Научная статья на тему 'Культурологический подход в школьном литературном образовании: моделирование занятия'

Культурологический подход в школьном литературном образовании: моделирование занятия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
454
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURAL STUDIES APPROACH / CULTURAL COMPETENCE / COGNITIVE ASPECT / MODEL LESSONS / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ / МОДЕЛЬ УРОКА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Медведева Виолетта Вениаминовна

Рассматривается проблема моделирования урока словесности в аспекте реализации культурологического подхода в школьном образовании. Среди основных задач конструирования занятия в анализируемом аспекте выделены создание познавательной мотивации школьников, формирование у учащихся читательской компетенции, выстраивание их диалога с автором художественного произведения, построение индивидуальной траектории движения к «человеку культуры», развитие духовно-нравственных и эстетических вкусов, взглядов, потребностей человека через интеграцию дисциплин и технологий. Когнитивный компонент культуроведческого контекста представлен через интеграцию литературы и живописи, музыки, архитектуры, искусства театра и кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTUROLOGICAL APPROACH IN FORMAL LITERARY EDUCATION: MODELING CLASSES

Considers the problem of modeling the lesson of literature in the aspect of realization of the culturological approach in school education. Among the main objectives of design classes in the analyzed aspect highlighted is the creation of cognitive motivation of students, developing students’ reading competence, alignment of their dialogue with the author of an artistic work, the construction of an individual trajectory to the “man of culture”, the development of spiritual, moral and aesthetic tastes, attitudes, human needs through the integration of disciplines and technologies. The cognitive component of cultural context is presented through the integration of literature and painting, music, architecture, art, and theater.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход в школьном литературном образовании: моделирование занятия»

УДК 37.02

В. В. Медведева

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ШКОЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Рассматривается проблема моделирования урока словесности в аспекте реализации культурологического подхода в школьном образовании. Среди основных задач конструирования занятия в анализируемом аспекте выделены создание познавательной мотивации школьников, формирование у учащихся читательской компетенции, выстраивание их диалога с автором художественного произведения, построение индивидуальной траектории движения к «человеку культуры», развитие духовно-нравственных и эстетических вкусов, взглядов, потребностей человека через интеграцию дисциплин и технологий. Когнитивный компонент культуроведческого контекста представлен через интеграцию литературы и живописи, музыки, архитектуры, искусства театра и кино.

Ключевые слова: культурологический подход, культурологическая компетенция, когнитивный аспект, модель урока, междисциплинарная интеграция.

«Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе?»... Вневременность взгляда Б. Л. Пастернака предоставляет нам, живущим в первой четверти XXI в., возможность философского осмысления проблемы развития культуры человека. Поскольку хронологические, исторические, географические, этнические рамки культуры всегда условны, появляется желание выйти за пределы канонов, устоявшихся концепций. Почему движение, процесс развития, динамические изменения в сфере совершенствования технологий привели к разработке 3D печати, голографического дисплея, способного строить трехмерные изображения в пространстве, космических аппаратов, передающих научные данные на Землю с далекого Плутона; и в то же время мы получаем тревожащие факты разрушения культуры: серную кислоту выплеснули на полотно Рембрандта «Даная», в руинах самый знаменитый город в истории - Вавилон (пророческой оказалась библейская притча о вавилонском столпотворении)? В Государственную Думу внесен законопроект о возобновлении воспитания в современной школе на примере забытых сегодня имен пионеров-героев и героев Великой Отечественной войны Александра Матросова, Алексея Маресьева, повторном введении в школьную программу романа А. Фадеева «Молодая гвардия» и «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, однако совсем недавно в Москве было снесено здание гимназии № 201 - школы Зои и Александра Космодемьянских. Нацистская свастика на памятниках погибшим воинам - свидетельство «манкуртизма» (по Ч. Айтматову) или «интеллектуально-эмоциональной культурной утраты» (Н. Л. Мишатина)? И чем объяснить появление граффити на знаменитом Медном Всаднике в Санкт-Петербурге или анекдотичное разрушение памятника П. И. Чайковскому в Москве (отличники-выпускники Московской консерватории отламывали ноты на память)?

Очевидно одно: нельзя принимать точку зрения, что идея прогресса губительна для культуры. И вслед за великими отечественными подвижниками культуры Ю. М. Лотманом, Д. С. Лихачёвым, М. М. Бахтиным мы убеждены, что культура, представляя собой «унаследованные символы» [1], «делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией» [2], поэтому необходимо образовательное пространство выстраивать на диалоге культур как «способе взаимодействия личности с объектами культуры» [3].

