ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 373.1.02:372.8
Интеграция видов искусств как фактор развития читательских интересов
учащихся на уроке литературы
НЛ. Необутова
В статье рассматривается проблема интеграции предметов в современной школе как одно из направлений совершенствования литературного образования. Необходимость решения данной проблемы побуждает к поиску путей формирования и развития читательских интересов школьников, способных к глубокому осознанному восприятию, пониманию и интерпретации литературного произведения.
The integration of subjects in the modern school is one of the directions to perfect the literary education. It is very necessary for us to solve this problem, as it is an impulse for formation and development ofthe reading interest of the students, which are apt to deep and conscious perception, understanding and interpretation of literary work.
The integration of different types of art creates exceptional possibilities for speech development of the students. It helps to deepen the knowledge of descriptive and expressive means of Russian language and of their functions in the literary works.
Экономические и социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к смене ценностных ориентиров, падению духовности, культурного уровня людей. В силу этого сегодня настоятельно требуется поиск и разработка новых подходов к системе обучения и воспитания школьников.
Наметившаяся гуманизация общества и как следствие этого - повышение интереса к отдельной личности определяют особую роль гуманитарных дисциплин в образовательном процессе. Знакомство с литературой и другими видами искусств приобщает учащихся к духовным ценностям родной, русской и мировой культуры, способствует формированию мировоззрения, нравственных качеств, расширению кругозора, развитию читательских интересов, духовно обогащает учащихся.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответ-
НЕОБУТОВА Наталья Леонидовна, зав. кафедрой русского языка и литературы Саха государственной педагогической академии, к.п.н.
ственные решения в ситуации выбора. Усилия педагогов, психологов, социологов направлены на обновление и пересмотр содержания школьного образования, создание новых учебных планов, программ и учебников, совершенствование форм и методов обучения, разработку новых образовательных технологий.
Интеграция предметов в современной школе -это одно из направлений совершенствования литературного образования. Необходимость решения данной проблемы побуждает к поиску путей формирования и развития читательских интересов школьников, способных к глубокому осознанному восприятию, пониманию и интерпретации литературного произведения.
На сегодняшний день интеграция видов искусств - одно из условий осуществления комплексного подхода к обучению. В свете современной культурной ситуации мы наблюдаем среди молодежи явно одностороннее увлечение современными, новомодными видами искусства и отрицание классического наследия. Чтобы преодолеть этот барьер, мы избираем один из возможных путей повышения интереса к литературе как к одному из видов искусства - изучение литературы с широким использованием живописи, музыки, архитектуры и т.д.
Развитие читательских интересов учащихся при помощи интеграции видов искусств на уроках литературы имеет два направления: непосредственное включение в творчество, в сам процесс создания творческих работ и организация художественного восприятия текста. Так как литература в школе остается главным и единственным предметом, который изучают как искусство, точнее как искусство слова,, то знакомство со смежными видами искусства для бол ьшинства учащихся остается явлением случайным. Поэтому мы считаем, что уроки литературы должны превратиться в уроки искусства в целом. Но чтобы такой урок был интересен, вызвал у школьников интерес к чтению произведения, нужно, чтобы он давал «пищу» для размышлений, ведь иногда одно и то же жизненное событие оказывается воспроизведенным в различных видах искусства [4].
Так, например, половецко-татарское нашествие на Русь и пленение одного из князей описано в произведении «Слово о полку Игореве». Это же событие легло в основу картины В. Васнецова «После побоища» и оперы А. Бородина «Князь Игорь». Таким образом, учителю приходится синтезировать виды искусств и вводить их в урок литературы.
Существует три группы синтеза, в каждой из которой объединение различных видов художественной деятельности происходит на основе какого-либо определенного искусства. Это, прежде всего, синтез пластических искусств (архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства), осуществляемый на основе архитектуры. Синтез внутри зрелищных искусств (театр, кино, телевидение, эстрада, цирк), которое в эстетике издавна принято называть синтетическим, объединение здесь происходит на основе творчества актера. И, наконец, это синтез отдельных пар искусств, связанных с литературой: литературы и музыки, литературы и живописи.
Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства, связанными с литературой родной страны и мира (живописью, музыкой, скульптурой и архитектурой), постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их размышлению над поставленными автором задачами.
