Научная статья на тему 'Педагогический лоцман детского туризма и краеведения'

Педагогический лоцман детского туризма и краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЛОЦМАН ДЕТСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ОРГАНИЗАТОР / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PEDAGOGICAL PILOT CHILD TOURISM AND LOCAL HISTORY / SCHOOL / TEACHER / ORGANIZER / HERITAGE AND EDUCATIONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голованов Виктор Петрович

В данной статья раскрывается роль Александра Александровича Остапца-Свешникова в развитии детского туризма и краеведения в России. Дается характеристика педагогического наследия замечательного ученого и практика, основателя научной школы педагогики детского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical pilot child tourism and local history

This article examines the role of Alexander Alexandrovich Ostapec-Sveshnikov in child development tourism and local history in Russia. Describes the pedagogical heritage of remarkable scientist and practice, the founder of the Scientific School of pedagogy of children tourism.

Текст научной работы на тему «Педагогический лоцман детского туризма и краеведения»

ПЕРСОНАЛИИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ТУРИЗМЕ

И КРАЕВЕДЕНИИ

УДК 908, 929

В. П. Голованов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЛОЦМАН ДЕТСКОГО ТУРИЗМА

И КРАЕВЕДЕНИЯ

В данной статья раскрывается роль Александра Александровича Ос-тапца-Свешникова в развитии детского туризма и краеведения в России. Дается характеристика педагогического наследия замечательного ученого и практика, основателя научной школы педагогики детского туризма.

This article examines the role of Alexander Alexandrovich Ostapec-Sveshnikov in child development tourism and local history in Russia. Describes the pedagogical heritage of remarkable scientist and practice, the founder of the Scientific School of pedagogy of children tourism.

Ключевые слова: педагогический лоцман детского туризма и краеведения, научная школа, педагогическое наследие, организатор, воспитательный потенциал.

Keywords: pedagogical pilot child tourism and local history, school, teacher, organizer, heritage and educational potential.

К 90-летию со дня рождения Александра Александровича Остапца-Свешникова

Когда вспоминаешь Александра Александровича Остапца-Свешникова (Сан Саныча), то вспоминаешь его прежде всего как Человека, Гражданина, Ученого, Идеолога детского туризма и краеведения. Вспоминаешь этапы его восхождения в педагогическую науку, где вписано его имя на века.

Где бы он не работал: учителем физкультуры и биологии в школе-интернате № 15 города Москвы, руководителем школьного и межшкольного туристского клуба «Родина» в Первомайском районе Москвы, директором ли Экспериментального Центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» ВАО города Москвы (1991-2002 гг.) везде он был проводником, лоцманом, на-

ставником, исследователем, экспериментатором. Главное, что именно на его плечах выросла научная школа детского туризма и краеведения.

И неслучайно он становится научным сотрудник АПН СССР, РАО, доктором педагогических наук, профессором, автором большого числа монографий, пособий, программ по проблемам педагогики детского туризма.

Об уникальности его как научного руководителя, ходили слухи, многие стремились стать его аспирантами или докторантами. Все диссертационные исследования под его руководством успешно защищены.

Он также успешно работал и как преподаватель высшей школы, преподаватель в педагогических вузах столицы (Московский областной педагогический институт имени Н. К. Крупской, Московский открытый педагогический университет имени М. А. Шолохова, Российская международная академия туризма). Конечно, нельзя не отметить, что он консолидировал усилия всех, кто служит детскому туризму, став основателем и первым Президентом академии исследователей детского туризма РОО «АДЮТК» (сегодня это международная Академия детско-юношеского туризма и краеведения (МАДЮТК), а также учредителем и идеологом региональной детской общественной организации «Юный путешественник».

В этой связи отметим, что педагогическое наследия Александра Александровича Остапца-Свешникова (1928-2002), представителя советской и российской педагогической науки второй половины XX - начала XXI века, является своеобразной педагогической лоцией детского туризма и краеведения, а сам Сан Саныч педагогический лоцман детского туризма.

В год столетия государственной системы дополнительного образования детей, обращаемся к педагогическим идеям А. А. Ос-тапца-Свешникова, который сумел осмыслить на новом историческом отрезке труды предшественников, сопоставить их с новой практикой воспитания и на этой основе разработать и создать теоретический и практический фундамент туристско-краеведческой деятельности детей и молодежи.

В 2018 году, 12 июня исполнилось бы 90 лет со дня рождения Александра Александровича Остапца-Свешникова - одной из самой ярчайшей и значимой личности в педагогике детско-юношеского туризма и краеведения, являющегося автором науч-

ных трудов по вопросам психологии и педагогики туристско-краеведческой деятельности детей.

