Научная статья на тему 'Период 1960-80-х гг. В истории детско-юношеского туризма СССР'

Период 1960-80-х гг. В истории детско-юношеского туризма СССР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2116
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ШКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ДОКУМЕНТЫ / РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК / ПОХОДЫ / ПУТЕШЕСТВИЯ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ НОРМАТИВЫ ТУРИЗМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / А. А. ОСТАПЕЦ-СВЕШНИКОВ / TOURIST AND LOCAL LORE ACTIVITIES / SOCIAL MOVEMENT / YOUTH TOURISM / SCHOOL TOURISM / INDIVIDUAL TOURISTS / TOURIST-REGIONAL EXPEDITION / REGULATING / HIKING / TRAVELING / QUANTITATIVE STANDARDS OF THE TOURISM AND EDUCATIONAL POTENTIAL / EDUCATIONAL POTENTIAL / A. A OSTAPETS-SVESHNIKOV / SCHOOL OF LIFE IS THE WORLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинов Юрий Сергеевич

Период 1960-80 гг. рассматривается автором как период стабилизации в системе туристско-краеведческой деятельности детей и молодежи Советского Союза. Показано что школьное краеведение превратилось из методического приема в общепедагогический принцип, сущность которого заключается в установлении связи изучаемого предмета со знаниями и навыками, приобретенными в результате практического исследования родного края во внеурочное время. Всесоюзная туристско-краеведческая экспедиция пионеров и школьников «Моя Родина СССР» характеризуется как целостное и массовое движение выполнения во время туристских походов и экскурсий различных краеведческих, поисковых, собирательских заданий. Доказано, что развитие самодеятельного туризма, количественный рост сложных в техническом отношении путешествий участили случаи травматизма, что вызвало необходимость глубоко изучить и обобщить туристский опыт, принять документы, регламентирующих порядок проведения походов и путешествий. Показано что существенным элементом развития школьного туризма стало принятие единых в СССР требований количественных нормативов туризма по классам. Доказана роль авторского коллектива (руководством А. А. Остапца-Свешников) разработавшей концепцию детско-юношеского туризма и краеведения «Школа окружающий мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

1960-80s Period in the history of youth tourism of the USSR

The period 1960-80s is considered by the author as a period of stabilization in the system of tourist and local lore activities for children and young people of the Soviet Union. It is shown that school history has evolved from methodological technique in General pedagogical principle, the essence of which is to establish a connection of the subject under study with the knowledge and skills acquired through practical study of their native land in their spare time. Union tourism and local lore expedition pioneers "My Motherland is the USSR" is characterized as holistic and mass movement during tourist trips and excursions to various regional, prospecting and collecting missions. It is proved that the development of Amateur tourism, the quantitative growth of technically complex travel increased the frequency of injuries that caused the necessity to study and summarize the tourist experience, to accept the documents regulating an order of carrying out of hikes and travel. It is shown that an essential element for the development of school tourism was the adoption of unified in the USSR, the requirements of quantitative standards of tourism classes. It is proved the role of authors (the leadership of A. A. Ostapets-Sveshnikov) developed the concept of youth tourism and local lore "School of life is the world".

Текст научной работы на тему «Период 1960-80-х гг. В истории детско-юношеского туризма СССР»

К 100-летию ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

УДК 796.51; 908; 379.83/.84

Ю. С. Константинов

ПЕРИОД 1960-80-х гг. В ИСТОРИИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА СССР

Период 1960-80 гг. рассматривается автором как период стабилизации в системе туристско-краеведческой деятельности детей и молодежи Советского Союза. Показано что школьное краеведение превратилось из методического приема в общепедагогический принцип, сущность которого заключается в установлении связи изучаемого предмета со знаниями и навыками, приобретенными в результате практического исследования родного края во внеурочное время. Всесоюзная туристско-краеведческая экспедиция пионеров и школьников «Моя Родина - СССР» характеризуется как целостное и массовое движение выполнения во время туристских походов и экскурсий различных краеведческих, поисковых, собирательских заданий. Доказано, что развитие самодеятельного туризма, количественный рост сложных в техническом отношении путешествий участили случаи травматизма, что вызвало необходимость глубоко изучить и обобщить туристский опыт, принять документы, регламентирующих порядок проведения походов и путешествий.

