Научная статья на тему 'Основы оптимального применения туристско-краеведческой экскурсии в познании Отечества'

Основы оптимального применения туристско-краеведческой экскурсии в познании Отечества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АКТИВ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ / EXCURSION / TOURIST AND LOCAL LORE / LOCAL LORE / CHILDREN AND YOUTH TOURISM / METHODICAL ACTIVITY / PATRIOTISM / TOURISM AND LOCAL LORE ACTIVITY / EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абросимова Ольга Михайловна

На основе изучения педагогических трудов А. А. Остапца, доктора педагогических наук, профессора, и опыта работы созданного и руководимого им Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» (ДДЮТЭ «Родина», Москва) в статье дана методика проведения экскурсии как специфической формы воспитания детей и молодежи в туристско-краеведческой деятельности образовательной организации. В работе актуализируется проблема разработки методики проведения экскурсий и обосновывается роль туристско-краеведческих экскурсий в познании Отечества и патриотическом воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абросимова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bases of the optimal application of the tourist excursion and local lore excursion in the knowledge of the Fatherland

Based on the study of the pedagogical works the doctor of pedagogical sciences, the professor Alexander Ostapets and the experience of the House of Children and Youth Tourism «Rodina» (Moscow), which was created by him, the technique of carrying out of excursion as the specific form of education of children and youth in the tourist activity of the educational organization is considered in the article. The problem of teaching tourist and local lore excursions in the knowledge of the Fatherland and patriotic education is actualized in the work.

Текст научной работы на тему «Основы оптимального применения туристско-краеведческой экскурсии в познании Отечества»

чало формированию «собственной» научно-методической библиотеки, основу которой составили труды А. А.Остапца, первые авторские программы, методические материалы сотрудников. ЭЦ-ДЮТЭ «Родина» стал методической базой по ТКД в городе.

Это уникальное образовательное учреждение получило творческое развитие в деятельности преемника - ДДЮТЭ «Родина» (2003-2016 гг.), который возглавила Озерская О. В., ученица А. А., один из первых педагогов допобразования, организатор взаимо-дейсвия Центра со школой) № 689.

Из истории ЭЦДЮТЭ «Родина»

1993 год. Центр «Родина» проводит первую туристско-краеведческую игру «Рождение гвардии России». Этому способствовала близость мест, где Пётр I формировал свои потешные, а позднее гвардейские полки. Игра была посвящена Дню защитника Отечества и проводилась 23 февраля. Туристско-краеведческие игры очень понравились учащимся и их сделали традиционными. Туристско-краеведческие игры, слёты (Весенняя тропа, Солнечный круг, Золотая осень, Золотая тропинка и массовые выходы школ в ноябре-декабре на линию обороны Москвы «Разгром Тайфуна») создали непрерывно идущий процесс массовой туристско-краеведческой и экологической деятельности в течение всего учебного года.

2002 год. На базе Центра «Родина» создана Региональная детская общественная организация «Юный путешественник».

Май 2003 год. ЭЦДЮТЭ «Родина» был переименован в Государственное образовательное учреждение «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (ДДЮТЭ) «Родина»

УДК 379.852

О. М. Абросимова

ОСНОВЫ ОПТИМАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ В ПОЗНАНИИ ОТЕЧЕСТВА

На основе изучения педагогических трудов А. А. Остапца, доктора педагогических наук, профессора, и опыта работы созданного и руководимого

им Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» (ДДЮТЭ «Родина», Москва) в статье дана методика проведения экскурсии как специфической формы воспитания детей и молодежи в туристско-краеведческой деятельности образовательной организации. В работе актуализируется проблема разработки методики проведения экскурсий и обосновывается роль туристско-краеведческих экскурсий в познании Отечества и патриотическом воспитании.

Based on the study of the pedagogical works the doctor of pedagogical sciences, the professor Alexander Ostapets and the experience of the House of Children and Youth Tourism «Rodina» (Moscow), which was created by him, the technique of carrying out of excursion as the specific form of education of children and youth in the tourist activity of the educational organization is considered in the article. The problem of teaching tourist and local lore excursions in the knowledge of the Fatherland and patriotic education is actualized in the work.

Ключевые слова: экскурсия, туристско-краеведческий актив, краеведение, детско-юношеский туризм, методическая деятельность, патриотизм, ту-ристско-краеведческая деятельность, воспитание детей и молодежи.

Keywords: excursion, tourist and local lore, local lore, children and youth tourism, methodical activity, patriotism, tourism and local lore activity, education of children and youth.

2018 год - это год 90-летия со дня рождения основателя педагогики детского туризма Александра Александровича Остапца-Свешникова. В связи с этим особенно значимой сейчас является тематика детско-юношеского туризма. Актуальность темы обусловлена государственно-общественным заказом на формирование качественно нового типа личности человека, гармонично развитого интеллектуально, нравственно, физически, здорового образа жизни; и необходимостью педагогически грамотного обоснования позитивного туристического опыта в системе образования, воспитания и средств, способов его реализации в современных условиях.

