Примечания
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2009. 36 с.
3. Нечаев М. П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2011. 40 с.
УДК 304.2; 316.43; 371.485; 379.85; 908
Е. С. Никитинский, Д. В. Смирнов, Е. И. Тарасенко, А. Г. Шаяхметов, Р. П. Шер, В. П. Фомин
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН НА 2015-2018 гг.
Представлены концептуальные подходы развития детско-юношеского туризма в Республике Казахстан. Определены цели и задачи, стратегические направления развития детско-юношеского туризма на 2015-2018 гг. Дан анализ состояния детско-юношеского туризма и краеведения в Казахстане. Описаны механизм и этапы реализации концепции.
There are shown conceptual approaches to the children and youth tourism development in the Republic of Kazakhstan. The authors define purposes, tasks and strategic directions of children and youth tourism development for 20152018. The article presents the analysis of tourism and local lore activities condition in Kazakhstan. The mechanisms and stages of implementation of the concept are described.
Ключевые слова: детско-юношеский туризм, социальное пространство туризма и краеведения, педагогическая система, условия развития, критерии оценки, содержание туристско-краеведческих мероприятий, эффективность туристско-краеведческих мероприятий, детские объединения, ресурсные центры, подготовка кадров.
Keywords: children and youth tourism, social space of tourism and the study of local lore, pedagogical system, development conditions, criteria of an estima-
tion, content of tourism and local lore activities, efficiency of tourism and local lore activities, children's associations, resource centers, training.
Основанием для разработки Концептуальных подходов к развитию детско-юношеского туризма в Республике Казахстан на 2015-2018 годы послужили:
Реализация положений Конвенции ООН о правах ребенка, Законов Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», Посланий Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана», «Построим будущее вместе!», «Казахстанский путь - 2050».
Цель, преследуемая разработчиками:
• Формирование единого подхода к развитию детско-юношеского туризма как комплексной учебно-воспитательной системы педагогически организованной деятельности, направленной на патриотическое воспитание, на всестороннее развитие личности и формирование здорового образа жизни.
• Определение стратегических направлений для создания открытого информационного, образовательного, социального пространства детско-юношеского туризма, привития навыков трудовой, общественной деятельности, поисковой и исследовательской работы, профессиональной ориентации, социальной адаптации.
Задачи:
• Создание условий для развития детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсионной работы в современных условиях.
• Повышение безопасности, качества организации и уровня педагогической эффективности проводимых туристско-краеведчес-ких мероприятий со школьниками.
• Расширение контингента детских объединений, использующих формы туристско-краеведческой деятельности в своей работе.
• Обеспечение возможности участия детских коллективов с различным контингентом учащихся, в том числе детей с ограниченными физическими возможностями и воспитанников детских домов и школ-интернатов, в туристско-краеведческих мероприятиях различного уровня.
30
• Создание в регионах ресурсных центров по туристско-крае-ведческой работе со школьниками для укрепления системы поддержки, подготовки и переподготовки туристских и краеведческих педагогических кадров.
• Обновление содержания туристско-краеведческих мероприятий в контексте культурно-образовательного и социально-педагогического проектирования и компетентностной модели образовательного процесса.
• Широкое использование профориентационных возможностей туристско-краеведческих форм работы учащихся в области туристского менеджмента.
Механизм реализации:
• Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение принципов развития детско-юношеского туризма в Республике Казахстан.
• Разработка критериев оценки качества и результативности деятельности организаций детско-юношеского туризма.
• Разработка региональных планов по развитию детско-юношеского туризма.
Срок реализации - 2015-2018 гг.
Ожидаемые результаты:
• Будет создана эффективная система развития массовой ту-ристско-краеведческой деятельности среди детей и учащейся молодежи.
• Будут созданы условия для получения качественного непрерывного туристско-краеведческого образования.
• Будет обеспечено широкое вовлечение детей и молодежи к реализации проекта Республиканского слета экспедиционных отрядов "Менщ Отаным - ^азацстан".
• Будут внедрены новые педагогические, информационные и здоровьесберегающие технологии.
• Эффективная система научного и учебно-методического обеспечения туристского направления повысит уровень качества работы педагогов дополнительного образования.
• Будет разработана и внедрена система подготовки общественных и педагогических кадров туристского направления.
• Будет улучшено материально-техническое обеспечение организаций детско-юношеского туризма, откроются загородные ту-
ристские базы для организации круглогодичного отдыха детей в каникулярное время и выходные дни.
• Увеличится процент вовлечения детей в массовые виды спорта и туризма. Увеличится охват занятостью несовершеннолетних в свободное от учебы время.
• Расширятся знания по вопросам здорового образа жизни, профилактики и предупреждения употребления алкоголя, курения и наркомании среди детей и учащейся молодежи.
• Повысится экологическая культура через практическое познание учащимися родного края, знакомство с памятниками истории и культуры, с окружающей природой.
• Снизится число детей и учащейся молодежи, употребляющих наркотики и другие вредные вещества.
• Снизится число правонарушений среди детей и учащейся молодежи.
• Будет увеличен охват детей с ограниченными возможностями.
• Будет внесен большой вклад в восстановление экологического баланса и биоразнообразия водоемов и рек Казахстана через проведение ежегодных республиканских экологических акций.
• Расширится международное сотрудничество по вопросам детского-юношеского туризма.
Введение
Концептуальные подходы к развитию детско-юношеского туризма в Республике Казахстан (далее - Концептуальные подходы) разработаны в свете решения очередных задач, поставленных Главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в Посланиях народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана», «Построим будущее вместе!», «Казахстанский путь - 2050».
Стратегическое развитие страны во многом определяется ролью человеческого капитала в социально-экономическом развитии, которое невозможно без эффективного потенциала молодежи.
