Научная статья на тему 'Чимит Цыдендамбаев: опыт литературной биографии'

Чимит Цыдендамбаев: опыт литературной биографии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1750
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНАЯ БИОГРАФИЯ / LITERARY BIOGRAPHY / БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / BIOGRAPHICAL METHOD / ПИСАТЕЛЬ / WRITER / ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / LITERARY HERITAGE / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ПОЭЗИЯ / POETRY / ПРОЗА / PROSE / РАССКАЗ / SHORT STORY / ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН / HISTORICAL NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Халхарова Лариса Цымжитовна

В статье рассматриваются особенности литературной биографии талантливого бурятского писателя, классика бурятской литературы Чимита Цыдендамбаева (1918-1977). В истории бурятской литературы творчество Ч. Цыдендамбаева, писателя, чутко уловившего противоречия и величие своей эпохи, явление большой значимости. Тонкий лирик, проникновенный вдумчивый художник, Ч. Цыдендамбаев создал немало произведений, главная ценность которых в глубоком чувстве родного народа, родной природы, родины. Несмотря на то, что о творчестве писателя написано немало, биографические сведения о нем скупы и отрывочны. Изучение литературного наследия писателя в полной мере невозможно без обращения к фактам его биографии. Статья посвящена изучению актуальных проблем биографии, мировоззрения и творчества Ч. Цыдендамбае-ва в контексте современного восприятия наследия писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chimit Tsydendambaev: experience of literary biography

The article reviews the features of literary biography of the talented Buryat writer, the classic of Buryat literature Chimit Tsydendambaev. The writer is very important phenomenon in the history of Buryat literature because he sensitively caught contradictions and greatness of his era. Delicate lyric poet, sincere thoughtful artist, Ch. Tsydendambaev created many works which main values are deep feeling of the native people, the native nature, the homeland. There is a lot of works about the writer, but his biographic data is fragmentary. Studying of the writer’s literary heritage is impossible without appeal to the facts of his biography. The article is devoted to research of actual problems of Tsydendambaev's biography, his worldview and creative activity in the context of modern perception of the writer’s heritage.

Текст научной работы на тему «Чимит Цыдендамбаев: опыт литературной биографии»

УДК 821.512.31

Чимит Цыдендамбаев: опыт литературной биографии © Халхарова Лариса Цымжитовна

кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой бурятской литературы Бурятского государственного университета

Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 4 E-mail: larihalh@yandex.ru

В статье рассматриваются особенности литературной биографии талантливого бурятского писателя, классика бурятской литературы Чимита Цыдендамбаева (1918-1977). В истории бурятской литературы творчество Ч. Цыдендамбаева, писателя, чутко уловившего противоречия и величие своей эпохи, — явление большой значимости. Тонкий лирик, проникновенный вдумчивый художник, Ч. Цыдендамбаев создал немало произведений, главная ценность которых в глубоком чувстве родного народа, родной природы, родины. Несмотря на то, что о творчестве писателя написано немало, биографические сведения о нем скупы и отрывочны. Изучение литературного наследия писателя в полной мере невозможно без обращения к фактам его биографии. Статья посвящена изучению актуальных проблем биографии, мировоззрения и творчества Ч. Цыдендамбае-ва в контексте современного восприятия наследия писателя.

Ключевые слова: литературная биография, биографический метод, писатель, литературное наследие, творчество, поэзия, проза, рассказ, исторический роман.

Chimit Tsydendambaev: experience of literary biography Larisa Ts. Khalkharova

PhD, A/Professor, Head of the Department of Buryat literature, Buryat State University 4 Ranzhurova Str., Ulan-Ude 670000, Russia

The article reviews the features of literary biography of the talented Buryat writer, the classic of Buryat literature Chimit Tsydendambaev. The writer is very important phenomenon in the history of Buryat literature because he sensitively caught contradictions and greatness of his era. Delicate lyric poet, sincere thoughtful artist, Ch. Tsydendambaev created many works which main values are deep feeling of the native people, the native nature, the homeland. There is a lot of works about the writer, but his biographic data is fragmentary. Studying of the writer's literary heritage is impossible without appeal to the facts of his biography. The article is devoted to research of actual problems of Tsydendambaev's biography, his worldview and creative activity in the context of modern perception of the writer's heritage.