Показано что существенным элементом развития школьного туризма стало принятие единых в СССР требований количественных нормативов туризма по классам. Доказана роль авторского коллектива (руководством А. А. Остапца-Свешников) разработавшей концепцию детско-юношеского туризма и краеведения «Школа - окружающий мир».

The period 1960-80s is considered by the author as a period of stabilization in the system of tourist and local lore activities for children and young people of the Soviet Union. It is shown that school history has evolved from methodological technique in General pedagogical principle, the essence of which is to establish a connection of the subject under study with the knowledge and skills acquired through practical study of their native land in their spare time. Union tourism and local lore expedition pioneers "My Motherland is the USSR" is characterized as holistic and mass movement during tourist trips and excursions to various regional, prospecting and collecting missions. It is proved that the development of Amateur tourism, the quantitative growth of technically complex travel increased the frequency of injuries that caused the necessity to study and summarize the tourist

experience, to accept the documents regulating an order of carrying out of hikes and travel.

It is shown that an essential element for the development of school tourism was the adoption of unified in the USSR, the requirements of quantitative standards of tourism classes. It is proved the role of authors (the leadership of A. A. Ostapets-Sveshnikov) developed the concept of youth tourism and local lore "School of life is the world".

Ключевые слова: туристско-краеведческая деятельность, общественное движение, детско-юношеский туризм, школьный туризм, самодеятельный туризм, туристско-краеведческая экспедиция, документы, регламентирующие порядок, походы, путешествия, количественные нормативы туризма, педагогический потенциал, воспитательный потенциал, А. А. Остапец-Свеш-ников.

Keywords: tourist and local lore activities, social movement, youth tourism, school tourism, individual tourists, tourist-regional expedition, regulating, Hiking, traveling, quantitative standards of the tourism and educational potential, educational potential, A. A Ostapets-Sveshnikov, school of life is the world.

В 2018 г. мы отмечаем столетие создания государственной системы дополнительного (внешкольного) образования, одним из направлений которого является туристско-краеведческая деятельность. Ведь именно в 1918 г., в разгар Гражданской войны, решением Наркомпроса было создано Центральное бюро школьных экскурсий, прообраз нынешнего Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения, которое должно было быть организационно-методическим центром развития детско-юношеского туризма в России.

Международная общественная организация «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова», двадцатилетие которой мы отмечаем 5 декабря 2017 г., также возникла не на пустом месте, ее появлению способствовало развитие детско-юношеского туризма и краеведения в стране [1], и особенно в период 1960-80-х гг., который хотелось бы рассмотреть более подробно в данной статье.

Как в любом общественном движении, в детско-юношеском туризме можно наблюдать периоды спада и усиления, что чаще всего связано с общей ситуацией в стране. Оглядываясь назад из нашего времени (начала 2000-х гг.), можно отметить, что 196080-е гг. можно определить как период стабилизации в системе ту-

ристско-краеведческой деятельности детей и молодежи Советского Союза.

Школа чаще всего рассматривает туристско-краеведческую деятельность как «средство обучения, воспитания и развития», выделив, в первую очередь, ее обучающую функцию, основу которой составляет краеведение. Школьное краеведение превратилось из методического приема в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного предмета со знаниями и навыками, приобретенными в результате практического исследования родного края [2]. Это дает возможность учителю преподавать тот или иной предмет на богатом конкретном материале, позволяет ему увязывать общие закономерности развития страны с особенностями развития данной местности. Осуществляя краеведческий принцип преподавания основ наук, учитель способствует перерастанию знаний учащихся в убеждения. Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к Родине, другим людям, к природе, труду [3].

И эти особенности всегда учитывались государством, которое рассматривало детско-юношеский туризм как одно из направлений туристско-экскурсионного дела в стране. В 1960-70-е гг. в СССР туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль народного хозяйства, руководство которой осуществлял Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Самодеятельный (спортивно-оздоровительный) туризм стал массовым явлением -им регулярно занимались около 8 миллионов человек и свыше 20 миллионов ежегодно участвовали в походах выходного дня, на территории страны действовало более 800 туристских клубов. Конец 1960-х гг. ознаменовался событием для туризма чрезвычайным: высшие органы власти - ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ не без участия Минпроса СССР - подготовили и издали в 1969 г. Постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». В нем была поставлена задача превратить туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания населения. И хотя постановление, в основном, направлено на развитие туризма среди взрослого населения, в части развития детского туризма тоже предусматривался ряд конкретных мер: расширение сети, улучшение материальной базы (ДЭТС), турбаз и лагерей; выделение в каждом районе в дни каникул поме-

щения в школах и интернатах для приема туристов-школьников, создание при ДЭТС, Дворцах и Домах пионеров прокатных баз туристского снаряжения. Министерству просвещения СССР поручалось для организационно-методического руководства туристской и краеведческой работой среди школьников создать Центральную детскую туристско-экскурсионную станцию (ЦДТЭС МП СССР), которая и возглавляла туристско-краеведческую деятельность среди школьников в СССР с 1969-го по 1991 г. В развитие данного постановления были приняты решения исполнительных органов власти и народного образования на местах, которые дали мощный толчок к развитию этой деятельности.

