2. Дрогов И. А., Смирнов Д. В., Туманов В. Е. Реализация социальных функций краеведения в образовательных учреждениях общего среднего и дополнительного образования детей // Интеграционные подходы к организации краеведческой работы в образовательных учреждениях : материалы Ме-ждунар. науч.-метод. конф., посв. 160-летию со дня рождения И. П. Павлова (г. Рязань, 12-13 марта 2009 г.) / Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2009. С. 99-110.
3. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм : учеб.-метод. пособие. 2-е изд., стер. М. : ФЦДЮТиК, 2008. 600 с.
4. Из истории детского туризма в России (1918-2008 гг.) / авт.-сост. Ю. С. Константинов. М. : ФЦДЮТиК, 2008. 312 с.
5. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся : метод. рекомендации / Рос. междунар. акад. туризма. М. : РМАТ, 2001. 87 с.
6. Остапец А. А. Могучее средство развития личности : [о деятельности Моск. Междунар. акад. дет.-юнош. туризма и краеведения] // Доп. образование. 2000. № 2. С. 23-27.
УДК 351.858; 37.01; 37.018.74; 379.852; 379.8.09; 908
В. П. Фомин
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ В ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Дана характеристика детско-юношеского туризма в общей системе туристской деятельности Республики Казахстан, его особенности и проблемы. Представлена ретроспектива развития общеказахстанской и западноказах-станской структуры организаций детско-юношеского туризма в ХХ и начале XXI в. Международный туристский фестиваль работников образования «Европа - Азия» охарактеризован как комплексное мероприятие со школьниками: пешие, велосипедные, водные, лыжные походы, соревнования по ориентированию на местности и другие турниры. Процесс повышения методического мастерства, квалификации кадров педагогов дополнительного образования, тренеров, воспитателей и вожатых, других сотрудников учреждений детского туризма показан как важнейший компонент организации турист-ско-краеведческой деятельности. Определена главная методическая тема работы Западно-Казахстанского областного центра детско-юношеского туриз-
ма и экологии - формирование евразийской культуры личности средствами туристско-краеведческой и экологической деятельности. Выявлены проблемы и перспективы развития туристско-краеведческой деятельности в Западно-Казахстанской области.
The characteristic of youth tourism in the overall system of tourist activity of the Republic of Kazakhstan, its peculiarities and problems is given. The retrospective of the development of Kazakhstani-wide and in West Kazakhstan the structure of organizations of youth tourism in the twentieth and early twenty-first centuries is presented. The international tourism festival of the workers of education "Europe - Asia" is characterized as a complex event with students: Hiking, Cycling, water, ski trips, competitions in orienteering and other tournaments. The process of increasing methodological skills, training of teachers of additional education, coaches, teachers and counselors, other staff of children's tourism is shown as the most important component of the organization of tourist and local history activities. The main methodological theme of the work of the West Kazakhstan regional center of youth tourism and ecology is identified. It is the formation of the Eurasian culture of personality by means of tourist and local lore and environmental activities. Problems and prospects of development of tourist and local lore activities in West Kazakhstan region are found out.
Ключевые слова: Республика Казахстан, детско-юношеский туризм, туристско-краеведческая деятельность, функции туризма, здоровый образ жизни, подготовка ребенка к жизни, детский отдых, туристский центр (станция), туристский слет, туристский поход, туристский фестиваль, турист-ско-экологическая экспедиция, методическое мастерство, повышение квалификации, евразийская культура личности.
Keywords: Republic of Kazakhstan, youth tourism, tourist and local lore activity, the functions of tourism, healthy lifestyle, preparing a child for life, children's recreation, tourist center (station), tourist gathering, tourism camping, tourism festival, tourism and ecological expedition, methodological skills, training, Eurasian culture of the individual.
История организованного детско-юношеского туризма в Западно-Казахстанской области насчитывает более полувека. За это время система детских туристских центров и станций региона стала самой крупной в Республике Казахстан. Их педагогический и тренерский корпус приобрел громадный опыт организации детско-юношеского туризма как могучего средства гражданско-патри-отического воспитания, физической и нравственной закалки подрастающего поколения. Этот опыт в сочетании с новейшими дос-
тижениями в сфере педагогической науки служит добротной основой для дальнейшего развития туристско-краеведческой деятельности.
Как известно, туризм возник еще в незапамятные времена в виде объективной общественной потребности. В качестве причин исследователи называют стремление древних людей к поиску и освоению новых территорий для проживания, развития торговли, обмена культурными ценностями и т. д. С годами эти акции - походы, путешествия, экскурсии, экспедиции - стали приобретать более организованные формы, в среде туристов стали выделяться определенные категории по возрастам, по интересам и целям. Появилась необходимость предварительной подготовки людей к таким мероприятиям. В этой сфере стали возникать сервисные структуры, превратившиеся впоследствии в важную часть индустрии туризма.