Информация о сети и контингенте организаций дополнительного образования
Л» Регион Сеть В I.M, сели Ко нхн HIPJfT В т,ч, село Дворцы, дока школьников Станции иных натуралистов Стакцкн юных туристов Станции юных техников Школы искусств, худ.шкплы Оздоровите ль ныне лагеря Двор иные к лупы (гор.,таща)
Сеть Ко нт Сеть Ki) ln- Сеть Ко нт Сеть Копт Сеть Ко ит Сеть Конт Сеть Конт
1 2 3 4 6 7 8- 9 lO 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 Акмолинская 51 25> 24622 85351 18 13540 1 164 0 0 1 272 21 3767 4 43 5 4 6 2525
2 АкпоБинская 55 24 4Ü852 14492 14 17331 1 630 1 720 2 1462 21 9280 10 5048 9 6381
3 Алмаганская 71 50 32772 14463 8 6377 1 671 1 450 2 1013 24 4261 34 13390 1 6610
4 Afbqs ау екая Ш 25 15993 8704 4 4660 1 840 0 0 1 20 25 6775 4 3698 0 0
5 В КО 117 59 73 3 25 20075 25 20800 5 2227 1 105 4 2600 41 17500 34 20050 6 12043
6 ЗКО 57 41 53107 15527 16 34873 1 522 14 10888 2 995 23 5538 0 0 1 291
7 Жамбыпская 63 49 4! 354 36588 13 15731 2 169? 0 0 7 5835 25 8539 10 6974 6 2576
8 Кар агаидин:; кал 52: 16 4330$ 3562 17 24083 1 607 0 0 1 450 37 15169 0 0 2 8000
9 Ко станайскал 56 38 4ё989 18025 17 24984 1 285 0 0 2 640 20 6303 14 9950 2 48 2 7
10 Кьг?ьшорд=тс к ал 25 25 34615 22590 16 24351 0 0 0 0 0 0 11 4552 9 5712 G 0
II Мангастауская И 6 21154 3973 2 13989 0 0 0 0 0 0 9 7175 0 0 0 0
12 Павлодарская 4? 24 30202 6436 13 20026 1 633 1 659 2 1131 18 5110 6 1326 6 1317
13 ^КО 453 30 20108,- 6973 7 6098 2 795 1 210 0 0 26 8360 0 0 12 4645
14 ЮКО 75> 25 81199 34170 15 32010 1 5760 13 3751 0 0 29 10829 21 28849 0 0
15 г. Атматы 34 0 32045 0 10 22825 1 2025 2 1632 0 0 21 5563 0 0 0 0
Ii г. Астана 12 С 25738 1224 3 18834 0 0 1 669 1 840 6 4171 1 1224 0 0
17 Республккзкекке 1 0 4806 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 4SG6 0 0
ИТОГО: 833 441 629т (23,9%) 215741 198 30Ü512 (11,4%) 1У М85В (ßfiVo) 35 19QS4 ф,7¥») 25 15258 (OiPo) 357 122892 148 105381 (4%) 51 492 J 5
U» U»
Республика Казахстан признана мировым сообществом как государство с рыночной экономикой, весомый вклад в развитие которой вносит и туристская отрасль.
В Казахстане туристско-краеведческое направление рассматривается как существенная составляющая инновационного развития страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.
Учитывая приоритетное развитие внутреннего туризма в рамках поставленных государством задач по развитию туристской отрасли, одним из основных направлений является развитие активных видов туризма путем широкого вовлечения подрастающего поколения в этот процесс.
Общеизвестно, что при научно-техническом и социальном прогрессе увеличивается потребность в усвоении человеком большого объема разнообразной информации, быстром обновлении знаний, совершенствовании умений. В этих условиях резко возрастает роль туристско-краеведческой деятельности, которая интегрирует в себе все основные педагогические процессы.
В мировой практике самодеятельное туристское движение и детско-юношеский туризм представляют собой уникальное социальное явление.
Общими отличительными чертами европейских детских и молодежных центров туризма являются богатая экскурсионно-позна-вательная программа и широкий спектр спортивно-оздоровительных услуг.
В учебных заведениях Англии, Франции, Германии, Австрии и других стран при изучении отдельных предметов педагоги используют в работе с учащимися пешеходные прогулки и поездки в окрестности. Такие методы позволяют обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально.
В целях обеспечения многостороннего развития личности во Франции и других европейских странах широко практикуется и щедро субсидируется бюджетными средствами образовательный молодежный туризм.
В Словакии успешно реализуются и пользуются спросом как у родителей, так и у детей программы детского туризма с включением экскурсий по таинственным пещерам, виндсерфинга, верховой езды или скалолазания. 34
Сеть организаций дополнительного образования
(ГОрОД, СеЛО) (на ю ноября 2014 года)
г.Астана г. Алматы ^ ЮКО СКО
Павлодарская Мангистауская Кызылординская Кастанайская Карагандинская Жембылская ЗКО ВКО Атырауская Алматинская Актюбинска я Акмолинская
12
10
34
25
18
30
24
23
25
18
16
14
16
■ 10
25
* 21
24
38
42
41
34
22
29
I 54
149
50
59
58
Республиканские организации-1
Всего - 833
■ Село - 441 Город - 392
В Японии во время школьных каникул ученики выезжают для обучения различным народным промыслам. Такие экскурсии, с одной стороны, воспитывают уважение к труду, расширяют представления школьников об экономическом потенциале страны. Они могут быть совмещены с рассказами об истории тех или иных отраслей, а также о программах развития страны. С другой стороны, подобные поездки могут иметь важную утилитарную цель - помочь школьникам с выбором будущей специальности.
Особую популярность среди молодежи в Канаде, Кении, США, Китае приобретает посещение заповедников и национальных парков.
Молодежный туризм стал неотъемлемой чертой образа жизни молодого поколения в Германии. К услугам молодежи - широкая сеть молодежных туристских баз внутри самой Германии (более 600, они объединены в Союз германских молодежных туристских баз), расположенных, как правило, в наиболее живописных местах, а также свыше 400 домов для юных любителей природы, пребывание в которых обходится молодым немцам весьма недорого.
Главная цель созданной по инициативе ЮНЕСКО Ассоциации международного удостоверения - ШС - содействовать развитию молодежного туризма. Введение единой карточки с фиксированным сроком действия (16 месяцев) стало простым, но достаточно эффективным шагом на пути создания целой системы льгот и скидок, прямой доступ к которым значительно расширил возможности молодежного туризма. Владельцы карт могут получить скидки на посещение музеев и экскурсий.
Туризм - это одна из самых эффективных форм организации содержательного отдыха и занятости молодого поколения.
