Научная статья на тему 'И это все о нем. . . (к 85-летию со дня рождения А. А. Остапца-Свешникова)'

И это все о нем. . . (к 85-летию со дня рождения А. А. Остапца-Свешникова) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
157
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСТАПЕЦ-СВЕШНИКОВ / ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / "ШКОЛА ЖИЗНИ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" / CHILDREN''S TOURISM / "LIFE SCHOOL WORLD AROUND" / OSTAPETS-SVESHNIKOV / TOURISM / STUDY OF LOCAL HISTORY / TOURIST AND LOCAL HISTORY ACTIVITY / EDUCATION / PEDAGOGICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Голованов Виктор Петрович

Воспоминания об А. А. Остапце-Свешникове основателе педагогики развития детского туризма и краеведения в СССР, в России, в Москве, о его вкладе в детско-юношеский туризм и краеведение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It''s all about him... (85-anniversary of the birth of A. A. Ostapets-Sveshnikov)

Memories of A. A. Ostapets-Sveshnikov the founder of pedagogics of development of children's tourism and study of local history in the USSR, in Russia, in Moscow, about its contribution to Child youthful tourism and study of local history.

Текст научной работы на тему «И это все о нем. . . (к 85-летию со дня рождения А. А. Остапца-Свешникова)»

ВСПОМНИМ ОРГАНИЗАТОРОВ ТУРИЗМА

УДК 37.022:374.1

В. П. Голованов

И ЭТО ВСЕ О НЕМ... (к 85-летию со дня рождения А. А. Остапца-Свешникова)

Воспоминания об А. А. Остапце-Свешникове - основателе педагогики развития детского туризма и краеведения в СССР, в России, в Москве, о его вкладе в детско-юношеский туризм и краеведение

Memories of A. A.Ostapets-Sveshnikov - the founder of pedagogics of development of children's tourism and study of local history in the USSR, in Russia, in Moscow, about its contribution to Child youthful tourism and study of local history.

Ключевые слова: Остапец-Свешников, туризм, краеведение, турист-ско-краеведческая деятельность, воспитание, педагогические принципы, детский туризм, «Школа жизни - окружающий мир».

Keywords: Ostapets-Sveshnikov, tourism, study of local history, tourist and local history activity, education, the pedagogical principles, children's tourism, "Life school - world around".

В год 95-летия государственной системы дополнительного образования детей в России нельзя не вспомнить одного из основателей детского туризма в СССР, в современной России - Александра Александровича Остапца-Свешникова, которому в 2013 году исполнилось бы 85 лет. Это важно для того, чтобы современные организаторы детского туризма сегодня продолжали и развивали социально-педагогические идеи одного из основателей педагогики развития детского туризма и краеведения в СССР, в России, в Москве. Оста-пец-Свешников - особая персона в российском образовании, как в

науке, так и практике организации походов, экспедиций, общественных формирований и движений.

Вспоминая сегодня Александра Александровича Остап-ца-Свешникова, нельзя не отметить, что он первый доктор педагогических наук в сфере дополнительного образования детей, в сфере детского туризма и краеведения, что он профессор, что он мастер спорта и инструктор-методист по туризму, что он основатель и первый директор Экспериментального Центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина».

Главным детищем Александра Александровича стал турклуб «Родина».

С самого начала своей деятельности, создавая клуб «Родина», Александр Александрович поставил ведущей целью всестороннее развитие детей и подростков средствами туристско-краеведческой, экскурсионной и музейной работы.

Он всегда использовал и другие средства воспитания, такие, как общественно полезный труд, производительный труд, походная самодеятельность или агитбригада, школьное (клубное) лесничество и другие.

И сегодня, для нас, тех, кто учился у Александра Александровича, встречаясь с ним, сотрудничая с ним, советуясь с ним, его 85-летний юбилей большое событие.

Да, это так! Таких, как Остапец-Свешников, не так уж много. Он штучный, нестандартный человек. И многие из нас, конечно, вспоминают его и с грустью, что ушел, и с оптимизмом, он был в нашей жизни, нашей судьбе. Для меня, москвича, приятно отметить, что я его земляк, ведь он родился в далеком 1928 году в Москве.

Еще будучи молодым, в 1949 году, он начал заниматься туризмом и краеведением. Он много путешествовал по областям Российской Федерации, районам Средней Азии, Крыму, Кавказу и другим республикам.

Александр Александрович Остапец-Свешников начал заниматься туризмом с детьми ещё в 50-х годах, когда приехал из Москвы на строительство Куйбышевской ГЭС, где водил школьников и рабочих в походы. В начале 50-х годов прошлого века (1952 г.) занимался организацией культурно-просветительной и спортивной работы среди детей и молодежи - молодых строителей Куйбышев-

ской ГЭС. Александр Остапец-Свешников стал привлекать и детей строителей к занятию туризмом.

Именно он одним из первых организовывал и проводил водные походы по маршруту «Волжской кругосветки».

