Научная статья на тему 'Монографический принцип на интегрированных уроках в начальной школе. Из опыта работы'

Монографический принцип на интегрированных уроках в начальной школе. Из опыта работы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
806
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГРАФИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ / ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ / MONOGRAPHIC PRINCIPLE / BIOGRAPHY OF AUTHORS / INTEGRATIVE LESSONS / LESSONS OF LITERATURE / CREATIVITY OF WRITERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каясова Татьяна Анатольевна

В статье рассказывается о важности и необходимости использования монографического принципа изучения литературных произведений на интегрированных уроках в начальной школе. Далее автор раскрывает методику внедрения монографического принципа в систему уроков по литературному чтению. Актуальность поднятой автором темы заключается в незначительном уровне использования монографического принципа на уроках в начальной школе в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MONOGRAPHIC PRINCIPLE ON THE INTEGRATIVE LESSONS IN PRIMARY SCHOOL. BASED ON THE EXPERIENCE

In this article the author talks about the necessity of using the studying literary works on the integrative lessons in primary school. The author also talks about the introduction technique of the monographic principle into the lesson system of literature. The insignificant level of use of the monographic principle on the lessons in primary school shows the actuality of the author’s article.

Текст научной работы на тему «Монографический принцип на интегрированных уроках в начальной школе. Из опыта работы»

УДК 37

МОНОГРАФИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

© 2012 Т.А.Каясова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 05.07.2012

В статье рассказывается о важности и необходимости использования монографического принципа изучения литературных произведений на интегрированных уроках в начальной школе. Далее автор раскрывает методику внедрения монографического принципа в систему уроков по литературному чтению. Актуальность поднятой автором темы заключается в незначительном уровне использования монографического принципа на уроках в начальной школе в настоящее время.

Ключевые слова: монографический принцип, биографии писателей, интегрированные уроки, литературные гостиные, творчество писателей.

Использование монографического подхода на уроках литературного чтения в начальной школе предполагает ознакомление учащихся с биографией писателя, изучение произведений автора во взаимосвязи с его творчеством.

И.Л.Жукова считает: «Если рассматривать чтение как диалог с автором в процессе чтения произведения, как общение с автором-творцом, то использование монографического принципа на уроках литературного чтения оказывается важным средством литературного развития младших школьников, так как направлен на постижение обобщающей категории автора и художественного текста. Естественно, реализация монографического принципа на уроках литературного чтения в начальной школе должна иметь свою специфику в силу возрастных особенностей читателей-слушателей»1.

Авторы учебников по литературному чтению для начальной школы практически не используют монографический принцип, объясняя это возрастом детей. С одной стороны, мы согласны с авторами учебников в той части их высказываний, где говорится о недопустимости заучивания детьми названий, дат и событий, загромождения памяти учеников биографическими данными авторов произведений. С другой стороны, мы придерживаемся мнения о том, что

Каясова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования ПГСГА, докторант,; доцент кафедры начального образования Самарского института повышения квалификации работников образования, заместитель директора по УВР (начальные классы) гимназии №3. E-mail: kayasova@mail.ru

1 Жукова И.Л. Монографический принцип на уроке литературного чтения в современной начальной школе / / Начальная школа. - 2009. - №12. - С. 30; Кана-кина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. - М.: 1991.

увлечь детей литературой (а в настоящее время мало читающих и, главное, желающих читать детей) можно только при условии, когда учащимся предоставляется в разумных пределах интересный рассказ о жизни писателя, его семье, детстве и т.д. Младшие школьники - особые читатели, поэтому важно, чтобы учитель начальных классов использовал самые разные принципы, методики, технологии для того, чтобы выполнить важную задачу: сформировать у детей сначала потребность в чтении, а затем -любовь к художественной литературе.

