УДК 37.013.75; 379.81; 376.66
Г. М. Шаяхметова
НАСЛЕДИЕ А. А. ОСТАПЦА-СВЕШНИКОВА -УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Представлен опыт развития идей А. А. Остипца-Свешникова по организации туристско-краеведческой деятельности с детьми в Республике Казахстан. Показан важных аспект в исследованиях А. А. Остапца-Свешникова формирование туристско-краеведческих навыков с дошкольного возраста, взятый за основу при разработке модели системы непрерывного туристско-краеведческого образования (детский сад - школа - дополнительное образование - колледж - ВУЗ), реализуемой педагогами Центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Астаны. Показана специфичность ту-ристско-краеведческой деятельности заключающаяся в непосредственном «столкновении» детей с окружающей его природной и социальной средой, с действительностью, с жизнью, что имеет большие воспитательные возможности.
Development experience of A.A. Ostapets-Sveshnikov ideas of organization local lore and tourist activity with children in Republic of Kazakhstan was presented. Major aspect is shown in researching of A.A. Ostapets-Sveshnikov about development touristic and local lore skills. It was used as a basis during the model of touristic and local lore continuous education system development (kindergarten - school - additional education - college - university), realizable by the pedagogues of Astana center of children and youth tourism and local lore. The specific nature of touristic and local lore is shown in direct facing children with its nature and social environment, with reality, with life, which has large educational opportunities.
Ключевые слова: туристско-краеведческая деятельность, обмен опытом, педагогика сотрудничества, детский туризм, непрерывное образование, туристско-краеведческие навыки, туристская экспедиция, воспитание патриотов, ответственность учителя, А. А. Остапец-Свешников.
Keywords: touristic and local lore activity, sharing experience, pedagogics collaboration, tourism for children, continuing education, tourist and local lore skills, touristic expedition, patriotic upbringing, responsibilities of a teacher, A.A. Ostapets-Sveshnikov.
Дополнительное образование детей в нашей современной жизни приобретает все большее значение и важность.
Актуальность развития системы дополнительного образования детей в Казахстане обусловлена необходимостью ориентации современного образования на усиление воспитательного компонента, развитие краеведения, изучение Малой родины, воспитание патриотизма, духовности, нравственности, создание общенациональных ценностей, воспитание здорового подрастающего поколения.
Президент нашей страны Н. А. Назарбаев на стадии модернизации системы образования определил эти задачи приоритетными, в жизнь запущена национальная программа «Рухани жацгыру». Были разработаны «Концептуальные подходы к развитию детско-юношеского туризма в Республике Казахстан на 2015-2018 годы», которые определили стратегию воплощения в жизнь поставленных правительством задач, направленных на массовое вовлечение обучающихся школ в туристско-краеведческую деятельность через походы, путешествия, экспедиции, клубную работу, в условиях реализации общенациональной идеи «Мэцгшк Ел» и культурно-образовательного проекта «Поколение+».
Решение этих задач особенно актуально сегодня, когда на ряду со стремительным развитием информационных технологий, обновлением системы образования, большой загруженностью учащихся, влиянием криминогенной среды, социума и многих других факторов, возникает острая необходимость в организации правильного активно-познавательного отдыха, занятости детей в свободное и каникулярное время, оздоровлении, изучении своего родного края, чему способствует туристско-краеведческая деятельность с учащимися.
В решении обозначенных проблем немаловажную роль играет обмен опытом работы по организации туристско-краеведческой деятельности и взаимное сотрудничество с профильными организациями стран ближнего зарубежья.
Изучая жизненный путь и научно-педагогическую деятельность А. А. Остапца-Свешникова, которому в этом году исполнилось бы 90 лет, поражаешься, насколько этот человек был предан своему делу во всем, он является не только ярчайшей фигурой в педагогике детско-юношеского туризма и краеведения, но и уникальным, интеллигентным, разносторонним, дальновидным человеком. Все его дела и проекты пронизаны научностью, принципиальностью, а самое главное любовью к детям, а детям, которым посчастливилось вместе с Александром Александровичем пребывать
в мире увлекательных общественно-полезных дел, походов и путешествий необычайно повезло, ведь для некоторых из них это совместное творчество стало путеводной звездой в их жизни. Это то «золотое зерно», которого так не хватает нашему юному поколению в современном мире информационно-технического бума.
Неоценима значимость его трудов, как доктора педагогических наук, для любого творчески мыслящего педагога в различных направлениях социальной педагогики, психологии, организации туристской, краеведческой, экологической деятельности с детьми школьного и дошкольного возраста, работы с трудными подростками.