Принятые сегодня на государственном уровне документы [4, 5] декларируют необходимость приобщения подрастающего поколения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры, сохранения и развития национальных традиций и исторической преемственности поколений. Идея применения в образовательной практике культуроведческого подхода не нова: гуманистические ценности культуры как ключевые идеи образования рассматривали А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский; философские аспекты проблемы исследовали отечественные ученые М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, В. С. Соловьев, Ю. М. Лотман; в современной науке вопросы взаимосвязи образования и культуры разрабатываются Е. В. Бондаревской, Е. А. Быстровой, Т. Н. Волковой, А. Д. Дейкиной, Н. Л. Мишатиной, Л. И. Новиковой. В своих работах мы также неоднократно обращались к обоснованию актуальности применения культурологического подхода при преподавании гуманитарных дисциплин в контексте интеграции образования и культуры, направленной на формирование интеллектуально развитого и высококультурного человека [6, 7].

Ключевой формой образовательного процесса в школе по-прежнему остается урок, поэтому перед учителем ежедневно стоит задача выстроить коммуникацию, диалог ученика с текстом изучаемого произведения и - через текст - с ценностными пластами культуры; смоделировать занятие таким образом, чтобы школьники смогли стать «собеседниками» с авторами изучаемых произведений и их современниками в сопряжении различных культурных смыслов.

В последние годы появилось немало исследований проблемы моделирования в области филологического образования (В. А. Доманский, С. П. Лавлинский, М. И. Махмутов, Н. Н. Светловская, З. С. Смелкова, В. Э. Штейнберг и др.). Вместе с тем процессы междисциплинарного диалога, интеграции образования и культуры требуют дальнейшего детального исследования, преодоления методических дефицитов, чтобы педагог не стал беспомощным перед вызовами времени, обучая «детей цифровой эпохи».

Необходимо отметить, что в педагогике существуют классификации типов уроков по различным основаниям. В гуманитарном образовании типологию занятий, построенных на межпредметных связях, исследовали Е. Н. Колокольцев, А. В. Дановский, М. А. Дмитриева, П. Г. Кулагин, Н. М. Свирина и др. Среди традиционных форм построения урока данного типа можно отметить бинарный, межпредметный, интегрированный, модульный уроки; занятия, построенные в игровых формах путешествия, экскурсии, конференции, ролевых постановок и т. п. Однако следует помнить, что современные дети ценят не «творчество», а «креатив», обладают «экранной зависимостью», читают книги на планшете, букридере, iPad, не ищут ответов на вопросы у учителя - у них есть Google. Перед педагогами стоит непростая задача - смоделировать урок, направленный на продолжение (или расширение) познавательного процесса, персонификацию предмета познания. При этом важно осознавать, что только в математических задачах поезд, вышедший из пункта А, обязательно придет в пункт Б. Уникальность уроков словесности заключается в возможности приближения к жизненным задачам, отличающимся условиями с избыточными, или недостаточными, или вероятностными данными, решение которых поможет будущим выпускникам сдать «тест» на человечность.

При восприятии школы как «института приобщения человека к культуре человечества» (А. Г. Асмолов) задачи урока словесности, конструируемого в культурологическом аспекте, могут быть сформулированы следующим образом:

- создавать образовательную мотивацию познавательного интереса школьников к отечественной и мировой словесности в культурологическом контексте;

- формировать у учащихся читательскую компетенцию с целью самостоятельного определения ими средств, инструментов образования для решения поставленных задач (важная задача в плане формирования главной компетенции личности - способности и готовности к постоянному обновлению компетенций, образованию в течение всей жизни в процессе движения от задачи к задаче, от опыта к опыту, чтобы не было барьера между школой и дальнейшей жизнью);

- выстраивать диалог школьников с автором художественного произведения (в том числе в культурологическом контексте текста) на основе применяемой современными подростками многоканальной коммуникации, используя метапредметные умения анализа, синтеза, оценки изучаемого материала;

- способствовать построению индивидуальной траектории каждого учащегося на пути движения к «человеку культуры», к восприятию мира как открытой системы с учетом личных мотивов, установок, способностей и потребностей;

- формировать (и развивать) духовно-нравственные и эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру через интеграцию технологий, художественного мышления, совместного творчества, поиска и применения необходимой информации для развития собственного дара.

Модель современного урока словесности в культурологическом аспекте включает содержательный, процессуальный, деятельностно-творческий и другие компоненты. Рассмотрим содержательное наполнение занятия, представляющее когнитивный аспект культу-роведческого контекста.

