Научная статья на тему 'Методика работы со словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе'

Методика работы со словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2028
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / КУЛЬТУРА РЕЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каясова Татьяна Анатольевна

В статье автор рассматривает вопрос о необходимости изучения словарных слов, объеди/ ненных в тематические группы; объясняет логику формирования таких групп при изучении рус/ ского языка в начальной школе, рассматривает собственный подход к изучению слов с непрове/ ряемыми написаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика работы со словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе»

Каясова Т.А.

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.

E-mail: Kayasova@mail.ru

МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье автор рассматривает вопрос о необходимости изучения словарных слов, объединенных в тематические группы; объясняет логику формирования таких групп при изучении русского языка в начальной школе, рассматривает собственный подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями.

Ключевые слова: слова с непроверяемыми написаниями, тематические группы, культура речи.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. [4]

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

• воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. [5]

Опыт работы в школе позволяет сказать, что слова с определенными орфограммами дети запоминают быстрее, а заучивание слов с непроверяемыми написаниями вызывает у них значительные затруднения.

Владение базой слов с непроверяемыми написаниями позволяет учащимся, расширяя их словарный запас, точнее выражать свои мысли, создавать собственные высказывания, яркие и образные тексты. Однако, конечно, дело не в количестве слов, которые должны изучить учащиеся, а в определенной логике последовательности, группировки представленного материала.

Методика изучения словарных слов в начальной школе на протяжении нескольких десятилетий не меняется: слова, не связанные никаким образом по смыслу, даны в учебниках по

алфавиту. Относятся они, как правило, к текстам упражнений. Так как последние тоже никак не объединяются темами, то в дальнейшем получается следующая картина: с одной стороны, дети изучают несколько десятков слов в течение учебного года, а, с другой стороны, объединить их, использовать для создания текста, представления какой-либо темы не могут.

Мы проанализировали несколько списков слов с непроверяемыми написаниями из различных УМК. Составляя такие списки, авторы, очевидно, преследовали определенную цель, однако логика выборки данных слов в УМК нигде не прописана. За пределами этих списков слов с непроверяемыми написаниями осталось значительное количество слов, тогда возникает вопрос: почему уважаемые авторы берут данные слова и отвергают другие?

Л.Я. Желтовская: Русский язык, 2кл.,

«Планета знаний».

Часть 1: берег, бетон, город, деревня, до свидания, железо, здравствуй, иней, календарь, капуста, лимон, морковь, народ, облако, орех, оранжевый, осина, отец, Отечество, Отчизна, погода, пожалуйста, пожелание, поздравление, праздник, Родина, ромашка, Россия, русский, рябина, сентябрь, серебро, спасибо, столица, хозяин, человек, чеснок, язык.

Часть 2: автобус, агроном, адрес, аллея, антенна, аттракцион, барабан, бассейн, библиотека, брасс, Великая Отечественная война, велосипед, ветер, ветеран, внимание, вокзал, воробей, ворона, дятел, женщина, забава, золото, иллюстрация, искусный, искусство, каникулы, карман, коллектив, коллекции, компас, компьютер, конверт, конфеты, космос, космонавт, кросс, лестница, маршрут, мебель, месяц, мужчина, обезьяна, овощи, одежда, океан, пальто, пассажир, перрон, планета, племянник, племянница, посуда, рюкзак, салат, синица, снегирь, соловей, сорока, суббота, телеграмма, теннис, трамвай, троллейбус, февраль, футбол, хоккей, цирк, циркуль, чувство, шоссе, энциклопедия, эскалатор, январский.

М.Л.Каленчук и др.: Русский язык, 2кл.

Адрес, алфавит, арбуз, берег, билет, браслет, быстро, варежка, вдруг, весело, ветер, вокзал, воробей, ворона, воротник, газета, город, горошина, группа, девочка, дежурный, деревня, директор, до свидания, желать, завод, заяц, здравствуй,

иней, капуста, карандаш, карман, картина, картофель, картошка, квадрат, квартира, класс, колбаса, компот, коньки, корова, косынка, лимон, линейка, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, обед, облако, огород, однажды, окно, одежда, пальто, пенал, платок, портфель, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, Русский, сапог, скоро, собака, сорока, соседка, спасибо, столица, суббота, телевизор, телефон, тетрадь, тишина, товарищ, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, фиалка, фиолетовый, хороший, хорошо, чеснок, чешуя, шоколад, щавель, яблоко, ягода, язык.