Александр Александрович придавал большое значение тури-стско-краеведческому направлению дополнительного образования детей, как уникальной модели воспитания личности. Им разработаны основные подходы к реализации этой модели. Он исследовал воздействие макросферы на личность ребенка в условиях турист-ско-краеведческой деятельности (ТКД), разработал 5-цикловый подход в организации ТКД с детьми, цикл-программу мероприятий, административно-хозяйственную и краеведческую структуры самоуправления в детском коллективе в процессе ТКД, а также кодекс туристских законов. Он пропагандирует в своих трудах принцип изучения окружающего мира от простого к сложному, от родного гнезда до всей России. Нынешние юные путешественники живут и сейчас по заповедям, которые разрабатывал еще Александр Александрович:
• Люби и береги свою Родину - Россию, свой народ!
• Крепи мир и дружбу между народами!
• Изучай окружающий мир - это школа жизни, школа народной мудрости!
• Готовь свое тело и дух к встрече с трудностями - самосовершенствуйся!
• Береги свою честь и достоинство смолоду.
Научные труды классиков российского детского туризма -
A. А. Остапца-Свешникова [1], И. В. Зорина [2], И. А. Дрогова [3],
B. А. Квартальнова [4], Ю. С. Константинова [5], Д. В. Смирнова [6], Шипко А. Л. [7] и др. внедрены в практику во многих регионах России, Казахстана, Украины и Белоруссии.
Созданная по инициативе А. А. Остапца-Свешникова и Ю. А. Поповича региональная общественная организация «Акаде-
мия детско-юношеского туризма и краеведения» стала катализатором активизации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагогов по актуальным проблемам педагогики дополнительного образования, туризма и краеведения, спортивного ориентирования, школы безопасности, экологического и гражданско-патриотического воспитания, в вопросах социального партнерства учреждений науки, образования и практики по подготовке научно-педагогических кадров для сети организаций дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля и многих других.
Одним из важных аспектов в исследованиях А. А. Остапца-Свешникова является формирование туристско-краеведческих навыков с дошкольного возраста, что легло в основу разработки модели системы непрерывного туристско-краеведческого образования (детский сад - школа - дополнительное обучение - колледж, вуз), разработанной и реализуемой Центром детско-юношеского туризма и краеведения города Астаны.
Опыт создания А. А. Остапцом-Свешниковым сначала клуба, а затем экспериментального Центра детско-юношеского туризма и краеведения «Родина», где проводились и проводятся районные, окружные, городские, областные, всероссийские и международные совещания, семинары, конференции по проблемам детско-юношеского туризма, краеведения и экологии, разработанная им концепция «Школа жизни - окружающий мир», которая легла в основу педагогической деятельности Центра «Родина», являются ярким примером больших воспитательно-образовательных возможностей интеграции общего среднего и дополнительного образования. Этот опыт нашел свое отражение и в становлении детского туризма в нашей столице - Астане.
В советское время Станции юных туристов существовали во всех крупных городах, после развала Советского Союза, они были временно закрыты. В городе Астане история детского туризма начиналась еще с 60-х годов XX столетия, когда при областном отделе народного образования открылась областная станция юных туристов со штатом из 2-х человек. Впоследствии до 1990 года сменилось около 6 директоров, которые развивали по возможности туризм в городе и области. В 1973 году областную станцию юных туристов перевели в новую школу № 28, где она занимала 2 классные комнаты, расширился штат сотрудников, заметно прибавилось
финансирование, расширилась материально-техническая база. Позже станции было выделено отдельное помещение, сделана реконструкция своими силами, станции была передана территория городского парка с 17 корпусами, оставшимися после проведения американской выставки, для детской туристской базы. В те годы станция развернула большую работу по организации туристско-краеведческой деятельности в школах города. В период оптимизации внешкольные организации перестали существовать, был потерян кадровый потенциал, дети были лишены любимых занятий.
