Научная статья на тему 'Системный подход к воспитанию личности средствами туристско-краеведческой деятельности (дошкольный, школьный этапы)'

Системный подход к воспитанию личности средствами туристско-краеведческой деятельности (дошкольный, школьный этапы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1870
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ТУРИЗМА / MEANS OF TOURISM / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ / CONDITIONS OF SOCIALIZATION / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOFTWARE AND METHODOLOGICAL SUPPORT / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION OF TOURIST LOCAL LORE / МОДЕЛЬ / MODEL / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаяхметова Галина Мчиславовна

Представлены результаты теоретических исследований автора по разработке комплексной воспитательной системы формирования личности дошкольника на основе использования средств туризма и краеведения. Раскрыты организационно-педагогические условия сопровождения системы непрерывного туристско-краеведческого образования. Показана апробированная модель системы воспитания дошкольников средствами туристско-краеведческой как форма социализации, воспитания здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System approach to education of individual by the means of local tourism studies (pre-school, school stages)

The results of theoretical research of the author in developing a comprehensive educational system of personality development of a pre-schooler on the base of tourism and regional studies. Revealed organizational pedagogical conditions of maintenance of continuous tourist local history education. Shown the tested model of education of preschool children means tourist and local history as a form of socialization and upbringing a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Системный подход к воспитанию личности средствами туристско-краеведческой деятельности (дошкольный, школьный этапы)»

РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА

УДК 372.3:38.030

Г. М. Шаяхметова

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ личности СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДОШКОЛЬНЫЙ, ШКОЛЬНЫЙ ЭТАПЫ)

Представлены результаты теоретических исследований автора по разработке комплексной воспитательной системы формирования личности дошкольника на основе использования средств туризма и краеведения. Раскрыты организационно-педагогические условия сопровождения системы непрерывного туристско-краеведческого образования. Показана апробированная модель системы воспитания дошкольников средствами туристско-краевед-ческой как форма социализации, воспитания здорового образа жизни.

The results of theoretical research of the author in developing a comprehensive educational system of personality development of a pre-schooler on the base of tourism and regional studies. Revealed organizational - pedagogical conditions of maintenance of continuous tourist local history education. Shown the tested model of education of preschool children means tourist and local history as a form of socialization and upbringing a healthy lifestyle.

Ключевые слова: средства туризма, воспитание, условия социализации, организационно-педагогические условия, программно-методическое сопровождение, система непрерывного туристско-краеведческого образования, модель, социализация личности.

Keywords: Means of tourism, education, conditions of socialization, organizational pedagogical conditions, software and methodological support, system of continuous education of tourist local lore, model, socialization.

Одними из главных приоритетов современного общества являются воспитание всесторонне развитой личности, усиление духовно-нравственного воспитания детей, создание условий для успешной социализации личности, развитие функциональной грамотности, воспитание здорового образа жизни, развитие студенческого, детско-юношеского спорта и туризма. Определены цели и

задачи воспитания, конструируются и моделируются различные технологии воспитательного процесса в целях обеспечения самоопределения личности, создания условий для самореализации, взаимодействия семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений. Подчеркивается особая значимость развития краеведения как основы воспитания у молодого поколения начиная с дошкольного возраста нового казахстанского патриотизма, воспитания гордости за свою страну и её достижения.

Туристско-краеведческая деятельность (далее - ТКД) является уникальной моделью воспитания личности. В процессе ТКД при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: патриотическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, интеллектуальное, формируются навыки исследовательской, поисковой деятельности, реализуются творческие способности, создаются благоприятные условия для самопознания, самореализации и социализации уже с раннего возраста. Специфичность туристско-кра-еведческой деятельности заключается в непосредственном «столкновении» ребенка с окружающей его природной и социальной средой, в условиях которого появляется возможность приобретения жизненно необходимых навыков, коммуникативной культуры, созидательного и творческого опыта, таким образом, ТКД имеет большие воспитательные возможности.

Широкие педагогические возможности ТКД привлекают как самих детей, так и их родителей, содействуют сплочению коллектива и вовлечению родительского контингента в педагогический процесс.

Детско-юношеский туризм, являясь активным видом туризма, а также уникальным средством воспитания, способствует:

• формированию всесторонне развитой и физически здоровой личности;

• приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни через общение с природой, как альтернатива наркотикам и вредным привычкам, воспитанию воли и духовности;

• практическому познанию родного края, знакомству с памятниками истории и культуры, с окружающей природой;

• организации активного досуга, летнего отдыха учащихся;

• формированию основ экологической культуры;

• привитию навыков трудовой, общественной деятельности, поисковой и исследовательской работы, профессиональной ориентации.

Предлагаемые нами теоретические и практические аспекты носят исследовательский характер и рассматриваются как педагогические основы, необходимые педагогам и воспитателям для осуществления системного подхода в воспитании личности ребенка в условиях туристско-краеведческой деятельности. Достоверность реализации предлагаемой модели обеспечена многолетней практико-ориентированной деятельностью автора и репрезентативностью полученных результатов.

Научно-методические аспекты системы непрерывного туристско-краеведческого образования

Современное образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочных стратегий «Казахстан-2030», «Казах-стан-2050», общей целью реформирования которых является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Этому способствует решение комплекса задач, выдвигаемых Главой государства в ежегодных Посланиях народу Казахстана, в статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда», для реализации которых намечены определенные действия в рамках развития образования, отмечена необходимость усиления духовно-нравственного воспитания детей, внедрения курсов краеведения и акмеологии, развития студенческого и детско-юношеского спорта и туризма, усиления воспитательного компонента, продвижения здорового образа жизни. В Законе Республики Казахстан «Об образовании», в «Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы», Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан отмечено, что духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Турист-ско-краеведческая деятельность была и остается на современном этапе уникальной моделью становления личности одновременно в трех параметрах: воспитание, обучение и развитие.