Разумеется, в разных частях света развитие туризма имело свои особенности. В Казахстане эти процессы естественно были обусловлены многолетним нахождением в составе сначала Российской империи, а затем Советского Союза. Досоветский период связан с именами таких путешественников, как Алексей Хорошхин, Григорий Карелин, Чокан Валиханов, Петр Семенов-Тянь-Шанс-кий, Алиби Джангильдин.
Массовый, организованный характер туризм стал приобретать в советские годы, когда перед ним ставились серьезные социальные и идеологические задачи. В этот период создавались многочисленные государственные и общественные структуры турист-ско-краеведческой деятельности, проводились различные походы и экспедиции, соревнования, слеты, фестивали и другие акции туристского характера.
Сегодня туризм характеризуется как общественно-социальное явление, успешно содействующее комплексному решению воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач. Он играет значительную роль в жизни миллионов людей, в деятельности регионов, стран и всего человечества. Среди важнейших функций современного туризма можно назвать экономическую, социальную и гуманитарную.
Выступая как экономическое явление, туризм является одной из ведущих отраслей мирового хозяйственного комплекса, крупнейшей сферой занятости, оказывает стимулирующее воздействие на транспорт, связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство,
производство товаров народного потребления, составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Социальное значение туризма состоит в том, что он содействует рациональному использованию свободного времени человека, внедрению здорового образа жизни [1], обогащает социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств и народов.
В гуманитарной сфере туризм позволяет совместить отдых с познанием жизни, быта, истории, культуры, традиций, обычаев своего и других народов, расширяя реальную картину мира. Особенно важна эта сторона туризма в воспитании подрастающего поколения. Гуманитарное значение туризма выходит за рамки только познавательной функции, так как он во многом способствует взаимопониманию народов, развитию мирных, дружественных отношений. Добрососедские отношения между государствами являются важнейшим условием для туристского обмена.
Детско-юношеский туризм в общей системе туристской деятельности, его особенности и проблемы
Специфической функцией туризма является участие в воспитании подрастающего поколения. Начиная с самого раннего возраста детско-юношеский туризм помогает не только расширять кругозор детей, но и формировать их эстетические вкусы, отношение к обществу и окружающей природе. Каким общество подготовит ребенка к жизни - такое будущее ждет это общество. Поэтому работа экскурсионных и туристских фирм с детской аудиторией имеет важное гуманитарное и социальное значение.
В советский период нашей истории регулярными стали Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников, имеющие важное воспитательное значение. С 1972 г. Всесоюзные туристско-краевед-ческие экспедиции пионеров и школьников организовывались под девизом «Моя Родина - СССР». В их задачи, кроме изучения достопримечательностей родного края, входила целенаправленная поисково-исследовательская работа, во многом способствующая усилению патриотического воспитания молодого поколения страны.
Являясь составной частью общей системы туристской деятельности, детско-юношеский туризм, тем не менее, обладает рядом особенностей и проблем, учет и решение которых выступает
обязательным условием эффективности функционирования этой сферы.
Как отмечают исследователи, организация детского отдыха -одно из самых неблагодарных и сложных занятий в турбизнесе. Здесь нельзя рассчитывать на высокую прибыль, так как любое повышение цены за туруслуги для детей вызовет снижение спроса на них. Значит, требуется существенное государственное дотирование туристско-краеведческой деятельности детских организаций. Сюда также входят экскурсии, языковые курсы, визовое обслуживание, организация железнодорожного переезда и сопровождения.
Дальнейшее развитие детского туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: ограниченный спектр турпродуктов для детей; недостаточное развитие инфраструктурной составляющей детского туризма; малая доступность детского отдыха для большей части населения. Также это малая проработанность законодательной базы и единых стандартов деятельности в сфере детского туризма; невозможность многих организаций, работающих с детьми, обеспечить безопасность детского отдыха; невысокая квалификация многих специалистов, работающих в сфере детского отдыха и туризма; недостаточная информированность потребителя о предлагаемых детских туристских продуктах.
Все эти позитивные и негативные аспекты в той или иной мере присутствуют при планировании и организации туристско-краеведческой деятельности учреждений образования Западно-Казахстанской области.
