первый велопробег по республикам Прибалтики. Старшеклассники во главе со своим воспитателем М. Е. Трубачевой и А. А.Остапцом совершают первый водный поход по реке Белой. Первый лыжный 3-х-дневный поход совершают шестиклассники по Подмосковью (классный руководитель и воспитатель Миронова - Алиева Л. В.), посвятив его памяти Героев-панфиловцев. Встреча детей с жительницей деревни, свидетелем героического подвига панфиловцев врезалась в память воспитанников на всю жизнь. Реализована была мечта организовать мотто-походы для старшеклассников. Главным в этих походах для педагога становится приобщение детей к богатству природы, окружающей жизни, труду людей, истории, традициям, культуре народов; познание самого себя в сложных ситуациях походной жизни. Туристская, краеведческая, познавательная практическая деятельность стала в школе-интернате ведущей во внеучебной деятельности. Первый педагогический опыт (учителя, воспитателя, организатора туристско-краеведческой работы в школе-интернате) Александр Александрович очень подробно описал в книге «Школа-интернат № 15 Б. Е. Ширвиндта». (Москва, Государственный НИИ семьи и воспитания. - Ч. 1-3. - 2000 - 2002). А для Александра Александровича эта практика воспитания подрастающего поколения, ее совершенствование, осмысление привели к новому этапу в его жизни - погружению в педагогическую науку.
УДК908; 929
Л. В. Алиева, О. В. Озерская, Е. В. Маркотенко
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ УНИКАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ОСТАПЦА-СВЕШНИКОВА
Научно-педагогическая деятельность А. А. Остапца-Свешникова охарактеризована как органичный сплав теории и реальной личной практики воспитания детей и молодежи средствами туристско-краеведческой деятельности - инновационного блока системы основного и дополнительного (внешкольного) образования и общественного воспитания. Включает целевую научно-исследовательскую деятельность в НИИ РАО с широкой сетью опытно-экспериментальных площадок; активное включение в разработку
программ образования, воспитания и практику их реализации; апробацию научных результатов в педагогической деятельности по подготовке педагогических кадров детского туризма в вузах страны; широкую представленность научно-практических методических материалов в педагогических публикациях (монографии, пособия, научные статьи, программы и др.).
Scientific-pedagogical activities A. A. Ostapets-Sveshnikov described as organic fusion of theory and real personal practice of upbringing of children and youth by means of regional tourist activity-innovation system block primary and secondary (non-formal) education and public education. Includes targeted research in NII RAO with a broad network of pilot sites; active involvement in development programmes the education and the practice of their implementation; approbation of scientific results in teaching activities for the training of children tourism in universities; representation of scientific-practical teaching materials in teaching publications (monographs, manuals, scientific articles, programs, etc.).
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, объекты исследования, педагогическая практика детский туризм, туристско-краеведческая деятельность, педагогика детского туризма.
Keywords: research, studies, pedagogic practice objects children's tourism, tourist-local activities, pedagogy children tourism.
С 1969 года Александр Александрович Остапец-Свешников -научный сотрудник НИИ АПН СССР, а затем НИИ РАО. В 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности учащихся». В 1990г. А. А. Остапцу-Свешникову была присуждена степень доктора педагогических наук. Тема докторской диссертации «Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы».
Основные проблемы его исследования непосредственно связаны с изучением потенциала детского туризма как средства образования и воспитания: «Туристско-краеведческая работа в микрорайоне школы как средство организации свободного времени подростков»; «Взаимодействие внешкольных учреждений туристско-краеведческого профиля с общеобразовательной школой»; «Совершенствование воспитательной работы внешкольных учреждений туристско-краеведческого профиля». Результаты отражены в учебном пособии для студентов педагогических вузов «Туризм». -
Просвещение. - 1978) и в книге для педагогических работников педучилищ и профтехучилищ «Туризм в профтехучилище». - М.: Высшая школа, 1981 г.
Под его руководством работала лаборатория «Педагогических проблем детско-юношеского туризма НИИ ОПВ АПН СССР и ЦВТЭС Госкомобразования СССР на общественных началах
Основной метод научно-исследовательской деятельности А. А. Остапца - опытно-экспериментальная работа.
Перейдя на основную научно-исследовательскую работу (лаборатория внешкольного воспитания, лаборатория педагогики работы с трудными подростками, лаборатория экологического воспитания детей) Александр Александрович не порывает с практической педагогической деятельностью, стремится сделать детский туризм массовым, органической составляющей образовательной деятельности школ, средних и высших учебных заведений. Его опытно-экспериментальными площадками становятся школы Москвы, Московской области школа № 18 Павлово-Посада, школа в Ленинских горках, Липецкой области и др.
