Научная статья на тему 'А. А. Остапец-Свешников - турист, педагог, ученый'

А. А. Остапец-Свешников - турист, педагог, ученый Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ШКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ACADEMY OF CHILDREN AND YOUTH TOURISM / SCHOOL TOURISM / LOCAL LORE / PROFESSIONAL ACTIVITY / LOCAL LORE AND TOURIST ACTIVITY / PEDAGOGICAL ACTIVITY / SCIENTIFIC ACTIVITY / PUBLIC ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинов Юрий Сергеевич

Дана характеристика жизненного пути А. А. Остапца-Свешникова -путешественника, спортсмена-туриста, педагога, ученого, организатора, руководителя. Показана роль ученого во введение в научный оборот определения туристско-краеведческая деятельности получившую отражение в идеологии отечественной системы образования. Остапец А. А способствовал и официально закрепил в научно-педагогической литературе, нормативных документах, что сущность детско-юношеского туризма по своей природе всегда содержит элементы познания родного края. Раскрыт аргумент А. А. Остапца о том, что коэффициент полезного педагогического действия туризма зависит не столько от его «природных» свойств, сколько от подхода к нему организаторов и от их умения и опыта в этой области, персональной концепции и профессиональной подготовки. Оценена роль А. А. Остпаца в создании общественной организации Московской академии детско-юношеского туризма и краеведения и его научнопедагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.A. Ostapets - Sveshnikov - tourist, pedagogue, scientist

A characteristic is given to A.A. Ostapets-Sveshnikov traveler, sportsman in tourism, pedagogue, scientist, organizer and leader. The role of scientist is shown for introducing the meaning of “touristic local lore activities” in the scientific circulation, which is reflected in national education system ideology. A.A. Ostapets-Sveshnikov has contributed and formalized in scientific pedagogi cal literature and regulations that the essence of children tourism and youth tourism is always include the elements of native land knowledge. The argument of A.A. Ostapets about tourism is disclosed. Pedagogical efficiency depends on not only its “natural” properties but organizers treatment and their skills and experience in that sphere, personal concept and professional preparations. The role of A.A. Ostapets was appreciate in the establishment of public organization of Moscow academy of children and youth tourism, local lore and its scientific pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «А. А. Остапец-Свешников - турист, педагог, ученый»

Сегодня, равно как и в начале прошлого века, весьма актуальны слова известного педагога, ученого и деятеля народного образования России В. П. Вахтерова, утверждавшего, что «сила страны не в пространстве, даже не в числе людей, а тем менее в количестве войск; сила страны в числе просвещенных, энергичных, трудоспособных, стойких деятелей, а это дело воспитания и образования»1. Именно этому всегда следовал своим служением педагогике детского туризма Великий педагог и гражданин Александр Александрович Остапец-Свешников.

УДК 908; 929; 37.018

Ю. С. Константинов

А. А. ОСТАПЕЦ-СВЕШНИКОВ - ТУРИСТ, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ

Дана характеристика жизненного пути А. А. Остапца-Свешникова -путешественника, спортсмена-туриста, педагога, ученого, организатора, руководителя. Показана роль ученого во введение в научный оборот определения туристско-краеведческая деятельности получившую отражение в идеологии отечественной системы образования. Остапец А. А способствовал и официально закрепил в научно-педагогической литературе, нормативных документах, что сущность детско-юношеского туризма по своей природе всегда содержит элементы познания родного края.

Раскрыт аргумент А. А. Остапца о том, что коэффициент полезного педагогического действия туризма зависит не столько от его «природных» свойств, сколько от подхода к нему организаторов и от их умения и опыта в этой области, персональной концепции и профессиональной подготовки. Оценена роль А. А. Остпаца в создании общественной организации Московской академии детско-юношеского туризма и краеведения и его научно-педагогической деятельности.