Его нет с нами вот уже почти пятнадцать лет. Но он с нами, так как остался широкий круг его друзей, учеников, соратников. Да и те, кто не общался с ним при жизни, изучают его книги, сверяют свою деятельность по проложенной им лоции: опыт воспитателя, учителя, организатора, управленца, ученого, писателя.

Но, главное, незабываем его человеческий потенциал, так как его помнят и всегда вспоминают как теплого, светлого, душевного человека, как весельчака, балагура и заводилу, организатора самых интересных акций, мероприятий, праздников, создателя не только теоретических трудов по педагогике и туризму, но и художественных повестей и рассказов, создателя методик и программ, активного участника многих научно-практических конференций.

Александра Александровича отличали до конца жизни неугомонность, неуспокоенность, инициативность, напористость в достижении поставленных целей. Он всегда созидал, искал новые формы организации и развития детского туризма и краеведения в России. Так, например, именно благодаря его энергии и непосредственному участию открывались детские спортивные школ, другие детские учреждения. Он был всегда играющим тренером, наставником, сам всегда активно занимался туризмом, спортом.

Большую роль в его жизни сыграл интернат № 15, где с 1956 г. он преподавал физкультуру и туризм. Именно интернат сыграл в становлении Остапца - Свешникова не последнюю роль. Ведь здесь каждый сотрудник, начиная с директора, был неповторим. Одно перечисление имен потрясает. Многие стали видными педагогами, учеными: Ширвинд Б. Е., Цыпурский В. Г., Коваль М. Б., Кутьев В. О., Трубачева М. Б., многие другие. И конечно Остапец-Свешников А. А. излучал свою мелодию в этом слаженном ансамбле. Интернат создал свою уникальную педагогическую систему. Он наладил в интернате производство детских игрушек и пошив платьев. На заработанные деньги приобретал туристское и спортивное снаряжение.

Одновременно он учился в Институте физкультуры (ГЦО-ЛИФКе), а по окончании его продолжил учебу в заочном педагогическом институте на биологическом факультете.

Александр Александрович своей практической и научной деятельностью расширял рамки традиционной педагогики. Я не го-

ворю о широте географии путешествий: Подмосковье, Прибалтика, Урал, Золотое кольцо России, Кавказ, Карелия, все это неполный перечень. С воспитанниками интерната он много путешествовал на велосипедах, мотоциклах, байдарках, лыжах и пешком. Его воспитанникам повезло с наставником. Его ученикам повезло с учителем, его соратникам повезло с коллегой, другом, товарищем. А как повезло его родным с близким человеком. Ведь он для всех остался очень светлым человеком, веселым, радостным человеком. Он не мог общаться без улыбки, шутки, он всегда был в центре внимания, вокруг него всегда была добрая, всегда легкая и светлая атмосфера, он каждого делал лучше.

С 1968 года работал в Академии педагогических наук в Институте теории и истории педагогики. Помимо научной деятельности продолжал заниматься с трудными подростками в ПТУ № 1, проводил опытно-экспериментальную и исследовательскую работу, которую продолжил в ряде столичных школ. Большую значимость для педагогической науки и практики представляет разработанная им концепция «Школа жизни - окружающий мир».

Анализируя вклад Александра Александровича Остапца-Свешникова в теорию и практику педагогики и психологии, нельзя не отметить, что он первый доктор педагогических наук в сфере дополнительного образования детей, в сфере детского туризма и краеведения, что он профессор, что он мастер спорта и инструктор-методист по туризму, что он основатель и первый директор Экспериментального Центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина», инициатор создания детской общественной организации «Юный путешественник».

С особой теплотой и заботой Александр Александрович «Сан Саныч», как его любовно окликали, безусловно, относился к своему главному детищу - турклубу «Родина». История формирования Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» ведёт отсчёт с сентября 1977 года, когда на базе школы № 377 был организован туристско-краеведческий кружок под руководством Александра Александровича Остапца-Свешникова. В первые годы работы кружка состоялись массовые выходы детей на линию обороны Москвы, начали проводиться вечера-отчёты, были организованы первый для школы туристский слёт и четыре дальние многодневные экспедиции.

Клуб «Родина» стал основой Экспериментального центра детского и юношеского туризма и экскурсий (ЭЦДЮТЭ) «Родина» как инновационного учреждения дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля в Восточном округе г. Москвы.

С самого начала своей деятельности, создавая клуб «Родина» Александр Александрович поставил перед собой достижение ключевой цели - всестороннее развитие детей и подростков средствами туристско-краеведческой, экскурсионной и музейной работы.

