Научная статья на тему 'Украинский филиал МАДЮТК: его развитие и перспективы'

Украинский филиал МАДЮТК: его развитие и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / А. А. ОСТАПЕЦ-СВЕШНИКОВ / A. A. OSTAPETS-SVESHNIKOV / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АКАДЕМИЯ / ПЕДАГОГИКА ДЕТСКОГО ТУРИЗМА / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC SCHOOL / PEDAGOGICAL HERITAGE / PUBLIC ORGANIZATION / ACADEMY / PEDAGOGY OF CHILDREN TOURISM / ACTIVITIES IN THE FIELD OF TOURISM AND LOCAL LORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебрий Василий Степанович

Представлены воспоминания автора о жизненном пути А. А. Остапца-Свешникова и его сотрудничестве с украинскими коллегами. Раскрыт личный вклад А. А. Остапца-Свешникова в организацию и развитие общественной организации Академии детско-юношеского туризма и краеведения, а также в развитие детского туризма и краеведения на Украине. Кратко описана деятельность Украинского филиала Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ukrainian branch of the International Academy of Children and Youth Tourism and Local Lore: Its Development and Prospects

The article presents the author’s recollections about the life journey of A. A. Ostapets-Sveshnikov and his collaboration with colleges in Ukraine. It also reveals the personal input of A. A. Ostapets-Sveshnikov in the foundation and development of the public organization The Academy of Children and Youth Tourism and Local Lore, as well as in the development of children tourism and local lore in Ukraine. The author gives a breath description of the operation of the Ukrainian branch of the International Academy of Children and Youth Tourism and Local Lore n.a. A. A. Ostapets-Sveshnikov.

Текст научной работы на тему «Украинский филиал МАДЮТК: его развитие и перспективы»

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ НА УКРАИНЕ

УДК 908; 374.73; 061.1/.2

В. С. Серебрий

УКРАИНСКИЙ ФИЛИАЛ МАДЮТК: ЕГО РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Представлены воспоминания автора о жизненном пути А. А. Остап-ца-Свешникова и его сотрудничестве с украинскими коллегами. Раскрыт личный вклад А. А. Остапца-Свешникова в организацию и развитие общественной организации - Академии детско-юношеского туризма и краеведения, а также в развитие детского туризма и краеведения на Украине. Кратко описана деятельность Украинского филиала Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова.

The article presents the author's recollections about the life journey of A. A. Ostapets-Sveshnikov and his collaboration with colleges in Ukraine. It also reveals the personal input of A. A. Ostapets-Sveshnikov in the foundation and development of the public organization - The Academy of Children and Youth Tourism and Local Lore, as well as in the development of children tourism and local lore in Ukraine. The author gives a breath description of the operation of the Ukrainian branch of the International Academy of Children and Youth Tourism and Local Lore n.a. A. A. Ostapets-Sveshnikov.

Ключевые слова: научная школа, А. А. Остапец-Свешников, педагогическое наследие, общественная организация, академия, педагогика детского туризма, туристско-краеведческая деятельность.

Keywords: scientific school, A. A. Ostapets-Sveshnikov, Pedagogical heritage, public organization, academy, pedagogy of children tourism, activities in the field of tourism and local lore.

Перспективы и развитие любой сферы деятельности всегда определялись наличием ведущих специалистов, научных школ, потому что любые проблемы или задачи требуют объединения усилий не отдельных ученых, а целых коллективов.

