Научная статья на тему 'Концепция развития языковой личности младшего школьника на интегрированных уроках гуманитарного цикла'

Концепция развития языковой личности младшего школьника на интегрированных уроках гуманитарного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ / INTEGRATION / LANGUAGE IDENTITY / THE CONCEPT OF THE LANGUAGE IDENTITY / INTEGRATED LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каясова Татьяна Анатольевна

Статья Каясовой Т.А. посвящена проблеме развития языковой личности младшего школьника, роли тематической интеграции при проведении уроков гуманитарного цикла и методике, которая способствует формированию языковой личности младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE LANGUAGE IDENTITY OF A JUNIOR SCHOOL STUDENT AT THE INTEGRATED LESSONS OF A HUMANITARIAN CYCLE

The article is devoted to the problem of development of the language identity of the junior school student, to the role of thematic integration at the lessons of the Russian language and literature, and to the technique of forming the language identity of the junior school student.

Текст научной работы на тему «Концепция развития языковой личности младшего школьника на интегрированных уроках гуманитарного цикла»

УДК 37

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

© 2014 Т.А.Каясова

Самарский институт повышения квалификации работников образования

Статья поступила в редакцию 05.05.2014

Статья Каясовой Т.А. посвящена проблеме развития языковой личности младшего школьника, роли тематической интеграции при проведении уроков гуманитарного цикла и методике, которая способствует формированию языковой личности младшего школьника.

Ключевые слова: интеграция, языковая личность, концепция языковой личности, интегрированные уроки.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования обусловливает переход школы к реализации новой образовательной парадигмы - системно-дея-тельностной. Школа в современном мире призвана воспитать гражданина информационного общества, способного к обучению на протяжении всей своей жизни. Цель и смысл современного образования - это становление ребенка как субъекта познавательной деятельности. Решение данной задачи требует не только кардинальных изменений в содержании образования, но предполагает изменение мышления учителя, поскольку акцент в обучении на современном этапе переносится на развитие личности самого учащегося.

Сегодня учитель и ученик действуют в разном познавательном пространстве: учитель в монопредметном, ученик в полипредметном. Учителю предстоит расширить рамки своего познавательного пространства. Важно, чтобы учитель знал, что изучают дети на других уроках, как организована их деятельность, как соотносится содержание обучения разным предметам, пересекаются они, идут параллельными курсами, взаимодействуют. Необходимо установить, какой конкретный вклад может внести каждый учебный предмет в развитие ребенка, что он может сделать, чтобы облегчить освоение другого предметного материала и познавательную деятельность в целом1.

Каясова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук; доцент кафедры начального образования Самарского института повышения квалификации работников образования, заместитель директора по начальной школе МБОУ гимназии №11 г.о.Самара. E-mail: kayasova@mail. ru

1 Суворова Е.П. Значение учебного предмета «русский язык» в формировании качеств субъекта познания. // Русский язык в коммуникативном пространстве современного мира: Сб. материалов Межд. конф. 24-26 ноября 2010 года - М.: 2011. - С.173.

Нами разработана концепция развития языковой личности на интегрированных уроках в начальной школе. Наша концепция состоит из трех блоков.

Ведущая роль в концепции формирования и развития языковой личности должна быть отведена интеграции учебного процесса (блок номер один)2, это необходимость, сформированная современных образованием. Не фрагменты уроков, не единичные уроки в течение года, а все уроки русского языка и литературного чтения должны стать интегрированными, а в основе такого объединения должна быть тема по литературному чтению.

При интегрированном обучении учитель получает возможность раздвигать границы предметов, показывать их неразрывность, что способствует формированию единого восприятия мира у школьников.

Мы считаем, что нужно рассматривать возможности формирования и развития языковой личности и в учебном процессе, и во внеурочной деятельности учащихся, т.е. необходима такая организация занятий, которая объединит интегрированные уроки и внеурочную деятельность: проведение экскурсий (очных и заочных), классных часов, праздников и т.д. -единой темой. В данной концепции это блок номер два3.