В Казахстане накоплен немалый опыт по развитию детско-юношеского туризма и краеведения. Различным аспектам тури-стско-краеведческой работы посвящены труды Т. К. Жиздыбаева,

Шынар Капан, В. П. Фомина, Г. Г. Невзорова, В. А. Терещук, Л. В. Сапожниковой, Ю. С. Накаткова. Однако педагоги организаций дошкольного, школьного и дополнительного образования ощущают существенный дефицит в программном, научно-методическом обеспечении ТКД.

Сегодня в целом мы не можем говорить об эффективности туристско-краеведческого образования из-за существующих проблем:

- недостаточного уровня сознания детей различного возраста понимания необходимости всестороннего развития личности и здорового образа жизни;

- недостаточного уровня туристско-педагогической подготовки учителей, педагогов дополнительного образования, участвующих в туристско-краеведческой деятельности;

- низкого процента массовости школьников столицы в мероприятиях ТКД;

- слабого программно-методического обеспечения процесса

ТКД.

Обозначенные факторы позволяют сделать вывод о необходимости решения выявленных проблем путём моделирования и системного подхода к их решению. Сложившееся в настоящее время противоречие между приоритетными задачами государственной политики в области образования (непрерывности образования, начиная с дошкольного, развития инфраструктуры для воспитания «здоровой нации», повышения воспитательного значения краеведения и др.), требованиями к уровню туристско-краеведческой и экологической культуры школьников, научно-методическому уровню учителя и недостаточным уровнем программного и методического обеспечения обусловило проблему выявления организационно-педагогических условий моделирования системы непрерывного туристско-краеведческого образования (далее - СНТКО), научно-методического обеспечения процесса формирования туристс-ко-краеведческих компетенций детей различного возраста, а также необходимости комплексного подхода к их реализации.

Решение вышеобозначенных проблем определило выбор темы педагогического опыта - «Системный подход к воспитанию личности средствами туристско-краеведческой деятельности».

Цель - обеспечение организационно-педагогических условий и программно-методическое сопровождение системы непрерывно-

го туристско-краеведческого образования на этапе воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Задачи:

- раскрыть сущность дошкольного и школьного туризма как социально-педагогического явления;

- выявить организационно-педагогические условия моделирования системы непрерывного туристско-краеведческого образования, обосновать значимость её реализации в воспитательном процессе организаций образования;

- разработать программно-методическое обеспечение СНТКО для формирования туристско-краеведческих компетенций детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- показать влияние комплексного подхода в воспитании всесторонне развитой личности ребенка в условиях туристско-крае-ведческой деятельности.

Объектом создания опыта является туристско-краеведческая деятельность детей дошкольного и школьного возраста.

Предмет исследования - воспитательный аспект становления всесторонне развитой личности.

Цель и предмет обусловили гипотезу: если учебно-воспитательный процесс дошкольных организаций, школ и организаций дополнительного образования будет организован в соответствии с педагогическими условиями реализации модели непрерывного ту-ристско-краеведческого образования, то это будет способствовать формированию всесторонне развитой, гармоничной, конкурентоспособной личности, востребованной в современном обществе, так как при этом повысится эффективность туристско-краеведческого образования школьников.

Ведущая идея заключается в системном подходе к воспитанию личности в условиях туристско-краеведческой деятельности в процессе дошкольного и школьного образования.

Методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической литературы и нормативной учебно-методической документации, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение за учебно-воспитательным процессом и личное преподавание, моделирование, анкетирование, беседы, частично-поисковый метод, отслеживание результатов.

Принципы исследования: комплексное использование общих педагогических принципов, научности, системности, доступ-

ности, наглядности, последовательности, преемственности, лично-стно-ориентированный подход обеспечивают реализацию принципа непрерывности процесса туристско-краеведческого образования, что является базовым приоритетом современного образовательного процесса.

База исследования: детский сад № 13, общеобразовательная школа № 19, Станция юных туристов г. Астаны.

Новизна: сделана попытка раскрыть сущность школьного туризма не только как средства для путешествий и активного отдыха, но и как социально-педагогического явления, выполняющего познавательную, образовательную, воспитательную и здоровьеукреп-ляющую функции в целостной ориентации личности учащегося и воспитании здорового образа жизни; на практике доказана возможность разработки и реализации туристской модели в системе дошкольного и школьного образования.

Практическая значимость опыта:

1) раскрыта сущность, и обоснована необходимость реализации модели системы непрерывного туристско-краеведческого образования в системе дошкольного и школьного образования;

2) выявлены организационно-педагогические условия, лежащие в основе модели «Система непрерывного туристско-краевед-ческого образования»;

3) для реализации модели разработано программное и методическое обеспечение:

• «Малый туризм» (дошкольный этап, начальное звено школы)

и методические рекомендации по реализации её модулей.

• Туристско-краеведческая модель базовой школы по туризму.

• Модель ТКД (3-этапная).

• Модель «Комплексный подход к воспитанию всесторонне развитой личности в условиях ТКД».

• Модель «Виды воспитания».

• Модель личности воспитанника Станции юных туристов.

• Методические рекомендации для педагогов по обучению в «Школе туристского мастерства».

• Методические рекомендации для педагогов по совместной работе с родителями на дошкольном и школьном этапах.

• Комплексы общей физической подготовки (ОФП) и общей туристской подготовки (ОТП) для дошкольников и младших школьников;

4) определены показатели по различным видам воспитания в системе дошкольного и школьного образования;

5) на основе показателей определена эффективность влияния системного и комплексного подходов к воспитанию на формирование туристско-краеведческих компетенций детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Компетентностный подход в образовании зародился в научно-публицистической литературе в конце 1980-х гг. На сегодняшний день существует многовариантность в определении терминов «компетентность», «компетенция», которые употребляются со смежными понятиями «профессионализм», «квалификация», «образованность» и др. Большинство исследователей придерживаются той точки зрения, что компетентность - это возможность не просто обладать знаниями, но скорее потенциально быть готовым решать задачи со знанием дела.

