Научная статья на тему 'Из истории становления детского и спортивно-оздоровительного туризма в Туве'

Из истории становления детского и спортивно-оздоровительного туризма в Туве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
9
Поделиться
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕТАЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАТОР ТУРИСТСКОЙ РАБОТЫ / ПОХОДЫ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / SPORTS TOURISM AND AMATEUR TOURISM / CHILDREN''S TOURISM / TOURIST AND LOCAL LORE DETAIL / THE ORGANIZER OF TOURISM WORK / HIKING / EDUCATIONAL PROCESS / PHYSICAL DEVELOPMENT / IMPROVEMENT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балчирбай Мира Васильевна

Показаны и охарактеризованы этапы развития в Республике Тува государственной системы детского и спортивно-оздоровительного туризма. Показано, как туристские походы, путешествия и экскурсии содействуют расширению знаний, физическому развитию, воспитанию любви к родному краю, бережному отношению к природе. Обосновывается роль школ, учреждений внешкольной работы, центра туризма республики на разных исторических этапах в становлении и развитии системы внешкольной работы и детско-юношеского туризма. Показана динамика развития форм детско-юношеского туризма и краеведения в Республике Тува.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Балчирбай Мира Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

From the history of the development of children''s and sports tourism in Tuva

Shown and described the stages of development in the Republic of Tuva state system of children's and sports tourism. Shown as hiking trips, travel and tours facilitate increased knowledge, physical development, education of love to the native land, respect for nature. It substantiates the role at different historical stages in the formation of the development of the system of extracurricular activities and youth tourism schools, extracurricular activities of institutions of the tourism center. The dynamics of the development of forms of youth tourism and local history in the Republic of Tuva.

Текст научной работы на тему «Из истории становления детского и спортивно-оздоровительного туризма в Туве»

К 100-ЛЕТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 908; 371,8; 379.85; 37.068

М. В. Балчирбай

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ТУВЕ

Показаны и охарактеризованы этапы развития в Республике Тува государственной системы детского и спортивно-оздоровительного туризма. Показано, как туристские походы, путешествия и экскурсии содействуют расширению знаний, физическому развитию, воспитанию любви к родному краю, бережному отношению к природе. Обосновывается роль школ, учреждений внешкольной работы, центра туризма республики на разных исторических этапах в становлении и развитии системы внешкольной работы и детско-юношеского туризма. Показана динамика развития форм детско-юношеского туризма и краеведения в Республике Тува.

Shown and described the stages of development in the Republic of Tuva state system of children's and sports tourism. Shown as hiking trips, travel and tours facilitate increased knowledge, physical development, education of love to the native land, respect for nature. It substantiates the role at different historical stages in the formation of the development of the system of extracurricular activities and youth tourism schools, extracurricular activities of institutions of the tourism center. The dynamics of the development of forms of youth tourism and local history in the Republic of Tuva.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, самодеятельный туризм, детский туризм, туристско-краеведческая детальность, организатор туристской работы, походы, учебно-воспитательный процесс, физическое развитие, оздоровление школьников.

Keywords: sports tourism and amateur tourism, children's tourism, tourist and local lore detail, the organizer of tourism work, hiking, educational process, physical development, improvement of students.

Спортивно-оздоровительный туризм - это массовое народное движение, которое в советский период под названием «самодея-

тельный туризм» объединяло в своих рядах миллионы советских граждан. Одной из его составляющих является и детский туризм, активно поддерживающийся государством через систему образования, которая через развитие детского туризма, туристско-кра-еведческой деятельности решала важнейшие педагогические задачи - обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации, развития ребенка. Важным фактором для системы образования является то, что в основу многих учебных дисциплин (история, география, биология и др.) заложен краеведческий принцип преподавания.

Развитие туризма в Туве невозможно рассматривать в отрыве от развития детско-юношеского туризма, который являлся одним из направлений внешкольной работы, а с начала 1990-х гг. - одним из важнейших направлений дополнительного образования детей.

В декабре 1918 г. в г. Москве Народным комиссариатом просвещения РСФСР по предложению Н. К. Крупской было организовано Центральное бюро школьных экскурсий, в задачу которого входило оказывать помощь учащимся, совершающим экскурсии. Таким образом, было положено начало созданию государственной системы детско-юношеского туризма в России [1].