Keywords: literary biography, biographical method, writer, literary heritage, creativity, poetry, prose, short story, historical novel.

В современном литературоведении наметился новый всплеск интереса к жанру биографии, к личности писателя, характеризующийся усилением внимания к теоретическим проблемам жанра литературной биографии в его современном состоянии. При этом классикой литературоведения по-прежнему является биографический метод, берущий начало от Ш.-О. Сент-Бева, трактуемый как вспомогательный, при котором биография рассматривается как один из источников художественного образа, значение и смысл которого шире «материала», использованного в произведении. Исследование биографии писателя мы понимаем как необходимую научную стратегию для понимания его творчества.

Литературная биография — это описание важнейших событий жизни реального человека, представляющих интерес для истории и культуры. В биографии писателя, на наш взгляд, наиболее ярко отражается тип творческой личности в контексте исторической эпохи. Художник сло-

ва является своего рода персонажем эпохи, социальная и духовная жизнь которой отражается в его судьбе, вот почему через посредство биографии можно воссоздать эпоху, историческую среду.

Изучение литературного наследия талантливого бурятского писателя, классика бурятской литературы ХХ в. Чимита Цыдендамбаева, которому в 2015 г. исполнилось 97 лет со дня рождения, в полной мере невозможно без обращения к фактам его биографии. Несмотря на то, что о творчестве писателя написано немало, биографические сведения о нем скупы и отрывочны.

Жизненный и творческий путь Ч. Цыдендам-баева может быть представлен следующими этапами внутреннего развития личности писателя: детство (1918-1926), школьные годы (1926— 1937), работа в радиокомитете и редакции газеты «Буряад-Монголой унэн» (1938—1977), раннее творчество (1940—1950), период расцвета

(1950-1970), последние годы (1970-1977).

По паспорту Чимит-Доржо Цыдендамбаевич Цыдендамбаев родился 13 февраля 1918 г. в улусе Тарбагатай Хоринского аймака (с 1985 г. Тарбагатай относится к Заиграевскому району) в семье Бандю Убаши. Настоящее имя отца — Цыдендамба, однако на родине его звали Убаши. Сам Ч. Цыдендамбаев говорил, что один год был ошибочно засчитан при записи. На самом деле он родился в 1919 г. Это было частым явлением в те годы, когда в паспорт вносили данные со слов родственников месяц и год рождения, не обязательно совпадающие с настоящей датой рождения.

Для бурят, как известно, очень важно знать своих предков, свой род. Ч. Цыдендамбаев знал свою родословную до седьмого колена и, как всякий бурят, чрезвычайно этим гордился. Более того, в его творчестве, в романах о Доржи Бан-зарове, в повестях идея рода является сквозным мотивом. В самом названии дилогии «Доржи, сын Банзара» актуализируется тема рода героя. Ч. Цыдендамбаев принадлежал роду худай — одному из 11 родов хоринских бурят. Его предки, начиная с XVIII в., кочевали по долине реки Худан. Самый первый известный предок Ч. Цы-дендамбаева — Ухинхэн, его сыном был Мунхо, у Мунхо — сын Елохто, у Елохто — сын Тулеехэн, который переехал в поисках лучших пастбищ с долины реки Худан в местность нынешнего с. Тарбагатай Заиграевского района. У Тулеехэна было двое сыновей — Бадан и Бата. Бадан и является прямым предком Чимит-Доржо Цыдендамбаева. Сын Бадана Лэмпэ имел двух сыновей - Жамбала (Хурьгадай) и Дари, дочь Балму (Бойнзон). Балма — родная мать другого классика бурятской литературы, Героя Социалистического труда Цокто Номтоева. Сын Жамбала — Цыдендамба (Бандю Убаша) женился на Нимаевой Ади, у них родились дочь Дарима и сыновья Шоймпол (впоследствии известный учитель) и Чимит-Доржо. Мать Ади умерла от болезни, когда Чимит-Доржо было всего 5 лет. Отец женился второй раз на женщине Чимит, родом из Кижинги. Чимит родила в 1924 г. дочь Ринчин-Ханду и в 1929 г. сына Цырен-Доржо. Таким образом, Чимит Цыдендамбаев — один из пятерых детей Цыдендамбы.