К существенным признакам компетенции относят уровень, определяемый комбинацией следующих критериев:

• уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений);

• диапазон и широта знаний и умений;

• способность выполнять специальные задания;

• способность рационально организовывать и планировать свою работу;

• способность использовать знания в нестандартных ситуациях (функциональная грамотность).

Компетенция - это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту, времени; способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями.

Туристско-краеведческие компетенции - это параметр социального опыта личности, определяющий туристско-краеведчес-кие знания, умения и навыки в соответствии с временем, местом, окружающим социумом. Формирование туристско-краеведческих компетенций младшего поколения детей предусматривает приобретение навыков поведения и выживания в природе, развитие личностных качеств (коммуникабельности, лидерских, волевых качеств), мотивирует к самореализации, самопознанию, сотрудничеству, здоровому образу жизни.

Туристско-краеведческая деятельность представляет собой педагогическую систему, при проектировании которой была разработана модель системы непрерывного туристско-краеведческого образования.

Модель СНТКО представляет собой систему взаимосвязанных элементов, направленную на обеспечение главной цели непрерывного туристско-краеведческого образования - формирование гармоничной личности и здорового образа жизни.

СНТКО состоит из четырёх основных ступеней обучения: детский сад, школьное образование, дополнительное образование и вузы, ПТШ.

Для каждой ступени определены цели и задачи по трём параметрам: обучения, воспитания и развития.

Детский сад является начальной ступенью в системе непрерывного туристско-краеведческого образования. Основными задачами в области дошкольного воспитания являются:

- охрана и укрепление здоровья детей;

- умственное развитие, физическое, нравственное, эстетическое, экологическое, экономическое, трудовое воспитание;

- усиление роли семьи в воспитании детей.

В этот период у детей закладываются стартовые туристские навыки, основы экологической культуры, они получают первоначальные сведения о родном крае, первоначальные понятия о здоровом образе жизни.

Основными задачами современного этапа развития школьного образования являются:

• образование для всех - ориентация образовательных программ на высококачественное обучение, воспитание и развитие всех детей;

• развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни;

• воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу, казахстанскому патриотизму;

• формирование личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные и мировые достижения во всех сферах жизни.

На школьном этапе обучения ребята проходят начальную и среднюю туристскую подготовку, обучаются культуре поведения на природе, приобретают навыки краеведения, исследовательского поиска и научного проектирования, приобщаются к здоровому образу жизни, получают комплексное воспитание, предпрофильное и профильное обучение.

Неотъемлемой частью непрерывного воспитания и образования является дополнительное образование, которое реализуется на базе внешкольных организаций.

Целью современной системы дополнительного образования является создание условий для формирования разносторонней личности, включая как современные (инициативность, коммуникабельность, адекватная адаптивность, гибкость поведения, мобильность, лидерские, организаторские качества, социально-психологическая компетентность), так и общечеловеческие морально-нравственные качества (духовность, чуткость, внимательность, честность, ответственность, патриотизм, толерантность, эстетичность).

Определены основные задачи дополнительного образования:

- вовлечение групп ученической молодёжи в процесс непрерывного просвещения, приобщения к достижениям отечественной культуры и спорта;

- стимулирование разностороннего гармоничного развития, творческих способностей и активности;

- организация нерегламентированного социального общения, рационального отдыха и развлечений, адаптация к жизни в обществе.

Посещая кружки и секции организаций дополнительного образования, дети имеют возможность заниматься краеведением, изучать традиции и обряды родного края, совершенствовать и повышать туристское мастерство, познавать основы экологической культуры.

На ступени профессионального образования в вузах и ПТШ студенты получают специализацию по смежным с туризмом и краеведением профессиям. Целью воспитания на этом этапе является обеспечение условий для развития профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста, формирования поликультурной, гуманно-нравственной, физически здоровой, высокоинтеллектуальной, конкурентоспособной, а следовательно, творчески развитой целостной личности, умеющей самостоятельно формули-

ровать проблемы и практически решать их с высоких гражданских позиций на основе использования национальных традиций и новейших достижений мирового опыта.

Основываясь на комплексном подходе к моделированию непрерывного туристско-краеведческого образования, можно выделить основные педагогические условия повышения его эффективности:

- реализация системного подхода в ТКД;

- включение учащихся в различные виды ТКД через обеспечение единства учебной и воспитательной работы;

- подготовка педагогов к решению задач и осуществлению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТКД.

Комплексный подход воспитания гармоничной личности в СНТКО на дошкольном и школьном уровнях мы рассматриваем по двум вертикалям, отражающим все виды и формы ТКД.

В ходе реализации модели системы непрерывного туристс-ко-краеведческого образования на ступенях дошкольного и школьного образования были обеспечены организационно-педагогические условия для всех видов воспитания: нравственного, патриотического, физического, трудового, экологического, эстетического.

Организационно-педагогические условия мы рассматриваем как совокупность элементов, способствующих всестороннему развитию личности. Организационные условия - это формы организации и деятельности дошкольников и школьников. К педагогическим условиям мы относим содержание, методы и технологии организации воспитательного процесса.

Нами разработана и апробирована в г. Астане технология реализации системы непрерывного туристско-краеведческого образования на дошкольном и школьном этапах.

Дошкольный этап

Изучать и любить свой родной край, родную природу дети учатся с детства, а самой благодатной почвой для этого является туристско-краеведческая деятельность.

Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду на прогулках и экскурсиях в природу, на занятиях в «живых» уголках. Дошкольный возраст детей тем и уникален, что именно в этот период происходит закладка маленьких кирпичиков будущего фундамента в области познания мира и самого себя, зна-

комства с окружающей средой, с природными явлениями, растительным и животным миром, ежедневными открытиями: «Я открыл!», «Я познал!», «Я сумел!». Детский сад является для детей первым опытом коллективного сосуществования, со своими первыми законами и правилами, со стремлением утвердиться в глазах товарищей, быть лучшим, познать как можно больше, задавая бесконечные вопросы, и очень важно, чтобы в этот момент рядом находился мудрый наставник, который смог бы дать на них ответы и своевременно откорректировать складывающиеся отношения. Зачастую такая вопросно-ответная деятельность происходит во время занятий, в условиях помещения, в процессе обсуждения наглядных пособий, работы с книгой и т. д. Познавательная прогулка в лес, сквер, парк или же туристский поход при правильной организации разрешают проблемы такого «бездеятельного», пассивного образования. Ребёнок своими глазами видит лес, поляну, реку, растения, животных, слышит птиц, ощущает запах цветов, и в его сознании идёт познавательный процесс на эмоциональном уровне, при помощи которого закладываются те самые первые кирпичики. Возможно, что эти первые познания так и останутся для ребёнка приоритетными на всю последующую жизнь.

Романтика туристских прогулок и походов способствует познавательной активности ребёнка, позволяет привлечь в сферу её действия детей и родителей, а широкие педагогические возможности туристско-краеведческой деятельности содействуют сплочению как детского, так и взрослого коллектива, вовлечению родительского контингента в педагогический процесс, облегчению управлением детского коллектива и каждого учащегося.

Занятия туризмом с раннего возраста способствуют не только более активному познанию окружающего мира, всестороннему развитию личности ребёнка, но и оздоровлению, закаливанию организма, физической активности, что актуально сегодня, во времена вулканических вспышек технического прогресса и всеобщей компьютеризации.

Детский сад № 13, расположенный рядом со средней школой № 19, является частым её гостем, для ребят проводятся совместные мероприятия с детьми и родителями, а ведь зачастую родители -это бывшие учащиеся 19-й школы, которые не так давно сами ходили в походы. Сейчас сотрудником станции юных туристов Г. М. Шаяхметовой на базе садика апробируется эксперименталь-

ная программа кружка «Малый туризм», в котором уже с 5-6 лет дети приобщаются к туризму, к познанию родного края, осваивают основы экологической культуры.

Для занятий туризмом и краеведением с детьми дошкольного возраста разработана дополнительная образовательная программа «Малый туризм».

Программа составлена с учётом возрастных физиологических и психологических особенностей детей. Она содержит различные формы проведения занятий познавательного характера (конкурсы, ролевые игры, творческие мастерские, викторины и др.) и туристской направленности (полоса препятствий, туристские этапы, эстафеты, соревнования, малая туриада и т. д.) с использованием игровых моментов и сказочных персонажей.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (старшей группы - первого года обучения и подготовительной группы - второго года обучения) и предполагает 2-часовое занятие по 35 минут 2 раза в неделю. Программа каждого года обучения содержит шесть модулей: «Всестороннее развитие дошкольников в процессе ту-ристско-краеведческой деятельности», «Законы, правила и традиции туристско-краеведческой деятельности дошкольников», «Туристс-ко-краеведческие навыки и умения дошкольников», «Воспитание экологической культуры дошкольников», «Правила безопасности на прогулках, экскурсиях, в походах», «Спорт, туризм, отдых».

Занятия предусматривают: общую физическую подготовку (ОФП) - выполнение лёгких физических упражнений, закаливающие процедуры и общую туристскую подготовку (ОТП) - обучение туристскому шагу, туристских узлам, участие в спортивных играх, конкурсах, разучивание детских туристских песен, с последующими творческими отчётами и фотопрезентациями. Полученные знания, умения и навыки воспитанники кружка могут продемонстрировать при проведении зачётного похода и малой туриады.

В процессе программного структурирования опыта были спрогнозированы ожидаемые результаты.

На занятиях кружка юные туристы должны научиться:

- наблюдать явления природы;

- правильно вести себя в лесу или парке;

- совершать путешествие пешком с условным грузом;

- преодолевать первичные этапы туристской полосы препятствий;

- ставить палатку (с помощью взрослых).

На основании программы выпущено методическое пособие, которое может быть использовано как в системе дошкольного образования, так и в системе внеклассной деятельности школы на начальной ступени обучения, разработаны программное и методическое обеспечение, приложения и рекомендации для работы с родителями.

Результативность

Анализ результативности педагогического опыта показал, что создание организованно-педагогических условий, программно-методическое обеспечение моделирования системы непрерывного ту-ристско-краеведческого образования на различных её ступенях позволяют целенаправленно формировать туристско-краеведческие компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста, способствуют воспитанию всесторонне развитой, творчески активной личности, стимулируют здоровый образ жизни и изучение основ экологической культуры.

В эксперименте были раскрыты сущность и педагогические возможности туристско-краеведческой работы в дошкольном учреждении и на начальной ступени обучения в школе.

Результаты проведенной экспериментальной работы подтвердили правильность выдвинутой гипотезы, доказали правомерность использования основных направлений, форм и методов разработанной модели СНТКО и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Выявлены основные направления туристско-краеведческой деятельности, формы их реализации, что способствовало разработке модели СНТКО.

2. Разработано программно-методическое обеспечение на дошкольном, школьном и внешкольном этапах, что позволило создать педагогические условия для внедрения опыта.

3. Разработаны показатели и измерители всех видов воспитания с учетом возрастных категорий.

4. Внедрен туристско-краеведческий аспект, использован комплексный подход, способствующий воспитанию всесторонне развитой личности.

Практическая реализация задач, определенных при создании передового педагогического опыта, связана с разработкой и реализацией модели и её программно-методического обеспечения.

Результаты проведенного нами исследования на стадиях констатирующего и формирующего экспериментов доказали состоятельность выдвинутой гипотезы, предполагающей, что создание педагогических условий для реализации модели СНТКО позитивно влияет на формирование всесторонне развитой, гармоничной, конкурентоспособной личности, востребованной в современном обществе.

