писателя или поэта через эпоху, литературное окружение автора, культурологические связи изучаемого произведения с произведениями других искусств. В то же время литературная гостиная позволяет вовлечь учащихся в деятельность, активизировав их творческие и интеллектуальные способности.

Нельзя обойти стороной и воспитательную функцию культурологического компонента урока литературы. Не случайно воспитательный потенциал культуры выделен в образовательных стандартах второго поколения, методологической основой которого является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулированы национальные ценности, закрепленные культурными, историческими, социальными традициями народа [2]. Приобщение к культуре способствует воспитанию гражданского самосознания учащегося, ответственного отношения к национальному достоянию, любви к Родине, её культуре, языку.

Таким образом, именно культурологическое пространство урока - синтез литературных произведений с другими видами искусства: живописью, музыкой, скульптурой, архитектурой, кино, театром - делает современный урок литературы более зрелищным, эмоционально и интеллектуально насыщенным, влияет

на развитие личности учащегося, ведь, по словам Д.С. Лихачева, «ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее» [4].

литература

1. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Научно-теоретические основы личностно ориентированного образования. Ростов/на Дону: РГПУ, 1995. 252 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 24 с.

3. Крылова, Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 65 с.

4. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1985. 207 с.

5. Репин, И.Е. Далекое-близкое. М.: Искусство, 1949. 409 с.

6. Эфрос, А.М. Автопортреты Пушкина // Эфрос А.М. Мастера родных эпох. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.