Из истории организованного детско-юношеского туризма в Западно-Казахстанской области
Общеказахстанская структура организаций детско-юношеского туризма в современном виде начала формироваться в середине прошлого века. В 1960 г. в республике работало 13 областных станций юных туристов, в том числе Западно-Казахстанская ДЭТС, созданная решением облисполкома 28 апреля 1960 г. Тогда же, в начале 60-х гг., местные органы власти - райисполкомы - приняли аналогичные постановления по организации районных структур детского туризма.
Так как поначалу отдельного здания для ДЭТС не было, первый кружок по туризму функционировал при областном Доме пионеров, а первым его руководителем был В. К. Шведов. Основная
работа по организации детского туризма велась непосредственно в школах и в детском доме. СШ № 9 и № 5 были базовыми школами по созданию новых форм воспитательной работы с детьми.
Несмотря на все сложности первоначального становления, детский туризм распространялся по школам города и области. В ту-ристско-краеведческую работу с детьми включались преподаватели и студенты Уральского пединститута, педучилища, учителя школ. Общими усилиями подготавливались для познавательного обозрения очень интересные альбомы - отчеты о проделанной работе в области туризма и краеведения. В первые пять лет существования, несмотря на отсутствие собственного помещения, работниками ДЭТС и энтузиастами детского туризма из школ города и области было проведено немало интересных мероприятий познавательного и воспитательного характера. К примеру, в июне 1963 г. был организован первый крупный поход учащихся СШ № 5 им. М. Ломоносова (руководитель - учитель этой школы В. С. Хивинцев) по местам боев 25-й дивизии Красной армии под командованием В. Чапаева в годы Гражданской войны.
В 1969 г. основная содержательная часть туристско-краевед-ческой работы была перенесена в сельскую местность. Интересные туристские мероприятия познавательного и воспитательного характера проводились в школах Фурмановского, Казталовского, Жанибекского и ряда других районов. Многие их участники были удостоены званий «Юный турист» и «Турист СССР» с вручением соответствующих значков.
Второе десятилетие своего существования Уральская ДЭТС начинает с внедрения новых, более прогрессивных форм и методов работы, в частности, по опыту ДЭТС Прибалтики. В качестве основных направлений, кроме туризма, стали развиваться также при-родопознавательное и поисковое направления, к которым привлекались, в частности, геологи В. К. Шведов, К. А Ли и многие другие.
За прошедшие полвека организаторы детского туризма казахстанского Приуралья много сделали для расширения масштабов и повышения уровня туристско-краеведческой деятельности среди детей. При областном Центре детско-юношеского туризма и экологии (ОЦДЮТиЭ) организуются семинары руководителей краеведческих кружков, курсы по подготовке руководителей походов, инструкторов школьного туризма. Работники Центра занимаются в институтах повышения квалификации туристских кадров, на Все-
союзных и республиканских семинарах. Только за период с 1987-го по 1991 г. в области было подготовлено 750 туринструкторов.
Коллективами детских туристских центров и станций ежегодно организуются разнообразные мероприятия со школьниками: пешие, велосипедные, водные, лыжные походы, соревнования по ориентированию на местности и другие турниры. Традиционным стало проведение областного туристского слета учителей, который сейчас превратился в Международный туристский фестиваль работников образования «Европа - Азия». Для активизации и повышения эффективности экологического воспитания школьников была разработана система мероприятий, важнейшим из которых является региональная туристско-экологическая экспедиция «Урал».
Такова краткая предыстория современного этапа в развитии Западно-Казахстанского ОЦДЮТиЭ. Добрые и славные традиции, заложенные в предыдущие годы, продолжаются сегодня в деятельности новых поколений юных туристов и их наставников.
Современная организационная структура детско-юношеского туризма в Западно-Казахстанской области
В настоящее время в Западно-Казахстанской области функционируют ГККП «Областной Центр детско-юношеского туризма и экологии управления образования акимата ЗКО», а также Уральский городской и 12 районных центров и станций детского туризма. Эта система является крупнейшей в республике, она сохранялась даже в те «лихие» 90-е гг., когда в других регионах страны такие структуры упразднялись из-за отсутствия финансирования.
В составе ОЦДЮТиЭ созданы отделы учебно-методической работы, туризма и безопасности маршрутов, краеведения, экскурсий, экологии. На правах отдела работает и редакция выпускаемого Центром научно-методического журнала «Сокпак - Тропинка», который в 2015 г. отметил свое первое 10-летие. Важную задачу выполняет и расположенный в здании ОЦДЮТиЭ музей истории детского туризма, где отражена более чем полувековая туристско-кра-еведческая деятельность организаций образования казахстанского Приуралья.