В целях выявления эффективности предлагаемой модели был осуществлен поиск и отбор показателей всех видов воспитания личности ребёнка. Были определены следующие показатели видов воспитания:

• нравственное - любовь к Родине, уважение к государственным символам, интернационализм, толерантность, уважение к традициям и обычаям народа, гражданственность;

• физическое - стартовые туристские ЗУН, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие лёгких, выносливость;

• трудовое - добросовестность выполнения трудовых поручений, проявление личной инициативы в выполнении обязанностей;

• экологическое - любовь к природе, знание правил поведения на природе, понимание необходимости природоохранной деятельности;

• эстетическое - развитие эстетического вкуса, умение наблюдать природу и радоваться прекрасному, умение отображать увиденное в творческих работах.

Измерителями показателей всех видов воспитания личности ребёнка на этапе дошкольного обучения являются типовые диагностические задания, разработанные по уровням сложности с учетом возрастных особенностей, на основании которых была определена степень обученности воспитанников (СОВ, в %) на стадиях констатирующего и формирующего экспериментов в контрольной и экспериментальной группах. Для измерения СОВ были определены высокий (при достижении 100-81%), средний (80-61%), низкий (60-40%) уровни.

КГ - контрольная группа - часть группы, получающая стандартные туристско-краеведческие знания, её участники фрагментарно участвуют в мероприятиях ТКД детского сада.

ЭГ - экспериментальная группа - часть группы, занимающаяся по программе «Малый туризм».

Отслеживание результативности формирования туристс-ко-краеведческих ЗУН на дошкольном этапе проводилось в двух потоках.

I поток: 2009-2010 учебный год, 1-й год обучения;

2010-2011 учебный год, 2-й год обучения.

II поток: 2011-2012 учебный год, 1-й год обучения;

2012-2013 учебный год (1-е полугодие), 2-й год обучения.

I поток. Отмечается повышение степени обученности в подгруппах: в основной (Т-1) КГ - от 49 до 71% и во вспомогательной (Т-2) КГ - от 43 до 65%; в основной ЭГ - от 64 до 96% и во вспомогательной (Т-2) - от 49 до 89%.

Повысилась степень обученности воспитанников КГ и ЭГ на стадиях констатирующего и формирующего экспериментов от 62 до 71% - в КГ, от 78 до 95% - в ЭГ.

Повышение степени обученности наблюдается в результате дополнительного туристско-краеведческого образования через программу «Малый туризм».

Надо отметить большую динамику СОВ в ЭГ (17%), в то время как в КГ она составляет 9%.

II поток. Повышение степени обученности в подгруппах обусловлено активизацией ТКД: в основной (Т-1) КГ - от 47 до 69% и во вспомогательной (Т-2) КГ - от 39 до 58%; в основной ЭГ - от 63 до 95% и во вспомогательной (Т-2) - от 49 до 84%.

Повысилась степень обученности воспитанников КГ и ЭГ на стадиях констатирующего и формирующего экспериментов от 65 до 76% в КГ, от 77 до 96% - в ЭГ (по ориентиру основной группы).

Очевидно, что повышение СОВ - результат дополнительного развития детей на базе обучения по программе «Малый туризм».

Следует также отметить динамику развития в ЭГ (19%), в то время как в КГ она составляет 11%.

По итогам отслеживания результатов исследования была разработана и составлена диагностическая карта контрольных измерителей туристско-краеведческих умений и навыков на стадии констатирующего (К) и формирующего экспериментов (Ф) на базе основной группы. Критериальный аппарат в этой диагностике составляют элементы стандартной туристской полосы препятствий.

Для выявления уровня туристско-краеведческих знаниевых компетенций было проведено анкетирование и предложено решение проблемных ситуаций в КГ и ЭГ. Вопросы для анкеты:

1. Для чего человеку нужен туризм?

2. Что такое ЗОЖ?

3. Что должен уметь турист?

4. Какие правила поведения на природе вы знаете?

Для выявления уровня туристско-краеведческих практических компетенций были проведены соревнования, включающие туристскую полосу препятствий и конкурсы.

Результаты отслеживания представлены на мониторингах.

На стадии констатирующего эксперимента ответы учащихся КГ и ЭГ по решению проблемных ситуаций практически не отличались. На стадии формирующего эксперимента явно увеличился процент позитивных ответов в ЭГ.

О результативности внедрения опыта свидетельствуют достижения юных туристов: II место в международном конкурсе творческих проектов «Туристская мозаика» (г. Москва, 2012 г.), I место в городском конкурсе проектов «По улицам столицы» (г. Астана, 2010 г.), I место в городской детской туриаде (г. Астана, 2012 г.).

Школьный этап

Этапы работы над созданием опыта

На первом этапе (2008-2010 гг.) был изучен теоретический уровень разработанности вопроса, проанализирована педагогическая и методическая литература. Была обоснована и разработана базовая модель СНТКО, программно-методическое обеспечение дошкольного и школьного этапа, определены контрольные и экспериментальные группы, начата практическая реализация разработанной модели, предусматривающая освоение туристского минимума.

На втором этапе (2010-2012 гг.) продолжена практическая реализация разработанной модели через внедрение курса началъ-ной туристской подготовки на базе предшколы и начального звена. Опыт работы освещён в публикации материала «К здоровому образу жизни через туризм» в научно-методическом журнале

«Соцпак-тропинка».

На третьем этапе (2012-2013 учебный год) продолжена реализация модели через деятельность кружка «Малый туризм» на

школьном этапе, на этапах дошкольного и внешкольного образования. Реализация разработанных программ осуществляется на факультативных занятиях, занятиях кружка, в работе летнего пришкольного лагеря. Эффективность реализации модели доказана сравнительным анализом педагогических исследований и результативностью участия педагога и воспитанников в городских и республиканских конкурсах и конференциях. Материалы опыта освещены в публикациях журнала «Соцпак-тропинка», в сборнике «Ту-ристско-краеведческая модель базовой школы по туризму», в методическом пособии «Дошкольное воспитание в системе непрерывного туристско-краеведческого образования».