Необходимо отметить, что Тувинская Народная Республика в период с 1918 по 1944 г. не входила в состав Советского Союза. Конечно, влияние СССР было очень велико, но республика развивалась как самостоятельное государство, со своей нормативно-правовой базой, с учетом многовековых традиций и обычаев, где туризм (в нашем понимании) практически отсутствовал.

Остановимся на развитии образования в 1920-е гг. Если в 1924 г. в ТНР имелись 22 ламских монастыря, где учились около 1500 учеников-хуураков (иноков) в возрасте от 8 до 20 лет, которые изучали тибетскую грамоту, основы математики, астрономии, природоведения, буддийскую философию и др., то в 1930 г. в ТНР уже функционировали 7 школ начальной ступени, учились 3016 учеников. Обучение шло на основе новотюркской латинизированной письменности, узаконенной Декретом Правительства ТНР 28 июня 1930 г. [2] Хронография открытия школ отражена в таблице.

Хронография открытия школ с 1926 по 1945 г. [3

Годы Школы начальной ступени 7-летние Средние Количество учителей Количество учеников

1926 3 — — 13 157

1936 32 3 — 345 12023

1945 109 13 3 1214 13318

Огромную роль в развитии образования в Тыве сыграли учителя, прибывавшие из РСФСР и внедрявшие в учебный процесс педагогические принципы, подходы и методики, по которым работали школы в РСФСР. В благодарность за эту работу в Кызыле поставлен памятник «Первым русским учителям» (рис. 1).

Рис. 1. Памятник русским учителям Тувы

С ростом количества школ увеличилось число учеников, делающих начальные шаги туризма и краеведения, т. е. детско-юношеский туризм начал входить школьную жизнь.

В то время первое упоминание о детско-юношеском туризме в Туве относится к 1928 г. [4], где речь идет об учебно-познавательных экскурсиях и выходах на природу в рамках школьной программы. Это невозможно назвать системой туризма и краеведения, но начало становления детско-юношеского туризма в республике было положено.

Одновременно в эти годы в Туве практиковались военные походы, военные игры. Инициаторами спортивной работы, в основном, выступали комсомольцы.

В это время в СССР, в 1931 г., Наркомпрос РСФСР совместно с ЦК ВЛКСМ реорганизуют Центральную детскую экскурсион-но-туристскую станцию (ЦДЭТС), наделяя ее организационно-методическими функциями. Вскоре в областях и краях РСФСР начинают создаваться свои областные ДЭТС, и к 1941 г. в Российской Федерации уже насчитывалось 54 ДЭТС. Центральные ДЭТС были созданы в каждой союзной республике. В предвоенные годы усилению туристской работы среди детей способствовал ряд мер. В декабре 1940 г. был издан приказ наркома просвещения РСФСР «О детском туризме», в котором руководителям школ предлагалось «организовать в каждой средней школе ответственного организатора туристской работы с учащимися». Это был первый официальный документ, обязывавший школы и учителей включить туризм в педагогическое средство воспитания [5].

В 1941 г. на десятом Великом хурале ТНР было образовано Министерство просвещения (первый министр - Лопсан-Кенден Ооржак). Тогда функционировали 33 начальных, 4 семилетних, 1 средняя школа. Общее количество учеников составляло 12 640 человек, а учителей было 436 человек. Среди школ были и так называемые советские школы, тем не менее все школы были очень дружны. Многие учебно-воспитательные мероприятия проводились совместно. Время было военное, преобладали массовые мероприятия интернационального и военно-патриотического содержания. Имеются сведения о том, что в те годы в лесу проводились военизированные игры: школьники разбивались на «красных» и «синих». Те игры с элементами топографии (современного спортивного ориентирования) были предшественниками любимых позднее детьми

игр «Зарница» и «Орленок». Их завезли учителя, которые приезжали из СССР по контракту. Вот что писала, например, в 1941 г. директор Туранской национальной школы Д. Д. Манзырыкчы: «Ту-ранская советская школа оказывает нам повседневную помощь в учебно-воспитательной работе. У нас часто проходят общие собрания, массовые игры, интернациональные вечера и походы». То же самое было в Бай-Хаакской, Чаданской и Кызылских школах.

В 1944 г. Тува вступила в состав Советского Союза. Новое содержание детско-юношеский туризм приобретает с 1945 г., когда в область начался большой наплыв учителей из СССР. Энтузиазм их был велик, так как сама первозданная природа Тувы звала в походы самих учителей, и походы, путешествия, экскурсии стали неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школах.

