СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА
УДК 371.487; 371.84; 908; 796.5
Ю. С. Константинов, О. А. Казурова
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ОТЕЧЕСТВО» НУЖДАЕТСЯ В ИЗМЕНЕНИЯХ
Туристско-краеведческая деятельность рассматривается как составная часть образовательной работы в школе и системе дополнительного образования детей, которая в той или иной мере активно реализует краеведческий принцип преподавания, который позволял на примере местного материала объяснять и закреплять знания, получаемые на уроках. Ретроспективно показаны богатейшие возможности детского туризма в вопросах обучения и воспитания патриотизма, формирования личности, создания классного коллектива, расширения кругозора воспитанников объединений кружков. Представлены ресурсы и формы работы программы движения «Отечество», позволяющей юным туристам-краеведам проводить исследовательские походы и поисковые экспедиции, разрабатывать туристско-краеведческие маршруты, составлять географические и иные описания, фиксировать воспоминания старожилов и свидетелей исторических событий, описывать краеведческие очерки, собирать документальные и вещественные памятники для школьных музеев.
Tourist and local lore activity is considered as an integral part of the educational work in the school and the system of additional education of children, which to some extent is actively implementing the principle of local history teaching, which allowed examples of local material to explain and to consolidate the knowledge gained in the classroom. Retrospectively the rich possibilities of children's tourism is shown in matters of training and education of patriotism, formation of identity, create cool staff, expand the horizons of the students unions of circles. The resources and forms of work the programme of the movement "Fatherland" are featured, which allows young tourists historians to conduct research trips and exploratory expeditions to develop regional tourist routes to be geographic and other descriptions, to fix the memories of old residents and witnesses of historical events, describe local history essays, gather documentary and real monuments for school museums.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, экспедиция, краеведение, школьный туризм, туристско-краеведческая деятельность, ту-ристско-краеведческая экспедиция, массовый туризм, туристский кружок, краеведческое движение обучающихся «Отечество», поход, исследовательская деятельность школьников.
Keywords: additional education of children, expedition, local history, school tourism, tourist-regional activity, tourism and local lore expedition, mass tourism, tourist club, local history students movement "Fatherland", a campaign, research activity of students.
Туристско-краеведческая деятельность всегда активно поддерживалась органами образования, комсомолом, которые использовали громадный идеологический потенциал, заложенный в детском туризме, его возможности в деле воспитания ребенка в духе патриотизма.
Люди старшего поколения часто вспоминают не уроки в школе, а походы, поездки на дальние экскурсии, которые были нормальным явлением в школе, и редко кто из обучавшихся в 196080-е гг. не принимал в них участия. Туристско-краеведческая деятельность была составной частью школьной и внешкольной работы, которая в той или иной мере активно поддерживалась органами образования, комсомолом. Органы образования, педагоги видели в ней один из важных педагогических приемов - краеведческий принцип преподавания, который позволял на примере местного материала объяснять и закреплять знания, получаемые на уроках. Одновременно педагогами использовались богатейшие возможности детского туризма в вопросах создания классного коллектива, расширения кругозора своих воспитанников.
Комсомол, пионерская организация видели и использовали громадный идеологический потенциал, заложенный в детском туризме, его возможности в деле воспитания ребенка в духе патриотизма.
В школе должны развиваться два направления - общий для всех туризм (массовый) и туризм любительский (кружковой). Это желательность походов и экскурсий в каждом классе и обязательность походов туристского кружка в школе для ребят, проявивших повышенный интерес к туризму [1].
В российском образовании сложились формы работы, способствующие развитию детско-юношеского туризма и школьного
краеведения, а также интегрирующие эти два направления в тури-стско-краеведческую деятельность. Организационно оба направления традиционно объединяются рамками массовых всероссийских туристско-краеведческих экспедиций, главное назначение которых - развитие массового детско-юношеского туризма и школьного краеведения.
Ю. С. Константинов
За прошедший постсоветский период прошел значительный спад туристско-краеведческой деятельности именно в общеобразовательных учреждениях, поэтому система дополнительного образования приоритетным направлением работы должна выбрать развитие детского туризма и краеведения в школе. В связи с этим действующее в настоящее время Всероссийское туристско-краеведчес-кое движение обучающихся «Отечество» нуждается в изменениях.
Детский туризм непосредственно знакомит с природой, историей и культурой Родины еще в том возрасте, когда формируются убеждения, характер, взгляды маленького гражданина, он закладывает основы деятельного патриотизма, ведь человек не может любить то, чего не знает, беречь и защищать то, чего не любит. И этому способствовали многие формы туристско-краеведческой деятельности, среди которых можно выделить туристские походы и экскурсии по местам боевой славы советского народа, школьные музеи, созданные по материалам этих походов, в большинстве своем политизированные вследствие идеологических установок, но создаваемые на основе самодеятельности педагогов и учащихся. [2] Да, существовал государственный заказ (как мы сегодня скажем) на воспитание, на это выделялись громадные средства, существовал специальный аппарат (комсомол, пионерская организация), а детский туризм как одно из направлений внешкольного образования был одним из действенных средств воспитания и использовался очень продуктивно.