В целях обеспечения прав личности на развитие и самореализацию, расширения возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и молодежи, развития их мотивационного потенциала, конкурентоспособности личности, общества и государства осознается необходимость в принятии Концептуальных подходов к развитию детско-юношеского туризма, включающих комплекс организационно-педагогических, методических, научно-исследовательских мероприятий.
Концептуальные подходы предполагают обеспечение всестороннего развития подрастающего поколения, утверждение здорового образа жизни, создание условий для занятий туристско-крае-36
ведческой и экскурсионной деятельностью, профилактику вредных привычек и правонарушений, приобщение детей и юношества к патриотическому наследию своей Родины.
Концептуальные подходы направлены на решение ключевых задач социализации и саморазвития подрастающих поколений через расширение возможностей детско-юношеского туризма в стране и развивают основные принципы воспитательной политики Казахстана, определенные Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», Государственной программой развития образования и др.
Концептуальные подходы являются документом, определяющим общую стратегию, цель и задачи государственной политики, направленной на массовое вовлечение обучающихся школ в тури-стско-краеведческую деятельность через походы, путешествия, экспедиции, экскурсии и клубную работу, и составлены с учетом приоритетов развития внутреннего туризма.
Данный документ предусматривает подходы к совершенствованию управления системой детского и юношеского туризма на принципах разграничения компетенции между органами управления образованием, физической культурой, спортом и туризмом, молодежными и общественными организациями туристской направленности, между органами государственной власти в центре и на местах.
Реализация Концептуальных подходов будет способствовать повышению привлекательности и обеспечению основных аспектов развития инфраструктуры детско-юношеского туризма, созданию эффективного механизма государственного регулирования и поддержки этой отрасли.
1. Анализ состояния детско-юношеского туризма в Республике Казахстан
Государственная сеть детских учреждений туристско-краевед-ческого профиля в Казахстане сформировалась в XX в. Ее развитие убедительно доказало педагогическую целесообразность использования туризма и краеведения как эффективного средства познания окружающего мира при любых политических и социально-экономических системах.
Регион всего детей, занятых в кружках тур неге ко- краевед чес ко го направления
всего станции юных туристов другие организации ДО. имеющие кружки туристско-краеведческой направленности школы, имеющие кружки туристсок-краеведческои напр а в л е нно с тн
в них кружков в них детей в них кружков в них детей в них кружков в ftttí детей
1 2 4 5 7 8 10 11
Акмолинская 2549 0 0 19 516 176 2033
Актюбинска я 2975 19 720 1S 155 154 1500
Алматпнская 5797 4 450 4 127 31? 5220
Атырауская 525 0 0 2 80 29 445
ВКО 306>3 7 105 ZB Б70 123 2123
Жамоылская 5711 0 0 1S 43 64 35 1347
ЖО 13933 569 10338 11 íes 151 2877
Карагандинская 4340 0 0 Z3 543 223 4306
Ко ста на некая 3001 0 0 17 473 Ш 2523
Кызыл ор дн некая 1248 0 0 13 745 27 503
Л Га нг пстатская 744 0 0 2 110 36 634
Павлодарская 3131 и 659 21 743 133 1729
СКО 2061 14 210 14 210 107 1641
ЮКО 11261 23S 3751 9 350 331 7160
г.Алматы 4631 102 1632 128 ZD4B 43 951
г.Астана 1606 23 669 4 ВО 35 347
Итого: 67120(2,6%) 994 19084(0,7%) 331 12102(0.5%) 2168 3 5844(1 Л°Ь)
Охват детей дополнительным образованием -2 244 727 (85,2 %) детей (по состоянию на 10 ноября 2014 года)
Организации дополнительного образования -
629 200 (23,9%)
детей
Спортивные секции в школах -
«
654 003 (24,8%) ребенка
Всего
2 629 904
*
Кружки по интересам при школах -
961 524 (36,5%)
ребенка
В настоящее время в республике туристско-краеведческую образовательную деятельность осуществляют 35 станций и центров юных туристов-краеведов, в них занимаются 19 084 школьника. В туристско-краеведческих кружках и объединениях общеобразовательных школ - 35 844 школьника, во дворцах, центрах творчества детей - 12 192 школьника в возрасте от 7 до 17 лет. В целом туристско-краеведческим направлением охвачены 67 120 детей, что составляет 2,6% (в 2004 г. - 1,6%) от общего количества школьников.
За последние десять лет наблюдается положительная динамика развития туристско-краеведческого направления (2004 г. - станций - 9, охват - 5033 ребенка, 2014 г. - станций - 35, охват -19 084 ребенка).
Проводятся республиканские и областные соревнования, слеты и конкурсы туристско-краеведческой направленности. Проведение таких мероприятий способствует развитию творческих способностей, формированию устойчивых интересов и ранней профессиональной направленности детей и подростков.
Юные ориентировщики и скалолазы Казахстана являются чемпионами и призерами Азии, Европы, мировых кубков и первенств.
Детский туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации.
Свыше 800 тысяч детей и подростков участвуют в реализации различных программ туристско-краеведческого движения учащихся: «Атамекен», «Болашак», «Жас ¥рпак», «Ш^гыла», «Туган елге тагзым» и др.
В рамках туристско-краеведческой экспедиции школьников «Менщ Отаным - ^азакстан» ежегодно проводятся десятки пеших, лыжных, водных, велосипедных походов, экспедиций и экскурсий по самым различным маршрутам, в которых участвуют тысячи юных туристов и их взрослых наставников. Проводятся разнообразные соревнования, турниры, слеты и прочие акции в сфере спортивного, краеведческого, оздоровительного туризма, экологии, геологии.
Организуются экскурсии школьников «От достопримечательностей родного края - к святыням Казахстана», начиная от мест-40
ных природных и исторических памятников до столицы нашей Родины - г. Астаны и других регионов страны.
Солидный арсенал различных форм туристско-краеведческой деятельности накопил Западно-Казахстанский областной Центр детско-юношеского туризма и экологии. Созданный в 1960 г., к настоящему времени он стал одним из ведущих организаций дополнительного образования Казахстана в этой сфере. Из 35 центров туризма 14 находятся в Западно-Казахстанской области.
При Центре действуют казахстанское отделение Московской международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, общественное объединение «Детская академия развития», изостудия «Этюд». Стало доброй традицией проведение мероприятий республиканского и международного уровня на базе Центра.