М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко:

Русский язык, 2кл.

Автобус, автомобиль, аккуратный, аллея, альбом, апельсин, арбуз, багаж, барсук, береза, билет, вагон, ванна, василек, вдруг, велосипед, вермишель, весело, ветер, вокруг, воробей, город, горох, готовить, девочка, деревня, диван, до встречи, дорога, дорогая, до свидания, желать, жжет, жираф, жужжит, завтрак, заяц, здесь, здоровье, здрав-ствуй(те), зеркало, извини(те), интересно, кабачок, канарейка, капуста, карандаш, картина, картофель, картошка, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, красиво, кровать, крокодил, курица, лапша, лестница, лимон, лопата, магазин, макароны, мальчик, мандарин, машина, медведь, мешок, молоко, морковь, мороз, Москва, обед, обезьяна, огонь, огурец, однажды, пальто, пенал, петрушка, печенье, пирог, платье, пожалуйста, поздравляю, полотенце, помидор, попугаи, портфель, пошел, праздник, ребята, редиска, рисовать, ромашка, Россия, русский, салют, сапог, сахар, сегодня, сковорода, сметана, собака, сорока, сосиска, спасибо, стакан, суббота, тарелка, творог, тетрадь, трамвай, троллейбус, уважаемая, ужин, улица, ученик, учительница, хоккей, хорошо, целую, человек, чемодан, чувство, шоссе, щенок, яблоко, ягода, язык, яичница.

Мы разработали авторскую программу изучения словарных слов.

На наш взгляд, те слова, которые учащиеся будут изучать в течение года, должны распределяться в группы, объединенные конкретными темами. Таким образом, ученики не просто механически отрабатывают определенные словарные слова, а работают с ними в течение не-

скольких уроков: подбирают однокоренные слова, синонимы, антонимы (если возможно), составляют словосочетания, предложения, небольшие тексты. Главное, ученикам легче, удобнее, комфортнее, логичнее работать со списком слов, объединенным темой.

Ежегодно (во втором-четвертом классах) мы планируем около 20-25 тем, которые в большей или меньшей степени объединят уроки русского языка и литературного чтения.

Логику определения тем по классам мы объясняем следующим образом:

1. Устное народное творчество. Тема изучается в течение трех лет, она актуальна, понятна детям; работа с малыми формами позволяет пополнить словарный запас, учит детей использовать в своих сообщениях пословицы и поговорки;

2. Времена года. Тема включает в себя четыре раздела: лето, осень, зима, весна; изучается в течение трех лет; использование ярких текстов о родной природе дает учащимся возможность сделать свою речь образной, наполнить ее сравнительными оборотами, словами в переносном значении и т. д.;

3. Моя любимая Родина. Тема изучается в течение трех лет; мы считаем, что, начиная изучение этой темы во втором классе, что нужно начинать знакомство с этой темой во втором классе, с изучения произведений, посвященных малой Родине;

4. Мир детства. Дружба. Изучается в течение трех лет в связи с большим духовно-нравственным потенциалом данной темы, которая способствует воспитанию культуры отношений, формированию личности ребенка; помогает через характеры, описанные в литературных произведениях, помочь ученикам постичь палитру взаимоотношений с ровесниками и взрослыми;

5. Домашние животные (собаки, кошки, лошади). Тема изучается во втором классе; домашние животные часто являются героями множества сказок; у детей дома живут кошки и собаки; тема способствует воспитанию любви к животным, рассматривает широкий спектр проблем (выбор домашнего животного, отношение к бездомным животным, брошенные животные);

6. Дикие животные (медведи, волки, лисы, зайцы, обезьяны, львы, слоны). Тема изучается во втором-третьем классах; наличие данной темы (также как и предыдущая группа) тесно