В народном образовании Тувы 1949 г. является началом массового детско-юношеского туризма [6].

Туристские походы, путешествия и экскурсии содействуют расширению знаний, физическому развитию, воспитанию любви к родному краю, бережному отношению к нему, стремлению к соединению с прекрасным миром Матери-природы. Они навсегда остаются в памяти человека [7].

Вот что рассказал, в частности, бывший депутат ВХ РТ Василий Миронович Евтешин: «Был 1950 год, учились мы тогда в 7-м классе. Большая группа школьников под руководством учителя Карелина Льва Николаевича отправилась в поход из Турана в Кызыл по старой дороге. Ночевали по-походному - около костра, питались тем, что взяли из дому, в пути были 5 дней, помогали друг другу. Когда подошли к Енисею, мы, дети, были поражены его величием».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ту пору походы часто приурочивали к каким-либо знаменательным датам. В этом плане интересен рассказ Р. Р. Бегзи: «В 1946 году состоялись первые выборы Верховного Совета СССР по Тувинскому избирательному округу. Областной комитет ВЛКСМ поручил мне, как комсомолке, скомплектовать группу и совершить агитационный туристский поход на лыжах в село Суг-Бажы. В группу вошли ученики 10-го класса: Сат Шулуу, Салчак Иван и другие. На груди у нас были плакаты "Все на выборы!". Был мороз 53 градуса. Выдали нам 4 булки хлеба, кусковой сахар и спирт, чтобы натираться в пути 4 дня. Задание ОК ВЛКСМ выполнили и отрапортовали».

О значении формирования гармонично развитой личности во время туристских походов и экскурсий вспоминает Галина Ивановна Алдын-оол (Петрова): «Нам очень нравились живописные берега реки Чадаана. Мы часто ходили в походы и экскурсии, доходили до развалин Верхнего хурээ, который повествовал о своем былом величии. Интересно было все: природа, ее пейзажи, живописные уголки. Собирали гербарии для уроков ботаники, делали зарисовки, устраивали всевозможные подвижные игры. Дети оставались очень довольны, ближе узнавали друг друга, становились совсем другими».

В начале 1950 г. был второй этап большого десанта учителей из СССР, значительно возрос и состав национальных кадров, которые закончили высшие и средние учебные заведения СССР. Это сыграло огромную роль в дальнейшем развитии детского туризма: он наполнялся новыми формами и содержанием, появились новые виды туризма, он для детей стал более притягательным, самым любимым и массовым видом спорта, но, к сожалению, на уровне самодеятельного, держащегося на энтузиазме учителей. К тому периоду детско-юношеский туризм стал неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, физического развития и оздоровления школьников, т. е. твердо вошел в школьную жизнь. Вполне естественно, что возникла необходимость создания органа, который бы взял на себя функции руководства детско-юношеским туризмом области, обеспечил бы его научную, методическую, практическую и организационную базу.

Несмотря на оживление туристской деятельности в послевоенные годы, методика, организация, формы проведения самой работы с юными туристами были еще несовершенны. В письме Министерства просвещения РСФСР № 61 от 10 мая 1954 г. указывалось на необходимость иметь в каждом облоно и районо лиц, отвечающих за проведение экскурсионно-туристской работы в районе, городе; все руководители семилетних и десятилетних школ обязаны были выделить из числа своих учителей организаторов туристской и экскурсионно-краеведческой работы в школе.

После вхождения ТНР в состав СССР было совершено первое восхождение группы туристов на вершину самой высокой горы Восточной Сибири Монгун-Тайги. Это восхождение было посвящено национально-освободительной революции тувинского народа.

По приглашению правительства Тувинской автономной области из Москвы прибыли восемь туристов и альпинистов во главе с В. В. Никольским. В Кызыле к ним присоединились турист-лыжник Кунгаа Тюлюш, фотокорреспондент газеты «Тыванын аныяк-тары» Виктор Сандан и мастер кызылского кожевенного завода Ондар Сундуй, а также к ним присоединился старший зоотехник Монгун-Тайгинского района Кыргыс Шомбул. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, скудное снаряжение, 14 августа 1946 г. группа туристов поднялась на вершину Монгун-Тайги.

В газете «Тувинская правда» (1963 г.) корреспондент В. Медведев написал, что 1952—1954 гг. было положено начало организованным массовым походам юных туристов.