Особую популярность получила водная экспедиция школьников «Жайьщ - Урал». За прошедшее время она преобразовалась из агитационно-пропагандистской акции в комплексную туристс-ко-экологическую экспедицию со своей системой и структурой, стала мощным стержнем экологического движения, объединяющего значительное количество молодежи как Западного Казахстана, так и прилегающих к Уралу и его пойме других регионов России.
В программу этого мероприятия входят эколого-краевед-ческая экспедиция «Малые реки Приуралья», акции «Таза ауыл» («Чистое село»), «Зеленый парус Приуралья», «Посади свое дерево, турист», соревнования по бердингу (спортивная орнитология) и экологическая экспедиция «Памятники природы ЗКО».
Традиционным становится обмен информацией о развитии детского туризма между акиматом Мангистауской области и администрацией г. Байконур в рамках проведения ежегодного международного форума «Развитие туризма в Прикаспийском регионе».
На базе областного центра «Экотуризм и краеведение» Павлодарской области успешно реализуется проект туристской экспедиции «Менщ Отаным - ^азацстан». Учебный процесс данного центра ориентирован на достижение высоких личных и командных результатов в краеведческой работе, а также туристско-спортивных навыков.
Одним из эффективных методов решения физического, духовного и социального оздоровления, познания Родины, раскрытия творческого потенциала и усовершенствования спортивных достижений является активное привлечение детей и молодёжи к спортив-
41
но-оздоровительным передвижным палаточным лагерям и путешествиям. Ежегодно в республике организуется свыше 1 300 профильных, юрточных, палаточных лагерей, в которых получают туристские навыки и оздоравливаются более 140 тысяч детей.
В организациях образования республики работают 7 668 заместителей директоров школ по воспитательной работе, 18 402 педагога дополнительного образования, в том числе, 851 педагог ту-ристско-краеведческого направления.
всего педагогов туристско-краеведческого направления с высшим с педагогическим образованием с высшим профессиональным образованием со средним специальным педагогическим образованием со средним специальным профессиональным образованием
84
42 27
Средний возраст специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей, за последние годы «помолодел» на 13 лет и составляет сегодня 40 лет, причем 46% из них - мужчины.
Вместе с тем анализ ситуации и факторов, влияющих на развитие детско-юношеского туризма в Республике Казахстан, позволяет обозначить основные причины, затрудняющие ускоренное развитие данного направления в республике.
Несмотря на то, что за последние десять лет число организаций дополнительного образования туристского направления в целом увеличилось на 26 единиц, отмечается отсутствие таких организаций в Акмолинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской и Мангистауской областях.
Особую тревогу вызывает техническое состояние зданий, в которых находятся организации детско-юношеского туризма. Морально устарела или полностью утрачена материально-техническая база детских туристских организаций, испытывающих хронический дефицит капитальных вложений.
20 центров расположены в приспособленных помещениях. Более 50% организаций требуют капитального ремонта. У десяти цен-42
Сеть и контингент организаций дополнительного образования
(по состоянию на ю ноября 2014 года) (Всего - 833, охват- 623 200, 23от общего числа школьников)
Детские оздоровительные лагеря ] 05 381 ребенок 4%
Дворцы школьников 300 512 детей 11,4%
Станции ншм* туристов 19 084 детей
0,7%
Станции юных
Тех ИНКОВ
15 258 детей
0,6%
Детские дворовые клубы 49 215 детей 1,9%
ДетсйК школы искусств 122 892 ДРТей 4,7%
Справочно: всего дворовых клубов - 485, охват - 83 34в (3,2%),
из них при дворцах, дома школьниковг школах искусств, общеобразовательных школах - 434 с охватом 34131 ребенок, 51 - юра д. лица, охват е них- 49 215 (1,8%) детей
Сганцвнюньи
натуралистов 16 85«детей
0,6%
Я
О Й о ся к к сг
н н
СЕ)
Й о
СГ X о
о
ся
к
<т> н
н ^
Р
о о
й о
^ р §
43 р
о
я
р я
к ~
ЯС О Я й
я я
о
о
р
о
^
н
р р
3
н о
я
о
СЕ)
в
о ^
ся
ся
5|
я ©
о о\
я р
м со
С о
рз СЯ
я
о
я
СЕ)
о
^ § 21 "Но1
СЕ) СЕ>
сг я сг
о
н р
я
о
я о
ЯС
я я
<т> я
о Е
о\ я
^ 2
р й
О ра
Й * я
о р
о
^ 2 О I
Система детско-юношеского туризма испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью. Укомплектованность туристским оборудованием по всем объединениям самодеятельного туризма республики составляет около 15%.
Другая серьезная проблема, сдерживающая развитие системы детско-юношеского туризма, - недостаточное бюджетное финансирование. В Казахстане всего 833 организации дополнительного образования различных видов. Из них 35 - организации детско-юношеского туризма. Финансирование их в 2014 г. составило всего лишь 3,2% (753,2 млн тенге) от общего финансирования из местного бюджета организаций дополнительного образования, причем половину денежных средств составляет заработная плата.
Отсутствие гарантированного финансирования системы региональных и республиканских мероприятий с учащимися негативно сказывается на мотивации обучающихся и педагогов к совершенствованию образовательной деятельности, на развитии содержания деятельности, возможности увеличения контингента детей в системе дополнительного образования. Недостаточную поддержку получают одаренные в спортивном туризме дети.
Назрела необходимость в решении вопроса льготного проезда для организованных групп обучающихся в летний период, так как основные мероприятия с детьми проходят в это время. Дети из малообеспеченных семей, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, недостаточно охвачены мероприятиями детско-юношеского туризма, что осложняет их социальную адаптацию и вызывает дополнительные социальные издержки для общества.
Массовый детско-юношеский туризм не должен быть дорогим. В этом вопросе государство может выступить как крупный туроператор или регулировать эти проблемы через различные экономические рычаги.