Детские годы будущий писатель провел в родном улусе Тарбагатай. После смерти матери, рождения сводных брата и сестры ему явно не хватало внимания. Познал с детства тяжелый физический труд, голод и холод. Мачеха была суровой женщиной, особо не баловала детей от первого брака. Чимита воспитывала бабушка.

Несмотря на то, что она была слепой, у нее был хороший слух: различая внуков по голосам, называла всех по именам. Бабушка обожала внука Чимита, жалела и очень баловала его, что стало одним из источников его самомнения: писатель рано осознал таившуюся в нем силу.

Именно с образом бабушки, с ее любовью к мальчику, которой она окружила его, ее рассказами и поучениями связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. В романе «Доржи, сын Банзара» Ч. Цыдендамбаев восторженно живописует образ слепой бабушки Тобшой, которую, на наш взгляд, он срисовывает со своей любимой бабушки.

Другим источником сильных переживаний мальчика была ранняя смерть матери, отсутствие заботы и должного внимания со стороны мачехи. Об этом весьма красноречиво говорят его строки стихов: «Эхэ эсэгэеэ мэдэхэгYй / Yншэн хоокон ябахадамни, / Хараха тукалха хэншье Yгы / Хашалангай гансал далай Нэп. / Уйтай гашуудалаар Yнгэрhэн / Урда сагые Нанахадамни, / Сээжэ ЗYрхэмни доНолжо, / Сэдьхэл ЗYрхэмни Yбдэдэг» [7, с. 12] (Когда сиротой бродил по свету, / Не зная отца и матери / Я знал одни лишь притеснения и нужду / и мне некому было помочь. / Когда я вспоминаю свое прошлое / То сердце наполняется горечью обид) (здесь и далее подстрочный перевод наш. — Л.Х.). Отец Чимита Бандю, по рассказам земляков, был человек добродушный и безобидный, с большим чувством юмора. Он полностью полагался на молодую жену и на детей особого внимания не обращал.

Несмотря ни на что, будущий писатель не очерствел душой, по-доброму относился к людям, особенно любил шутки и смех. Современники отмечали в его характере особую ранимость и обидчивость, которые можно, наверное, объяснить тяжелым детством, лишенным материнской ласки и заботы.

В статье «Мое Забайкалье» Я. Липкович, журналист «Правды Бурятии», который сейчас проживает в Кливленде (США), вспоминает встречу с Ч. Цыдендамбаевым дома у писателя М. Степанова: «Когда мы сидели за столом, в комнату ввалился Чимит Цыдендамбаев — высокий, нескладный, с растерянной улыбкой. У него был очень комичный вид, особенно из-за помятой модной шляпы.

— Чимитище, давай садись! — стал приглашать его Степанов. Цыдендамбаев произвел на меня странное впечатление. Он ни минуты не сидел на месте, жестикулировал. И говорил несвязно, глотая слова и окончания фраз. Но Сте-

панов понимал его хорошо. И относился к нему, как к большому ребенку, с открытой и ласковой насмешливостью:

— Чимитище ты мой, Бурятище, Азиатище!

И в самом деле, в Цыдендамбаеве было столько детского, открытого, незащищенного, что, хочешь не хочешь, умиляешься им. Хорошо еще, что Мих Ник предупредил меня, что его приятель крайне обидчив» [3].

Действительно, Ч. Цыдендамбаев удивительным образом сочетал в себе и детскую открытость, чистоту, и глубокую мудрость взрослого человека, проникновенный лиризм и добродушный смех. По сути, он оставался большим ребенком, нуждавшимся в постоянном внимании к нему, к его творчеству.