A characteristic is given to A.A. Ostapets-Sveshnikov - traveler, sportsman in tourism, pedagogue, scientist, organizer and leader. The role of scientist is shown for introducing the meaning of "touristic local lore activities" in the scientific circulation, which is reflected in national education system ideology. A.A. Ostapets-Sveshnikov has contributed and formalized in scientific pedagogi-

1 Вахтеров В. П. Внешкольное образование народа: Сельские библиотеки, книжные склады. Воскресные школы и повторительские классы. - М.: Изд-во т-ва И.Д. Сытина, 1896. 380 с.

cal literature and regulations that the essence of children tourism and youth tourism is always include the elements of native land knowledge.

The argument of A.A. Ostapets about tourism is disclosed. Pedagogical efficiency depends on not only its "natural" properties but organizers treatment and their skills and experience in that sphere, personal concept and professional preparations. The role of A.A. Ostapets was appreciate in the establishment of public organization of Moscow academy of children and youth tourism, local lore and its scientific pedagogical activity.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, школьный туризм, краеведение, профессиональная деятельность, туристско-краеведческая деятельность, педагогическая деятельность, научная деятельность, общественная организация.

Keywords: academy of children and youth tourism, school tourism, local lore, professional activity, local lore and tourist activity, pedagogical activity, scientific activity, public organization.

В системе детско-юношеского туризма и краеведения не так много людей (хотя с детьми в походы ходили и ходят сотни тысяч педагогов), о которых можно сказать «Это - маяк». Один из них -Александр Александрович Остапец-Свешников - пример человека, который всей своей жизнью, профессиональной педагогической, научной и туристской деятельностью, служит и будет служить еще не одному поколению педагогов-туристов образцом для подражания, чей вклад в развитие детско-юношеского туризма, его научного обоснования очень велик.

Мне посчастливилось общаться и работать с Александром Александровичем в течение почти сорока лет, и я считаю возможным оценить его вклад в педагогическую науку, в развитие системы дополнительного образования, в совершенствование теории и практики туристско-краеведческой деятельности.

Александр Александрович по жизни был неординарным человеком, постоянным генератором идей, талантливым организатором, умеющим видеть перспективу своей деятельности и средства для ее достижения. Он был ярким представителем того непростого времени, которое переживала наша страна, того поколения, которое верило в будущее и отдавало все свои силы для построения этого будущего.

Он родился в 1929 г. в Москве. Не случаен его приход в туризм в 1949 году, ведь его кипучая энергия требовала выхода, ему

необходима была постоянная подпитка впечатлениями, новыми фактами, знакомство с новыми людьми - все то, что дает туризм, походы и путешествия. Он много путешествовал по регионам Российской Федерации, Средней Азии, Крыму, Кавказу. Это были и небольшие походы, и категорийные путешествия, и уже в 1964 году ему было присвоено звание «Мастер спорта СССР по туризму».

Активная жизненная позиция, энергия, и в то же самое время организаторские способности комсомольца Остапца были замечены, и в 1952 году Центральным комитетом ВЛКСМ он был командирован на строительство Куйбышевской ГЭС. Ему был поручен сложный участок - культурно-просветительная и спортивная работа среди молодых строителей. В эти годы он сам активно занимался спортом: играл в волейбол за команду мастеров «Крылья Советов» города Куйбышева, активно занимался мотоспортом, велосипедом. Но туризм оставался его основным увлечением - он организовывал и проводил водные походы по маршруту «Волжской кругосветки», совершал различные походы, организовывал и проводил туристские слеты и соревнования. В эти годы он вплотную начал работать и системой образования - принимает непосредственное участие в организации двух детских спортивных школ, привлекает детей строителей к походам, занятиям туризмом.

Вернувшись в 1956 году в Москву Александр Александрович стал преподавать физкультуру и туризм в интернате № 15. Работа в интернате - это его первые шаги на педагогическом поприще. С ребятами интерната он много путешествовал на мотоциклах, велосипедах, байдарках, лыжах и пешком. Помимо этого он с учащимися наладил производство детских игрушек и пошив платьев, а на полученные деньги приобреталось туристское и спортивное снаряжение. В это же время он заочно учился в Институте Физкультуры (ГЦОЛИФКе), а по его окончании еще продолжил учебу в МГЗПИ на биологическом факультете.

