Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы педагогического наследия А. А. Остапца-Свешникова по обоснованию детского туризма как комплексной туристско-краеведческой образовательной деятельности, важного субъекта воспитания детей и молодежи'

Теоретико-методологические основы педагогического наследия А. А. Остапца-Свешникова по обоснованию детского туризма как комплексной туристско-краеведческой образовательной деятельности, важного субъекта воспитания детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / А. А. ОСТАПЕЦ-СВЕШНИКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ИННОВАЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА ДЕТСКОГО ТУРИЗМА / TOURISM / ALEXANDER OSTAPETS-SVESHNIKOV / PEDAGOGICAL HERITAGE / INNOVATION / METHODICAL SYSTEM / TOURIST AND LOCAL LORE ACTIVITY / PEDAGOGY IN CHILDREN''S TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна

Педагогическое наследие А. А. Остапца-Свешникова рассматривается как научный базис детского туризма, педагогическая реальность, инновационная туристско-краеведческая деятельность, интегрирующая научные знания о ребенке, его воспитании, нравственном и физическом развитии, социализации. Дается характеристика А. А. Остапца-Свешникова как ученого, методолога, педагога-практика. Показано, что теоретическая основа педагогического наследия А. А. Остапца-Свешникова сплав теории и методики туристско-краеведческой деятельности в их органичной взаимосвязи (именно методической системы), в неразрозненных методах и средствах образования. Обосновывается роль опытно-экспериментальной работы как комплексного метода исследования в отработке взаимодействия практики (опыта) с теорией в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological basis of pedagogical heritage of A. A. Ostapets-Sveshnikov on the justification of child tourism as an integrated tourist and local educational activities, an important subject of the education of children and youth

Pedagogical heritage of A. A. Ostapets-Sveshnikov is considered as the scientific basis of child tourism, educational reality, innovative, tourist and local lore activityintegrating scientific knowledge about the child, his education, moral and physical development, socialization. The characteristic of the A. A. Ostapets-Sveshnikov as a scientist, a methodologist, teacher-practice is given. It is shown that the theoretical basis of pedagogical heritage of A. A. Ostapets-Sveshnikov is the fusion of theory and methodology of the tourist and local activities in their organic relationship (namely, methodological system), not disparate methods and means of education. The role of experimental work as an integrated method of research in practice the interaction between practice (experience) with the theory in teaching is examined.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы педагогического наследия А. А. Остапца-Свешникова по обоснованию детского туризма как комплексной туристско-краеведческой образовательной деятельности, важного субъекта воспитания детей и молодежи»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 37.022; 37.013.75; 374.73; 371.487; 796.51; 908

Л. В. Алиева

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А. А. ОСТАПЦА-СВЕШНИКОВА ПО ОБОСНОВАНИЮ

ДЕТСКОГО ТУРИЗМА КАК КОМПЛЕКСНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВАЖНОГО СУБЪЕКТА ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Педагогическое наследие А. А. Остапца-Свешникова рассматривается как научный базис детского туризма, педагогическая реальность, инновационная туристско-краеведческая деятельность, интегрирующая научные знания о ребенке, его воспитании, нравственном и физическом развитии, социализации. Дается характеристика А. А. Остапца-Свешникова как ученого, методолога, педагога-практика. Показано, что теоретическая основа педагогического наследия А. А. Остапца-Свешникова - сплав теории и методики ту-ристско-краеведческой деятельности в их органичной взаимосвязи (именно методической системы), в неразрозненных методах и средствах образования. Обосновывается роль опытно-экспериментальной работы как комплексного метода исследования в отработке взаимодействия практики (опыта) с теорией в педагогической деятельности.

Pedagogical heritage of A. A. Ostapets-Sveshnikov is considered as the scientific basis of child tourism, educational reality, innovative, tourist and local lore activity- integrating scientific knowledge about the child, his education, moral and physical development, socialization. The characteristic of the A. A. Ostapets-Sveshnikov as a scientist, a methodologist, teacher-practice is given. It is shown that the theoretical basis of pedagogical heritage of A. A. Ostapets-Sveshnikov is the fusion of theory and methodology of the tourist and local activities in their organic relationship (namely, methodological system), not disparate methods and means of education. The role of experimental work as an integrated method of research in practice the interaction between practice (experience) with the theory in teaching is examined.

Ключевые слова: детский туризм, А. А. Остапец-Свешников, педагогическое наследие, инновация, методическая система, туристско-краеведческая деятельность, педагогика детского туризма.

Keywords: tourism, Alexander Ostapets-Sveshnikov, pedagogical heritage, innovation, methodical system, tourist and local lore activity, pedagogy in children's tourism.

Особая актуальность заявленной темы и проблемы обусловлена двумя положениями: низкий подлинно научный результат педагогических исследований в целом и незначительная роль теоретико-методологических знаний (подлинно научных) в практике современного образования.