После долгих лет, благодаря упорному труду таких людей, как семья заядлых туристов Астаны Шаяхметовых, сначала на базе средней школы № 19 (окраиной тогда школе), была внедрена модель туристско-краеведческой деятельности со школьниками, открыт дворовый клуб с профильными кружками, в учебные программы с 1 по 10 классы были введены уроки туризма и факультативы, открыты кружки пешеходного и горного туризма, спортивного ориентирования, скалолазания, студия бардовской песни, астрономический кружок, филиал детской музыкальной школы, астрономическая обсерватория и скалолазный тренажер, все кружки работали на бесплатнй основе. Модель была ориентирована по 2 направлениям (туризм и краеведение), по каждому разработаны мероприятия, органично вписавшиеся в учебно-воспитательный процесс школы. Было разработано программно-методическое сопровождение модели, определены критерии результативности. Об эффективности данной модели свидетельствуют достижения всего коллектива школы, педагогов и учащихся на городском, республиканском и международном уровнях.
Не давала покоя все же идея открытия городской станции и в 2005 году столичная Станция юных туристов вновь открыла свои двери на базе школы-гимназии № 4. После ухода Шаяхметова Асхата Галиевича на пенсию, на должность директора был назначен Абенов Мэлс Кабдоллович. В 2016 году станция была реорганизована из ГУ «Станция юных туристов» в ГККП «Центр детско-юношеского туризма и краеведения» акимата г. Астаны (далее Центр).
Именно в те годы, большую помощь и поддержку в становлении Станции юных туристов г. Астаны оказал Фомин Виктор Павлович, светило Казахстанского детского туризма, он же познакомил наш
коллектив с деятельностью МАДЮТиК и уже 22-23 апреля 2006 года, через 7 месяцев после открытия станции, была организована Республиканская научно-практическая конференция «Формирование Евразийской культуры школьников средствами туристско-краеведческой деятельности» с участием Поповича Юрия Александровича, президента МАДЮТиК и Шацкой Марии Алексеевны, кадровой службы Академии. В конференции приняли участие 31 представитель различных детских туристских организаций, по итогам был выпущен сборник материалов, а затем 11 октября 2006 года был утвержден Паспорт Астанинского отделения Академии, которая сейчас насчитывает 34 индивидуальных и 4 коллективных членов Академии. Сотрудничество с Академией набирает обороты, при содействии нынешнего президента Академии Смирнова Дмитрия Витальевича расширяются рамки этого сотрудничества, проводятся совместные семинары, совещания, конференции, публицистическая деятельность, благодаря чему наши педагоги имеют возможность обмениваться опытом работы, методическими новинками, принимать участие в международных мероприятиях.
Под школьным туризмом и краеведением понимают турист-ско-краеведческую деятельность учащихся, выходящую за рамки учебных программ и организуемую школой и учреждениями дополнительного образования в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени. Более полным представляется определение А.А. Остапца-Свешникова, который видит в детско-юношеском туризме «средство гармонического развития детей, подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности». Это определение указывает на то, что в туризме должны интегрироваться все основные стороны воспитания личности. Туристско-краеведческая деятельность сегодня - это массовая внеклассная форма работы школьников по всестороннему изучению родного края, решающая воспитательные, познавательные, оздоровительные задачи и обусловленная программно-нормативными документами.
Специфичность туристско-краеведческой деятельности заключается в непосредственном «столкновении» детей с окружающей его природной и социальной средой, с действительностью, с жизнью и имеет большие воспитательные возможности, так как способствует воспитанию патриотизма, гражданственности, ува-
жения к государственной символике, развивает познавательный интерес к познанию родного края, коммуникабельность, чувство ответственности и взаимопомощи, основы экологической культуры. И чем раньше дети начнут подвергаться этому воспитанию, тем эффективнее будет результат.
В работах известных педагогов современности особо подчёркивается ответственность учителя, от которого требуется педагогическое мастерство, широкий кругозор, оригинальность мироощущения и способность организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы ученики могли получить опыт социальной активности и почву для развития личных способностей. В трудах Коменского Я. А., Песталоцци И. Г., Герберта И. Ф. и других корифеев прошлого можно найти массу удивительных, актуальных, мудрых мыслей, которые могут реально помочь и современному педагогу, несмотря на разделяющие их эпохи. «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать» (А. С. Макаренко).
Актуальна на современном этапе методика воспитания тури-стско-краеведческой культуры с детьми дошкольного возраста, которую предложил педагогам-новаторам А. А. Остапец-Свешников. Она легла в основу разработку программы «Малый туризм» педагога Центра Шаяхметовой Г. М., были разработаны программно-методическое сопровождение для дошкольников и младших школьников, программа включает 6 образовательных модулей, она апробирована на базе детского сада № 13 «Т^лпар» г. Астаны, продолжение обучения проходит на базе начальных классов средней школы № 19 столицы.