связано с большим литературным материалом, близка и понятна детям;

7. Литературные гостиные. Тема изучается в течение трех лет; литературной гостиной мы назвали блок уроков, основанный на более глубоком изучении творчества великих писателей (русских, советских и зарубежных); мы считаем необходимым сместить акценты следующим образом: во втором классе изучается шесть тем, связанных с литературными гостиными, в третьем классе - десять тем, а в четвертом -более двадцати тем. Так, во втором классе изучались литературные гостиные, посвященные детству и творчеству Л.Н.Толстого, И.А.Кры-лова, А.С.Пушкина и т. д., в третьем классе -М.Ю.Лермонтова, Н.Н.Носова, В.Ю.Драгунс-кого, в четвертом классе - большой блок произведений зарубежных авторов.

8. Защита Отечества. Тема изучается в течение трех лет. Мы считаем необходимым знакомить детей с лучшими образцами литературных произведений о защитниках Родины.

9. Мамин день. Тема изучается в течение трех лет. На наш взгляд, нужно знакомить детей с лучшими образцами поэзии и прозы об известных женщинах, стихами о мамах и бабушках;

10. День Победы. Тема изучается в течение трех лет. Мы уверены в необходимости изучения лучших произведений о защитниках Родины, о детях-героях в период Великой Отечественной войны (1941-1945гг.), тема имеет огромный воспитательный потенциал, способствует формированию любви к Родине, гордости за ее прошлое, чувства патриотизма.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что при таком подходе к изучению слов с непроверяемыми написаниями в течение трех лет (со второго по четвертый класс) учащиеся имеют возможность не только механически запомнить определенное количество слов, но и, главное, создать некий тематический блок, который будет пополняться за счет слов с безударными гласными, оборотов речи, предложений из произведений классической литературы и т. д. Все это, в конечно итоге, поможет учащимся воспринимать не отдельные факты, фрагменты жизни общества, а связать их тематически в блоки, способствующие формированию в сознании ребенка единой картины мира.

Распределение словарных слов (2 класс)

Давайте вспомним лето. - повторение словарных слов, изученных в 1-м классе.

животные, корова, ворона, воробей, соловей, пальто, одежда, платок, костюм, валенки, посуда, кастрюля, тарелка, стакан, сахар, сирень, ромашка, растение, овощи, рисунок, извините, спасибо, здравствуйте, пожалуйста, до свидания, квартира, комната, лестница, кровать, мебель, пенал, карандаш, ученик, учитель, портфель, мальчик, девочка, тетрадь, ребята, класс.

Устное народное творчество. собака, медведь, берег, береза, работа, ягода, деревня, костер, лопата, охота.

Моя любимая Родина.

Россия, Родина, город, народ, набережная, дорога, подвиг, адрес, пейзаж, Москва. Времена года. Осень.

сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай, картина, погода, рябина, месяц, морковь, ветер. Литературная гостиная. А.Пушкин. поэт, портрет, карандаш, лицей, русский. Литературная гостиная. Л.Толстой. крестьяне, Ясная Поляна, автор, журнал, ребятишки.

Мир детства. Дружба. дежурный, каникулы, товарищ, ранец, гимназия, учебник, язык, ответ, беседа, библиотека. Литературная гостиная. Н.Носов. огурец, комод, диван, карасик, огород. Литературная гостиная. И.Крылов. порок, русский, памятник, персонажи, баснописец.

Домашние животные. Собаки. голос, собака, добыча, чувствовать, команда. Домашние животные. Кошки. молоко, человек, забор, корзина, охота. Времена года. Зима.

сапоги, хорошо, валенки, везде, мороз, машина, иней, январь, февраль, декабрь. Домашние животные. Лошади. табун, солома, теперь, хозяин, сегодня, закат, огород, жеребенок, овес, копыта.

Литературная гостиная. М.Пришвин. природа, приметы, хозяин, Родина, охота. Дикие животные. Медведи. берлога, малина, медленно, растение, пловец, около, направо, налево, песок, голос. Защита Отечества.

армия, мужчина, держава, шинель, фамилия.