Надо отметить, что только одно направление внешкольной работы - туристско-краеведческая деятельность - получило всесоюзное учреждение - ЦДТЭС МП СССР. Уровень развития детского туризма в республиках СССР очень различался - в РСФСР, Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии уже сложилась система детского туризма, в то же самое время в республиках Средней Азии, Закавказья она только проходила период становления. И появление единого организационно-методического центра, конечно же, положительно отразилось на развитии детского туризма. Начала складываться в масштабе страны система подготовки туристских кадров, проведения туристских мероприятий с учащимися, разрабатывается учебно-методическая литература.

Значительное влияние на развитие туристско-краеведческой деятельности в школах и внешкольных учреждениях оказали нормативные документы, подготовленные ЦДТЭС Минпроса СССР: приказ № 102 министра просвещения СССР от 4.09.1972 г. «Об утверждении «Списка туристского снаряжения для восьмилетних и средних школ» дополнительно к «Перечню типовых учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ»; Постановление Президиума ВЦСПС, Бюро ЦК ВЛКСМ, Коллегии Министерства просвещения СССР и Государственного Комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию от 21.07.1972 г. «О мерах по дальнейшему улучшению туристско-экскурсионной работы среди школьников и учащейся молодежи»; приказ № 38 Министерства просвещения СССР от 12.04.1972 г. «О введении в действие «Инструкции по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ» и др.

В 1972 г. газета «Пионерская правда» и ЦДТЭС МП СССР объявили о проведении Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина - СССР», на каждом этапе которой участвовали от 14 до 16 миллионов учащихся. Сущностью экспедиции было выполнение во время туристских походов и экскурсий различных краеведческих, поисковых, собирательских заданий. Экспедиция объединила в стране всю туристско-краевед-ческую работу среди учащихся. Итоги этой работы подводились регулярно на местных слетах-конференциях и раз в три года на Всесоюзных слетах по итогам каждого этапа экспедиции.

В результате активизации туристско-краеведческой работы в школах создавались краеведческие кружки и музеи, роль которых в учебно-воспитательной работе с учащимися значительно возросла. Собранный в походах туристами и краеведами материал широко использовался учителями на уроках истории и обществоведения, литературы, географии, биологии. Залы музеев стали местом пионерских линеек, комсомольских собраний. Лучшие школьные музеи страны приняли участие во Всесоюзной выставке, которая экспонировалась в 1985 г. на ВДНХ СССР.

Так, в РСФСР с 1970 г. традиционными стали ежегодные всероссийские конференции актива школьных музеев, которые проводились как по общим вопросам музейного дела, так и по проблемам школьных музеев различного профиля, например музеев боевой славы, авиации и космонавтики и др. Итогом смотра школьных музеев республики явилась процедура их паспортизации, была создана единая картотека школьных музеев.

В 1970-е - начале 1980-х гг. ЦДТЭС МП СССР подготовила программы «Туризм и краеведение» для кружков внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, которые позволили более планово и систематично вести туристско-краеведческую работу в кружках и секциях, способствовали активизации туристской и экс-курсионно-краеведческой работы, проводимой внешкольными детскими учреждениями. В Домах пионеров создавались туристс-ко-краеведческие кружки и секции, организовывались клубы юных туристов-краеведов. Выросло количество туристско-краеведческих объединений в общеобразовательных школах.

На фото автор статьи Ю. С. Константинов в Республике Тыва

и на Бородинском поле

Важным мероприятием детского туризма в 1970-80-е гг. был Всесоюзный туристский слет-соревнование пионеров и школьников, который проводился раз в три года в пять этапов: от походов и слетов общеобразовательных школ, районных, городских, областных, краевых и республиканских слетов-соревнований до финала -Всесоюзного слета-соревнования школ, в котором принимали участие команды школ-победителей. Слеты-соревнования активизировали спортивный туризм в школе. До распада СССР было проведено семь Всесоюзных соревнований юных туристов, в программу их (по двум возрастным группам) включались виды: туристский категорийный поход, контрольный туристский маршрут, соревнования по технике пешеходного туризма, по ориентированию, по топографии, по туристским навыкам.