В структуру областного Центра входят туристско-оздоровите-льный комплекс «Евразия», (признанный в 2013 г. лучшей детской турбазой в республике), а также туристско-экскурсионный комплекс «Бивуак» и турлагерь «Самал», которые проводят большое
количество спортивно-туристских, досуговых мероприятий. Например, в туристско-оздоровительном комплексе «Евразия» организуются три летние профильные смены: «Юный турист», «Юный эколог» и «Юный краевед», что позволяет разнообразить досуг детей, вовлечь их в творческую, спортивную, туристско-краевед-ческую деятельность. Туристско-экскурсионный комплекс «Бивуак» совместно с областным департаментом ЧС в летнее время проводит смену «Юные спасатели». Ребята учатся, как не растеряться в различных экстремальных ситуациях, правильно оказать первую помощь при чрезвычайном происшествии, самостоятельно обустраивать свой быт в походных условиях, выезжают на полигоны, учения водно-спасательной, пожарной служб, с ними занимаются медицинские работники, инструкторы по туризму. Кроме того, для расширения кругозора детей «Бивуак» проводит учебно-тематические, профориентационные, познавательно-развлекательные экскурсии.
В настоящее время организуется строительство еще одной круглогодичной детской турбазы на озере Шалкар, которое из-за соленой воды мы называем «степным морем».
Городской и районные центры и станции детского туризма подчинены местным отделам образования и не являются структурными подразделениями областного центра, но работают под его непосредственным методическим руководством. При них созданы кружки и секции по различным видам туризма, в которых занимаются более 30 тысяч учащихся школ, лицеев, колледжей, студентов вузов Приуралья. В ряде районов созданы также детские турбазы, которые используются для проведения разнообразных мероприятий и проживания их участников. В настоящее время поставлена задача, чтобы такие туркомплексы были созданы во всех районах для круглогодичной работы.
Важной составной частью инфраструктуры детского туризма Приуралья становятся и краеведческие музеи, открытые в ста с лишним учебных заведениях региона. Экспозиции этих музеев отражают итоги походов и экскурсий учащихся и, конечно же, способствуют лучшему усвоению ими истории родного края, красот его природы. В целях поддержки этой работы в ряде районов области должности руководителей этих музеев введены в штаты школ и их труд оплачивается. В настоящее время с целью расширения поисково-исследовательской деятельности учащихся в об-
ласти проводится акция «Каждому учебному заведению - музей». В рамках акции систематически проводится Неделя «Музей и дети», организуются областные слеты активистов школьных музеев, семинары с их руководителями и научно-практические конференции по проблемам совершенствования работы. Уральские школьники как активисты музейного дела не раз занимали призовые места в республике и награждались грамотами Министерства народного образования, Министерства культуры Казахстана.
Непременным компонентом в организации туристско-крае-ведческой деятельности является работа по повышению методического мастерства квалификации кадров педагогов дополнительного образования, тренеров, воспитателей и вожатых, других сотрудников учреждений детского туризма.
ОЦДЮТиЭ регулярно проводит семинары по различным вопросам туристско-краеведческой деятельности. Международная общественная организация «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова» ежегодно проводит в Западно-Казахстанской области различные по тематике семинары, курсы повышения квалификации для специалистов (руководителей учреждений, заместителей руководителей, учителей и педагогов дополнительного образования) системы детско-юношеского туризма и краеведения [2]. Руководителями/преподавателями таких курсов/семинаров, как правило, выступали ведущие ученые и практики из Российской Федерации доктора наук А. А. Остапец-Свешников, В. П. Голованов, А. А. Горбачев, Д. В. Смирнов, Ф. И. Собянин и кандидаты наук А. Я. Миндаль, А. Н. Онохин, А. Е. Семенов, В. П. Фомин, Ю. А. Попович и др. Например, только в 2013 г. состоялось 6 семинаров директоров центров туризма и экологии со всего Казахстана, а ряд наших сотрудников участвовал во Всероссийском семинаре в г. Уфе (в апреле 2013 г.). Активно повышают свою квалификацию педагоги и руководители, участвуя в международных конференциях в Москве, Оренбурге, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.
В сентябре 2013 г. на базе ТОК «Евразия» прошли республиканские курсы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров организаций ДО по теме «Инновационные технологии в организациях дополнительного образования туристс-ко-краеведческого направления» (преподаватели Д. В. Смирнов, А. Н. Анохин и В. П. Фомич). В них участвовали организаторы
детско-юношеского туризма не только из нашей области, но и из ряда других регионов Казахстана. В ходе курсов слушатели совершили учебно-тренировочные водный и пеший походы, для них были организованы экскурсии по городу Уральску, в областной исто-рико-краеведческий музей, областной центр детско-юношеского туризма и экологии, туристский лагерь «Самал».