Жизнь в бурятском улусе до школы и после, в каникулы, шла в обстановке бурятского быта тех лет. Именно эти впечатления послужили основой для многих рассказов и повестей Ч. Цы-дендамбаева, его исторических и этнографических интересов. Впоследствии, живя в Улан-Удэ, писатель постоянно обращался к землякам, когда ему требовались новые бытовые подробности для произведений. По воспоминаниям вдовы писателя Д. Батожабая Лхамасу Батуевны в книге Г. Раднаевой «Жизнь, ставшая легендой, «младшие брат и сестра (Ринчин-Ханда и Цы-рен-Доржо) звали Чимита Дундаем... Тарбага-тайские дети очень ждали приезда Чимита-Доржо на каникулы. Он доставлял нам огромную радость, рассказывая сказки, некоторые из которых придумывал сам. Приходя из школы, он приносил нам в подарок то рисунок, то еще что-нибудь. Он очень красиво рисовал. Когда мы впоследствии учились в Кижингинской школе, в кабинете директора долго висел портрет В. И. Ленина, написанный Чимитом Цыдендамбае-вым» [5, с. 37].

Старший брат будущего писателя Шоймпол Цыдендамбаевич работал учителем в Орот-Тарбагатайской начальной школе. Он научил Чимита старомонгольской грамоте и преподал первые уроки жизни. Также Чимита учили его земляки, талантливые учителя Содномдагба Бу-дажабон, Аюржана Молонов, Гармажап Миты-пов и другие. Поэтическое дарование Ч. Цыден-дамбаева проявилось довольно рано. По свидетельству старейшей учительницы Бурятии С. М. Амагаевой, учась в третьем классе, Чимит публиковал свои первые стихи в стенной газете школы и читал их со сцены на общешкольных мероприятиях.

После окончания Орот-Тарбагатайской начальной школы Ч. Цыдендамбаев учился в Ки-

жингинской школе, где преподавали известный учитель бурятского языка и литературы Намса-раев Надмит Намсараевич и поэт Базарон Бато Базарович. Это были выдающиеся учителя — энтузиасты своего дела, благодаря их активной деятельности в школе был создан «Литературный уголок», работал кружок бурятского языка. Они учили детей художественному чтению, фольклору, бурятской письменности, литературному творчеству. Именно там будущий поэт и писатель Ч. Цыдендамбаев всерьез увлекся поэзией. С начала 1930-х гг. в школе выходила стенная газета «Песня сердца». В ней-то и были обнародованы поэтические опыты, принесшие будущему писателю общешкольную известность. Он не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью и готовился к экзаменам всего за несколько дней. Впоследствии недостатки школы он восполнял самообразованием.

Окончив школу, Ч. Цыдендамбаев какое-то время работал в Кижинге в клубе колхоза «Ле-нинэй зам» (Путь Ленина). Об этом периоде жизни писателя известно мало. Хотя вот какие сведения можно найти в книге воспоминаний Лхамасу Батожабай: «Зимой 1937 года его (Ч. Цыдендамбаева) брат Шоймпол Цыдендам-баевич стал завучем Хоринской школы. В то тяжелое время наш Чимит-Доржо работал руководителем Кижингинского клуба, женился на землячке Митыповой Рыгземе Цыреновне, которая, окончив 10 классов, работала в школе пионервожатой. Они семьей часто приходили к нам в общежитие, чтобы помочь. Чимит-Доржо до позднего вечера читал нам стихи из своей толстой тетради» [5, с. 38].

Как утверждают земляки-тарбагатайцы, в ро-дове у Ч. Цыдендамбаева было много талантливых людей. О его предке старике Дари ходили легенды, что он был острым на язык, сочинял шуточные стихи и поговорки. Младший брат писателя Цырен-Доржо стал известным художником, кузнецом-дарханом, был награжден медалью ВДНХ, стал дипломантом всероссийского конкурса, но, к сожалению, рано ушел из жизни. Племянник Ч. Цыдендамбаева, сын сестры отца Цокто Номтоев стал Народным писателем Бурятии, Героем Социалистического труда. Он посвятил памяти своего дяди Ч. Цыдендамбаева проникновенные лирические строки: «Тохорюу-най унэр бYлэ соо / Томоотой нэгэн илгаржа, / Хоёр ута XYлвврвв / Холо холо алхалан / Ута XYЗYYгээ Yлыжэ / Огторгой шэртэн жэргэбэ...» [1, с. 9] (Из большой стаи журавлей / Отделился один. / Своими длинными ногами / Далеко он

шагнул, очень далеко. / Гордо вытянув свою шею / Он устремился на небо, в вечность...).

