2. Алиева Л. В. Актуальные проблемы образовательной туристско-краеведческой деятельности в научно-педагогическом наследии А. А. Остапца / Л. В. Алиева // «Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения». - 2016. - № 4. - С. 7-10.
3. Остапец А. А., Алиева Л.В. «Школа жизни - окружающий мир». Из опыта программирования образовательной деятельности учреждения. Сборник программно-методических материалов. Авторский коллектив: А. А. Остапец, Л. В. Алиева и др. Под общей ред. Л. В. Алиевой. - М.: Департамент образования Москвы, ДДЮТЭ «Родина». - 2004.
4. Справочник туристско-экскурсионных объектов природного, естественнонаучного, исторического, культурного, промышленного назначения Москвы и Московской области. Составители: Остапец А. А., Абросимова Г. Н., Мосина Е. Г. - М.: 1993.
УДК 37.013.75; 379.81
О. В. Озерская, Е. В. Маркотенко
РЕАЛИЗАЦИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДДЮТЭ «РОДИНА» ИМЕНИ А. А. ОСТАПЦА-СВЕШНИКОВА (2003-2006 гг.)
В статье дана характеристика преемственной связи ЭЦДЮТЭ «Родина» и ДДЮТЭ «Родина» в продолжении апробации творческого развития педагогических основ педагогики детского туризма А. А. Остапца; представлен инновационный опыт педагогического коллектива по эффективному использованию потенциала туристско-краеведческой деятельности в воспитании детей (от дошкольного до старшего школьного возраста» в основной образовательной деятельности учреждения и массовых формах детского туризма.
In article the characteristic of sustainable communication JeCDJuTJe «Rodina» and DDJuTJe «Rodina» in continuing testing of creative development of pedagogical foundations of pedagogy children tourism A. A. Ostaptsa; presented innovative experience of the teaching staff for efficient use of the capacity of regional tourist activities in the upbringing of children (from pre-school to secondary school age) in the core of the educational activities of institutions and mass forms of child tourism.
Ключевые слова: многопрофильное учреждение дополнительного образования, авторские программы культурологической, экологической, спортивной направленности; детское туристско-краеведческое объединение, методическая система, личностный рост педагога и воспитанника.
Keywords: a multidisciplinary institution the author programs of additional education, cultural, ecological, sporting orientation; children's Regional Tourist Association, methodical system, personal growth teacher and pupil.
ГБОУ ДДЮТЭ «Родина» явилось преемником «авторского» учреждения дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля - Экспериментального центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина». Первый руководитель - Александр Александрович Остапец-Свешников. В декабре 2011 года учреждение было переименовано в Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» имени А. А. Остапца-Свешникова (ГБОУ ДДЮТЭ «Родина»).
Дом детско-юношеского туризма и экскурсий «Родина» (ДЮТЭ) представлял развивающуюся инновационную модель государственно-общественного многопрофильного учреждения дополнительного образования с приоритетом туристско-краеведческой здоровьеразвивающей, здоровьесберегающей деятельности, интегрирующего основные образовательные направленности образовательной деятельности Дома; органичный блок обновляемого основного образования детей и молодежи; системы начальной профессиональной подготовки школьников-подростков.
В основе образовательной деятельности Дома (ДДЮТЭ «Родина») - творчески развиваемая авторская Концепция детского туризма и комплексная образовательная программа «Школа жизни -окружающий мир»; ценностно-целевые положения:
- всестороннее развитие личности, здоровый образ жизни;
- единство туризма и краеведения, т. е. туристско-краеведческая деятельность; приоритетность комплексного краеведения (изучение природы, истории, культуры, экономики района путешествия), на котором строится профильное; связь со школой через предметное краеведение;
- освоение окружающего мира по спирали: расширительно -«от родного гнезда (дома, улицы, микрорайона) до дальних окраин своего отечеств и зарубежных стран; и углубительное - от созерцания-ознакомления к изучению и исследованию.
Нравственно-этической основой ТКД являлся «Кодекс чести юного туриста-краеведа», содержащий общечеловеческие ценно-
сти (Родина, Земля, Семья, Труд, Образование, Культура, Личность, Народ) и законы, правила, нормы, заповеди и традиции, необходимые как в походах, так и в обычной общественной жизни; люби Родину, крепи мир, будь настоящим патриотом -интернационалистом» (А. А. Остапец «Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся». М., 2001. -С. 54-55).
