Научная статья на тему 'Туризм в России и Оренбуржье: исторический очерк'

Туризм в России и Оренбуржье: исторический очерк Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
389
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туризм в России и Оренбуржье: исторический очерк»

Автономия личности - 2010 - №1(1)

161

ТУРИЗМ В РОССИИ И ОРЕНБУРЖЬЕ: ИСТОРИЧЕСКИМ ОЧЕРК И.В. Карцева

Во все века туризм являлся важнейшей формой межкультурных контактов, эффективным средством взаимообогащения различных культур, способом развития и становления индустрии туризма. В настоящее время это - целый межотраслевой комплекс, который играет все более заметную роль в социально-экономической системе мира.

История туризма - это наука, изучающая путешествия (походы и экскурсии), начиная от самых простых, в глубокой древности, и до настоящего времени. Развитие туризма привело к тому, что в некоторых районах индустрия туризма стала отраслью, которая оказывает влияние на другие сферы народного хозяйства. На сегодняшний день путешествие с целями туризма становится неотъемлемой частью жизни людей, оно уже охватило все страны земного шара. Все это влияет на развитие экономических, культурных и других форм международных отношений.

Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе, в воспитании подрастающего поколения. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение.

Туризм - исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.

Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

Туризм предоставляет широкие возможности для изучения прошлого и настоящего России. Занятия этим видом спорта приучают учащихся к длительным физическим напряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к туристическим походам способствуют внедрению этого ценного средства физического воспитания в быт учащихся.

Первые путешествия, совершаемые в основном с познавательными и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, знакомству с достижениями культуры разных народов.

В XIX в. получили распространение горные восхождения, пешие прогулки и походы. Повышенное внимание к туризму, стремление к путешествию, организация научных и профессиональных обществ - всё это послужило основой для объединения любителей туризма в различные специализированные организации.

Первые туристские организации возникли на Кавказе. В 1877 г. при Кавказском обществе естествознания впервые в России возник альпийский клуб.

Период с 1917 по 1930 гг. характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции возникали первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворять их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины. По мере возрастания интереса населения к туризму и экскурсиям встал вопрос о подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные станции стали готовить экскурсоводов групп и так называемых организаторов туризма.

Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма.

162

Рекреация, туризм и окружающая среда

В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность была прекращена; материально-техническая база подверглась разграблению и разрушению.

В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о возобновлении деятельности Туристско-экскурсионного управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и др. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма. С каждым годом росло число туристских учреждений. В это время широкое распространение получил спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм.

С 1960-х годов получил распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов.

Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным.

Развитие туризма в период с 1970 по 1990 гг. происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.

Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.

В период 1980 - 1992 гг. постепенно росла материально-техническая база лечебнооздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания - семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

Период с 1990 годов развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Особенности переходного периода: переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев); формирование туристского рынка на основе новых законов; использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях; изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.); невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха); возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий; рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

Автономия личности - 2010 - №1(1)

163

Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса:

1. Распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;

2. Создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

3. Модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания). Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами: новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР); упрощение порядка выезда; расширение внешних деловых контактов; увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами; доступность цен на выездные туры; большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах). Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.); познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.); экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

- нестабильность внутренней политики;

- несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);

- несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;

- завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;

- несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;

- недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;

- отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

Однако в последние годы (2000-е гг.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места; улучшается качество обслуживания; развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в

164

Рекреация, туризм и окружающая среда

различные лагеря (от палаточных до комфортабельных)); разрабатываются новые маршруты туров.

Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории становления международного туризма можно выделить следующие этапы:

- первый этап (до 90-х гг. XIX), характеризующийся развитием туризма в следующих направлениях: путешествия с торговыми, политическими, познавательными и религиозными целями; паломнические путешествия; поездки с целью лечения и оздоровления; образование первых туристских организаций, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор;

- второй (1890 - 1917 гг.), характеризующийся познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс населения с помощью экскурсий и путешествий;

- третий (1917 - 1930 гг.), характеризующийся создание мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности; формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления; создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы, транспортная сеть; формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции; появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ;

- четвертый (1930 - 1970 гг.), характеризующийся создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря); лимитирование внешнего (выездного) туризма;

- пятый (1970 - 1990 гг.), характеризующийся развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования; распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение); создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов; создание научной основы изучения туризма;

- шестой этап (с 1990 годов), характеризующийся переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Развитие туризма в Оренбургской области шло вслед за его развитием в центральных районах России, но с задержкой по времени. Это объясняется не только территориальными расположением, но и многими другими факторами. И прежде всего это фактор урбанизации. Оренбургская область аграрная, и до 50-х годов сельское население превышало по численности городское. В 1950-е годы в области начался период роста городов и городского населения, и в то же время начал бурно развиваться туризм.

Путешествия по оренбургскому краю издавна совершали местные жители, населявшие территорию области, а также путешественники, чьи экспедиции уходят в далекое прошлое. Еще в XVIII веке в наших местах жил и путешествовал Эверсманн.

