Научная статья на тему 'Использование тематической интеграции на уроках гуманитарного цикла в начальной школе'

Использование тематической интеграции на уроках гуманитарного цикла в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИНТЕГРАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / INTERSUBJECT LINKS / PRIMARY SCHOOL / INTEGRATION / ARTISTIC TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каясова Т. А.

В статье поднимается вопрос подготовки учащихся начальных классов по русскому языку и литературному чтению. Проведение уроков гуманитарного цикла должно основываться на единстве литературной темы. Это позволит избежать фрагментарности получаемых знаний. На примерах упражнений по русскому языку и заданий к ним показана возможность использования единой темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE THEMATICAL INTEGRATION ON THE LESSONS OF HUMANITIES IN PRIMARY SCHOOL

In this article the author talks about the training for primary school students on the lessons of the Russian language and Literature. The Humanities must be based on the united literary topic. It will help to avoid the fragmentariness in got knowledge. The possibility of using the united topic is shown on the example of the exercises and tasks to the Russian language.

Текст научной работы на тему «Использование тематической интеграции на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»

УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2011 Т.А.Каясова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 24.06.2011

В статье поднимается вопрос подготовки учащихся начальных классов по русскому языку и литературному чтению. Проведение уроков гуманитарного цикла должно основываться на единстве литературной темы. Это позволит избежать фрагментарности получаемых знаний. На примерах упражнений по русскому языку и заданий к ним показана возможность использования единой темы.

Ключевые слова: межпредметные связи, начальная школа, интеграция, художественный текст.

Формирование и развитие в современных детях качеств творческой личности является одной из главнейших задач современной школы. Стандарты «второго поколения» образования выдвигают свои требования к результатам освоения основных учебных программ. Так, например, к личностным результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества1. Таким образом, можно видеть, что «школа сегодня должна обеспечивать не столько общекультурное, социальное и личностное развитие в процессе освоения ребенком знаний, умений, компетенций, навыков, сколько личностное развитие в рамках учебного процесса. Универсальные учебные действия нового стандарта будут способствовать не накоплению знаний, умений, компетенций, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности). Это - умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас, национальностей. Иными словами, универсальные учебные действия, разработанные в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека»2. Важной характеристикой обра-

Каясова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения; доцент кафедры технологии развивающего обучения Самарского института повышения квалификации работников образования, учитель начальных классов гимназия №3. E-mail: kayasova@mail.ru

1 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения // Проект под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. - М.: 2008. - С. 26.

2 Плетнёва Е.Ю. Новый стандарт общего образования // Научно-методический журнал «Сибирский учитель». [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www. si-buch.ru/article.php?no=604 (Дата обращения 15.06.2011).

зовательного процесса становится на современном этапе интеграция, которая может проявляться на разных уровнях: принципов, методов, приемов, методик и технологий. Цель интеграции - повышение качества обучения, возможность формирования у ребенка единой картины мира.

Для словесников главная из межпредметных связей - связь русского языка и литературного чтения, двух самых близких гуманитарных дисциплин. Знания по литературному чтению обогатят речевую практику на уроках русского языка, а знания, полученные на уроках русского языка, речевые умения и навыки, будут закреплены на уроках литературного чтения. Начальная школа - ответственный этап в жизни ребенка. Опыт, приобретаемый в эти годы, очень значим для формирования личности, т.к. охватывает все направления жизни ребенка. Решая свои задачи в начальной школе, учитель, кроме того, ориентируется на то, что подготовка и воспитание ребенка должны происходить с учетом определенных требований для последующего обучения школьника в среднем звене.

Обобщенный результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»): 1) любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; 2) владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; 3) любящий свой народ, свой край и свою Родину; 4) уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 5) готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 6) доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; 7) выполняющий правила здорового и

безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Остановимся на первых двух характеристиках: 1) любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; 2) владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. На наш взгляд, чтобы ученик (будущий выпускник четвертого класса) отвечал данным требованиям, нужно кардинально пересматривать систему подготовки, обучения в начальной школе. Мы уверены, в основе преподавания уроков русского языка и литературного чтения должна быть тематическая интеграция. На сегодняшний день учебники по этим дисциплинам не связаны между собой. Причем, «ведущим» здесь должно стать литературное чтение, его любая тема («Творчество А.С.Пушкина», «Дружба», «Зарубежные сказки» и т.д.) должна звучать на уроках русского языка при изучении лингвистической темы. Это, безусловно, поможет избежать фрагментарности в сознании ученика. Чтобы личность стала активной и заинтересованной, нужно обязательное условие: она должна формироваться в атмосфере мыслительной активности, постоянного интереса, которые должны быть связаны с системой заданий по предмету. Подавляющее большинство заданий в учебниках по русскому языку ориентировано на механическое воспроизведение материала (нужно списать упражнение, что-то выписать, вставить буквы и т.д.). Такая ситуация не меняется годами, а это ведет к формализму и снижению интереса к изучению родного языка и чтения. Следовательно, нужна иная система заданий, которая, с одной стороны, будет рассчитана на среднего ученика (что уже есть в данный момент во всех учебниках), а, с другой стороны, сможет предложить творческие задания детям с более высоким потенциалом. Возможность использования творческих заданий у детей должна быть на каждом уроке.

