ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 37.013.75; 37.012; 37.012.8; 001.891.5
Л. В. Алиева
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА -КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Опытно-экспериментальная работа учреждения дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности представлена как комплексный метод педагогического исследования. В исторической ретроспективе охарактеризован коллективный научно-исследовательский поиск оптимальной педагогической модели функционирования Экспериментального центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» г. Москвы. Обозначено целевое назначение опытно-экспериментальной деятельности образовательного учреждения (его изучение и анализ педагогического опыта). Обозначено, что критерии и показатели оценки массового педагогического опыта - основа определения актуальных проблем ОЭР для конкретного образовательного учреждения. Подробно раскрыто содержание проблемного поля опытно-экспериментальной деятельности по выявлению воспитательного потенциала туристско-краеведческой деятельности образовательного учреждения дополнительного образования детей.
Experimental work of the institution of additional education of children of tourist and local lore orientation is presented as a complex method of pedagogical research. The collective research is characterized in retrospect which find the optimal pedagogical model of operation of a Pilot centre for children and youth tourism and excursions "Rodina" in Moscow. The purpose of experimental activity of educational institution (its studying and the analysis of pedagogical experience is designated. It is called that the criteria and indicators for assessing the mass pedagogical experience - the basis for determining the actual problems of OER for a particular educational institution. The content of the problem field of experimental activities to identify the educational potential of tourist and local lore activities of the educational institution of additional education of children is revealed in detail.
Ключевые слова: опытно-экспериментальная работа, образовательное учреждение, традиции, педагогический опыт, инновации, инновационный потенциал, критерии оценки, показатели оценки, качественные показатели,
воспитательные системы, рефлексия опыта, анализ деятельности, детско-юношеский туризм и краеведение.
Keywords: experimental work, educational institution, tradition, teaching experience, innovations, innovation potential, evaluation criteria, evaluation indicators, quality indicators, educational system, reflection of experience, analysis of the activities of children and youth tourism and study of local lore.
Опытно-экспериментальная работа - комплексный метод педагогического исследования
Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) образовательного учреждения не дань моде, а формируемая в педагогическом коллективе потребность развития, совершенствования деятельности учреждения на основе осмысленного позитивного массового опыта, традиций и инноваций, ресурсов собственного учреждения и социального запроса государства, общества, конкретных социальных слоев населения (детей и взрослых). Это коллективный научно-исследовательский поиск оптимальной педагогической модели функционирования учреждения в социуме как образовательной среды, гуманистической воспитательной системы.
В современных условиях ОЭР - это реальный путь утверждения учреждения в обновляемом социуме, в условиях конкуренции образовательных услуг, повышения авторитета в глазах государственных, частных структур, общественности (семьи в первую очередь как заказчика на образование ребенка).
ОЭР - это потребность апробировать и реализовать накопленный инновационный потенциал (возможности) опытных педагогов (их творческих сообществ) в деятельности учреждения. Это один из путей «выращивания» нового педагога-воспитателя «в собственном доме».
Для реализации «потребностей» в качественных преобразованиях педагогического процесса, деятельности учреждения в целом необходимо существенное «подкрепление» социальной и педагогической значимости, реальности «желаний» и потребностей существующим педагогическим опытом. Педагогический опыт - историческая реальность, состояние образовательной системы.
Педагогический опыт представлен: а) массовым опытом (наиболее типичным для конкретного исторического этапа развития государства, общества); б^ передовым педагогическим опытом, отражающим: процессы саморегуляции, самоопределения, «твор-
ческого» движения системы (ее основных субъектов) в социуме как его движущей силы; позитивные процессы в окружающей реальной жизни, ее потребности (прежде всего новые «человеческие потребности»), и выраженным типичными проявляющимися тенденциями; в) педагогическим опытом конкретного образовательного учреждения (особо обратить внимание на опыт учреждения, которое станет базой опытно-экспериментальной работы).
Целевое назначение педагогического опыта (его изучения и анализа) в ОЭР образовательного учреждения
Критерии и показатели оценки массового педагогического опыта - основа определения актуальных проблем ОЭР для конкретного образовательного учреждения. Основные оценки качественные (!), а не количественные; не наличие «инновационных форм, технологий», а выявление сущностных изменений в целях, ценностях воспитания, обучения, адекватном им содержании образовательной деятельности, «внутренних факторов, условий и внешних», обеспечивающих инновационные процессы.