Романтика туристских прогулок и походов с дошкольного возраста способствует познавательной активности ребёнка, позволяет привлечь в сферу её действия и детей и родителей, а широкие педагогические возможности туристско-краеведческой деятельности содействуют сплочению как детского, так и взрослого коллектива, вовлечению родительского контингента в педагогический процесс, облегчению управлением детским коллективом и каждым учащимся. При всём при этом в этом процессе важна роль и миссия педагога-наставника, педагога-товарища, способного реализовать на практике конструктивные взаимоотношения с детьми, построенные на постулатах педагоги сотрудничества, также описанной Александром Александровичем.
Педагогика сотрудничества - это трудноуловимое духовное единение учителя и ученика, наставника и стажёра, воспитателя и воспитуемого; педагогика, ориентированная на формирование и становление личности ребёнка, в процессе которой он попадает в условия, благоприятные для познания самого себя. К таким условиям можно отнести пребывание в летнем палаточном лагере, опыт организации такого лагеря имеет Центр детского туризма г. Астаны, который на протяжении 17 лет проводит детский лагерь «Батыр» на территории Ерейментауского района.
Коллектив Центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Астаны представляет сплав опыта и молодости, состоит из педагогов, квалифицированных специалистов, фанатов своего дела. В кружках Центра, практически на бесплатной основе, занимаются более 700 учащихся столицы, занятия проводятся в 52 группах с казахским и русским языками обучения по 16 направлениям: туристское многоборье, горный туризм, водный туризм, пешеходный туризм, велотуризм, спелеотуризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, «Малый туризм», «Пение под гитару», «Юные археологи», «влкетанушы туристер», «Юные туристы-спасатели», «Юные геологи», «Музейное дело». Центр имеет отдельное здание, филиал на базе школы-гимназии № 4. Занятия кружков проводятся как на базе центра, так и на базе 15 школ и 2-х детских садов столицы, под руководством 25 опытных педагогов и профессионалов своего дела. В кружках занимаются дети с различным социальным статусом, из малообеспеченных и многодетных семей, дети с ограниченными возможностями.
Ежегодно коллектив Центра проводит более 20 массовых городских мероприятий, с охватом 8500 учащихся столицы, обеспечивает занятость детей в каникулярное время, проводятся туристские походы по родному краю и республике, выезды по маршрутам здоровья, категорийные походы, краеведческие экспедиции, тематические экскурсии, летний палаточый лагерь «Батыр» (в Ерейментау-ском районе), в котором ежегодно отдыхают 360 детей, во время которых дети имеют возможность выполнить нормативы на значки «Жас турист», «^азакстан саяхатшысы» и спортитвные разряды.
На современном этапе Центр проводит большую массовую работа с учащимися, которая ведется по трем приоритетным направлениям: экология, краеведение и туризм. В рамках реализации Программы «Рухани жацгыру» Центр является спикером направ-
ления «влкетану» подпрограммы «Тэрбие жэне бшм» и участвует в 4 подпроектах: «Алтын адам», «Менщ Отаным - ^азакстан», «Табигат бесiгi» и «Тарих м^расы». С 2017 года, под руководством Центра, выполняющего также функцию проектного центра эколо-го-краеведческого воспитания, в школах столицы созданы отряды - экологический, краеведческий, туристско-спортивный, которые во главе своих лидеров принимают участие в мероприятиях проекта «Менщ Отаным - ^азакстан».
Через экологические школьные отряды реализуется экологические десанты «Зеленый пояс Астаны», экологические акция «Зеленый парус Астаны» и «Береги пернатых!», акция по установке раздельного сбора мусора во всех школах столицы (стекло, пластмасс, бумага, разное), итоги всей работы подводятся на экологическом Форуме. Участники краеведческих отрядов принимают участие в выездных экспедициях «От памятных мест - к святыням Казахстана» по направлениям (Великие люди Казахстана, Казахское ханство, Сакральный Казахстан, История городов), туристско-спортивные отряды совершают одно, двух, трехдневные походы выходного дня по «Маршрутам здоровья», выполняют нормативы на туристские значки, организуют туристско-спортивные мероприятия в своей школе, на городском туристском слете по итогам года лучшие отряды награждаются грамотами и призами.
Воспитанники Центра принимают активное участие в слетах, соревнованиях, чемпионатах, фестивалях, экспедициях и походах, участвуют в проектной и поисково-исследовательской деятельности. Итогом плодотворной работы детей и педагогов являются достижения учащихся на соревнованиях и конкурсах городского, республиканского и международного уровней, так в 2017 году воспитанниками Центра завоевано 67 призовых мест.