В педагогическую науку он пришел в 1968 году, поступив на работу в Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики Академии педагогических наук СССР. В науку он вошел уже признанным практиком, имея в среде педагогов-туристов заслуженный авторитет. Десятилетиями педагоги, заинтересованные в результатах своего труда, искали новые направления деятельности со школьниками, в недрах педагогической практики шла работа, накапливался интересный опыт, который может и должен

быть использован. Однако, педагогам-практикам сложно абстрагироваться от повседневной текучки дел, «подняться на горку», чтобы с нее обозреть общую картину и разглядеть в туманной дали ориентиры и пути к ним - куда дальше идти, какими тропинками-дорожками. Но без осмысления пройденного и сегодняшнего состояния дел очень сложно работать дальше. Анализируя имеющийся опыт, необходимо отобрать такие формы работы, такие методы и приемы, которые бы позволили формировать человека, обладающего устойчивым мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями и, вместе с тем, психологически лабильного, гибкого, способного усваивать и перерабатывать информацию, способного к саморазвитию в юношеском и зрелом возрасте. Необходимо разобраться, все ли взяла для себя система образования из того, что может дать туризм; есть ли у детско-юношеского туризма неиспользованный педагогический «порох».

Педагогическая наука довольно равнодушно и на практике однобоко подходила к детскому туризму, признавая в нем единственно достойной внимания лишь познавательную сторону, краеведение. Поэтому на практике школы использовали туристско-краеведческую работу с детьми в разные периоды по-разному и так, как кому виделось существо этой формы работы. Управленческие структуры и руководители школ видели в ней то лишь обучающую функцию (расширение и углубление знаний учащихся по основам наук), то воспитание патриотизма или эстетических чувств, то средство физического развития и укрепления здоровья, то форму общественно полезной деятельности, то дополнение к программе допризывной подготовки. Но редко где школы и органы народного образования умели объединить все направления в единый комплекс и использовать на практике в органическом единстве. И ни штаб просвещения - Минпрос СССР, ни Академия педагогических наук не позаботились о выработке единого взгляда на предмет школьного туризма, теории его. Вся «теория» сводилась к освоению технических приемов: как разжечь костер, как пользоваться картой и компасом, как завязать узел и навести переправу через реку и т. п.

Александр Александрович поставил задачу объединить усилия педагогов-практиков и педагогической науки, сумел наработанные педагогами-туристами в течение десятилетий формы тури-стско-краеведческой деятельности осмыслить и сформулировать с педагогической точки зрения, дать рекомендации для улучшения

туристско-краеведческой деятельности. В своих работах он разработал многие положения, которые в настоящее время широко используются в детско-юношеском туризме. Он отмечал, что еще в предвоенные годы разрабатывается система самодеятельного туризма. Характерно, что в ней туризм теснейшим образом связан с краеведением - для получения почетного звания мастера спорта по туризму необходимо было, во-первых, сдать экзамены по географии, истории и биологии, во-вторых, выполнить путешествия 3-ей категории сложности и как участник, и как руководитель группы. С учетом этих требований появляются первые эталонные маршруты и устанавливаются их категории сложности. И хотя эти положения и методические разработки прямо не относились к детскому туризму, станции юных туристов уже в 1930-х гг. начинают собственную научно-методическую деятельность, устанавливая примерные правила, определяя нормативы такой деятельности, соотнося ее с положениями взрослого туризма. Например, во взрослом туризме устанавливается правило: «Турист трижды проходит маршрут: когда его готовит, когда проходит и когда, анализируя его, подводит его итоги». Детский туризм полностью взял это правило в свою методику работы с подрастающим поколением.

