Научная статья на тему 'Изучение концепта «Мир детства. Дружба» на интегрированных уроках в начальной школе'

Изучение концепта «Мир детства. Дружба» на интегрированных уроках в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
765
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТЫ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каясова Татьяна Анатольевна

В статье раскрывается необходимость изучения концептов в начальной школе. Интегриро7 ванные уроки гуманитарного цикла способствуют развитию языковой личности ребенка, дают возможность формировать словарный запас учащихся, а введение единой темы позволяет сфор7 мировать ряд концептов, способствующих объединению уроков литературного чтения и русско7 го языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение концепта «Мир детства. Дружба» на интегрированных уроках в начальной школе»

Каясова Т.А.

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия E-mail: [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ КОНЦЕПТА «МИР ДЕТСТВА. ДРУЖБА»

НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье раскрывается необходимость изучения концептов в начальной школе. Интегрированные уроки гуманитарного цикла способствуют развитию языковой личности ребенка, дают возможность формировать словарный запас учащихся, а введение единой темы позволяет сформировать ряд концептов, способствующих объединению уроков литературного чтения и русского языка.

Ключевые слова: концепты, интегрированные уроки, языковая личность.

Формирование познавательной мотивации учащихся - одна из важных задач начальной ступени школьного обучения. Стремление познать окружающий мир, инициатива, любознательность - все это очень характерно для учеников начальной школы. Создание такой образовательной среды, которая будет стимулировать активные формы познания, - тоже серьезная задача начальной школы, так как именно решение этого вопроса способствует дальнейшему успешному обучению ребенка в среднем и старшем звене.

Современное начальное образование должно серьезным образом отличаться от методических концепций прошлых лет.

В. Кинелев в статье «Образование для XXI века» еще пятнадцать лет назад писал о том, что мир предъявляет кардинально новые требования к образованию [2].

Нужно отметить, что ФГОС-2 сформировали и четко прописали особенности современного начального образования: ученик должен не только знать ответ на вопрос (запомнить, воспроизвести), но и у него должны быть сформированы универсальные учебные действия в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника - умение читать, писать, считать) в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволит соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются над-предметными, т. е. формируются средствами

каждого учебного предмета, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира [6, с. 6].

Проблема интеграции учебных предметов не первый год стоит на повестке дня у методистов и учителей начальных классов.

По мнению Н.М. Белянковой, проблема взаимоотношения интеграционных процессов и процессов дифференциации предметов преподавания в начальной и средней школе является наиболее интересной и продуктивной по сравнению с другими педагогическими проблемами.

В вопросе о возможности или невозможности интегрированного подхода к обучению младших школьников большинство исследователей и учителей-практиков сходятся на том, что интеграция учебных предметов в начальной школе не только возможна, но и желательна.

Слабая связь учебных дисциплин друг с другом порождает серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной и информационной интеграции [1, с. 4].

Выпускнику начальной школы, а затем выпускнику средней школы придется рано или поздно столкнуться с межпредметными темами, но учащимся очень сложно перенести знания из одного предмета в другой, если они не интегрировались. Знания, полученные на уро-

ке литературы, о творчестве А.С. Пушкина никак не соотносятся у них с фактами о пушкинской эпохе (уроки истории), о музыкантах, художниках, политиках (уроки музыки, изобразительного искусства и так далее).

Действительно, современные социокультурные проблемы выдвигают требования научить детей мыслить масштабами на планетарном и космическом уровне. Этого можно достичь, если в восприятии ребенка соединить локальные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира [1, с. 4].

С малых лет детей приучают складывать из кубиков картинки, из деталей конструктора собирать дома и другие поделки, из мозаики -рисунок или узоры. Мы учим детей из «частного» собирать «целое». Когда ребенок приходит в школу, то ему предлагают опять же разрозненные детали общечеловеческих знаний. Собрать их в одну «картинку-представление» о мире ребенку без помощи взрослых будет очень трудно [3, с. 4].

Мы уверены, что интегрироваться в начальной школе должны предметы гуманитарного цикла и, в первую очередь, уроки литературного чтения и русского языка, а в основе интеграции должно находиться тематическое объединение этих уроков.

Одна из целей изучения курса литературного чтения в начальной школе, как отмечается в федеральных государственных стандартах второго поколения, - воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран [5, с. 4].