2 Каясова Т.А. Интеграция и межпредметные связи (исторический аспект) // Педагогические науки. Известия Южного федерального ун-та. - 2011. - №6. -С.45 - 50; Каясова Т.А. Разработка проблемы интеграции уроков в методической литературе // Педагогические науки. Известия Южного федерального ун-та №7. - Ростов на/Д.: 2011. - С.58 - 67; Каясова Т.А. Использование тематической интеграции на уроках гуманитарного цикла в начальной школе // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Т.13. - № 2(5). - 1084 - 1088.

3 Каясова Т.А. Создание единого литературного пространства на уроках русского языка и литературы в начальной школе - основа нравственно-эстетического и духовного воспитания младших школьников. // Из-

Педагогика

Блок номер три - основной блок концепции, он содержит методическое сопровождение интегрированных уроков, способствующих развитию языковой личности учащихся. Данный блок включает в себя несколько основных положений:

1. Использование разноуровневых заданий4.

Для развития языковой личности необходимо обязательно дать возможность учащемуся выполнять задания на уровне его возможностей. Подчеркиваем, ежеурочно. Именно такой подход будет способствовать развитию ребенка; не задания репродуктивного характера, а возможность регулярно проявлять себя при выполнении того или иного упражнения формирует у школьника желание работать на уровне собственных возможных интеллектуальных способностей.

Задания базового уровня предназначены для того конкретного учащегося, который способен работать в основном на репродуктивном уровне, но и у таких учеников должна быть возможность выполнить задания повышенного уровня. Например, задания базового уровня предполагают работу, связанную с определенным текстом: что-то выписать, подчеркнуть, выделить и т.д. из предложений текста, например, выписать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и распределить слова в три столбика.

Задания повышенного уровня (в нашей концепции) предлагают ученику выполнить подбор слов с заданными орфограммами (в задании базового уровня - жи-ши т.д.) на определенную тему по литературному чтению, например, «Времена года. Зима».

2. Роль творческих заданий в обучении5.

Творчество сопровождает всю жизнь ребенка, являясь основой его деятельности. В своей практике учителя часто используют для уроков русского языка и литературного чтения различный дополнительный материал: викторины, кроссворды, ребусы, загадки, шарады и т.д.

Мы в своей практике используем следующий прием. Объяснив суть создания кроссвордов, ребусов, шарад и т.п. учащимся, мы даем задание составить их самостоятельно с учетом определенной темы.

3. Использование авторских объяснительных диктантов6.

Авторские объяснительные диктанты состоят из набора слов (к каждому уроку русского языка) с изучаемыми или изученными орфограммами. Использование диктантов предполагает ежеурочное обращение к лексическому значению слов, которые относятся к разным учебным предметам, что напрямую иллюстрирует основную идею интеграции.

Во-первых, суммарно учащиеся за год прописывают, изучают, объясняют почти три тысячи слов, что сказывается на развитии словарного запаса учащегося. Во-вторых, написание большого количества слов отражается на уровне грамотности учеников. В третьих, именно данные диктанты позволяют беседовать с детьми на темы, которые не входят в настоящее время в УМК для начальной школы: День Победы, День защитника Отечества, Мамин день.

Например, слова: ветеран, отвага, мужество, блокада, мужественный, честный, храбрый, нежность, верность и т. д.

4. Составление учащимися таблиц по теме7; а) Орфографические таблицы. Учащиеся заполняют таблицы словами на изученные орфограммы в пределах определенной темы. Авторские диктанты направлены на увеличение словарного запаса за счет расширения количества слов. Таблицы способствуют углублению представлений учащегося по определенной теме, позволяя организовать работу с ними в любой момент урока: при подборе проверочных слов, при разборе слов по составу, при составлении словосочетаний, предложений и т.д. ; б) Тематические таблицы. Суть данных таблиц заключается в том, что учащиеся заносят в них загадки, пословицы, поговорки, фразеологиче-

вестия Самарского научного центра РАН. - 2006. - № 4. - С. 86-91; Каясова Т.А. Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование языковой личности младшего школьника. // Вестник Орловск. госуд. ун-та. Сер.: Новые гуманитар. иссл. - 2012. -№7(27). - С.119 - 123.

4 Каясова Т.А. Развитие языковой личности посредством разноуровневых заданий на уроках в начальной школе // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. -2012. - № 11. - С.91 - 96.