В 1974 г. в Литве был проведен финал 1-х Всесоюзных соревнований пионеров и школьников по ориентированию, которому предшествовали этапы от школьных до республиканских. 2-е Всесоюзные соревнования состоялись в 1977 г. в Ярославской области, после чего в связи с передачей спортивного ориентирования из подчинения Центрального совета по туризму и экскурсиям в ведение Спорткомитета СССР практика проведения Всесоюзных соревнований школьников прекратилась [4].

Важнейшим событием явилось включение туризма с 1972 г. в систему Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО. Нормативом для школьников явился поход на один-два дня. Это обеспечило дополнительный и серьезный стимул органам народного образования, администрации школ в осознании ими необходимости проведения туристских походов с детьми.

Бурное развитие самодеятельного туризма в нашей стране, количественный рост сложных в техническом отношении путешествий участили, к сожалению, случаи травматизма. Это вызвало необходимость глубоко изучить и обобщить складывающийся в стране туристский опыт и изложить его в документах, регламентирующих порядок проведения походов и путешествий. Организация и проведение походов и путешествий с учащимися общеобразовательных школ регламентировалась инструкцией Министерства просвещения СССР, введенной в 1974 г. Этот важный документ в значительной степени содействовал упорядочению школьного туризма.

В 1985 г. приказом Минпроса СССР № 190 было утверждено «Положение о туристско-краеведческой и экскурсионной работе в общеобразовательной школе», в котором школьный туризм и краеведение признаются наиболее комплексной формой педагогического воздействия, важнейшим и заслуживающим повсеместного применения видом детской внеурочной деятельности. Самым существенным элементом единых требований было установление количественной нормы туризма по классам, а именно 2 похода в год каждому классу с 4-го по 10-й, в том числе один двухдневный поход с ночлегом в полевых условиях с учащимися 6-10-х классов. Однако провозглашение этой нормы, в точности соответствующей рекомендации К. Д. Ушинского, как и туристских нормативов ГТО, осталось на бумаге - ни в те годы, ни позже они не были и не могли быть реализованы по объективным причинам.

И тем не менее в стране то там, то тут возникали отдельные школы, в которых туристско-краеведческая работа (ТКР) становилась стержнем всего воспитательного процесса, проводилась системно, с использованием всего огромного педагогического потенциала туризма. В возникновении таких «туристских» школ первостепенную роль всегда играло отношение к туризму директора школы и наличие энтузиастов в педагогическом коллективе. Но такие школы оставались единичными маяками, и, как правило, с уходом приверженцев туризма туристско-краеведческая работа с учащимися в них или прекращалась, или сводилась к минимуму. В сельских школах туризм оставался слабо развитым, хотя и здесь были отдельные школы с туристским уклоном.

В октябре 1980 г. вышло второе Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о развитии туризма в стра-

не, а в 1985 г. вышло последнее постановление по этим вопросам, в основном также направленное на развитие «взрослого» туризма. Но, несмотря на то, что оба этих документа содержали множество общих фраз типа: «полнее использовать», «активно способствовать», «обеспечить усиление» и т. д. - и в отношении развития детского туризма в стране, работа продвигалась с огромными трудностями, их значение велико. Сам факт выхода этих постановлений стимулировал органы образования предпринимать хотя бы минимально возможные меры по развитию туризма, так как на каждое постановление Минпрос СССР и министерства союзных республик реагировали своими приказами.

Суммируя содержание этих документов, нужно отметить следующие рекомендации в адрес школы и других учреждений системы образования, которым предлагалось:

- полнее использовать возможности туризма и экскурсий в учебно-воспитательном процессе, уделить особое внимание развитию туризма с активными способами передвижения, регулярно проводить с учащимися походы, в каждой школе создать туристские кружки;

- всем территориальным органам народного образования разработать планы по развитию детского самодеятельного туризма;

- исполнительным органам власти обеспечить помещениями СЮТур и пункты проката туристского снаряжения;

- ежегодно предусматривать в сметах школ, внешкольных учреждений, педагогических учебных заведений средства на приобретение и ремонт туристского снаряжения, аренду автотранспорта;

- расширить туристскую подготовку студентов и учащихся педагогических учебных заведений на отделениях туризма и краеведения факультетов общественных профессий;

- включать в учебные планы курсов в системе ИУУ вопросы организации и методики туристско-краеведческой работы со школьниками.