Мамин день.

женщина, хозяйка, завтрак, обед, ужин.

Времена года. Весна.

огород, ландыши, ветер, погода, ягода, комбайн, трактор, горох, картофель, огурец, семена, помидор, горячий.

Дикие животные. Волки.

язык, однажды, где-то, логово, прочь, натура, внезапно, нельзя, опушка, тайга.

Дикие животные. Лисы.

вдруг, лисица, издалека, назад, интересный, сарай, сначала, Патрикей, пасмурный, озираться.

День Победы.

подвиг, солдат, атака, память, герой.

Дикие животные. Зайцы.

заяц, быстро, капуста, весело, вокруг, из-под, впервые, природа, вперед, кочан.

Времена года. Лето.

июнь, июль, август, облака, каникулы, лагерь.

Мы считаем необходимым при изучении каждой темы, кроме слов с непроверяемыми написаниями, изучать на уроках слова с безударными гласными, подходящие по смыслу. Слова с безударными гласными вызывают затруднение при написании не только в начальной школе.

Разрабатывая авторскую методику, применяя ее на уроках русского языка, мы пришли к следующему выводу: в пределах изучения одной темы нужно брать для изучения пять слов с непроверяемыми написаниями и десять слов с безударными гласными (если тема изучается одну неделю, т. е. на пяти уроках русского языка); десять слов с непроверяемыми написаниями и двадцать слов с безударными гласными (если тема изучается две недели, т. е. на десяти уроках русского языка).

Распределение слов с безударной гласной (2 класс)

Давайте вспомним лето. - Повторение слов с безударными гласными, изученных в 1-м классе.

плоды, трава, река, леса, листва, поля, дожди, цветы, дарить, ковер.

Устное народное творчество.

изба, земля, дворы, жара, коты, лиса, рога, хлеба, петух, трава, дома, грибы, зверек, лошадь, колос, леса, стога, стада, родной, коса.

Моя любимая Родина..

река, моря, поля, сады, века, гербы, живут, леса, крепить, границы, река, вблизи, гордить-

ся, озера, охранять, счастливый, дрожать, защищать, война, далекий, столица, враги.

Времена года. Осень.

бродить, осень, ходить, запасать, листва, дожди, дрожать, далеко холода, снопы, цветы, деревья, ковер, висеть, желтеть, еловый, денек, вода, плоды, большой.

Литературная гостиная. А.Пушкин. свеча, перо, имение, семья, сестра, стихи, напевала, село, удивительный, родитель. Литературная гостиная. Л.Толстой. добро, наслаждение, старик, имение, освещать, правдивость, семья, удивительный, ученик, дела.

Мир детства. Дружба. стена, доска, играть, читать, столы, помогать, дарить, писать, шкафы, дела, столовая, танцевать, хоровой, площадка, раздевалка, слова, ленивый, читатель, звонить, смотреть, приезжать, домашний, забивать, силач, справедливый, каток, проиграть, число.

Литературная гостиная. Н.Носов. воздушный, больница, бродить, встречать, малыш, река, сады, сажать, сказать, цветы, часы, чистота, шаги, слова, медовый, печет, тянуть, угощать, помогать, катать.

Литературная гостиная. И.Крылов. петух, очки, лентяй, свинья, хвастун, зерно, хвалить, звери, орел, хитры.

Домашние животные. Собаки. охранять, запах, дворняга, сторожить, мохнатый, хвосты, домашний, следить, искать, большой, голодный.

Домашние животные. Кошки. коты, нора, глаза, шипеть, ласкать, спина, дремать, ловить, чистота, домашний.

Времена года. Зима.

коньки, блестеть, борода, зеркало, глубоко, дрова, лежать, ледяной, ковер, колючий, каток, иголка, бросать, вздохнуть, висеть, водить, жестокий, зеленый, зима, еловый.

Домашние животные. Лошади. окно, прямиком, алеть, встречать, гроза, ведерко, дареный, верхушка, дразнить, лошаденка, добро, хромать, брести, удивлять, плестись, лихой, косой, клячонка, крепление, жалеть. Литературная гостиная. М.Пришвин. леса, поля, зверьки, весна, земля, пора, лиса, дожди, начало, трава.