5 Каясова Т.А. Творческие задания как способ разви-

тия языковой личности младшего школьника. // Из-

вестия Самарского научного центра РАН. - 2012. -Т.14. - №2(6). - С.1392 - 1394.

6 Каясова Т.А. Роль объяснительных диктантов в формировании языковой личности. // Вестник ОГУ № 9 (145). - Оренбург: 2012. - С. 13 - 17 (сентябрь); Каясова Т.А. Методика использования авторских диктантов на уроках русского языка в начальной школе. // Вестник Орловск. госуд. ун-та. Сер.: Новые гуманитар. иссл. - 2012. - №6(26). - С.95 - 102.

7 Каясова Т.А. Изучение концепта «Мир детства. Дружба» на интегрированных уроках в начальной школе // Вестник ОГУ № 2 (138). - Оренбург: 2012. - С. 72 - 78 (февраль); Каясова Т.А. Составление и использование концепта «Родина» интегрированных уроках в начальной школе. // Вестник Орловск. госуд. ун-та. Сер.: Новые гуманитар. иссл. - 2012. -№5 (25). - С.109 - 113.

ские обороты, синонимы, антонимы и другие материалы, связанные с темой по литературному чтению и орфографической таблицей. Большую роль в выполнении данных заданий (заполнение орфографических и тематических таблиц) играет обучение школьников пользованию различными словарями: орфографическим, этимологическим, толковым, иностранных слов, синонимов, антонимов и т.д., что положительно влияет на развитие языковой личности младших школьников; в) Таблицы-алфавиты. Составление списка слов, записанных в алфавитном порядке, является продолжением заполнения орфографических таблиц, но при подборе слов для орфографической таблицы учащиеся должны учитывать, что нужны слова с определенными орфограммами. Практика показывает, что большое количество слов, не имеющих орфограммы, таким образом окажутся вне использования их в определенной теме (например, слова унты, шуба и т.д.). Именно таблицы-алфавиты дают возможность учащимся еще более творчески подойти к выполнению заданий. 5. Необходимо регулярно использовать при проведении уроков русского языка и литературного чтения монографический принцип введения материала. Глубже, интереснее, творчески знакомить учащихся с биографическими данными о детстве писателей, т.к. именно такой подход вызывает положительное восприятие текста про-

изведения8. 6) По каждой теме, которая интегрирует предметы русский язык и литературное чтение, нужно создавать блок слов с непроверяемым написанием и слов с безударными гласными по определенной теме9.

В заключении следует отметить, что выстроенная система работы, сложившаяся в определенную концепцию, позволяет сделать следующие выводы: 1) при организации работы, важно учитывать роль внеурочной деятельности в развитии языковой личности; 2) необходимо последовательно использовать определенные положения методики созданий концепции: использование разноуровневых заданий, заданий творческого характера, авторских объяснительных диктантов, определенного ряда таблиц: орфографических, тематических, алфавитов. 3) именно проведение в системе интегрированных уроков гуманитарного цикла способствует в большей степени развитию языковой личности.

8Каясова Т.А. Монографический принцип на интегрированных уроках в начальной школе. Из опыта работы. // Известия Самарского научного центра РАН. -2012. - Т.14. - №2(5). - С. 1159 - 1163.

9Каясова Т.А. Методика работы со словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе // Вестник ОГУ № 4 (140). - Оренбург: 2012. - С. 15 - 22. (апрель).

Tatyana Anatolievna Kayasova, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of Department of social pedagogics, psychology and pedagogics of primary education, Deputy director of primary school of Gymnasium №11. E-mail: kayasova@mail. ru

THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE LANGUAGE IDENTITY OF A JUNIOR SCHOOL STUDENT AT THE INTEGRATED LESSONS

OF A HUMANITARIAN CYCLE

© 2014 T.A.Kayasova

Samara Regional Institute for Teachers Retraining and Staff Development in

Education

The article is devoted to the problem of development of the language identity of the junior school student, to the role of thematic integration at the lessons of the Russian language and literature, and to the technique of forming the language identity of the junior school student.

Key words: integration, the language identity, the concept of the language identity, integrated lessons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.