Детский туризм всегда был и остается в ведении органов народного образования, и по форме организации он больше является самодеятельным. Однако со временем в школу все больше стал внедряться «плановый» (коммерческий) туризм. Главным «поставщиком» коммерциализированных туристских услуг для школ с годами постепенно становилось Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник» ЦК ВЛКСМ. Все его мероприятия были пропитаны чрезмерной идеологизацией и совершенно не ка-

сались такого важного для школьной молодежи направления, как спортивно-оздоровительный туризм. Для развития экскурсий среди школьников в 1968 г. Минпросом РСФСР было создано Управление дальних путешествий и экскурсий школьников РСФСР, работавшее на условиях хозрасчета и самофинансирования и создававшее в каникулярный период в школах-интернатах до 50 временных туристских баз на 17 территориях Советского Союза.

В 1970-х гг. резко возросло количество дальних экскурсионных поездок школьников в столицу, областные центры и крупные города страны. Этому способствовало бурное развитие сферы экскурсионных услуг в системе профсоюзов (ЦСТЭ) и комсомола (БММТ «Спутник»), хотя было немало и групп школьников, совершавших поездки самодеятельно. Экскурсионная лихорадка подогревалась относительной легкостью проведения таких поездок в сравнении с организацией туристских походов, а также верой в то, что эти поездки лежат в русле требований о развитии туризма со школьниками. Многие такие поездки проводились бесконтрольно, на низком организационном и педагогическом уровне. Нередко учителя, организуя такие поездки, преследовали личные цели. Например, одна группа из московских школ заявила на лето «экспедицию» по курортам Рижского взморья под фарисейским лозунгом изучения «заботы партии и правительства об отдыхе трудящихся». Такие случаи стали неизбежным следствием начавшейся коммерциализации детского туризма.

Особенно притягательна для школьных экскурсионных групп была Москва. Юные экскурсанты заполняли столичные магазины, отставали от своих групп, блуждали в сутолоке московских улиц. Вокзалы были переполнены ночующими «туристами», газеты пестрели сообщениями о происшествиях с ними, милиция сбивалась с ног. Чтобы как-то разрядить обстановку, Московское Главное управление народного образования назначало на каждые школьные каникулы по нескольку дежурных школ, которые должны были хотя бы в спортивных залах на матах обеспечивать ночлег бесприютным школьникам. Экскурсионный бум приобретал характер стихийного бедствия. В итоге в начале 1980-х гг. Министерство просвещения СССР ввело ограничения для поездок «диких» школьных экскурсионных групп: выезды за пределы своих регионов без наличия у школьников значков «Турист СССР», полученных за походы по родному краю, не разрешались.

1970-е гг. XX столетия стали периодом наивысшего расцвета школьного туризма, после которого наступил если не спад, то сильное торможение в его развитии. Несмотря на обилие правительственных постановлений, несмотря на министерские приказы и многочисленные приложения к ним по вопросам развития детского туризма, школьный туризм (подчеркиваем - туризм именно в школах) с конца 1980-х гг. пошел на спад.

Руководство страны, сумев разглядеть идеологическую и коммерческую стороны народного туризма, не увидело и не оценило полностью его педагогический, воспитательный потенциал. Всю педагогику туризма видели в узкой идейно-воспитательной идеологической функции. Декларируя «более широкое использование туризма, краеведения и экскурсий в учебно-воспитательном процессе», все сводилось к созданию в школах кружков туристского актива, к материальному обеспечению школьного туризма и к установлению более жесткой разрешительной системы. В адрес Академии педагогических наук никакого поручения вообще не поступало. Педагогическая наука довольно равнодушно и на практике однобоко подходила к детскому туризму, признавая в нем единственно достойной внимания лишь познавательную сторону краеведения.