Дикие животные. Медведи. медовый, скрипеть, стволы, гнала, борьба, село, лежать, светить, холмы, хотеть, сова, дав-

но, бока, глядеть, пенек, когтистый, валить, дразнить, низина, места.

Защита Отечества.

храбрец, справедливый, отчество, спешить, полезный, веселый, добро, силач, удивительный, плечистый.

Мамин день.

жалеть, помогать, давно, дарить, дочурка, цветы, красивая, родная, бабуля, вязать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Времена года. Весна.

трава, сосна, поля, вода, грачи, скворцы, цветы, весна, сады, листы, тепло, капель, пчела, гнездо, зонты, озера, цветет, дожди, скворцы, свежо.

Дикие животные. Волки.

лосиный, овца, беда, силен, боязлив, казался, полоска, тропа, ночной, вожак, гонять, поля, леса, волчица, стрелять, стада, коза, кормить, вертеть, линять.

Дикие животные. Лисы.

голодный, сторожит, нора, несет, везет, плясунья, петлять, сторона, ползком, таскать, хитрить, таить, поляна, роскошный, красивый, шикарный, шелковатый, хвостище, темно, осмелеть.

День Победы.

боец, семья, письмо, отец, хранить, шагать, стрелять, ходить, война, слеза, переходить, враждебный, горевать, граница, сдержать, защищать, спасать, страна, враги, воевать.

Дикие животные. Зайцы.

бояться, искать, бежать, голод, дрожать, кора, грозить, кормить, короткий, сторона, мелькать, стрела, прямой, спасать, держать, легко, передний, скользнуть, терять, терпеть.

Времена года. Лето.

тепло, пчела, деревья, поют, роса, запах, сирень, жара, гнездо, гроза.

Для формирования лексической базы учащихся мы используем на уроках русского языка авторские объяснительные диктанты. Они могут быть на определенную тему (таблица 1).

Списки слов (объяснительные диктанты), составленные нами [2] могут тематически и не совпадать, а иметь набор слов с изучаемыми орфограммами (слова берутся произвольно) (таблица 2).

Как видно из таблиц, учащиеся ежедневно отрабатывают набор слов с изучаемыми орфограммами, включающий, в том числе, словарные слова. Таким образом, на ста семидесяти уроках русского языка за год учащиеся дополнительно знакомятся с несколь-

кими десятками слов: воробей, соловей, пенал, дежурный,ромашка, сахар, стакан, сирень, корова, ворона, пенал, сирень, мальчик, диван, посуда, девочка, ворона, класс, пальто, костюм, пальто, сирень,ромашка, Москва, Россия, пенал, корова, дежурный, сорока, ворона, мебель, класс, ребята, пенал, растение, платок, корова, воробей, пальто, портфель, собака, береза, город, ноябрь, картина, диван, ноябрь, пальто, девочка, сирень, поэт, лицей, дежурный,рябина, ягода, пенал, костюм, стакан, ворона, ветер, Россия, ребята, платок, сирень, сорока, ученик, пальто, тетрадь, спасибо, сапоги, подвиг, пейзаж, берег, береза, карандаш, диван,

портрет, дежурный, библиотека, товарищ, сентябрь, заяц, ветер, пенал, тарелка, ребята, воробьи, портрет, ветер, хорошо, месяц, береза, опушка, экскурсия, гусеница, логово, санитар, туловище, охота, деревня, ученик, корова, табун, медведь,работа, газета, болото, корзина, посуда, картина, сковорода, скорлупа, спектакль платок, вчера, погода, котлета, комар, костел, береза, совесть, однажды, медведь, армия, овес, ананас, аромат, армада, айсберг, абрикос, беседа, планета, океан, диван, посуда, витрина, баян, газон, ерунда, мольберт, библиотека, дежурный, тревога, газета, ураган, мартышка, манеры,

Таблица 1. Примерный список слов для изучения на уроках в течение недели (тема «Времена года. Зима»):