К большому сожалению, в настоящее время в государственном масштабе этот заказ отсутствует, ведь нельзя же всерьез воспринимать те программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, регулярно принимаемые на очередное пятилетие. Кроме разговоров о необходимости воспитания подрастающего поколения в духе преданности своей Родине, настоящей, системной работы по воспитанию патриотизма сейчас не видно. Да, продолжают использоваться традиционные отдельные формы -встречи с ветеранами, митинги, различные шоу-мероприятия, очень редко появляются неплохие фильмы, используется различный ширпотреб с надписью «Россия».
Педагогическая теория знает, как важен для воспитания ума и характера собственный опыт. Но очень часто педагогическая практика не хочет рисковать, для нее спокойные формы работы, не требующие лишних хлопот и риска, предпочтительнее, и она оставляет приоритет за словесным методом воспитания детей. Хоть и не мала воспитательная роль бесед и фильмов, уроков мужества и встреч с ветеранами, утренников и вечеров, они не дают, не могут дать желаемых результатов, ибо здесь все словесно, книжно, и не подкреплено собственным опытом самодействования. Здесь каждая мысль, хотя и облеченная в эмоциональную форму, дается вос-
питуемым в готовом виде, а не зарождается в них самих в процессе личного опыта. Воспитывая патриотизм только таким образом, мы можем получить обратный результат, когда, по выражению нашего знаменитого педагога А. С. Макаренко, «вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг только объект для глазения».
Педагогика, школа, учреждения дополнительного образования должны подходить к свойствам туризма диалектически - брать в свой арсенал весь их комплекс и делать дело с учетом постепенного развития, углубления интересов детей, не навязывая им свое понимание свойств туризма.
Мы отмечаем, что не все формы туристско-краеведческой деятельности (ТКД) равнозначны между собой, есть более важные, основные, а есть менее важные (вторичные), неспецифические. Как наиболее важная форма выделяется группа из шести элементов: походы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. Именно этот ряд составляет костяк, основное ядро содержания ТКД в школе.
Сущностью туристской деятельности, той самой существенной формой ее, тем зерном, без которого нет туризма, является поход, вообще всякие походы во всем их собственном разнообразии: ближние и дальние, однодневные и многодневные, степенные и ка-тегорийные. Действительно, без походов туризма нет и быть не может. Существующее у некоторых педагогов мнение, что вместо походов можно проводить экскурсии, что они (экскурсии) вполне заменяют походы и дают тот же результат, надо отметить, что это мнение ошибочно. Только поход, являясь самой комплексной формой туристско-краеведческой деятельности, которая обязательно включает в себя и краеведение, экскурсии (без экскурсий, наблюдений поход немыслим), позволяет одноразово достигать всех целей, которые вообще ставятся перед туристско-краеведческой деятельностью [3].
Зачастую в школе проводятся походы и туристские соревнования, но нет краеведческой работы - экскурсий, экспедиций, выставок или музея. Или, наоборот, идет работа по краеведческой теме, создается музей, проводятся конференции, но почти нет походов, или они идут вне связи с краеведением, с поисковой тематикой. К сожалению, отрыв краеведения от туризма, такая однобокая
туристско-краеведческая деятельность - весьма распространенное явление в школах [4].
Практика показывает, что с повышением уровня турист-ско-краеведческой деятельности у детей возрастает и потребность в туризме. Интересы детей не стоят на месте, они бурно развиваются: кому-то все еще мало, а кому-то уже достаточно. Предел насыщения потребностей в туризме надо уметь определять на ходу и планировать работу адекватно уровню сегодняшних интересов детей, чуть превосходя его [5].
Необходимо четко разграничить рубежи - общий для всех (массовый) туризм и туризм любительский (кружковой). Это желательность походов и экскурсий в каждом классе и обязательность походов кружка в средней школе для ребят, проявивших повышенный интерес к туризму.
В российском образовании сложились формы работы, способствующие развитию детско-юношеского туризма и школьного краеведения, а также интегрирующие эти два направления в турист-ско-краеведческую деятельность. Организационно оба направления традиционно объединялись рамками массовых всероссийских тури-стско-краеведческих экспедиций. Так, еще в 30-х гг. прошлого века в стране была объявлена экспедиция, объединявшая туристские группы и отряды, выполнявшие задания по изучению малых рек.
Надо сказать, что название «экспедиция» не отражает сути явления, в нашем случае можно говорить, скорее, о массовом тури-стско-краеведческом движении.
С 1950-х гг. в стране регулярно проводились туристско-крае-ведческие экспедиции пионеров и школьников, посвященные памятным датам в истории государства и объединяющие в своих рядах миллионы учащихся. Туристско-краеведческие экспедиции имели своим главным назначением развитие массового детско-юношеского туризма и школьного краеведения. Для привлечения участников были разработаны направления, которые позволяли учителям-предметникам выбирать себе вид деятельности и принимать посильное участие во внеклассной работе с использованием методов туристско-краеведческой работы [6].