В течение ряда лет организовывается стажировка для педагогов дополнительного образования, методистов, заведующих отделов и заместителей директоров детских турцентров.
Дальнейшему подъему туристско-краеведческой деятельности, повышению активности его организаторов, на наш взгляд, должен послужить приз «Хрустальная севрюга», конкурс на получение которого проводится каждые два года. За период, прошедший со времени учреждения этой награды, ее лауреатами стали не только непосредственные организаторы детско-юношеского туризма, но и депутаты Парламента республики, ряд районных акимов, руководители государственных учреждений, крупных производственных структур, общественных организаций. Всем им мы говорим слова самой искренней благодарности и надеемся, что они и в будущем будут оказывать этой сфере свое благотворное внимание.
Скоро мы будем подводить итоги очередного двухгодичного этапа конкурса, для чего собираем предложения о кандидатах на приз. Но самым вероятным, бесспорным номинантом, по нашему убеждению, является Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, и мы будем счастливы вручить ему этот приз, который неспроста называют «Оскаром детского туризма».
Центры детского туризма области в своей деятельности стремятся сотрудничать с другими государственными и общественными организациями, которые оказывают активное содействие в работе с детьми. К примеру, экологические мероприятия нам помогают проводить учреждения по охране окружающей среды. В акциях военно-патриотического воспитания участвуют сотрудники управления по вопросам обороны, члены общественной организации «Ветераны афганской войны». Как выше уже указывалось, лагерные смены «Юный спасатель» вместе с нашими вожатыми проводят специалисты департамента по чрезвычайным ситуациям. Мы считаем такое сотрудничество полезным в плане всестороннего воспитания учащихся.
Таким образом, организационная структура детско-юношеского туризма Западно-Казахстанской области охватывает практически всю территорию региона, позволяя привлекать к активной турист-ско-краеведческой деятельности детей даже из отдаленной сельской местности. Реализация намеченных планов в этой сфере не только расширит масштабы работы, но и создаст возможности для повышения качества и эффективности проводимых мероприятий.
Содержание и педагогические аспекты
туристско-краеведческой деятельности организаций образования Западно-Казахстанской области
Казахстан находится в начале нового этапа своего развития, когда главными ценностями становятся интеллектуальный капитал, человек труда, инновационное мышление. Важные задачи в связи с этим выдвинуты Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» и в лекции Назарбаева в университете.
Особое место среди них занимает поручение о внедрении во всех образовательных учреждениях страны обязательного учебного курса «Краеведение». Немаловажная роль в реализации этого поручения отводится системе дополнительного образования, в первую очередь, организациям туристско-краеведческого направления [3].
Исходя из этих установок, сформулирована Главная методическая тема нашей работы - «Формирование евразийской культуры личности средствами туристско-краеведческой и экологической деятельности» [4].
В соответствии с этой темой определены следующие цели и задачи ОЦДЮТиЭ:
- развитие массового внутреннего туризма, воспитание туристской культуры как части евразийской культуры личности, формирование казахстанского патриотизма и укрепление здоровья подрастающего поколения;
- проведение мероприятий и акций по спорту, туризму, краеведению и экологии;
- разработка и внедрение методического обеспечения мероприятий и акций;
- координация туристско-краеведческой и экологической деятельности в учебно-воспитательном процессе школ, учреждениях дополнительного образования области;
- организация повышения квалификации и подготовки педагогических кадров (турорганизаторов, руководителей походов, экспедиций);
- укрепление евразийской интеграции, развитие международного сотрудничества в сфере туристско-краеведческой и экологической деятельности для совместных действий, направленных на комплексное развитие и духовное воспитание детей.
Вся наша деятельность по выполнению этих задач строится на основе важнейших педагогических принципов, выработанных такими корифеями педагогики, как К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, А. А. Остапец-Свешников и др. Планируя и осуществляя те или иные туристско-краеведческие мероприятия, мы стремимся соблюдать их целостность, которая отражает единение воспитания с прочими факторами, влияющими на развитие личности, а также природосообразность и культуросообраз-ность, требующие строить педагогический процесс в соответствии с естественным формированием воспитанников и в рамках близкой им культурной среды [5]. Необходимым условием в нашей деятельности мы считаем обеспечение преемственности, т. е. взаимодополняемости, взаимозависимости отдельных ступеней воспитания или развития, а также гуманизма, который предполагает гуманистическое, обращенное на человека педагогическое воздействие.