Современное общество в условиях роста количества информации, темпов жизни, развития новейших технологий требует по-

вышения эффективности не только профессиональной, но и научной и методической подготовки. Наиболее высокой эффективности, как показывает опыт, эта работа достигает в условиях научных школ, которые являются залогом повышения качества профессионального образования. Для нас такой является научная школа детско-юношеского туризма и краеведения А. А. Остапца-Свешни-кова. Александр Александрович родился в 1928 г. в Москве. Начал заниматься туризмом в 1949 г. Много путешествовал по областям Российской Федерации, районам Средней Азии, Крыма, Кавказа и другим республикам. С 1952 г. занимался культурно-просветительной и спортивной работой среди молодых строителей Куйбышевской ГЭС. Привлекал детей строителей к занятиям туризмом. В 1956 г. он вернулся в Москву и преподавал физкультуру и туризм в интернате № 15, одновременно учился в институте физкультуры и педагогическом институте на биологическом факультете. С воспитанниками интерната он много путешествовал на велосипедах, мотоциклах, байдарках, лыжах и пешком. С 1968 г. работал в Академии педагогических наук в Институте теории и истории педагогики. Кроме научной деятельности продолжал заниматься с трудными подростками в ПТУ № 1, проводил большую экспериментально-исследовательскую работу. На собранном материале А. А. Ос-тапец-Свешников защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата, а затем и доктора педагогических наук. Мастер спорта по туризму с 1964 г. В 1977 г. ему определяют базовую школу № 377 в г. Москве для продолжения экспериментальной работы. На базе школы он создал сначала клуб, а затем - экспериментальный Центр детско-юношеского туризма и краеведения «Родина» Восточного округа г. Москвы. Разработанная им концепция «Школа жизни - окружающий мир» легла в основу педагогической деятельности Центра детско-юношеского туризма и краеведения «Родина» Восточного округа г. Москвы, где проводились и проводятся районные, окружные, городские, Всероссийские и международные совещания, семинары, конференции по проблемам детско-юношеского туризма, краеведения и экологии.

Александр Александрович Остапец-Свешников

А. А. Остапец-Свешников - выдающаяся фигура в педагогике детско-юношеского туризма и краеведения. В 1997 г. по его инициативе в г. Москве были учреждены общественная организация Академия детско-юношеского туризма и краеведения, а также приз Академии «Золотой компас» за достижения в туристско-краевед-ческой работе с детьми. Он автор десятка книг по туризму и краеведению, среди них: «Легкая кавалерия», «На маршрутах туристы-следопыты» (1987), «Туристско-краеведческая деятельность детско-юношеского клуба «Родина» (1992), «Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся» (2001). В память о педагогическом вкладе в детско-юношеский туризм и краеведение Президиум Академии учредил ежегодную медаль им. А. А. Остапца-Свешникова. Ценность педагогического наследия заключается в его теоретико-методологической, методической

и практической востребованности и сегодня. Существует много педагогических теорий, концепций, различных научных подходов к образованию, воспитанию, но они трудно внедряются в практику, часто остаются лишь «благими намерениями», не имея реальной почвы для их использования.

Педагогическое наследие А. А. Остапца-Свешникова - это органический сплав методологической основы, теории, методики и практики. В этом особая его ценность и значимость. Основное наследие А. А. Остапца-Свешникова - новое научное знание о детском туризме как инновационной образовательной системе, которую можно определить педагогикой детского туризма. Именно эта инновационная социально-педагогическая образовательная система интегрирует и органично сочетает основные современные научные подходы: личностно-ориентированный, цивилизационный, культурологический, экологический и т. д. Это «жизненная» система. Ребенок, его окружение, наполненное настоящими природными, социальными ценностями, - главная особенность и субъект этой системы. А школой роста, развития ребенка является окружающий его мир. Не случайно Александр Александрович свою концепцию и образовательно-краеведческую программу назвал «Школа жизни - окружающий мир». Именно в концепции, программе представлены основные методологические, теоретические, методические идеи и положения педагогики детского туризма: подход к ребенку как к субъекту педагогического процесса осуществляется не в искусственных условиях, а в условиях активного познания растущей личностью природы (главного воспитателя человека), событий исторической и современной культуры через личную причастность, переживания, творческий поиск, исследования. Содержание образовательной деятельности определено как турист-ско-краеведческая деятельность, которая интегрирует приоритетные виды, сферы образовательной деятельности (познавательную, художественную, естественнонаучную, физическую, историческую и т. д.), обучение, воспитание, развитие и саморазвитие ребенка, его физическое и духовное оздоровление. Он обосновал специфику туристско-краеведческой деятельности как важного компонента основного и внешкольного образования; разработал и апробировал систему использования туристско-краеведческой деятельности (ТКД) учреждений дополнительного образования, школ, средних