В основу педагогической деятельности Центра «Родина», где проводились и проводятся районные, окружные, городские, областные, всероссийские и международные совещания, семинары, конференции по проблемам детско-юношеского туризма, краеведения и экологии, и легла разработанная А. А. Остапцом-Свешниковым, концепция «Школа жизни - окружающий мир». Целью было научно-методологические обоснование содержания профессионального туристско-краеведческого образования, совершенствование профессионального уровня и оказания практической помощи руководителям учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля, методистам и педагогам - руководителями детско-юношеских туристских объединений в их профессиональном становлении. Творческий педагогический поиск по реализации концепции А. А. Остапца-Свешникова «Школа жизни - окружающий мир» продолжают вести педагоги многих учреждений дополнительного образования детей и сегодня.

В современной России, созданная в 1993 г. при активном участии А. А. Остапца-Свешникова, научно-педагогическая школа «Детско-юношеский туризм и краеведение» играет и продолжает играть важную роль в системе дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов.

Ведущей идеей «школы» был поиск инновационных моделей, обеспечивающих переход от идеологизированной, командно-административной формы организации дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов к формам, основанным на непрерывности, дополнительности, поли-сферности, вариативности, гумманистической парадигме, социокультурной ориентированности, неформальной и персонифицированной модели.

А. А. Остапец-Свешников применял и реализовывал и другие формы, методы и средства воспитания, такие, как общественно полезный труд, производительный труд, походная самодеятельность или агитбригада, школьное (клубное) лесничество и другие.

Как и прежде актуальные его педагогические идеи по организации туристско-краеведческой деятельности детей, начиная с дошкольного возраста (это особо актуального сегодня, когда дошкольное образование стало уровнем образования), интеграции основного и дополнительного образования детей, основам здорового образа жизни.

Научно-педагогическая школа А. А. Остапца-Свешникова стала по существу первым специальным междисциплинарным объединением педагогов-исследователей и ученых, разработавшим и реализовавшим программы профессионального и постдипломного образования специалистов для сети организаций дополнительного образования детей (внешкольных учреждений) туристско -краеведческой направленности (профиля).

Вклад А. А. Остапца-Свешникова, разработавшего систему туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы, ее педагогической основы, влияние туризма и краеведения на всестороннее развитие личности учащихся, весом и значим. Подчеркнем еще и еще раз, что А. А. Остапец-Свешников разработал методологию и концепцию детско-юношеского туризма, ввел понятие уровней туристско-краеведческой деятельности и дал им характеристики, ввел понятие комплексного освоения окружающего мира от своего родного края до различных краев своего Отечества. Он утверждал, что лучшее средство в воспитании патриотов своей Родины, юных защитников природы - это туристско-краеведческая деятельность.

Неоценим вклад А. А. Остапца-Свешникова в становление дополнительного образования детей в России. В этой связи, нельзя не отметить сотрудничество Александра Александровича Остапца-Свешникова с Брудновым Алексеем Константиновичем, который стоял у истоков становления современной сферы дополнительного образования детей. В 2018 году ему исполнилось бы 70 лет. Алексей Константинович всего себя отдавал становлению и развитию системы дополнительного образования детей в России. Он был и сердцем, и мозговым центром этой системы. Бруднов умел работать в команде, обладая даром находить умных, инициативных, та-

лантливых людей и направлять их энергию на совершенствование системы дополнительного образования детей.

Когда Министерство образования России пыталось определять стратегию развития дополнительного образования детей, А. К. Брудновым А. А. Остапцу-Свешникову было доверено разработать концепцию детско-юношеского туризма. Основные положения концепции, предложенные профессором Остапцом-Свешниковым, основывались на двух главных концептах: познание Родины через путешествие и оздоровление. Это очень важные моменты. Их значение не следует преуменьшать. Когда в одном из интервью его спросили, кто из ученых помогает ему в становлении системы, он, перечисляя ученых, отметил: «...Назову Александра Остапца-Свешникова, доктора педагогических наук, директора Экспериментального центра туризма и краеведения.».

А. А. Остапец-Свешников - ярчайшая фигура в педагогике детско-юношеского туризма и краеведения. Его программы, теоретические работы, книги, монографии наполнены атмосферой дружбы с природой, солидарностью, где человек не только отдыхает на природе, пользуются ею, но и осуществляет исследовательскую и природоохранную деятельность. Методика А. А. Остапца-Свешникова позволяет педагогам ориентироваться в многообразии направлений туристско-краеведческой деятельности.

В 1997 г. по его инициативе были учреждены Московская международная Академия детско-юношеского туризма и краеведения и приз «Золотой компас» за достижения в туристско-краеведческой работе с детьми.