Не был коренным образом решен главный вопрос - подготовки учительских кадров для туристско-краеведческой работы с детьми: здесь ограничились расширением сети факультетов педагогических профессий в учебных заведениях. Поэтому на практике школы подходили к туристско-краеведческой работе с детьми в разные периоды по-разному и так, как кому виделось существо этой формы работы. Управленческие структуры и руководители школ видели в ней то лишь обучающую функцию (расширение и углубление знаний учащихся по основам наук), то воспитание патриотизма или эстетических чувств, то средство физического развития и укрепления здоровья, то форму общественно полезной деятельности, то дополнение к программе допризывной подготовки. Но редко где школы и органы народного образования умели объединить все направления в единый комплекс и использовать на практике в органическом единстве.

Не был выработан единый взгляд на предмет школьного туризма, его теорию. Вся «теория» сводилась к освоению технических приемов: как разжечь костер, как пользоваться картой и компасом, как завязать узел и навести переправу через реку и т. п. И

только в самом конце 1980-х гг. авторским коллективом под руководством А. А. Остапца-Свешникова была разработана концепция детско-юношеского туризма и ее основы - туристско-краеведчес-кой деятельности под названием «Школа - окружающий мир» [5].

К сожалению, нельзя однозначно дать положительную оценку развитию в стране школьного туризма в тот период. Как устойчивая система повсеместного распространения он не получил и не дал тех педагогических результатов, которые мог бы дать.

Но важно то, что массовость и педагогическая значимость детского туризма того периода, в той или иной мере способствовали тому, что в сознании населения бывшего Советского Союза сложилась понимание важности его для воспитания детей и молодежи. Практически в те годы большинство граждан страны за годы обучения в школе побывали в туристских походах или на экскурсиях, и воспоминания об этом прочно вошли в их память о школьном периоде.

Как педагогическое явление детско-юношеский туризм стал исследоваться сначала отдельными педагогами, и только в 1990-е гг., когда появилась группа ученых-практиков, во главе которых стоял А. А. Остапец-Свешников, талантливый организатор, поддержанный государственными структурами, стало возможно создание Региональной общественной организации «Академия детско-юношеского туризма и краеведения» (г. Москва) [6]. В 2014 г. Академия официально получила статус Международной общественной организации.

Международная общественная организация «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Ос-тапца-Свешникова», двадцатилетие которой мы отмечаем, сумела объединить сотни практиков детского туризма и краеведения, которые свой громадный практический опыт пытаются обобщить в научных статьях, а около 80 человек за двадцать лет сумели исследовать педагогику туристско-краеведческой деятельности в кандидатских диссертациях.

Примечания

1. Смирнов Д. В. Становление и стратегии развития Академии детско-юношеского туризма и краеведения на современном этапе // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2012. № 3. С. 15-38.

2. Дрогов И. А., Смирнов Д. В., Туманов В. Е. Реализация социальных функций краеведения в образовательных учреждениях общего среднего и дополнительного образования детей // Интеграционные подходы к организации краеведческой работы в образовательных учреждениях : материалы Ме-ждунар. науч.-метод. конф., посв. 160-летию со дня рождения И. П. Павлова (г. Рязань, 12-13 марта 2009 г.) / Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2009. С. 99-110.

3. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм : учеб.-метод. пособие. 2-е изд., стер. М. : ФЦДЮТиК, 2008. 600 с.

4. Из истории детского туризма в России (1918-2008 гг.) / авт.-сост. Ю. С. Константинов. М. : ФЦДЮТиК, 2008. 312 с.

5. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся : метод. рекомендации / Рос. междунар. акад. туризма. М. : РМАТ, 2001. 87 с.

6. Остапец А. А. Могучее средство развития личности : [о деятельности Моск. Междунар. акад. дет.-юнош. туризма и краеведения] // Доп. образование. 2000. № 2. С. 23-27.

УДК 351.858; 37.01; 37.018.74; 379.852; 379.8.09; 908

В. П. Фомин

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ В ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Дана характеристика детско-юношеского туризма в общей системе туристской деятельности Республики Казахстан, его особенности и проблемы. Представлена ретроспектива развития общеказахстанской и западноказах-станской структуры организаций детско-юношеского туризма в ХХ и начале XXI в. Международный туристский фестиваль работников образования «Европа - Азия» охарактеризован как комплексное мероприятие со школьниками: пешие, велосипедные, водные, лыжные походы, соревнования по ориентированию на местности и другие турниры. Процесс повышения методического мастерства, квалификации кадров педагогов дополнительного образования, тренеров, воспитателей и вожатых, других сотрудников учреждений детского туризма показан как важнейший компонент организации турист-ско-краеведческой деятельности. Определена главная методическая тема работы Западно-Казахстанского областного центра детско-юношеского туриз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.