специальных профессиональных образовательных учреждений, вузов. Теоретико-методологический блок системы органично связан с блоком методическим (подсистемой). Методическое обеспечение адекватно целям, сущности, специфике, содержанию ТКД, а не существует само по себе, как часто встречается в практике. Именно методическая система направлена на максимальное и эффективное использование потенциала ТКД (цикловая система организации образовательной деятельности туристско-краеведческого объединения, система туристско-краеведческих должностей, система «спирали» изучения окружающего мира, творческих отчетов, «защит», программ походов и т. д.). Методическая система представлена соответствующими материалами, которыми может воспользоваться начинающий и опытный педагог (пакет прикладных программ для дошкольников, младших школьников, программа «Юного туриста-краеведа» и т. д.), положение о проведении традиционных туристско-краеведческих дел - ключевых по «системе», перечень экскурсионных объектов и т. д. Детское туристско-краевед-ческое объединение определено как среда жизнедеятельности ребенка, в которой он является субъектом, выступая в разных ролях, позициях. В методике ценна рефлексия как неотъемлемый компонент туристско-краеведческой деятельности.

О ценности и жизненности данной образовательной системы говорят факты практической реализации. По этой системе успешно работают коллективы московских школ и другие учреждения внешкольного образования России, Украины, Казахстана, Белоруссии. Концепция туристско-краеведческой деятельности, ее основные идеи, положения: методологические, теоретические, методические - получили дальнейшее закрепление в педагогических исследованиях проблем детского туризма (аспирантами А. Остапца, аспирантами его бывших аспирантов).

Сегодня в г. Москве Дом детско-юношеского туризма и экскурсий «Родина» имени А. А. Остапца-Свешникова продолжает дело, начатое его основателем Александром Александровичем. Еще одна существенная ценность педагогического наследия заключается в многообразии публикаций: монографии, учебные пособия, программы, художественные произведения, очерки, статьи, в которых идеи воплощены в жизнь, - подтверждены жизнью. Педагогический коллектив ДДЮТ «Родина» подготовил и издал серию пособий,

сборников, в которых обобщен опыт работы по системе и программам А. Остапца-Свешникова. Педагогика детского туризма, разработанная А. Остапцом-Свешниковым, - это практическая педагогика, теоретической основой которой стали труды классиков отечественного воспитания К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко и др. Приоритетом этой туристской педагогики является воспитание патриота, гражданина. Это особенно важно, так как сегодня наблюдаются чрезмерное обращение к зарубежному педагогическому психологическому наследию и тенденция «некритического» переноса на нашу почву идей, отражающих другую ментальность, культуру, историю народов и государств. Александр Александрович стоял на традициях отечественной науки, в частности педагогики, приоритетом которой всегда было воспитание. Уже больше десяти лет нет с нами выдающегося ученого, замечательного педагога, организатора А. А. Остапца-Свешникова, но его научные и практические идеи продолжают жить в делах созданной им Академии детско-юношеского туризма и краеведения. Он подготовил более 30 кандидатов наук. На Украине диссертации под его руководством защитили А. Л. Шипко, Ю. А. Грабовский, С. П. Фокин.

На фото А. Л. Шипко, первый аспирант А. А. Остапца-Свешникова, защитивший диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Сегодня доцент кафедры педагогики и психологии, докторант Херсонского государственного университета, г. Херсон, Украина

Они продолжают развивать и совершенствовать научные идеи, методологию, созданные А. А. Остапцом-Свешниковым. Например, принципы организации туристско-краеведческой деятельности: комплексного подхода в организации спортивного туризма, интеграции туристско-краеведческой и экологической деятельности, постепенного освоения окружающего мира. Актуализация педагогического наследия А. А. Остапца-Свешникова сегодня заключается в качественном восстановлении системы образования (основного и внешкольного), в определении гуманистической идеологии современного воспитания, обращенной к настоящей реальной заботе о совершенствовании человека, прежде всего духовного и физического, в противостоянии негативному досугу детей и подростков.