Мы придерживаемся точки зрения, что в результате изучения какой-либо темы (устное народное творчество, времена года и т. д.) у ребенка младшего школьного возраста, в силу его психологических особенностей, должен складываться тематический блок (концепт), состоящий из двух основных направляющих: лингвистической и литературной.

По мнению академика Д. Лихачева, концепты возникают в сознании человека не только на основе словарных значений слов, но и на основе личного и народного культурно-исторического опыта, и чем богаче этот опыт, тем шире границы концепта, тем шире возможности для возникно-

вения эмоциональной ауры слова, в которой находят свое отражение все стороны концепта [4].

Ю.С. Степанов определяет концепт как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека; то, посредством чего человек входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [7]. Концепты не только мыслятся, они переживаются. Они являются предметом эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений.

Мы выделили для изучения в начальной школе следующие концепты: «Моя любимая Родина», «Животные», «Устное народное творчество», «Времена года».

Именно эти, на наш взгляд, концепты должны, развивая и обогащая ребенка, изучаться в начальной школе в системе.

Мы считаем, что каждый год на уроках литературного чтения и русского языка должен изучаться концепт «Мир детства. Дружба». Именно начальная школа обязана с большой серьезностью отнестись к теме, с помощью которой на самых разных уроках, в первую очередь гуманитарного цикла, формируется душа ребенка, его характер, его взгляды.

Формируя определенный концепт (тематический блок), мы считаем, что необходимо подготовить большой литературный материал для использования его на уроках литературного чтения и русского языка.

В ФГОС-2 говорится, что среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений [6, с. 5].

Говоря о подборке текстов по данной теме для уроков литературного чтения, нужно отметить, что основными здесь станут рассказы Е. Пермяка, Ю. Ермолаева, А. Раскина во втором классе, рассказы В.Осеевой в третьем классе. Кроме того, при изучении концепта «Мир детства. Дружба» в

третьем классе мы считаем нужным добавить тексты произведений авторов ближнего зарубежья. Особо нужно сказать о хрестоматии, ее роль чрезвычайно велика. Прочтение произведений, вынесенных в дополнительное чтение (хрестоматию), мы планировали как чтение семейное, чтобы эти рассказы были прочитаны детьми обязательно совместно с родителями, затем обсуждались, сравнивались, обогащая жизненный опыт ребенка.

Таблица 1 показывает, какие тексты, объединенные темой концепта, изучались на уроках русского языка и литературного чтения.

На уроках русского языка в соответствии с литературной темой запланировано изучение словарных слов и слов с безударными гласными. Нужно отметить, что слова с непроверяемым написанием всегда встречаются в различных УМК, а вот обязательного списка слов с безударными гласными в корне слова для заучивания (наряду со словарными словами) нет.

Мы считаем, что учащиеся должны четко знать, какие слова (и сколько их) по каждой

теме они должны запомнить. Наличие списка словарных слов, слов с безударными гласными, безусловно, предполагает не только их механическое заучивание, но и работу с этими словами: это составление предложений и устных рассказов, подбор однокоренных слов, составление словаря сочетаемости и т. д.

Облегчает учащимся запоминание словарных слов и слов с безударными гласными единая тема. В таблице 2 показано распределение слов при изучении концепта «Мир детства. Дружба» на уроках русского языка.

Планируя подборку текстов для упражнений, используемых на уроках русского языка, мы пришли к выводу: ребенок должен первоначально целиком воспринять текст, получить из него определенную информацию, которая будет активизировать работу и ума, и сердца, не отвлекаясь на выполнение каких-либо лингвистических заданий. Они, следовательно, должны быть вынесены в тетрадь с печатной основой.

Таким образом, тексты, подобранные к урокам русского языка, не только выполняют обу-

Таблица 1

Мир детства. Дружба. (2 класс)

Русский язык: пословицы и поговорки; А. Барто «Я букварь, товарищи...»; С. Михалков «Он честен и бесстрашен...»; Я. Аким «Перед сильным не юлить.»; И. Крылов «Когда в товарищах согласья нет.»; по Е. Пермяку «Помощь товарища»; Д. Лихачев «Настоящая дружба очень помогает.»; фразеологизмы; по Я. Пинясову «Кем быть и кем не быть»; Ю. Ермолаев «Лучший друг»; по В. Соколовскому «В глухой тайге набрел охотник.»; по