В деятельности Дома развивались и обновлялись традиции, заложенные А. А. Остапцом: исследовательская деятельность по разработке проблем эффективного использования туристско-краеведческой деятельности в создании гуманистического воспитательного пространства в социуме; совершенствованию системы подготовки педагогических кадров - организаторов детского туризма, руководителей детских туристско-краеведческих объединений, методистов; развитие массового, самодеятельного детского туризма, краеведения, экскурсионной и музейной работы;
Миссия учреждения - введение ребенка в окружающий мир, организация его познавания по гносеологической спирали - от простого к сложному, от родного гнезда до дальних окраин через активное погружение в природную и социальную среду - творчески осуществлялась в расширенной сфере его деятельности, сложившегося педагогического коллектива. В структуре учреждения появились новые подразделения: отдел социально-педагогической и культурологической работы; научно-методический отдел; отдел музейного дела на базе двух образовательных музеев «Дорогами БАМа» и «Истоки», а с 2010 года - окружного центра музейного дела; кабинет психологической релаксации, тренажерный зал, передвижной компьютерный класс. Научный потенциал составляли: доктор педагогических наук, 5 кандидатов наук (педагогических, исторических технических); 5 сотрудников обучались в аспирантуре; 6 - в педагогическом институте.
За годы деятельности Дома была обновлена Концепция и Программа «Школа жизни - окружающий мир» с учетом новых требований к образованию, запросов социума и детей, инновационных изменений в опыте работы коллектива.
- Разработаны и апробированы: авторские программы дополнительного образования по традиционным и новым образовательным направленностям (туристско-краеведческая; эколого-биологическая; естественнонаучная; физкультурно-спортивная;
социально-педагогическая; художественно-эстетическая; культурологическая; программы опытно-экспериментальной работы по проблемам формирования экологической культуры личности; формирования воспитательной системы УДО; становления лично-стно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования; обоснования детского туристско-краеведческого объединения - субъектом воспитания (совместно с НИИ ИТИП РАО РАО); программы и планы повышения мастерства педагогов Дома (в рамках семинара «Школа жизни - окружающий мир», «Школы педагогического мастерства»), программа обучающего семинара по программе «Инструктор детско-юношеского туризма».
Разработаны инновационные методические материалы по организации и проведению традиционного «Общего дела» (коллективный долгосрочный проект), традиционных массовых форм ту-ристско-краеведческой работы со школьниками и дошкольниками округа, города («Гвардия России», слеты,). Введены в практику новые формы ТКД (игра «Чуден град - Москва», рогейн-экскурсия и др.
Творческое развитие получила база научно-методического обеспечения ТКД:
- подготовлены дидактические и методические материалы по организации образовательной деятельности новых образовательных направленностей; рекомендации по мониторингу и диагностике результативности ТКД;
- по результатам обобщения опыта подготовлено и издано 15 учебно-методических пособий, опубликовано более 80 статей, рекомендаций по педагогике детского туризма);
- создана база видео-материалов «Из опыта образовательной деятельности Дома»; велась работа на Интернет-порталах, типовом сайте Дома «Родина».
Творческое обогащение получила цикловая система, разработка образовательных программ с приоритетом дифференцированного, индивидуализированного воспитания детей (программы: циклы, модули, интегрированные краткосрочные, проекты, программы-траектории личностного роста подростка).
Оптимизации воспитательного потенциала образовательной деятельности учреждения и его специфической туристско-краеведческой направленности способствовали результаты опыт-
но-эксперименатльной работы (совместно с Центром воспитания ИТИП РАО):
- по обоснованию роли детского объединения в реализации воспитательного потенциала учреждения дополнительного образования как субъекта воспитательной системы Дома, особой среды жизнедеятельности ребенка (ближайшей зоны его личностного развития) с учетом типа объединения, его основной ценностно-содержательной направленности, возраста детей, их основной образовательной подготовки:
- развитию взаимодействия Дома с образовательными, культурными, экологическими структурами округа, города, семьей как фактора воспитания детей и взрослых; разработка и апробация новых (вариативных) форм сотрудничества с образовательными учреждениями, с учетом введения новых ФГОСов, и стандартов качества образования; привлечение социальных партнеров, органы местного самоуправления, родительской общественности, спонсоров, межведомственные организации к созданию совместных тури-стско-краеведческих и досуговых проектов, формирующих гражданственность и патриотизм (слеты, соревнования, игры на местности, «общие» социально-значимые дела, акции, клубные дни); способствующих профориентации воспитанников.
Развитие деловых партнерских отношений с родственными (туристско-краеведческими) структурами округа позволило создать на базе Дома окружного образовательного туристско-краеведческого кластера «Детский туризм - система открытого образования и воспитания», цель которого оптимизация образовательного, воспитательного, культурного потенциала детского туризма, его активная пропаганда в среде детей и взрослых, формирование профессиональных кадров.
Развитию межрегиональных и международных контактов способствовала деятельность отрядов РДОО «Юный путешественник», созданная А. А. Остапцом на базе ЭЦДЮТЭ «Родина».
- Именно на базе творческого использовании и развитии педагогических идей А. А. Остапца оформилась система научно-методического обеспечения туристско-краеведческой деятельности как органичный блок образовательной деятельности учреждения. Эта система создавалась в повседневной практической работе, тра-дицонной и инновационной деятельности педагогов дополнительного образования, опытно-экспериментальной работе.
