Научная статья на тему 'Эцдютэ "Родина" - база апробации и развития Концепции и программы "Школа жизни - окружающий мир"'

Эцдютэ "Родина" - база апробации и развития Концепции и программы "Школа жизни - окружающий мир" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИКЛОВАЯ СИСТЕМА / МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТКД ДЕТЕЙ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СО ШКОЛАМИ / ADDITIONAL EDUCATION / PARENTING / CHILDREN'S TOURISM / TOURIST AND LOCAL ACTIVITY / CYCLIC SYSTEM / A METHOD OF ORGANIZATION OF TKD CHILDREN ADDITIONAL EDUCATION / TEACHER INTERACTION AGENCIES WITH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна

Деятельность ЭЦДЮТЭ «Родина» представлена как продолжение творческой научно-практической деятельности А.А.Остапца в условиях создания и руководства инновационным учреждением дополнительного образования туристско-краеведческой основной образовательной деятельности; экспериментальная проверка «в жизни», на практике разработанных авторских основ педагогики детского туризма, образовательной программы «Школа жизни окружающий мир»; перспективы развития туристско-краеведческой деятельности в системе обновляемого образования детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The "Rodina" JeCDJuTJe-base testing and development of the concept and programme of the school of life-world

JeCDJuTJe activities «homeland» is presented as a continuation of creative scientific-practical activities A.a. Ostapca in the midst of creating and managing innovative further education institutionwithin the main tourist and educational activities; experimental validation «in life, in practice, developed by author of the foundations of pedagogy, educational children's tourism program» School of life -world «;prospects for the development of the tourist activity in the system of education of children and youth to be updated.

Текст научной работы на тему «Эцдютэ "Родина" - база апробации и развития Концепции и программы "Школа жизни - окружающий мир"»

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А. А. ОСТАПЦА-СВЕШНИКОВА

УДК 37.013.75; 379.81; 376.66

Л. В. Алиева

ЭЦДЮТЭ «РОДИНА» - БАЗА АПРОБАЦИИ И РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ И ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ЖИЗНИ - ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Деятельность ЭЦДЮТЭ «Родина» представлена как продолжение творческой научно-практической деятельности А.А.Остапца в условиях создания и руководства инновационным учреждением дополнительного образования туристско-краеведческой основной образовательной деятельности; экспериментальная проверка «в жизни», на практике разработанных авторских основ педагогики детского туризма, образовательной программы «Школа жизни - окружающий мир»; перспективы развития туристско-краеведческой деятельности в системе обновляемого образования детей и молодежи.

JeCDJuTJe activities «homeland» is presented as a continuation of creative scientific-practical activities A.a. Ostapca in the midst of creating and managing innovative further education institutionwithin the main tourist and educational activities; experimental validation «in life, in practice, developed by author of the foundations of pedagogy, educational children's tourism program» School of life -world «;prospects for the development of the tourist activity in the system of education of children and youth to be updated.

Ключевые слова: дополнительное образование, воспитание, детский туризм, туристско-краеведческая деятельность, цикловая система, методика организации ТКД детей, педагог дополнительного образования, взаимодействие учреждения со школами.

Keywords: additional education, parenting, children's tourism, tourist and local activity, cyclic system, a method of organization of TKD children additional education, teacher interaction agencies with schools.

В 1991 году было приято решение о создании в Восточном округе Москвы Экспериментального Центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» (1991-2002 гг.), и первым его ди-

ректором стал А. А. Остапец, к этому времени уже доктор педагогических наук и профессор, ведущий научный сотрудник РАО РФ.

Проблемой номер один стала проблема педагогических кадров в новом учреждении дополнительного образования детей. И А. А. Остапец находит мудрое ее решение - в активном привлечении педагогов массовых школ района и округа. Первыми откликнулись педагоги школ: № 377 (база первых туристских кружков), 350,689, 477). Так было положено начало традиции делового взаимодействия образовательных организаций основного и дополнительного образования в реализации потенциала ТКД детей и молодежи. Эта деятельность стала частью окружной опытно-экспериментальной работы, а результатом ее - создание воспитательного пространства, основу которого составили ценности детского туризма. Складывающийся опыт взаимодействия в турист-ско-краеведческой образовательной деятельности способствовал интеграции основного и дополнительного образования в округе.

Центром, основной базой этого взаимодействия стал ЭЦДЮ-ТЭ «Родина. В 1994 году в Измайловском лесопарке (условиях приближенных к условиям туристического похода) был проведен первый 3-х дневный семинар для заместителей, классных руководителей школ Южного Измайлово по программе «Школа жизни -окружающий мир», разработанной А. А. методике организации ТКД. Участники были разделены по группам, каждый получил туристские и краеведческие задания, должен был подготовить творческий отчет; осваивал практически азы ориентирования на местности, приготовления пищи на костре и т. д.). После проведенного семинара на работу в Центр пришло сразу 5 педагогов - учителей разных предметов. В традицию стали входить научно -практические тематические конференции на базе Центра и на базе школ, а позже - дошкольных учреждений - детских садов: «Развитие личности ребенка в системе ТКД»; «Туризм и краеведение как важный элемент базового образования» (на базе СШ. № 377)» «Воспитание дошкольников средствами ТКД» (на базе детского сада) «Система взаимодействия выстраивалась пошагово с учетом возможностей Центра и школ. Результативной формой взаимодействия стало участие школьных коллективов в массовых формах ТКД, организуемых и проводимых Центром (подготовка к ним, участие, оценка результатов творческих, учебных учащихся). Практические все школы округа стали партнерами Центра. Учите-