Первая публикация в 1937 г. стихотворений «Санаша басагадта» (Девушкам-лыжницам), «Ордженикидзэдэ» (Ордженикидзе) и других в газете «Буряад-Монголой Yнэн» определила его жизненный путь.

В конце 1930-х гг. Ч. Цыдендамбаев приезжает в Улан-Удэ, входит в среду писателей, работает в радиокомитете, в редакции республиканской газеты, на страницах которой теперь часто печатаются его стихи. С Улан-Удэ связана вся последующая жизнь Ч. Цыдендамбаева. Это было время первых пятилеток, трудового пафоса и энтузиазма. В поэзии оно отразилось, наряду с искренними, идущими из души стихами, во множестве риторических, декларативных, лозунговых произведений, которые сейчас давно и безвозвратно ушли в прошлое. Первый сборник стихов Ч. Цыдендамбаева «Эхэ оронойм YДэрнYYД» (Дни моей Родины) вышел в 1940 г., где он заявил о себе как о поэте глубоко лирическом, тяготеющем к мягким, задушевным интонациям. Вошедшие в сборник стихи «Сахариг» (Колесо), «Сэсэгхэн» (Цветочек), «Тарбагатай-да» (В Тарбагатайе) пронизаны народным мировосприятием, мудростью, им чужды напыщенность и декларативность. А такие стихотворения, как «Баяртай» (До свидания), «Гансал мYшэхэн» (Одна звезда), <^дэшын гуниг» (Вечерняя грусть), которые пережили свое время и своими чувствами, мыслями и настроениями близки сегодняшнему читателю, были непривычны для бурятской поэзии тех лет.

В годы Великой Отечественной войны Ч. Цыдендамбаев ясно определился как поэт с лирическим видением мира. В 1943 г. выходит вторая книга стихов поэта «Илалтын замаар» (По пути победы), в которую вошли лирические стихотворения «Геройн эхэ» (Мать героя), «Эсэ-гэ» (Отец), «Бусажа ерэтэршни хYлеэхэб» (Буду ждать твоего возвращения) и другие, представляющие собой эмоциональные рассказы лирического героя о своих переживаниях, мыслях и чувствах в связи с уходом на фронт близких людей, о горе матери, связанное с гибелью сына на фронте, о тяжелой жизни в тылу.

Несмотря на критические выпады и обвинения автору в однообразии идейно-тематических мотивов, среди многочисленных стихотворений военной поры стихи Ч. Цыдендамбаева выделяются эпическим размахом, объективированным выражением внутреннего мира человека благодаря реалистическим образам современности. Уже в 1945 г. выходит первая поэма Ч. Цыден-

дамбаева «Гвардеец». Среди поэм, созданных писателями Бурятии в годы войны: «Эхын юреелеер» (По благословению матери), «Дурбэн жэл» (Четыре года) Ж. Тумунова, «Чудска нуурай сууряан» (Эхо Чудского озера), «Павел Балтахинов» Ц. Галсанова, «Дуудэй баа-тар» (Богатырь Дуудэй), «Ангуушанай хYбYYн» (Сын охотника) Х. Намсараева, поэма Ч. Цы-дендамбаева отличается необычной композицией. Она написана в эпистолярной форме и представляет переписку главных героев: Цырена, воюющего на фронте, и Хандамы, его возлюбленной, остающейся в родном улусе. «Эпистолярная форма, которую избрал поэт, таит в себе широкие художественные возможности: повествование о настоящем (фронтовые и тыловые будни) перекликается с воспоминаниями (события до войны), рассказ о том, что происходит, — с лирическими отступлениями» [6, с. 7], что обусловило широту раскрытия темы, многоплановость самого повествования, позволило передать напряженность переживаний героев.