В. Сухомлинскому «Старый пес»; по Е. Пермяку «Бумажный змей»; В. Карасёва «Друг»; из письма А. Горького к сыну «Ты уехал, а цветы.»; В. Сухомлинский «Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью?»; В. Сухом-линский «Отец и мать дали тебе жизнь.»; «Береги учебники»; С. Маршак «И ежели вы вежливы.»; М. Ильин «Мы идем в библиотеку.»; Л. Толстой «Старик и яблоня»; «Хороший мяч прислал дедушка.»; «В лес пришел

друг»; по В. Осеевой «Горькая вода»; «Кто хозяин?»._________________________________________________________

Литературное чтение: Е. Пермяк «Надежный человек»; А. Раскин «Как папа дружил с девочкой»; «Как папа делил пирожные»; Е. Благинина «Подарок»; В. Голявкин «Друзья»; И. Туричин «Дружба»; «Пичугин мост»; И. Василенко «Мостик»; В. Росин «Однажды.»; А. Барто «Друг напомнил мне вчера.»; Ю. Ермолаев «Силач»;

Л. Яхнин «Силачи»; Е. Пермяк «Самое страшное»; А. Островский «Как хорошо, что дружба есть на свете».________

Хрестоматия В. Донникова «Канавка»; Н. Артюхова «Подружки»; «Трудный вечер»; «Трусиха»; по Л. Пантелееву «Хуже трусости»; по Л. Пантелееву «Трус»; по П. Шеманаеву «Случай с кошельком»; А. Митта «Шар в окошке»; Б. Заходер «Мы - друзья»; А. Гайдар «Совесть»; Л. Пантелеев «Честное слово»._______________________

Мир детства. Дружба (3 класс)

Русский язык: И. Мазнин «Давайте дружить»; 3. Петрова «Надо только захотеть»; пословицы и поговорки; К. Мухаммади «Как проснулся, так вставай.»; С.Михалков «В каждой школе, в каждом классе.»; по Д. Лихачёву «В хороших манерах есть.»; Е. Галстян «Воспитанный человек.»; А. Маресьев «Воспитание характера»;

по Л. Кассилю «Счастье с честью»; по Л. Кассилю «Счастлив тот.».__________________________________________

Литературное чтение: В. Осеева «Три товарища», В. Осеева «Просто старушка», В. Осеева «Хорошее»; В.Осеева «Печенье», В. Осеева «Пёрышко», В. Осеева «Плохо», В. Осеева «Бабка»; О. Буцень «Чистюля», «Мамины помощницы», «С кем дружить»; К. Кулиев «Старинная заповедь»; Д. Жалсараев «Сколько светлых дорог на

земле.».__________________________________________________________________________________________________

Хрестоматия: В. Осеева «Потерянный день»; В. Осеева «Кто его наказал?»; В. Осеева «Невестила»; В. Осеева «Лекарство»; В. Осеева «Сторож»; В. Осеева «Что легче?»; В. Осеева «Картинки»; Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Жук на ниточке»; Л. Воронков «Чтобы сказала мама»; О. Менькина «Добрый мальчик»; по Д. Лихачёву «О хороших манерах»._________________________________________________________________________________________

Таблица 2

Мир детства. Дружба

Словарные слова (2 класс) Словарные слова (3 класс)

дежурный, каникулы, товарищ, ранец, гимназия, беседа, учебник, язык, ответ, библиотека палатка, беседа, привычка, один, обида

Мир детства. Дружба

Слова с безударными гласными (2 класс) Слова с безударными гласными (3 класс)

Стена, доска, играть, читать, столы, помогать, дарить, писать, шкафы, дела, столовая, танцевать, хоровой, площадка, раздевалка, слова, ленивый, читатель, звонить, смотреть, приезжать, домашний, забивать, силач, справедливый, каток, проиграть, число. Хвала, полезный, смешной, потерять, уважение, жалеть, слова, звонить, сердечный, хохот.

чающую роль, но и имеют большое воспитательное значение.

Современные дети очень мало читают, но школьные учебники пока еще остаются вынужденно читаемыми книгами, следовательно, отрывки из литературных произведений в большей степени нужно ввести в тексты упражнений по русскому языку.