Основные критерии:
- наличие типичных позитивных педагогических тенденций; выявление актуальных проблем и путей, средств их разрешения;
- соответствие современности; качественные показатели результативности обучения, воспитания;
- принципы взаимодействия учреждений с различными структурами социума (государственными и общественными): специфичность (образовательная и воспитательная) различных типов образовательных учреждений;
- инновационная роль индивидуальных и коллективных субъектов образовательной деятельности, воспитательной системы (взрослых и детей, их общностей).
Ориентация в оценке массового, инновационного педагогического опыта на «собственное учреждение», его статус, комплекс реальных условий и возможностей, традиций, кадровый корпус, состав учащихся, социальное, национальное, культурное, экономическое окружение.
Изучение массового педагогического опыта значимо в выявлении «проблемного поля» ОЭР образовательного учреждения.
Изучение и рефлексия опыта учреждения - база ОЭР
Анализ «собственного опыта» образовательной деятельности (обучения, воспитания, развития) учреждения - это неотъемлемая часть всей работы педагогического коллектива, осуществляемая «самостоятельно», творчески конкретным коллективом, его руководителями и по требованиям соответствующих органов образования, их инициатив, мероприятий (самоаттестация деятельности учреждения при лицензировании, аккредитации, аттестации учреждения и педагогических работников, ежегодные и чаще отчеты по различным вопросам деятельности учреждения; подготовка и участие в педагогических конкурсах, смотрах, фестивалях и др.).
Для выявления актуальных проблем развития учреждения, определения цели и содержания ОЭР нужна рефлексия и саморефлексия всей сложившейся системы обучения и воспитания. Рефлексия - это особая качественная всесторонняя, глубокая, сущностная аналитическая деятельность, позволяющая выявить «внутренний потенциал» учреждения и его реализацию в учреждении, причины ограниченной реализации (внутренние), прежде всего, объективно-субъективные проблемы, над которыми надо работать коллективу. Выявление «творческого ядра педагогов», готовых к существенным преобразованиям в учреждении - это, пожалуй, самая важная основа опытно-экспериментальной работы.
Формы, методы, способы рефлексии многообразны (от саморефлексии педагога по разработанному алгоритму до коллективных форм, комплекса диагностических методов и системных мони-торингов. Обратим внимание на более эффективное использование в рефлексии традиционных форм работы педколлектива: педагогические советы, советы методистов, методические объединения педагогов, конференции, творческие смотры, фестивали педагогического мастерства в учреждении, мастер-классы и др.; их ценностную направленность - на «выявление творчества индивидуальности педагога», творческих содружеств педагогов.
Обращаем внимание на выработку «собственных» методов изучения опыта, отвечающих возможностям и потребностям коллектива и вдумчивое использование «стандартных, массовых» анкет, тестов, технологий, рекомендуемых на все случаи педагогической практики.
Соотнесение итогов анализа массового опыта (выявление «проблемного поля», позитивных тенденций развития и др.) и реф-
лексии опыта образовательной деятельности учреждения и позволит определить проблему и тему опытно-экспериментальной работы учреждения, социально, педагогически значимые в целом для системы современного образования, воспитания и для успешного функционирования данного учреждения в конкретном социуме.
Проблемное поле ОЭР по выявлению воспитательного потенциала туристско-краеведческой деятельности образовательного учреждения дополнительного образования
ДДЮТЭ «Родина» Восточного округа г. Москвы был одним из первых образовательных учреждений системы дополнительного образования в СССР - экспериментальная площадка Центра теории воспитания Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории педагогики Российской академии образования».
Первоначальное название учреждение по решению Московского комитета образования - Экспериментальный центр детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» (ЭЦДЮТЭ «Родина»). Центр «Родина» был создан по инициативе и под руководством А. А. Остапца-Свешникова, доктора педагогических наук, профессора, ведущего научного сотрудника РАО, опытного педагога-организатора детско-юношеского туризма, на базе руководимого им в Первомайском районе г. Москвы межшкольного турист-ско-краеведческого объединения (клуба) «Родина».
Перед ЭЦДЮТЭ «Родина» стояла важная задача разработать инновационную программу детского туризма как специфическую комплексную образовательную деятельность в системе дополнительного образования.
Статус учреждения, поставленная цель с первых шагов определили роль и значение, место ОЭР как органичного блока всей системы образовательной деятельности Центра (основной, общественно значимой) в воспитании детей и их физическом и духовном оздоровлении, социализации.