В послевоенные годы Ч. Цыдендамбаев работал литературным сотрудником газеты «Буряад-Монголой Yнэн», а с 1947 г. целиком отдается литературной деятельности. Во многих стихотворениях 1940-1950-х гг. Ч. Цыдендамбаева отчетливо ощущается связь с принципами фольклорной типизации, в них философское постижение идет через глубоко лиричное осмысление, казалось бы, простых, но очень важных истин. Поэтические миниатюры сборника «Бу-ряадай угалзанууд» (Бурятские узоры) (1957), как писал литературовед В. Ц. Найдаков, «в чеканной форме воплотили народный опыт, народную мудрость, радость постижения человеком красоты и многообразия мира» [4, с. 112]. Прослеживая эволюцию жанровой системы поэзии Ч. Цыдендамбаева (от лирических стихов к лиро-эпической поэме), нетрудно заметить все большее тяготение художника к эпическому охвату жизненного материала, например, в поэмах «Гвардеец», «Соном Гармаев».

1950-1960-е гг. можно назвать временем расцвета писательского таланта, творческого накала его деятельности. Ч. Цыдендамбаев работал очень плодотворно. Одновременно с созданием стихотворных произведений с конца 1940-х гг. Ч. Цыдендамбаев начинает активно писать прозу. Первым прозаическим произведением уже известного, популярного поэта была повесть для детей «Чернильница Банзарова» (1948). Именно с этой повестью в его творчество вошла большая тема о жизни и деятельности первого бурятского ученого Доржи Банзарова. Важно отметить, что

Ч. Цыдендамбаев, наряду с интересом к современной жизни, тщательно изучал историю. Он собирался создать ряд произведений на историческую тему, но, к сожалению, успел написать только дилогию о Доржи Банзарове, впоследствии ставшей главной книгой в его творчестве. По словам друга его семьи, в его квартире на полках книжных стеллажей находились книги С. Ю. Витте, В. Н. Коковцева и других исторических деятелей, которые были сплошь в закладках. В библиотеке хранились тома Пушкина, Лермонтова, Крылова, Некрасова, Маяковского и других поэтов и писателей.

Ч. Цыдендамбаев задумал написать трилогию о Банзарове, и об этих его грандиозных планах знали друзья и коллеги. Сам он неоднократно признавался, что пишет трилогию. К сожалению, третья часть так и не была завершена.

Исторический роман-дилогия о первом бурятском ученом-ориенталисте Доржи Банзарове «Банзарай хубуун Доржо» (Доржи, сын Банзара) (1952), «Турэл нютагЬаа холо» (Вдали от родных степей) (1958) был создан в пору активного становления жанра романа в бурятской литературе, в сущности, представляет собой первый в бурятской литературе образец биографического романа. Когда роман только готовился к публикации, в январе 1952 г. состоялся пленум обкома партии по инициативе тогдашнего редактора журнала «Байкал» М. Хамаганова и первого секретаря ВКП(б) А. Кудрявцева, на котором прошло обсуждение рукописи романа. На пленуме новое произведение Ч. Цыдендамбаева было названо буржуазно-националистическим, идеологически вредным и запрещено к изданию. Известный фольклорист, литературовед М. Аза-довский выступил с резкой критикой этого постановления в статье на страницах газеты «Восточно-Сибирская правда», чем способствовал скорейшей публикации романа на русском языке в г. Иркутске. Вскоре обком партии был вынужден отменить свое решение и роман был опубликован в Улан-Удэ в 1953 г.

Ч. Цыдендамбаев в своей творческой биографии прошел весьма своеобразный путь — «от лирики к эпической прозе, к историческому роману, а затем от него к лирико-субъективному повествованию в жанре новеллы» [2, с. 121]. К тому же он никогда не переставал писать стихи. Земляки Ч. Цыдендамбаева называют его великим писателем, и друзья-писатели считали, что он обладал настоящим талантом. Мы уже упоминали эмоционально-любовные слова Михаила Степанова («Чимитище! Талантище! Буряти-ще!»), который переводил произведения писате-

ля на русский язык и ценил его могучий, всесторонний, неугомонный творческий дар, его глубокую национальную основу.