Во время обучения в начальной школе (2 -4 кл.) мы проводим интегрированные уроки по теме «Литературные гостиные», используя произведения следующих авторов. Во втором классе мы знакомимся с творчеством А.Пушкина, Л.Толстого, И.Крылова, М.Пришвина, Н.Носова. В третьем - А.Пушкина, М.Лермонтова, Л.Чарской, Н.Носова, В.Осеевой, А.Гайдара, Г.Андерсена. В четвертом - А.Пушкина, И.Тургенева, Н.Некрасова, В.Бианки, М.Твена

В русле созданной нами методики мы рассматриваем следующие положения для использования монографического принципа: 1) Проведение в системе интегрированных уроков литературного чтения и русского языка. 2) Планирование творческих заданий к данным урокам. 3) Ознакомление учащихся (в разделе «Литературных гостиные») с биографиями писателей.

Практика показывает, что использование лекций учителя, докладов и т.п. при знакомстве с биографиями писателей не продуктивно, т.к. самый интересный рассказ - это, по сути, творчество учителя. Мы пришли к выводу о необходимости такой формы работы, которая предполагает активное включение в работу учащихся. Мы считаем необходимым ознакомить учащихся подробно с творчеством следующих писателей. В течение четырех лет обучения в на-

чальной школе учащиеся знакомятся с творчеством писателей по следующему плану:

I. Учителем обязательно готовится сообщение о жизни писателя, но касается оно только детства, т.е. того периода жизни, который близок учащимся. Они узнают, где и когда родился писатель, где прошло его детство, как звали родителей, были ли у него сестры или братья, бабушки и дедушки, друзья, что он любил делать, во что играть и т.д. Этот материал интересен детям. Они узнают много нового, главное заключается в том, что эти сообщения действительно вызывают эмоции. В русле изучения темы дети готовят на выбор интересные доклады и презентации: о кулинарии, направлениях моды, традициях и праздниках, профессиях того времени, что помогает при создании образа писателя, воссоздать образ эпохи.

II. Изучение творчества писателей не сводится к знакомству учеников с рядом цифр и дат. Учащимся раздается таблица алфавита, в которой они будут записывать определенные слова из рассказа учителя, кроме того, в таблицу дети заносят названия произведений и те слова, значения которых они хотели бы узнать (или знают и хотят рассказать о них товарищам). У такой методики есть несколько плюсов: минимум дат, наличие сведений, которые запоминаются очень легко и быстро, т.к. на уроках дети возвращаются к ним несколько раз, большая степень самостоятельности учащихся (при заслушивании школьных докладов и сообщений друг друга они так же записывают слова в свою таблицу). Естественно, что при многократном повторении (это и рассказы, и викторины, и кроссворды, и эссе, и т.д.) уча-

щиеся свободно запоминают сведения о жизни писателя. Хочется еще раз подчеркнуть, что такая методика позволяет сформировать у детей интерес к личности писателя или поэта.

III. Следующий пункт знакомства с жизнью и творчеством писателя - «погружение» в эпоху автора. Здесь нашими помощниками становятся вещи, которые дети приносят из дома: например, подсвечники, наборы открыток, портреты (часто вышитые бабушками, что имеет особый смысл), фотографии, слайды и т.д. В классе вывешиваются тематические газеты, рисунки, выставляются поделки (желающие могут приготовить дома блюдо по старинному рецепту, а девочки шьют (или рисуют) платье для куклы, соответствующее моде того времени. Предметы-символы окружают детей в течение всего времени, пока изучается тема. Такое «погружение» имеет и еще одно преимущество: для учащихся начальной школы очень важно иметь возможность потрогать предметы своими руками, рассмотреть их, а не просто увидеть на слайде или картинке.

IV. К урокам русского языка дети по каждой теме составляют орфографические таблицы (записывают слова с различными орфограммами), к у рокам литературного чтения готовят тематические таблицы по определенному плану.

На примере изучения темы «Литературная гостиная. Л.Толстой» (таб. 1, 2, 3, 4) мы продемонстрируем весь материал, которым пользуются учащиеся во время изучения темы. В таб. 5, 6, 7, 8 мы покажем материалы по биографическим данным писателей, собранные учащимися по темам «Литературных гостиных».