С 1992 г., уже в новых социально-экономических условиях, в Российской Федерации начало действовать Всероссийское турист-ско-краеведческое движение обучающихся «Отечество», основной смысл которого - помочь детям лучше узнать свой родной край,
61
глубже понять особенности его природы, истории и культуры, их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности. Движение базируется на двух принципиальных положениях: добровольности участия и использовании средств туризма и краеведения в деятельности детских коллективов. Участники движения «Отечество» могут работать по федеральным программам, которых насчитывается около двадцати, а также по целевым и иным программам, разработанным в регионах и на местах.
Программа движения формулирует основные направления, тематику и ориентиры туристско-краеведческой работы, позволяет юным туристам-краеведам и их руководителям выбрать интересное и посильное для реализации направление деятельности. Участие в движении позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире непосредственно в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в туристских походах и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и коллективизма, обеспечения безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, что, в конечном итоге, и определяет потенциал туристско-краеведческой деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.
Работая по той или иной программе движения «Отечество», юные туристы-краеведы проводят исследовательские походы и поисковые экспедиции, разрабатывают туристско-краеведческие маршруты, составляют географические и иные описания, фиксируют воспоминания старожилов и свидетелей исторических событий, пишут краеведческие очерки, собирают документальные и вещественные памятники для школьных музеев.
Как правило, итоги работы участников движения «Отечество» подводятся на слетах и конференциях, олимпиадах и конкурсах, проводимых на разных уровнях - от школьного до всероссийского. Учащиеся выступают на секциях, организованных по направлениям туристско-краеведческой работы, которыми руководят специалисты - представители образовательных и научных учреждений.
Исследовательская деятельность школьников является учебной, т. е. ее главная цель состоит в развитии личности учащегося, приобретении им функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых новых знаний [7].
За прошедшие годы многое в российском обществе, в системе образования изменилось, традиционные формы и методы организации, в основном административно-командные, перестали действовать. Также и для системы туристско-краеведческой деятельности важно ее постоянное развитие, качественное и количественное совершенствование, это не что-то раз и навсегда заданное, одномерное, это движение вперед, постоянное обновление в соответствии с требованиями времени. Мы видим, что движение обучающихся «Отечество» стабилизировалось, но, если мы хотим, чтобы туристско-крае-ведческая деятельность в образовательных учреждениях и дальше развивалась, надо думать над тем, чтобы придать ей новый импульс, заявить новые цели и задачи, изменить или подправить направления деятельности. Наверное, надо менять и само название движения, которое более чем за два десятилетия уже примелькалось.
За прошедший постсоветский период туристско-краеведчес-кая деятельность развивалась, в основном, в учреждениях дополнительного образования детей, а в общеобразовательных учреждениях прошел значительный спад. Но говорить о полной потере интереса к ней нельзя, ведь наличие около 17 тысяч паспортизированных школьных музеев (в начале 1990-х гг. их оставалось только около четырех тысяч), говорит о востребованности туристско-крае-ведческой деятельности в школе даже в наше нелегкое время.
На наш взгляд, приоритетным направлением работы всей системы дополнительного образования необходимо признать организацию туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательных учреждениях. И новое туристско-краеведческое движение должно быть подчинено этим задачам, должно быть привлекательным для учителя, который, принимая участие в туристско-краевед-ческой деятельности, получает в свой педагогический арсенал великолепное средство для работы со своими воспитанниками.
Примечания
1. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. М.: ЦДЮТур МО РФ, 2006.
2. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
3. Константинов Ю. С., Степанов В. С., Федотов Ю. Н. Организация детско-юношеского туризма: учеб. для вузов. СПб.: СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2008.
4. Туризм в школе: книга руководителя путешествия. М.: ФиС, 1983.
5. Остапец-Свешников А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985.
6. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Указ. соч.
7. Остапец-Свешников А. А. Проблемы всестороннего развития личности. М.: ЦРИБ «Турист», 1987.
УДК 371.485; 37. 017.4
Г. В. Буковская
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИХ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитание патриотизма рассматривается как важная педагогическая задача. Раскрываются понятия патриотизма и патриота. Доказывается роль краеведения как необходимого условия воспитания патриотизма. Приводятся примеры воспитания патриотизма у школьников и студентов посредством их исследовательской деятельности.
The paper considers patriotic education as an important pedagogical task. Definitions of words «patriot», «patriotism» are discovered. A role of local lore as a necessary condition for patriotic education is proved. Examples of patriotic education of schoolchildren and students by means of their ecologic and local lore activity are given.
Ключевые слова: патриот, патриотизм, память, школьники, студенты, педагогическая задача, личность, эколого-краеведческая деятельность.
Keywords: patriot, patriotism, memory, schoolchildren, students, pedagogical task, personality, ecologic and local lore activity.