Одной из основных проблем массовой общеобразовательной школы последних десятилетий по-прежнему остается отстраненность учащихся от художественного текста. Это оказывает негативное воздействие на формирующиеся личности, приводит к узости и примитивности мышления, порождает духовный кризис общества. Не случайно в создавшейся ситуации становится значимым вопрос о воспитании молодёжи на основе всестороннего возрождения национальной культуры и культурологической ориентации образования3.

Дети действительно мало читают. Задача начальной школы - создать читателя! Значит, художественный текст должен присутствовать не только на уроках литературного чтения (а суммарно это 3 - 4 урока в неделю из 25 уроков, проводимых за это время), но и, в первую очередь, на уроках русского языка. Не учебный, а именно художественный текст. У кого же нужно учиться, как не у мастеров слова -писателей и поэтов? Есть у этой методики использования художественных текстов на уроках русского языка и противники, и последователи! Мы считаем, что тема текста (а не сам текст) должна быть перенесена на урок русского языка, во-первых, а, во-вторых, грамотно писать, читать, говорить можно научиться только на образцовых высказываниях классиков. К тексту упражнения практически не должно быть лингвистических заданий. Как правило, учащиеся в таком случае «не видят» текст, их внимание нацелено на задания, они же должны быть в тетради с печатной основой. Тогда ребенок и текст видит, и прочитывает его более внимательно, и понимает красоту текста. Приведем пример подбора упражнений и заданий к ним.

Упражнение 1. И ум без применения слабеет! Зимой. Накинулась зима на зверьё. Вьюгу наслала. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Не испугались звери. Белка в дупле орешки грызёт, зайка прыгает, греется, а лошади, коровы в тёплых хлевах сено жуют, пойло пьют. Морозы по озерам мосты строят. А рыбам под кровлей ещё теплее. (По К.Ушинскому). Как звери встретили морозы? Запишите, пожалуйста. Прекрасная работа! Спасибо!!

Упражнение 2. Грамота - второй язык! Пернатое царство затихло. Не слышно песен. Ветер больно бьет гибкие веточки рябины. Ночью уже бывают заморозки. Они пытаются сковать землю. Льдом затянулись лужи. Первый снег. Старые пни быстро надели белые шапки. Ель накинула снежную шаль. Наступает русская зима. Как выглядит лес зимой? Дополните, пожалуйста, эти строчки своими 2 -3 предложениями и запишите их. Благодарю!

Упражнение 3. С грамотой вскачь, без грамоты хоть плач! Декабрь год кончает, а зиму начинает. Декабрь - хвостик года. Зима снежная - лето дождливое. Застала зима в летнем сарафане. Давайте запишем предложения и объясним их смысл. Спасибо!

3 Макарова Ю.М. Принципы создания лингвокультуро-логического словаря художественного текста на уроках русского языка и литературы // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин:

виды, принципы, приемы. Том 1. - Н.Новгород: 2010. -С.27.

Таб. 1. Задания к упражнению 1

Базовый уровень Повышенный уровень

1. Давайте выпишем из текста все слова, которые содержат разделительный мягкий знак 1. Давайте запишем известные вам слова с разделительным мягким знаком

2. Белка - беличьи Зайка - 2. Подберите, пожалуйста, однокоренные слова (или формы слова) к следующим словам так, чтобы в них был разделительный мягкий знак. клочки - храбрость - прутики -

Таб. 2. Задания к упражнению 2

Базовый уровень Повышенный уровень

1. Давайте подумаем и напишем, чьи следы можно увидеть в зимнем лесу. Медведь - медвежьи. 1. Придумать предложения со словами объятия и съёмка

2. Давайте запишем транскрипцию к словам ночью, бьёт, вьёт. 2. Давайте запишем транскрипции своих слов.