С понятием детско-юношеского туризма и краеведения в столице ассоциируется деятельность по туризму базовой общеобразовательной школы № 19. На протяжении многих лет туристско-кра-еведческая модель школы прошла этапы апробирования и внедрения в учебно-воспитательный процесс, и на сегодняшний день школа функционирует в режиме констатирующего эксперимента, о чем свидетельствуют результаты деятельности.

Практическая реализация педагогического опыта на I этапе началась с организации двух опорных групп: экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) - учащихся 5 «б» класса.

Уроки физической культуры в экспериментальной группе были вынесены из расписания в связи с занятиями туризмом по специальной программе, учащиеся стали приходить на урок, как на тренировку, был добавлен один час туризма за счет факультатива. Первая проблема, с которой столкнулся педагог на этом этапе, заключалась в том, что заниматься туризмом желал весь класс без исключения, но физические возможности - стартовые показатели -оказались далеко не идентичными. Для решения этой проблемы были проведены мероприятия по созданию микрогрупп, с использованием различных методов (наблюдения, анкетирования учащихся и родителей, тестирования), с участием школьного психолога были определены психологические критерии учащихся (по типу характера, темпераменту, увлечениям, психологической совместимости и коммуникабельности), было проведено тестирование физической подготовленности по стандартным упражнениям: бег, прыжки в длину, подтягивание, отжимание и др. По результатам исследования были составлены мониторинги и диагностические карты, выявлены три уровня подготовленности: высокий, средний,

низкий. Группы были разделены на три микрогруппы: Т-1 - основная, Т-2 - вспомогательная, Т-3 - специальная.

I этап предусматривал освоение туристского минимума, получение стартовых туристско-краеведческих знаний, умений и навыков. Занятия в каждой микрогруппе проводились в разное время, по графику, с индивидуальной нагрузкой, учитывая возрастные и физиологические особенности, что способствовало раскованности при выполнении задания, отсутствию переживаний за ошибки или неправильное выполнение, в такой микросфере каждый ребёнок, даже со слабым здоровьем, почувствовал себя полноценным участником проводимого тренинга или туристского похода.

В ходе I этапа ребята не только приобрели стартовые турист-ско-краеведческие навыки, но и имели возможность получить все виды воспитания: нравственное, физическое, трудовое, экологическое, эстетическое, о чем свидетельствуют показатели, определенные по каждому виду.

На этом этапе экспериментальная группа состояла из 26 учащихся, из них в микрогруппе Т-1 - 12 учащихся, которые впоследствии стали участниками соревнований, слетов, сложных туристских походов и являлись помощниками руководителя, в микрогруппе Т-2 - 10 учащихся со средней степенью подготовленности; это участники походов выходного дня, для них требования и нормативы были несколько занижены, двигательная нагрузка давалась в меньшем объеме, в микрогруппе Т-3 - 4 человека, 2 из них освобождены от уроков физкультуры, для этой группы разработана система специальных упражнений при малой подвижности, их туристская деятельность ограничивалась непродолжительными прогулками и оздоровительной ходьбой. Для всех этих микрогрупп занятия-уроки проводились на природе, в любое время года с обязательным включением элементов закаливания. Согласно программе школьного туризма каждый класс обязан совершить в течение учебного года на I этапе не менее двух однодневных и одного двухдневного похода с ночевкой в полевых условиях.

На II этапе (6-е, 7-е классы) учащиеся помимо физической подготовки приобретали и теоретические знания согласно программе основного курса начальной туристской подготовки. Из курса лекций ребята узнали много нового о различных видах туризма, знакомились с краеведческим материалом, с приемами аутотренинга, но все же основной упор делался на практические за-

нятия, в процессе которых они овладевали необходимыми умениями и навыками для походной жизни. Школа находится на окраине, она имеет прекрасные природные полигоны, на которых отрабатывались технические приемы преодоления естественных препятствий: подъемов, спусков, переправ через водные препятствия различными способами.

Ребята учились ориентироваться на местности, разводить в любую погоду костер, ставить палатки, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему и многим другим туристским премудростям. Особое внимание на этом этапе работы уделялось оздоровительным процедурам, ребята ознакомились с известными закаливающими технологиями. Параллельно в программу обучения были включены также вопросы о здоровом питании, гигиене, режиме дня и сна, о вреде алкоголя и курения, о борьбе с наркоманией и о поведении в экстремальных условиях. Ребята знакомились с некоторыми оздоровительными методиками, методикой П. К. Иванова, которую он назвал «Детка», дыхательной методикой Бутейко, О. Власова и с методикой здоровьесберегающих технологий. Согласно нормативным требованиям ребята совершили 3 однодневных и 2 двухдневных похода с ночевкой в полевых условиях в Ерейментауских и Соколиных горах и в Каркаралинске, таким образом освоив программу основного курса начальной туристской подготовки и выполнив нормативы на значок «Жас турист».

На II этапе опыта отмечено улучшение показателей физического, трудового и экологического воспитания.

Параллельно на II этапе была разработана дополнительная образовательная программа кружка «Малый туризм» для занятий с детьми младшего школьного возраста и начата её реализация на базе 1 «Б» класса. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и направлена на формирование туристско-крае-ведческих компетенций младших школьников.

На начальном этапе разработаны измерители показателей -типовые диагностические задания, разработанные по уровням сложности, на основании которых была определена степень обу-ченности воспитанников на стадиях констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.