В содержании научно-методической системы - корректировка традиционных и разработка современных подходов к программированию образовательной и общественно значимой деятельности учреждения туристско-краеведческого профиля; детских объединений как учебных групп, программ индивидуального воспитания воспитанника Опыт творческого подхода к разработке и реализации образовательных программ представлен в методической базе ДДЮТЭ «Родина» многообразием типов инновационных программ: прикладные программы к программе «Школа жизни - окружающий мира» (например программа Школы духовного и физического развития дошкольников в ТКД «Ребенок и окружающий мир», программ «Школа юного туриста»); авторские и адаптированные программы ТКД детских объединений (учебных групп) разного возраста, разной основной направленности (туристской, краеведческой, экологической; например, программы «Юный турист-краевед-эколог», «Школа судей», «Юный водник», «Юные велотуристы», «В мире книг», «С любовью в мир прекрасный» и др.); программы деятельности городского туристско-оздоровительного лагеря на базе учреждения, программы массовых форм туристско-краеведческой работы с детьми. Методистами совместно с педагогами дополнительного образования были подготовлены «Рекомендации по разработке авторских образовательных программ»; Памятки, Положения об авторской программе, критериях результативности программы; велась систематическая рефлексия программ педагогов на советах методистов, пед. советах, подготовка к участию в конкурсах программ дополнительного образования. Опыт программирования ТКД проанализирован и опубликован: «Школа жизни - окружающий мир» (Из опыта программирования образовательной деятельности учреждения». Сборник программно-методических материалов. Коллектив авторов под общей ред. Л. В. Алиевой. М, 2004; «Дополнительные образовательные программы. Туристско-краеведческая образовательная и культурологическая деятельность в систем внешкольной работы с детьми». Приложение к ж. Внешкольник». - 2012, № 3.
Детское туристско-краеведческое объединение определено как особый объект педагогической методики, субъект личностного роста воспитанника в ближайшей среде жизнедеятельности. Методическая подсистема научно-методического обеспечения направлена на максимальное и эффективное использование потенциала
туристско-краеведческой ТКД, осуществляемой в детском объединении дополнительного образования через разработку и реализацию программ-циклов коллективной деятельности; систему тури-стско-краеведческих должностей, «защит» программ походов на общественном совете методистов и педагогов (мастеров, инструкторов по видам туризма) и творческих отчетов (коллективных на клубных днях Дома и индивидуальных в письменных отчетах группы). Детское туристско-краеведческое объединение определено как среда жизнедеятельности ребенка, в которой он является субъектом, выступая в различных ролях, позициях.
Творческое развитие получила проблема профессиональной подготовки «собственными силами» (по выражению А. А. Остап-ца-Свешникова) педагогов дополнительного образования как педагогов - воспитателей в деятельности учреждения туристическо-краеведческой, экскурсионной направленности основного содержания образования. Инновационный опыт подготовки педагогов нового типа в ДДЮТЭ «Родина» обобщен в пособии «Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования -база формирования педагога нового типа». Сборник из опыта работы. Под ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. - М.: Издательство ООО «Ритм». - 20
В опыте ДДЮТЭ «Родина» субъектами становящейся системы НМО становились практически все педагогические работники с учетом их основного профиля, содержания деятельности в различных формах участия (разработка и анализ проведенных походов, экспедиций, подготовка методических рекомендаций, авторских программ и т. д.). Это была принципиальная позиция А. А. Остапца. Основная база - структурные подразделения (научно-методический краеведческий, туристско-организационный отделы, ШДФР), на базе которых создавались сетевые творческие объединения педагогов, руководителей, методистов (совет методистов, рабочие группы по разработке программ массовых форм туристско-краеведческой работы с детьми, инновационных программ дополнительного художественного, экологического образования и т. д.)
Педагогический коллектива ДДЮТЭ «Родина» подготовил и издал серию пособий, сборников, в которых обобщен опыт работы по системе и программам А. А. Остапца. Издана «Книга памяти» А. А. Остапца-Свешникова.
Примечание
Историческая справка
2011 год - присвоение ДДЮТЭ «Родина имени А. А. Остапца-Свешникова.
С 2011 года ДДЮТЭ «Родина» - опытно-экспериментальная площадка ИТИП РАО, Центра теории воспитания (научный руководитель Алиева Л. В., методист Дома).
ГБОУ ДДЮТЭ «Родина» - коллективный член Московской академии детско-юношеского туризма и краеведения. База ДОО «Юный путешественник».
На протяжении 17 лет в Доме «Родина» работала общественная мар-шрутно-квалификационная комиссия, окружной координационный совет по туристско-краеведческой работе.
С 2009 года учреждение стало окружным центром по развитию программ и подготовке юных экскурсоводов.
Опытные педагоги-профессионалы (17 человек) вели преподавательскую деятельность, педагогическую практику в вузах и колледжах столицы, являлись руководителями тематических творческих семинаров в городе, округе.
Реформировано в 2015 году в структуру окружного УДО «Перовский Дворец творчества детей и молодежи».