Таб. 3. Задания к упражнению 3

Базовый уровень Повышенный уровень

1. Давайте выпишем слова, в которых 1. Давайте подберём свои примеры слов, в которых

звуков больше, чем букв букв больше, чем звуков звуков больше, чем букв букв больше, чем звуков

2. Написать транскрипцию следующих слов: 1) лето [ 1 2. Подобрать свои слова и записать их транскрипцию.

2) зима [ 1

Таб. 4. Сравнительный анализ изученных орфограмм

Орфограмма Начальная школа Средняя школа

жи-ши чижи, ежи, камыши живопись, нажитой

б/гл дела, бег, вода деловые, разбежался, водянистый

парная согласная столб-столбы, снег-снега маршрут, хоровод

Нужно отметить, что задания базового уровня всегда нацелены на работу с учебником, ориентированы эти задания на учащихся, уровень знаний которых позволяет им выполнять работу в основном по определенному алгоритму. Задания повышенного уровня (те и другие задания составлены для каждого упражнения) ориентированы на сильных учащихся.

Опыт работы позволил сформировать свои взгляды на проблему орфографической грамотности учащихся начальной школы. За четыре года учащиеся изучают русский язык почти на семистах уроках, выполняют домашние задания, отвечают правила, учат достаточно большой теоретический материал. А грамотность школьников в целом находится на достаточно низком уровне. Одну из причин мы видим в том, что есть определенный разрыв между методикой преподавания русского языка в на-

чальной школе и в среднем звене общеобразовательной школы.

В начальных классах изучается сравнительно небольшое количество орфограмм (слова с безударными гласными, слова с непроверяемыми написаниями, слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, слова с удвоенными согласными и т.д.). Традиционно в начальной школе закрепление этих орфограмм осуществлялось и осуществляется в настоящее время на достаточно простых примерах.

Обратившись к учебникам русского языка за пятый класс, легко заметить, что отработка орфограмм, изученных в начальной школе, осуществляется на более сложных словах. Из таблицы видно, что если в начальной школе для закрепления темы «Безударная гласная в корне слова» в большинстве случаев используются слова, состоящие из двух слогов, то в среднем звене эти слова значительно сложнее. Получа-

ется, что, отрабатывая орфограммы на простых словах, учащиеся, перейдя в пятый класс, с трудом видят орфограмму в более сложных примерах в связи с тем, что использование таких слов не характерно для начальной школы. Мы ввели в практику ежедневные объяснительные диктанты, которые были составлены с учетом собственной методики. Нами были определены группы слов, включающие в себя приме-

Из таб.5, 6 видно (это материал для написания диктантов в течение 2-х недель), что слова практически не повторяются, это дает возможность ученикам закрепить изученные орфограммы на достаточно большом материале. Легко подсчитать, что, изучая в день 14 - 15 слов, в неделю - 75 слов, дети за год имеют возможность изучить две с половиной тысячи слов. Нужно отметить, что при изучении темы по литературному чтению, ей подчинен весь материал по русскому языку (тексты упражнений, пословицы, поговорки, загадки, отдельные слова). Ежедневные объяснительные диктанты не совпадают полностью с темой, это способствует также увеличению словарного запаса учащихся, так как дети не только заучивают эти слова наизусть, но и объясняют значения каждого из них.

Большое внимание на уроках русского языка и литературного чтения уделяется развитию речи учащихся. Нам хочется остановиться на проблеме написания сочинений. Учащийся начальной школы не может, на наш взгляд, самостоятельно сочинить текст без помощи взрослых. Тогда ученик списывает его из какого-нибудь источника, либо обращается к родителям за помощью, которые, чаще, не помогают, а просто пишут за ребенка текст. Мы считаем необходимым давать детям и тексты упражнений, и, самое главное, по каждой теме лексический минимум (слова, словосочетания, отдельные предложения). Используя необходимый материал, ребенок создает свой текст практиче-

ры на все изученные орфограммы по программе начальной школы. Использование таких диктантов в системе очень скоро дает положительный результат: с одной стороны, они способствуют формированию орфографической грамотности, с другой стороны, значительно расширяют словарный запас, позволяя детям точнее выражать свои мысли.

ски самостоятельно. Лексический минимум по теме «Времена года. Зима».

Снег укутал деревья; белое праздничное платье; снег осел шапками на ветках; юные ёлочки; ранние сумерки; пушисто-белый снег; вьюга разгулялась; снег искрится; хоровод звезд; причудливые узоры; голубая лазурь; хлопья снега.

Таинственный лес, густели сумерки, мотыльками кружатся снежинки, в стеклянном сарафане, вековые ели, прозрачный воздух, береза, пушистые облака, хрустальный звон и т.д.