Детско-юношеский, молодежный туризм - отечественная традиция, востребованная современным молодым поколением, требующая грамотного педагогического поддержания и организации в досуговой, внеучебной туристско-краеведческой воспитательной деятельности образовательных организаций (школы, учреждения дополнительного образования, СПО, вузы).

Безусловно, детско-юношеский туризм является социально-ориентированной сферой, которую можно рассматривать непо-

средственно как эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимоуважения и взаимопонимания между народами, активный субъект воспитания детей и молодежи в системе образования (основного и дополнительного), в досуговом внешкольном пространстве.

Применение туристско-краеведческих технологий в системе образования дает возможность современной молодёжи получить дополнительные знания, заявить о себе, раскрыть свои таланты, позволяют увидеть свой город по-новому, адаптироваться в реальной социально-культурной среде, что в дальнейшем поможет молодому человеку почувствовать себя настоящим гражданином [6].

Туристско-краеведческая деятельность (далее ТКД) - основа детско-юношеского туризма; специфическая комплексная образовательная деятельность с приоритетом воспитания, личностного развития, научно-обоснованный опыт, которой представлен в трудах доктора педагогических наук, профессора, мастера спорта по туризму Александра Александровича Остапца-Свешникова по педагогике детского туризма: концепции и инновационной образовательной программе «Школа жизни - окружающий мир», опытно-экспериментальной работе учреждения дополнительного образования «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина»

[1, 3].

Изучение трудов А. А. Остапца-Свешникова и опыта образовательной деятельности созданного и руководимого им учреждения туристско-краеведческой направленности образовательной деятельности позволило педагогам выделить «туристско-краеведческую экскурсию» из многообразия методов организации туристско-краеведческой деятельности педагогами.

Экскурсия в системе образовательной туристско-краеведческой деятельности рассматривается в данном случае как ее составляющая, во взаимодействии со специфическими формами детско-юношеского туризма (поход, экспедиция, тур. слет и т. д.), деятельностная форма, мини-цикл реализации общей программы «Школа жизни - окружающий мир» и программ ТКД детского объединения.

Обратим внимание, что в педагогических трудах А. А. Остап-ца-Свешникова выделены следующие специфические особенности туристско-краеведческой экскурсии:

• экскурсия как «начальный этап» добровольного вхождения молодежи в новый вид деятельности - детско-юношеский туризм;

• специфическая деятельность проявления непосредственно индивидуальных «жизненных» призваний, склонностей, интересов, самореализации, самосовершенствования;

• доступная форма привлечения молодежи к более объемному, многообразному познанию окружающей природы и оцениванию ее роли в собственной жизни;

• расширение пространства интеракции с миром взрослых (разных поколений);

• источник новых знаний, умений и «поле» реализации полученного учебного багажа;

• проверка своих физических данных и возможностей в условиях различного «активного» передвижения, ознакомления с памятниками культуры, природы, освоения нового режима жизни (подъем, отбой, режим питания и т. д.).

Рассмотрим опыт проведения многодневных экскурсий в УДО Дом детско-юношеского туризма и экскурсий (ДДЮТЭ) «Родина» города Москвы в реализации общей программы образовательной туристско-краеведческой деятельности «Школа жизни -окружающий мир».

Методика подготовки и проведения экскурсии ориентирована:

• на эффективную реализацию культурного потенциала детско-юношеского туризма, его определенной программы (всего учреждения, индивидуальной программы педагога-организатора ТКД, временной программы-цикла в системе внеучебной деятельности) в развитии личности подростка;

• на «набор» средств, способов, методов активного включение самого ребенка на всех этапах с учетом возраста, опыта;

• на создание благоприятных условий жизнедеятельности объединения во время проведения экскурсии;

• на возможности качественной оценки результативности проведенной экскурсии (педагогической, коллективом сверстников, самооценки).

Подготовка, проведение, оценивание результатов экскурсии представляют собой содержание программы-цикла (самостоятельной мини-программы или составной частью основной образовательной программы). Следует дополнить, что методика подготовки экскурсии включает:

• выбор основных новых объектов, первичное вербальное ознакомление с ними участников; ознакомление с природой расположения объектов;

• составление туристско-краеведческого дорожного маршрута;

• подготовка необходимого туристского, технического снаряжения (фото, видео и т. д.);

• проведение учебных занятий, консультаций с участниками похода (правила безопасности, поведения, медицинская помощь);

• продумывание «должностной системы» для подростков (определение совместно с самими детьми конкретных обязанностей («должностей») и содействие в подготовке к их выполнению в самом походе-экскурсии;

• формирование «внутренней готовности» участника к экскурсии;

• окончательное установление состава группы;

• оформление документации - разрешения на проведение экскурсии, размещение детей при многодневной экскурсии, медицинских заключений о здоровье участников экскурсии [2].