Понятие «школьный туризм» идентично получившему распространение и закрепленному в нормативных документах выражению «Туристско-краеведческая деятельность в школе (ТКД)», чему в немалой степени способствовал и официально закрепил этот термин в научной педагогической литературе Александр Александрович.

В традиционном терминологическом определении деятельности «туристско-краеведческая» получила отражение идеология нашей системы образования, ведь туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая. В сочетании туризма (перемещения в пространстве) в доминантной его форме (поход) с познанием края (созерцанием объектов в пути) приоритетным должно являться прохождение намеченного маршрута похода.

Остапец отмечал, что с конца 1960-х годов начинается активная разработка отдельных сторон детско-юношеского туризма, влияющих на формирование личности, в эти годы защищаются следующие кандидатские диссертации:

Рубанова Н. В. «Краеведение как средство связи воспитания с жизнью». - 1965;

Солдатенков А. Д. «Туристско-краеведческая работа как средство патриотического воспитания подростков». - М., 1969;

Сейненский А. Е. «Проблемы краеведения в теории и практике образовательной школы РСФСР (1917-1931 гг.)». - М., 1969;

Пилат И. Н. «Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков». - М., 1970;

Липинак В. Г. «Формирование познавательных интересов в процессе краеведческой деятельности». - Киев, 1969;

Нагорный А. Г. «Экспериментальное исследование ходьбы с грузом и норм нагрузки в туристских походах старших школьников». - М., 1970;

В 1970-х годах продолжается исследовательская работа в области теории и методики детско-юношеского туризма. В Академии педагогических наук, республиканских академиях и в ведущих педагогических вузах готовятся и защищаются диссертации по темам туризма, краеведения, экскурсионного дела, музейной и лагерной работе.

Погрузившись с головой в научно-педагогическую деятельность, Александр Александрович продолжал заниматься с трудными подростками в ПТУ № 1, проводил экспериментально-исследовательскую работу в школах № 416, 424,44 и 733 г. Москвы. Из подготовленного им школьного туристского актива вышли увлеченные помощники, благодаря энтузиазму которых удавалось решать многие сложные вопросы организации детско-юношеского туризма. На собранном материале А.А.Остапец-Свешников в 1974 году защитил диссертацию «Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков» на звание кандидата педагогических наук.

В 1980-е годы несколько снижается исследовательская деятельность в области детско-юношеского туризма. Но это снижение было скорее количественное, а не качественное. Идет серьезное осмысление туристско-краеведческой деятельности как в Академии педагогических наук СССР, так и в республиканских педагогических академиях, и в целом ряде педагогических институтов. В Институте общих проблем воспитания АПН СССР создается группа «Теория и методика детско-юношеского туризма»

под руководством Остапца, просуществовавшая всего пять лет до реформ 1991 года.

В эти годы проводятся научно-практические конференции, посвященные проблемам детско-юношеского туризма, которые содействовали сплочению, пусть пока еще временному, ученых и практиков в области туристско-краеведческой, музейной, экологической и экскурсионной деятельности. По инициативе Александра Александровича в апреле 1988 года проведена Всесоюзная научно-практическая конференция «Развитие идей А. С. Макаренко в туристско-краеведческой деятельности современной школы», а в марте 1989 года Всесоюзная научно-практическая конференция, посвященная 120-летию со дня рождения Н. К. Крупской и 70-летию детско-юношеского туризма в СССР.

В эти годы проведены новые теоретико-методические исследования, защищены кандидатские диссертации:

Климова А. П. «Внешкольная экспедиционная работа учащихся по физической географии как фактор повышения эффективности обучения и воспитания». - М., 1983;

Цыганков В. Г. «Средства и методы нравственного воспитания юных туристов в условиях горных походов». -Ленинград, 1985;

Дранишников В. В. «Организация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой работы». - М., 1986;

В 1989 году Остапец-Свешников защищает диссертацию «Система туристско-краеведческой деятельности

общеобразовательной школы» и становится первым доктором педагогических наук по данному направлению.