III этап (8-е, 9-е классы) - введение предпрофильного курса программы начальной туристской подготовки. География и продолжительность походов постепенно расширялись с небольших

пеших прогулок по окрестным местам, походов выходного дня, многодневных походов по Баян-Аулу и Боровому до сложных ка-тегорийных путешествий в туристских регионах Казахстана и Кыргызстана. Усложнились программа и требования, изменилась система тренировок, изменилось и отношение ребят к занятиям туризмом, без которого, по их словам, они теперь не могли жить. На этом этапе учащимся был предложен курс предпрофильного обучения, позволяющий освоить азы смежных с туризмом специальностей, а также теоретический и практический материал курса «Младшие инструкторы туризма». В обучение по специальной программе добавились элементы альпинистской подготовки и техники горного туризма, причем на занятиях ребята освоили полностью необходимый техминимум. Они обучились технике страховки, преодолению скальных участков, приемам скалолазания, освоили технику наведения и снятия переправ через горные реки, болота и другие препятствия, научились работать с компасом, ориентироваться по карте, выполнять топографическую съемку местности, изучили различные виды ориентирования, обогащая свой опыт участием в проводимых школой и городской федерацией спорта соревнованиях. Результатом деятельности на этом этапе является выполнение нормативов на значок «^азацстан саяхатшысы».

Анализируя деятельность учащихся основной и вспомогательной группы, результаты тестирования, наблюдая за физическим ростом ребят, тренерами была определена мобильная команда из 12 человек. Участвуя в различных соревнованиях, туристских слетах, лыжных соревнованиях, по спортивному ориентированию, скалолазанию городского и республиканского значения, команда «Юниор» занимала призовые места и награждалась дипломами, грамотами и призами.

Реализация модели была продолжена в летний период в условиях туристского лагеря «Батыр» (Ерейментауский район). Юные туристы, проживая в палаточном городке, не только отдыхали и совершали туристские походы, а всего было совершено 30 походов по 8 маршрутам, но и знакомились с достопримечательностями, с богатством природного и животного мира, встречались со старожилами, которые рассказывали ребятам о легендах края, знакомились с традициями и обычаями народа. Ребята также принимали участие в экологических десантах по очистке малых рек, родников и лесных угодий. Юным романтикам была предоставлена обшир-

ная развлекательная программа, соревнования, песни у костра, а в завершение сезона был проведен обряд посвящения в туристы. Участники лагеря имели возможность заниматься в ЛШЯ - летней школе языков, где учились общаться на казахском, немецком, английском языках, разучивали песни, игры, сценки, которые демонстрировали перед всем лагерем на общем вечернем костре. Одним из нововведений в системе работы лагеря стали летние практикумы кружковых занятий, на которых ребята занимались по интересам.

Учащиеся же микрогрупп Т-2, Т-3, то есть основной и вспомогательной, на заключительном этапе также осваивали технику туризма и совершили итоговый поход в районе Ерейментауских гор, где они взошли на гору Акдым (высота 903 м) и по окончании похода составили подробный отчет.

Таким образом, в течение курса обучения ребята выполнили нормативы на значки «Жас турист», «^азацстан саяхатшысы».

Измерителями показателей являются типовые диагностические задания, разработанные по уровням сложности, на основании которых была определена степень обученности воспитанников на стадиях констатирующего и формирующего экспериментов в контрольной и экспериментальной группах. Для измерения СОВ были определены высокий (при достижении 100-81%), средний (8061%), низкий (60-40%) уровни.

КГ - контрольная группа - часть класса, получающая стандартные туристско-краеведческие знания, фрагментарно участвующая в мероприятиях ТКД.

ЭГ - экспериментальная группа - часть класса, занимающаяся по программе «Малый туризм».

Отмечается повышение степени обученности КГ и ЭГ на стадиях констатирующего и формирующего эксперимента (от 49 до 71% - в КГ и от 62 до 95% - в ЭГ).

Повышение степени обученности наблюдается в результате введения факультативного курса «Туризм и краеведение». Надо отметить большую динамику в ЭГ (33%), в то время как в КГ она составляет 22%.

Для выявления уровня туристско-краеведческих знаниевых компетенций было проведено анкетирование и предложено решение проблемных ситуаций в КГ и ЭГ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для выявления уровня туристско-краеведческих практических компетенций были проведены соревнования, включающие туристскую полосу препятствий и конкурсы.

На стадии констатирующего эксперимента ответы учащихся КГ и ЭГ по решению проблемных ситуаций практически не отличались. На стадии формирующего эксперимента явно увеличился процент позитивных ответов в ЭГ.

Показатели III этапа реализации опыта свидетельствуют о большой значимости ТКД в комплексном воспитании личности, так как были созданы условия для интегрирования всех видов воспитания. Вырос уровень патриотического воспитания, ребята окрепли физически, у них появилась осознанность в поступках, понимание необходимости здорового образа жизни, стремление к новым вершинам, они научились любить и охранять родную природу и видеть в ней прекрасное, приобрели навыки самопознания и дисциплины, навыки выживания на природе.

Параллельно в начальном звене на 2-м году обучения во 2 «Б» классе отслеживались результаты участия воспитанников кружка «Малый туризм» в ТКД школы.

В качестве измерителей показателей всех видов воспитания личности ребёнка на этапе обучения младших школьников разработаны типовые диагностические задания, в классификации по уровням сложности с учетом возрастных особенностей, на основании которых была определена степень обученности воспитанников на стадиях пока только констатирующего и формирующего экспериментов в контрольной и экспериментальной группах. Для определения СОВ были определены высокий (при достижении 10081%), средний (80-61%), низкий (60-40%) уровни.

КГ - контрольная группа - часть класса, получающая стандартные туристско-краеведческие знания, её участники фрагментарно участвуют в мероприятиях ТКД школы.

ЭГ - экспериментальная группа - часть класса, занимающаяся по программе «Малый туризм».

Отмечается повышение степени обученности в подгруппах: в основной (Т-1) КГ - от 41 до 89% и во вспомогательной (Т-2) КГ -от 38 до 54%; в основной ЭГ - от 59 до 96% и во вспомогательной (Т-2) - от 42 до 78%.

Повысилась степень обученности воспитанников КГ и ЭГ на стадиях констатирующего и формирующего эксперимента от 61 до 74% - в КГ, от 74 до 91% - в ЭГ.