Нуждается в совершенствовании нормативное и правовое обеспечение системы дополнительного образования туристско-кра-еведческой направленности. Недостаточность и противоречивость имеющейся правовой базы не в полной мере обеспечивают социальный статус системы, не гарантируют ее сохранение и защиту, ограничивают возможности ее развития. 44
Динамика развития сети станций и центров юных туристов
2004 год
2014 год
□
□ Село
□ □
12 000 10 000 8 ООО 6 000 4 000 2 000 0
Город Село
2004 год
2014 год
В деятельности организаций детско-юношеского туризма недостаточное внимание уделяется разработке и реализации долгосрочных программ, ориентированных на детей среднего и старшего школьного возраста. Отсутствует программно-методическое обеспечение туристско-краеведческой деятельности с группами детей с ограниченными возможностями.
Не в полной мере уделяется внимание работе по выявлению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта по организации детско-юношеского туризма.
Имеет место недостаточный уровень квалификации педагогов, специалистов, владеющих технологиями туристско-краевед-ческой направленности. Реализуемые программы профессиональной подготовки и переподготовки слабо отражают специфику направлений деятельности данной категории специалистов. За последние 3 года только 30,8% педагогов смогли повысить уровень своей квалификации по профилю туристско-краеведческого направления.
Потребность педагогов туристско-краеведческого направления в повышении квалификации составляет 69,2%. Учитывая востребованность в повышении квалификации кадров, различные коммерческие организации проводят для педагогов системы дополнительного образования детей дорогостоящие курсы, часто не обеспечивающие необходимое содержание. В связи с этим возникает необходимость разработки государственного заказа на эти цели. В основном этот вид деятельности дополнительного образования держится на совместителях-энтузиастах, средняя зарплата которых ненамного превышает потребительскую корзину.
В республике отсутствует система подготовки руководителей походов как выходного дня, так и сложных походов через семинары начальной, средней и высшей подготовки, а также инструкторов школьного туризма через курсы средней и высшей подготовки.
Одним из приоритетов воспитательной работы является формирование у молодежи активной гражданской позиции, чувства патриотизма, нравственных и лидерских качеств. Наиболее действенным средством в решении вышеуказанных задач является тури-стско-краеведческая деятельность.
Романтика туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь и удержать в этой сфере как детей, так и их родителей.
Количество станций и центров юных туристов (город, село в разрезе регионов) (по состоянию ю ноября 2014 года)
Б491
2397
720
450
1о|о 1 о|0 о 1 2
Г
У
2117
1634 1632
659
1 о | 0 1 0 58
2 О
1669
О 1 о | О
а9
г Сеть Город -14 с Сеть Село - 21 ■ Контингент Город - 8 854 Контингент Село - 10 230
Отсутствуют станции юных туристов в Акмолинской, Атырауской, Мангыстауской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской областях
Туризм, как никакая другая форма воспитательной работы, позволяет эффективно решать все задачи через подлинное самоуправление и самообслуживание детей. Именно в походах создаются уникальные условия почти полной автономности жизнедеятельности коллектива детей-туристов, которые ставят коллектив и его отдельных членов перед неизбежностью самостоятельно оценивать ситуацию, принимать решения и самостоятельно действовать. Проведение школьных экскурсий на регулярной основе является мощным стимулом для роста внутреннего туризма.
Итоги исследований казахстанских ученых показали, что среди детей и учащейся молодежи, с одной стороны, наблюдается интенсивное стремление к объединению, признанию их роли в обществе, самостоятельному выбору путей и форм самовыражения, самореализации. С другой стороны, рост гражданской инициативы подростков зачастую сдерживает отсутствие в организациях образования реальных условий для самореализации.
Среди разновидностей спортивно-оздоровительного туризма наибольшую популярность имеет пеший туризм - им хотели бы заниматься 41% опрошенных, 36% респондентов предпочли бы занятия горным туризмом, скалолазанием, 23% - водным.
Туристско-краеведческие маршруты по Казахстану хотели бы посетить 57% опрошенных, 40% - не хотят их посещать и 3% - не ответили.
Тревожная ситуация выявлена в плане нравственно-духовного, этического развития детей и учащейся молодежи.
Одна из причин такого положения кроется в недооценке воспитания и как социального явления, и как целенаправленного процесса, объектом которого является духовное, нравственное, патриотическое развитие детей и учащейся молодежи.
Ведомственная принадлежность детских туристских организаций настолько разнообразна, что не позволяет решать общие задачи и вырабатывать единые требования, тем самым осложняя участие молодежи в республиканских мероприятиях, так как одни организации находятся в ведомстве образования, а другие - в ведомствах физической культуры, туризма и спорта.
Все больше ощущаются отсутствие единого вектора целей и ослабление межведомственных связей в организации детско-юношеского туризма.
Туристско-краеведческое направление
330 кружков в 113 домах, центрах творчества детей, в них - 12 192 (0,5%) школьника
994 кружка в 35 станциях юных туристов, в них -
19 084 (0,7%) ребенка
2168 кружков при школах, в них охват 35 844 (1,4%) ребенка
Устранение имеющихся пробелов, придание детско-юношескому туризму планомерного перспективного характера, признание туристской деятельности приоритетом государственной политики позволит туристской отрасли занять важное место в социально-экономическом развитии страны.
2. Цель и задачи развития системы детско-юношеского туризма
В новых условиях развития мировой экономики туризм, в том числе и детско-юношеский, становится одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей.
Цель и задачи государственной политики, направленной на обеспечение удовлетворения потребностей детей и юношества в их физическом и нравственном развитии, приобщение к духовной культуре своего народа, изучение исторического прошлого страны, не могут быть решены без радикального совершенствования системы детско-юношеского туризма.
В связи с этим особое значение приобретает необходимость в определении новых подходов и организационных форм развития дополнительного образования туристско-краеведческого направления.
2.1. Цели
1. Формирование единого подхода к развитию детско-юношеского туризма как комплексной учебно-воспитательной системы педагогически организованной деятельности, направленной на патриотическое воспитание, на всестороннее развитие личности и формирование здорового образа жизни.
2. Определение стратегических направлений для создания открытого информационного, образовательного, социального пространства детско-юношеского туризма, привития навыков трудовой, общественной деятельности, поисковой и исследовательской работы, профессиональной ориентации, социальной адаптации.
2.2. Задачи
Реализация поставленных целей предполагает решение следующих задач.
1. Обеспечение и защита прав детей и молодежи на занятия туризмом и краеведением, на отдых и организацию свободного времени.