На фото Ю. Л. Грабовский, аспирант А. А. Остапца-Свешникова, защитивший диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Сегодня доцент Херсонского государственного университета, г. Херсон, Украина

Сотрудничество А. А. Остапца-Свешникова с украинскими коллегами - это важная страница истории развития детского туризма и краеведения в нашей стране. Это множество туристских походов на Украине (часто экспериментальных), которые он воз-

главлял. Десятки семинаров, проведенных в образовательных учреждениях, семинаров ответственных за туристско-краеведческую работу в разных регионах страны. Членами Академии украинские ученые и педагоги были с самого начала образования Академии, и де-факто существовал Украинский филиал МОО «МАДЮТК».

На фото С. П. Фокин, аспирант А. А. Остапца-Свешникова, защитивший диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, г. Киев, Украина

Так, А. А. Остапец-Свешников в июле 1998 г. вручил Мире Соломоновне Лейбельман (г. Киев, Украина) диплом почетного академика Академии. В июле же 1998 г. Андрей Леонидович Шип-ко (г. Херсон, Украина), Юрий Леонидович Грабовский (г. Херсон, Украина) и Сергей Павлович Фокин (г. Киев, Украина) были приняты в Академию действительными членами - академиками.

Теперь Украинский филиал МОО «МАДЮТК» существует де-юре после регистрации в Минюсте Украины. Много было сделано филиалом за годы активной деятельности МАДЮТК, велись научные исследования, написаны пособия, учебники, монографии, статьи в помощь педагогам. Члены филиала принимали самое активное участие во всех делах Академии.

Больше десяти лет (с 2003 г.) Украинский филиал МОО «МАДЮТК» совместно с Переяслав-Хмельницким государственным педагогическим университетом имени Григория Сковороды и газетой «Краезнавство. Географiя. Туризм» проводят Международные научно-практические конференции «Проблемы развития

спортивно-оздоровительного туризма и краеведения в учреждениях образования», в апреле 2014 г. была проведена 12-я конференция. Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды является ведущей площадкой Украинского филиала МОО «МАДЮТК», на его базе ежегодно проходят собрания членов академии, граждан Украины.

На фото: Академики МОО «МАДЮТК» - участники конференции в Переяслав-Хмельницком госпедуниверситете имени Григория Сковороды.

Слева направо: В. С. Серебрий (г. Киев, Украина), А. П. Коноплев (Киев, Украина), А. А. Горбачев (г. Краснодар, Россия), А. Я. Булашев (г. Харьков Украина), Б. П. Пангелов (г. Переяслав-Хмельницкий, Украина)

В университете создана и плодотворно работает научная лаборатория туризма и краеведения, возглавляемая руководителем сектора физического воспитания студенческой молодежи средствами туризма университета, академиком МОО «МАДЮТК» Б. П. Пангеловым.

Среди членов Академии одними из лучших на Украине являются директора областных станций (центров) туризма и краеведения: В. А. Редина (г. Харьков), М. Ю. Косыло (г. Ивано-Франковск), Л. Н. Толстихин (г. Луцк).

Члены Украинского филиала представляют детский туризм от детского сада - академик Т. И. Грицишина, общеобразовательной школы - академик Н. В. Шипко (лицей «Наукова змша») до

вузовских: академики А. Л. Шипко, Ю. А. Грабовский, А. В. Ко-лотуха и т. д. и опытных, уже достаточно известных людей, которые работают с молодежью: академик А. П. Коноплев, академик А. Д. Наровлянский, член бюро филиала, работает заместителем директора Украинского центра туризма и краеведения учащейся молодежи.