Опираясь на эти принципы, коллективы детских туристских центров и станций, учебных заведений ежегодно проводят самые разнообразные мероприятия туристско-краеведческой направленности: походы и экскурсии, соревнования по туристской технике, слеты и фестивали, в которых участвуют десятки тысяч школьников, учащихся лицеев и колледжей, студентов вузов. При этом отмечается не только рост числа мероприятий и их участников, но и расширение тематики, географии, повышение их качества. К примеру, за последние годы в области развиваются такие виды, как скалолазание, спортивное ориентирование, в настоящее время внедряем туризм по геологическим маршрутам.
Первостепенное значение мы придаем организации экскурсионной деятельности. В соответствии с положением концепции «Школа жизни - окружающий мир» [6] об освоении окружаю-
щего мира «по спирали», в рамках республиканской экспедиции «От достопримечательностей родного края - к святыням Казахстана» организуются экскурсии школьников, начиная от местных природных и исторических памятников до столицы нашей Родины -Астаны и других регионов страны. Юные краеведы совершают походы, экскурсии, экспедиции по родному краю и местам ратной славы, в ходе которых они знакомятся с памятниками истории и природы и описывают их, собирают материалы об истории родного края с древнейших времен до сегодняшних дней, о жизни и деятельности земляков, их культурном наследии и творчестве. Изучая историю происхождения семьи, они составляют своего рода генеалогическое древо того или иного рода. Все материалы, собранные в ходе экспедиций, походов, активно используются в краеведческих конкурсах, фестивалях, таких как конференции по итогам туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Казахстан», фестивали «Волны Урала», «Поющая юность», в соревнованиях по экскурсионному ориентированию. Достойное место они находят и в экспозициях школьных краеведческих музеев.
Действенным стимулом для дальнейшего развития этого движения стало поручение Президента РК Нурсултана Назарбаева об организации многофункциональных школьных экскурсий. Ведь поездки по региону и по стране в целом способны лучше любых лекций познакомить с родиной и укрепить любовь к ней. Кроме того, они могут быть органично связаны с различными школьными предметами, в первую очередь, с географией. В Казахстане можно воочию увидеть различные природные и ландшафтные зоны: горы, каньоны, степи, пустыни, леса, реки, море. Помимо природных объектов посещение исторических мест может использоваться как часть изучения истории родного края, ненавязчивая форма ознакомления школьников с культурным наследием и выдающимися личностями истории.
Школьные экскурсии могут осуществляться также для посещения не только географических и историко-культурных объектов, но и экономических, помочь школьникам с выбором будущей специальности. Это может стать хорошей основой для развития системы профессиональной ориентации, которая необходима для подготовки молодежи к самостоятельной трудовой деятельности.
Проведение школьных экскурсий на регулярной основе является мощным стимулом для роста внутреннего туризма. Такие
экскурсии позволят активно задействовать гостиничные фонды, развивать внутренние перевозки, предприятия общественного питания, услуги экскурсоводов.
В настоящее время перед руководством учебных заведений области поставлена задача обеспечить ежегодное обязательное участие каждого учащегося в походах или экскурсиях по родному краю и другим регионам Казахстана вплоть до Астаны.
В области экологического туризма своего рода знаковой для нас стала рожденная в 1989 г. ежегодная водная экспедиция школьников по реке Уралу. Она носит название «Жайык -Урал» в связи с тем, что в казахском языке до сих пор сохранилось древнее название реки - Жайык, производное от ее прежнего русского имени - Яик.
Урал, как известно, является третьей по протяженности рекой Европы, уступая лишь Волге и Дунаю. Река начинается в Уральских горах России и впадает в Каспийское море на территории Казахстана, являясь, таким образом, трансграничной. Флора и фауна Урала и его поймы чрезвычайно богаты и разнообразны, вследствие чего имеют большое значение для жизнедеятельности населения вдоль берегов реки, да и в целом для экономики прилегающих регионов. Весьма насыщенной и поучительной является история Приуралья, связанная со многими важнейшими событиями на евразийском континенте. Достаточно сказать, что здесь тесно переплелись история, экономика и культура двух великих этносов -славян и тюрок. Все это открывает широкие возможности для всестороннего воспитания подрастающего поколения, физического становления и нравственной закалки молодой личности.
За прошедшие четверть века прежняя агитационно-пропагандистская акция преобразовалась в туристско-экологическую экспедицию со своей системой и структурой, стала комплексной формой краеведческого воспитания подрастающего поколения, мощным звеном международного экологического движения. В ней за этот период приняли участие тысячи учащихся из нашей области, из других казахстанских городов, а также из соседних российских регионов, других стран СНГ.