понедельник вторник среда четверг пятница

б/гл. блестит летят ледянка снеговик следы

парн. согл. в середине слова крепкий березка чуткий шапка веревка

парн. согл. на конце слова снег сидит наст лес груз

жи-ши снежинка лыжи животное пушистый оживление

ча-ща чаща молчалив качать часто молчание

чу-щу чудо чувства щупать щука щупальце

разделительный ь вьюга веселье воробьи комья друзья

ь - показатель мягкости коньки сосульки метель день изумительный

удвоенные согл. аллея длинный бриллиант бассейн колонна

словарные слова мороз иней экскурсия кружева спектакль

имена собственные Рождество Новый год Крещение Русь Европа

чк-чн-нч, щн-нщ цепочка елочка прочный щечки мощный

рщ-чт спорщик почтенный мечта мачта фонарщик

непроизносимые согласные звездный опасный прекрасный чудесный солнце

Таблица 2

понедельник вторник среда четверг пятница

б/гл дома земля пары вода листы

жи-ши жить пиши дружить наши жизнь

ча-ща чайка початки качаю бурчать зайчата

чу-щу качу чулки чувства чудо прощу

парная согласная в середине слова сказка робкий низкий гладкий чуткий

парная согласная на конце слова зуб лист глаз бровь дуб

ь - показатель мягкости соль тень толь фасоль хорь

разделительный ь соленья соловьи воронье веселье воробьи

имена собственные Волга Жигули Бобик Каспий Самара

непроизн. согл. солнце лестница местный прелестный грустный

словарные слова пальто сирень ромашка Москва Россия

чк-чн-нч. качка яблочки кучки ночной вечный

нщ-щн мощный каменщик зачинщик банщик гонщик

рщ-чт борщ чтение чтобы чтят почта

магазин, концерт, компот, наволочка, загадочный, крапива, маршрут, примета, охранять, акварель, комар, компас, панама, браслет, баул, бисквит, карман, королева, винегрет, аптека, аквариум, присяга, ария.

В конце нашего авторского пособия [2] есть толковый словарик, который объясняет значения некоторых слов (мы их выделили жирным шрифтом).

Следует отметить, что изучение словарных слов группами, которые объединены разными темами, безусловно, вызывает у младших школьников интерес, так как способствуют более прочному запоминанию материала, дает толчок в развитии речи ребенка и, в конечном итоге, формирует языковую личность учащегося начальной школы.

21.02.2012

Список литературы:

1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

2. Каясова Т.А. Сборник объяснительных диктантов: методич.пособие. 2 класс / Т.А. Каясова. - Самара: Современные образовательные технологии, 2011. - 52 с.

3. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990.

4. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: «Просвещение», 2010. С.24.

5. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч Часть 1. М.: «Просвещение», 2010 С. 10-11.

6. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык: правила и упражнения: 1-5 кл. - М.:АСТ: Астрель, 2007.

Сведения об авторе: Каясова Татьяна Анатольевна, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, кандидат педагогических наук, е-mail: kayasova(@mail.ru

UDC 37 Kayasova T.A.

Samara state academy of social sciences and humanities, e-mail: kayasova@mail.ru In this article the author talks about the necessity of learning the dictionary words, that are united into thematic groups; she explains the logic of forming these groups in primary school while studying the Russian language, talks about her own method of learning the dictionary words.

Key words: dictionary words, thematic groups, culture of the

Bibliography:

1. Karaulov U.N. The Russian language and the all-round personality. M., 1987.

2. Kayasova T.A. Collection of the explanatory dictations: methodic textbook. 2 form / T.A. Kayasova. - The up-to-date

educational techniques, 2011. - 52 pages.

3. Lvov M.R. Spelling in primary school. - M.: Prosveshenie, 1990.

4. The standards of the second generation. How to plan many-sided school actions in primary school. From actions to

thoughts. M.: «Prosveshenie», 2010, page 24.

5. The standards of the second generation. The model programs of primary basic education. M.: «Prosveshenie», 2008, p. 10-11.

6. Uzorova O.V., Nefedova E.A. The Russian language: rules and exercises: forms 1-5. - M.: AST: Astrel, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.