Виктор Павлович Коцур, Борис Петрович Пангелов,

ректор Переяслав-Хмельницкого кандидат педагогических наук, госпедуниверситета имени Григория Почетный работник туризма Украины Сковороды, почетный академик МОО «МАДЮТК»

В 2013 г. в г. Херсоне был подписан международный договор о совместной деятельности в сфере научных исследований дополнительного образования детей и детского оздоровительного отдыха, направленных на совершенствование содержания, повышение эффективности обучения, воспитания и развития детей рациональным использованием в каникулярный период форм и средств детско-юношеского туризма и краеведения. Договор был подписан с украинской стороны Херсонским государственным университетом и частным многопрофильным предприятием «Паритет» -учредителем детских оздоровительных лагерей санаторного типа «Приморье» (с. Железный Порт), «Юбилейный» (с. Красное) и «Чайка» (с. Лазурное), с российской стороны - Федеральным государственным научным учреждением «Институт содержания и ме-

тодов обучения» Российской академии образования и Международной общественной организацией «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остап-ца-Свешникова».

Наталья Васильевна Шипко,

Михаил Юрьевич Косыло, ученый секретарь Украинского

директор Ивано-Франковского филиала, академик МОО

областного центра туризма «МАДЮТК»,

и краеведения учащейся молодежи, зам. директора,

академик МОО «МАДЮТК», учитель-методист лицея

г. Ивано-Франковск, Украина «Наукова змша», г. Киев

Подписание договора стало новым этапом в развитии Украинского филиала МОО «МАДЮТК». Так, стороны обязались проводить научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу по реализации совместных образовательных и научно-исследовательских программ по теме «Формирование педагогического пространства детского оздоровительного лагеря», для этого в Херсонской области были созданы экспериментальные площадки Херсонского государственного университета на базе детских оздоровительных лагерей санаторного типа «Приморье» (с. Железный Порт), «Юбилейный» (с. Красное) и «Чайка» (с. Лазурное). Координация научных исследований и опытно-экспериментальных работ возложена на заведующего научно-исследовательской лабораторией туризма, кандидата педагогических наук, до-

цента А. Л. Шипко и заведующую кафедрой английского и турецкого языка университета доцента Ю. В. Кищенко.

Научно-исследовательская деятельность Украинского филиала МОО «МАДЮТК» расширяет свою тематику, опирается на новые научные школы и площадки. Так, в феврале 2014 г. в Национальном университете водного хозяйства и природопользования в г. Ровно прошла первая Международная научно-практическая конференция «Использование информационных технологий в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации».

Фото церемонии подписания договора о совместной деятельности на 3-м Международном туристском форуме в г. Скадовск Херсонской области Украины 16 мая 2012 года. Слева направо: Т. В. Фомина, директор частного многопрофильного предприятия «Паритет», А. Е. Ходосовцев, ректор Херсонского государственного университета, и Д. В. Смирнов, Президент МОО «МАДЮТК»

Члены Украинского филиала МОО «МАДЮТК» активно участвуют в подготовке научно-педагогических кадров - специалистов по проблемам развития детско-юношеского туризма и краеведения, спортивного ориентирования, физической культуры и оздоровления. Аспирантам оказывается консультационная помощь и научно-педагогическое сопровождение в проведении опытно-экспериментальной работы, обсуждении результатов исследования, подготовке и защите диссертации.

1 июля 2014 г. в специализированном ученом совете К29.053.04 на базе Луганского национального университета имени

Тараса Шевченко в г. Луганск состоялась успешная защита О. В. Антоновым кандидатской диссертации «Развитие двигательных качеств старшеклассников на занятиях по пешеходному туризму во внешкольных учебных заведениях» по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения (физическая культура, основы здоровья).

Олег Владимирович Антонов на защите кандидатской диссертации

Деятельность Украинского филиала МОО «МАДЮТК» осуществляется во взаимодействии с коллегами из других стран (Болгарии, Казахстана) и регионов Российской Федерации. Мы, члены Украинского филиала, надеемся на наше общее сотрудничество в сфере детско-юношеского туризма и краеведения и в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.