Жанр рассказа в творчестве Ч. Цыдендамбае-ва занимает особое место. Его рассказы издавались отдельными книгами на бурятском языке «Шэнэ байшан» (Новый дом) (1956), «Рассказу-уд» (Рассказы) (1956), «Турэл нютаг» (Родной улус) (1960), «Улаан сэсэг» (Красный цветок) (1964), на русском языке «Ливень в степи» (1962), «Бурятские узоры» (1970), «Охапка степных цветов» (1981), повестями «Бурятка» (1961), «Год начинается с весны» (1977). Многие рассказы Ч. Цыдендамбаева написаны от первого лица, что уже выделяет их из основной массы рассказов писателя. Сюжеты этих рассказов, действительно, отличаются житейской простотой, невыдуманностью, биографичностью, да и не сюжеты это по большому счету, а, скорее, авторские наблюдения и раздумья над жизнью.

Параллельно с работой над третьей частью трилогии о Доржи Банзарове Ч. Цыдендамбаев написал произведение в совершенно редком, точнее, вовсе отсутствующем в литературе Бурятии — сатирический роман в новеллах «Охотники за голубыми гусями» (1966), рукопись которого была подарена отцу.

Ч. Цыдендамбаев не только выступал в печати с публицистическими и критическими статьями о литературе, но и участвовал в обсуждениях новых книг на писательских семинарах, конференциях, встречах с поэтами и писателями. В советские годы, особенно в 1950—1970-е гг., в Улан-Удэ часто проводились разного рода мероприятия, посвященные литературе и искусству. Частыми гостями нашей республики были маститые поэты и писатели, ученые не только из Москвы и Ленинграда, но и многих городов бывшего Советского Союза — Средней Азии, Прибалтики, Закавказья, приезжали и зарубежные писатели. Это была учеба, обмен опытом, знакомство, сотрудничество. Проводились недели, декады бурятской литературы в районах республики, соседних областей, а также в Монголии. В свою очередь, в Улан-Удэ проходили Дни латышской литературы (1962 г.), монгольской литературы (1964 г.), Дни украинской литературы (1974 г.), выездные заседания Союза писателей РСФСР и СССР. Действительно, литературная жизнь в те годы в Бурятии била ключом. В 1954 г. состоялся Второй Всесоюзный съезд советских писателей, на котором от республики участвовали Х. Намсараев, Н. Балдано и Ч. Цыдендамбаев.

Ч. Цыдендамбаев был прекрасным знатоком

бурятского языка, устного народного творчества, все свои произведения писал на родном языке. На русский язык его переводили М. Степанов, Л. Парфенов. Широкой известности своих произведений писатель обязан именно переводам на русский язык М. Степанова, талантливо -го журналиста и писателя, его близкого друга. Многие произведения Ч. Цыдендамбаева переведены на языки народов бывшего СССР. На русском языке произведения Ч. Цыдендамбаева печатались на страницах республиканских и всесоюзных газет и журналов, в центральной печати и заслуженно пользовались успехом у читателей.

Сам писатель тоже занимался переводческой деятельностью, в частности, перевел на бурятский язык «Слово о полку Игореве», стихотворения и поэмы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, В.В. Маяковского, басни И.А. Крылова. За большие заслуги в творческой деятельности в 1959 г. во время Декады бурятского искусства и литературы в Москве писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Ч. Цыдендамбаев был членом Союза писателей СССР, Народным поэтом Бурятии.

По свидетельствам его земляков и родственников (Д. Дагбаева, Л. Батожабай), Ч. Цыден-дамбаев был честным, прямым человеком, всегда смело выступал против всякого проявления фальши и лжи и оставался таким до конца своей жизни. Иногда его категоричность, обостренное чувство справедливости закрывали ему дорогу в карьере. В книге, посвященной Ч. Цыдендам-баеву, Д. Дагбаев вспоминает случай, как однажды писатель, побывав на колхозном собрании

по выдвижению кандидата в Верховный Совет СССР, был возмущен формальностью процедуры и написал язвительное стихотворение, за которое был исключен из Союза писателей республики. Вскоре по ходатайству московских коллег он был в нем восстановлен.