В программу этого мероприятия, помимо прохождения водных маршрутов на лодках по Уралу и его притокам, входят также эколого-краеведческая экспедиция «Малые реки Приуралья», акции «Таза ауыл» («Чистое село»), «Зеленый парус Приуралья»,
«Посади свое дерево, турист», «оБЕРЕГАй», соревнования по бер-дингу (спортивная орнитология) и экологическая экспедиция «Памятники природы ЗКО». В ходе этих акций юные туристы проводят комплексное обследование Урала, его притоков и поймы, осуществляют картографическое отображение экологической обстановки, составляют экологические паспорта населенных пунктов, расположенных вдоль реки, разрабатывают проекты экологического оздоровления территорий, принимают участие в озеленении безлесных берегов рек и озер.
Завершается очередная ежегодная экспедиция областным слетом и научно-практической конференцией, где заслушиваются и обсуждаются доклады участников, а также вырабатываются соответствующие рекомендации и предложения с целью привлечь общественное внимание к проблемам Урала. В этом плане ценным для нас является тот факт, что ряд материалов наших экспедиций по этим проблемам использовался во время встреч В. Путина и Н. Назарбаева, в ходе других российско-казахстанских контактов на государственном и общественном уровнях. Показательным является и присуждение экспедиции главного приза МАДЮТиК «Золотой компас». Экспедиция также внесена во Всемирный банк данных экологических движений при ООН как «Лучший практический опыт мира».
Здесь, кстати, надо подчеркнуть, что маршруты юных туристов Приуралья пролегают не только по территории области и Казахстана. Развивая международное сотрудничество в этой сфере, наши школьники побывали в соседних областях России - Астраханской, Волгоградской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, а также путешествовали по Алтаю, Ленинградской, Новосибирской, Омской областям, Забайкалью, Северному Кавказу и Беларуси. В свою очередь, наши коллеги из России также неоднократно участвовали в акциях западноказахстанских центров и станций детского туризма. Новый импульс это взаимодействие получило в связи с созданием Ассоциации детских туристских организаций «Евразийское междуречье», объединившей соратников из приграничных областей России и Казахстана. Примечательно, что эта Ассоциация была рождена в Год туризма, объявленный для стран СНГ. Думается, что такие акции вносят достойную лепту в процессы всесторонней интеграции наших стран, в укрепление евразийского сотрудничества по всем линиям.
Проблемы и перспективы дальнейшего развития туристско-краеведческой деятельности
Как уже указывалось, организациями образования ЗКО накоплен немалый опыт в сфере детско-юношеского туризма. Но современные направления социально-экономического, индустриально-инновационного развития Казахстана требуют модернизации как всей системы дополнительного образования, так и форм, средств и методов туристско-краеведческой деятельности, обновления и оснащения ее современным интерактивным оборудованием. Однако здесь мы сталкиваемся с рядом проблем.
Главная из них заключается в том, что ни в одном директивном документе по вопросам индустрии туризма в Казахстане до сих пор не было конституирования детско-юношеского туризма как особого вида туризма, имеющего свои принципы, законы, правила [7]. Не было такого раздела и в разработанном этим летом проекте Концепции развития туристской отрасли в Республике Казахстан до 2020 г. Мы внесли свои предложения в этом отношении. Надеемся, что они будут приняты.
К примеру, уже много лет мы пытаемся убедить соответствующие республиканские органы в необходимости открытия Республиканского центра детско-юношеского туризма. Вроде бы никто не возражает, но конкретных решений никто не принимает. Целесообразно также иметь при этом центре и республиканскую турбазу для приема в столице участников республиканских соревнований, фестивалей, а также экскурсионных групп юных туристов. Далее, необходимо сформировать всеобъемлющую сеть областных, городских, районных центров или станций детского туризма, которые охватывали бы своим влиянием все учебные заведения, даже в самых отдаленных селениях. То, что это возможно, видно на примере нашей области, где структуры детского туризма созданы в каждом районе. Создавая такие станции по республике, следует обеспечить, чтобы они имели собственные, а не арендуемые, помещения, круглогодичные туристские комплексы, или хотя бы сезонные турбазы. Разумеется, они должны быть полностью снабжены необходимым туристским оборудованием и снаряжением.
Следует обеспечить полноценное государственное финансирование деятельности этих центров (станций) и проводимых ими мероприятий.
В последние годы для развития деятельности организации детско-юношеского туризма, как и вся система ДО, получали (в зависимости от регионов) от 40 до 80% от минимально необходимого финансирования. Остальное финансирование производилось за счет оказания платных услуг. Отсутствие финансирования на приобретение средств вынуждает нас привлекать денежные средства родителей, что составляет по разным видам образовательной деятельности от 20 до 60% затрат.