С 2015 года запущен проект «Детско-юношеское патриотическое движение «Жалын» («Пламя»), который осуществляется в рамках республиканской туристской экспедиции школьников «Менщ Отаным - ^азакстан» («Моя Родина - Казахстан»), в нем участвуют 46 экспедиционных поисковых отрядов с общим охватом 800 участников.
В рамках развития семейных клубов и детских инициатив на базе Центра функционируют 4 клуба, в которых принимают участие около 200 детей и родителей: клуб любителей бардовской песни «Творческая среда» (руководитель Бейсембаева Г. Г.); клуб
спелеотуристов «Грот» (руководитель Велижанин В. А.); клуб альпинистов и скалолазов «Эдельвейс» (руководитель Беляков С. А.); туристский клуб «Горизонт» (руководитель Царев А. А.).
В период проведения Международной выставки «Астана ЭКСПО-2017» был организован прием детей из Атырауской области в общем количестве 1880 учащихся.
Центр сотрудничает с 20 социальными партнерами, Международной академией детско-юношеского туризма и краеведения, 5 сотрудников Центра являются ее членами, региональное отделение Академии также функционирует на базе Центра.
Центр детско-юношеского туризма и краеведения г. Астаны является вторым домом для юных романтиков, уникальность всей его работы способствует воспитанию настоящих патриотов, сплочению коллектива, самопознанию, оздоровлению и является результатом совместного творческого сотрудничества учащихся и педагогов.
Идеи и работы А. А. Остапца-Свешникова - это наши настольные книги, это компас, указывающий верный путь для любого творчески мыслящего педагога и руководителя, это уникальный опыт организации туристско-краеведческой деятельности с детьми, это эталон трудолюбия, компетентности и мудрости!
Участники I Республиканской научно-практической конференции «Формирование Евразийской культуры школьников средствами туристско-
краеведческой деятельности» в г. Астане, с участием Поповича Ю. А., Шацкой М. А., Фомина В. П., Тарасенко Е. И.
(2006 г.)
Большой совет Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения в г. Уральске (2007 г.)
Вручение награды «Золотой компас» за разработку и внедрение туристско-краеведческой модели школы
Республиканский семинар для руководителей организаций, реализующих образовательные программы туристско-краеведческого направления дополнительного образования детей «Рухани жантыру» -взгляд в будущее», г. Астана (22.04.2018 г.) с участием Смирнова Д. В., президента МОО «МАДЮТК» (г. Москва) и Фомина В. П., вице-президента, председателя Казахстанского зарубежного филиала МОО «МАДЮТК»
(г. Уральск)
Примечания
1. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся [Текст] : метод. рекомендации / А. А. Остапец ; Рос. междунар. акад. туризма. - М. : РМАТ, 2001. - 87 с.; Остапец-Свешников А. А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / А. А. Остапец-Свешников. - М., 1989. - 32 с.; Остапец-Свешников А. А. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. А. Оста-пец-Свешников. - М., 1974. - 23 с.
2. Зорин И. В. Энциклопедия туризма [Текст] : справочник / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов ; Рос. междунар. акад. туризма. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 364 с. Зорин И. В. Профессиональное образование и карьера в туризме [Текст] : учеб. для магистратуры по направлению «Менеджмент» и аспирантуры / И. В. Зорин, А. И. Зорин ; Рос. междунар. акад. туризма. - М. : Сов. спорт, 2005. - 525 с.;
3. Дрогов И. А. Методика подготовки кадров самодеятельного туризма [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / И. А. Дрогов. - М., 1989. - 23 с.,; Дрогов И. А. Организационное и программно-методическое обеспечение учебно-тренировочной работы в спортивно-оздоровительном туризме : монография / И. А. Дрогов; ФГБОУ ВПО «Российский гос. ун-т физ. культ., спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», МОО «Акад. детско-
юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова». - М., 2014. - 160 с.
4. Квартальнов В. А. Педагогика и туризм [Текст] : учеб. для студентов вузов турист. профиля / В. А. Квартальнов ; Рос. междунар. акад. туриз-ма-Турист. ун-т. - М. : Совет. спорт, 2000. - 334 с.; Квартальнов В. А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / В. А. Квартальнов; Рос. междунар. акад. туризма. - М., 2000. - 32 с.; Квартальнов В. А. Туризм [Текст] : учеб. для обра-зоват. учреждений турист. профиля / В. А. Квартальнов ; Рос. междунар. акад. туризма. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 314.