Повышение степени обученности наблюдается в результате дополнительного туристско-краеведческого образования через программу «Малый туризм».

III этап педагогического опыта характерен появившейся потребностью его участников в занятии ТКД в системе дополнительного образования.

О работе Станции юных туристов и о модели базовой школы по туризму известно и за пределами Казахстана. Станция и школа тесно сотрудничают со многими туристскими организациями республики и с Международной Академией детско-юношеского туризма и краеведения, штаб-квартира которой находится в Москве. Школа № 19 имеет сертификат о том, что с 2006 г. она является коллективным членом Академии.

Школа - основной образовательный этап в жизни ребёнка, где он развивается, обучается, воспитывается, где формируются его характер, умения. В системе современного образования наметилась тенденция всё большего внимания к дополнительному образованию, целью которого является формирование всесторонне развитой личности. В свободное от учёбы время ребята имеют возможность заниматься во внешкольных учреждениях, таких, как Станция юных туристов.

Функция Станции юных туристов, открытой департаментом образования г. Астаны в мае 2005 г., заключается в реализации поставленных Правительством страны задач и активизации турист-ско-краеведческой деятельности в школах столицы, тем более, что такая деятельность всегда являлась важным средством комплексного воспитания подрастающего поколения и его неотъемлемой частью.

Станция юных туристов осуществляет свою деятельность третий год, в 48 её группах занимаются около семисот столичных школьников по 17 различным направлениям: горный туризм, пешеходный туризм, водный туризм, скалолазание, альпинизм, спортивное ориентирование, бардовская песня, «Юные археологи», спелеотуризм, велотуризм, изотуризм, «Юные инструкторы туризма», «Жас этнограф-олкетанушылар», «влкетану-географиясы», «Жас экскурсоводтар», «Экологи-краеведы», «Малый туризм».

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПТШ

ВУЗ

ОБУЧЕНИЕ

РАЗВИТИЕ

ДЕТСКИИ САД

* стартовые турнавыки

* правила поведения на природе

* сведения о родном крае

* закаливание

натриотиче ско е физическое экологическое эстетическое

Л-

стартовые ЗУН туриста умение чувствовать окружающий мир коммуникативно сть

ШКОЛА

• начальная и средняя ту- • комплексное: патриотичес-

ристская подготовка кое, нравственное, физичес-

• самоуправление кое, трудовое, экологическое

• краеведение 4-> • ЗОЖ

• предпрофильное и про- • формирование всесторон-

фильное обучение не развитой, творчески активной

личности

* достаточный уровень туристской подготовки

• самоопределение

* коммуникабельность

• ЗУН исследовательского поиска и научного нр оектир об анпя

ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система непрерывного туристско-краеведческого образования (СНТКО

На станции функционирует два отдела: организационно-массовый и методический, деятельность которых в целом способствует организации туристско-краеведческой деятельности в школах столицы.

Занятия в кружках проводятся в группах с казахским и русским языком обучения на бесплатной основе, возможность заниматься в них имеет любой желающий ребёнок. Расширяется социальный контингент детей, в кружках станции занимаются дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, с девиантным поведением, дети-сироты, воспитанники из коррекционной школы-интерната № 2 и городского приюта для несовершеннолетних.

Таким образом, система непрерывного туристско-краеведчес-кого образования позволяет решать многие задачи современного образования, а именно: воспитывать в наших детях патриотизм, гражданственность, стремление к успеху, совершенствованию, воспитывать всесторонне развитую, физически здоровую личность, способную самореализоваться и быть востребованной в обществе.

Обозначенные нами задачи передового педагогического опыта реализованы, подтверждена выдвинутая нами гипотеза.

Перспективы развития передового педагогического опыта

1. Разработка программного и методического обеспечения для реализации модели системы непрерывного туристско-краеведчес-кого образования для начальной школы с включением:

- методических рекомендаций по внедрению модели в начальных классах, среднем и старшем звене;

- разработки программы «Школы туристского мастерства» для воспитателей, классных руководителей и руководителей кружков.

2. Дальнейшее внедрение опыта на стадии реализации программы «Средняя туристская подготовка».

3. Дальнейшее развитие проекта социального партнерства школы и Станции юных туристов.

4. Внедрение опыта для реализации модели СНТКО в дошкольных учреждениях города.

5. Участие в деятельности экспериментальной площадки «Малый туризм» на базе детского сада № 13.

6. Реализация модели СНТКО в условиях летнего туристского лагеря «Батыр».

7. Осуществление партнерства с организациями среднего профессионального и высшего образования туристского профиля, планирование совместной деятельности по внедрению ТКД в организациях образования столицы.

УДК 376.24; 379.8; 379.852

О. М. Грищенко, Е. М. Голикова, Г. Ф. Агеева

ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

Представлены результаты исследования развития двигательных способностей детей с нарушением зрительного анализатора, с применением арсенала средств оздоровительного туризма. Показаны условия расширения двигательной активности школьников с отклонениями в состоянии здоровья на основе широкого использования средств адаптивной физической культуры. Показаны направления актуального поиска эффективных средств, методов и способов организации развития детей с отклонениями в состоянии здоровья в процессе взаимодействия с окружающими людьми, расширения их коммуникативного опыта, возможности самореализоваться через различные виды деятельности.

Presented the results of the study of motor abilities of children with disorders of the visual analyzer, using the arsenal of health tourism. Shown the conditions of the expansion of motor activity of schoolchildren with disabilities in the state of health on the basis of wide use of adaptive physical education. Indicate the direction of current finding effective means, methods and ways of organizing the development of children with disabilities in the state of health in the process of interaction with others, to enhance their communicative experience, opportunities for self-actualization through various activities.

Ключевые слова: туризм, оздоровительный туризм, дети с нарушением зрительного анализатора, расширение двигательной активности.

Keywords: tourism, health tourism, children with vision abnormalities, expanding of physical activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.