Особо необходимо отметить, что авторским коллективом под руководством А. А. Остапца-Свешникова в эти годы была разработана Концепция детско-юношеского туризма и ее основы -туристско-краеведческой деятельности под названием «Школа -окружающий мир».

Александр Александрович выделяет следующие основные положения Концепции:

- освоение окружающего мира средствами туристско-краеведческой деятельности осуществляется по принципу расширяющейся и углубляющейся спирали: от своей семьи, дома - к

родному краю и другим регионам отечества; от созерцания-ознакомления - к научному исследованию действительности;

- структурной основой любого туристско-краеведческого мероприятия является туристско-краеведческий цикл (подготовка, проведение и подведение итогов); связанные между собой циклы создают круглогодичную систему этой деятельности;

- на каждый туристско-краеведческий цикл ставится комплекс воспитательно-образовательно-оздоровительных задач, ориентированных на гармоничное развитие личности учащихся;

- реализация принципа самодеятельности и самоуправления осуществляется через подсистему туристских и краеведческих постоянных и временных (дежурных) походных должностей, имеющих определенный функционал жизненно важных обязанностей;

- функционирование подсистемы воспитательного воздействия: туристско-краеведческих традиций, законов, правил и норм, воспитание на истории, культуре и природе своей Родины;

- открытость, гибкость, вариативность системы, демократичность ее построения (доступность любому учителю и ученику).

Объективно педагогический потенциал школьного туризма, если иметь в виду весь комплекс его форм и видов, и, прежде всего, доминанту - походы, очень велик. Однако на деле коэффициент полезного педагогического действия туризма зависит не столько от его «природных» свойств, сколько от подхода к нему организаторов и от их умения и опыта в этой области, персональной концепции и профессиональной подготовки.

Четкое понимание сущности концепции необходимо всем работникам школы и учреждений дополнительного образования, т. к. только при этом можно целесообразно, педагогически грамотно и с максимальной пользой применять различные формы и нормы туризма к разным контингентам детей.

Еще в 1970-х годах руководство МосгорОНО определило А. А. Остапец-Свешникову школу № 377 в Южном Измайлове для проведения экспериментальной работы, на базе которой по его инициативе был создан межшкольный экспериментальный Центр детско-юношеского туризма и краеведения «Родина». В 1991 г. в Москве на базе межшкольного клуба «Родина» решением Департамента образования Москвы был создан Экспериментальный Центр детско-юношеского туризма и экскурсий с его прежним названием «Родина», директором которого был утвержден Александр

Александрович. Центром проводились и проводятся районные, окружные, городские, областные, всероссийские и международные семинары, конференции по проблемам детско-юношеского туризма, краеведения и экологии, ведется большая туристско-краеведческая работа с детьми и педагогами. Разработанная Ос-тапцом-Свешниковым концепция «Школа жизни - окружающий мир» легла в основу педагогической деятельности Центра.

Центр объединил ученых и практиков, долгие годы работающих в детско-юношеском туризме. Первым серьезным вкладом Центра в научно-методическом плане были «Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальной школы» и монография А. А. Остапца «Методология и концепция детско-юношеского туризма». В течение 1995-1997 гг. издается еще несколько работ. Много идей его было воплощено в Центре. Одна из них - путешествие на велосипедах по Байкало-Амурской магистрали от Байкала до Тихого океана. Символично, что в настоящее время созданное Александром Александровичем учреждение продолжает работать под названием «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» имени А. А. Остапец-Свешников».