Для определения проблем, задач, содержания ОЭР требовалась научная база, отвечающая специфике деятельности учреждения, его основному назначению в системе образования и перспективам развития.
Научно-теоретической и методологической базой ОЭР ЭЦ-ДЮТЭ «Родина» стала авторская Концепция и инновационная программа «Школа жизни - окружающий мир» А. А. Остап-
ца-Свешникова [1], научно-практический результат его докторского исследования и многолетней практической работы в области детско-юношеского туризма и краеведения, глубокого изучения массового опыта детского туризма.
Данная научная база, кадровый состав (первоначальный), опыт туристского клуба «Родина», позитивный массовый опыт детско-юношеского туризма и краеведения позволили определить основные проблемы ОЭР, последовательно решаемые коллективом ЭЦ-ДЮТЭ «Родина», взаимосвязанные, развиваемыми результатами на каждом новом этапе ОЭР. ОЭР стала органичной частью всей системы работы учреждения (с 1993 до 2015 г., до «оптимизации» ЭЦ-ДЮТЭ «Родина» с многопрофильным учреждения дополнительного образования «Перовский Дом творчества детей и молодежи»).
Базой разработки проблем ОЭР, ее организации были основные структурные подразделения ЭЦДЮТЭ «Родина» (научно-методический отдел, краеведческий, организационно-туристический, совет методистов, «Школа педагогического мастерства», тематические творческие объединения педагогов дополнительного образования, методистов). Программы и итоги ОЭР обсуждались на педагогических советах, научно-практических конференциях.
Результаты ОЭР (по основным этапам) представлены в авторских программах, методических и дидактических разработках педагогов дополнительного образования, коллективных публикациях ЭЦДЮТЭ «Родина» [2].
Представляем содержание ОЭР по творческому освоению Концепции и программы «Школа жизни - окружающий мир» [3] педколлективом и анализу позитивного опыта детского туризма в деятельности внешкольных туристско-краеведческих детских объединений дополнительного образования на базе УДО; во взаимосвязи основных проблем ОЭР, выявленных на начальном этапе и новых проблем, возникавших в образовательной деятельности учреждения.
Научно-методическое обеспечение ОЭР
- Знакомство участников ОЭР с основными документами (федеральными, региональными), научно-педагогической литературой в области образования, воспитания с целью корректировки Программы ОЭР.
- Разработка Концепции и программы ОЭР с четким обозначением актуальности проблемы, научных подходов, понятийного аппарата, цели, задач ОЭР, прогнозируемых результатов.
- Вооружение педагогов знаниями, умениями исследовательской работы, ОЭР как комплексным научным методом. Определение методов педагогического исследования проблем ОЭР (педагогическое наблюдение, психолого-педагогическая рефлексия-анализ, мониторинг, методики диагностики: массовых форм участия детей - членов объединения: временных и постоянно действующих; как инициаторов и организаторов, активных участников или «зрителей»); «ключевых» «цикловых» коллективных творческих дел опытно-экспериментальной группы; становления объединения средством воспитания, личностного роста подростка: «Паспорт детского объединения»; «Анкета для педагога-руководителя детского объединения»; «Моя позиция члена детского общественного объединения».
- Экспериментальная проверка отдельных блоков программы
ОЭР.
- Выявление специфического потенциала профессиональной, педагогической, социально-культурно значимой, общественной деятельности, представленной в Программе и Модели ОЭР (приоритетных ценностей); обоснование содержания, форм, методов, адекватных этим специфическим воспитательным ценностям; разработка критериев и показателей результативности и адекватной им системы диагностики качества образования, воспитания (ребенка, взрослого).
- Изучение и творческое осмысление индивидуального опыта педагогов - участников ОЭР, его трансляция в содержание ОЭР.
- Определение специфических функций субъектов ОЭР с учетом их реального объекта деятельности.
- Разработка критериев-показателей качества в образовательной деятельности (педагогов, воспитанников) и системы их диагностирования; апробация методик диагностики результативности ОЭР; наглядное оформление результатов («экспресс-диагностики», позволяющие педагогу оценить по следам совершенной деятельности поступки, действия, оценки самих детей (их «сообщения», «сигналы», «послания»), открыть новые возможности ребенка) [4].
- Анализ поэтапных итоговых результатов ОЭР и их оформление в виде методических материалов (создание базы позитивных результатов ОЭР).
- Создание научно-методической базы ОЭР, оформление и подготовка к печати (публикация) методических материалов по результатам ОЭР (промежуточным и итоговым).