Свои первые научные результаты апробирует в работе с группами трудных детей и инвалидов. Ведет активную профилактическую работу с подростками-правонарушителями, организуя сложные походы-экспедиции. Организует выездные учебные семинары для педагогов-организаторов детского туризма. Читает лекции по педагогике детского туризма в Московских педагогических вузах. Как специалист детского туризма А. А. Остапец активно участвует в разработке союзных программ, акций туристско-краеведческого, гражданско-патриотического содержания («Моя Родина - СССР», «Салют, Победа»); в реализации программ туристско-краеведческой деятельности ВПО им. В. И. Ленина; в проведении туристических слетов, в подготовке туристического актива в лагерях «Артек», «Орленок», «Океан». Разработал первый вариант программы туристско-краеведческого воспитания как раздел «Программы воспитания учащихся». Под ред. И. С. Марьенко.
Жизнь А. А. Остапца заполнена организацией и проведением с учащимися разного возраста походов, экспедиций, экскурсий, тур. слетов. Эта практическая педагогическая деятельность и стала основой его научной деятельности, результат которой представлен разработкой нового научного знания - основ педагогики детского туризма.
Основное наследие А. А. Остапца - новое научное знание о детском туризме как инновационной образовательной системе. Ребенок - главная ценность педагогики детского туризма. А школой роста, развития ребенка является окружающий его реальный мир. Не случайно Александр Александрович свою концепцию и образовательную туристско-краеведческую программу назвал «Школа жизни - окружающий мир». Именно в них представлены основные методологические, теоретические, методические идеи и положения педагогики детского туризма: подход к ребенку как субъекту педагогического процесса, который осуществляется не в искусственных условиях, а в природосообразной жизнедеятельности, в условиях активного познания растущей личностью природы (главного воспитателя человека), событий исторических и современных, культуры через личное соприкосновение, переживание, творческий поиск, исследование. Содержание образовательной деятельности определено как туристско-краеведческая деятельность, интегрирующая обучение, воспитание, развитие и саморазвитие ребенка, его физическое и духовное оздоровление. Автор обосновал специфику туристско-краеведческой деятельности как важного компонента основного и дополнительного образования; разработал и практически апробировал систему использования туристско-краеведческой деятельности в образовательной деятельности школы с учетом возраста учащихся. По этой системе успешно работали коллективы московских школ (№ 377, 689, 1048, 708 и др.), школы и учреждения дополнительного образования России, Украины, Казахстана, Белоруссии. С целью эффективного использования образовательного потенциала туристско-краеведческой деятельности А. А. Остапцом тщательно отработана методическая система, в основе которой: усложняющаяся спираль освоения школьниками окружающего мира в походах, экскурсиях, путешествиях, экспедициях, туристских играх («от родного гнезда» до Большой Родины, Мира); система туристско-краеведческих должностей, овладение которыми - индивидуальная траектория личностного развития подростка; цикловая организация деятельности объединения; самоуправленческие начала в сочетании с педагогическим руководством взрослого. Детское туристско-краеведческое объединение определено как среда жизнедеятельности ребенка, в которой он является субъектом, выступая в различных ролях, позициях. В авторской педагогике детского туризма ценным является педагогическая
рефлексия как неотъемлемый компонент туристско-краеведческой деятельности (в процессе смотра готовности к походу, экскурсии, творческой оценки их результативности: коллективной и индивидуальной в форме устных и письменных творческих отчетов воспитанников).
Система научно-методического обеспечения туристско-краеведческой деятельности в учреждении дополнительного образования детей, представленная в педагогическом научно-практическом наследии А. А. Остапца - это органичный сплав научных данных (теории) и реальной педагогической практики; образец совершенствования научного обеспечения деятельности образовательных организаций, структур различной направленности образовательной деятельности, преодоления «догматизма», формального использования «на все случаи жизни» методов, средств диагностирования результатов без учета специфического содержания основной деятельности, ее субъектов, внутренних и внешних ресурсов.
^стему научно-методического обеспечения ТКД, разработанную А. А. Остапцом, апробированную и творчески развиваемую в опыте «Родина» (1992-2015 гг.) можно рассматривать как образец, важное условие качественного совершенствования деятельности современных учреждений дополнительного образования детей.
Педагогика детского туризма, разработанная А. А. Остапцом -это практическая педагогика, теоретической основой которой стали труды классиков отечественного воспитания (К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Лесгафта, А. С. Макаренко и др.).
В ее основе - творчески осмысленный, апробированный в личной практике опыт отечественного детского туризма, представленный в государственных документах, работах организаторов детского туризма, руководителей детских и молодежных туристических, краеведческих объединений, клубов, лагерей, в деятельности скаутской, пионерской организаций.
Приоритетом этой туристской педагогики является воспитание Человека: патриота, гражданина, личности духовно и физически здоровой.
Опыт научно-практического осмысления детского туризма как средства образования, воспитания, развития ребёнка представ-
лен докторским диссертационным исследованием, монографиями, учебными пособиями, программами.
Активно включается в подготовку научных кадров (аспирантов) по педагогическим проблемам воспитания, туристско-краеведческой и спортивной деятельности детей и юношества.).