Благодаря научным идеям А. А. Остапца-Свешникова сегодня Академии детско-юношеского туризма и краеведения стала неформальным университетом, ресурсным координационным центром, информационным рупором детско-юношеского туризма и краеведения в современной России.

Вроде совсем недавно возникла Академия детско-юношеского туризма и экскурсий, но оказывается уже пролетело двадцать лет с того момента, когда по инициативе А. А. Остапца-Свешникова и Ю. А. Поповича и создана региональная общественная организация «Академия детско-юношеского туризма и краеведения», которая стала катализатором активизации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагогов в регионах России, Украины, Белоруссии и Казахстана по актуальным про-

блемам педагогики дополнительного образования детей, детско-юношеского туризма и краеведения, спортивного ориентирования, школы безопасности (юные спасатели), экологического и граждан-ско-патриотического воспитания и др.

Да, конечно, именно благодаря Александру Александровичу Остапцу-Свешникову и при поддержке ведущих ученых, педагогов-практиков, организаторов туристско-краеведческой деятельности в образовательном пространстве России и была создана Международная общественная организация «Академия детско-юношеского туризма и краеведения, по праву носящая его имя.

Главное, что МАДЮТК объединила ведущих ученых, руководителей образовательных организаций, педагогов -практиков, не равнодушных к развитию педагогического потенциала детского туризма и краеведения, созданию в России самостоятельной сферы детско-юношеского туризма и краеведения. И спустя двадцать лет Академия продолжает эффективно работать в соответствии с теми принципами и положениями, которые были определены еще Александром Александровичем.

Александр Александрович прогнозировал ситуацию и задолго до создания российского движения школьников реализовал свою идею создания Региональной детской общественной организации «Юный путешественник». Он отлично понимал ситуацию в обществе, чувствовал образовавшуюся нишу в области детской общественной жизни. Ведь Всесоюзная пионерская организация канула в лету, а школа не всегда давала детям той романтики, реализации потребности в социально-значимой деятельности.

Александр Александрович видел такой потенциал в турист-ско-краеведческой деятельности, а форму, которую он предлагал -это детская общественная организация. «Нет трудных детей, есть дефицит любви и внимания этим детям». Александр Александрович доказывал это, уводя трудных детей в поход по родному краю. И это было очень логично, увязывалось с тем системным подходом, преемственностью в детском туризме, которые он всегда пропагандировал. Это была альтернатива клубной жизни, специфика, которой несколько растерялась под грузом образовательных программ, излишней регламентацией деятельности государственного учреждения.

Сегодня, равно как и в начале прошлого века, весьма актуальны слова известного педагога, ученого и деятеля народного образования России В. П. Вахтерова, утверждавшего, что «сила страны не в пространстве, даже не в числе людей, а тем менее в количестве войск; сила страны в числе просвещенных, энергичных, трудоспособных, стойких деятелей, а это дело воспитания и образования»1. Именно этому всегда следовал своим служением педагогике детского туризма Великий педагог и гражданин Александр Александрович Остапец-Свешников.

УДК 908; 929; 37.018

Ю. С. Константинов

А. А. ОСТАПЕЦ-СВЕШНИКОВ - ТУРИСТ, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ

Дана характеристика жизненного пути А. А. Остапца-Свешникова -путешественника, спортсмена-туриста, педагога, ученого, организатора, руководителя. Показана роль ученого во введение в научный оборот определения туристско-краеведческая деятельности получившую отражение в идеологии отечественной системы образования. Остапец А. А способствовал и официально закрепил в научно-педагогической литературе, нормативных документах, что сущность детско-юношеского туризма по своей природе всегда содержит элементы познания родного края.

Раскрыт аргумент А. А. Остапца о том, что коэффициент полезного педагогического действия туризма зависит не столько от его «природных» свойств, сколько от подхода к нему организаторов и от их умения и опыта в этой области, персональной концепции и профессиональной подготовки. Оценена роль А. А. Остпаца в создании общественной организации Московской академии детско-юношеского туризма и краеведения и его научно-педагогической деятельности.

A characteristic is given to A.A. Ostapets-Sveshnikov - traveler, sportsman in tourism, pedagogue, scientist, organizer and leader. The role of scientist is shown for introducing the meaning of "touristic local lore activities" in the scientific circulation, which is reflected in national education system ideology. A.A. Ostapets-Sveshnikov has contributed and formalized in scientific pedagogi-

1 Вахтеров В. П. Внешкольное образование народа: Сельские библиотеки, книжные склады. Воскресные школы и повторительские классы. - М.: Изд-во т-ва И.Д. Сытина, 1896. 380 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.