В результате спланированной работы мы получили следующие результаты: на уроках русского языка использовалось много отрывков из произведений, фразеологических оборотов, пословиц и поговорок, текстов из статей (например, В. Сухомлинский «Отец и мать дали тебе жизнь», М. Ильин «Мы идем в библиотеку»). Использование в качестве упражнений отрывков из публицистических текстов способствует, наряду с литературными текстами, более полному усвоению необходимых нравственных понятий.

В последующие годы изучение концепта продолжается и расширяется за счет других пословиц, поговорок, отрывков из публицистической прозы и произведений современных писателей.

Приведенные ниже примеры упражнений показывают фрагменты использования концепта «Мир детства. Дружба» на уроках русского языка во втором и третьем классе.

(2 класс)

Упражнение

Пословицы и поговорки

Начало Конец

1. В дороге сын 1. не товарищ.

2. Гусь 2. барину не товарищ.

3. Пеший конному 3. отцу товарищ.

4. Голодный 4. свинье не товарищ.

5. Слуга 5. сытому не товарищ.

Давайте перепишем 3-4 пословицы в тетрадь.

Упражнение

Помощь товарища

Андрюшу посадили на одну парту с Асей. Андрюша был крепкий, сильный мальчик. Ася была худенькая, слабенькая и всего боялась.

Однажды принес Андрюша в стеклянной банке большого паука. Увидала его Ася, испугалась и убежала на другую парту.

После уроков учительница оставила Андрюшу. Он чувствовал себя виноватым и объяснил свой поступок. Он не хотел пугать Асю, а хотел помочь ей воспитать в ней смелость.

Учительница рассказала Андрюше, как надо по-настоящему помогать товарищам.

По Е. Пермяку

Как вы думаете, почему учительница посадила Асю именно с Андрюшей?

Упражнение

Настоящая дружба очень помогает в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость - не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат - опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Д. Лихачев

(3 класс)

Упражнение

Надо только захотеть

Если ты сильней других -

Не хвались!

С малышами никогда не дерись!

Выручай всегда друзей из беды

И награды не проси за труды.

А еще всего важней и главней

Отыскать себе хороших друзей.

Ели ты и я, и мы - друзья, -Напугать и победить нас нельзя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

З. Петрова

- Подготовить выразительное чтение.

Упражнение

Пословицы и поговорки

на множество скакунов. (Кит.) Три вещи проверяются только в трех обстоятельствах:

стойкость в опасности, мудрость в гневе, и дружба в нужде. (Франц.) У кого много друзей, тому вольготно, как в степи;

у кого их нет, тому тесно, как между ладонями. (Кит.) Дружбу не выменяешь и

- Давайте соединим начало и конец пословиц и запишем в тетрадь.

Упражнение

Медленно идти - лучше, чем стоять. Удачи!

В каждой школе, в каждом классе есть ученики.

В каждом классе, в каждом классе верные

дружки,

Всюду вместе, всюду вместе видят их всегда,

В час веселья, в час безделья и труда.

Дружба! Какое чудесное слово,

Кто не дружил, тот его не поймет!

Чистая дружба на подвиг готова,

Дружбе конец, если вдруг подведет.

С. Михалков

- Записать любые строчки в тетрадь и любые 4 строчки выучить наизусть.

Мы уверены, что наряду с заданиями, которые готовит учитель (список слов с непроверяемыми написаниями, подборка упражнений и т. д.), необходимо по каждому концепту планировать для учащихся определенные творческие работы. Они должны выполняться в системе, то есть к каждому концепту ученику предлагается выполнить определенное творческое задание. Учащиеся составляют две таблицы по теме концепта: орфографическую (для уроков русского языка) и тематическую (для уроков литературного чтения).

Заполнение орфографических таблиц предполагает подборку слов с изученными орфограммами по теме данного концепту. Безусловно, большая самостоятельная работа способ-

ствует лучшему запоминанию слов с разными орфограммами, развивает речь, расширяет и пополняет словарный запас.

Работа с тематическими таблицами позволяет внести новизну в урок, приучить детей к работе с различными словарями: синонимов, антонимов, этимологическим, иностранных слов, пословиц и поговорок, загадок, фразеологическим, способствует более глубокому пониманию текста.