5. Константинов Ю. С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ю. С. Константинов; Рос. междунар. акад. туризма. - М., 1999. -22 с.; Константинов Ю. С. Детский туризм в России [Текст] : очерки истории, 1918-1998 гг. / Сост. Ю. С. Константинов ; Авт.-сост. Ю. С. Константинов. - М. : Изд-во ЦДЮТур МО РФ, 1998. - 176; Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм [Текст] : учеб.-метод. пособие / Ю. С. Константинов ; Федер. центр дет.-юнош. туризма и краеведения. - М. : ФЦДЮТиК, 2006. -600 с.; Константинов Ю. С. Туристско-краеведческая деятельность в школе [Текст] : учеб.-метод. пособие / Ю. С. Константинов, Л. П. Слесарева ; Рос. акад. образования, Ин-т семьи и воспитания, Департамент образования г. Москвы, ГОУ «Моск. гор. станция юных туристов». - М. : МосгорСЮТур, 2011. - 352 с.; Константинов Ю.С. История отечественного детского туризма (1918-2018 гг.) : монография / ФГБУДО ФЦДЮТК; МОО МАДЮТК - М. -672 с.
6. Смирнов Д. В. Туристское мастерство как средство профессиональной ориентации учащихся в учреждениях дополнительного образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Д. В. Смирнов; Рос. междунар. акад. туризма. - М., 1999. - 27 с. : Смирнов Д.В. Дополнительное образование специалистов [Текст] : аннот. указ. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд., д-ра наук. - М. : Сов. спорт, 2001. - Вып. 2 : Педагогика и психология / Сост.: Д. В. Смирнов ; Ин-т общ. сред. образования Рос. акад. образования, Рос. междунар. акад. туризма. - 2001. - 209 с. Смирнов Д. В. Программы дополнительного образования детей [Текст] : типовые программы турист.-спорт. направленности для учреждений доп. образования детей, подростков и молодежи. - М. : Сов. спорт, 2003 - Вып. 4 : Оздоровительно-познавательный туризм / Д. В. Смирнов ; Ин-т общ. сред. образования РАО, Гос. исслед. учреждение - Центр доп. образования РАО, Рос. междунар. акад. туризма. - 2003. - 103 с. Смирнов Д. В. Программы дополнительного образования детей [Текст] : типовые программы турист.-спорт. направленности для учреждений доп. образования детей, подростков и молодежи / Ин-т общ. сред. образования РАО, Гос. исслед. учреждение- Центр доп. образова-
ния РАО, Рос. междунар. акад. туризма; Под общ. ред. Д. В. Смирнова. - М. : Сов. спорт, 2003 - Вып. 5 : Спортивный туризм: туристское многоборье: В 2 ч. - Ч.2: Этапы туристско-спортивной подготовки: учебно-тренировочный, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства / Авт.-сост.: Ю. М. Лагусев, А. И. Зорин, Д. В. Смирнов. - 2003. -123. Смирнов Д. В. Становление системы дополнительного профессионального туристско - краеведческого образования педагогов [Текст] / Д. В. Смирнов ; Учреждение Рос. акад. образования «Ин-т содерж. и методов обучения». - М. ; Киров : Изд-во Вят. гос. пед. ун-та, 2011. - 161 с. Смирнов Д. В. Образовательный кластер как социокультурная среда дополнительного профессионального туристко-краеведческого образования педагогов [Текст] / Д. В. Смирнов ; Учреждение Рос. акад. образования «Ин-т содерж. и методов обучения», ФГБОУ ВПО «Шуйс. гос. пед. ун-т». - Киров : Изд-во ВятГГУ, 2012. - 234 с. Смирнов Д.В. Система дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Д. В. Смирнов. - Шуя, 2012. - 49 с. : Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. [Текст] / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. - 3-е изд. -М. : Просвещение, 2013. - 111 с.
7. Шипко А. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания готовности старшеклассников к защите Родины [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Л. Шипко; АПН СССР, НИИ общ. проблем воспитания. - М., 1988. - 15 с.; Шипко А. Л., Смирнов Д. В. Процесс социализации «кочевого архетипа» в дополнительном туристско-краеведческом образовании как средство формирования готовности личности к совершению туристских путешествий // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения : науч.-метод. журнал - 2014. - № 1 (110) - С. 39-64.; Шипко А.Л. Формирование патриотизма и современность // Педагогическое искусство - № 1 - 2017 - 110-114.