Научная статья на тему 'Перспективы развития научной школы "педагогика детско-юношеского туризма и краеведения"'

Перспективы развития научной школы "педагогика детско-юношеского туризма и краеведения" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. А. ОСТАПЕЦ-СВЕШНИКОВ / ЭНТУЗИАСТ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ПЕДАГОГИКА ТУРИЗМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / OSTAPETS-SVESHNIKOV / A. A / ENTHUSIAST / TOURIST AND LOCAL LORE ACTIVITY / SCIENTIFIC SCHOOLS / YOUTH TOURISM / EDUCATION TOURISM / EDUCATIONAL PRACTICES / EXPERIMENTAL TESTING / NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Юлия Юрьевна

Раскрывается роль А. А. Остапца-Свешникова в создании отечественной системы подготовки научно-педагогических кадров для занятий с юными туристами и краеведами. Дается характеристика научной школы «Педагогика детско-юношеского туризма и краеведения», организатором которой выступил А. А. Остапец-Свешников. Отмечается, что координирующая роль в обобщении и распространении наиболее эффективных педагогических практик в сфере туризма и краеведения принадлежит международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова». Показана роль экспериментальной проверки и уточнения содержания и методов реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, нормативно-правового обеспечения туристско-краеведческой деятельности с учетом расширяющейся практики сетевого взаимодействия образовательных организаций, новых организационных моделей работы школ, музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of development of scientific school "Pedagogy of youth tourism and local lore"

The role of A. A. Ostapets-Sveshnikov in the creation of the national system of scientific and pedagogical staff training for working with young tourists and regional specialists is shown. The characteristic of the scientific school "Pedagogy of youth tourism and local history" organized by A. A. Ostapets-Sveshnikov is given. It is noted that the coordinating role in the compilation and dissemination of the most effective pedagogical practices in the field of tourism and regional studies belongs to the international public organization "International Academy of youth tourism and local lore named after A. A. Ostapets-Sveshnikov". The role of experimental testing, refinement of the content and methods in the implementation of programs extracurricular activities and additional education, normative-legal support of tourist and local activities is shown. The brief description of the evolving practice of network interaction of social, scientific and educational organizations in implementing the organizational models of schools, museums is given.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития научной школы "педагогика детско-юношеского туризма и краеведения"»

УДК 374.1; 374.73; 001.89

Ю. Ю. Власова

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «ПЕДАГОГИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

И КРАЕВЕДЕНИЯ»

Раскрывается роль А. А. Остапца-Свешникова в создании отечественной системы подготовки научно-педагогических кадров для занятий с юными туристами и краеведами. Дается характеристика научной школы «Педагогика детско-юношеского туризма и краеведения», организатором которой выступил А. А. Остапец-Свешников. Отмечается, что координирующая роль в обобщении и распространении наиболее эффективных педагогических практик в сфере туризма и краеведения принадлежит международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова». Показана роль экспериментальной проверки и уточнения содержания и методов реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, нормативно-правового обеспечения туристско-краеведческой деятельности с учетом расширяющейся практики сетевого взаимодействия образовательных организаций, новых организационных моделей работы школ, музеев.

The role of A. A. Ostapets-Sveshnikov in the creation of the national system of scientific and pedagogical staff training for working with young tourists and regional specialists is shown. The characteristic of the scientific school "Pedagogy of youth tourism and local history" organized by A. A. Ostapets-Sveshnikov is given . It is noted that the coordinating role in the compilation and dissemination of the most effective pedagogical practices in the field of tourism and regional studies belongs to the international public organization "International Academy of youth tourism and local lore named after A. A. Ostapets-Sveshnikov". The role of experimental testing, refinement of the content and methods in the implementation of programs extracurricular activities and additional education, normative-legal support of tourist and local activities is shown. The brief description of the evolving practice of network interaction of social, scientific and educational organizations in implementing the organizational models of schools, museums is given.

Ключевые слова: А. А. Остапец-Свешников, энтузиаст туристско-крае-ведческой деятельности, научная школа, детско-юношеский туризм, педагогика туризма, педагогические практики, экспериментальная проверка.

Keywords: Ostapets-Sveshnikov, A. A., enthusiast, tourist and local lore activity, scientific schools, youth tourism, education tourism, educational practices, experimental testing, networking.