В таб.7 представлены тексты, изучаемые на уроках русского языка, литературного чтения и тексты, которые учащиеся читают дома. Проводимая работа, основанная на тематической интеграции уроков литературного чтения и русского языка, позволяет формировать у детей желание активно познавать мир, работать в системе, учит творчески относиться к работе.

Исследование, результаты которого нашли практическое отражение в нашей работе, позволяет сделать следующие выводы: уроки русского языка и литературного чтения должны быть тематически объединены; задания по русскому языку нужно планировать в двух вариантах (уровнях): базовом и повышенном; наличие лексического минимума, систематическое написание тренировочных диктантов на большом лексическом материале - все это позволяет вывести знания учащихся на совершенно иной качественный уровень, повышает мотивацию учеников и формирует у них прочные знания.

Таб.5. Объяснительный диктант №1 (одна неделя)

1 2 3 4 5

б/гл бега зима века земля нога

жи-ши жизнь ужи уши жир жираф

ча-ща роща чай чайка щавель сейчас

чу-шу чудо чудак чувства чуб щука

парная согласная в середине слова сказка низкий гладкий робкий ножки

парная согласная на конце слова столб глаз пес гриб зонт

Ь - показатель мягкости пеньки деньки коньки огоньки банька

разделительный Ь соловьи воробьи пьют льют колья

имена собственные Коля Москва Волга Самара Лена

непроизн. согл. солнце местный честный областной солнце

словарные слова воробей соловей пенал дежурный ромашка

чк-чн-нч. точный вечный дочка закончу кончик

нщ-щн мощный банщик овощной хищный гонщик

рщ-чт борщ почти почта зачту морщины

Таб.6. Объяснительный диктант №2 (вторая неделя)

6 7 8 9 10

б/гл осень бродить глаза пора слова

жи-ши ножи шипы шина кружить зажим

ча-ща куча участок начало прощаю часто

чу-щу чулан прощу кручу чурбан щупать

парная согласная в середине слова рожки глазки ложки грибки орешки

парная согласная на конце слова нос рот рог горб заказ

Ь - показатель мягкости зорька сильная конь медведь дверь

разделительный Ь перья прутья бурьян степью корью

имена собственные Марс Байкал Барсик Витя Оля

непроизн. согл. поздний грустный ненастный устный известный

словарные слова сахар стакан сирень корова ворона

чк-чн-нч. прочный печка речка ночной лапочка

нщ-щн сварщик хищник обманщик барабанщик каменщик

рщ-чт прочту мачта вычту мечта спорщик

Таб.7. Использование художественных текстов на уроках гуманитарного цикла

Времена года. Зима.

Русский язык Литературное чтение Домашнее чтение

По К.Ушинскому «Зимой». «Пернатое царство затихло...». Пословицы и поговорки. «Дятлы». По М.Ильину и Е.Сегал «Снежинки». Предложения разных авторов. Пословицы и поговорки. По Н.Сладкову «Белые фигурки». Пословицы и поговорки. По В.Бурлаку «Снегирь». И.Семенова «С неба падали пушинки.». «Кто как зиму встретил.». «Зимние забавы». По Г.Андерсену «Пришла зима». По Д.Зуеву «Зима». Н.Надеждина «С севера подул студёный ветер.» В.Одоевский «Мороз Иванович». «Мо-розко». Русская народная сказка (из сборника А.Афанасьева) К.Ушинский «Проказы старухи зимы». З.Трофимова «Снег - что это такое?». По М.Гумилевской «Почему снег белый?». По М.Гумилевской «Где рождается снег?». А.Пушкин «Зимнее утро» С.Маршак «Двенадцать месяцев». Двенадцать месяцев. Словацкая народная сказка (перевод Д.Горбова)

USING THE THEMATICAL INTEGRATION ON THE LESSONS OF HUMANITIES IN PRIMARY SCHOOL

© 2011 T.A.Kayasova"

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

In this article the author talks about the training for primary school students on the lessons of the Russian language and Literature. The Humanities must be based on the united literary topic. It will help to avoid the frag-mentariness in got knowledge. The possibility of using the united topic is shown on the example of the exercises and tasks to the Russian language.

Key words: intersubject links, primary school, integration, artistic text.

Kayasova Tatyana Anatolievna, candidate of pedagogics, associate professor of the chair of pedagogics and psychology of primary education, associate professor of the chair of techniques of developing education, the teacher of junior students in the Gymnasium №3. E-mail: kayasova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.