Урок литературы в 5 классе - это начало изуче-
ния нового предмета, еще один шаг в приобщении ученика к искусству. Так, например, при изучении главы «Мифы народов мира» можно использовать знакомство с историей Древней Греции, привлекая внимание к архитектуре и с кульптуре греков и других народов. Конечно, не на все уроки возможно пригласить «царицу-архитектуру», но при изучении некоторых тем это необходимо. Мы согласны, что привлекать на урок литературы такой вид искусства, как архитектура, очень сложно, так как процесс ее восприятия отличается от процесса восприятия других видов искусства. Рассматривая картину, гравюру или скульптуру, учащиеся вступают в контакт с мыслями, чувствами ее автора, узнают, что волновало и побуждало к творчеству именно этого человека, как через призму его индивидуального моровоззрения отразились умонастроения эпохи.
Иное дело - восприятие архитектуры. Впечатление, получаемое от архитектурного произведения, складывается из целого ряда ощущений. Сюда входит ощущение величины здания, которое мысленно соотносится с величиной собственного тела, ощущение пространственной протяженности, которое познается мышечными усилиями при перемещении внутри здания или вокруг.
Так как архитектура - пространственное искусство, то именно ощущение пространства является одним из самых основных в восприятии данного искусства. Впечатление, полученное от снимка, может создать образ иного характера. «Только восприятие в реальных условиях, в натуре, когда школьник сам может ощутить масштаб здания, почувствовать непосредственную связь со средой его обитания, интерьером, внешним окружением, может дать полноценное представление о сооружении» [1, с. 153].
Многие учителя, предвидя такие сложности, задаются вопросами: «А стоит ли вообще привлекать архитектуру на урок литературы? Оправдано ли это привлечение?» Мы считаем, что оправдано:
- во-первых, знакомство с архитектурой расширяет кругозор учащихся, восполняет пробел системы образования - архитектура как вид искусства не изучается в школьном курсе «изобразительное искусство», а на уроках истории выступает лишь как иллюстрация к эпохе;
- во-вторых, при изучении биографии писателя или поэта рассмотрение архитектуры поместья, усадьбы дает возможность ввести учащихся в историческую эпоху, прикоснуться к семейному укладу, понять истоки творчества;
- в-третьих, развивает масштабное воображение, фантазию;
- в-четвертых, развивает эстетические вкусы учащихся;
- в-пятых, играет огромную роль в приобщении школьников к культуре страны, тем самым воспитывает патриотические чувства.
При всем многообразии подходов к данной проблеме ценным является опыт развития читательских интересов средствами литературы и музыки. На этапе изучения художественного произведения музыка как один из смежных видов искусства выступает в роли средства повышения уровня понимания текста, обостряет внимание к деталям, изобразительно-выразительным средствам языка.
Неотъемлемой частью музыкального восприятия является субъективность. Субъективность подростка обусловливается особенностями его духовного мира, уровнем общего развития. Подросток начинает составлять для себя собственные нравственно-эстетические критерии красоты, истины добра, справедливости, подкрепляя их приобретенными знаниями. По утверждению В.Н. Шацкой, «... старшеклассников особенно интересует и привлекает общение с музыкой тогда, когда им удается самим убедиться, что музыкальные произведения тесно связаны с жизнью, что в них выражены чувства, вызывающие у слушателей ответные переживания, что в музыке отражается внутренний мир человека, его мысли, характер, отношение к действительности»^, с. 98].
Согласно теоретическим положениям Б.С. Мей-лаха, в музыкальном восприятии выделяются следующие уровни:
•элементарное восприятие, когда воспринимается в общих чертах характер произведения, его сюжетная сторона;
• направленное восприятие, когда уже названия «Вальс», «Соната», «Этюд» и т.д. создают направленность восприятия, формируют соответствующую «систему ожиданий». Направленно включиться в процесс восприятия музыкальных произведений помогают различные формы внешних установок: вступительная беседа, рассказ учителя, прочитанная аннотация и т.д.;
• контекстное восприятие, обогащенное знанием исторических условий создания произведения, биографии композитора, особенностей его творчества, направлений и течений, к которым он принадлежал;
■системное восприятие, отличающееся богатством ассоциаций, связывающих восприятие кон-
кретного произведения с другими произведениями по форме и содержанию, творческому методу композитора, обстоятельствам создания и последующей судьбы произведения [2].
Постижение видов искусства в рамках школы осуществляется именно на этих уровнях.