Общие сведения о количестве детей, занятых в кружках туристе ко-краевед чес ко го направления
Ла Регион Всего детей Станции ют.ЕХ туристок Другие организации ДО туристок о-краеведче ск ой напр авленно сти Шко, круж! крь нам ты, имеющие ки туристско- »авленно сти
Всего В них кружков В ШЕЕ детей Всего В Го1у кружков В ник детей Всего В них кружков В них детей
1 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 Акмолинская 2549 0 0 0 11 19 516 176 176 2033
2 Актюбинска» 2975 19 720 9 18 755 148 154 1500
3 Алматинская
4 Атырауская 525 0 0 0 0 2 30 29 29 445
5 ВКО
6 Жамбьшская 5711 0 0 0 20 18 4364 58 85 1347
7 ЗКО
К К ар агандинская 4849 0 0 0 7 23 543 94 223 4306
9 Костанайская 3001 0 0 0 12 17 473 191 191 2528
10 Кызь шорд ннская 1248 0 0 0 4 13 745 16 27 503
11 Мангнстауская 744 0 0 0 1 2 110 34 36 634
12 Павлодарская 3131 13 659 11 21 743 71 133 1729
13 СКО 2061 1 14 210 1 14 210 107 107 1641
14 ЮКО 11261 13 238 3751 3 9 350 252 331 7160
15 г.Аттматы 4631 2 102 1632 11 128 2048 48 48 951
16 г. Астана 1606 28 669 2 4 90 35 35 847
Итого: 67120 35 994 19084 113 331 12192 1801 2168 35844
2. Регулирование общественных взаимоотношений физических и юридических лиц с родителями (законными представителя -ми детей).
3. Определение направлений, форм и методов работы с детьми и молодежью в современных условиях.
4. Определение механизмов вовлечения подрастающего поколения в систему детско-юношеского туризма.
5. Создание условий для развития системы детского и юношеского туризма. Повышение безопасности, качества организации и уровня педагогической эффективности проводимых туристско-кра-еведческих мероприятий со школьниками. Повышение доступности программ дополнительного образования, в т. ч. для особых категорий детей.
6. Создание механизма финансовой поддержки прав детей на участие в программах детско-юношеского туризма, независимо от места проживания, социально-экономического положения семей.
7. Комплексное развитие сети организаций, использующих формы туристско-краеведческой деятельности в своей работе.
8. Увеличение охвата детей услугами дополнительного образования туристско-краеведческого профиля.
9. Обеспечение возможности участия детских коллективов с различным контингентом учащихся, в том числе детей с ограниченными физическими возможностями, воспитанников детских домов и школ-интернатов в туристско-краеведческих мероприятиях различного уровня.
10. Повышение качества детско-юношеского туризма через обновление содержания образовательных программ и технологий.
11. Модернизация системы привлечения, подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадрового состава педагогических работников (включая руководителей) и других работников системы детско-юношеского туризма.
12. Формирование эффективной межведомственной системы взаимодействия организаций общего и дополнительного образования, создание условий для плодотворного сотрудничества и гармоничного удовлетворения потребностей детей и молодежи.
3. Основные направления
Дополнительное образование туристско-краеведческой направленности должно основываться на освоении детьми и подростками современных технологий, обеспечивающих их личностное 52
и профессиональное самоопределение в изменяющемся мире, а также включение в созидание новых форм организации социальной жизни. С учетом этого необходимо развивать следующие приоритетные направления.
. О
н " « Ч
£ 0 £ о.
* «й
05 Ш
й О ¥ г
6 О & 5
Ой
х
3 н
ф
а
ф о ф
а
__ «
то 5 о а
>зГ ш ф ~ ь к
Ф X
Ч =
ф *
н 5
х о
ф га
I- о.
та
н
о х
о Й ¡2 £
О
ъс
1. Социальное партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей; межведомственная и межуровневая кооперация, консолидация и интеграция ресурсов как условие развития туристско-краеведческого направления в республике.
2. Совершенствование материально-технического обеспечения развития детско-юношеского туризма. Создание ресурсных центров туристско-краеведческой направленности, оснащенных специализированными помещениями и оборудованием.
3. Обновление содержания туристско-краеведческой деятельности через разработку новых программ, отвечающих современным требованиям, открытие новых направлений туристско-крае-ведческого профиля.
4. Информационно-мотивационное обеспечение развития детско-юношеского туризма. Функционирование единого информационного пространства формирования сообщества детей, молодежи, общественности, интересующихся и занимающихся туризмом и краеведением в республике.
5. Целенаправленная и планомерная система подготовки и переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров туристско-краеведческого направления.
4. Основные механизмы
Для решения задач развития детско-юношеского туризма требуются новые импульсы, способные не только вовлечь в эти процессы большее количество молодых людей, но активизировать поиск нереализованных резервов и возможностей молодежи. Одним из важных инструментов в реализации целей, задач развития детско-юношеского туризма должны стать механизмы, позволяющие добиться необходимого результата.
1. Совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей туристско-краеведческую деятельность в Республике Казахстан.
Для создания нормативного правового и методического сопровождения детской туристско-краеведческой деятельности необходимо разработать следующие документы:
Сведения о детях гзанятых в кружках туристе ко-краеведческого
направления (по возрасту и тендеру)
1.1. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися на территории Республики Казахстан.
1.2. Нормативы на прохождение туристских походов и спортивного ориентирования.
1.3. Методические рекомендации по организации турист-ско-краеведческой работы в организациях образования.
1.4. Методические рекомендации о деятельности туристских баз, проведении летнего отдыха в палаточном, туристском лагере.
1.5. Методические рекомендации о деятельности инструктора школьного туризма.
1.6. Методические рекомендации о проведении судейства школьных туристских соревнований.
1.7. Методические рекомендации по подготовке общественных туристских кадров.
1.8. Методические рекомендации по хранению туристского снаряжения и инвентаря.
2. Совершенствование управления системой детского и юношеского туризма на принципах разграничения компетенций между органами управления образованием, физической культурой, спортом и туризмом, молодежными и общественными организациями туристской направленности, между органами государственной власти в центре и на местах.
3. Прозрачность распределения бюджетных средств, эффективность их использования, в т. ч. за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития детско-юношеского туризма.