Александра Александровича отличали до конца жизни неугомонность, неуспокоенность, напористость в достижении поставленных целей. Он всегда созидал, искал новые формы организации и развития детского туризма и краеведения в России. Так, например, именно благодаря его энергии и непосредственному участию открывались детские спортивные школ, другие детские учреждения.

Он был всегда играющим тренером, наставником, сам всегда активно занимался туризмом, спортом. В это трудно поверить, но он играл в волейбол за команду мастеров «Крылья Советов» города Куйбышева.

В 1956 году он возвратился в Москву, где преподавал физкультуру и туризм в интернате № 15 и организовал для своих воспитанников турсекцию. Считаю, что интернат сыграл в становлении Остапца-Свешникова не последнюю роль. Каждый сотрудник, начиная с директора, был неповторим. Одно перечисление имен потрясает. Многие стали видными педагогами, учеными: Б. Е. Ширвинд, В. Г. Цыпурский, М. Б. Коваль, В. О. Кутьев, М. Б. Трубачева, многие другие. И конечно, А. А. Остапец-Свешников играл свою мелодию в этом слаженном ансамбле. Интернат создал свою уникальную педагогическую систему. Александр Александрович наладил в интернате производство детских игрушек и пошив платьев. На заработанные деньги приобретал туристское и спортивное снаряжение.

Одновременно он учился в Институте физкультуры (ГЦО-ЛИФКе), а по окончании его продолжил учебу в заочном педагогическом институте на биологическом факультете.

Александр Александрович своей практической и научной деятельностью расширял рамки традиционной педагогики. Я не говорю о широте географии путешествий: Подмосковье, Прибалтика, Урал, Золотое кольцо России, Кавказ, Карелия - все это неполный перечень. С воспитанниками интерната он много путешествовал на велосипедах, мотоциклах, байдарках, лыжах и пешком. Его воспитанникам повезло с наставником. Его ученикам повезло с учителем, его соратникам повезло с коллегой, другом, товарищем. А как повезло его родным с близким человеком! Ведь он для всех остал-

ся очень светлым человеком, веселым, радостным человеком. Он не мог общаться без улыбки, шутки, он всегда был в центре внимания, вокруг него всегда была добрая светлая атмосфера, он каждого делал лучше.

С 1968 года работал в Академии педагогических наук в Институте теории и истории педагогики. Помимо научной деятельности продолжал заниматься с трудными подростками в ПТУ № 1, проводил экспериментально-исследовательскую работу, которую продолжил в ряде московских школ.

Из подготовленного им школьно-туристского актива вышли увлеченные помощники, организаторы детско-юношеского туризма.

На собранном материале А. А. Остапец-Свешников защитил диссертацию на звание кандидата, а затем и доктора педагогических наук. Мастер спорта по туризму с 1964 года. Не потеряла актуальности его исходная педагогическая матрица детского туризма: подготовка, собственно поход, итог, рефлексия.

В 1977 году руководство Мосгороно определило А. А. Остап-цу-Свешникову базовую школу № 377 в Южном Измайлове для продолжения экспериментальной работы. На базе школы он создал сначала клуб, а потом - Экспериментальный Центр детско-юношеского туризма и краеведения «Родина», с воспитанниками которого за восемь лет прошел велопоходами чуть ли не всю трассу БАМа.

Разработанная им концепция «Школа жизни - окружающий мир» легла в основу педагогической деятельности Центра «Родина», где проводились и проводятся районные, окружные, городские, областные, всероссийские и международные совещания, семинары, конференции по проблемам детско-юношеского туризма, краеведения и экологии. Самоорганизация Александра Александровича была феноменальная.

А. А. Остапец-Свешников - ярчайшая фигура в педагогике детско-юношеского туризма и краеведения. В 1997 году по его инициативе были учреждены Московская международная Академия детско-юношеского туризма и краеведения и приз «Золотой компас» за достижения в туристско-краеведческой работе с детьми.

Высокий профессионал, Александр Александрович проявил себя и замечательным прозаиком. Так, например «Легчайшая кавалерия» яркое тому подтверждение.

Он автор десятка книг по туризму и краеведению, среди них: «На маршрутах туристы-следопыты» (1987 г.), «Туристско-крае-ведческая деятельность Детско-юношеского клуба «Родина» (1992 г.), «Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся» (2001 г.).

Организатор, педагог, спортсмен, менеджер детского туризма, исследователь, писатель, журналист, воспитатель, наставник... -это все о нем - об Александре Александровиче Остапце. Его нет с нами вот уже десять лет. Но он с нами, так как остался широкий круг его друзей, учеников, соратников. Да и те, кто не общался с ним при жизни, изучают его книги, сверяют свою деятельность по компасу - Александр Александрович Остапец-Свешников.

В память о педагогическом вкладе в Детско-юношеский туризм и краеведение президиум Академии учредил ежегодную медаль им. А. А. Остапца-Свешникова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.