В октябре 1997 года на международной конференции «Школа жизни - окружающий мир» Остапец создает Московскую академию детско-юношеского туризма и краеведения (МАДЮТК). Академия была создана с целью объединить силы ученых и практиков, работающих в области детского туризма и объединила вокруг себя 38 коллективных и более 80 индивидуальных членов. Академия начала издавать свой художественно-публицистический журнал «Юный землепроходец» и научно-методический журнал «Проблемы детско-юношеского туризма» Академия активно включается в работу по подготовке кадров научных работников в области детско-юношеского туризма через систему общественных аспирантур при самой Академии и защиты при Российской академии образования, Российской международной академии туризма и в диссертационных советах ряда педагогических университетов страны. Академия продолжает работать в соответствии с теми принципами и положениями, которые были определены Александром Александровичем. В память о его большом вкладе в науку о детско-юношеском туризме и краеведении Президиум Академии учредил медаль его имени.

Особо надо выделить 1999 год, когда в результате объединенных усилий Центра детско-юношеского туризма и краеведения России и Российской международной академии туризма (РМАТ), при самом активном участии Александра Александровича, который являлся членом диссертационного совета РМАТ, сделан прорыв в подготовке научно-педагогических кадров специалистов по вопросам детского туризма и краеведения. Работникам центров и станций юных туристов, обладающих громадным практическим опытом, были созданы условия для осмысления своей деятельности, подготовке и защите кандидатских диссертаций. Начались регулярные научные публикации в сборниках РМАТ, в «Вестнике детско-юношеского туризма России», трудах Академии туризма, МАДЮТК, журналах «Внешкольник» и «Дополнительное образование», средствах массовой информации.

Благодаря деятельности Остапца в составе диссертационного совета РМАТ - по сути единственного специализированного совета в стране, создана научная школа, занимающаяся вопросами туристско-краеведческой деятельности учащихся. Только за период 1999-2002 гг. тридцать восемь человек - практиков детско-юношеского туризма и краеведения защитили кандидатские диссертации. Александр Александрович осуществлял научное руководство многими соискателями, выступал в роли научного оппонента большинства работ. Каждое его выступление на заседании диссертационного совета превращалось в интереснейшее событие, своего рода школу, не только для защищавшихся, но смело можно сказать, и для многих членов диссертационного совета. Его смелые, неординарные мысли по проблемам образования, туризма, детского туризма и краеведения, ироничные высказывания без оглядки на административные должности, порой категоричные, в большинстве случаев вызывали оживленную дискуссию.

А. А. Остапец-Свешников автор десятка книг по туризму и краеведению, среди них: «Легчайшая кавалерия», «На маршрутах туристы следопыты» (1987 г.), «Туристско-краеведческая деятельность детско-юношеского клуба «Родина» (1992 г.), «Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся» (2001 г.).

Сама личность Александра Александровича Остапец-Свешникова - Туриста, Педагога, Ученого, Организатора, Руководителя, да и просто великолепного, энергичного, обладавшего огромным чувством юмора, коммуникабельного человека способствовали тому, что проблемы развития детского туризма достойно рассматриваются в научно-педагогической среде, их важность и значимость в настоящее время не вызывают ни у кого сомнений, а сама туристско-краеведческая деятельность имеет серьезную научную базу, позволяющую решать многие организационно-педагогические проблемы.

УДК 929

Н. А. Корнеева

ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПУТИ

На личных воспоминаниях об отце и материалах домашнего архива дана краткая характеристика его детства, юности, молодости, главных событий в его жизни, закрепившие главные свойства, качества, определившие черты характера, жизненный путь, профессиональный выбор, гражданскую активную позицию.

Based on personal memories of my father and the materials of the home archives, a brief description of my father's childhood, youth, other important events in his life, which defined the main features, qualities that determined his character traits, life path, professional choice, civic active position.

Ключевые слова: детство, отрочество, юность, семья, среда жизнедеятельности - пространство воспитания, первый социальный и трудовой опыт.

Keywords: childhood, adolescence, youth, family, life environment - the educational space, the first social and work experience.

Хочу рассказать о своем отце - Александре Александровиче Остапце, его раннем периоде жизни, который определил его будущее. Выбор им педагогической профессии, области применения сил и знаний не был случаен. Его мировоззрение и жизненная позиция сформировались под влиянием родителей, многих событий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.