Таб.1. Алфавит по теме «Литературная гостиная Л.Толстой» (2 класс)

А азбука, армия, Астапово «Акула»

Б барин, былины «Белка и волк»

В - Г вьюга, венчание, граф «Война и мир»

Д детство, дворянин, дети, деревня «Девочка и грибы», «Дележ наследства»

Е - Ж Ергальская Т.Е., жизнь, журнал

З зеленая палочка, знатный, имение «Зайцы»

К - Л книги, крестьяне, Крым, Казань, «Косточка», «Как мужик гусей делил», «Камыш и маслины», «Лев и собачка»

М - Н места, Москва, Николай Толстой «Муравей и голубка», «Мужик и водяной»

О - П офицер, портрет, потомки, поместье, памятник, прыжок, Поволжье «Олень и виноградник», «Отец и сыновья», «Павлин»

Р род, рукопись, русский, родился в 1828г. «Ровное наследство»

С семья, Софья Андреевна Берс «Старый дед и внучек», «Садовник и сыновья»

Т - я Тула, университет, школа, Ясная Поляна «Три медведя», «Ученый сын», «Филипок», «Хозяин и работники».

Комментарии к словам: Барин - человек высшего сословия. Дворянин. Граф - дворянский титул. Поволжье - здесь бывал Л.Толстой. Т.Е.Ергальская - дальняя родственница писателя. Казань - Л.Толстой учился в Казанском университете. Лев Толстой был участником Крымской войны. Создал «Азбуку», в которую вошли: обучение грамоте, чтение для детей, обучение арифметике, научно-познавательные статьи.

Таб.2. Примерная тематическая таблица по теме «Литературная гостиная Л.Толстой» (2 класс)

Ф.И.О. Лев Николаевич Толстой

Годы жизни Л.Н.Толстой родился 28 августа 1828 года, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии. Скончался 7 ноября 1910 года, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано -Уральской железной дороги.

Семья писателя Л.Н.Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовной облик»; некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марии Николаевне Болконской «Война и мир»).

Детские годы После смерти родителей воспитанием детей занималась дальняя родственница Т.А.Ергальская, имевшая огромное влияние на Толстого. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными.

Название произведений Лев Николаевич Толстой написал более 80 произведений, среди них: «Птичка»; «Пожарные собаки»; «Слон»; «Котенок»; «Лебеди»; «Собака Якова»; «Прыжок»; «Зайцы»; «Русак»; Кавказский пленник»... Басни и сказки: «Тетерев и лиса»; «Три медведя»; «Ученый сын»; «Отец и сыновья»; «Два товарища»; «Летучая мышь». Былины: «Святогор - Богатырь»; «Вольга - Богатырь»; «Микулушка - Селянинович»... Романы: «Война и мир», «Анна Каренина» и т.д.

Таб.3. Примерная орфографическая таблица по теме «Литературная гостиная Л.Толстой» (2 класс)

Безударные гласные Парные согласные в середине слова Парные согласные на конце слова

старик, родители, доброта улыбка любовь, друг, язык

Разделительный Ь, Ъ Ь - показатель мягкости Имена собственные

ученье, здоровье, серьезный живопись, писатель, мать Ясная поляна, Поволжье, Софья

Словарные слова ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ ЧК-ЧН, НЧ-НЩ-ЩН, РЩ-ЧТ

город, дорога, крестьяне жизненный (путь), прощание, чувство печка, сердечный, вечный

Существительные Прилагательные Глаголы

граф, поэма, перо, обучение умный, образованный, мудрый, почетный, веселый, добрый писал, учил, сочинял, любил, вспоминал, радовался, жил

Таб.4. Для знакомства с творчеством Л.Толстого для уроков русского языка и литературного чтения

предлагаются следующие тексты

Русский язык Литературное чтение Хрестоматия

«Мужик и счастье», «Галка и кувшин», «Осел в львиной шкуре», «Волчица и свинья», «Перепел и охотник», «Был у дурака нож очень хорош.», «Лев и осел», «Был один глупый мужик», «Змеиный хвост заспорил.», «Кораблекрушение». «Лгун», «Собака на сене» «Отец и сыновья», «Садовник и сыновья», «Ровное наследство», «Дележ наследства», «Мужик и водяной», «Путники», «Два товарища» «Старый дед и внучек», «Камыш и маслины», «Хозяин и работники», «Олень и виноградник», «Павлин», Эзоп «Два петуха и орел» (перевод Л.Толстого), «Летучая мышь».