Под научным руководством А. А. Остапца защищена 21 диссертация по педагогике детского туризма. Подготовлены кадры исследователей детского туризма. (См. Приложение «Научная школа А. А. Остапца-Свешникова»). Более 20 лет Александр Александрович готовил студентов-туристов в МОПИ им. Н. К. Крупской; МОПУ им. М. Шолохова. Многолетний опыт работы в педагогических вузах столицы, научные и методические наработки позволили ему разработать авторский учебный курс «Педагогики детского туризма». Базой подготовки научных кадров становится созданная по инициативе и при непосредственном руководстве А. А. Остапца Академия детско-юношеского туризма (год) и научно-практический журнал «Проблемы детско-юношеского туризма» («Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения»).
По результатам проведенных исследований (сплава теории и реальной педагогической практики) А. А. Остапцом подготовлено и опубликованы работы, которые составляют теоретико-методологические основы педагогики детского туризма.
Существенная ценность научно-педагогического наследия -его представленность в многообразии публикаций: монографии, учебные пособия, программы, художественные произведения, очерки, статьи, в которых идеи воплощены в жизнь, подтверждены жизнью. Педагогический коллектива ДДЮТЭ «Родина» подготовил и издал серию пособий, сборников, в которых обобщен опыт работы по системе и программам А. А. Остапца.
Существенная ценность педагогического наследия - в воплощении основных идей в жизнь. По этой системе успешно работают коллективы школ, учреждений дополнительного образования Москвы, России, Украины, Казахстана, Белоруссии.
Основные научно-педагогические работы А. А. Остапца.
- А. А. Остапец. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - Монография. - М.: Педагогика. - 1985. - 104 с.
- А. А. Остапец. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. - М: ЦДЮТК МО РФ. -2001. - 96 с.
- А. А. Остапец. В соавторстве. Методология профессионального туристского образования. Монография. - М.: «Советский спорт». - 2001. - 11, 4 п. л.
Приложение2
Научная школа А. А. Остапца-Свешникова (диссертационные работы, в которых развиваются идеи педагогики детского туризма А. А. Остапца, выполненные под его руководством (21 диссертация), научным консультированием, рецензированием -более 100 отзывов на диссертации и авторефераты подготовлено)
- Алексеев А. Н. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе природоохранительной деятельности.
- Беккер И. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков.
- Васильева Т. П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников.
- Грабовский Ю. А. Трудовое воспитание подростков в системе тури-стско-краеведческой деятельности.
- Мезенцева Т. Х. Воспитание бережного отношения к природе как фактор нравственного развития личности младшего подростка (на материалах внешкольной экскурсионно-краеведческой деятельности).
- Сенюк Д. С. Духовно-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе туристско-краеведческой работы.
- Сидельниковский А. П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс (системный подход).
- Дехтярь Г. М. Профессиональная подготовка студентов по основам безопасности в туризме.
- Маркотенко Е. В.Туристско-краеведческая деятельность как средство эстетического развития личности подростка.
- Зорин И. В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования.
- Иванова (Горбатенко) С. А. Педагогичсекие основы начальной подготовки юных туристов-проводников в системе дополнительного образования.
- Ивлева Л. Н. Методические основы организации учебного процесса в образовательных учреждениях туристского профиля.
- Казьмина Е. Г. Туристско-краеведческое объединение клубного типа как средство профессиональной ориентации учащихся.
- Федорова Т. А. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой.
л
Подготовлены О. В. Озерской по материалам архива ДДЮТЭ «Родина» 40
- Фокин С. П. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков.
- Чепракова Т. Н. Экскурсионная работа как средство формирования эстетического отношения к действительности у учащихся ПТУ.
- Завьялова Т. П. Методика использования средств туризма в физическом воспитании детей 6-7 лет в ДОУ.
- Буданцева Л. С. Эколого-эстетическое воспитание младших школьников в процессе краеведо-туристской деятельности.
- Буковская Г. В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности.
- Фомин В. П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологического воспитания старшеклассника.
- Анохин А. Ю. Содержание и методические компоненты личностно-ориентированного образовательного пространства в вузе туристского профиля.
- Ахмедова М. М. Педагогические условия реализации регионального компонента в профессиональной подготовке студентов туристского вуза.
- Бабий Г. И. Формирование коммуникативной культуры менеджеров туристской деятельности в процессе их профессиональной подготовки.
Байкова Н. Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности в колледже туристского профиля.
Тымко Н. В. Интеграция общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей. (Педагог ДДЮТЭ «Родина»)
УДК37.022; 37.033; 929
В. В. Казанцев
Н.К. КРУПСКАЯ - А.А. ОСТАПЕЦ: ЭСТАФЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
В статье раскрывается взаимосвязь педагогических идей Н. К. Крупской и А. А. Остапец-Свешникова на примере развития массового детского экскурсионного дела в послереволюционной России, преобразования его в туристско-краеведческую деятельность во второй половине XX века в стране Советов и в дополнительное туристско-краеведческое образование детей в Российской Федерации на рубеже XX-XXI вв.
The article deals with the interrelationship of teaching ideas N. K. Krupskaya and A. A. Ostapets-Sveshnikov by the example of development of mass child tour business in post-revolutionary Russia, transforming it into a tourist landscape in the second half of the 20th century from Tips and extra tour-