4. Создание механизмов привлечения сектора реальной экономики для выстраивания эффективного управления системой детско-юношеского туризма на основе государственно-частного партнерства.
5. Воссоздание системы «шефства» предприятий, организаций науки, культуры и спорта над организациями дополнительного образования детско-юношеского профиля.
6. Интеграция и кооперация ресурсов сферы образования, культуры, спорта и др. на базе создания интегрированных (или комплексных) организаций туристско-краеведческого профиля.
7. Разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия организаций различного уровня и ведомственной принадлежности в оказании услуг организаций детско-юношеского туризма.
8. Снижение ставок арендной платы для организаций, реализующих программы дополнительного образования туристско-крае-ведческого профиля.
9. Капитальный ремонт и реконструкция зданий организаций дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, оснащение учебным оборудованием, инвентарем, пособиями, компьютерной техникой и высокоскоростной интернет-связью.
10. Обеспечение необходимых научно-методических, организационно-педагогических, информационных условий для развития туристско-краеведческой деятельности.
11. Внедрение инструментов стимулирования расширения спектра программ туристско-краеведческого профиля, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, стажировоч-ные площадки).
12. Обновление содержания туристско-краеведческих мероприятий в контексте культурно-образовательного и социально-педагогического проектирования и компетентностной модели образовательного процесса.
13. Обеспечение доступа к полной и объективной информации о качестве программ, организациях, образовательных результатов туристско-краеведческого направления.
14. Широкое использование профориентационных возможностей туристско-краеведческих форм работы учащихся в области туристского менеджмента. Расширение спектра технологических и образовательных компетенций учащихся в области экономики и права на примере туристско-краеведческих форм работы.
15. Создание в регионах ресурсных центров по туристско-кра-еведческой работе со школьниками для укрепления системы поддержки, подготовки и переподготовки туристских и краеведческих педагогических кадров.
16. Развитие инфраструктуры детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма с его активным внедрением в образовательные учреждения с целью организации активного летнего и каникулярного отдыха и досуга детей, с обязательным включением в планы воспитательной работы организаций образования, в про-
57
граммы спортивно-оздоровительных, профильных туристских лагерей. Восстановление и расширение сети организаций турист-ско-краеведческого профиля от областного до районного уровня:
16.1. Центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсии, станции юныгх туристов, являющиеся организационно-методическими центрами, активно участвующими в формировании и осуществлении единой политики в области туристско-кра-еведческой деятельности, обучении и воспитании детей и юношества, организации и проведении походов, путешествий, экскурсий.
16.2. Отделыг туризма и краеведения домов (дворцов) творчества детей и юношества, обеспечивающие организацию и проведение туристско-краеведческой работы в образовательных учреждениях, организующие работу детских туристско-краеведческих объединений.
16.3. Туристские клубыг и клубыг по месту жительства, обеспечивающие организацию и проведение туристско-краеведческой работы по месту жительства.
16.4. Туристские базыг, туристские лагеря, осуществляющие туристско-краеведческую работу с детьми, юношами и девушками, пребывающими в них.
16.5. Детские туристские общественныге организации.
17. Создание организационно-педагогических условий для поэтапной реализации системы непрерывного туристско-краевед-ческого образования (детсад - школа - дополнительное образование - ПТШ, вуз).
18. Обеспечение широкого вовлечения детей и молодежи к реализации проекта Республиканского слета экспедиционных отрядов "Менщ Отаным - ^азакстан" (соревнования, походы и т. д.).
19. Обеспечение проведения ежегодных республиканских зимних и летних спартакиад по туристскому многоборью.
20. Развитие сферы дополнительного образования как социально ориентированной: поддержка туристско-краеведческих программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом).
21. Внедрение инструментов стимулирования расширения спектра программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практик.
22. Разработка и внедрение системы подготовки общественных и педагогических туристских кадров городского, областного и республиканского уровней.
23. Создание республиканского банка данных о маршрутах, туристско-краеведческих программах, педагогах, работающих в туристско-краеведческих организациях.
24. Разработка критериев оценки качества и результативности деятельности организаций детско-юношеского туризма.
25. Разработка региональных планов по развитию детско-юношеского туризма.
5. Развитие кадрового потенциала
Состояние кадрового потенциала во многом зависит от создания условий для успешной работы педагогов с детьми, а также эффективной системы повышения их квалификации. В связи с этим очевидна необходимость поиска и внедрения возможных подходов к улучшению состояния кадрового потенциала в системе дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.
Содержание социально-психологических условий для развития кадрового потенциала этого направления деятельности предполагает следующее.
1. Обновление теоретических и практических знаний педагогов в соответствии с постоянно растущими требованиями образовательных стандартов или на основе адаптационных достижений в области педагогической науки и практики.
2. Разработка обновленных программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы детско-юношеского туризма.
3. Внедрение в практику работы новых форм и методов, технологий взаимодействия с педагогическими работниками, а также способов совместной деятельности, создание условий для роста профессионального мастерства педагогов туристско-краеведческой деятельности.
4. Разработка системы показателей, отображающих качественные и количественные изменения кадрового потенциала.
5. Организация работы площадок для тиражирования лучшего опыта и практик, апробации и тиражирования авторских и индивидуальных образовательных программ, методик и технологий детско-юношеского туризма.
6. Повышение престижа педагога дополнительного образования. Развитие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности, общественное признание достижений, создание ситуаций успеха и т. п.
6. Ожидаемые результаты
Успешная реализация Концептуальных подходов решит многие задачи организационного, программно-методического, кадрового, научного, материально-технического характера и позволит добиться следующих результатов.
Будет создана эффективная система развития массовой тури-стско-краеведческой деятельности среди детей и молодежи, активизируется межведомственное сотрудничество государственных органов и организаций, бизнеса, институтов гражданского общества, семей.
Будут созданы условия для получения качественного непрерывного туристско-краеведческого образования.
Будут внедрены новые педагогические, информационные и здоровьесберегающие технологии.
Эффективная система научного и учебно-методического обеспечения туристского направления повысит уровень качества работы педагогов дополнительного образования.
Будет разработана и внедрена система подготовки общественных и педагогических кадров туристского направления.
Будет улучшено материально-техническое обеспечение организаций детско-юношеского туризма, откроются загородные туристские базы для организации круглогодичного отдыха детей в каникулярное время и выходные дни.