Таб.5. Алфавит по теме «Литературная гостиная И.Крылов» (2 класс)

А - Б Андрей, биография, басня, баснописец

В - Г ворона, глупость, грамота «Волк и журавль», «Ворона и лисица»

Д дедушка, драматургия, дворянин, народный «Демьянова уха», «Дикие козы»

Ж жадность, животные

З - И звери, зависть, зазнайство, Иван, императрица «Заяц на ловле»

К квартет, Клодт, книги, «Квартет», «Крестьянин и лисица»

Л Левушка, лесть, лиса, лев, лень, Лафонтен «Лебедь, рак и щука», «Лев и лисица», «Лисица и виноград»

М - Н Мартышка, Моська, невежество, недостаток «Мышь и крыса»

О обезьяна, очки, офицер

П памятник, пороки, персонажи, прошение, Пугачев

Р русский, родился в 1769г.

С свинья, стрекоза, стихи, служба, скрипка «Слон и Моська»

Т - У Тверь, талант, Урал «Туча»

Ф - Х французский язык, хитрость, характер

Ч - я чиж, честность, щука, Эзоп, Яицкий городок

Комментарии к словам: Клодт - создал памятник великому поэту-баснописцу И.Крылову. Лафонтен -И.Крылов выполнил перевод нескольких басен Лафонтена. Эзоп - И.Крылов выполнил перевод нескольких басен Эзопа. Яицкий городок - Отец баснописца капитан Андрей Крылов руководил обороной города.

Таб.6. Алфавит по теме «Литературная гостиная. А.Пушкин» (2 класс)

А Арина, альбом, автор, арап

Б Болдино, бюллетень, бабушка, библиотека

В - Г выстрел, выпуск, Гончарова, гордость

Д - И друзья, Державин, Дельвиг, декабристы, Дантес, дядька, дуэль, жадность, жизнь, женитьба, Захарово, имение «Евгений Онегин»

К комод, кабинет, конторка, книги, Кипренский, Кюхельбекер, карантин, Н.Козлов, лицей, любовь, Лев «Капитанская дочка»

М Михайловское, Москва, Мойка 12, математика

Н няня, Надежда, ноль, Наталья, Наталья Алексеевна

О Осип, Опекушин, Ольга, осень, Отечественная война 1812г.

П портрет, потомки, перо, Пушкин, профессора, Петр I, памятник, род, русский, родился в 1799г., сюртук, сказки, семья, стихи «Руслан и Людмила», «Песнь о Вещем Олеге», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди».

Т-Ц трость, царь, цилиндр, Царское село

Ч-Я Черная речка, экзамен, язык

Комментарии к словам: Арап - по природе, по племени чернокожий, чернотелый человек жарких стран. Болдино - дом-музей А.Пушкина. Бюллетень - листок, который друзья писателя вывешивали на дверь квартиры на Мойке, 12, с сообщением о состоянии здоровья поэта. Державин Г. - знаменитый поэт. Дельвиг А.- барон, один из ближайших друзей А.Пушкина с лицейской поры. Дантес Ж. - убил на дуэли А.Пушкина. Кюхельбекер В. - поэт, писатель, друг и одноклассник Пушкина. Мойка, 12 - последняя квартира А.Пушкина в Петербурге. Опекушин А. - скульптор, автор памятника А.Пушкину в Москве. Царское село - село под Петербургом, где был открыт лицей для детей дворян. Черная речка -около нее состоялась дуэль А.Пушкина с Ж. Дантесом.