Настало время для официального открытия детской экскурси-онно-туристской станции. Основываясь на письме Министерства просвещения РСФСР, в 1954 г. решением областного исполнительного комитета за № 207 от 17 апреля в г. Кызыле открывается Областная детско-экскурсионная туристская база (ОДЭТБ), которая в 1964 г. переименована в Республиканскую детскую экскурсион-но-туристскую станцию (РДЭТС). В 1978 г. РДЭТС переименована в Республиканскую станцию юных туристов (РСЮТур), а с 1992 г. — в Республиканский центр детско-юношеского туризма (РЦДЮТ). Во исполнение Постановления Республики Тыва от 24.10.2011 г. № 622 «О реорганизации государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей Республики Тыва» ГОУ ДОД «Республиканский центр дополнительного образования детей» (Л. Н. Очур), ГОУ ДОД «Республиканский центр эколого-биологи-ческий центр» (В. Е. Тулина), ГОУ ДОД «Центр детско-юношеского туризма» (С. Б. Карашпай) были реорганизованы путем слияния в Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва «Республиканский центр дополнительного образования детей» (ГБОУ РТ «РЦДОД»). В настоящее время ГБОУ РТ «РЦДОД» — это мощный многопрофильный центр, предметом деятельности которого является реализация программ дополнительного образования детей, туристской, патриотической, эколого-биологи-ческой, туристско-краеведческой, спортивно-технической и художественно-эстетической направлений в системе дополнительного образования детей и молодежи Республики Тыва (рис. 2).

Рис. 2. Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва «Республиканский центр дополнительного образования

детей» (ГБОУ РТ «РЦДОД»)

Первым директором назначается Лина Маркеловна Величко, которая имела среднее педагогическое образование и тринадцатилетний стаж работы в школе. Начинается новый отсчет времени в развитии уже детско-юношеского туризма. Появились учебно-наглядные пособия, методические и научные пособия, специальная литература, организованно и целенаправленно проходят турист-ско-спортивные мероприятия школ, районов, начинается подготовка квалифицированных туристских кадров. В 1956 г. курсы школьных туристских организаторов заканчивают первые 25 учителей [8]. Это они были у руля развития детско-юношеского туризма в Туве. И вот результат: уже через год, в 1957 г., после приказа об-лоно за № 163 от 10 апреля этого же года, прошел 1-й областной слет юных туристов [9].

Дети разных кожуунов получили возможность показать себя, помериться силами в своих знаниях, умениях, а самое главное -приобрести опыт туристских слетов, возможность общения между собой. Впечатления от первого слета юных туристов были незабы-

ваемыми. Впоследствии из этих детей выросли многие квалифицированные туристские организаторы, мастера спорта, которые до сих пор трудятся на благо развития детско-юношеского туризма.

1951—1955 гг. для советского детско-юношеского туризма были периодом его массового распространения и развития. Открытие межколхозных пионерских и специальных лагерей для детей-сирот играло немаловажную роль в развитии детско-юношеского туризма. Совет министров ТНР в 1935 г. получил письмо ЦК профсоюзов РСФСР «О выделении средств на содержание пионерских лагерей» [10]. В том же году было принято постановление об открытии пионерского лагеря, который был открыт в 1936 г., и ему 11 апреля 1938 г. Постановлением Совета министров и Малого хурала ТНР было присвоено имя «КИМ». Первый отчет о пионерском лагере был сделан в 1938 г. [11] Преобладающее место в отчете занимает экскурсионно-туристская работа (отчет делала Хавакчап).

Тогдашние пионерские лагеря, главной задачей которых являлось оздоровление детей, сыграли огромную роль в развитии детско-юношеского туризма, так как в них главный упор ставился на занятия физической культурой и детско-юношеским туризмом. В те годы ученики часто совершали туристские походы, хотя не было снаряжения, рюкзаки заменяли мешочки или наволочки, продукты — кто что достанет или что выдадут со склада интерната либо пионерского лагеря.

В это же время возникали туристские школьные лагеря. Система таких лагерей в те годы и позже строилась на сочетании с сельскохозяйственным трудом в помощь колхозам и совхозам. Один отряд уходил в поход, а остальные работали на полях, затем в поход уходил другой отряд. В 1959 г. открылись пионерские лагеря «Чагытай», «Большевик», «Элегест», «Азас», которые положительно влияли на здоровье и физическое развитие детей.