- Организация взаимодействия с партнерами социума (проведение совместных круглых столов, конференций, общих дел с целью обмена опытом.
Формы, средства, приемы организации ОЭР
- Определение состава организаторов и участников ОЭР функционалом руководителей и участников ОЭР.
Руководитель ОЭР (директор учреждения) участвует в разработке концепции и программы ОЭР, обеспечивает подбор кадров, материально-техническую, финансовую базу эксперимента, осуществляет контроль за ходом и результатами опытно-экспериментальной работы, осуществляет связи с органами образования, Научно-методическим центром округа, научными структурами, специалистами по исследуемой проблеме.
Научный руководитель разрабатывает концепцию и программу ОЭР, организует научное консультирование участников ОЭР, участвует в подготовке и проведении открытых занятий, семинаров, конференций, готовит итоговые аналитические материалы и отчеты по результатам ОЭР, организует проведение внешней экспертизы материалов ОЭР, апробацию результатов в массовой практике.
Зам. руководителя ОЭР по организационной работе ведет документацию по ОЭР. Заместитель руководителя ОЭР по корректировке и координации работы «предметных» методических объединений в соответствии с целью, задачами, предполагаемыми результатами ОЭР отрабатывает опытную модель функционирования методического объединения - школы выявления индивидуальности педагога, стимулирования его творчества, потребности самообразования и самосовершенствования как личности.
Руководитель методического совета - ответственный за подготовку и проведение семинаров, круглых столов, «контрольных мероприятий» (открытых уроков, занятий в системе дополнительного образования, мастер-классов), итоговой конференции.
Руководитель аналитической группы (экспертного совета) организует работу членов аналитических группы; проведение мониторинга и анализ полученных данных, готовит с коллегами рекомендации по корректировке программы ОЭР, по определению
критериев аттестации педагогов, по перспективам профессионального роста педагогов с учетом имеющегося опыта и личных возможностей и интересов.
Педагог-психолог - разработчик комплекса диагностических методик становления личностно-профессиональной позиции педагога-исследователя, личностного роста обучающихся.
Основные структуры, реализующие цели, назначение, содержание ОЭР: научно-методические центры, советы из числа опытных педагогов; сетевые творческие объединения, методические объединения, Школы педагогического мастерства, экспертные советы, создаваемые на основе приказов руководителя, решений педагогических советов, на добровольной основе [5].
В организации ОЭР были задействованы такие формы: выездные многодневные учебные семинары, проблемные круглые столы по исследуемой проблеме; презентации результатов участниками ОЭР, мастер-классы на базе школ по обмену опытом экспериментальной работы по проблемам реализации Программы ОЭР; смотры педагогического мастерства; творческие встречи, круглые столы, встречи с наставниками, тематические вечера, социально-педагогические тематические семинары, тренинги; проведение «независимых» экспертиз результатов ОЭР, проведение «открытых» показов, мастер-классов, семинаров в учреждениях с участием учащихся, творческие мастерские по моделированию определенного типа ДО; научно-практическая конференция по итогам этапов; общий сбор - старт этапа ОЭР; индивидуальные консультации, собеседования.
Научно-методической школой стало творческое участие в проблемно-тематических семинарах: «Мониторинг и диагностика -научные методы выявления образовательной результативности детского объединения и прогнозирования перспектив его развития как средства личностного роста школьника-подростка и педагога» [6]; «Становление и развитие личностно-профессиональной позиции педагога».
Основные проблемы ОЭР (с 2000 г. по 2014 г.): - основная проблема - обоснование специфики профессиональной деятельности нового типа педагога дополнительного образования как воспитателя и организатора ТКД и разработка системы его подготовки в деятельности учреждения;
- взаимодействие педагогических традиций и инноваций в воспитательной системе Дома (традиции общественного воспитания, создание ДОО «Юный путешественник»; инновационное программирование, диагностирование результатов и др.) [7];
- роль детского туристско-краеведческого объединения как субъекта образовательной деятельности, личностного роста обучающегося отработка моделей ДО как субъектов воспитания) [8];
- отработка, апробация системы мониторинга и диагностики результативности ТКД (учреждения, детского объединения педагога, обучающегося [9].
Примечания
1. Школа жизни - окружающий мир : сб. программно-методических материалов / авт. кол.: А. А. Остапец, Л. В. Алиева, Г. Н. Абросимова, О. В. Озерская и др. : под общ. ред. Л. В. Алиевой. М. : Департамент образования г. Москвы, ВОУ образования, Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина», 2004. 157 с.