Примерная орфографическая таблица по теме «Мир детства. Дружба»:

Безударные гласные Парные согласные Разделительный Ь

родители красив семья

веселый игрушки счастье

семья брат братья

уважение друг совесть

зависть вдруг радость

ЧК-ЧН Словарные слова ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

удачный велосипед жить

выручка товарищ учу

девочка ребенок чадо

мечта язык ищу

личность портрет хороший

Существите- льные Прилагате- льные Глаголы

детство веселый расти

мальчик любимый читать

обида маленький играть

мудрость смешной петь

жалость умный мечтать

Примерная тематическая таблица по теме «Мир детства. Дружба»:

Значение слова Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Однокоренные слова Дружба - друг, дружище, друзья, дружелюбный, дружеский, дружественный, дружный, дружок, дружить.

Сочетаемос ть слов Крепкая дружба, давнишняя дружба, настоящая дружба.

Синонимы Приятельство, товарищество.

Пословицы, поговорки Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Не говори худо о себе, твои друзья об этом позаботятся. Не в службу, а в дружбу. Друзья познаются в беде. Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось. Дружба дружбой, а служба службой. Для друга семь вёрст не околица.

Загадки Пополам - печали, беды, Счастье, радость и победы.

Продолжение таблицы

Когда так говорят Друг детей, друг свободы - сторонник, защитник кого- или чего-либо. Друг мой - доброжелательное обращение или обращение к близкому человеку. Будь другом - сделай так, как я прошу. Жить друг без друга не могут - долго проводят время вместе, часто общаются.

Тексты Г.Х. Андерсен «Снежная королева», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Э. Успенский «Стихотворение о любимом друге», Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо».

В ФГОС-2 говорится, что в результате изучения курса выпускник начальной школы осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У него будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Младший школьник будет учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Он получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями и воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства [5, С. 37].

Нужно отметить, что интеграция уроков литературного чтения и русского языка в начальной школе помогает учащимся сформировать концепты и в системе использовать их при написании сочинений, изложений с творческим заданием, составлении текстов, а учителю начальных классов интегрированные уроки дадут возможность полнее реализовать задачи, поставленные федеральными государственными стандартами второго поколения.

16.12.2011

Список литературы:

1. Белянкова, Н.М. Интегрированный подход в обучении младших школьников: пособие для учителя / Н.М. Белянкова. -М.: Просвещение, 2008. - С. 4.

2. Кинелев, В.Г. Образование XXI века // Учительская газета. - 1996. - №52.

3. Кошмина, И.В. Межпредметные связи в начальной школе / И.В. Кошмина. - М.: Владос, 2002. - С. 4.

4. Лихачев, Д.С. Концептосхема русского языка // Изв.АН СССР. Сер. лит. и яз. - Т. 52. - №1. - 1993.

5. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: «Просвещение», 2010. -

С. 37.

6. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Часть 1. - М.: «Просвещение», 2008. - С. 4-6.

7. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М., 1997.

Сведения об авторе:

Каясова Татьяна Анатольевна, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, кандидат педагогических наук 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67, е-таіі: [email protected]

UDC 37 Kayasova T.A.

State Academy of Social Sciences and Humanities E-mail: [email protected]

THE STUDY OF THE CONCEPT «WORLD OF CHILDHOOD. FRIENDSHIP» IN INTEGRATED CLASSES AT ELEMENTARY SCHOOL

In this article the teacher talks about the necessity of learning the concepts in primary school. Integrative lessons of Humanities help to create an all-round personality, to form the vocabulary of pupils. Using the entity

topic forms the row of concepts, which will help to unite the lessons of literature and the Russian language.

Key words: concepts, integrative lessons, all-round personality.

Bibliography:

1. Belyankova, N.M. The integrative approach during the education of junior students: textbook for teachers / N.M. Belyanko-va. - M.: Prosveshenie, 2008. - P. 4.

2. Kinelev, V.G. Education of the XXI century // Teachers’ newspaper. - 1996. - №52.

3. Koshmina, I.V. The links between the subjects in primary / I.V. Koshmina. - M.: Vlados, 2002. - P. 4.

4. Lihachev, D.S. The scheme of the concept of the Russian language // Izv. AN. USSR Ser.lit. and Russian language. - T 52. -№1. - 1993.

5. The standards of the second generation. Planning results of primary education. - M.: «Prosveshenie», 2010, P 37.

6. The standards of the second generation. The model programs of primary basic education. - M.: «Prosveshenie», 2008. -P. 4-6.

7. Stepanov, U.S. Constants. The dictionary of Russian culture. The experience of research work. - M., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.