Дальнейшему развитию детско-юношеского туризма и краеведения способствовали походы по местам боевой и трудовой славы советского народа. В Туве в 1956 г. во всех школах г. Кызыла обсуждался вопрос о проведении экспедиционных походов в честь 40-й годовщины Великого Октября.

До 1964 г. в школах нашей республики не было ни одного школьного краеведческого музея, отсутствовали краеведческие уголки. 1 июля 1963 г. РДЭТС объявляет конкурс на лучший школьный краеведческий музей. Это и положило начало массовому

движению по созданию школьных краеведческих музеев. РДЭТС совместно с Республиканским краеведческим музеем провели первый семинар для организаторов школьных краеведческих музеев. На семинаре присутствовали 50 турорганизаторов со всей республики. В результате за год было создано: 4 краеведческих музея, 42 краеведческих уголка, 33 Ленинские комнаты и 38 Ленинских уголков. Первые музеи созданы в Ильинской школе — руководители В. И. Дунаев, О. М. Сальникова; в Кызылской школе № 1 — В. А. Гребнева; Кызылской школе № 11 — В. А. Шерстков; Бай-Ха-акской школе — Н. Б. Тыртык-Кара. Этнографические музеи созданы в Хорум-Дагской, Чира-Бажинской, Алдан-Маадырской, Хон-дергейской, Бажын-Алаакской школах. Первое место в конкурсе занял музей Ильинской школы. Собранный туристами и краеведами материал широко использовался учителями на уроках истории, обществоведения, литературы, географии, биологии.

Помимо областного слета юных туристов на постоянной основе стали проводиться туристские слеты учителей. Первый такой слет прошел в 1960 г. в с. Сарыг-Сеп (приказ облоно за № 116 от 12.03.1960 г.), участвовали 4 команды: г. Кызыла, Каа-Хемского, Тандинского, Пий-Хемского кожуунов. Первое место заняла команда Каа-Хемского кожууна. Ученические и учительские слеты становились все более массовыми. Составной и зрелищной дисциплиной соревнований стало спортивное ориентирование. Спортивное мастерство учеников и учителей возрастало, потому начиная с 1961 г. сборные команды стали постоянными участниками всероссийских и всесоюзных турслетов. Вот их адреса: Карпаты, Калинин, Тамбов, Ужгород, Подмосковье, Нальчик, Свердловск, Чита, Кемерово, Алтай, Бурятия, Минусинск, Владивосток, Иваново и др. (рис. 3).

В 1960-х гг. в Туве активно развивался самодеятельный туризм, начали культивироваться водный туризм и туриады с привлечением спортсменов из-за пределов республики. В 1965 г. создана маршрутно-квалификационная комиссия (МКК), оформлена картотека маршрутов по трем видам туризма (велосипедного, пешеходного, лыжного).

Эти мероприятия помогли вовлечь новый поток детей и молодежь в туристско-краеведческие кружки, секции; туристско-спор-тивные мероприятия стали критерием повышения спортивного мастерства.

Рис. 3. Участие команды из Республики Тыва на Всероссийском слете юных туристов краеведов, 1986 г. , г. Иваново

Впервые на республиканском слете на м. Ээрбек 1965 г. проводились соревнования по ориентированию на местности с картой, в которых лучшими оказались туранские учащиеся. В мае 1968 г. в Кызыле проведен шестидневный семинар по спортивному ориентированию. А в 1969 г. наши спортсмены-ориентировщики приняли участие зональных соревнованиях Сибири и Дальнего Востока по спортивному ориентированию, которые проводились в окрестностях г. Минусинска. В мае этого же года в г. Кызыле проведен пятидневный семинар для учителей и двухдневный семинар-практикум для студентов пединститута и педучилища по спортивному ориентированию (учителей — 58, студентов — 160). По отчету Республиканской детской экскурсионно-туристской станции (РДЭТС) в 1970 г. в Тувинской АССР туризмом занимались 6500 школьников, более 400 учителей, совершено 572 похода, включая туриады.