Традиционно с целью реализации культурологического потенциала урока словесности используется интеграция литературы и живописи, музыки, архитектуры, искусства театра и кино; на уроках русского языка - текстовый материал искусствоведческой направленности.

Так, произведения музыки могут использоваться на занятии в качестве объекта исследования, описания, дидактического и иллюстративного материала. Музыкальное искусство раскрывает пласты культуры, не навязывая убеждений, через эмоциональные переживания, на уровне подсознания. На уроке или на занятиях внеурочной деятельности это могут быть: а) примеры музыкального творчества авторов произведений при изучении их биографии (вальсы А. С. Грибоедова, музыка Михаила Кузмина к пьесе А. Блока «Балаганчик», песни поэтов-бардов и др.). По меткому выражению Е. Н. Колокольцева, биография писателя - «олицетворенное время», поэтому ее изучение может сопровождаться исполнением музыкальных произведений композиторов - современников, друзей автора, любимых авторов или исполнителей (например А. Н. Скрябина при изучении биографии Б. Л. Пастернака), любимых писателем музыкальных сочинений (Л. Н. Толстой восхищался прелюдиями Шопена, любимое произведение А. П. Чехова - опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и т. п.); возможна музыкальная характеристика направлений искусства соответствующего времени (период романтизма в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова можно проиллюстрировать фрагментами произведений А. А. Алябьева, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского), интерпретация в музыкальных произведениях разных жанров важных исторических событий (увертюра П. И. Чайковского «1812 год», опера С. С. Прокофьева «Война и мир», балет Т. Н. Хренникова «Гусарская баллада» и др.); достойным завершением урока-биографии станет исполнение произведений, навеянных личностью и творчеством автора (хоровой цикл «Пушкинский венок» Г. В. Свиридова, «Романс о Лермонтове» (музыка Ю. Иванова, стихи Е. Ширяева), песня «Откроем томик Есенина» в исполнении ансамбля «Радуница» и др.); б) фрагменты музыкальных произведений, созданных композиторами по изучаемым художественным текстам (оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», С. С. Прокофьева

«Война и мир», балет Р. К. Щедрина «Анна Каренина» и др.); в) тексты романсов или песен на стихи русских поэтов («Я помню чудное мгновенье», слова А. С. Пушкина, музыка М. И. Глинки»; «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»), слова М. Ю. Лермонтова, музыка М. А. Балакирева; песни на стихи С. А. Есенина «В том краю, где желтая крапива...» (композитор А. Вертинский), «Есть одна хорошая песня у соловушки» (композитор Г. Свиридов) и др.); г) произведения о музыкантах, их творчестве, о музыкальных инструментах (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери», Л. Н. Толстой «Крейцерова соната», В. Г. Короленко «Слепой музыкант», А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда» и др.); д) мелодии, «звучащие» в произведениях (песня «Среди долины ровныя...» в драме А. Н. Островского «Гро -за», песня «По улице мостовой.», под которую танцует Наташа Ростова - героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», старинные казачьи песни, звучащие в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон», Соната № 2 Бетховена - лейтмотив урока по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и др.); е) произведения, построенные на общности жанров (баллады Ф. Шопена и В. А. Жуковского, «Сказка» Н. А. Римского-Корсакова и «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина, песни, поэмы, симфонии). Музыкальные образы усиливают впечатления, восприятие изучаемых произведений, мотивируют учащихся к прочтению литературы, открывающей мир культуры.