С 70-х годов XIX века в оренбургской губернии сформировалось понятие «Краеведение». Возникли первые краеведческие общества: Оренбургский отдел Императорского Русского географического общества (1867 г.) и Оренбургская ученая архивная комиссия (1887 г.).

Первое упоминание о туризме в оренбургской губернии мы находим в статье М. Петро-павлова в журнале «Вестник просвещения» № 4 за 1928 год. Автор показывает преимущества оренбургской области перед центральными регионами для занятий туризмом и описывает маршруты, по которым рекомендует ходить жителям области, к примеру, комбинированный горно-речной поход по Южному Уралу через высшие его точки г. Большой Яман - Тау, Большой Иремель, по реке Белой с заходом в Капову пещеру и далее по р. Белой и Сакмаре спуститься на лодке до г. Оренбурга.

В 30-е гг. в оренбургской области, как и по всей стране, начали работать туристические секции на заводах и фабриках, в учебных заведениях.

Автономия личности - 2010 - №1(1)

165

С довоенных лет Оренбургский педагогический институт, будучи центром культурной и общественной жизни города, большое внимание уделяет географии области. Научные и учебные экспедиции со студентами несли в себе и опыт быта в полевых условиях, совершенствовали туристическое снаряжение, и пробуждали интерес к путешествиям по области.

Туристская секция и научные экспедиции ОГПИ также содействовали подготовке туристских организаторов из студентов, которые после выпуска, работая учителями, сыграли ведущую роль в развитии школьного туризма области.

С целью объединить и целенаправить школьный туризм в 1954 году в г. Оренбурге была создана областная детская экскурсионно-туристская станция, ныне областной Центр детскоюношеского туризма и краеведения (ОЦДЮТурК). Этот Центр с 1959 года проводит областные слеты юных туристов, а с 1966 года - областные турслеты учителей.

С 90-х годов туризм и краеведение в ОЦДЮТурК разъединились по отделам, и каждое течение пошло по своему руслу, помогая друг другу. Слеты для взрослых стали проводиться с 1959 года и до распада СССР. С 1996 года практика проведения турслетов возобновлена.

В г.Оренбурге в 1965 г. был создан областной совет по туризму и экскурсиям, при котором создавались городские и районные турклубы и сеть клубов и секций, охватившая все предприятия и учебные заведения области. Клубы являлись консультационнометодическими центрами туризма, проводившими учебно-воспитательные и спортивномассовые мероприятия, но основной их задачей была организация и безопасное проведение походов.

Первый поход орчан в 1961 году проходил по маршруту: ст. Сара - Бурибай - с. Зилаир -г. Кувандык. В 1978 г. в Оренбурге появился первый мастер спорта по туризму - Фесенко А.П.

Областной клуб в конце 70-х годов стал проводить многодневные водные походы - ралли по рекам Зилаир-Сакмара. Исследуются пещеры Южного Урала.

Набранный за десятилетия уровень развития туризма в начале 90-х годов, как и во всей стране, рухнул. Лидеры движения, являясь социально активной прослойкой общества, быстро нашли свои ниши в различных областях деятельности, а часть из них перешла в систему дополнительного образования. Это сказалось на ежегодном увеличении туристскокраеведческих кружков.

В 1995 году была создана областная федерация спортивного туризма. С 1997 года создаются городские и районные федерации. При федерациях работают комиссии по видам туризма (пешеходный, лыжный, горный, водный, авто-мото, конный, парусный, велосипедный), также создана областная маршрутно-квалификационная комиссия.

Ежегодно проводятся 4-6 областных соревнований с детьми и подростками школьного возраста: турслеты детей из детских домов и школ-интернатов;

- областной турслет школьников, а также первенство по пешеходному тур. Многоборью «Подснежник»;

- первенство на имитационных дистанциях по пешеходному и вело туризму;

- лыжный турслет школьников;

- областные соревнования «Юный спасатель и школа выживания» и др.

Ежегодно 2-3 оренбургские группы участвуют в чемпионате России по спортивным походам, где неоднократно становились призерами.

Кроме департамента по физической культуре, спорту и туризму Оренбургской области и областной федерации спортивного туризма на территории области работают: областной центр детско-юношеского туризма и краеведения, 6 городских и районных центров и станций, относящихся к министерству образования оренбургской области. Туробъединения, секции и клубы созданы и при областных городских и районных центрах детского творчества, которые работают на базе не только центров, но и в общеобразовательных учреждениях.

166

Рекреация, туризм и окружающая среда

Литература

1. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.

2. Баталова Л.В. Из истории развития туризма // Социально - политическое развитие России: проблемы, поиски, решения. Сб. научных статей. Вып. 2. Ижевск, 1999. - 148 с.

3. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика. М., Финансы и статистика, 1998. -312с.

4. Курилова В.И Туризм. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.

5. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг М., Ось - 89 1998. - 320 с.

6. Спортивное Оренбуржье / под ред. Ф.И. Щелкова. - Новотроицк : Носта-Печать, 2007. - 288 с.

7. Туризм и спортивное ориентирование / Сост. Ганопольский В.И. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 240 с.

8. Шаповал Г. Д. История туризма. Минск., ИП, «Эноперспектива»-1999. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.