О таких людях, как Александр Александрович Остапец-Свеш-ников, принято говорить, что он родился под счастливой звездой: разносторонне одаренный, прекрасно образованный, активный и душевно щедрый человек - таким он остался в памяти многочисленных учеников и последователей. В его яркой жизни было много достижений. Доктор педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР, автор множества научных трудов и методических публикаций, он использовал организаторский талант и литературные способности для расширения круга единомышленников - энтузиастов туристско-краеведческой деятельности.

Неоценим вклад А. А. Остапца-Свешникова в организацию детско-юношеского общественного движения «Моя Родина -СССР», во многом благодаря ему была реализована системная подготовка научно-педагогических кадров для занятий с юными туристами и краеведами.

Как говорят его коллеги, Александр Александрович всегда щедро делился своими идеями и знаниями. Для распространения передового педагогического опыта он основал журналы «Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения» и «Юный путешественник», много писал сам, при этом неустанно вдохновляя и обучая других.

Можно с уверенностью утверждать, что А. А. Остапец-Свеш-ников - создатель научной школы «Педагогика детско-юношеского туризма и краеведения». В настоящее время налицо все признаки наличия научной школы - наличие лидера и последователей, единых концептуальных научных подходов, уникальных методик и технологий, публикаций.

Идеи научной школы по-прежнему востребованы педагогической практикой, ученики Александра Александровича эмпирическим путем обогащают свою «педагогическую копилку», обобщают и распространяют наиболее эффективные педагогические практики в сфере туризма и краеведения. В этом процессе весьма значительная координирующая роль принадлежит международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова».

Развитие теоретических и прикладных аспектов научных идей А. А. Остапца-Свешнико-ва курирует ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». На базе образовательных организаций общего и дополнительного образования создана сеть экспериментальных площадок Института, где под руководством ведущего научного сотрудника центра управления инновационными проектами Института, доктора педагогических наук, доцента Дмитрия Витальевича Смирнова проходит экспертная и практическая апробация новых научных идей последователей научной школы А. А. Остапца-Свешни-кова. В 2016 г. эта работа проводилась в 10 общеобразовательных организациях, в 12 организациях дополнительного образования детей, а также в 6 муниципальных образовательных сетях различных субъектов Российской Федерации.

Основные современные научные проблемы в сфере педагогики детско-юношеского туризма и краеведения связаны с новыми социально-экономическими и организационными условиями реализации образовательных программ.

Экспериментальная проверка и уточнение требуются, в частности, в отношении содержания и методов реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, нормативно-правового обеспечения туристско-краеведческой деятельности с учетом расширяющейся практики сетевого взаимодействия образовательных организаций, новых организационных моделей работы школьных музеев и т. д. Сотрудники Института в содружестве с педагогами образовательных организаций-партнеров решают, кроме того, перспективную научную задачу выявления крите-

риев оценки качества и результатов образовательной деятельности в сфере дополнительного образования детей.

Большой интерес педагогической общественности к Международным педагогическим чтениям памяти А. А. Остапца-Свешни-кова показывает, сколь велика численность российских педагогов, в своей повседневной работе применяющих и развивающих концептуальные идеи научной школы, основанной Александром Александровичем. Образовательный потенциал туристско-краевед-ческой деятельности можно считать неисчерпаемым.

При этом очевидно, что в современных условиях любые идеи живут и развиваются лишь в цифровом мире. Для сохранения научной школы, для расширения круга ее последователей, для обучения талантливой молодежи и эффективного обмена опытом целесообразно обобщить и систематизировать научно-педагогическое наследие А. А. Остапца-Свешникова и его последователей, используя новейшие технологии хранения и распространения информации.

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» и Международная общественная организация «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова» готовы возглавить эту работу, гарантируя защиту авторских прав наследников А. А. Остапца-Свешникова и авторов лучших педагогических практик.

Примечания

1. Алиева Л. В., Казанцев В. В. Использование педагогического наследия А. А. Остапца-Свешникова в создании инновационной системы внеурочной работы в общеобразовательном учреждении // Образование и саморазвитие. 2011. Т. 5. № 27. С. 196-200.

2. Маркотенко Е. В. А. А. Остапец-Свешников - взгляд в будущее // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 2. С. 35-39.

3. Смирнов Д. В., Власова Ю. Ю. К проблеме новации, инновации и инновационной деятельности в формальном и неформальном образовании // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 3 (120). С. 28-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.