Такое положение, конечно, нетерпимо. По нашему мнению, в Концепцию по развитию туристской деятельности в Казахстане должно быть включено принципиальное положение о том, что все потребности функционирования и будущего развития детского туризма должны полностью финансироваться государством. Не возбраняется, конечно, и спонсорство, меценатство. Но ставить судьбу туристских баз, лагерей, различных кружков в зависимость от денег, уплаченных родителями за детские путевки, на наш взгляд, кощунственно. Дети не должны страдать из-за того, что не все родители могут оплатить путевку в турлагерь или занятия на скалодроме. А наши центры и станции зачастую вынуждены вводить такую плату, чтобы финансировать другие мероприятия, достойно оплачивать труд педагогов дополнительного образования, инструкторов и методистов.
Имеется еще ряд существенных проблем организационного характера, нормативно-правового, методического, кадрового, финансового, материально-технического обеспечения этой сферы. Особую тревогу вызывает техническое состояние учреждений детского туризма. Они все находятся в приспособленных или арендованных зданиях, многие из них требуют капитального и текущего ремонта. Во многих организациях не хватает транспортных средств для перевозок детей, специфического туристского оборудования и снаряжения (электронной отметки «Sportident», палаток, лыж, рюкзаков, скалодромов). Хотелось бы надеяться, что местные власти обратят внимание на эти вопросы и примут необходимые меры по укреплению материально-технической базы организаций детского туризма.
Практически в каждом районе и в городе здесь есть над чем поработать. Дальнейшее повышение научно-методического уровня и результативности нашей воспитательной деятельности и будет нашим вкладом в формирование достойного молодого поколения.
Примечания
1. Смирнов Д. В. Оздоровительное воздействие активного туризма на организм подрастающего поколения // Формирование евразийской культуры средствами туристско-краеведческой деятельности : сб. докл и тез. сообщ. Междунар. науч.-практ. конф., посв. 50-летию детского туризма в Запад.-Казахстан. обл. (г. Уральск, 7-9 октября 2010 г.) / М-во образования и науки Казах., Казах. акад. наук, Акад. туризма и спорта Казах., Казах. гос. ун-т им. Аль-Фараби, Евразийский союз ученых. Уральск, 2010. С. 78-91.
2. Дрогов И. А., Смирнов Д. В., Фомин В. П., Никоноров А. Г. Реализация программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) // Вестник детско-юношеского туризма и краеведения : науч. метод. журнал. 2013. № 3(108). С. 170-176.
3. Никитинский Е. С., Смирнов Д. В., Тарасенко Е. И., Шаяхметова А. Г., Шер Р. П., Фомин В. П. Концептуальные подходы к развитию детско-юношеского туризма в Республике Казахстан на 2015-2018 гг. // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения : науч. -метод. журнал. 2015. № 2(115). С. 29-67.
4. Формирование евразийской культуры средствами туристско-крае-ведческой деятельности : сб. докл и тез. сообщ. Междунар. науч-практ. конф., посв. 50-летию детского туризма в Запад.-Казахстан. обл. (г. Уральск, 7-9 октября 2010 г.) / М-во образования и науки Казах., Казах. акад. наук, Акад. туризма и спорта Казах., Казах. гос. ун-т им. Аль-Фараби, Евразийский союз ученых. Уральск, 2010. С. 78-91.
5. Фомин В. П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологического воспитания старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 / Ин-т развития личности Рос. акад. образования. М., 1998. 18 с.
6. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М. : ЦДЮТК МО РФ, 2001. 96 с. ; «Школа жизни -окружающий мир»: из опыта программирования образовательной деятельности учреждения : сб. программно-методических материалов / кол. авт. ; под ред. Л. В. Алиевой ; сост. Л. В. Алиева, О. В. Озерская. М. : Департамент образования Москвы, ДДЮТЭ «Родина», 2004. 157 с
7. Фомин В. П. Проблемы и перспективы развития детского туризма в Республике Казахстан // Духовно-нравственный и гражданско-патриотичес-кий потенциал дополнительного образования детей : докл. и материалы Ме-ждунар. науч.-пед. форума, посв. 70-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., 3-5 дек. 2014 г., г. Санкт-Петербург / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. науч. учреждение «Ин-т содержания и методов обучения» Рос. акад. образования, Ме-ждунар. обществ. орг. «Междунар. акад. дет.-юнош. туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова» [и др.] ; [науч. ред. Д. В. Смирнов]. СПб. ; Киров : Радуга-ПРЕСС, 2015. С. 117-122.