ля начальной школы включили реализацию программы «Школа жизни - окружающий мир» в основное содержание учебной деятельности. Опыт взаимодействия Центра со школами анализировался на совместных научно-практических конференциях, семинарах; апробировался, развивался на базе окружной опытно-экспериментальной площадки с включением активным учреждений дополнительного образования округа.

Основой взаимодействия стала туристско-краеведческая, экологическая, экскурсионная деятельность (в той или иной степени представленная в учебных программах школ и учреждения дополнительного образования).

Постепенно сложилась система взаимодействия, представленная апробированными в течение десятилетия перспективными формами:

- привлечение к работе УДО педагогов школ, дошкольных учреждений, училищ - колледжей и использование педагогических кадров - туристов-краеведов, экскурсоводов в образовательной деятельности школ, дошкольных учреждений;

- создание на базе общеобразовательных учреждений детских туристско-краеведческих объединений, клубов, временных групп;

- подготовка и проведение совместными усилиями традиционных форм массовой туристско-краеведческой работы со школьниками и дошкольниками округа;

- подготовка и проведение тематических «экскурсионных циклов» по заявкам школ и дошкольных учреждений;

- создание общей научно-педагогической базы по эффективному использованию туристско-краеведческой работы в системе непрерывного образования детей;

- проведение учебных совместных семинаров, круглых столов, конференций, клубных дней;

- разработка и проведение общих социально-патриотически-значимых акций усилиями педагогических коллективов и детских сообществ, посвященных знаменательных событиям (типа «Разгром Тайфуна» - гражданско-патриотическая акция, посвященная Московской битве в ВОВ и др.);

- проведение интегрированных комплексных учебных занятий (в рамках основного образования) формами, средствами детского туризма (уроки - походы; экспедиции; краеведческие игры и т. д.);

- организация летних туристско-краеведческих площадок, лагерей (загородных и городских).

ЭЦДЮТЭ «Родина» стал базой подготовки педагогов дополнительного образования туристско-краеведческого профиля во внеучебной деятельности школ, училищ.

Основной принцип взаимодействия - взаимовлияние, взаимообогащение основной образовательной и воспитательной деятельности каждого учреждения. Предметная учебная деятельность школ обогащала, расширяла содержание ТКД Центра, учреждение дополнительного образования позитивно влияло на педагогическое мастерство учителей-предметников, усиливая воспитательную результативность учебной деятельности.

Взаимодействие способствовало созданию единой методической базы реализации основной программы Центра «Школа жизни - окружающий мир ».

В течение 10 лет А. А.Остапец в деятельности ЭЦДЮТЭ «Родина» апробировал и развивал авторскую концепцию, программу туристско-краеведческой деятельности, активно включая в ее реализацию общеобразовательные учреждения (школы, средние, высшие профессиональные учреждения): разрабатывал прикладные возрастные программы ТКД (младших школьников, учащихся 6-8-х классов), которые успешно использовались в основной и внеучебной деятельности школ,

Экспериментальной площадкой по реализации Концепции и Программы стало краеведо-туристическое подразделение - «Школа духовного и физического развития дошкольников» (1992 года). Это подразделение для дошкольников 3-7 лет, «юных туристят» было создано на базах детских садов Южного Измайлово. Это было инновационное звено Центра «Родина» - кружковое объединение раннего развития личности дошкольников, основой которого явилось воспитание детей на краеведо-туристской деятельности. Образовательно-развивающая деятельность строилась на разработанной пед. коллективов ШДФР во главе с А. А. Остапцом программе «Ребенок и окружающий мир» (блок общей программа «Школа жизни - окружающий мир»). Цель и задачи программы ориентированы на индивидуальное развитие, физическое и духовно-нравственное, эмоциональное воспитание дошкольника в процессе «наглядного» освоения окружающей жизни - Малой Родины, практического закрепления полученных знаний, представлений в

творческих работах на занятиях в кружках (музыкальном, художественно-декоративном, физического развития, «В мире книги», «В мире природы»). Преимущество отдавалось краеведческой работе по изучению Родины (важнейших исторических событий, выдающихся личностей, родного округа, района; освоению элементарных туристических знаний и умений («Правила туристят», система «знатока-туриста», составление маршрута, укладка рюкзака и др.). Особое внимание уделялось ознакомление с окружающей Природой родного края. Процесс освоения окружающего мира был основан на принципе «Школа без стен» и включал «поэтапное», «по спирали» содержание, формы организации через систему туристских прогулок, походов, экскурсий, путешествий по освоению «достопримечательностей (Измайловский парк, улицы района, предприятия, учреждения, памятные места и т. д.). Дошкольные группы были активными участниками всех основных дел Центра, массовых форм туристско-краеведческой работы (слеты, игры, смотры). Программа «Ребенок и окружающим мир» активно использовалась в деятельности окружных детских садов. Опыт воспитания в ШДФР обобщен и представлен: в сб. «Ребенок и окружающий мир». Под ред. Остапца А. А., Алиевой Л. В. М. -1999 г. - 79 с.; в пособии «Патриотическое воспитание дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности» (Пособие. Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. -М.: АРКТИ. - 2003. - 176.