Таб.7. Алфавит по теме «Литературная гостиная. А.Гайдар» (3 класс)

А - В Арзамас, благородство, Великая Отечественная война

Г Гайдар, Голиков, гимнастерка, газета «Голубая чашка»

Д доброта, дневники «Дальние страны»

З - К засада, корреспондент «Комсомольской правды», Канев

Л - М Лепляво (деревня), Льгов, Москва, мужество, мальчиш-кибальчиш

Н - П народ, Наталья Андреевна, Петр Голиков, писатель, партизанский отряд, побег на фронт к отцу, партизанский отряд

Р - У Родина, родился в 1904г., счастье, учитель, училище «Тимур и его команда»

Ф - Ш фронт, чтение, шестиюродная племянница Лермонтова «Чук и Гек»

Комментарии к словам: Арзамас - Родина А.Гайдара. Голиков - настоящая фамилия писателя. Наталья Андреевна - жена писателя. Шестиюродная племянница Лермонтова - ею была Наталья Андреевна Голикова.

Таб.8. Алфавит по теме «Литературная гостиная. Г.Х.Андерсен» (3 класс)

А - В Анна Мария Андерсен, Англия, бедняк, башмачник, великий, волшебный

Г гениальный, гимназист, господин Карстенс, гонорар «Гадкий утенок»

Д - И Дания, девочка, Европа золотая медаль Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», «Жаба», «Импровизатор»

К - О каморка, Копенгаген, Королевский театр, кукольный театр, легенда, г.Оденс «Карась и Эльвира», «Новый наряд», «Огниво», «Оле-Лукойе»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П прачка, популярность, памятник, писатель «Пастушка и трубач»

Р розги, роза, родился в 1805г. «Ромашка», «Русалочка»

С - У сказки, семья, сказка моей жизни, театр, театральные «Снежная королева», «Свинопас», «Соло-

афиши (комедии) вей», «Улитка и розы»

Ф Фюн (остров), фабрика, фантазия «Фритс»

Ш - я школа, ящик «Штопальная игла», «Я прославлю себя!»

Комментарии к словам: Башмачник - башмачником работал отец писателя. Господин Карстенс - директор школы, где учился Ганс. Золотая медаль Г.Х.Андерсена - Высшая международная премия за лучшую детскую книгу. Копенгаген - после смерти отца туда отправляется будущий писатель. Оденс - город, в котором родился Андерсен. Роза - у Ганса сложно складывались отношения с одноклассниками, но одна девочка однажды подарила ему розу, Андерсен был потрясен и, став писателем, во многих своих произведениях упомянул о цветке. Фюн - остров, на котором находится г.Оденс.

Опираясь на свою авторскую методику, мы пришли к следующим выводам: 1) Вырос интерес учащихся к творчеству писателей, чьи произведения изучаются в разделе «Литературные гостиные». 2) У детей в ходе знакомства с биографиями писателей на уроках литературного чтения возник, безусловно, интерес к чтению их произведений, возникло желание прочитать дополнительную литературу.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что использование монографического принципа на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе не загромождает память учащихся, не вызывает трудностей восприятия изучаемого материала, а наоборот, способствует положительной мотивации учащихся начальных классов.

THE MONOGRAPHIC PRINCIPLE ON THE INTEGRATIVE LESSONS IN PRIMARY

SCHOOL. BASED ON THE EXPERIENCE

© 2012 T.A.Kayasova°

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

In this article the author talks about the necessity of using the studying literary works on the integrative lessons in primary school. The author also talks about the introduction technique of the monographic principle into the lesson system of literature. The insignificant level of use of the monographic principle on the lessons in primary school shows the actuality of the author's article.

Key words: monographic principle, biography of authors, integrative lessons, lessons of literature, creativity of writers.

Tatyana Anatolievna Kayasova, candidate of pedagogics,

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, docent of the chair of social pedagogics, psychology and pedagogics of primary education, the deputy director of the educational work in Gymnasium №3. E-mail: kayasova@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.