Двойную мотивацию (по Л. В. Занкову) создает соединение зрительного и слухового образов, которого позволяет достичь интеграция литературы и живописи. Среди форм привлечения живописи на уроках словесности могут быть: а) работа с портретами писателя при изучении его биографии (сопоставление портретов разных периодов жизни и различных художников - портреты кисти И. Н. Крамского «Портрет Л. Н. Толстого» (1873), Н. Н. Ге «Портрет Л. Н. Толстого» (1884), И. Е. Репина «Портрет Льва Николаевича Толстого» (1887); сопоставление портретов одного автора, передающих эволюцию писателя, - работы И. Е. Репина «Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне» (1887), «Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу» (1891), «Лев Николаевич Толстой босой» (1901)), работа с автопортретами; б) обращение к авторской живописи, например к картинам и акварелям М. Ю. Лермонтова; рисункам авторов изучаемых произведений, оставляемых ими на полях рукописей (рисунки А. С. Пушкина на полях «Евгения Онегина»); в) картины художников, в которых запечатлены биографические вехи изучаемых авторов (И. Е. Репин «А. С. Пушкин в день выпуска в Лицее 8 января 1815 года»); г) знакомство с иллюстрациями к литературным произведениям (иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» А. А. Агина, П. М. Боклевского, А. М. Лаптева, Кукрыниксов, Марка Шагала); д) обращение к произведениям живописи, созданным по впечатлениям от прочитанного произведения («Демоны» М. Врубеля); е) изучение репродукций картин, близких по тематике изучаемым произведениям или времени, отраженному в тексте (изучение лирики С. А. Есенина может сопровождаться проекцией живописных полотен В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана; Отечественная война 1812 года на полотнах В. В. Верещагина, А. Ю. Аверьянова); ж) обращение к творчеству художников - современников писателя, кто входил в близкий круг его друзей, единомышленников и др. (Н. В. Гоголь и А. А. Иванов, А. П. Чехов и И. И. Левитан); з) обращение к картинам с целью погружения в эпоху изучаемого произведения, поскольку живопись, «являясь отражением окружающей нас жизни, несет определенную информацию, выраженную изобразительными средствами (краски, линии, символы), об эпохе, людях, природе, событиях, изображенных на полотне» [8, с. 3] (например, купечество, изображенное в драме А. Н. Островского «Гроза», можно рельефнее представить, обратившись к картинам Б. М. Кустодиева «Гуляние на Волге», «Купчиха за чаем» и др.); и) анализ произведений, построенных на общности жанров (этюды - пейзажные зарисовки М. При-

швина «Рождение звука», «Голубые тени», «Первые ручьи»; этюды к картине «Явление Христа народу» А. А. Иванова).

Интеграция литературы и географии реализуется в географических сведениях при изучении биографии писателей, в частности в описании музеев-усадеб, литературных музеев, мест, связанных с жизнью или творчеством автора, мест создания его ключевых произведений, условных мест, где живут герои. Топографические карты и планы (с привлечением живописных полотен, на которых запечатлены географические объекты) помогут совершить увлекательные путешествия в пространстве и времени.

Это путешествие может сопровождаться знакомством с памятниками архитектуры и скульптурными композициями, направления привлечения которых в качестве культурологического контекста также отличаются многообразием. Архитектура как «летопись мира» (Н. В. Гоголь), некий «документ своей эпохи» (Д. С. Лихачёв) на уроке словесности может выступать примером характеристики стиля (классицизм в литературе, живописи и архитектуре); описанных в произведении архитектурных ансамблей (культурно-исторические реалии в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник»: Красные ворота, рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», «Яр», «Стрельна», трактир Егорова, Охотный ряд, Художественный театр - с одной стороны; и Москва православная: храм Христа Спасителя, Ивер-ская часовня, собор Василия Блаженного, Новодевичий, Зачатьевский и Чудов монастыри, Рогожское кладбище, Марфо-Мариинская обитель); видение концепции мира через архитектуру («архитектурные» стихи О. Мандельштама); архитектура как символ мира изображенных писателем персонажей (булгаковская Москва, Петербург Пушкина, Блока, Достоевского, блестящую характеристику которого дал С. Маршак: «Давно стихами говорит Нева. / Страницей Гоголя ложится Невский. / Весь Летний сад - Онегина глава. / О Блоке вспоминают Острова, / А по Разъезжей бродит Достоевский» [9, с. 127]).

Скульптурные композиции также могут быть использованы в ходе изучения литературы при знакомстве с биографией автора и размышлениях о его роли в русской культуре. Например, в России и разных странах мира существует более 190 памятников А. С. Пушкину, знакомство с которыми поможет учащимся представить разные грани личности и проследить географический охват преклонения перед талантом великого русского поэта; существуют скульптурные композиции в честь героев пушкинских произведений: «Лукоморье» в Москве, «Золотая Рыбка» в Абакане, «Царевна-Лебедь» в Сочи.

С развитием театрального и киноискусства изучению художественных произведений в курсе литературы сопутствует обращение к анализу режиссерских и актерских трактовок постановок на сценах различных театров и экранизаций в кино. Это также может быть работа с афишами и костюмами персонажей, деталями реквизита, декораций. Сопоставление произведений литературы и театральных и кинопостановок на их основе способствует желанию учащихся обратиться к первоисточнику.

Сегодня школа уходит от авторитарного монолога учителя как единственного источника информации, поэтому важной задачей становится моделирование занятия, при котором ученик-исследователь в сотворчестве с одноклассниками, используя многоканальные информационные ресурсы, на основе междисциплинарной интеграции с помощью учителя-посредника смог бы выстроить для себя путь движения «врастающего в культуру» (Л. С. Выготский) человека.