2. Алиева Л. В. Опытно-экспериментальная работа - стимул личностного профессионального роста педагога-воспитателя1 // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. № 2(34). С. 136-146; Алиева Л. В., Озерская О. В., Маркотенко Е. В., Тайдакова Е. Г. Диагностика качества образовательной деятельности педагога дополнительного образования // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 2(119). С. 30-41; Детские туристско-краеведческие объединения - среда жизнедеятельности ребенка : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, Л. В. Алиевой. М. : РИБ «Турист», 2001. 144 с.; Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирования педагога нового типа : сб. по итогам ОЭР / под ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. М. : Центр теории воспитания ИТИП РАО, 2008; Озерская О. В. Детское объединение как субъект воспитания в учреждении дополнительного образования // Вопросы воспитания. 2014. № 3. С. 74-81; Озерская О. В., Тайдакова Е. Г. Модель воспитания в массовых формах туристско-краеведческой работы с детьми : сб. лаборатории «Перспективные модели воспитания. М ., 2014; Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М. : Педагогика, 1985; Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М. : РМАТ, 2001; Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. Из опыта работы ШДФР по инновационной программе «Ребенок и окружающий мир) / под ред. Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. М., 2003; Педагогика массовых форм туристстко-краеведческой работы : пособие / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой. М., 2004; Синето-
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-06-00089а.
ва М. Ф. Экологическое воспитание младших школьников в туристско-крае-ведческой деятельности : (из опыта работы педагога дополнительного образования ДДЮТЭ «Родина». Москва) / под ред. Л. В. Алиевой. М., 2016; Система диагностики качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования : сб. метод. рекомендаций / под науч. ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. М. : ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, ГБОУ ДДЮТЭ «Родина» г. Москва, 2013; Туристско-краеведческая образовательная и культурологическая деятельность в системе внешкольной работы с детьми : инновационные программы дополнительного образования «Ребенок и окружающий мир», авторские образовательные программы : для руководителей образовательных учреждений, педагогов, воспитателей ДОУ, вожатых / под ред. Л. В. Алиевой ; кол. авт. ДДЮТЭ «Родина // Внешкольник. 2012. № 3(21). Приложение. 82 с.
3. Школа жизни - окружающий мир : сб. программно-методических материалов / авт. кол.: А. А. Остапец, Л. В. Алиева, Г. Н. Абросимова, О. В. Озерская и др. : под общ. ред. Л. В. Алиевой. М. : Департамент образования г. Москвы, ВОУ образования, Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина», 2004. 157 с.
4. Алиева Л. В. и др. Мониторинг и диагностика результативности детских объединений - субъектов модернизации школьного образования // Информационно-методический сборник по итогам 2-го этапа ОЭР. Вып. 2 / под науч. ред. Л. В. Алиевой. М. : Департамент образования Москвы, 2011.
5. Алиева Л. В. Система дополнительного образования - пространство становления полисубъектной позиции педагога нового типа : сб. науч. -метод. материалов. М. : ФГБОУ ДОД «ФЦТТУ», Центр теории воспитания ФГНУИТИП РАО, 2013.
6. Алиева Л. В. и др. Мониторинг и диагностика результативности детских объединений - субъектов модернизации школьного образования // Информационно-методический сборник по итогам 2-го этапа ОЭР. Вып. 2 / под науч. ред. Л. В. Алиевой. М. : Департамент образования Москвы, 2011.
7. Алиева Л. В. и др. Роль детских общественных объединений в модернизации системы образования // Информационно-методический сборник по итогам 1-го этапа ОЭР. Вып. 1 / науч. ред. Л. В. Алиева. М. : Департамент образования Москвы, 2010.
8. Алиева Л. В. Детское общественное объединение - субъект внеурочной деятельности школы и база личностно-профессионального роста педагога-воспитателя : науч.-метод. сб. по итогам 3-го этапа ОЭР. Вып. 3. М. : Департамент образования Москвы, ФГНУ ИТИП РАО, 2013.
9. Модели отечественного внешкольного воспитания: традиции и современность : сб. из опыта работы / под науч. ред. Л. В. Алиевой. М. : ФГНУ «Институт теории и истории педагогики РАО», лаборатория теории воспитания, 2013. 113 с.; Система диагностики качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования : сб. метод. рекомендаций / под науч. ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. М. : ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, ГБОУ ДДЮТЭ «Родина» г. Москва, 2013.