По мере приобретения слушательского опыта подросток учится осознавать и анализировать произведения искусства, то есть происходит интеллектуальная обработка полученных знаний, которая стимулирует к дальнейшему их усвоению и применению в новых условиях. Произведения искусства обращены вначале к эмоциям, воображениям, представлениям, чувствам человека, а от них к разуму. Поэтому мы можем говорить о развитии умений выделять главное, сравнивать впервые воспринятое с уже имеющимся опытом, обобщать и оценивать воспринятое. Таким образом, при воздействии на эмоциональную сферу сознания развивается и интеллектуальная сфера.
Но есть и другая особенность процесса восприятия - непонимание учениками даже в старших классах музыкальных произведений в силу отдаленности от нас по времени, в силу трудности восприятия. В психологии выявлены причины такого «неадекватного» эмоционального отклика на незнакомое произведение. Во-первых, оно может оказаться «сложным», что затруднит его восприятие; во-вторых, может оказаться «скучным» из-за неподготовленности к восприятию; в-третьих, когда «не затрагивает», «не волнует» в силу равнодушного отношения или когда отличается от имеющегося музыкально-слухового опыта.
Таким образом, интегрированное изучение литературы и музыки позволяет расширить эстетическое воспитание, способствует развитию читательских интересов учащихся, так как здесь соединяется изучение искусства слова с проникновением в образный мир музыкальных произведений.
Если музыка позволяет услышать произведение, то живопись позволяет увидеть его. На уроках, где реализуются связи литературы с изобразительным искусством, учащиеся чувствуют образность слова, учатся сопоставлять возможности того или иного вида искусства при передаче какой-либо идеи.
Если в средних классах на уроках литературы произведения искусства привлекаются для накопления фактических знаний, ознакомления учеников с отдельными авторами и произведениями живописи, осуществления принципа наглядности, то в старших классах задачи «внедрения» данного вида искусства значительно расширяются, стано-
вятся более сложными и многогранными. Здесь не столь важно «проиллюстрировать» факты из жизни писателя, страницы произведения наглядными зрительными образами, важно проследить внутреннюю логику развития литературы и изобразительного искусства, установить причинно-следственные связи их поступательного движения, найти общее, чго присуще литературе и изобразительному искусству на разных этапах развития, то особенное, что характерно для художественного слова и изображения.
Более того, в старших классах работу над произведениями изобразительного искусства нельзя ограничивать дидактическим принципом наглядности, нужно помнить, что не может быть искусства, для которого изображение было бы целью, -это будет уже не искусство, а наглядное пособие. Картина хуцожника-живописца так же, как и произведение художника-писателя, создает художественный образ, в котором отражается действительность с ее типическими чертами. Этот художественный образ всегда исторически и социально обусловлен. Процесс его создания крайне сложен. Художнику-живописцу приходится проделывать огромную работу по отбору и обобщению конкретных фактов. Задача его состоит в том, чтобы образы были типические, выражали сущность явлений.
Художественная картина или ряд картин помогает преподавателю литературы раскрыть многие теоретико-литературные понятия, в первую очередь понятие «литературный герой». Учащимся легче понять сложный духовный облик человека с его индивидуальными особенностями и типическими чертами. Картина показывает человека в его взаимосвязях с другими людьми.
Отбирая для своего урока произведения живописи, учитель должен руководствоваться тем, насколько картина помогает учащимся лучше понять литературное произведение, ведь в процессе обучения она может выполнять те же познавательновоспитательные задачи, что и литературное произведение, и решает их художественными средствами, присущими живописи.
Живопись как художественная параллель литературному произведению, во-первых, помогает раскрыть его тему и уяснить идею; во-вторых, углубляет понимание художественного образа - персонажа с его индивидуальными психологическими особенностями и социально-политическими взаимосвязями; в-третьих, на основе зрительных восприятий раскрывает понятие художественного
образа - пейзажа и быта; в-четвертых, конкретизирует понятие художественной детали и композиции.
Функция наглядности живописи немаловажна и для литературного произведения в целом. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь пытались самостоятельно иллюстрировать свои произведения. JI.H. Толстой просил Башилова дать рисунки к «Войне и миру», помогая ему советами.
A.М. Горький беседовал с художниками, иллюстрировавшими его произведения.
Внимательное отношение к рисункам на обложке, фронтиспису, заставкам, концовкам и иллюстрациям в тексте или между страницами облегчает понимание текста. Иллюстрации на обложке или переплете чаще всего изображают наиболее значительные эпизоды из произведения. Иногда на обложке даются портреты героев (Печорин - рис. Д. Шмаринова, Тарас Бульба - М. Берегуса, Чичиков - А. Лаптева, основные персонажи «Отцов и детей» - К. Рудакова, Гриша Добросклонов -
B. Серова).
Чаще всего на фронтисписе даны портреты авторов литературных произведений (И.С. Тургенев
- рис. И. Репина, Н. Некрасов на охоте - рис. А. Пластова). В некоторых случаях на фронтисписе изображаются главные герои произведения или место действия произведения.