Список литературы

1. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII - начала XIX вв. СПб.: Искусство, 2006. 412 с.

2 Лихачёв Д. С. Культура как целостная среда // Русская культура. М.: Искусство, 2000. С. 9-21.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

4. Об утверждении Основы государственной культурной политики. Указ Президента РФ № 808 от 24 декабря 2014 г. URL: http://portal-kultura.ru (дата обращения: 02.06.2016).

5. Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ № 637-р от 09.04.2016 г. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.06.2016).

6. Медведева В. В. О культурологической составляющей образовательного пространства урока словесности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 123-126.

7. Медведева В. В. Урок литературы в контексте культуроориентированного образования // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 151-156.

8. Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 6-м классе. М.: АСТ: Астрель, 2008. 254 с.

9. Маршак С. Я. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 5. М.: Художественная литература, 1970. 703 с.

Медведева В. В., кандидат педагогических наук, доцент. Институт развития образования Ивановской области.

Ул. Большая Воробьевская, 80, Иваново, Россия, 153000. E-mail: vvm133@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 22.06.2016 V. V. Medvedeva

CULTUROLOGICAL APPROACH IN FORMAL LITERARY EDUCATION: MODELING CLASSES

Considers the problem of modeling the lesson of literature in the aspect of realization of the culturological approach in school education. Among the main objectives of design classes in the analyzed aspect highlighted is the creation of cognitive motivation of students, developing students' reading competence, alignment of their dialogue with the author of an artistic work, the construction of an individual trajectory to the "man of culture", the development of spiritual, moral and aesthetic tastes, attitudes, human needs through the integration of disciplines and technologies. The cognitive component of cultural context is presented through the integration of literature and painting, music, architecture, art, and theater.

Key words: the cultural studies approach, cultural competence, cognitive aspect, model lessons, interdisciplinary integration.

References

1. Lotman Yu. M. Besedy o russkoy kul'ture. Byt i traditsii russkogo dvoryanstva XVIII - nachala XIX vv. [Conversations about Russian culture. The life and traditions of Russian nobility XVIII - XIX centuries]. St. Petersburg, Art Publ., 2006. 412 p. (in Russian).

2. Likhachev D. S. Kul'tura kak tselostnaya sreda [Culture as the integral environment]. Russkaya kul'tura [Russian culture]. Moscow, Art Publ., 2000. Pp. 9-21 (in Russian).

3. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow, Art Publ., 1986. 445 p. (in Russian).

4. Ob utverzhdenii Osnovy gosudarstvennoy kul'turnoy politiki. Ukaz Prezidenta RF N 808 ot 24 dekabrya 2014 g. [On approval of the principles of state cultural policy. The decree of the President of the Russian Federation from December 24, 2014 N 808]. URL: http://portal-kultura.ru (accessed 02 June 2016) (in Russian).

5. Ob utverzhdenii Kontseptsii prepodavaniya russkogo yazika i literaturi v Rossiiskoy Federatsii. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF N 637-r ot 09.04.2016 [On approval of the Concept of teaching Russian language and literature in the Russian Federation. The decree of the RF Government from 09.04.2016 N 637-R]. URL: http://pravo.gov.ru (accessed 02 June 2016) (in Russian).

6. Medvedeva V. V. O kul'turologicheskoy sostavlyayushchey obrazovatel'nogo prostranstva uroka slovesnosti [On the cultural component of the educational space of the lesson of literature]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta.

Seriya: Pedagogika, psihologiya - Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogics, Psychology, 2015, no. 1 (20), pp. 123-126 (in Russian).

7. Medvedeva V. V. Urok literatury v kontekste kul'turoorientirovannogo obrazovaniya [The lesson of literature in the context of a culture oriented education]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii - Pedagogical Education in Russia, 2016, no. 3, pp. 151-156 (in Russian).

8. Khodyakova L. A. Sochineniye po kartine v 6-m klasse [Essay on the painting in the 6 grade]. Moscow, AST, Astrel' Publ., 2008. 254 p. (in Russian).

9. Marshak S. Ya. Sobraniye sochineniy: v 81. T. 5 [Collection of works. In 8 vol. Vol. 5]. Moscow, Khudozhestvennaya literature Publ., 1970. 703 p. (in Russian).

Medvedeva V. V.

Institute of Education Development of the Ivanovo region.

Ul. Bolshaya Vorobyovskaya, 80, Ivanovo, Russia, 153000.

E-mail: vvm133@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.