Ч. Цыдендамбаев был женат на Валентине Тимофеевне Гусевой, она была родом из Томска. Их сын Баир стал художником, рано умер. Валентина Тимофеевна умерла через несколько дней после смерти сына. По воспоминаниям современников, семье жилось трудно, жена писателя не всегда понимала и поддерживала мужа, были частые конфликты, которые приводили к долгим размолвкам между супругами. Хотя у Ч. Цыдендамбаевых была в городе квартира, семья почти все свое время проводила на Верхней Березовке (бурятское Переделкино), где находились писательские дачи. Архивы, книги, документы попали в руки брата Валентины, и дальнейшая судьба их неизвестна. Чемодан книг и рукописей был передан в Литературный музей. К сожалению, музея уже нет, и эти материалы сегодня сложно найти.

После тяжелой болезни Ч. Цыдендамбаев скончался 9 декабря 1977 г. До самых последних дней писатель повторял: «. нет большего счастья для пишущего, чем то, которое приходит, если его труд приносит пользу, если он близок и понятен его друзьям, если он хоть на короткое время становится необходимым, как пища.». Заверение писателя оправдалось. История определила за ним особое, высокое место в истории бурятской литературы.

Литература

1. Дагбаев Д.Д. ТYрэл дайда Тарбагатай нютагИаа уран бэлигээр соробхилон ерэИэн Чимит Цыдендамбаев. — Улаан-Yдэ: Буряад унэн, 2002. — 40 н.

2. Имихелова С.С. Своеобразие субъективных повествовательных форм в бурятской прозе 1970-х гг. // Вестник Бурят. гос. ун-та. Сер. Филология. — 1997. — Вып. 1. — C.119-128.

3. Липкович Я. Мое Забайкалье // Русско-американский журнал «Вестник». 2000, 21 нояб., № 24 (257) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.vestnik.com/issues/2000/1121/win/ lipkovich.htm

4. Найдаков В. Ц. Чимит Цыдендамбаев // Современные писатели Бурятии. — Улан-Удэ, 1969. — 183 р.

5. Раднаева Г. Ж. Жизнь, ставшая легендой = Домог боло^н ажабайдалай эрьюулгэ: в 2 ч. — Улан-Удэ: Нова Принт, 2012. — Ч. I. — 464 р.

6. Халхарова Л. Ц. Художественный мир прозы Ч. Цыдендамбаева. — Улан-Батор, 2013. — 140 p.

7. Цыдендамбаев Ч. Эхэ оронойм YДэрнYYД: шулэгууд. — Улаан-Удэ: Буряад-Монголой номой хэблэл, 1940. — 72 н.

References

1. Dagbaev D. D. Турэл дайда Тарбагатай нютагhаа уран бэлигээр соробхилон ерэhэн Chimit Tsydendambaev. Ulan-Ude: Buryaad Unen, 2002. 40 n. (Buryat).

2. Imikhelova S. S. Svoeobrazie sub'ektivnykh povestvovatel'nykh form v buryatskoj proze 1970-kh gg. [The originality of subjective narrative forms in the Buryat prose of the 1970s.]. VestnikBuryat. gos. universiteta. Ser. Filologiya — Bulletin of Buryat State University. Philology series. 1997. V. 1. Pp. 119-128.

3. Lipkovich Ya. Moe Zabaikal'e [My For-Baikal]. Russko-amerikanskij zhurnal «Vestnik» — Russian-American magazine "Herald". 2000. November 21. No. 24 (257). Available at: http://www.vestnik.com/issues/2000/1121/win/lipkovich.htm

4. Naidakov V. Ts. Chimit Tsydendambaev. Sovremennye pisateli Buryatii — Contemporary writers of Buryatia. Ulan-Ude, 1969. 183 p.

5. Radnaeva G. Zh. Zhizn', stavshaya legendoi: v 2-h ch. Ch. I [Life which became a legend: in two parts. Part 1]. Ulan-Ude: Nova Print, 2012. 464 p.

6. Halharova L. C. Hudozhestvennyj mirprozy Ch. Tsydendambaeva [The artistic world of Ch. Tsydendambaev's prose]. Ulan-Bator, 2013. 140 p.

7. Tsydendambaev Ch. Эхэ оронойм YДэрнYYД: шулэгууд. Улаан^дэ: Буряад-Монголой номой хэблэл, 1940. 72 n. (Buryat).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.