В деятельности ЭЦДЮТЭ «Родина» были заложены основы инновационной системы подготовки «собственных» педагогических кадров методистов, инструкторов, педагогов дополнительного образования, организаторов детского туризма для эффективной реализации основной образовательной программы, методики ее реализации, прикладных к ней (программы игры «Гвардия России», туристических слетов, программ образовательных направ-ленностей ТКД).

Особая ценность образовательного процесса в деятельности Центра, которой уделял внимание А. А. Остапец - введение в традиционную туристско-краеведческую деятельность учреждения инновационной методики «цикловой системы».. Цикловой метод планирования позволял вести систематическую диагностику и прогнозирование личностного роста обучающегося («Система турист-стко-краеведческих должностей», «Паспорт юного туриста-

краеведа», «Индивидуальная карта пед. наблюдений», комплекс частных методик «Ходили мы походами», Портфолио воспитанника, Положение о смотре «Ключ к успеху»). Цикловое планирование стало процессом инновационным, творческим, учитывающим специфику туристско-краеведческой деятельности, включающей такие виды как: познавательную, трудовую, спортивную, игровую, общественно-полезную, самоуправленческую, участие в которых позволяет ребенку развивать личностные индивидуальные качества через активное познание окружающего мира, людей и самого себя. «Вершиной» цикла является коллективное творческое дело: путешествие, тематическая прогулка, экскурсия, поход, экспедиция, слет. Это активные практические традиционные формы туристско-краеведческой деятельности, при проведении которых воспитательные задачи решаются комплексно, а соответственно, оказывают наиболее результативное влияние на личность ребенка и взрослого. («Туристско-краеведческая деятельность детского объединения. Методика планирования. ЭЦДЮТЭ «Родина. 1996 г.)

Через складывающийся научно обоснованный комплекс методов, средств, приемов организации и оценивания ТКД обеспечивалась эффективная реализация Концепции детского туризма и программы «Школа жизни - окружающий мир», главными результатами которой является творческий личностный рост педагога и воспитанника.

Многозначность и действенность методики, разрабатываемой в ЭЦДЮТЭ «Родина» - в широком социальном адресе. Она ориентирована на: взрослых организаторов-руководителей самой разной социальной и профессиональной принадлежности, взрослых-методистов, педагогов, психологов, социальных работников, взаимодействующих с УДО туристской направленности (учитель, классный руководитель), обращена к самым разным организационным структурам (ОУ, его подразделениям, партнерам по взаимодействию, детским объединениям).

Но она по-своему, специфично адресуется детям - членам ту-ристско-краеведческих объединений - субъектам УДО. Методика складывалась как педагогическая целостность-реальность на базе теории, реальной практики, взаимодействия со школами, детскими общественными организациями и объединениями.

Творческая коллективная работа по созданию и реализации программно-методической системы ТКД позволила положить на-

чало формированию «собственной» научно-методической библиотеки, основу которой составили труды А. А.Остапца, первые авторские программы, методические материалы сотрудников. ЭЦ-ДЮТЭ «Родина» стал методической базой по ТКД в городе.

Это уникальное образовательное учреждение получило творческое развитие в деятельности преемника - ДДЮТЭ «Родина» (2003-2016 гг.), который возглавила Озерская О. В., ученица А. А., один из первых педагогов допобразования, организатор взаимо-дейсвия Центра со школой) № 689.

Из истории ЭЦДЮТЭ «Родина»

1993 год. Центр «Родина» проводит первую туристско-краеведческую игру «Рождение гвардии России». Этому способствовала близость мест, где Пётр I формировал свои потешные, а позднее гвардейские полки. Игра была посвящена Дню защитника Отечества и проводилась 23 февраля. Туристско-краеведческие игры очень понравились учащимся и их сделали традиционными. Туристско-краеведческие игры, слёты (Весенняя тропа, Солнечный круг, Золотая осень, Золотая тропинка и массовые выходы школ в ноябре-декабре на линию обороны Москвы «Разгром Тайфуна») создали непрерывно идущий процесс массовой туристско-краеведческой и экологической деятельности в течение всего учебного года.

2002 год. На базе Центра «Родина» создана Региональная детская общественная организация «Юный путешественник».

Май 2003 год. ЭЦДЮТЭ «Родина» был переименован в Государственное образовательное учреждение «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (ДДЮТЭ) «Родина»

УДК 379.852

О. М. Абросимова

ОСНОВЫ ОПТИМАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ В ПОЗНАНИИ ОТЕЧЕСТВА

На основе изучения педагогических трудов А. А. Остапца, доктора педагогических наук, профессора, и опыта работы созданного и руководимого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.