Теоретико-методологические основы педагогического наследия А. А. Остапца-Свешникова - научный базис обоснования детского туризма педагогической реальностью, в основе которой следует рассматривать инновационную туристско-краеведческую деятельность (ТКД), интегрирующую научные знания о ребенке, его воспитании, нравственном и физическом развитии, социализации («совершенствовании Человека в человеке, формировании гражданина-патриота), а не слепое копирование чужого опыта, изобретение искусственных инноваций, чрезмерное формальное увлечение технологиями, формами вне связи их с особенностями содержания деятельности, возраста детей и т. д.); не односторонний, чисто теоретический процесс и т. д.

Педагогическое наследие Александра Александровича - еще одно доказательство истины: прежде чем что-то изобретать, надо глубоко познать, что до тебя уже сделано (по объекту твоего научно-практического внимания). Этой вечной истине и следовал А. А. Остапец-Свешников.

А. А. Остапец-Свешников - образец исследователя-практика, научной методологической основой педагогических трудов которого является эмпирика:

- исторический опыт отечественного детско-молодежного туризма; досоветский, советского периода, анализ государственных документов и решений реальных, действенных; опыт наших корифеев детского туризма; опыт развития детского туризма и краеведения в пионерской организации, внешкольных учреждениях, в школе (как обязательный блок работы школы);

- «авторский опыт» видных советских организаторов детского туризма, специальных детских учреждений с программами тури-стско-краеведческой деятельности, подготовки руководителей детского туризма;

- собственный многообразный опыт по вовлечению детей, молодежь в ТКД, по подготовке специалистов-педагогов, представленный в серии публикаций опыта организации школьного кружка, инновационного учреждения дополнительного образования «ДДЮТЭ «Родина», преподавания в вузе. (Работы А. А. Остапца: Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М. : Педагогика, 1985; Ту-ристско-краеведческая деятельность детско-юношеского клуба «Родина» г. Москвы. М. : Прометей, 1992; От кружка школы до экспериментального Центра Москвы и России. М., 1998; и др.)

Для А. А. Остапца-Свешникова с первых шагов его педагогической деятельности объектом внимания № 1 был прежде всего Человек, ребенок (цель и результат). Как специалиста в области физиологии человека и педагогики детский туризм привлекал его внимание и силы как особое средство воспитания Человека в самом широком смысле этого слова, и поэтому родилась профессиональная и гражданская потребность познать «воспитание», обращение к классикам отечественной (в первую очередь) и зарубежной педагогики.

Именно потребность более эффективного позитивного влияния на становящуюся личность подростка «заставила» Александра Александровича обратиться к научным знаниям о ребенке (психологии), о воспитании - важнейшему фактору развития и совершенствования человека, ценностному блоку педагогики (ее основы) как основным теоретико-методологическим подходам к научной и практической педагогической деятельности.

Глубокое изучение, анализ теории воспитания как ценностного блока педагогики стало методологической основой подлинно научного осмысления потенциала детского туризма в воспитании человека - Гражданина, всесторонне развитой личности. Труды К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и др. дали бесценный теоретический багаж по познанию феномена воспитания, его назначения в жизни общества и человека (их совершенствовании в деятельности), Детства и ребенка, по познанию деятельности (у классиков выделялась краеведческая, природоведческая, физическая деятельность в воспитании.

Теоретическая основа педагогического наследия - сплав теории и методики ТКД в их органичной взаимосвязи (именно методической системы), а неразрозненных методов, средств. Ценность системы - в создании условий для эффективной реализации ТКД в развитии ребенка (саморазвитии, самореализации) и системе оценивания качественных результатов и показателей этого развития в каждом ребенке - участнике ТКД (педагогами, учителями, товарищами, в самооценке). Особая ценность реализации этого сплава - формирование нового типа педагога-воспитателя, организатора ТКД.

Роль опытно-экспериментальной работы (ОЭР) - комплексного метода исследования в отработке взаимодействия практики (опыта) с теорией (не эпизодическое возвращение к ОЭР по «указке сверху»). В педагогической деятельности Александра Александровича ОЭР - органичный инновационный блок всей его деятельности: практической, преподавательской, научной. Пример - Экспериментальный центр детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» - уникальное инновационное, опытно-экспериментальное образовательное учреждение (в его деятельности все педагогические идеи, программы, средства, методы прошли жизненную проверку на эффективную результативность и представлены циклом публикаций как самого А. А. Остапца-Свешникова, так и его коллег - педагогов-исследователей и аспирантов).

Научные работы А. А. Остапца-Свешникова - образец реализации основных теоретико-методологических подходов к педагогическим проблемам детского туризма в органичном взаимодействии с практикой ТКД (в школе, учреждении дополнительного образования детей (УДОД), вузах, колледжах), методикой организации ТКД (см. докторское педагогическое исследование А. А. Ос-тапца-Свешникова «Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы». М., 1989).

Педагогическое наследие А. А. Остапца-Свешникова - убедительное доказательство органичного сочетания теоретико-методологических основ, теоретических знаний о предмете и объекте с практическим опытом (накопленным и личным); результатами ОЭР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.