Раскрывая историю становления и развития детско-юношеского туризма в республике, было бы неправильно не вспомнить имена Ф. А. Журавлева, З. И. Журавлевой, Н. Г. Ярославцева, О. М. Сальниковой, И. Н. Султановой, Д. Д. Ховалыга, Ч. Х. Семис-оола, Н. О. Ховалыга, сестер-близнецов Эртине-Очур, А. К. Монгуша, М. Ч. Ооржака, Х. С. Ондара, Б. Б. Монгуша, М. В. Борбай-оола и многих других, внесших неоценимый вклад в развитие детско-юношеского туризма, вершиной развития которого стали 1970—80-е гг.

Массовое увлечение школьников спортивным ориентированием приходится на начало 1970-х гг. У истоков его кроме тех, кого мы перечислили выше, стояли А. А. Ховалыг, А. С. Ойдуп, Ч. Х. Семис-оол, М. В. Борбай-оол, С. Д. Бойдулан, Александр Дугжу, С. С. Салчак, Виктор Масленицын. Они были настоящими энтузиастами, отдававшими все свое свободное время любимому занятию.

О росте спортивного мастерства наших туристов свидетельствует тот факт, что в 1971 г. наши дети участвуют в Кубке по туризму на озере Селигер, где Роман Хомушку вошел в число сильнейшей двадцатки в соревнованиях по ориентированию. Традиционными стали школьные, районные и республиканские соревнования по спортивному ориентированию. Определились чемпионы разных уровней. Чемпионами республики в разные периоды были Ю. Зырянов, В. Табуев, Д. О. Саая, Ойдупаа.

После перехода в 1978 г. спортивного ориентирования из Центрального совета по туризму и экскурсиям в систему Спорткомитета СССР у нас в республике начала складываться определенная система: готовились кадры на базе РДЭТС, проводились соревнования разного ранга.

К началу 1980-х гг. наши ориентировщики демонстрируют высокий класс спортивного мастерства за пределами республики. Например, в период обучения в высших и средних специальных учебных заведениях СССР они становятся чемпионами и призерами многих региональных и ведомственных соревнований.

Благодаря энтузиастам детско-юношеский туризм к середине 1980-х гг. достигает зенита своего развития, к тому времени были освоены горно-пешеходный, зимний, водный, велосипедный туризм, по которым совершаются походы разных категорий сложности. Действовали туристские клубы «Демир-Сал» (г. Кызыл), «Монгулек» (г. Ак-Довурак), «Журавленок» (г. Туран), «Меридиан» (г. Чадан), «Сумбер-Уула» (Сут-Холь), которые, к сожалению, перестали функционировать к началу 1990-х гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1974 г. по инициативе туристского клуба «Демир-Сал» была организована первая тувинская альпиниада, посвященная 30-летию Советской Тувы. Тогда на вершину Монгун-Тайги поднялись двадцать шесть человек и водрузили на ней флаг РСФСР.

Также клуб «Демир-Сал» сыграл значительную роль в подготовке инструкторов по туризму с 1960 по 1980 г. Руководителем

его на протяжении ряда лет был Яков Кромм (рис. 4), журналист телевидения, который погиб с группой туристов при восхождении на гору Белый Клык в мае 1980 г. «Демир-Сал» своими силами построил в районе Ондум турбазу для самодеятельных туристов, в основном для начинающих, где проводились сборы туристов.

Рис. 4. Яков Кромм (первый справа), руководитель турклуба «Демир-Сал»

В 1970-80-е гг. появилось много интересных научно-методических работ, посвященных детскому туризму. Среди них следует выделить программы «Туризм и краеведение» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, которые позволили более планово и систематично вести туристско-краеведческую работу в кружках и секциях. В 1971 г. вышла книга Ф. А. Журавлева «С рюкзаком по Туве», в ней были описаны 7 маршрутов походов выходного дня, 31 маршрут многодневных путешествий.

В начале 1980-х гг. значительное место в туристско-краевед-ческой работе школ заняла военно-патриотическая тематика (экспедиция «Летопись Великой Отечественной войны», операции «Долг», «Вахта памяти» и т. д.).

Для поддержки самодеятельного туризма были созданы три довольно больших пункта проката туристского снаряжения: в Кызыле - на стадионе «Хуреш», в городском парке, в поселке Хо-ву-Аксы - на комбинате «Тувакобальт» и на базе отдыха на 76-м км, от комбината «Туваасбест». Здесь желающие могли получить лыжи, спальные мешки, котелки, рюкзаки, палатки.