Методика проведения и подведения итогов экскурсии содержит в себе следующие этапы:

• проведение общей экскурсии по городу, району;

• наглядное оформление основных объектов (фото- и видеосъёмка) в ходе экскурсии;

• ведение участниками записей в ходе экскурсии, организация диалога с экскурсоводами (активное включение в содержание экскурсии);

• продумывание организации отдыха и свободного времени участников экскурсии;

• индивидуальная целевая обработка данных рабочих дневных записей (новые полученные знания, информация, использование имеющихся знаний в ходе экскурсии, заготовки для использования в деятельности учреждения, информации для сверстников, на уроках).

Заключительный этап проведенной экскурсии (после ее завершения) - подготовка творческого коллективного отчета на традиционных туристских слетах, клубах, педагогических советах, общих сборах школьников и студентов.

Представленная методика может быть реализована организаторами ТКД, учителем-предметником, владеющим данной методикой.

Подчеркнем, что базой подготовки туристско-краеведческой экскурсии могут служить образовательные организации основного и дополнительного образования детей и молодежи - школы, учреждения дополнительного образования детей. Такой базой являются и современные вузы, имею свои туристские клубы (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Высшая школа экономики, МГТУ им. Баумана, МИСиС и др.).

Особо надо выделить роль и значение представленного опыта и методики проведения туристско-краеведческой экскурсии в качестве инструмента в продвижении Москвы как общероссийского и мирового культурно-исторического объекта, пространства гражданского воспитания детей и молодежи. Москва-столица имеет обширный социально-воспитательный, культурный потенциал: это город с многовековой историей, имеющий развитую транспортную систему, важнейшие памятники архитектуры и т. д.

Сочетание богатого культурно-исторического наследия Москвы и Московской области с ее природно-ресурсными возможностями должно способствовать развитию в регионе таких видов туризма, как культурно-познавательный, оздоровительный, событийный, патриотический, активный. А эффективной доступной формой, как убеждает педагогический опыт А. А. Остапца-Свешникова и ДДЮТЭ «Родина», может стать комплексная тури-стско-краеведческая экскурсия с активным включением всех ее участников в подготовку, проведение, анализ и оценку личностного и общественного, образовательного значения тура-экскурсии.

Сегодня экскурсии позволяют детям и молодёжи проявить творческое начало, самостоятельность, способствуют самоутверждению личности в условиях современного мегаполиса. В этой связи актуальность педагогического наследия А. А. Остапца-Свешникова обусловлена государственно-общественным заказом на формирование нового типа личности человека, гражданина-патриота, гармонично развитого интеллектуально и нравственно, а также необходимостью педагогически грамотного использования позитивного опыта в системе российского образования и воспитания.

Примечания

1. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. - М.: ЦДЮТК МО РФ. - 2001.

2. Алиева Л. В. Актуальные проблемы образовательной туристско-краеведческой деятельности в научно-педагогическом наследии А. А. Остапца / Л. В. Алиева // «Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения». - 2016. - № 4. - С. 7-10.

3. Остапец А. А., Алиева Л.В. «Школа жизни - окружающий мир». Из опыта программирования образовательной деятельности учреждения. Сборник программно-методических материалов. Авторский коллектив: А. А. Остапец, Л. В. Алиева и др. Под общей ред. Л. В. Алиевой. - М.: Департамент образования Москвы, ДДЮТЭ «Родина». - 2004.

4. Справочник туристско-экскурсионных объектов природного, естественнонаучного, исторического, культурного, промышленного назначения Москвы и Московской области. Составители: Остапец А. А., Абросимова Г. Н., Мосина Е. Г. - М.: 1993.

УДК 37.013.75; 379.81

О. В. Озерская, Е. В. Маркотенко

РЕАЛИЗАЦИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДДЮТЭ «РОДИНА» ИМЕНИ А. А. ОСТАПЦА-СВЕШНИКОВА (2003-2006 гг.)

В статье дана характеристика преемственной связи ЭЦДЮТЭ «Родина» и ДДЮТЭ «Родина» в продолжении апробации творческого развития педагогических основ педагогики детского туризма А. А. Остапца; представлен инновационный опыт педагогического коллектива по эффективному использованию потенциала туристско-краеведческой деятельности в воспитании детей (от дошкольного до старшего школьного возраста» в основной образовательной деятельности учреждения и массовых формах детского туризма.

In article the characteristic of sustainable communication JeCDJuTJe «Rodina» and DDJuTJe «Rodina» in continuing testing of creative development of pedagogical foundations of pedagogy children tourism A. A. Ostaptsa; presented innovative experience of the teaching staff for efficient use of the capacity of regional tourist activities in the upbringing of children (from pre-school to secondary school age) in the core of the educational activities of institutions and mass forms of child tourism.

Ключевые слова: многопрофильное учреждение дополнительного образования, авторские программы культурологической, экологической, спортивной направленности; детское туристско-краеведческое объединение, методическая система, личностный рост педагога и воспитанника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.