Увеличится процент вовлечения детей в массовые виды спорта и туризма. Увеличится охват занятостью несовершеннолетних в свободное от учебы время.
Повысится экологическая культура через практическое познание учащимися родного края, знакомство с памятниками истории и культуры, с окружающей природой.
Будет внесен большой вклад в восстановление экологического баланса и биоразнообразия водоемов и рек Казахстана через проведение ежегодных республиканских экологических акций.
Расширятся знания по вопросам здорового образа жизни, профилактики и предупреждения употребления алкоголя, курения и наркомании среди детей и учащейся молодежи. 60
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ по ДЮТ
Свыше 8оо тысяч детей и подростков участвуют в реализации различных программ туристско-краеведческого движения учащихся «Атамекен», «Болаша^», «Жас ¥рпа^», «Ш^гыла», «Туган елге тагзым» и др.
В рамках туристско-краеведческой экспедиции школьников «Менщ Отаным-Каза^стан» проводятся акции «Таза ауыл» («Чистое село»), «Зеленый парус Приуралья», «Посади свое дерево, турист», соревнования по бердингу (спортивная орнитология) и другие
Организуются экскурсии школьников «От достопримечательностей родного края - к святыням Казахстана», начиная от местных природных и исторических памятников до столицы нашей Родины - г, Астаны и других регионов страны
Снизится число детей и учащейся молодежи, употребляющих наркотики и другие вредные вещества.
Снизится число правонарушений среди детей и учащейся молодежи.
Будет увеличен охват детей с ограниченными возможностями.
Будет обеспечено широкое вовлечение детей и молодежи в реализацию проекта Республиканского слета экспедиционных отрядов "Менщ Отаным - ^азакстан".
Расширится международное сотрудничество по вопросам детско-юношеского туризма.
7. Этапы реализации Концептуальных подходов развития системы детско-юношеского туризма
Реализация Концептуальных подходов осуществляется в два этапа:
Первый этап (2015-2016 гг.)
Разработка пакета нормативных правовых документов. Анализ существующих структур, входящих в систему управлений образования областей, городов Астана и Алматы, реализующих образовательные программы детско-юношеского туризма.
Разработка региональных планов по реализации Концептуальных подходов. Разработка пилотных типовых образовательных программ и модулей туристско-краеведческого направления. Разработка программ повышения квалификации организаторов и педагогов детско-юношеского туризма. Организация и проведение научно-практических конференций, выставочных мероприятий и соревнований. Создание республиканского, областных, районных оргкомитетов по проведению туристской экспедиции школьников и учащейся молодежи "Менщ Отаным - ^азакстан".
Совершенствование республиканского научно-познавательного портала системы дополнительного образования. Развитие инфраструктуры детско-юношеского туризма.
о\ и»
международный опыт
В мировой практике самодеятельное туристское движение и детско-юношеский туризм представляют собой уникальное социальное явление
В Германии действует Союз молодежиых туристических баз. Свыше 600 молодежных турбаз и 400 домов юных любителей природы расположены в наиболее живописных местах
В учебных заведениях Англии, Франции, Германии, Австрии и других стран при изучении отдельных предметов педагоги используют в работе с учащимися пешеходные прогулки и поездки в окрестности
Особую популярность среди молодежи в Канаде> Кении, США и Китае приобретает посещение заповедников и национальных парков
Ассоциация международного удостоверения - 151С -содействует развитию молодежного туризма
► В Японии во время школьных каникул ученики выезжают для обучения различным народным промыслам
ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ
о\
Слабое развитие сети организаций дополнительного образования туристско-краеведческой направленности (20(М г.-ред.,
2014 а -ззед. За ю лет открыты всего 26)
Отсутствие системы профессиональной подготовки педагогов
дополнительного образования в высших учебных заведениях Потребность педагогов туристско краеведческого направления в
повышении квалификации составляет 69.2%
Отсутствие станций Потребность в
юных туристов улучшении условий
(в Акмолинской, размещения станции
Атырауской, (ю стани^й юных
Жамбылской, туристов нуждаются
Карагандинской, в капитальном
Костанайской, ремонте,
Кызылординской и 15 - размещены в
Мангистауской приспособленных
областях) помещениях,
ю-в арендуемых
помещениях)
1_I
Отсутствие единого Отсутствие
вектора целей гарантированного
и ослабление финансирования
межведомственных системы региональных
связей в организации и республиканских
детско юношеского мероприятий
туризма с учащимися
Слабая материально-техническая база
организаций дополнительного образования туристско краеведческой направленности (оснащенность -5(т)
Слабое программно-методическое обеспечение туристско краеведческой деятельности
МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ
1. Совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей туристско-краеведческую деятельность в Республике Казахстан
*
2. Создание механизмов привлечения бизнес структур для развития системы детско-юношеского туризма на основе государственно-частного партнерства
3. Капитальный ремонт и реконструкция зданий организаций дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, оснащение учебным оборудованием, инвентарем, пособиями, компьютерной техникой и высокоскоростной интернет-связью
Обновление содержания туристско-краеведческих мероприятий в контексте культурно-образовательного, социально-педагогического проектирования и компетентности ой модели образовательного процесса
#
5- Создание в регионах ресурсных центров по туристско-краеведческой работе со школьниками для укрепления системы повышения квалификации туристских и краеведческих педагогических кадров
6. Внедрение в педагогических вузах дисциплины «Педагогика дополнительного образования детей» в образовательных программах по подготовке педагогических кадров
7„ Создание республиканского банка данных о маршрутах, туристско-краеведческих программах, педагогах, работающих в туристско-краеведческих организациях
8. Внедрение инструментов стимулирования расширения спектра программ туристско-краеведческого профиля, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, стажировочные площадки)
#
д. Разработка региональных планов по развитию детско-юношеского туризма
ризма. Совершенствование программ повышения квалификации организаторов и педагогов туристско-краеведческого направления. Проведение комплекса мероприятий по изучению, обобщению и распространению лучшего опыта педагогов.
Организация и проведение региональных и республиканских мероприятий по направлениям детско-юношеского туризма. Построение эффективных сетевых структур системы с использованием механизмов социального партнерства во всех регионах страны. Увеличение сети детских и молодежных организаций туристско-краеведческого направления.