Иллюстрации-заставки показывают место действия, создавая соответствующее настроение у читателя. Встречаются заставки декоративные или символические. Иллюстрации-концовки бывают сюжетно-тематическими и символическими.
Иллюстрации к тексту в одних случаях обращают наше внимание на главное, изображая основных героев и решающие сцены произведения. Таковы, например, иллюстрации А. Бенуа к «Медному всаднику», А. Лаптева к «Мертвым душам», Д. Шмаринова и В. Серова к «Войне и миру», Кук-рыниксов к рассказам А.П. Чехова и романам М. Горького.
Иногда иллюстрации воспроизводят предметы быта, строения, пейзаж. В этом случае их дают на полях страниц. Так изданы «Слово о полку Игоре-ве», поэма Лонгфелло «Песнь о Гайавате», рассказы о животных Сэтон-Томпсона. Они знакомят нас с тем, что обычно мы плохо знаем.
С этой целью текст сопровождается фотографиями, запечатлевшими исторические события, лица и документы, упоминаемые в произведении. Так изданы Ружиным «Песнь о вещем Олеге», поэма В.Маяковского «Владимир Ильич Ленин», «Ти-
хий Дон» М. Шолохова. Документальные иллюстрации вводят нас в лабораторию творчества писателя, знакомят с использованными им материалами.
Художник А. Константиновский обратил внимание на бытовые подробности комедии, изобразив улицы, заставу и гостиницу уездного города во времена Н.В. Гоголя.
Иллюстрации А. Агина, П. Боклевского, П. Соколова и А. Лаптева к «Мертвым душам» уточняют наше представление о быте губернского города и помещичьих усадеб 30-40 годов XIX века.
А. Агин, современник Гоголя, воспроизвел многие детали обстановки, костюмов, запечатлел основные эпизоды сюжета «Мертвых душ». Рисунки А. Агина облегчают понимание характеров помещиков, чиновников и Чичикова. П. Соколов показал убожество деревни Плюшкина, бегство его крепостных в леса и на Волгу, обратил внимание читателей на лирические отступления и описания природы. Его рисунки к «Повести о капитане Ко-пейкине» говорят о трагедии обездоленного человека. А. Лаптев увидел другие стороны народной жизни, отраженной в произведении Н.В. Гоголя.
Идея параллельного изучения литературы и других видов искусств в их взаимосвязях, в русле определенного художественного метода должна оставаться ведущей. Основные задачи, которые при этом предстоит решать учителю, можно сформулировать следующим образом:
1. Развитие читательских интересов, расширение кругозора, формирование мировоззрения и нравственных качеств.
2. Закрепление, углубление и систематизация знаний об искусстве, полученных учащимися в предыдущих классах. Это тем более важно, потому что в 8 классе предметы эстетического цикла не преподаются.
3. Глубокое раскрытие таких понятий, как «классицизм», «романтизм», «реализм», имеющих отношение не только к литературе, но и к другим видам искусства, к художественному творчеству в целом.
4. Повышение общего уровня художественной подготовки, эстетической и читательской культуры учащихся.
Все эти задачи могут быть решены при условии, если учитель-словесник будет обращаться к произведениям других видов искусств систематически, вести анализ их идейно-художественного содержания в тесных взаимосвязях со своим предметом - литературой, ориентировать внимание учащихся на особенности выразительных возможностей слова и изображения.
Истина познается в сравнении. Понимание особенностей и специфики других видов искусств, бесспорно, поможет учащимся глубже понять особенности и специфику художественной литературы. Интеграция видов искусств создает исключительные возможности для развития речи учащихся, углубляет знакомство с изобразительно-выразительными средствами русского языка и их идейно-художественными функциями в литературных произведениях. На эти направления необходимо опираться учителю при подготовке к уроку.
Литература
1. Беседы об искусстве. Живопись. Графика. Скульптура. Архитектура: Сборник статей. М., 1999.
2. Мейл ах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусства, 1985.
3. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М.: Изд. АПН, 1963.
4. Эстетическое воспитание: Сборник статей под ред. Толстых В.И. М., 1970.