Развитие самодеятельного туризма зависело и от развития планового (коммерческого) туризма в республике. К середине 1970-х гг. Тувинский совет по туризму и экскурсиям стал подниматься, наступило время ставить вопрос перед Центральным советом о строительстве в Кызыле туристского комплекса: гостиницы на 220 мест, ресторана на 150 посадочных мест, кинозала на 300 мест (здесь идет переход от самодеятельного туризма к коммерческому). Благодаря настойчивости председателя областного совета профсоюзов Т. Ч. Норбу, которая неоднократно ходила на прием к председателю ЦС с просьбой начать строительство гостиницы в Кызыле, было дано добро, но и то с большими оговорками, не хотели строить туристский комплекс. Договор на проектирование с «Красноярскгражданпроектом» был заключен. Проектировать должен был инженер Станислав Ремин, сам турист. После огромного труда по согласованию и выделению земельного участка около парка культуры в Кызыле трест «Кызылстрой» приступил к строительству. В 1978 г. коробка туристского комплекса была построена. Окончательно комплекс был сдан в эксплуатацию в 1980— 1983 гг., так как сдавали его поэтапно, сначала гостиницу, потом ресторан и в последнюю очередь — кинозал (в настоящее время это гостиница Кызыл, кинотеатр «Найырал», ресторан «Улуг-Хем», т. е. Народный банк РТ). Так развивался туризм до 1990-х гг.

Основываясь на вышеизложенном, мы предприняли попытку периодизации становления туризма в Туве, выбрав в качестве критерия форму организации туристской деятельности, доминирующую в определенный исторический отрезок времени:

— одиночные события туристского характера (1918—1944 гг.), период характеризуется лыжным переходом отважной тройки (Хо-валыг Нурсат, Тюлюш Кунгаа, Оюн Санчай) по маршруту: Кызыл — Туран — Хараал (золотой прииск) — через хребет Академика Обручева Тере-Хол — через Сенгилен (высота — 3276 м над уровнем моря) Качык — Нарын — через Тану-Ола — Хол-Оожу — Доора — Эле-гест — Кызыл (всего 2040 км);

— создание организационной формы управления массовым туризмом (1945—1970 гг.), период характеризуется открытием Областной детской экскурсионно-туристской станции (ОДЭТС) 5 июня 1955 г., которая начала функционировать как центр управления ту-ристско-краеведческой деятельностью в ТНР. В этот период наиболее развивается самодеятельный и школьный туризм как форма

закаливания организма и познания родного края среди населения и как педагогическое средство всестороннего развития личности в школе;

- общественно-государственное регулирование планового, самодеятельного и детско-юношеского туризма (1971 г. - до распада СССР). В этот период развитием планового (коммерческого) туризма занимаются Совет по туризму и экскурсиям, БММТ «Спутник» ОК ВЛКСМ, самодеятельного туризма - Федерация туризма при совете по туризму и экскурсиям, детского туризма -Республиканская станция юных туристов и органы образования;

- современное развитие туризма, которое характеризуется переходом самодеятельного массового туризма к коммерческой форме организации туризма в Туве, т. е. наблюдается постепенный распад туристско-краеведческой деятельности в связи с перестройкой в стране. Школьный туризм вследствие экономических и социальных изменений значительно сократился, особенно в общеобразовательной школе, но все-таки выжил, и существуют надежды на его дальнейшее развитие как с сохранением традиционных форм, так и с появлением новых.

Примечания

1. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм : учеб.-метод. пособие. 2-е изд., стер. М. : ФЦДЮТиК, 2008. 600 с.

2. Сердобов Н. А. Народное образование в Туве. ТНИИЯЛИ, 1953.

3. Там же.

4. Архивные документы по народному образованию Президиума Малого хурала ТНР.

5. Детский туризм в России : очерки истории 1918-1998 гг. / под ред. Ю. С. Константинова. М. : ЦДЮТур МО РФ, 1998.

6. Сердобов Н. А. Указ. соч.

7. Смирнов Д. В. Становление системы дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов : монография / Учреждение РАО «Ин-т содержания и методов обучения», Ин-т развития образования Кировской области. Киров, 2011. 251 с.

8. ТРА. Ф. 79. Оп. 1. Д. 135. Л. 5.

9. Там же. Д. 113. Л. 220.

10. ТРА. Ф. 22. Оп. 1. Д. 456. Л. 70-73.

11. ТРА. Ф. 279. Оп. 1. Д. 9. Л. 64-71.